col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Радиопередача «О слово!». Выпуск третий

8 мая 2020 года в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» прозвучала передача «О слово!», приуроченная ко Дню Победы. Это третья передача из цикла, посвящённого поэзии иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) — поэта, автора и исполнителя духовных песнопений.

Редактор сайта «Ветрово» и книг отца Романа Ольга Надпорожская рассказала о его стихотворениях, посвящённых военной теме. В передаче прозвучало песнопение иеромонаха Романа «Сестра печали» в исполнении автора, а также песня на его стихи «Рускiй Солдат» в исполнении Андрея Селиванова. Стихотворение отца Романа «Быль» прочитал заслуженный артист России Сергей Надпорожский.

Христос Воскресе!

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эти дни, когда мы вспоминаем победу в Великой Отечественной войне, хотелось бы поговорить о стихотворениях иеромонаха Романа, связанных с военной темой. В 2006 году отец Роман написал стихотворение «Рускiй Солдат», первая строчка которого звучит так: «Если б не́ был монахом — стал бы Руским Солдатом». В этих словах чувствуется дух первых веков христианства, когда человек, принимая Крещение, готов был вслед за этим принять и смерть за Христа. А когда времена гонений прошли и в Церковь стал проникать мiрской дух, в ответ на это появилось монашество — безкровное мученичество.

Монашество, как и мученичество — это максимализм в христианстве, суть которого сокрыта от глаз мiрского человека. Как писал в своем дневнике святитель Николай Японский, «если бы предстояло претерпеть за Христа три секунды невообразимо лютых мучений, разве не согласился бы (разумеется, испрося помощи Самого Христа)? А если бы эти мучения разбавлены были на три минуты, причем лютость их соразмерно уменьшилась бы, будто отказался? Если бы разбавлены мучения были на три часа, разве бежал бы? Если бы на три дня — на три месяца, на три года, на тридцать лет, — причем в той же соразмерности была бы убавляема и мучительность их, так что тридцатилетнее мучение было бы просто то, что называется трудностями житейскими, — разве бы отрекся от Христа?» Такое мученичество, знакомое каждому христианину, достигает своего предела именно в монашестве, становится повседневным подвигом, который совершается ради очищения сердца. И не зря одна из самых известных духовных книг, посвященных этому подвигу, называется «Невидимая брань».

Солдат, умирая на поле брани, тоже отдаёт всего себя, только ради другой цели — спасения ближних. А русский солдат минувших веков, защищая Родину, защищал и Православную веру. Потому в стихотворении отца Романа и говорится именно о русском солдате: ведь русский это значит православный.

Сегодня мы хотим предложить вам послушать стихотворение иеромонаха Романа «Быль», написанное в 2001 году. Это тоже отголосок Великой Отечественной войны, хотя рассказывается в нём не о сражении на поле брани. Стихотворение прозвучит в исполнении заслуженного артиста России Сергея Надпорожского.

Быль

В ту зиму полицаи лютовали.
Вестимо дело: зверю кровь — пустяк.
Детишек партизанских постреляли
И закидали снегом кое-как.

Под вечер – стук. Я стала на пороге
И чуть не повалилась, отворив:
Сестричка, братик, в нижнем, босоноги,
Ей пять годков, а он тянул на три.

Пробиты плечики. Видать, очнулись,
Из-под сугроба выползли, и вот –
Куда податься? Все уже замкнулись.
Так и добрались до моих ворот.

Я глянула – кровавая дорожка
Тянулася за ними до крыльца.
Сказала старшенькой – пустила б, крошка,
Да рядом окаянный полицай!

Подите, постучитесь… Я не знаю,
Куда угодно, только не сюда…
(Кровавую дорожку удлиняя,
Они пошли не ведая куда.)

Что было дальше? Горемычных взяли.
Знать, указали, — разный был народ.
Их повели и снова расстреляли.
Ты знаешь это место у болот.

Да, всяко было. А ещё однажды…
Но говорок рассказчицы затих:
Два Ангела, расстрелянные дважды,
Нечаянно коснулись глаз моих.

Потёр глаза, склонился головою
И окунулся в тот вечерний час:
Кровавый след. Идут по снегу двое,
За нас идут! Вы слышите? За нас!

Ты выжила, но счастье небольшое —
С такою ношей доживать свой срок.
Два Ангела явились за душою,
А ты им указала на порог!

Да что же мы! Да как же это, братцы?
Ужели не перевернулся мiр?
Имеем ли мы право называться
Людьми?!

Мы те же, те же, вряд ли изменились.
Подходит время, видно по всему.
Уже стреляют – все опять закрылись.
Откроем ли спасенью своему?

