Часть третья. Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли
Часть первая: «Тлеющий конфликт»
Часть вторая: «От богохульства Пушкина к богохульству Толстого. „Пойдут от силы в силу…“»
Татьяна, Белгород: Здравствуйте. Помогите разобраться в вопросе. В одной статье в Интернете сказано такое: Недавно, например, прочитал, что отец Иоанн Кронштадский записал в своем дневнике за 6 сентября 1908 года: Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли ― этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. Лев Толстой, 80-летний юбилей которого отмечался в том году в России, был в ту пору серьезно болен. У него отказали ноги, и к гостям, приезжавшим в Ясную Поляну, его вывозили на кресле каталке. Однако же до праздника Рождества Пресвятой Богородицы великий писатель дожил, и от болезни своей излечился, начал ходить самостоятельно. Зато отец Иоанн Кронштадский скончался в том же 1908 году от мучительной болезни мочевого пузыря. Цитата окончена. Далее говорится автором статьи, что за эти призывы Иоанн поплатился жизнью. Имеет ли место данный факт в биографии Иоанна Кронштадского? В некой книге Павла Басинского: «Святой против Льва. Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды» утверждается, что такая просьба Иоанна записана лично им в его же дневнике, который якобы был издан с разрешения РПЦ. Помогите разобраться в данном вопросе, так как возникла полемика между мной и другим человеком. Я не компетентна в данном вопросе, необходима Ваша помощь. Спасибо заранее».
https://tatmitropolia.ru/talks/question_priest/?id=34619
Насколько я понимаю, Татьяну из Белгорода волнует тот же вопрос, что и Людмилу Сараскину ― молитва о смерти другого человека. Правда ли, спрашивает она, что святой Иоанн Кронштадтский молился о смерти Льва Толстого? Но в отличие от Сараскиной, риторически вопрошающей, то есть под знаком вопроса утверждающей, что христианин, молящийся о смерти других, не может называться христианином, Татьяна обращается на церковный сайт со смиренной просьбой разрешить её недоумение: правда ли, что праведник молился о смерти другого, но такой молитвой только ускорил собственную смерть?
Вопросы Татьяны белгородской и Людмилы Сараскиной характерны. Они показывают, какое христианство в нас воспитали. Интересно было бы провести опрос среди россиян (которые, как утверждают статистики, в 75-процентной массе считают себя православными) по двум вопросам. Первый. Известно ли вам, что праведный Иоанн Кронштадтский молился о смерти Льва Толстого? И второй. Угодна ли Христу такая молитва? Мне думается, что большинство ответов будут близкими, если не к недоумению Татьяны, то к мнению Сараскиной, возмущённой такой молитвой. Интересно, ошибусь я в своём предположении или нет? Если нет, значит, совершилось. Значит, нас привели в церковь, о которой писал Г. П. Федотов в 1927 году, в церковь Толстого, Пушкина, Достоевского, Есенина и т.д.
Из жития свт. Василия Великого: Василий, угодник Божий, боролся за веру Христову, когда царь Юлиан Отступник, богохульник и великий гонитель христиан, похвалявшийся истребить христианскую веру во вселенной, отправился воевать против персов. Святитель Василий молился тогда в церкви перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног Которой было изображение святого великомученика Меркурия, в виде воина с копьём. Молился же свят. Василий о том, чтобы Бог не попустил гонителю и губителю христианской веры Юлиану, возвратиться живым с персидской войны. И вот он увидел, что образ св. Меркурия, стоявшаго вблизи Пресвятой Богородицы, изменился и изображение мученика на некоторое время стало невидимо. Спустя немного времени, св. великомученик снова показался, но с окровавленным копием (обратите внимание: вернулся на икону с окровавленным копьём, то есть в крови убитого им человека. ― Г.С.). В это самое время Юлиан Отступник был поражён в сражении великомучеником Меркурием, посланным Пречистой Девой Богородицей погубить врага Божия Юлиана («1-ое письмо епископа»).
Я не без умысла привёл этот эпизод из жизни святителя Василия по тексту письма священномученика Павла (Кратирова). Может, кто из читателей и самое письмо прочтёт? Оно наводит на многие размышления. А в житии святого Василия читаем, что он молился о смерти человека. Молился в храме. Молился о смерти императора и однокашника (известно, что Василий и Юлиан учились вместе). Молился так горячо, что Богородица послала святого Меркурия убить Юлиана, и когда тот исполнил повеление, вернулся на икону с окровавленным копьём…
При чтении этого житийного рассказа такое количество недоумений возникает, что в сравнении с ними вопрос, терзающий Людмилу Сараскину и Татьяну из Белгорода, кажется детским. Да, да, в сравнении с молитвой Василия Великого молитва праведного Иоанна выглядит делом богоугодным. В самом деле, помолиться о смерти кощунника, богохульника, извратителя Христовой веры, каким был Лев Толстой, дело самое благопристойное. Почему? Да потому что, чем скорее умрёт негодный человек, тем меньше грехов он натворит, и тем меньшее понесёт наказание в вечности. Я не юродствую и не прибегаю к софизмам. Молитва о том, чтобы Бог отнял жизнь у богохульника, это ― забота о нём, которая выражена в словах Христа: А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18: 6). Как слышим, смерть для соблазнителя предпочтительнее жизни. Почему? Всё по той же причине ― чтобы меньше людей он соблазнил, потому что соблазн даже одного из малых сих, верующих во Христа, ― страшное перед Ним преступление.
Разумеется, дерзновение молить Христа о смерти других ― Божий дар, и, разумеется, святые Василий и Иоанн молились о смерти Юлиана Отступника и Льва Толстого не из личных соображений, но ревнуя о благе верующих во Христа.[1] Почему же молитва первого была услышана, а второго нет? Почему молитва святого Василия, которая должна, по всему вероятию, выглядеть в глазах Л. И. Сараскиной более бесчеловечной и нехристианской, чем молитва праведного Иоанна, была услышана Богом, а молитве о смерти богохульника Толстого Бог не внял? Но почему я сказал, что молитва святого Василия должна выглядеть в глазах прихожан церкви, о которой предвозвещал Федотов, нехристианской? Потому ли, что обагрённое не красками, но человеческой кровью копье в руке великомученика Меркурия вернулось на икону Богородицы? Не только поэтому. Признаюсь, молитва святого Василия и меня смущает. Выходит, что он принародно молился о властех и воинстве своей богохранимой страны, а в душе ― о скорейшей погибели её правителя. Это ли не двуличие? И не только двуличие, но нарушение Христовых заповедей. Сказано апостолом: Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2: 1, 2). И другим апостолом сказано: Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет. 2: 17). И ещё сказано: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13: 1, 2).
Несть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть… В случае же святителя Василия выходит обратное, а именно, молясь о смерти императора Юлиана, он не верил, что тот поставлен от Бога? Но, скажут, этот император гнал христиан. Да каким бы правитель ни был, хоть гонителем, хоть мучителем, хоть богохульником, хоть развратником, хоть злодеем, хоть язычником (позвольте напомнить, что апостолы Пётр и Павел велели молиться о царях-идолопоклонниках, от которых приняли мученическую кончину), любой правитель ― от Бога. Или всё же не любой? Юлиан был отступником, что по-гречески звучит как «апостатис» (слово однокоренное со словом «апостасия»). Богоотступник тоже от Бога? Правители-богоотступники тоже входят в число начальств, которым должно повиноваться и молиться о них?
Вижу, что ухожу от темы, заявленной в названии статьи, поэтому прекращаю разговор о правителях. Мы говорили о писателе Льве Толстом и его скорейшей смерти, которую просил у Бога праведный Иоанн. Возможна ли такая молитва? Угодна ли Богу? И возможна, и угодна, и принимается Богом, как это видно из жития святителя Василия и из Священного Писания, где отыскивается множество подобных примеров. Один пророк Илия чего стоит. «Попали Илиа иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студные пророки погуби, во обличение Ахаавово (некогда Илия, в обличение Ахаава, истребил студных пророков Иезавели,[2] и двукратно пожег по пятидесяти мужей), но бегай подражания обою, душе, и укрепляйся» (3 Цар. 18: 18–40; 4 Цар. 1: 9–15).[3] Или возьмём пример праведного Финееса, одним ударом заколовшего двоих (см. Чис. 25: 6–8). За этот поступок он был прославлен Богом в род и род до века. И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь. И вменися ему в правду, в род и род до века (Пс. 105: 30, 31).
