col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская …Но преобразуйтеся обновлением ума вашего!

В Санкт-Петербурге вышла книга иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) «Не сообразуйтеся веку сему» (Фонд творчества иеромонаха Романа, сайт «Ветрово», 2022)

Перед вами записки иеромонаха Романа — известного поэта, автора и исполнителя духовных песнопений, ставших частью истории возрождения Церкви в России, одной из ярких примет этого возрождения. Записки появились значительно позже песнопений — в конце книги стоят условные даты «2000 (?) — 2021», и в кратком вступлении отец Роман предупреждает, что хотел бы побеседовать с читателем не как поэт, а как «священник-гражданин, желающий не сообразовываться с веком сим, не ожидающий понимания и одобрения от представителей века сего». И действительно, самое главное в личности отца Романа — не красота и глубина написанных им поэтических строчек, а то, что подвигло к их написанию: звание христианина, монашеский чин и священный сан, которые он пытается оправдать всей своей жизнью. Избрав по благословению старца Николая Гурьянова отшельническую жизнь, он редко бывает окружён людьми, почти никогда не оказывается в центре внимания журналистов, его проповедь не раздаётся с амвонов столичных Храмов или с экранов телевизоров. Слово отца Романа доносится до читателя иначе, более прикровенно, и от этого делается ещё дороже, ещё подлиннее. Оно звучит тихо и ненавязчиво, что тоже совершенно не сообразуется с нашим временем.

Ведение подобных записок было свойственно монашествующим во все времена, начиная с первых столетий. Если говорить о нашем времени, то нельзя не упомянуть о «Записках архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) — в них он рассказывает о встречах с людьми, вспоминает тех, кого знал в детстве и юности, приводит полученные письма и иногда свои ответы на них. Вот и отец Роман в своих записках не только беседует «с обделёнными авторами писем», но и делится размышлениями и впечатлениями от прочитанных книг, новостей и общения с самыми разными собеседниками. И, как и митрополит Вениамин, не боится категоричных и нелицеприятных суждений.

Темы записок отца Романа — от житейских до культурологических, философских и богословских. В книге есть живые сюжетные зарисовки, наблюдения, которые автор завершает краткими афористичными выводами. Среди героев таких зарисовок не только случайные попутчики или приехавшие в скит паломники, но и узнаваемые церковные деятели — например, старец Николай Гурьянов и митрополит Иоанн (Разумов), о которых отец Роман рассказывает с глубоким уважением. Впрочем, порой он старается слегка закрасить им же нарисованные портреты, не называет имён — чтобы обличить грех, а не человека (в том случае, если требуется обличение), или чтобы сохранить чужую тайну, или просто не привлекать излишнего внимания к чьему-то имени. Ближе к концу записок напряжение ощутимо нарастает: речь всё чаще заходит о том, что происходит в Церкви сегодня. И здесь отец Роман начинает всё меньше значения придавать собственному слову, уступая место высказываниям святых отцов и отрывкам из Священного Писания. Он словно испытывает все средства: не слушаете меня — послушайте святых, не слушаете святых — послушайте Бога! И ведь суть того, что хочет сказать нам отец Роман (не только в записках, но и во всём своём творчестве) — действительно та же, что и в словах святого Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).

Название записок отца Романа «Не сообразуйтеся веку сему» тоже взято из Священного Писания: это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (12: 2). Размышления о том, что человек не должен жить временным, сиюминутным, мы встречаем уже на первых страницах книги: «Суетливость — признак живущего в этом мiре и побеждённого этим мiром. Покой, безпопечительность — свойства гражданина будущего века. Невозможно достичь безстрастия, покоя, обременяя свою душу сиюминутными заботами. Сиюминутность — путь внешнего человека, падшего Адама. Что находится на весах? Мгновение и Вечность. Но Вечность — это там, а мгновение — сейчас, и всем нужно сейчас и всё сразу». «Торопливость и спешка не дадут отстояться душе, и душа не познает себя…» И не могу не вспомнить печальные слова, которые часто повторяет отец Роман в разговоре: всё, что даётся нам в руки на этой земле, у нас отнимется, и только молитва, причастность Богу, — то, что связывает нас с Вечностью. Настоящее счастье в том, что неизменно, а неизменен только Господь.