Святые отцы учат, что самая главная победа — это победа над самим собой, которая может совершиться и в мирное время. А наше время и мирным трудно назвать. А главным Днём Победы можно назвать день Воскресения Христова — победы Жизни над смертью.

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! С Днём Победы!

Текст Ольги Надпорожской
Сайт «Ветрово»
Православное радио Санкт-Петербурга
8 мая 2020

«О слово!» Выпуск первый
«О слово!» Выпуск второй

Заметки на полях

  • Казань

    Христос Воскресе! С Днём Победы!

  • Коломна

    Спасибо!!!
    С празднком святой нашей Победы!!!

  • Москва

    Спасибо!!!
    С Великой Победой!!! Христос Воскресе!!!

  • Москва

    С Днем Победы, братия и сестры! Пусть Россия православная преодолеет все невзгоды, воскреснет из смут, разора и погибели! Христос Воскресе!!!

  • Севастополь

    С Днем Победы! Воистину Воскресе Христос!!!

  • Это письмо прислал на адрес сайта «Ветрово» Милош Милич:

    https://youtu.be/P5hBNFxlWsM

    Уважаемый привет,

    Этой песней мы хотим поздравить братскую Россию с Днём Победы и вспомнить о всех русских, павших жертвой ради сербского народа.

    Один из русских, который посвятил жизнь Сербии-это архимандритa Григорий Портановский. Память о нем жива и сегодня в народе Косовского Поморавля. Архимандрит Григорий(в миру Гордей Портаноаский) родился 3 января 1882 года в Луганске, потомком тех сербов, которые в половине 18 века эмигрировали из Австро-Венгрии на русскую Украину, и там основали Славяно-сербский округ. Он окончил Богословию и Юридический лицей и занимал пост окружного судьи.

    Во время первой мировой войны он покинул супругу и трех детей, и вступил в бригады князя Арсена Караджорджевича, чтобы «Защищать героическую и милую Сербию». Тяжело раненный, он был вознагражден наивсышим военным отличием-Крестом Св. Георгия. В период между двух войн, он занимался литературной работой, чтобы в 1935 году был назначен игуменом Монастыря Горняк. В 1937 году он назначен игуменом Монастыря Драганац, в котором он верно служил. И сегодня в народе жива память о русском игумене который много любыл народ. Как он смело ездил верхом, раздавал детям сладости и деньги, восклицая : _Да здравствует братская Россия-! Народ помнит, что он храбро рисковал своей жизнью, защищая монастирское имение. В 1949 году его переместили в Славонскую, а потом вскоре в Браничевскую епархию. 16 августа 1967 года в Пожаревацкой городской больнице отошёл ко Господу этот его верный слуга. Распятое сердце этого великого человека и Божьего слуги лучше всего могут передать слова из его завещания, возникшего в период второй мировой войны:»Если меня убьют Албанцы, похороните меня по восточную сторону церкви и когда станут греть первые солнечные лучи Солнца моей матери России, пусть они согреют и мою могилу».

    Верный народ Косово Поморавлье

  • Днепр

    Христос Воскресе! Только сейчас смогла прослушать передачу. Огромное спасибо отцу Роману, как набат его стихи, только бы сердце всегда откликалось. Слушала, и просто слёзы катились из глаз, от начала передачи до конца. Сколько же они выстрадали, наши отцы и деды, матери и бабушки. Низкий поклон всем воевавшим, всем погибшим и всем выжившим, всем, кто дождался, и всем, кто не дождался своих родных с войны. Низкий поклон. Спасибо за такую замечательную передачу.

  • Воистину Воскресе! Марина, спасибо за добрые слова. Присоединяюсь и к словам благодарности отцу Роману, и к поклону нашим дедушкам и бабушкам. Они могли столько вытерпеть, были такими мужественными, хотя и не были церковными людьми. Значит, мы с Божией помощью должны суметь выдержать больше.

  • Днепр

    Да, Ольга Сергеевна они не были церковными , но многие были верующие , иначе не было -бы столько крестиков ,ладанок и иконок зашитых в гимнастёрках, и мамы не крестили бы спины своих сыновей уходящих на войну . Вера в Бога была жива , и это тоже подвиг, верить в такое страшное , безбожное время. Они нам , живущим теперь — немой укор. Нас только попугали и мы впали в уныние и забыли , что Господь заповедал идти тесным , прискорбным путем.

  • Да, это правда.
    Да и пропаганда в годы войны, какой бы идеологизированной ни была, старалась поднять в людях боевой дух.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа