col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Ольга Надпорожская. Искусство требует жертв

Год тому назад в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи телеканал «Культура» показал передачу из цикла «Библейский сюжет». Она была посвящена эпизоду из Евангелия от Марка, в котором говорится о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Но в центре сюжета оказалась не личность пророка, а то, что стало причиной его гибели: танец Саломеи.

Автор программы, журналист Дмитрий Менделеев, рассказал о том, как 20 декабря 1908 года в Большом зале Петербургской консерватории Ида Рубинштейн в роли Саломеи впервые исполнила «танец семи покрывал». Танец был частью спектакля по пьесе Оскара Уайльда «Саломея», который цензура запретила за полтора месяца до этого. «Но Ида Львовна — эта блудная дочь дома харьковских миллионеров — всё же сумела добиться своего, — с огоньком рассказывал автор. — И вот одно за другим, на глазах у наэлектризованного зала, она пластично скинула с себя все вуали и осталась под конец, как показалось самым впечатлительным, в одних лишь бусах. Стояла мёртвая тишина, зрители оцепенели от того, что, фактически, стали свидетелями того самого танца, из Евангельской трагедии. А потом на Иду обрушился шквал аплодисментов».

Выражение «блудная дочь» как будто взято из вступительной статьи к сборнику стихотворений иеромонаха Романа «Лазурь святая», где приведены его слова: «Все мы знаем из Евангелия о блудном сыне, но есть еще и блудная дочь — культура. Блудный сын голодал, хотел напитаться рожцами, которыми кормят свиней, но ему их не давали — и тогда он вернулся к Отцу. А блудная дочь, расточив наследство и начав голодать, научилась готовить рожцы сама и стала питать ими других. И пока она не вернется к Отцу — будет гибнуть сама и других вести к погибели».

Конечно, человеку культурному образ танцовщицы в Евангелии гораздо ближе, чем образ пророка. Не понимая сути пророческого служения, он наделяет это слово собственным смыслом и использует по-своему — например, называет пророками поэтов. А вот что такое танец, культурный человек знает хорошо: это вид искусства. Самый телесный из всех, независимо от того, где его исполняют — на дискотеке или в театре балета.

Нелепо называть Ирода страстным поклонником танца, но разве это не так? Он был готов положить к ногам танцовщицы даже до половины царства, но услышал от неё совсем другую просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя» — голову того, кого он, как сказано в Евангелии, любил. И выполнил эту просьбу — ради клятвы, данной в порыве чувств, порожденных искусством. Ведь искусство, как известно, требует жертв. А Искуситель — тем более.

И вот спустя две тысячи лет для людей культуры именно танец Саломеи остается тайной в этом евангельском эпизоде, и они хотят видеть его. Не случайно в этом году накануне Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Большом театре Беларуси должна была состояться премьера оперы Рихарда Штрауса «Саломея». А в театре Романа Виктюка уже много лет идет знаменитый спектакль «Саломея» по всё той же пьесе Оскара Уайльда, и в нем «танец семи покрывал» исполняет уже не «блудная дочь», а почти обнаженный мужчина. Ведь «художник» имеет право на собственное видение мiра — так почему у царя Ирода, как и у самого Оскара Уайльда, не могло быть тяги к однополой любви?

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, читая Евангелие, хорошо попытаться понять — как бы ты повел себя в той или иной евангельской ситуации, на чьей ты стороне, чьи слова и поступки тебе ближе. Любуясь танцем Саломеи, зрители как будто становятся гостями на пиру у Ирода.

Но образ святого Иоанна Предтечи по-прежнему остается для мiра чужим, потому что кому же хочется вместо звуков музыки слышать требовательное: «Покайтесь!».

Ольга Надпорожская
10 сентября 2018
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Спаси Господи, Ольга Сергеевна, за статью. Мне очень запомнилась служба в канун «Усекновения Главы Иоанна Крестителя», пир, танец Саломеи, смерть праведника, пророка. Ровно через год, родители Саломеи станут свидетелями ее кончины, когда, провалившись в воду, лед сковал вокруг шеи Саломеи, так что тело и ноги «танцовщицы» были в воде, а глава оказалась отрезанной льдом на поверхности. Незавидна и судьба Ирода. Праведники во веки живут, а грешники, незавидна их судба.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.