Мне могут возразить, что эти примеры взяты из Ветхого Завета, а Податель Нового Завета, Iсус[4] Христос никого не убивал? Более того, когда ученики просили Его поступить с жителями не принявшего их селения подобно пророку Илье, Христос остановил их.[5] И не прияша Его, яко лице Его бе грядущее во Иерусалим. Видевша же ученика Его Иаков и Иоанн, реста: Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илиа сотвори? Обращься же запрети има, и рече: не веста, коего духа еста вы (Лк. 9: 53–56). Да, всё так и было, но хочу напомнить христианам, в чём состоит наша вера. Мы веруем в Господа Iсуса Христа паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, и итогом этого Суда будет духовное умерщвление, или окончательное отъятие благодати у тех, кто не был её достоин. Да, в первом Своём пришествии Господь не пришёл судить мiр, но дать ему спасение (см. Ин. 3: 17), которое состоит в даровании и приятии веры в Сына Божьего (веруяй бо в Мя жив будет и не узрит смерти во веки), тогда как Лев Толстой распространению и утверждению этой веры препятствовал. Но второе Христово пришествие будет днём окончательного и Страшного Его Суда. А там, где суд, там ― телесные наказания, смерть, тюрьма, каторга, ссылки… И всё это будет из рук Христа. Обаче враги мои оны, иже не восхотеша мене да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо мною (Лк. 19: 27). Синодальный перевод: врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Или карающий Христос не вмещается в христианство прихожан церкви, о которой писал Георгий Федотов? Ну да, Толстого начитаешься, такого христа выдумаешь, что сам сатана удивится…
Значит, и возможна, и угодна, и принимается Богом молитва о смерти тех людей, кто соблазняет верующих в Него не только в ветхозаветные времена, но и в наше время. Более того, молитва эта должна быть названа молитвой милосердия, потому что просящий о смерти другого просит Бога остановить того, кто уже не в состоянии остановиться сам, кто не может перестать грешить неверием и богохульством. Так произошло с Адамом. Смерть Адама была милостью для Адама, иначе его грех протянулся бы в вечность.
Златоуст: …мы не только не получили никакого вреда от той [Адама] смерти и осуждения (если только станем бодрствовать), но даже имеем пользу от того, что сделались смертными. Первая наша от этого [что мы стали смертными из-за греха Адама] выгода та, что мы грешим не в бессмертном теле…
Г.С.: Представьте, если бы мы жили по 500 и более лет. Сколько бы грехов собрала за эти годы душа, которая основную часть своей жизни только и делала, что грешила разнообразно и беспрестанно? Согласитесь, что смерть для такого человека ― долгожданная милость Божия. В Священном Писании говорится, что до всемiрного потопа люди жили столетиями, но Бог сократил сроки их жизни, разумеется, не по зависти, а по милости к ним. Так же, святой Иоанн, прося Бога о смерти Толстого, просил о снисхождении к нему. Это не софистика. Это на самом деле так. Но для неверующих в жизнь вечную такие разговоры похожи на издевательство над ними. И вправду, говорить прихожанам церкви Г. П. Федотова, что молиться о смерти другого, значит проявлять милость к нему, это всё равно что отнимать у них тарелку с едой, говоря, что пост полезен для здоровья. Тут, товарищи, простите, ничего поделать не могу. Нет, тарелку могу вернуть, но доказать, что существует жизнь после смерти, я не в силах. Отрицающий бессмертие сам сможет убедиться в своей неправоте, но будет поздно. Это как в истории с богачом и Лазарем. Откройте 16-ю главу Евангелия от Луки.
Златоуст: Кроме этого, нужно сказать о том, что нас ожидает бессмертие, что после кратковременных вразумлений мы безопасно насладимся будущими благами будучи приготовлены в настоящей жизни, будучи наставлены, как бы в некотором училище, болезнями, скорбями, искушениями, нищетою и другими кажущимися нам бедствиями к тому, чтобы сделаться способными к принятию будущих благ.
Г.С.: В самом деле, одно только зло на земле ― грех, или нарушение воли Божией, а всё прочее не может считаться злом. Перечисленные Златоустом состояния, как то болезнь, скорбь, искушения, нищета, смерть и другие кажущиеся нам бедствиями испытания, являются в действительности уроками благочестия, пройдя которые, мы сможем стать восприемниками будущих благ. Они-то (состояния, названные Златоустом) и есть «зло», о котором молит Церковь за великопостным Богослужением, прося приложить зла славным земли: Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли (Ис. 26: 15). Интересно, бывала ли Людмила Ивановна Сараскина в храме Великим постом? Слышала ли она эти слова? Христианство ли это ― просить зла другим людям?
Нет ничего удивительного, что в синодальном переводе Священного Писания эти слова звучат неузнаваемо иначе: Ты умножил народ, Господи, умножил народ, ― прославил Себя, распространил все пределы земли (Ис. 26: 15), потому что синодальный перевод Писания делался для прихожан церкви, где старостой поставлен Г. П. Федотов. В интернете много пояснительных материалов по этому стиху из книги пророка Исаии. Например, статья священника Валерия Духанина «”Господи, приложи зла славным земли“: о чем же мы молимся в храме Великим постом?».
Отец Валерий Духанин: Кто такие «славные земли»? Для начала вспомним, что богослужение восприняло слова эти у пророка Исайи (26 глава). Но не пытайтесь найти их в русском переводе. В храме мы слышим церковнославянский текст Библии, а это почти дословный перевод Септуагинты ― древнегреческого текста 70-и толковников. Русский же перевод в некоторых случаях ориентировался на древнееврейский масоретский текст, и потому местами расходится с церковнославянским.
Г.С.: «Местами расходится…». Отец Валерий умело обходит острые углы. Не местами, но в принципе расходятся синодальный и церковнославянский переводы Священного Писания. Правильнее было бы сказать, что эти переводы местами существенно разнятся, и пример такого расхождения перед нами. Многие места таких расхождений отмечены в тщательном исследовании иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Сличение Славянского и Руского текста Библии». Но ещё правильнее будет сказать, что не в букве, а в духе расходятся синодальный и церковнославянский переводы Библии, и попытка осмысления духовной разницы этих переводов предпринята в сочинении «Почему они поставили четвёрку с плюсом созданному Богом мiру». Но не об этом я хочу сказать, а о восприятии жизни и Бога. Оно должно быть православным, если мы хотим быть спасёнными. Наше восприятие должно быть православным, а не толстовским, которое отличается тем, что молитва о смерти другого считается антигуманным делом и жестоким попранием прав человека. Разве может любовь к другому выражаться в желании смерти ему? Это ли христианство?
Авва Феодор: Таким образом, слово зло полагается иногда в значении скорбей, как в следующем изречении: “и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори” (Иона. 3: 10). И в другом месте: “яко милостив Ты ecи, Господи, и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах”[6] (Иона. 4: 2), то есть о напастях и бедствиях, которые вынужден бываешь наводить на нас за грехи наши. Другой Пророк, зная, что эти бедствия для некоторых бывают полезны, не из враждебного к ним чувства, но из желания им спасения, так молитвенно взывает к Богу: “приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”. И Сам Господь говорит: “се, Аз наведу на них злая” (Иер. 11: 11), то есть скорби и опустошение, чтобы настоящим спасительным наказанием заставить их обратиться и прибегнуть ко Мне, Коего они презрели в своем счастии. Посему мы не можем признать бедствия существенным злом: ибо многим они споспешествуют ко благу и служат источником вечных радостей. Таким образом (обратимся к предложенному вопросу), все, что ни делают к озлоблению нашему враги наши или кто бы то ни был другой, не должно быть почитаемо злом; ибо сии озлобления не тем бывают, чем считает их причиняющий оные в раздражении сердца, но чем признает их чувство переносящего. Следовательно, если нанесена будет и смерть святому мужу, не должно думать, чтобы этим нанесено было ему действительное зло, а только нечто среднее, что для грешника хотя и составляет зло, но для праведника покой и избавление от зол. “Смерть бо мужу праведному покой, егоже путь сокровен есть” (Иов. 3: 23). Муж праведный чрез смерть ничего не теряет и ничего особенного не терпит, но что должно было приключиться ему по требованию природы, тому он подвергается по злобе врага не без награды в Вечной Жизни, и тот долг, который по непременному закону каждый должен отдать смерти, он отдает, приобретая притом обильнейший плод за свое страдание и мзду великого воздаяния. (Из собеседования аввы Феодора об умерщвлении святых).
Эти слова аввы Феодора как будто не касаются нашей темы, потому что относятся к святым, а не к славным земли. Они (слова) поясняют, как святые воспринимают постигающие их скорби и самую смерть. И мы должны учиться у них (а не у Толстого) правильному, то есть православному отношению к жизни, если хотим спасения. И славные земли тоже должны учиться этому, если желают себе блага. Но даже если они не хотят учиться и не понимают, где их истинное счастье, понимают святые, которые молятся Богу за весь мiр. Поэтому спешим успокоить Л. И. Сараскину, молитва праведного Иоанна Кронштадтского о смерти Льва Толстого это ― христианство. (Хотя боюсь, что мои слова останутся непонятыми. Но что мог, то сделал для разъяснения догматов православного исповедания. Сделать большего не в силах. Дать правую веру в Себя силен только всемогущий Бог).
«Приложи зла славным земли», ― молится Церковь за каждым будничным Богослужением Великого поста, и о. Валерий поясняет, кто такие «славные земли». Я бы хотел дополнить его слова, что славными земли могут быть названы также те, кто откликнулись на предложение, которое отверг Спаситель ― аще пад поклониши ми ся, вся царствия мiра и славу их дам Тебе (см. Мф. 4: 8, 9). Так что, если бы сила, управляющая мiровым искусством, не нашла в лице Толстого человека, согласившегося с этим предложением дьявола, то о таком «гениальном» писателе как Лев Николаевич Толстой мiр бы не знал.
