МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Сре­ди мно­гих пред­по­ла­га­е­мых на­зва­ний для это­го сбор­ни­ка ста­тей о клас­си­чес­кой «рус­ской» ли­те­ра­ту­ре бы­ли и та­кие – «По­ро­див­шая ре­во­лю­цию» и «Се­ю­щая тлен». Пер­вое бы­ло от­верг­ну­то по при­чи­нам, из­ло­жен­ным ни­же, а вто­рое, по­черп­ну­тое из По­сла­ния апос­то­ла Пав­ла к Га­ла­там[1], хо­тя и весь­ма точ­но вы­ра­жа­ло суть во­про­сов, под­ни­ма­е­мых в сбор­ни­ке, но ед­ва ли мог­ло при­влечь вни­ма­ние чи­та­те­ля, при­шед­ше­го в книж­ный ма­га­зин. По­то­му ос­та­лось на­и­бо­лее, на наш взгляд, ин­три­гу­ю­щее на­зва­ние, ко­то­рое но­сит статья, по­свя­щен­ная твор­чест­ву А. С. Пушкина.

По­че­му не по­до­шло на­зва­ние «По­ро­див­шая ре­во­лю­цию»? Во-первых, потому, что образ рождения литературой революции хотя и верен – в его подтверждение вспоминается стих Псалтири: се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие (Пс. 7:15), – но слово «породившая» указывает на прошедшее время, тогда как роковое действие так называемой Великой Русской Литературы (ВРЛ), увы, не осталось в прошлом. Литературно-художественная классика вновь и вновь рождает смятение в умах читающих её. Растлевающее влияние этой литературы на общество не прекращалось и не прекратится, оно перманентно, как перманентна революция, оставленная без покаяния и осознания грехов, приведших к ней.

Столетиями подготовлявшаяся Великая Октябрьская Революция (ВОР) совершилась. Русский человек удалён от Богообщения на 70 советских лет. Кто и что тому причиной? Вольтерьянцы, масоны, жиды, коммунисты, онемеченное государство, обюрократившаяся церковь, Петр, Ленин, Сталин, Хрущёв… Кто угодно и что угодно… Вас не удивляет, уважаемый читатель, что в подобных перечнях мы никогда не видим имён великих русских писателей? Но в том-то и дело, что со времен Ломоносова именно они стремились быть учителями народа, предлагая ему услуги по духовно-нравственному окормлению и воспитанию.

Веками жил русский человек, как учила его святая Церковь, но вот возникает художественная литература, и… через 200 лет Христос низвергается, а на Его место поставляется новая учительница жизни – светская литература, и вместо Евангелия и творений святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста издаются миллиардными тиражами сочинения Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Есенина и т.д. Так чего мы хотим? Какого духовного мира? Какого Христа в душе? Неужели это не очевидно, что до тех пор, пока Пушкин и Достоевский будут пророками России, до тех пор Ленин и Сталин будут её апостолами?

А, во-вторых, и это главное, речь теперь должна идти о другом. 70-ти лет сидения на реках Вавилонских хватило иудеям, чтобы извлечь урок из постигшего их Божиего наказания. Тогда как именующим себя новым Израилем двух 50-летних сроков – двух библейских юбилеев – оказалось недостаточно для опамятования и осознания своих грехов. Приближается столетие со дня духовного и имущественного ограбления русского народа, но урока из попущенного Богом испытания за это время извлечено не было и, похоже, уже не будет. Очень хотелось бы ошибиться в своём сугубо частном мнении, но многое из происходящего в нашей стране говорит о том, что всенародного покаяния и обращения ко Христу (а не к православным обрядам) вряд ли – если не явится чудо Божие – состоится. А это значит, что уже не обновлённые версии Ленина и Сталина как предваряющих антихриста деятелей нам следует ожидать, но его самого, замаячившего на границе прекращения времён и сроков.
Дело ведь не в Пушкине и не в Достоевском. С писателей какой спрос? Суд Божий всегда начинался и начнётся с дома Божиего (ср.1 Пет. 4:17). Спрашивать нужно с пастырей, как спросил Моисей с Аарона, когда застал песни и пляски у золотого тельца, слитого братом: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? (Исх. 32:21).

Как бы высокопарно и самонадеянно это ни звучало, но данную книгу можно назвать запоздалым словом о грехе идолослужения в нашем отечестве. Его должны были сказать священнослужители в прошедшие времена. Почему же не сказали? Потому ли, что не предполагали, что допущенная в народное образование художественная литература принесёт великий вред? Или потому, что не решались этого сказать? Или говорили, но тихо, и потому не были услышаны? По-моему, последний вариант ответа правильный. Ибо, если примерить на прошлые времена современную ситуацию, то можно догадаться, что над мнением безголосого большинства, всегда преобладало «слово и дело» властного меньшинства.

Или я преувеличиваю? Или нынешнее церковное возрождение говорит об обратном – о нашем возвращении к истокам Православия? О, если бы к святым отеческим началам возвращалось русское Православие. Но отнюдь не к ним, а к той излучине, что вынесла русскую жизнь в море безбожия. Мы возвращаемся к тому лукоморью, где дуб зелёный да кот учёный, где сказки да златая цепь.

После вытеснения церкви на околицу жизни ей было отведено место парикмахерской. Корешки, т.е. страсти обильно поливались миром, а вершки, т.е. грешки для придания общей картине жизни пристойного вида, подстригались. Совершались и другие требы – для удовлетворения религиозных потребностей населения. Так заботливо обеспечивало работой все свои органы Российское государство. Не к этой ли симфонии властей, духовной и светской, мы возвращаемся? И не для того ли возвращаемся, чтобы вылиться, но уже окончательно и бесповоротно в огненный океан?

Слабо нам вырвать корешки? Так постараемся хотя бы не поливать их. Может, труд неполивания, который и трудом-то назвать стыдно, вменит человеколюбивый Бог в наше оправдание?

Примечания и все статьи сборника, за исключением первой, принадлежащей В. М. Острецову, и последней, принадлежащей иеромонаху Роману (Матюшину-Правдину), написаны священником Георгием Селиным. «Похоже, составитель любит себя больше всех, – скажет читатель, – если, взяв только по статье других писателей, он включил в сборник одиннадцать своих сочинений». Что тут отвечать? «Загадка 2037 года» задумывалась не как сборник, но как книга одного автора, однако вышел сборник, и теперь я понимаю, почему. Потому что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор. 19:15).

Теперь, когда читателю стало ясно, какую книгу он взял в руки, авторам и издателям остаётся пожелать ему либо душеполезного чтения, либо… избавления от мучительного труда переосмысления нравственных и идеологических «ценностей», вложенных в нас гуманитарным образованием. Сделать последнее легко – не читать эту книгу.

Иерей Георгий Селин
Из книги «Загадка 2037 года» (М.: НИЦ «Академика», 2016)

Заказать книгу «Загадка 2037 года» можно в магазине «Фаланстер» по цене 580 рублей. При заказе от трех экземпляров книгу можно приобрести по оптовой цене, написав по адресу vn16@bk.ru

[1] Слова апостола Павла стали эпиграфом к книге "Загадка 2037 года": Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:7,8).

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на