col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Радиопередача «О слово!». Выпуск двенадцатый

Стихотворения иеромонаха Романа о счастье

2 апреля 2021 года в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала двенадцатая передача из цикла «О слово!», посвящённого поэзии иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина).

В этом выпуске звучат песнопения отца Романа «В келии лампаду затеплю…», «Слава Богу, снова я один…» и стихотворение «Доколь искать пленительное счастье…» в исполнении автора. Стихотворение «Счастье» читает заслуженный артист России Сергей Надпорожский.

Над передачей работала редактор стихотворных сборников иеромонаха Романа и сайта «Ветрово» Ольга Надпорожская.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Со святыми днями Великого поста!

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами двумя стихотворениями иеромонаха Романа о счастье. О том, то такое счастье, отец Роман размышляет не только в стихах. Он часто заводит разговор об этом с паломниками — не потому, что сам ищет ответ на этот вопрос, а потому, что хочет нам помочь не сбиться с пути. И как подсказку для нас приводит слова старца Николая Гурьянова: «Какие вы счастливые… Вы знаете Бога!».

Давайте послушаем первое стихотворение, написанное в 1996 году, в исполнении автора.

* * *

Доколь искать пленительное счастье?
Что даст оно страдающей душе?
Разменивая целое на части,
Мы и в духовном плачем о гроше.

О, причитанья, полные лукавства, –
О славе, чести, о богатых днях.
Имеешь Бога? Бог твое богатство.
Ужель и с Ним ты все-таки бедняк?

Не удостоился учёных званий?
И вообще не знаешь ничего?
Ты знаешь Бога! Выше всяких знаний
Немеркнущая истина Его.

И если уж достиг подножий Царских,
Забудь о рабстве, помяни родство.
Не мелочись, выпрашивая цацки,
Не оскорбляй величие Его.

О Милосердный! Припадая долу,
Готов поклясться волею своей, –
Всё отыми, пусти по свету голым,
Но только будь Одеждою моей.

Есть только Ты, всё прочее излишне.
И жизнь, и смерть проходят суетой.
Возьми, что есть, и сродников, и ближних, –
Я при Тебе не стану сиротой!

Нужны ль дары скорбящему о большем?
Твоим дарам Тебя не заменить.
Подай просящим, Милостивый Боже,
А мне с Тобою непреложно быть.

Утро. 26 мая 1996
Скит Ветрово

Выражение «пленительное счастье», которое звучит в первой строке, отсылает нас к известному стихотворению Пушкина. Отец Роман рассказывал, что в юности его очень трогали строки этого стихотворения:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Заканчивается стихотворение Пушкина, как вы, конечно, помните, словами

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Из истории мы знаем, что восход этой «звезды» никакого счастья Отчизне не принёс – наоборот, вверг её в пучину бедствий. Но даже если бы Отчизна процветала, если бы внешняя жизнь каждого из нас была благополучной – что, в самом деле, это могло бы дать страдающей душе? Святитель Феофан Затворник, живший в одно время с Пушкиным, пишет, что наша душа «плачет о потерянном рае, и как бы мы ни покушались заглушить плач этот, он слышится в глубине сердца». Ближе к концу стихотворения отца Романа есть такие слова:

Всё отыми, пусти по свету голым,
Но только будь Одеждою моей.

Они напоминают последние строки из другого его стихотворения, которое называется «Блудный сын»:

И, все-таки, когда приду с надеждой,
Убогости моей не отвратись.
Я обойдусь без дорогой одежды —
Мне без Тебя уже не обойтись.

Только возвращение к Богу, непреложное пребывание с Ним помогает человеку стать самим собой и обрести подлинное счастье. Как написал отец Роман в одном из своих прозаических произведений, «вечной душе не насытиться временным». Всё, что мы обретём на земле, в конце концов будем обречены потерять, — кроме Бога.

В феврале 2021 года отец Роман написал ещё одно стихотворение о счастье. Прошла четверть века, но его взгляды на то, что такое счастье, не переменились, наоборот – стали ещё более ясными. Давайте послушаем второе стихотворение в исполнении заслуженного артиста России Сергея Надпорожского.

СЧАСТЬЕ

лю1бzщымъ бGа вс‰ поспэшествyютъ во бlг0е (Рим. 8:28).

Коль всё во благо любящему Бога
И вера может чудеса творить,
То счастье не царевна-недотрога,
За ним не нужно далеко ходить.

Блажен, кто любит, уповает, верит:
В ожившем сердце блага не избыть…
По мере веры счастья нам отмерят,
А быть счастливым — значит возлюбить!

Какое счастье — в мiре безпросветном
Знать, что любовь к Нему небезответна!

14 февраля 2021
Скит Ветрово

В этом стихотворении отец Роман, говоря о счастье, использует слово «блажен», которое сразу напоминает о евангельских Заповедях Блаженства. Блаженство – слово, однокоренное со словом Благий, а это одно из имён Божиих. Никто не благ, как только один Бог — говорится в Евангелии (Мк. 10: 18). Блаженство больше счастья, и блажен тот, кто пребывает с Благим. За этим счастьем, говорит отец Роман, не нужно далеко ходить: оно находится в нашем сердце, ведь, по словам Спасителя, Царствие Божие внутрь нас есть. По крайней мере, именно там его нужно искать. И получается, что в конце концов все рассуждения о счастье можно свести к наибольшей евангельской заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22: 37).

Мы видим, что в глубине стихотворений отца Романа всегда сокрыто евангельское слово, и не требуется особых усилий для того, чтобы раскрыть его. Ведь смысл его поэзии – в первую очередь сказать о Боге, а не блеснуть красотой слога. Если же Господь помогает облечь мысль в прекрасную форму, как облечены в неё слова многих церковных молитв и песнопений, — можно только возблагодарить Его за это.

В оформлении заставки использована фотография Александра Мелехова
Сайт «Ветрово»
Православное радио Санкт-Петербурга
2-4 апреля 2021

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Спасибо огромное, Ольга Сергеевна, за Ваши труды и новую передачу «О слово»

    Мы видим, что в глубине стихотворений отца Романа всегда сокрыто евангельское слово, и не требуется особых усилий для того, чтобы раскрыть его. Ведь смысл его поэзии – в первую очередь сказать о Боге, а не блеснуть красотой слога. Если же Господь помогает облечь мысль в прекрасную форму, как облечены в неё слова многих церковных молитв и песнопений, — можно только возблагодарить Его за это.

    Отец Роман укрепляет нас в вере своей поэзией! Низкий поклон ему!
    Когда читаешь Псалтирь, там очень часто встречаются изречения, которые отец Роман использует в своих произведениях. И сразу слышится голос отца Романа, исполняющего песнопение, в котором звучат данные строки. И на душе тепло делается.

  • Да, и в песнопениях, и в поздних стихотворениях отца Романа очень много образов из Псалтири, Евангелия, Великого покаянного канона преп. Андрея Критского, других церковных текстов. И мелодии его песнопений перекликаются с церковной музыкой: сравните «День скорби моея! День очищенья!..» иеромонаха Романа и стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех…» Мне всегда грустно, когда слышу Пасхальной ночью эту стихиру, что не могу «чистым сердцем славити», а текст отца Романа как будто даёт подсказку: нужно очищение, покаяние (хотя оно и скорбно).

    С одной стороны — да, как говорит Нина, когда слышишь в Храме знакомые слова, радуешься этому узнаванию и по-новому, с большей глубиной открываешь для себя строки отца Романа. Но ведь ещё важнее то, что слова отца Романа, когда-то приведшие нас в Храм (или облегчившие этот путь), оттуда, из Храма, и звучали — это были не только его слова, это было слово Церкви.

  • Тотьма

    «Что ж ты плачешь, глупая душа,
    Иль и ты коснулась Чистоты?»
    Спасибо Ольге Сергеевне, Сергею Борисовичу, всем, кто помогал родиться на свет очередному выпуску «О слово!», посвященного поэзии отца Романа. Слава Богу за всё!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа