Речь идёт о горельефе (или барельефе?)[1], который язык не поворачивается назвать образом Богородицы, однако приходится это делать, потому что он окружён словами: «Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen». «Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных, и сейчас, и в час смерти нашей. Аминь». Наличие этой надписи говорит о том, что данная скульптурная композиция изображает Божию Матерь.
Что делает этот скандальный[2] образ на пятидесятиметровой глубине под землёй? То же, что все другие образы московского метро ― сопровождают людей, многотысячными толпами проходящих под ними и перед ними. В данном случае, при переходе со станции «Римская» на «Площадь Ильича». Интересно, не правда ли? На «Площадь Ильича» ведёт образ Богородицы. Причём, с «Римской». Тут не надо быть конспирологом, чтобы догадаться, что такие совпадения сами собой не случаются. В самом деле, какое изображение должно вести на станцию имени Ленина? Какое угодно, только не образ Богородицы. Ан нет, именно его поместили строители коммунизма,[3] простите, метрополитена и снабдили соответствующей надписью, о которой поговорим позже. «Так зачем же, зачем» поместили здесь образ Богородицы как будто обязанный притягивать взоры проходящих пассажиров к обнажённой бесстыдной рукой товарища Берлина груди Девы Марии?
Давно это было. В 1669 году встретили москвичи прибывшую с Афона Иверскую икону Божией Матери и поместили её у входа на Красную площадь. «Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название ― Триумфальные».
Так вот, если москвичи образца 1669 года установили при входе на Красную площадь икону, написанную монахом Ямвлихом Романовым[4] [оставим сумасшедшим конспирологам поиски связей между фамилией иконописца (откуда мог взяться в Иверском монастыре на Афоне в середине XVII века монах с русской фамилией?) с фамилией новых российских царей], то москвичи образца 1995 года поместили перед входом на свою подземную «красную площадь», названную в честь Ленина, образ Богородицы в разорванном на груди платье, выполненный скульптором Берлином.
Характерно, что и слово «триумф» при этом не забыли, цитирую: «Поднявшись по эскалатору, вы попадете в небольшой зал. В его конце над проходом на станцию „Площадь Ильича“ расположена ещё одна композиция: „Арка Константина, над которой парят два ангелочка“. Надпись, расположенная по краю медальона, поучительна ― „Ante Victoria ne canas triumeram“ („анте викториа не канас триумерам“), то есть „До победы не говори о триумфе!“»
https://scienceforum.ru/2018/article/2018004516
Какая победа? Какой триумф? Как связаны образ Богородицы с аркой Константина[5]? Вообще говоря, в христианской памяти они связаны напрямую, потому что благодаря победе равноапостольного Константина в битве у Мильвийского моста, в честь которой была воздвигнута эта арка в Риме в 315 году, началось триумфальное шествие христианства[6] по всему миру. Но мне не верится, чтобы об этом историческом факте хотел напомнить пассажирам метро создатель этой скульптурной композиции (его имя можно видеть на фото возле ног левого ангела), окружая изображение надписью на латыни: «До победы не говори о триумфе!» Мне не верится, что идущим на «Площадь Ильича» предлагают вспомнить положившую начало огромным христианским государствам победу Константина, борясь за которую, он увидел знамение ― Крест на небе[7]. Быть такого не может! Тогда зачем здесь эта арка?
А с другой стороны, кто знает про Константиновскую арку в Риме? Я сам о ней ничего не знал, пока не погрузился в интернет. Вообще говоря, кто задумывается над смыслом увиденных в метро и в других общественных местах изображений? Поэтому не преувеличиваю ли я? Не приписываю ли творениям художника Берлина значения, которого они не имеют?
Хотите думать так, думайте. Однако я уверен, что в одной (а может даже в нескольких) из сотен тысяч проходящих под этими образами Богородицы и Константиновой арки голов всё же возникнет мысль о названной мною между ними связи, и вызовет она ― усмешку. Почему? Потому что для этого и созданы эти образы. Не с целью возвеличивания, но для уничижения христианства помещены в переходе с «Римской» на «Площадь Ильича» образы Ромула и Рема, униженной Богородицы, Константиновой арки с надписью «не говори о триумфе». И для усиления комического эффекта они выполнены в игрушечно-детской манере.
