col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Семенко. Критика в оболочке славословий

Вот и патриарх за решительные действия…

В сети не утихает обсуждение напутствия патриарха Кирилла президенту Путину, данное им после инаугурации 7 мая. При этом комментарии в основном неадекватны предмету. Официальные ресурсы вообще не анализируют суть того, что сказал патриарх, сводя все к «благословению» и «молитвам». Либеральные же блогеры и другие, подобные им, заинтересованные лица нападают на патриарха «слева», сводя все комментарии к стенаниям и подчеркиванию того, как предстоятель славословит главу государства, а также смакуя всякие оговорки ПК. Причем непонятно, действительно ли они имели место.

Однако внимательное прочтение текста напутствия убеждает в том, что, при всех реверансах, оно содержит в себе некий более чем адекватный критический посыл.

1. Констатируется, что во главе государства сегодня стоит человек, «не стесняющийся своей веры». Это понятно, за всю историю России Церковь, пожалуй, никогда не была настолько свободна и независима от государственного контроля и давления, во всяком случае, в том, что касается ее внутренних, собственно церковных дел. При этом подчеркивается, что Путин – очень «добрый, умный, сердечный человек». Казалось бы, просто похвалил. Ан, нет! Это – грамотный переход к последующему.

2. «Вот это сочетание доброты и строгости, и принципиальности, та самая слабая точка, которая иногда мешает людям во власти достойно пройти свой жизненный путь. Потому что существует много коллизий, [когда] глава государства должен принимать иногда судьбоносные и грозные решения. И, если не принять такое решение, то последствия могут быть чрезвычайно опасными для народа и для государства. Но эти решения почти всегда связаны, в том числе, и с жертвами. И никогда такого рода решения, принимаемые во благо народа, во благо страны, не осуждались ни церковью, ни народом. И мы знаем, как много святых, угодников Божьих, которые возглавляли наше государство и которые на поле брани мужественно защищали свой народ. Достаточно вспомнить святого благоверного князя Александра Невского, близкого и для вас, и для меня. Потому что мы оба из Санкт-Петербурга. Не жалел врагов этот человек, но прославился как святой

Помогай вам Бог и дальше нести то служение, которое сам Бог на вас возложил, с любовью к Отечеству, с дерзновением, потому что иногда требуется такое дерзновение, когда через многое следует переступить, может быть, иногда через то, что в обычной жизни… как бы через это и переступить невозможно. Но вот это дерзновение, эта сила – она должна сопровождать служение главы государства, от действий которого зависит судьба страны»!

Дальше высказывание предстоятеля опять же очень грамотно закольцовывается реверансами. Важно, что они далеко не случайно носят какой-то уж совсем нарочитый характер. Чего стоит хотя бы заключительная фраза: «Дай Бог, чтобы конец века и означал конец вашего пребывания во власти!» «Как же тебя еще похвалить, чтобы ты решительно действовать начал?» – читается между строк…

Итак, что же реально сказано в выделенном нами ключевом отрывке? По сути здесь в осторожной форме, прикрытой славословиями и прочими ритуальными моментами, выражена некоторая критика. Патриарх озвучивает то, что давно уже наболело в патриотическом сообществе, очень прозрачно намекая на нерешительность и двусмысленность действий президента, связанных с СВО. Мы не раз уже указывали, со ссылкой на военных специалистов, что армия, при всех ее недостатках, могла закончить операцию и выполнить изначально поставленные президентом цели и задачи еще к концу мая 2022 года, то есть за три месяца. Но высшие политики ей этого сделать не дали.

Мы достаточно критиковали высказывания и действия патриарха Кирилла, связанные с собственно церковной политикой: экуменизм, модернистские реформы, засилье церковной бюрократии и т. д. Но в данном случае приходится признать, что в принципиальном плане он абсолютно прав, озвучивая наболевшую и действительно ключевую проблему. Другое дело, что в «напутствии» по понятным причинам не затронут сложнейший политический контекст, в котором существует Россия и ее президент, прежде всего сложный комплекс зарубежных связей и зависимостей российской элиты от внешних сил. Но это уже другая тема.

Владимир Семенко
Сайт «Аминь»
2024

Заметки на полях

  • Самара

    Св. ап. Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо несть власти не от Бога, — существую­щие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1); «Ибо на­чальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13,4). Но он же, св. ап. Павел, постоянно противился тем властям, кото­рые не были Божиими слугами и шли против его христианской совести и церковных интересов, т. е. против Христа, Которому он служил и Которого исповедовал. Вот его слова первосвященнику Анании: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону велишь бить меня» (Деян. 23,3). Когда власти предержащие запрещали ему и другим апостолам учить о Спасителе, в ответ, им было сказано: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29).

    Из этого мы видим, что властью от Бога христиане считают только ту власть, которая справедливо и разумно исполняет закон и не противится христианской совести, основывающейся на заповеди Спасителя.

    «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ве­ка сего» (Еф. 6, 12).

    Мироправители тьмы века сего — это правящие по человеческим принципам, а не по закону Божию. Тем более брань наша против тех, которые правят по принципам противления Богу и отрицания Его власти.

    Вся­кое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу — есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные и небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.

    Велика ответственность облечённого властью

    Св. ап. Павел говорит о послушании властям: «…надоб­но повиноваться не только из страха наказания, но и по со­вести» (Рим. 13, 5). Возможно ли повиноваться по совести той власти, которая противится Богу? Пятнадцатый канон Двукратного собора гласит: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденная святыми Со­борами или отцами, когда… он проповедует ересь всенарод­но и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят се­бя от общения с глаголемым епископом прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правила­ми епитимии, но и достойны чести, подобающей православ­ным».

    Тем более это справедливо по отношению к мирской богоборческой власти.(И наипаче к Церковной, когда Церковная власть стала заодно с мiрской, когда не обличает и оправдывает любой грех).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок