col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Потерявшему память родство ни к чему,
На закат понесли думы грешные.
Что́ родительский дом — только злоба к нему:
Юн умом, и душа незалежная.

Доли нет пановать, побежал в батраки,
«Душу й тіло» меняя на милости.
Подносил-относил и чаи, и горшки.
— Тяжела ты, стезя самостийности!

«Ще не вмерла» страна, но такий запашок
От костров, от речей укро-ариев!
Где ты, Малая Русь, освящённый исток?
На обломках твоих — Янычария.

Иеромонах Роман
6-9 апреля 2014
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • «Потерявшему память родство ни к чему» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (6-9 апреля 2014; скит Ветрово). Благодарю пред Богом батюшку о. Романа (Матюшина-Правдина) за нестерпимо горькое, но оправданное напоминание!

  • «Не зовите Русь к топору,
    Это нет, не поведёт к добру.
    Не от этого ль топора
    Умирать вам придёт пора?» (творч. зарисовка).
    …»Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8:17).

  • «На Украине ложно-власть пришла с Майданом.
    И началась тяжелая гражданская война.
    Вот только все закончилось горем и обманом.
    А значит горя нахлебаемся сполна» (творч. зарисовка). Да «на чужой, навязанной нам извне Гражданской войне — навязанной США и их евросателлитами, ястребами войны. Не станут погибшие за фашистскую Украину героями, не войдут они в историю победителями. Убивать собственный народ нельзя!»

  • «Вы, злодейству которых не видно конца,
    В Судный день не надейтесь на милость Творца!
    Бог, простивший (при людно) не сделавших доброго дела,
    Не простит сотворившего зло подлеца!» (творч. зарисовка).

  • Донецк

    Батюшка Роман, простите, дерзнул поправить….

    Где ты, Малая Русь, освящённый исток?
    На обломках твоих — Хазария.

    Читающий, да разумеет!

    Господь попускает их планам осуществлятся в силу того, что мы только по имени христиане. В большинстве своём. Критично большинстве.

  • Названный в честь святого Николая Чудотворца. Украина.

    Слава Богу за все!

    Прошу молитв святому праведному Петру Калнышевскому о мне, грешном Александре. Особенно, чтоб понять, как правильно реагировать на это стихотворение.

    Простите меня грешного.

  • МО

    Уважаемый Александр, как, по-Вашему, следует воспринимать эту информацию о святом праведном Петре Многострадальном (Калнышевском) из Википедии?

    В январе 1767 года полковой старшина Войска Запорожского низового Павел Савицкий донёс в столицу о делах кошевого атамана Петра Калнышевского, что тот, приехав из Петербурга на Сечь, имел разговор с войсковым писарем Павлом Головатым, в ходе которого было решено, что если в ближайшее время приграничные споры между Запорожьем и Новороссийской губернией правительство не разрешит в пользу Сечи, то они выберут в Войске двадцать «добрых молодцев» и пошлют их к турецкому султану с прошением, чтобы он принял Войско Запорожское низовое под свою протекцию, а казачье сообщество оповестят, чтобы все были готовы к походу, не впускали в свои границы российские регулярные команды, а с турками и татарами жили «смирно и дружно». Далее Павел Савицкий писал, что войсковой есаул после этого разговора отсутствовал в Сечи более двух недель (вероятно, объезжая Запорожье для обсуждения ситуации с паланковой старшиной).
    В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет.

  • Город, названный в честь святого Николая Чудотворца. Украина

    Благословите, отче.
    Думаю сейчас уместнее каяться, учитывая пост и военные действия.

    А историей заниматься в другое время…

    Но, раз уж затронули эту тему выскажу две мысли:
    Что касается доноса на Калнышевского — так и на вас завтра могут донести, что Вы изменник родины. Что касается правдоподобности этой информации:
    1) Сохранились документы переписки праведного Петра с преподобным Паисием Величковским. Они были в очень хороших отношениях. Казаки много жертвовали на братство святого Паисия, а он в свою очередь много их поучал. В том числе о том, что их долг — защищать православную веру и бороться с сарацинами.
    2) Вам что-нибудь известно о случаях, чтобы казаки жили под протекцией турок? Мне такая информация не попадалась.
    3) стоит учесть, что в 1768 — 1774 запорожцы участвовали в Русско-турецкой войне.

    А также хочу заметить, что в любых событиях два грешных человека всегда могут найти ту информацию, которая подпитывает именно их страсти и оправдывает их грехи.
    Например жители РФ найдут для себя подтверждение версии, что это военная операция, борьба со злом, помощь страдающим жителям Донбасса. Жители Украины — подтверждение версии, что это война, в которой разрушаются храмы и дома верующих канонической Церкви, страдают и умирают православные. Также они могут обратить внимание на то, что во всех событиях этой позорной 8-милетней войны есть вина и России. Например когда Алексей Мозговой решил провести международный антифашистский форум на Донбассе — ему запрещали. А когда все же провел — убрали. (Многие считают, что свои же).
    Кто-то еще может найти подтверждение версии, что это — геноцид населения России и Украины, в котором правительства РФ и Украины — всего лишь марионетки. Как и во время преступлений под предлогом борьбы с кв-19.

    Например украинский мобильный оператор Киевстар принадлежит трем миллиардерам с Российским гражданством (два живут в Лондоне, один в РФ). С обеих сторон могли бы использовать Киевстар как ощутимый рычаг в этой операции/войне. (Например если его отключить 26 млн абонентов без связи. Среди которых — силовики, военные, чиновники. Или наоборот — отобрать активы у их владельцев в пользу Украины). Но этого не происходит. Киевстар спокойно себе работает. И, кстати, политика блокировки русских сайтов у него жестче даже чем у турецкого Лайфа. Заблокированы даже православные сайты, которые прямо не относятся к РФ. При этом многие другие русскоязычные сайты работают. Может этому причина в том, что вышеуказанные миллиардеры связаны с Израилем…

    Также и в истории со святым Петром, если посмотреть версию с украинского сайта, все не так красиво уже смотрится. Цитирую:

    «Чрезмерная» политическая и экономическая самостоятельность атамана и казаков, собственно, и стала основной причиной расправы над Сечью. Не скрывала этого и сама Екатерина – в более позднем манифесте в оправдание разрушения Сечи: «Внедряя собственное земледелие, разрушали они тем саму основу зависимости их от престола Нашего – и мыслили, конечно, образовать из себя посреди отчизны область, полностью независимую, под собственным своим неистовым управлением».

    А до того, как был издан этот манифест, напряжённость в отношениях казаков и России нарастала «по восходящей».

    Калнышевский приказывал основывать зимовники на границах – с целью защиты территорий Сечи. Руководствуясь негласными распоряжениями Коша и лично Калнышевского, а иногда и открытыми решениями сечевой рады, в места наибольшей напряженности отправлялись казацкие залоги, отдельные запорожцы – и вступали в стычки с гарнизонами российских крепостей.

    Русско-турецкая война 1768-74 гг. несколько изменила ситуацию. В походе на турков приняли участие 11 тысяч запорожских казаков, которые с первого и до последнего дня участвовали в войне и на суше, и на море. Правительство вручило 17 золотых Медалей на Андреевской ленте Калнышевскому и старшинам.

    ***

    Что примечательно для нас, одесситов, одна из медалей была вручена Калнышевскому за успешные военные действия во главе 5-тысячного отряда запорожцев летом 1770 года вблизи турецкой крепости Хаджибей (где сегодня расположена Одесса).

    Пройдя Тилигул и Куяльник, казаки захватили несколько сёл и сожгли посёлок Аджидер (Овидиополь), заставив турецкий флот отойти от Аджидера к Аккерману. Через несколько дней запорожцы захватили предместье и форштадт Хаджибея, облегчив Второй российской армии дальнейший штурм крепости…

    В ходе той операции казаки Калнышевского освободили из турецкой неволи более 5 тысяч христиан.

    ***

    Но война закончилась – и военная поддержка украинцев была Екатерине ни к чему. Россия укрепилась на Чёрном море, а опасность от турков и крымских татар была сведена до минимума. Запорожцы вновь стали мешать.

    В июне 1775 года 100-тысячная имперская армия подошла к запорожским укреплениям. Большинство казаков в то время разошлись на промыслы или отправились проведать родных. Принимать бой не было смысла – это грозило лишь бессмысленными и многочисленными жертвами – и 85-летний Калнышевский со старшинами отправился на переговоры.

    …С тех переговоров он уже не вернулся. 25 в лет в каземате на Соловках стали последним этапом его жизни.

    http://reporter.com.ua/articles/165/

    Ранее в двух других источниках я видел другие версии.
    При нападении на Сечь:
    1) Казаки решили не затевать братоубийственную войну, поэтому не стали оказывать вооруженное сопротивление;
    2) Казачье войско не успело полностью вернуться с Русско-Турецкой войны, поэтому не было сил для сопротивления. (Украинская вики о нем).

  • МО

    Бог благословит Вас, Александр! Спасибо за развёрнутый ответ. Даже не ожидал такого. Скажу более, ничего не знал о святом Петре Калнышевском, и только благодаря Вам просветился. Хотя видел на Соловках его могильный камень, что-то где-то читал и, разумеется, забыл. Теперь он прославлен в лике праведных. В Церковном календаре нет его имени, поскольку он был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии.
    http://www.patriarchia.ru/db/text/4271101.html

    Касательно Википедии. Как ловко она группирует факты. Вот ведь и в случае Петра Калнышевского, донос о нём был в 1767 году, а арестован он был уже после русско-турецкой войны, в 1775, но при чтении Википедии возникает мысль, что арест Калнышевского связан с его «стремлением» уйти к туркам. А между тем, в 1770 году за участие в войне с турками возглавляемой им Сечи он был награждён высшим орденом империи Андрея Первозванного и званием генерал-лейтенанта. Об этом в Википедии ни слова.
    https://www.youtube.com/watch?v=SMjEWZK5_GI

    О причинах ареста вот здесь подробнее.
    Народное предание, записанное историком Яковом Новицким, гласит, что Петр Кальнышевский, узнав о приближении российских войск, как истинный христианин, пошел молиться в церковь. Народная молва указывает и на причину, почему истинно православный кошевой атаман не позволил запорожцам оказать вооруженное сопротивление – из-за боязни греха перед Богом в пролитии христианской крови. «Козак Васюра осідлав коня і подався до кошового. Прибіг, вскочив на порог і співа: „Дозволь, батьку отамане,/Нам на башті стати:/ Москаль стане із мечами,/ А ми с палашами,/ Не вибьємо палашами,/ Вибьєм кулаками,/ Нехай слава не поляже/ Проміж козаками!..“ Калниш йому і отспівує: «Не дозволю, милі братці,/ Вам на башті стати,/ Бо єдна кров, хрістіянська,/ Гріх нам проливати…»».

    Когда кошевой Петр Калнышевский вышел вместе со старшиной навстречу российским войскам, то был тут же арестован вместе с войсковым писарем Иваном Глобой и войсковым судьей Павлом Головатым.

    Дальнейшие обстоятельства складывались более чем загадочно. В манифесте Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи о вине Калнышевского говорилось лишь намёками. Ни предшествующая деятельность Калнышевского в Запорожье, ни поведение его при уничтожении Сечи, не дают основания заподозрить его в антиправительственных действиях, или хотя бы замыслах. Ни в каком преступлении он и не был действительно обвинен; тем удивительнее суровое наказание, которому он был подвергнут. В последующих документах значилась формулировка «за вероломное буйство и разграбление подданных». В чём заключалось это «буйство», оставим на совести её автора, Григория Потёмкина. Что же касается «разграбления подданных», то здесь ясно просматривается контекст борьбы запорожцев с помещиками за землю, а также то, что царское правительство считало последнего запорожского кошевого главным препятствием в освоении южных пределов империи. На данный момент нет документов, свидетельствующих об антиправительственных настроениях кошевого атамана.

    Тем самым с полной уверенность можно утверждать, что Петр Калнышевский пострадал за Запорожье, казацкие принципы жизни. Будучи кошевым атаманом, он прилагал все силы, чтобы с одной стороны сохранить все прежние привилегии вверенного ему Богом Войска Запорожского, а с другой – приспособить жизнь и уклад казаков к реалиям нового времени и к новым условиям существования в пределах Российской империи. Здесь следует отметить, что вопреки мнению многих современных украинских публицистов, Петр Калнышевский не был выразителем украинской национальной идеи и не страдал за попытку отстоять остаток украинской государственности, которая якобы сохранялась в правах автономии Войска Запорожского Низового. Последний запорожский кошевой атаман никогда ни то, что не выступал, но даже не сомневался в том, что земли Юга Украины являются составной частью Российской империи. Всячески он доказывал верность государству, в котором жил: и во время войны с Турцией и во время мира, когда искоренял антиправительственную крамолу среди казачьей «сиромы». Но при этом кошевой твердой рукой отстаивал права широкой автономии Запорожского казачества в Российской империи, используя для этой цели и личные знакомства с российскими вельможами, и мудрость дипломата, и даже применения силы в отстаивании целостности границ Запорожских Вольностей. Одним словом, Петр Калнышевский был оклеветан и пострадал за вверенный ему Богом казачий народ люд Запорожья.

    Но вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского кошевого проявилась не в войне и не в политике, а в смиренном и безропотном принятии от Господа своего креста в период Соловецкого заточения, который ввел его в Царство Небесное (Мф. 16,24).

    Арестованный кошевой атаман Пётр Калнышевский вместе с Иваном Глобой и Павлом Головатым почти год находился в московской конторе Военной коллегии, под присмотром её вице-президента Григория Потёмкина. Всевластный екатерининский фаворит в то время вынашивал планы дальнейшего расширения возглавляемой им Новороссийской губернии за счёт запорожских земель и турецких владений в Причерноморье. Калнышевский ему мешал, прежде всего, тем, что был законным руководителем автономного образования, находящегося в составе Российской империи – Войска Запорожского Низового. Потому Потёмкин и форсировал вопрос об уничтожении Сечи.

    Сперва Калнышевского предполагалось казнить, но, по ходатайству Потемкина, повелено было смертную казнь заменить вечным заточением в монастыре. По сообщению от 8 июня 1776 года, Потемкин подал на рассмотрение Екатерины предложение о пожизненном заключении запорожского кошевого атамана в Соловецком монастыре, а арестованной старшины в находящихся в Сибири монастырях, что и было утверждено императрицей. Святейший Синод получил предписание дать распоряжения соответствующим монастырям[12]. 10 июня на основе конфирмованного доклада был издан указ Екатерины II[13], и в тот же день Синод, руководствуясь решением Сената, постановил «Калнишевскаго в Соловецкой монастырь принять… и в содержании оных узников безъвыпускно из монастырей, и о удалении их не только от переписок но и всякаго с посторонними людьми обращения и о имении в том настоятелям прилежнаго надсмотрения, и о доставлении им к пропитанию получаемаго из Новороссийской губернии жалованья и о поступании с ними во всем том, как в ведении Правительствующаго Сената предписано». Отдельно оговаривалось, чтобы «в Соловецком монастыре посылаемаго туда узника содержать за неослабным караулом обретающимся в том монастыре солдат»[14].
    https://www.sestroretsk.com/main/105440/

    Согласен с Ваши мудрыми словами, Александр, что каждый ищет в информационном поле те сообщения, которые ближе всего его страстной душе. Вот и мне Дневник Алексея Мозгового, что называется, лёг на душу, и оказал на неё, страстную и грешную, самое страстное воздействие.

    А. Мозговой (из Дневника 2014-15 гг.): А пока мы убиваем друг друга, а наши палачи почти открыто подталкивают нас к убийству. Они глумятся над нами на российском и украинском телевидении, то оскорбляя украинский народ и называя его фашистом, то оскорбляя русский народ, называя его оккупантом. Из «объективных российских СМИ» не услышишь слов сочувствия к попавшим в беду украинцам. Там не скажут, кто вверг целый народ в духовную катастрофу. Да и сами русские уже не слышат своих братьев. Их, как и украинцев, усыпили «патриотической» ложью о собственном величии, разожгли мелкую национальную гордыню и спесь. Главное чем заняты СМИ — не пробудить добрых чувств между нашими народами. До чего же мы унизились, братья, оскорбляя друг друга! Разве мы настолько ослепли, что не видим настоящих врагов?

  • И ТОЛЬКО ФАКТЫ:
    «…Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…»
    Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917—1922 годах»
    *
    «Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»
    (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)

    «Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144)
    *
    «…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190).

  • А «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:11).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.