Итак, одно только подлинное зло на Божьем свете ― грех. И одно подлинное благо ― спасение от греха. Молился о смерти Толстого как о его благе святой отец Иоанн, однако Бог его не услышал. Лев Толстой не только дожил до праздника Рождества Богородицы в 1908 году, но даже выздоровел, встал на ноги и смог через некоторое время выехать из Ясной Поляны в поисках счастья, которого не обрёл в своём богатом поместье. Молился праведник о благе, но Бог не послушал его. Почему?
Продолжение, даст Бог, следует.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
16 декабря 2024
[1] Апостол Павел о том же молился, говоря: таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1: 20). ↩
[2] Имеются в виду пророки Ваала и Астарты. «Далее в Третьей книге Царств сказано, что израильтяне схватили жрецов Ваала, и пророк Илья заколол каждого из них. Читая этот отрывок Священного писания, многие смущаются — а не слишком ли жестоко было казнить служителей Ваала? В чем заключалась тлетворность их религии? В начале двадцатого столетия в ходе археологической экспедиции в Палестину ирландский ученый Роберт Макалистер нашел материальное подтверждение того, что культ Ваала не только отвращал человека от Создавшего его Творца, но и заставлял совершать чудовищные преступления. Комментарий эксперта: «Во время раскопок древнего города Тель-Гезера было открыто несколько пещер, которые использовались как погребальные. В глиняных кувшинах здесь хранились останки новорожденных младенцев. Исследования показали, что детей живыми помещали в сосуды вниз головой, а затем хоронили в особом святилище. Служение Ваалу включало в себя принесение в жертву детей!» https://radiovera.ru/prorok-iliya-i-zhretsyi-vaala.html ↩
[3] «Речь идёт о подвигах ревности пророка Илии о славе Господа. Ахаав по внушению Иезавели, покровительствовал служению Ваалу и Астарте. Вследствие этого во всём царстве Израильском осталось не больше семи тысяч мужей, которые не преклоняли колен этим ложным богам и продолжали поклоняться Единому Богу, устрояя Ему алтари на высотах или служа Ему под образом тельцов. Прочие или совсем перестали чтить истинного Бога, или в одно и то же время служили Ему и вместе Ваалу. Против этого нечестия восстал Илия. Он убедил Ахаава собрать к горе Кармилу жрецов Ваала и Астарты и весь народ, упрекнул собравшихся израильтян в том, что они хромают на обе стороны, служа ныне Иегове, завтра Ваалу, или обоим вместе, и предложил им на выбор или служить одному Иегове, или одному Ваалу, смотря по тому, кто из них ниспошлёт огонь на жертву. Предложение было принято. Но жрецы Ваала напрасно целый день призывали его, — их жертва осталась нетронутой огнём. Тогда Илия приготовил жертву Господу и воззвал к Нему, моля послушать его огнём, — и чудесный огонь попалил её. Народ, пораженный чудом, прославил Господа. Посрамлённых служителей Ваала, в количестве 450, Илия приказал заклать согласно с законом Моисея (см.: Втор. 13: 1–15). Подобную строгость Илия показал в отношении к идолопоклонникам в царствование сына Ахаавова Охозии. Во время болезни Охозия послал вопросить о своём выздоровлении филистимского бога Веельзевула. Илия спросил посланных: «Неужели нет Бога в Израиле?» — и возвратил их с пути, а царю предсказал скорую смерть. Охозия два раза посылал по пятидесяти воинов схватить пророка, но каждый раз, по одному слову пророка, они истребляемы были огнём с неба. Беспощадная строгость Илии против неверных истинному Богу выше нашего подражания. Господь Иисус Христос не одобрил даже апостолов, просивших у Него позволения низвести огонь на не принявших Христа самарян, хотя апостолы ссылались на пример Илии. Ревность наша об истинном богопочтении должна иначе выражаться. Паче и прежде всего она должна быть обращена на нас самих, должна быть направлена к удалению себя от грехов подобных тем, против которых восстал Илия. Бегай, душа, подражания грехам Ахаава и Иезавели с достойным сыном их Охозией. Они сами были идолопоклонники и народ вовлекли в идолопоклонство. Кто любит тварь выше Бога, тот идолопоклонствует, следственно, виновен в грехах Ахаава и Иезавели. Страшись, душа, принимать на себя эту тяжкую вину и укрепляйся: с мужеством борись с идолопоклонническим пристрастием ко всему, что может отвлечь тебя от служения Богу и всецелой преданности Ему. Борись также с искусительным помыслом, будто можешь совместить пристрастие к твари с служением Творцу. Подобным образом рассуждали израильтяне, когда хромали на обе стороны, служили то Иегове, то Ваалу, за что обличены были пророком Илиею. В этом обличении заключается предостережение от подражания им. Но еще сильнее и обязательнее для нас предостережение Господа Иисуса: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6: 24) и апостольское: Дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4: 4). Не грех собирать земные стяжания, но грех прилеплять к ним сердце. Не грех дружиться с людьми, но грех увлекаться их богопротивными и нечестивыми мнениями и обычаями» (Уроки покаяния по Библейским сказаниям / Епископ Виссарион (Нечаев). — М., 2018, с. 314—317). ↩
[4] Пишу имя Господа с буквой «I», как оно искони писалось в руском языке и как пишется в украинском. ↩
[5] Но не остановил Господь апостола Петра сказать Сапфире: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут (Деян. 5: 9). ↩
[6] …каяйся о злобах (человеческих) (Иона. 4: 2). СлОва «человеческих» нет в этой цитате из аввы Феодора, но оно имеется в Елизаветинской Библии, где стоит в круглых скобках, что означает его пояснительную функцию. Спешу поделиться открытием. Не так давно задумался, чтО значат слова, которые читает священник перед Таинством исповеди: «Господи Боже спасения рабов Твоих, милостиве и щедре и долготерпеливе, каяйся о наших злобах…». «Как Господь может каяться о наших злобах?» ― недоумевал я. Тем, что берёт на Себя наши грехи? Но неужели эту мысль нельзя было выразить доходчивее? Или Бог раскаивается в наших злобах? Но как Он может каяться за других? Человек за человека не может принести покаяние, станет ли Творец делать это за Свои создания? Очевидно, нет. Непонятны были эти слова, и вот открылось. Оказывается, людские злобы это ― бедствия, которые мы претерпеваем согласно Божественной педагогике. Наши злобы это ― испытания и скорби, которые Господь посылает людям для спасения. При этом Бог кается, т.е. скорбит и жалеет, что вынужден «негуманными» методами нас воспитывать. Негуманными они являются для неверных, а для верующих ― вся поспешествуют во благое. «Почему нам должно неизменным сохранять твердое убеждение в том, что никому от другого не может быть нанесено зло, если только кто сам не привлечет его к себе слабостью своего сердца и малодушием, когда и блаженный Апостол в одном стихе такое же утверждает положение: „вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое“ (Рим. 8: 28). Ибо говоря: „вся поспешествуют во благое“, он обнял этим все вместе, не только такое, что считается счастьем, но и такое, что почитается несчастьем».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_desyati/6
СловА о Боге, «кающимся о злобах человеческих», встречаются также в молитве Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне. Эта молитва читается за богослужением Великого повечерия. В синодальном переводе Библии текст этой молитвы заключён в квадратные скобки (см. 2 Пар. 36), поскольку его нет в масоретском тексте, зато он имеется в Септуагинте. «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль, и семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их. /…/ Безмерна же и неизследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь Вышний, благоутробен, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах человеческих». ↩
От чего же не порассуждать о властях, кои от Бога, о тех следует молиться, Апостол Павел и уточняет о существующих на тот момент властях, а аще не от Бога, о тех стит ли молиться или может стоит молиться молитвой Василия Великого, но надо соответсвовать званию христьянина, которое носил святитель.Вопрос в том какой власти народ действительно заслуживает, отвергнувши власть Бога, получает закономерно власть саулов и юлианов отсупников, но это вовсе не означает, что она от Бога и богоугодна, ибо народ сам такую власть (включая Церковную) своим отсупничеством выбрал.Сейчас то же самое и будет еще.
Еще сказано: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. … 1 Ин. 4-1:3 .Попущением Божиим и антихрист придет к власти, но это не означает, что за нее нужно молиться. Речь идет вообще об институте власти, как Богом установленной форме взаимоотношения сотворенных существ видимого и не видимого миров.
Михаил Самара,простите Бога ради,но не пойму,почему вы говорите,что молиться нужно выборочно,разве не о всех,тем более о врагах заповедовал нам Господь молиться?
А по поводу О.Иоанна Кронштадтского,думаю,что не лишён он был,как известно вспыльчивого характера и со своей гневливостью не расстался до конца дней, но каялся об этом.Он же не бесстрастный, а праведный…Бесстрастных уже давно нет и не будет. Так, потому, его молитвы были горячи и могли быть сверх того,что конечно влияло и на его здравие. Его здоровье всегда было,особенно в последние годы не важным и быть может,чувствуя свой уход,так переживал,на кого нас оставит и не хотел,чтобы Лев продолжал коптить жизнь людям,по человечески понятно. Бог услышал его молитву,но решил по своему человеколюбию, дать возможность болящему Льву выздороветь с надеждой,что хоть может так он образумится.Отец есть отец,много пытается нас спасти,но жаль,что ни так ни сяк,не захотел человек смириться. А отцу Иоанну, по его бойкому характеру,свое средство,которое он вынес и остался верным до конца. Св. отче Иоанне, моли Бога о нас!
Анне. Христос о своих личных врагах нам заповедовал молиться, а не врагах Церкви и Государства. Вы же читаете Писание ежедневно, толкования на них,читаете Псалтирь? отложите Сурожского, Шмемана и прочих модернистов [а лучше сожгите и не берите больше в руки и не читайте еретических книг]Ппрочтие, помолясь, еще раз, место где Господь молится в Гефсиманском саду, о всех ли и о ком просит Господь на Кресте не вменять им греха, не о первосвященниках же, которых Он обличил, назавав их б-гом дьявола.Тогда все будет понятно
Государстве, в котором правят, а не крИвят благочестивые государи и князья, а не развратители и губители душ христианских,творящие непотребства на соблазн братий, о таком Государстве идет речь.
Бесстрастных уже давно нет и не будет Анна бесстрастных вообще не существует и никогда не было, страсти бывают укоризненными (греховными) и безукоризненными (естественными): усталость и желание спать, голод, жажда, коим и Сам Господь наш во плоти был причастен, понеся наши немощи.Если человек себя мнит кем либо, то это уже прелесть, коей мы все грешные человеки причастны.Только Бог Один безстрастен и жив свят и во веки веков и жизнь и смерть в Его деснице. Наше же дело терпеть и просить смирения у Бога Истинного.
Михаил. Благодарю. Задумаюсь.
А если бы Толстой, все-таки покаялся в последний момент, как тот разбойник на кресте. Поэтому, наверное, только Богу решать, когда кому умирать. А так получается, что уже в этой временной жизни на земле кто-то суд вершит и смерти кому-то просит…
Всё верно, Виталий. Зачем судить преступника, если он может «в последний момент, как тот разбойник на кресте», покаяться? Оставим «Богу решать, когда кому умирать». «А так получается, что уже в этой временной жизни на земле кто-то суд вершит и смерти кому-то просит…». Точно, нельзя этого делать. Более того, нужно все суды закрыть, а заключённых отпустить, потому что они могут, как тот разбойник на кресте, покаяться. Ещё Вы могли бы процитировать слова Христа: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). На основании этих слов Вы можете требовать закрытия всех судов. Если вдруг увидите, что где-то кого-то судят, так сразу эти слова, бац, как неопровержимый аргумент приводите.
Вам сколько лет, Виталий?
Согласна с Виталием и тоже считаю, что Бог все Сам видит и знает, когда кого призвать, не нам устанавливать пределы чьей-то жизни, как бы нам этого порой ни хотелось. Для любого грешника смерть — милость Божия, если она спасет его от ада, но спасет или нет знает только Бог.
//Бог все Сам видит и знает, когда кого призвать, не нам устанавливать пределы чьей-то жизни, как бы нам этого порой ни хотелось.//
Разумеется, Бог Сам всё знает. И как бы горячо кто ни молился, Он всё равно сделает по-Своему. Вот праведного Иоанна Кронштадтского Он не послушал, хотя согласился с мнением Василия Великого. Однако почему Вы запрещаете молиться о смерти грешников? Не людям решать, когда кому умереть, но почему они не могу высказывать Богу своего мнения?
//Бог все Сам видит и знает, когда кого призвать, не нам устанавливать пределы чьей-то жизни, как бы нам этого порой ни хотелось.//
В таком случае зачем молиться о здравии кого-либо и собственном, если Бог Сам всё видит и знает, и не нам устанавливать продолжительность жизни…
“Однако почему Вы запрещаете молиться о смерти грешников?”
Потому что по учению Церкви смерть грешников без покаяния ведёт к осуждению на вечные мучения в аду и по этой причине не может быть милостью. Милостью было бы вразумление грешников и обращение их на путь покаяния. Об этом и стоит молиться.
“В таком случае зачем молиться о здравии кого-либо и собственном, если Бог Сам всё видит и знает, и не нам устанавливать продолжительность жизни…”
Мне трудно ответить на этот вопрос, держа в уме то, что Богом решена участь каждого из нас ещё прежде создания мира. Может быть во исполнение заповеди о любви к ближнему и самому себе?
“Вот праведного Иоанна Кронштадтского Он не послушал, хотя согласился с мнением Василия Великого.”
А может не Бог согласился с мнением Василия Великого, а мнение святителя чудным образом совпало с Промыслом Божьим?
//“Однако почему Вы запрещаете молиться о смерти грешников?”
Потому что по учению Церкви смерть грешников без покаяния ведёт к осуждению на вечные мучения в аду и по этой причине не может быть милостью. Милостью было бы вразумление грешников и обращение их на путь покаяния. Об этом и стоит молиться.//
Логично. Но как быть со словами Господа: А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18: 6)? Следуя Вашей логике, прежде чем повесить камень на шею соблазнителю и бросить его в море, нужно дать ему время для покаяния. Причём, это время должно длиться до самой его смерти, потому что, по мнению Виталия из Соликамска, он может перед самой кончиной покаяться, подобно разбойнику.
Открываем святых отцов. По толкованию Златоуста, смерть соблазнителя через «камень на шею и в море» есть легчайшее наказание в сравнении с тем, которое соблазнитель получит в вечности, цитирую: «Не сказал, что жерновный камень повешен будет на шею его, но что лучше бы было потерпеть такое наказание, показывая этим, что несчастного ожидает другое, тягчайшее зло; если то несносно, тем более это последнее».
Блж. Иероним Стридонский: А слова: Будет лучше, если бы такому на шею его был повешен мельничный камень, движимый ослом, сказаны соответственно обычаю страны, по которому за величайшие преступления у древних иудеев наказанием было то, что, привязав огромный камень, потопляли человека в море. Однако такому (соблазнителю) лучше было бы, если бы он за свое преступление принял (сравнительно) легкое наказание, чем подвергся вечным мучениям, ибо Господь одного и того же не накажет или: не будет судить дважды Наум. 1:9.
Г.С.: Итак, поскольку камень на шею в этой жизни милосерднее вечного наказания, постольку молитва о смерти соблазнителя есть проявление милости к нему. Можете почитать ещё толкование на пророка Наума 1: 9, если мысль о том, что Бог, предписывая казнить соблазнителей, полон милосердия, а не жестокости, не понятна. Земным наказанием грешник в какой-то мере очищался от греха и наказания вечного. Поэтому дав Толстому здравие после болезни и возможность умереть своей смертью не в ссылке и не на каторге, царь, вернее, Сам Господь приговорил его к высшей мере.
«Точно, нельзя этого делать. Более того, нужно все суды закрыть, а заключённых отпустить, потому что они могут, как тот разбойник на кресте, покаяться.»
«На основании этих слов Вы можете требовать закрытия всех судов.»
Разве я требую закрытия все мирских судов? Про каких преступников Вы говорите?
Есть законы общества, государства, племени… Есть законы Божии. Понятно, что эти законы могут пересекаться и переплетаться. Иногда одни, написаны на основе других. Но я имел ввиду именно суд Божий.
Законов государства, как я знаю, Толстой не нарушал. Достоевский по молодости, кстати, нарушил государственные законы и был осужден на смертную казнь, но поехал на каторгу в 4 года (и как я думаю, там с ним происходили определенные метаморфозы…).
По, Вашему, получается, что человек оступился, не узнал, недопонял, не дошел до знаний и т.д. и у него нет пути к покаянию и прощению. Но я надеюсь, что вера Православная не такая. На Все Промысел Божий.
Вот я, например, 30 лет (будем считать с момента крещения) во многом не соблюдал заповеди Божии, хотя мирские (государственные) старался соблюдать. Теперь, как мне кажется, пришел к покаянию. И молю Бога простить мне грехи, которые я осознал (а ведь еще не все осознал и более того, в силу своей человеческой немощи все равно грешу). Но у меня есть Таинство Покаяния.
Я буду надеяться (а иначе как спасаться?), что Господь есть «благ и человеколюбец».
А ваше мнение, лично меня, наводят на мысли «нехорошие». (Таких как я, только приходящих к Богу и входящих в Церковь будет пугать и отталкивать.)
«Вам сколько лет, Виталий?»
Мне 53 года. Образование техническое. Понятно, что с Вами (Закончил Литературный институт имени А.М. Горького и Московскую Духовную семинарию. Лауреат премии журнала «Москва» за 2006 год. Член Союза писателей России и т.д.) мне очень тяжело разговаривать (знаний не хватает).
«потому что, по мнению Виталия из Соликамска, он может перед самой кончиной покаяться, подобно разбойнику.»
Так это не мое мнение…Евангелие от Луки́, глава 23
«Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.»
(Лк.23:40-43)
Это есть Богом вдохновенные слова.
“Следуя Вашей логике, прежде чем повесить камень на шею соблазнителю и бросить его в море, нужно дать ему время для покаяния.”
Давать ли время, решать не мне. Толстому оно было дано. Для покаяния или нет не знаю, но не хотелось бы думать, что отец Иоанн Кронштадский был милосерднее Бога. Вопрос Ваш, кстати, был поставлен так: “Однако почему Вы запрещаете молиться о смерти грешников?”
Но оказывается мы говорим не обо всех грешниках, а конкретно о соблазнителях, которые, видимо, грешнее всех остальных, иначе можно было бы молиться о смерти всех людей, включая самих себя.
Так и не прояснили, Людмила Николаевна, вопроса. Почему умертвить грешника можно и нужно, а молиться о его смерти нельзя?
//Но оказывается мы говорим не обо всех грешниках, а конкретно о соблазнителях, которые, видимо, грешнее всех остальных//
Выделение соблазнителей в особую группу грешников, которые «грешнее всех остальных», не считаю уместным, п.ч. всякий грешник является соблазнителем. Вор соблазняет других тем, что может красть и жить припеваючи. Блудник соблазняет тем, что можно блудить и жить в своё удовольствие. Ну и т.д.
//Законов государства, как я знаю, Толстой не нарушал.//
Нарушал. Ещё как нарушал граф Толстой Уголовный кодекс. Цитирую «Извлечение из Высочайше утвержденного 22 марта 1903 года «Уголовного Уложения» Гл. II». 73. Виновный в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Присно-Деву Марию, на Безплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых православною или иною христианскою церковью священными (приложение 1); в поношении Священного Писания, или церкви православной и ее догматов, или вообще веры христианской, за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается……
74. Виновный
1) в поношении установлений или обрядов церкви православной или вообще христианства;
2) в поругании действием или в поношении предметов, употреблением при православном или ином христианском богослужении освященных (приложение II: );
3) в непристойной насмешке над священными предметами или предметами верований, в статье 73 поименованными,
за сие кощунство наказывается если оно учинено
1) при отправлении общественного богослужения или в церкви
заключением в тюрьме на срок не ниже шести месяцев;
2) в часовне или христианском молитвенном доме, или публично, ИЛИ В РАСПРОСТРАНЕННЫХ ИЛИ ПУБЛИЧНО ВЫСТАВЛЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПЕЧАТИ, ПИСЬМЕ ИЛИ ИЗОБРАЖЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕМ В ТЮРЬМЕ
3) с целью произвести соблазн между присутствующими
заключением в тюрьме на срок не свыше шести месяцев.
Если же кощунство учинено хотя и при условиях, сею статьей указанных, но по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывается арестом на срок не свыше месяцев.
Выделенное капслоком относится к графу Толстому.
// Вот я, например, 30 лет (будем считать с момента крещения) во многом не соблюдал заповеди Божии…//
Надеюсь, не богохульничали публично или в печати? А Толстой это делал.
//А ваше мнение, лично меня, наводят на мысли «нехорошие». (Таких как я, только приходящих к Богу и входящих в Церковь будет пугать и отталкивать.)//
Чем пугает моё мнение? Тем, что, если, не дай Бог, начнёте богохульничать, то иерей Георгий станет молиться о Вашей смерти? Не богохульничайте, и ничего этого не будет. ) Моё мнение ― богохульников надо наказывать. Словом и молитвой, ссылкой и тюрьмой.
Слышали или не слышали такое выражение? Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Так вот, если, не дай Бог, кто-то будет оскорблять Вашу мать, как Вы себя поведёте? Будете молча вырабатывать в себе милосердие и смиренномудрие, дожидаясь покаяния оскорбителя, чтобы никого не отпугнуть и не навести на нехорошие мысли? Или как-то иначе?
Нижний Новгород
“Так и не прояснили, Людмила Николаевна, вопроса. Почему умертвить грешника можно и нужно, а молиться о его смерти нельзя?”
А я что-то не видела, отец Георгий, этого вопроса и, признаться, не поняла его и сейчас. Кому можно и нужно умертвить грешника? Если Богу, то Ему можно всё, а если таким же грешникам – сомневаюсь, что можно.
“Выделение соблазнителей в особую группу грешников, которые «грешнее всех остальных», не считаю уместным…”
И я не считаю – это была ирония, поэтому и предлагаю молиться о смерти всех, не исключая и себя. Вы не против, отец Георгий? Мы ведь все грешники.
//Кому можно и нужно умертвить грешника? Если Богу, то Ему можно всё, а если таким же грешникам – сомневаюсь, что можно.//
Вы об анафематизмах, возглашаемых в церкви в день Торжества православия, слышали? Сейчас их редко где озвучивают, чтобы не отпугивать от церкви слабонервных, а до революции в каждом храме пели и читали анафемы определённым лицам и группам лиц. Анафема страшнее, чем умертвление, или лишение временной жизни. Анафема это лишение жизни вечной, это отлучение от Церкви, или Тела Христова во тьму кромешнюю. Так вот, представьте, грешники, собравшись в церкви, проклинают других грешников, причём, навечно. Как Вам такое умертвление?
//“Выделение соблазнителей в особую группу грешников, которые «грешнее всех остальных», не считаю уместным…” И я не считаю – это была ирония, поэтому и предлагаю молиться о смерти всех, не исключая и себя. Вы не против, отец Георгий? Мы ведь все грешники.//
Не надо молиться о смерти, надо смертью умирать. По слову Апостола: Верно слово: аще бо с Ним умрохом, с Ним и оживем (2 Тим. 2:11). Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4:16).
Как умереть со Христом? Слышали такую песню: «Лето это ― маленькая жизнь»? Так вот, пост это ― маленькая смерть.
Я совсем не являюсь поклонником Льва Толстого как писателя. И как к верующему человеку, к нему есть много вопросов… Толстой приходил к О. Амвросию Оптинскому. «Войдя к нему, Толстой принял благословение и поцеловал его руку, а выходя, поцеловал его в щеку, чтобы избежать благословения после трудного, острого разговора. Старец был в полном изнеможении и еле дышал. «Он крайне горд»,- сказал преподобный вослед писателю.»
Но вот есть еще такие мнения (взято из интернета):
«Дерзаю думать, что на Страшном суде у Толстого будут ходатаи, в том числе и святые люди. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) свой духовный путь начал с толстовства. «В это же время я страстно увлекся этическим учением Льва Толстого, – пишет он в своей автобиографической книге «Я полюбил страдание», – и стал, можно сказать, завзятым толстовцем: спал на полу на ковре, а летом, уезжая на дачу, косил траву и рожь вместе с крестьянами, не отставая от них. Однако мое толстовство продолжалось недолго, только лишь до того времени, когда я прочел его запрещенное, изданное за границей сочинение “В чем моя вера”, резко оттолкнувшее меня издевательством над православной верой. Я сразу понял, что Толстой – еретик, весьма далекий от подлинного христианства».
«И всё же многие современники Толстого, будут, наверное, просить Господа о нем, потому что, как и святитель Лука, первые свои шаги от абсолютного безразличия и безверия к Богу они сделали через Толстого. Через общение с ним, через его произведения».
«Враг своими нападками в какой-то степени помог писателю окрепнуть в вере. Но, видимо, эти нападения не закончились в жизни Льва Николаевича, только стали другими, более изощренными, и это в конце концов привело его к отступничеству.»
«Да, был его приход в Оптину, разговор с сестрой, воспоминания родных о том, что он раскаивался… Но всё же, как сказал преподобный Варсонофий, не смог Толстой разорвать это кольцо бесовской цепи.»
«И потому во время встречи с митрополитом Иларионом по этому поводу Владыка сказал: «Я тоже очень люблю Толстого, но давайте оставим это до Страшного суда. Господь решит судьбу Льва Николаевича, мы же давайте келейно его поминать, молиться о его судьбе, о его загробной участи».
Наша земная жизнь, это видимо сложная и неоднозначная штука. Один от веры отошел, а другой пришел, да еще святителем стал. На все Промысел Божий.
Но я пытался сказать совсем о другом…
«Тем, что, если, не дай Бог, начнёте богохульничать, то иерей Георгий станет молиться о Вашей смерти? Не богохульничайте, и ничего этого не будет.) Моё мнение ― богохульников надо наказывать. Словом и молитвой, ссылкой и тюрьмой.»
А я, допустим, даже если бы Вы богохульничали, не смог молиться о Вашей смерти…, да и какое-либо наказание Вам просить у Бога. Я, может быть, попытался бы молиться за Вас.
Стараюсь почаще вспоминать и держать в голове притчу о блудном сыне.
«……. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» Лк.15:11-32.
«если, не дай Бог, кто-то будет оскорблять Вашу мать, как Вы себя поведёте? Будете молча вырабатывать в себе милосердие и смиренномудрие, дожидаясь покаяния оскорбителя, чтобы никого не отпугнуть и не навести на нехорошие мысли?»
Вопрос провокационный для меня. Я не знаю, как я бы повел себя в конкретной ситуации, в силу своей человеческой слабости. Немногие могли и могут молиться о своих врагах искренне. Может быть как у Достоевского из романа «Братья Карамазовы»:
«Отвлеченно еще можно любить ближнего и даже иногда издали, но вблизи почти никогда».
Я всегда с интересом относился и отношусь к людям, которые почему-то думают, что их слова и мнение «это истина в последней инстанции». Мне такого не дано.
Ладно, идет Рождественский пост, и надобно мне поститься, в том числе и духовно. А я тут грешу празднословием.
Всех с наступающим Новым годом и самое главное – со скорым Рождеством Христовым!
//«И всё же многие современники Толстого, будут, наверное, просить Господа о нем, потому что, как и святитель Лука, первые свои шаги от абсолютного безразличия и безверия к Богу они сделали через Толстого. Через общение с ним, через его произведения».//
Выходит, прав был Г. П. Федотов, когда написал в 1927 году: «Народ пойдет путем интеллигенции — хотя бы опаздывая на столетие — через Толстого в церковь».
Вот и я говорю, что Руская (с одной «с») Церковь кончилась с приходом Великого государя Святейшего патриарха Никона. Её перестроили, и началась Церковь Российская. Потом и её уничтожили.
Буздалов меня за эти слова аввакумовцем называет. А сам-то кто? Никонианец упёртый. Шутка. )
“Вы об анафематизмах, возглашаемых в церкви в день Торжества православия, слышали? Анафема страшнее, чем умертвление, или лишение временной жизни. Анафема это лишение жизни вечной, это отлучение от Церкви, или Тела Христова во тьму кромешнюю. Так вот, представьте, грешники, собравшись в церкви, проклинают других грешников, причём, навечно. Как Вам такое умертвление?”
Насколько я понимаю, анафематизмы установили не отдельные частные лица, которые от своего собственного имени проклинают грешников. Анафематизмы установил Сам Бог через Свою Церковь, главой которой Он является. А Богу можно всё. Вот когда Церковь будет молиться о смерти грешников, тогда можно будет считать это христианством.
Что-то я не понимаю. Вы хотите сказать, что, когда в церкви возглашают анафемы, это не Церковь молится, это установил Бог? Анафема это не церковная молитва, но установление Божие?
Кстати, полезная статья А. Буздалова, которого абуздать никто не может, ) про наше христианство ― «Христианство без анафем».
https://history-of-ideas.ru/article/111
«Вы хотите сказать, что, когда в церкви возглашают анафемы, это не Церковь молится, это установил Бог? Анафема это не церковная молитва, но установление Божие?»
Странная какая-то молитва. Молитва-проклятие. Но, даже если это молитва, то разве молитвы и вообще всё, что веками совершается в Церкви не Бог установил, не по Его воле это совершается?
Начнём с начала, Людмила Николаевна. Вы сказали, что, цитирую: «Бог все Сам видит и знает, когда кого призвать, не нам устанавливать пределы чьей-то жизни». Всё верно. Но зачем в таком случае молиться о здравии, если Бог всё решает Сам? Однако Церковь молится о продолжении жизни, и когда я спросил Вас: «Зачем молиться о здравии кого-либо и собственном, если Бог Сам всё видит и знает, и не нам устанавливать продолжительность жизни…”, Вы написали: «Мне трудно ответить на этот вопрос, держа в уме то, что Богом решена участь каждого из нас ещё прежде создания мира. Может быть во исполнение заповеди о любви к ближнему и самому себе?»
Итак, молитва о продлении жизни Вас не смущает. Вас смущает молитва о прекращении жизни, т.е. о смерти. Однако Церковь молится и об этом. Где и когда? Возглашая анафемы отдельным лицам и группам лиц, Церковь обращается к Богу с прошением об извержении этих лиц из своей среды. По сути, анафема это молитва о смерти, потому что быть вне Церкви, значит быть вне Христа, Который есть путь, истина и жизнь. И тот же вопрос возникает: зачем молится о чьей-либо смерти, если всё решает Бог, а не люди? Читаем Ваш ответ: «Может быть во исполнение заповеди о любви к ближнему и самому себе?».
//Странная какая-то молитва. Молитва-проклятие. Но, даже если это молитва, то разве молитвы и вообще всё, что веками совершается в Церкви не Бог установил, не по Его воле это совершается?//
Именно так. Бог установил чин анафематствования в Церкви и Сам показал пример такой молитвы-проклятия.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
/…/
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
(Мк. 11:12-14, 19-21).
Отец Георгий, я не согласна с утверждением, что анафема это молитва, то есть просьба к Богу, потому что просьба предполагает ожидание и надежду получить просимое, так как она может быть и не исполнена. Когда же возглашают анафемы, никто не ждёт, какой ответ последует от Бога. Чтение анафем больше похоже на оглашение вынесенного Церковью приговора. Но приговор этот не окончательный – анафема может быть снята с человека, впавшего в ересь или ушедшего в раскол, если он принесёт покаяние. А после физической смерти покаяния быть не может, как учит Церковь. Вот почему анафематствование нельзя приравнивать к молитве о смерти. По сути, молясь о смерти человека, мы просим Бога лишить его возможности спасения. Но, насколько я понимаю, Церковь молится именно за спасение, поэтому канонических христианских молитв о смерти грешников не существует, я думаю, но, если они есть, приведите, пожалуйста, пример такой молитвы. Именно канонической, законной, а значит, не искажающей христианского учения. Пример со смоковницей не годится, потому что Христос никому не молился, Он вынес приговор, как власть имущий, и привёл его в исполнение, так как знал, что смоковница не даст плода. Люди же не могут этого знать. И отец Иоанн не мог, молясь о смерти Льва Толстого.
От отца Романа:
Хочу всех успокоить: как мне видится, отец Георгий не призывает молиться о смерти грешников, он просто хочет оправдать праведного Иоанна Кронштадтского.
// Но, насколько я понимаю, Церковь молится именно за спасение, поэтому канонических христианских молитв о смерти грешников не существует, я думаю, но, если они есть, приведите, пожалуйста, пример такой молитвы. Именно канонической, законной, а значит, не искажающей христианского учения.//
1. Да возвратятся грешницы во ад: вси языцы, забывающие Бога (Пс. 9:18)
2. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищах их, посреде их (Пс. 54:16).
3. Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый. Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. Приложи беззаконие к беззаконию их, да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Пс. 68:23-29)
4. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его: Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет во грех. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин. Да будут сынове его сири, и жена его вдова: Движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его. Да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится. Да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их (Пс. 108: 6-15).
Благодарю Вас, отец Роман, за поддержку, которую Вы, даже будучи не в простом состоянии, оказываете другим. Нуждается ли праведник в нашем оправдании? Вопрос риторический. Он перед Богом во Свете неприступном. Это живущим на земле необходимо оправдание, чтобы в вечности оказаться со святыми, а не в противоположной от них стороне. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17: 26).
Отец Георгий, я знаю, что в Псалтири много псалмов, подобных тем, что Вы привели. Только Псалтирь написана задолго др появления христианства, когда ещё действовал закон “око за око, зуб за зуб “. Я же просила привести пример канонических христианских молитв, в которых бы содержалась просьба послать смерть конкретному человеку за его грехи.
Отец Роман, мне тоже хотелось бы так думать, как Вы говорите. Только зачем оправдывать перед людьми того, кто уже оправдан перед Богом? Простите за наш затянувшийся спор с отцом Георгием и выздоравливайте. Молюсь за Вас.
// я знаю, что в Псалтири много псалмов, подобных тем, что Вы привели.//
На самом деле, подобных стихов в Псалтыри не много. Пожалуй, это основное из того, что можно отнести к «смертоубийственным» стихам Псалтыри.
// Только Псалтирь написана задолго др появления христианства, когда ещё действовал закон “око за око, зуб за зуб “.//
Псалтырь не христианская книга? Впервые слышу такое удивительное мнение. А какая же это молитва? Ветхозаветная? Все христианские святые молились словами Псалтыри. Учили её наизусть, читали днём и ночью. Всё церковное Богослужение пронизано стихами из Псалтыри. Вообще говоря, Псалтырь это ― канон христианских молитв.
// Я же просила привести пример канонических христианских молитв, в которых бы содержалась просьба послать смерть конкретному человеку за его грехи.//
Анафема для Вас не молитва, хотя это не так. Псалтырь для Вас не христианская молитва, хотя это совершенно не так. Сдаюсь. Я посрамлен и постыжен, потому что не могу привести для Вас «пример канонических христианских молитв, в которых бы содержалась просьба послать смерть конкретному человеку за его грехи».
Вы правы, отец Георгий, находящиеся во Свете неприступном праведники не нуждаются в нашем оправдании: они уже оправданы Богом. А вот некоторые поступки трудно назвать отличительной чертой их жизни. Речь о них, а не о праведниках.
//Речь о них, а не о праведниках.//
Конечно, в жизни праведников могут быть неправедные поступки, и таковые не являются их отличительной чертой. Однако Церковь не стала бы включать в жизнеописания святых такие поступки, если бы не видела в упоминании о них духовной пользы и назидания. Описывая в Житии святителя Василия Великого его молитву о смерти нечестивого императора Юлиана, какую мысль хотела донести Церковь верующим? Что так молиться можно? Или что так молиться нельзя? И потом. Если Церковь благословляет убийство врагов Родины, то почему нельзя быть благословенной молитве о смерти этих врагов? Тем паче врагов Церкви, а не Родины, границы которой могут передвигаться, а границы Церкви вечны и неизменны. Убивать можно, а молиться о смерти нельзя? Я в недоумении.
// Людмила Николаевна 26.12.2024 в 10:24: «…но не хотелось бы думать, что отец Иоанн Кронштадский был милосерднее Бога».//
Насколько я понял Вас, Людмила Николаевна, молитва праведного Иоанна о смерти Толстого была продиктована чем-угодно, только не милосердием, потому что не может человек, каким бы праведником он ни был, любить другого человека более, чем Бог. Я правильно понял Ваши слова? Зачем же тогда Вы пишете, цитирую: «Только зачем оправдывать перед людьми того, кто уже оправдан перед Богом?» (Людмила Николаевна 26.12.2024 в 10:24).
Мне в этих Ваших репликах видится противоречие. Если праведник оправдан Богом, значит его молитва угодна Ему. Не так ли?
«…молитва праведного Иоанна о смерти Толстого была продиктована чем угодно, только не милосердием, потому что не может человек, каким бы праведником он ни был, любить другого человека более, чем Бог. Я правильно понял Ваши слова?»
Совершенно правильно, отец Георгий. Я думаю, что она была продиктована обидой — отец Иоанн был оскорблён в лучших своих чувствах. По-человечески его можно понять и простить, но не нужно пытаться под человеческие слабости подвести законные основания. Отец Иоанн был оправдан Богом за богоугодную жизнь, но это не значит, что он за всю жизнь ни разу ни в чём не погрешил. Таких людей не бывает.
// Я думаю, что она была продиктована обидой — отец Иоанн был оскорблён в лучших своих чувствах. //
Не могли бы Вы развить Ваши слова, Людмила Николаевна? В каких «лучших своих чувствах» был оскорблён о. Иоанн? Какого рода была его обида? И ещё вопрос. Молитва свят. Василия о смерти имп. Юлиана тоже была вызвана человеческой слабостью, и не была угодна Богу? Просто случилось совпадение воль Божией и святителя, как Вы и написали: «А может не Бог согласился с мнением Василия Великого, а мнение святителя чудным образом совпало с Промыслом Божьим?» (Людмила Николаевна 25.12.2024 в 20:42). Иными словам, молитва одного о смерти другого не была угодна Богу, потому что такие молитвы никогда не могут быть Ему приятны, просто желание святителя совпало с решением Бога. Так?
“В каких «лучших своих чувствах» был оскорблён о. Иоанн?”
Ну, наверное, в тех же, которые заставляли ветхозаветного псалмопевца слагать псалмы, которые Вы процитировали. Но в отличие от молитвы отца Иоанна в псалмах не называются имена, потому что молиться о смерти гипотетических врагов не одно и то же, что молиться о смерти вот этого конкретного человека. Если стихи Псалтири – это канонические христианские молитвы о смерти конкретных грешников, почему отцу Иоанну их оказалось недостаточно и он персонифицировал свою молитву? Кстати, в новозаветные времена даже таких “смертоубийственных” молитв, как эти псалмы, не составляли. Или я опять ошибаюсь? Этими псалмами Церковь тоже молится о милости к грешникам?
“Иными словам, молитва одного о смерти другого не была угодна Богу, потому что такие молитвы никогда не могут быть Ему приятны, просто желание святителя совпало с решением Бога. Так?”
А что здесь не так?
Персонифицированная молитва о смерти напоминает попытку заказного убийства.
//“В каких «лучших своих чувствах» был оскорблён о. Иоанн?”
Ну, наверное, в тех же, которые заставляли ветхозаветного псалмопевца слагать псалмы, которые Вы процитировали.//
Извините, Людмила Николаевна, Вы глубоко ошибаетесь, и эта ошибка на грани фола. ) Псалмопевец слагал псалмы, вдохновляемый Духом Святым, а не обидами.
//“В каких «лучших своих чувствах» был оскорблён о. Иоанн?”
Ну, наверное, в тех же, которые заставляли ветхозаветного псалмопевца слагать псалмы, которые Вы процитировали.//
Что же выходит? Церковь и все святые три тысячелетия повторяют слова обид пророка Давида? Я думаю, эта мысль понравилась бы богохульнику Толстому.
//Но в отличие от молитвы отца Иоанна в псалмах не называются имена, потому что молиться о смерти гипотетических врагов не одно и то же, что молиться о смерти вот этого конкретного человека.//
Молится о смерти гипотетических врагов это как? В смысле предполагаемых, отвлечённых, абстрактных врагов? Там на неведомых дорожках следы невидимых врагов… Так? Может ли быть толк в такой молитве? По-моему, нет. Как нет смысла в молитве о всеобщем здравии. Это всё равно что тост Шарикова: «Желаю, чтобы все!»
https://yandex.ru/video/preview/4719596255138513520
Просить у Бога, чтобы гипотетические враги умерли, по-моему, бессмысленно. Услышит ли Бог такую молитву? Нужна ли она Ему? У пророка Давида были не гипотетические, но конкретные враги, и если Вы откроете толкование на Пс. 108:6 протоиерея Григория Разумовского, то даже имена этих врагов узнаете, цитирую: «В стихе 6 и следующих Давид переносит обличительную речь свою от многих злобствующих против него и нападающих на него врагов на одного, наиболее заклятого и жестокосердного из всех своих врагов – придворных подстрекателей против него Сауловых, и на него изливает весь гнев свой. Имея в виду того же идумеянина Доика, он сам принимает на себя образ Христа, а сего Доика облекает во образ Иуды, предателя Христова, и раздражается по отношению к последнему страшными пожеланиями и угрозами, сколько по справедливому, личному негодованию на своих врагов (допустим и это), столько же, и еще более, по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к праведнику Христу-Богу. Но эту ревность нельзя назвать ревностью не по разуму».
https://ekzeget.ru/bible/psaltir/glava-108/stih-6/
Оказывается, идумеянину Доику посвящён 51-й псалом. Не знал этого факта, и узнал благодаря Вам, Людмила Николаевна. Спасибо.
//Но в отличие от молитвы отца Иоанна в псалмах не называются имена, потому что молиться о смерти гипотетических врагов не одно и то же, что молиться о смерти вот этого конкретного человека.//
Иными словами, пророк Давид в названных псалмах просил Бога о смерти гипотетических врагов, и был прав, а праведный Иоанн молился о смерти конкретного человека, и поэтому был не прав. Так? По-моему, в этих словах несостыковка. Обиды без обидчика не бывает (если, конечно, не брать в расчёт психически больных людей, для которых все вокруг – враги). Обида всегда персонифицирована. Поэтому, если пророк Давид писал свои псалмы под воздействием, как Вы говорите, обиды, то перед его глазами должен был стоять обидчик, который если не на словах, то в уме должен быть назван. Почему же имена врагов Давида не дошли до нас? Потому что пророк не счёл нужным их записывать, или потому что они затерялись в веках. Зато в посланиях апостола Павла имена его врагов сохранились, цитирую: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! (2 Тим. 4:14). Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим.1:20).
//Но в отличие от молитвы отца Иоанна в псалмах не называются имена, потому что молиться о смерти гипотетических врагов не одно и то же, что молиться о смерти вот этого конкретного человека.//
Простите, повторюсь. Не бывает обиды вообще. Обиду вызывают определённые люди. Обижаться безадресно, молиться о смерти каких-то гипотетических врагов можно только в состоянии психического расстройства.
Пойду чайку попью, и потом, даст Бог, продолжим разбор Ваших полётов. )
Вы попили чайку, отец Георгий? Тогда продолжим?
//“В каких «лучших своих чувствах» был оскорблён о. Иоанн?”
Ну, наверное, в тех же, которые заставляли ветхозаветного псалмопевца слагать псалмы, которые Вы процитировали.//
“Извините, Людмила Николаевна, Вы глубоко ошибаетесь, и эта ошибка на грани фола. ) Псалмопевец слагал псалмы, вдохновляемый Духом Святым, а не обидами.”
Отец Георгий, как Вы могли подумать, что я обиды считаю лучшими чувствами? Конечно, лучшие чувства – это ревность о Боге. В них и был оскорблён отец Иоанн.
“Почему же имена врагов Давида не дошли до нас? Потому что пророк не счёл нужным их записывать, или потому что они затерялись в веках.”
То есть Церковь веками молится о врагах Давида, даже не зная их имён (их знает только протоиерей Григорий Разумовский)? Молится о смерти тех, кто уже давно в вечности?
И ещё я все-таки не поняла: молитва царя Давида и молитва отца Иоанна – они обе о милости к врагам?
“Почему же имена врагов Давида не дошли до нас?”
Думаю, потому и не дошли, что Богу не угодно было, чтобы такие молитвы были именными. Если бы отец Иоанн, молился о смерти своих врагов, держа их только в уме, то и смущения бы ни для кого не было.
Простите отец Георгий, мне нужно готовиться к завтрашнем приходу гостей, поэтому ответить Вам скоро не смогу. С наступающим Вас новым годом.
//Если стихи Псалтири – это канонические христианские молитвы о смерти конкретных грешников, почему отцу Иоанну их оказалось недостаточно и он персонифицировал свою молитву?//
Напомню, что о пожелании смерти Толстому мы знаем из дневника отца Иоанна. Было ли это пожелание молитвой в привычном для нас смысле слова, или просто в сердцах сделанная запись, не известно. Но, предположим, была молитва. Такое предположение тем более возможно, что в лице святителя Василия Великого мы имеем пример такой молитвы.
Итак, если стихи Псалтири – это канонические христианские молитвы о смерти конкретных грешников, почему отцу Иоанну и святителю Василию их оказалось недостаточно, и они персонифицировали свою молитву? По-моему, ответ на этот вопрос очевиден. Молить Бога о смерти каких-либо отвлечённых существ не имеет смысла. Об этом много сказано в предыдущем комменте.
//Кстати, в новозаветные времена даже таких “смертоубийственных” молитв, как эти псалмы, не составляли. Или я опять ошибаюсь?//
Как по-Вашему, является ли Символ веры молитвой? В нём нет прошений, нет хвалы, нет обращений к Богу. Это только изложение нашей веры. Задаю Вам этот вопрос, имея в виду Ваше определение анафемы, дескать, это не молитва Церкви, но установление Бога.
Символ веры это ― молитва, причём, одна из главных молитв, включенная преп. Серафимом Саровским в обязательное молитвенное правило христианина. И анафема это тоже молитва, хотя в ней нет прошений, славословий, обращений к Богу. Анафема, как и Символ веры, это словесное выражение единства Церкви и нашей к ней принадлежности, нашего единства со всеми предыдущими поколениями православно верующих.
У Буздалова об этом хорошо сказано: «…публичное произнесение данных анафем выполняет функцию не только и не столько осуждения тех, кто искажает догматы Церкви и упорствует в своем зловерии, но, в первую очередь, является свидетельством единоверия произносящих эти анафемы с теми святыми соборами Церкви, на которых эти анафемы провозгласили. То есть, это то же самое, что общее пение Символа веры каждой церковной общиной. /…/ … каждый Вселенский собор начинался с повторения анафем предыдущих соборов, что было свидетельством единомыслия со святыми отцами этих соборов и, тем самым, единства Православной Церкви в историческом времени».
https://history-of-ideas.ru/article/111
//Кстати, в новозаветные времена даже таких “смертоубийственных” молитв, как эти псалмы, не составляли. Или я опять ошибаюсь?//
Не знаю, убедил ли я Вас, что анафема это ― новозаветная “смертоубийственная” молитва, продиктованная Духом Святым (как и псалмы, процитированные выше)? Наверное, не убедил, но я старался.
//Этими псалмами Церковь тоже молится о милости к грешникам?//
Это ирония? Без всякой иронии отвечаю. Подзаголовок 3-ей части статьи, под которой мы дискутируем, носит название «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Этими словами, взятыми из книги пророка Исаии, Церковь молится о милости к грешникам, о чём и говорится в этой части. Если я плохо выразил эту мысль, простите.
//“Иными словам, молитва одного о смерти другого не была угодна Богу, потому что такие молитвы никогда не могут быть Ему приятны, просто желание святителя совпало с решением Бога. Так?”
А что здесь не так?//
Я хотел спросить вот о чём. Как по-Вашему, молитвы одного о смерти другого никогда не могут быть приятны Богу? «Приятны» в смысле принимаемы. Кстати, выражение «постимся постом приятным», которое поётся в церкви Великим постом, значит, что пост принимается Богом, а не то, что пост приятен нам.
Это еще отец Георгий не упомянул о преп. Иосифе Волоцком, который называл еретиков, соблазняющий народ своей ересью, похитителями овец Христова стада и требовал у царя для них смертной казни.
Слова “милость к врагам”, уместны, когда речь идет о личных врагах, но не тогда, когда речь идет о губителях душ.
Если бы Толстой умер в то время, когда об этом просил у Бога прав. Иоанн Кронштадтский, то, по крайней мере, у его души оставалась бы надежда на ходатайство Церкви. Но Суд Божий оказался строже, и Толстой ушел в Вечность, лишенный всякой надежды.
// Отец Георгий, как Вы могли подумать, что я обиды считаю лучшими чувствами? Конечно, лучшие чувства – это ревность о Боге. В них и был оскорблён отец Иоанн.
Так о чём мы дискутируем? Отец Иоанн ― пример ревности по Богу, и его молитва о смерти Толстого ― выражение такой ревности. Если у нас нет таких «лучших чувств» ― не надо винить за них святых.
//“Почему же имена врагов Давида не дошли до нас? Потому что пророк не счёл нужным их записывать, или потому что они затерялись в веках.”
То есть Церковь веками молится о врагах Давида, даже не зная их имён (их знает только протоиерей Григорий Разумовский)?//
Имена врагов Давида должна знать вся Церковь, и я должен знать, однако не знал, потому что они не читаются при чтении Псалтыри несмотря на то, что находятся в её составе. Дело в том, что у каждого Псалма есть название, или надписание, которое обычно опускается при чтении несмотря на то, что оно является неотъемлемой частью Псалмов, потому что пронумеровано в числе стихов. Например, названный 51-й Псалом начинается так: «В конец, разума Давиду. Внегда приити Доику идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов, 51». Этот заголовок, это надписание составляет два начальных стиха 51-го псалма. Но ещё раз признаюсь, что никогда не обращал на эти стихи внимания, и только благодаря Вам увидел. Ещё раз благодарю за помощь.
//Молится о смерти тех, кто уже давно в вечности?//
Ну а как Вы хотели? Анафема обращена к тем, кто вечности. Вечная погибель это что? Шуточки?
//И ещё я все-таки не поняла: молитва царя Давида и молитва отца Иоанна – они обе о милости к врагам?//
Да, как и молитва пророка Исаии: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Об этом в комменте выше.
//“Почему же имена врагов Давида не дошли до нас?”
Думаю, потому и не дошли, что Богу не угодно было, чтобы такие молитвы были именными. Если бы отец Иоанн, молился о смерти своих врагов, держа их только в уме, то и смущения бы ни для кого не было.//
Имена врагов пророка Давида и всего Богоизбранного народа записаны в Псалтыри и других книгах Ветхого и Нового Заветов. Они дошли до нас поимённо. А то, почему мне идумеянин Доик оказался неизвестен, объяснено выше.
//С наступающим Вас новым годом.//
Спасибо за поздравление. Сохраню его до 14 января, и там открою. ) Всё-таки прежде Рождество, а потом новый год, потому что годы (или года?) новой эры отсчитываются от Рождества Христова. С его приближением поздравляю Вас, уважаемая Людмила Николаевна.
Благодарю Вас, отец Георгий, за поздравления и за обстоятельный ответ, а главное – за тёплый тон его. Не хочется дальше продолжать спор и все же задам ещё несколько вопросов.
Апостол Павел в бытность свою Савлом и некоторые другие будущие святые до обращения их в правую веру были врагами Христа. Неужели и о их смерти можно и нужно было молиться современным им христианам, прося Бога решить судьбу каждого из них так, как они сочли бы нужным, а не так, как она уже была решена Богом прежде всех век? Второй вопрос: какого рода должен быть грех человека, чтобы можно было молить Бога о его смерти? Татьяна, если я правильно поняла, считает, что такая молитва применима по отношению к губителям душ, то есть к тем, кто соблазняет других неверием и зловерием. Но дело в том, что губители душ некогда тоже были в роли соблазненных, то есть соблазненные сами впоследствии становятся соблазнителями. Не слишком ли большой список кандидатов на умертвление может получиться? И третий вопрос: всем ли христианам позволительны такие молитвы, если на примере свт. Василия Великого Церковь хотела донести до них, что так молиться можно? Не думаю, что много желающих найдётся, но все же…
Это, наверное, будут последние мои вопросы по этой теме.
// Благодарю /…/ за обстоятельный ответ, а главное – за тёплый тон его.//
Он возник благодаря Вам. С Вами нельзя иначе полемизировать как в самом тёплом тоне, уважаемая Людмила Николаевна. )
//Апостол Павел в бытность свою Савлом и некоторые другие будущие святые до обращения их в правую веру были врагами Христа. Неужели и о их смерти можно и нужно было молиться современным им христианам, прося Бога решить судьбу каждого из них так, как они сочли бы нужным, а не так, как она уже была решена Богом прежде всех век?//
Как кому молиться в своей домашней, частной, личной молитве, кто может решить кроме самого христианина? Поэтому Ваш вопрос «Неужели и о их смерти можно и нужно было молиться современным им христианам…» некорректен. Хочешь ― молись, хочешь ― не молись. Вполне могло быть, что среди современных Савлу христиан были такие, кто обращался к Богу с просьбой унять его жидовский пыл. Помните, как Апостол написал о себе? «Преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий» (Гал.1:14). Однако истинная молитва не та, что совершается ради исполнения своих желаний, а та, что движется Духом Святым. «… о чесом бо помолимся, якоже подобает не вемы: но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26). Такого рода молитва ― редкий дар.
//Второй вопрос: какого рода должен быть грех человека, чтобы можно было молить Бога о его смерти? Татьяна, если я правильно поняла, считает, что такая молитва применима по отношению к губителям душ, то есть к тем, кто соблазняет других неверием и зловерием. Но дело в том, что губители душ некогда тоже были в роли соблазненных, то есть соблазненные сами впоследствии становятся соблазнителями. Не слишком ли большой список кандидатов на умертвление может получиться?//
Ответ на этот вопрос см. выше. Никто Вас и меня, и всех христиан не обязывает составлять молитвенные «расстрельные» списки. Это дело личное. При этом нужно иметь в виду, что, молясь о смерти других, можно на свою голову собрать от Бога большие неприятности.
//И третий вопрос: всем ли христианам позволительны такие молитвы, если на примере свт. Василия Великого Церковь хотела донести до них, что так молиться можно? Не думаю, что много желающих найдётся, но все же…//
Ответ на этот вопрос см. выше.