Суетливость, спешка, многопопечительность в той или иной степени свойственны любому веку. Однако нет сомнений, что отец Роман, решив вынести в название своих записок призыв апостола, имел в виду и совершенно конкретные, неприглядные признаки нашего времени («последних времён», как говорит он неоднократно):

«Настало время жутковерующих всезнаек. Жутковерующие любят дружить с мiром, брататься с католиками и подражать чадам погибающего века сего. Жутковерующим политикам хождение в Храм не мешает издавать антинародные законы. Жутковерующим олигархам-бизнесменам общение с архипастырями не мешает грабить их же паству: как-нибудь выберутся, трудяги, на Афон, подкинут грекам крохи наворованного и с набальзамированной совестью вернутся расхищать народное достояние. Жутковерующим лицедеям стояние со свечой не мешает на глазах у всех ложиться в постель, делать непристойные движения, материться — растлевать общество. Мало того, их телам в роскошных гробах ещё похлопают, и жутковерующие попы будут счастливы помахать кадилом у их могилок. Жутковерующие интеллигенты недоумевают, почему матерщина считается грехом, приводя в пример жутковерующих именитых поэтов и писателей. Жутковерующие певчие по благословению жутковерующего настоятеля, отпев обедню, поют и пляшут на той же самой солее, где причащались. Вот одна жутковерующая певчая, намалёванная, наштукатуренная, как и все „славящие Бога‟, стоит на солее перед микрофоном, выламываясь, как на сцене. Таких жутковерующих и в свой дом не пустил бы, не то что в дом Божий. Неужели уже невозможно предстоять пред Богом в пристойном виде? А ведь кто-то из них окончил богословское учебное заведение и готов заткнуть за пояс любого старца высказываниями Святых Отцов. Да разве они прославляют, а не оскорбляют своим непотребным видом Создателя, испытывая Его Долготерпение? Иноверцы и безбожники смеются, говоря: „Что сто́ит ваша вера, если её последователей не отличить от завсегдатаев ночных клубов, борделей и прочих злачных мест?‟ Но обвинять ли веру, если пасущих и пасомых не согнать с широкого пути на заповеданный узкий? Полон Храм жутковерующими, но избави, Господи, душу, ищущую Тебя, уподобиться им!..»

«Жутковерующие» в устах отца Романа — примерно то же, что «теплохладные», о которых Господь говорит в Откровении святого Иоанна Богослова. Наверное, есть ещё одно близкое по значению слово — «толерантные». Толерантность считается одной из добродетелей века сего и очень удобна для выживания, тем более что толерантным можно быть и по отношению к самому себе. Но, если и вправду сопоставить толерантных с теплохладными, то участь их незавидна: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15–16).

У слов апостола Павла Не сообразуйтеся веку сему есть продолжение: но преобразуйтеся обновлением ума вашего. Обновление, изменение себя — это то, о чём непрестанно говорит отец Роман. Он говорит о том, что, не изменившись, мы не сможем войти в Царство Небесное; что нельзя прийти в Церковь, приступать к Святым Христовым Таинам — и оставаться прежними. С этими словами легко согласиться (решить, что Царство Небесное растёт в нас, как горчишное зёрнышко, а мы тем временем вправе подумать о чём-то другом), пока не окажется, что этот рост требует нашего деятельного участия и что этот труд и тяжёл, и болезнен. Отец Роман подводит нас к зеркалу и говорит о том, что прежде нужно изменить в себе что-то хотя бы внешне — потому что если мы не сможем сделать самого простого и очевидного, то как сможем сдвинуть с места незримое, внутреннее? О том, что обычно из этого получается, он на страницах своих заметок пишет так: «Все уезжают, чтобы вернуться на свою обычную наезженную колею и жить как жили». Может быть, кого-то удивит, что духовный человек может говорить с людьми о таких не стоящих внимания вопросах как внешний вид — но, по словам отца Романа, в духовной жизни не бывает мелочей. И если мы не можем исполнить даже малого, то как сказать нам о большем — об обновлении ума нашего?

Отец Роман очень любит и часто приводит слова святого Иоанна Богослова: Не любите мiра, ни яже в мiре (1 Ин. 2: 15). Во время подготовки этой книги к изданию я сделала для себя одно открытие: раз христианин не должен любить мiра и не должен жить духом века сего, значит, внутренне он не должен зависеть ни от времени, ни от пространства. И ведь это призывы не для святых: мы и на земле должны жить как в Вечности, как бы немыслимо это ни звучало. А раз не обладаем такими свойствами — значит, действительно должны измениться. Се, творю всё новое — говорит Господь (Откр. 21: 5). И отец Роман в своей книге всего лишь вторит Ему, всего лишь просит не противиться Божией воле, а поступать по слову апостола — не сообразовываться веку сему, но обновляться!

Заказать книгу иеромонаха Романа «Не сообразуйтеся веку сему» можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».


Ольга Надпорожская,
редактор сайта «Ветрово» и книг иеромонаха Романа последних лет
Сайт «Ветрово»
29 октября 2021

Заметки на полях

  • Славгород Могилевской обл.