Будто фарфоровые куклы, сидят на коринфской колонне легендарные основатели Рима. Когда они подрастут, Ромул убьёт Рема. Впрочем, и арка Константина, по словам Википедии, это ― «единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне». Брат на брата, соотечественники Константин на Максенция… А если от доисторических времён к нашим дням обратиться, то переход от Третьего Рима (как именовалась и именуется Москва в идеологических схемах) к площади Ленина это в символическом плане ― Гражданская война, которую в казачьей среде именуют Братской.
В интернете пишут, что название подземной станции «Римская» не связано с жизнью на земле, что она, цитирую, «одна из немногих станций московского метро, получивших название не по расположенному поблизости городскому объекту». Сказано коряво, не по-русски, ну так давно уже московское метро, испещрённое надписями на латинице, не русское. С чем же связано её именование? «Впервые услышав название станции, многие задаются вопросом: при чём тут Рим? Правда, когда-то Москву было принято величать Третьим Римом (после второго ― Константинополя)… Но дело не в этом. Сначала станция должна была именоваться «Серп и молот» ― в честь крупного металлургического завода, который расположен неподалёку, потом ― «Площадь Ильича». Однако на волне переименований эта площадь обрела своё прежнее название ― площадь Рогожской заставы, после чего «Серп и молот» трансформировались в «Рогожскую». Окончательное название «Римская» станция получила благодаря тому, что в ее художественном оформлении участвовали итальянские архитекторы Имбриги и Куатроччи».
https://scienceforum.ru/2018/article/2018004516
Так я и поверил, что из-за участия в оформлении станции двух итальянцев (вопрос: как они участвовали, если главным художником станции был Леонид Берлин?) её назвали «Римской». Не надо мне лапшу на уши вешать. Станцию назвали «Римской», чтобы вкупе с «Площадью Ильича» завязать духовно-смысловой узел, в котором мы пытаемся разобраться. «Римская» как напоминание о третьем Риме, то бишь Москве. Но не спешите с триумфом, христиане. Вот вам образ Богородицы. Просите Её: «молись за нас в час смерти нашей». Зачем так просить Богородицу? Затем, что вы идёте на «Площадь Ильича», и, если не вольётесь в ряды строителей коммунизма, вас ждёт смерть. А ведь так всё и было. В СССР надо было верить в Маркса-Ленина-Сталина, а тех, кто хотели жить верою во Христа, верою отцов и дедов, планомерно уничтожали.
Вы скажете, что у меня разыгралась фантазия? А не хотите посмотреть на барельеф, который в обратном направлении установлен, при переходе с «Площади Ильича» на «Римскую»?
Страшновастенько? Признаюсь, когда случалось проходить под этим образом, судорожно и тайком крестился. А проходить пришлось, по-моему, дважды. Во всяком случае, отчётливо помню две поездки в те края, когда посещал старообрядческую ярмарку в Рогожской слободе и Спасо-Андроников монастырь. Ощущение такое, будто через отверстый зев и пустые глазницы этой маски тебя проглатывает чуждая сила. Наверное, в том и заключалось участие итальянцев в оформлении «Римской», что они подсказали Л. Берлину этот образ? «Есть ли в Риме что-то заглатывающее?» ― спросил он у них. «Есть», ― ответили они и показали маску языческого бога, или так называемые «Уста истины».
Википедия: «“Уста истины” (итал. Bocca della Verità) — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (или Океана), датируемая I веком н. э. и расположенная с XVII века в нартексе церкви Санта-Мария-ин-Козмедин в Риме». Обратите внимание, читатель, где хранится этот образ. В нартексе меликитского грекокатолического храма. У нас это называется притвор. Это, конечно, не самый храм, не святилище, но то, что расположено в непосредственной близости от него, за дверью, в двух шагах. Предприимчивые жители первого Рима поставили это пугало при входе в храм для привлечения туристов.
В американском фильме «Римские каникулы» (1959) разыграна сценка с откусыванием руки героя, вложившего её в пасть Тритона. Или всё же Океана? Это разные языческие божки. Об Океане Википедия пишет: «У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего, Океан — «предок богов», именно от него «всё происходит». /…/ На крайнем западе Океан омывает границу между миром жизни и смерти, там находится вход в подземное царство /…/ У его вод был рождён конь Пегас. Эсхил называет Океана обладателем крылатого коня». Как видим, и здесь не обошлось без Пегаса. Ох уж этот крылатый конь, кругом накопытил[8]…
Итак, «Уста истины». Они работают как детектор лжи, но с небольшой разницей. Если детектор скачком самописца обличает обманщика, то «Уста истины» «откусывают» ему руку. Что может означать в символическом плане переход с «Площади Ильича» на «Римскую»? Возвращение к Третьему Риму? К вере в Господа Iсуса Христа? Если так, загляни в свою совесть всяк сюда входящий. Впрочем, Википедия называет другие назначения этой круглой мраморной плиты. Она пишет: «Маска достигает 1,75 м в диаметре, весит около 1300 кг. Глаза, ноздри и рот изображённого на диске божества выполнены в виде сквозных отверстий. Историки не могут прийти к единому мнению по поводу того, для чего был предназначен диск и как он использовался в Древнем Риме. По одной из версий, он применялся в качестве укрытия водостока в соседнем с церковью Храме Геркулеса, расположенном на территории Бычьего форума. В куполе языческого храма находился окулюс — круглое отверстие в середине крыши, через которое попадали осадки, а через диск происходило их удаление. По другому предположению, торговцы скотом использовали его для слива крови животных, принесённых в жертву Геркулесу. По наиболее распространённой версии, плита с барельефом, вероятнее всего, служила канализационным люком системы древнеримской канализации (см. Большая Клоака) или же являлась составной частью фонтана. Противники версии о принадлежности плиты к канализационному люку в качестве аргумента обычно указывают на её значительный размер. Выдвигались предположения, что на плите представлена маска Тритона (или Океана), или же фавна».
Значит, эта маска ― крышка канализационного люка? А может, кровосток, который использовали торговцы скотом для слива крови животных, принесённых в жертву Геркулесу? В любом случае выходит, что ничего более подходящего кроме этого жуткого круга не нашёл художник Берлин во всём Риме для украшения станции «Римской». Так куда же тогда идут пассажиры в переходе с «Площади Ильича» на «Римскую», осеняемые этим образом? В пасть Океана? Туда, где «находится вход в подземное царство»? В канализацию?
«Не надо нагнетать, ― скажете вы. ― На самом деле всё просто. Пассажиры идут на станцию “Римская”».
Так я вроде не нагнетаю. Я смотрю и вижу. Во-1-х, образ Богородицы, исполненный Леонидом Львовичем Берлином, я бы квалифицировал как оскорбление чувств верующих в соответствии со статьёй 148 УК РФ, а во-2-х, маска Океана (или кого бы там ни было) меня пугает, и я не хочу проходить под этим шаманским образом. А также мёртвая петля, устроенная оформителями, меня бросает в лёгкий депрессняк. В направлении «Римская» – «Площадь Ильича» пассажиров сопровождает униженный образ Богородицы, и молитва «молись за нас в час смерти». В направлении же «Римская» – «Площадь Ильича» ― крышка канализационного люка. Однако натворил делов художник Берлин…
На этом позвольте остановить краткий обзор достоинств и недостатков станции метро «Римская», на который меня подвигла заметка Маргариты Звегинцевой «О материнстве». Кстати, если ехать дальше на север по салатовой ветке, на которой расположена эта станция, прибудешь сперва на «Сретенский бульвар», а потом на «Достоевскую», о которой речь шла здесь: «Станция “Достоевская”. Выходим или едем дальше?».
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
1 марта 2025
[1] Разница между ними заключается в мере выступа из стены. «Барельеф — изображение, немного выступающее над плоскостью. Барельеф часто используется на монетах и медалях, для внутреннего и внешнего украшения архитектурных сооружений. Горельеф — изображение, сильно выступающее над плоскостью». И что теперь? Рулеткой мерить высоту выступа? ↩
[2] Русское слово «скандальный» происходит от греческого слова «скандалон», которое в собственном смысле означает «крючок в западне, к которому прикрепляется приманка», а в переносном значении оно значит «соблазн, препятствие, предмет досады». Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн (греч. «скандалон». ― Г.С.), а для еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1: 23, 24). ↩
[3] «Коммунизм ― это молодость мира, и его возводить молодым» («МЮД», В. В. Маяковский, 1926). На самом деле, коммунизм ― это приход Машиаха. Подробнее в статье «Украденная жизнь» . ↩
[4] «В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться. Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы».
https://pravoslavie.ru/209.html
↩
[5] Триумфальная арка в Риме, посвящённая императору Константину Великому, имеет три проезда (прохода), тогда как изображённая на станции «Римская» ― один. Но не будем придираться. Керамическая очень похожа на оригинал. ↩
[6] «Триумфальное шествие советской власти». Не помните такое выражение? А я помню, потому что учился в советской школе. «Триумфальное шествие Советской власти ― известный эвфемизм и одно из распространённых идеологических клише, которое в советскую эпоху обозначало процесс, как утверждалось, преимущественно мирного установления Советской власти на всей территории страны в период с 25 октября 1917 года до февраля – марта 1918 года». Вот именно, «идеологическое клише», и, если задуматься, то как установление советского строя могло быть «преимущественно мирным», когда сразу же после этого установления началась страшная гражданская война, которая длилась не до 1923 года, а до Великой Отечественной войны в виде коллективизации, индустриализации, террора, борьбы с Церковью и в других видах угнетения и уничтожения русского народа. Скажу, что она и доселе длится, для тех, кто этого не знал. Вспоминается из Есенина: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. / На перекличке дружбы многих нет». («Русь Советская», 1924). ↩
[7] Крестом начались, Крестом и закончатся государственные формы христианства. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя 30-й стих 24-ой главы Евангелия от Матфея, говорит: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси, ― то есть, крест, который светлее солнца, ― так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей. Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание ― крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. Тогда восплачутся колена: не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест; и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его, и распяли Того, Которому должны были покланяться. Видишь ли, сколь страшным представил Христос Свое пришествие? Как ободрил сердца учеников? Для того Он сперва и представляет печальные знамения, а потом радостные, чтобы таким образом утешить и успокоить их. Снова напоминая им о страдании и воскресении, Он представляет крест в блистательнейшем образе, чтобы они не стыдились и не скорбели, так как Он придет, полагая его вместо знамения. В другом же месте Писания говорится: воззрят нань, Егоже прободоша (Зах. XII, 10). Поэтому-то восплачутся племена, увидевши Того самого, Которого они пронзили. Напомнив о кресте, Христос присовокупил: узрят Сына человеческаго, грядуща не на кресте, но на облацех небесных, с силою и славою многою (ст. 30). Услышав о кресте, ты опять не представляй чего-либо печального: Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень, или окровавленные одежды».
https://bible.optina.ru/new:mf:24:30
↩
[8] Простите, опять вспомнился Есенин (дождусь ли, когда забудется?): «Словно тройка коней оголтелая / Прокатилась во всю страну. / Напылили кругом. Накопытили. / И пропали под дьявольский свист. / А теперь вот в лесной обители / Даже слышно, как падает лист» (1925). ↩
Подземка не место для размещения барельефов на религиозную тему. А такой образ, безусловно, оскорбляет чувства верующих. Надписи на латинице. Для кого? Мы не в Риме. Если бы спешащим людям кто-нибудь перевел, о чем идет речь, то они в следующий раз, возможно, предпочли бы иной маршрут. И хотя скульптура не принята в православии, к ней применимы те же требования, что и к иконе. «Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко благочестивую, потому что назначение иконы — наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинные, чувствования благоговейные, точно благочестивые. В противном случае икона будет действовать так, как бы действовал с кафедры проповедник, зараженный лжеучением или с одними познаниями литературными без познаний богословских» , — писал святитель Игнатий Брянчанинов.
«меня пугает, и я не хочу проходить под этим шаманским образом»- сказали Вы,о.Георгий. Вот-вот. Помню свой первый поход в метро,когда ехала с мамой в больницу на Ваську.Эта поездка оставила неизгладимые впечатления в пятилетнем возрасте. Там я чуть и не осталась,задавленная толпой в час пик.Какая-то крепкая рука, меня,как котенка,выдернула из-под ног спешащей толпы, уже чуть было незатоптавшей мои пятилетние косточки. Слава Богу обошлось только синяками. С тех пор не люблю это подземелье и его пугающее,замкнутое пространство и какие бы извояния там не вешали, метро напоминает мне адский коридор.