    Спаси Господи Вас, Ольга Сергеевна!
    Сегодня, 5 ноября — День рождения Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия ! Дорогой наш владыка Онуфрий ! На этом сайте иеромонаха Романа Матюшина-Правдина, поздравляем Вас с Днем рождения! Благодарим Бога за Вас и Ваше Слово. Многая,многая и благая Вам лета!

  • г. Жуковский МО

    Здравствуйте, уважаемая Ольга Сергеевна! Получила книги » Не сообразуйтеся веку сему». Книга строгая, и обличает меня и вразумляет, но всё-таки с ней порадостнее, понадежнее, и поустойчивее. Спасибо большое отцу Роману за то, что делится накопленным богатством и Вам, за то, что Вы доносите это богатство до нас. Здоровья, сил и благополучия Батюшке и Вам и всем вашим близким и дальним.

  • Рыбинск

    Добрый день!
    Получила вчера книгу «Не сообразуйтеся веку сему». Оторваться не могла, конечно много не успела прочитать, но думаю, что ещё не раз буду перечитывать. Отец Роман очень доступно пишет о многих вещах, что даже мне, имеющей всего лишь экономическое образование, всё понятно, особенно о Боге, Который есть и Единица, и Троица. И ещё об Имени Божием (дальше не успела прочитать).
    Спасибо отцу Роману за новую книгу и Вам, Ольга Сергеевна, Вашими трудами мы имеем возможность держать её в руках.
    Низкий Вам поклон!
    Правда, удивил тираж книги — всего лишь 1000 экземпляров. По-моему, этого не хватит даже для читателей сайта.А эту книгу должен иметь на своей полке каждый христианин.

  • Здравствуйте, Ольга Сергеевна!
    Будет ли возможность купить книгу отца Романа в иконной лавке Новоспасского монастыря в Москве?
    С уважением Елена.

  • Москва

    Елена, здравствуйте!
    До конца этой недели книга должна появиться в книжных лавках Новоспасского монастыря и Храма мученицы Татианы при МГУ. Информация об этом появится на сайте.

    С уважением,
    Ксения

  • Москва

    Уважаемые читатели,
    Рады сообщить, что в Москве книгу «Не сообразуйтеся веку сему» можно приобрести в двух книжных лавках: Новоспасского монастыря (м. «Крестьянская застава») и Храма святой мученицы Татианы при МГУ (м. «Охотный ряд»).

    С уважением,
    Ксения

  • Санкт-Петербург

    Отец Роман! Поздравляю Вас с Днём Рождения! Знаю, что Вы невысоко ставите телесное здоровье, но все же хочется Вам его пожелать! Крепости и сил! Спасибо за Ваши молитвы о нас!

  • Москва

    Многая-многая благая Вам лета, дорогой и любимый наш батюшка, отец Роман! Света, Радости и милости Божией!?❤️

  • В Санкт-Петербурге книгу «Не сообразуйтеся веку сему» можно найти в магазине христианской литературы «Слово» ( ул. Малая Конюшенная, д. 9) и в монастырской лавке ДК им. Газа (пр. Стачек, д.72. пом. 77).
    В Новгороде — в лавке Храма Сретения Господня при НовГУ (район Антоново, д. 3/2) и в лавке Варалаамо-Хутынского монастыря (Новгородский р-н, пос. Хутынь).

  • г. Брянск

    Ольга Сергеевна! Добрый вечер, благодарю Вас за книгу о. Романа и месяцеслов. Чтение книги — это общение с единомышленниками, согревает сердце. Календарь приятно просматривать снова и снова, т.к. он содержит в себе замечательное содружество людей творческих и чистых сердцем и духом, а это сейчас редкость.

  • Mannheim

    Ольга Сергеевна! Я админ православной группы, где выставляю стихи иеромонаха Романа. После очередного стихотворения, очень много комментарий, что такие стихи не присущи отцу Роману, что это пишет мирской человек. Пожалуйста проясните ситуацию. С уважением Светлана

  • Здравствуйте, Светлана! Пришлите, пожалуйста, ссылку на группу. О каком стихотворении речь?

  • Москва

    Добрый день!

    Подскажите, пожалуйста, возможно ли купить в Москве книгу о. Романа «Не сообразуйтеся веку сему»?
    Заранее спасибо за информацию.

    С уважением, Татьяна

  • Здравствуйте, Татьяна! В Москве книгу «Не сообразуйтеся веку сему» можно приобрести в лавке Храма святой мученицы Татианы при МГУ (ул. Моховая, 9, стр. 2) и в Зеленограде в лавке Храма святителя Николая Чудотворца (Никольский пр., 1, стр. 1). И ещё её можно заказать у нас на сайте, в разделе «Витрина»: https://vetrovo.ru/vitrina/ .

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок