На Воздвижение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мне хочется, возлюбленные братья и сестры, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста поведать вам хотя бы немного о тайне этого животворящего древа.
Перенесемся мысленно к тем временам, когда первозданный человек Адам и жена его Ева находились в раю. Среди этого рая были посажены древо жизни и древо познания добра и зла.
Человек хотя и был сотворен святым, но эту святость он должен был утверждать своим произволением, своей свободной волей. Но человек не сумел достичь этого, потому что исконный враг Божий, дьявол, позавидовал людскому счастью и решил искусить человека посредством древа познания добра и зла. Само древо, конечно, не заключало в себе ничего ядовитого, и в свое время оно действительно открыло бы истинность и добра и зла, чтобы человек, утвержденный в правде и добродетели, смог бы хорошо различать, что есть зло и что есть добро. Но тогда он этого еще не умел.
Дьявол, как отец лжи, шептал: «Возьми, вкуси плодов от древа познания добра и зла и будете, яко бози». Вот какую лживую мысль влагал в уши Евы, а через нее и Адаму, дьявол. Человек не разумел в этих словах опасности и послушался лукавого. И когда вкусили праотцы наши плодов от древа познания добра и зла, тогда открылись у них очи и они увидели, что наги. У Адама и Евы пробудилась совесть, грех нарушил их внутреннюю гармонию. Грех, вошедший в душу человеческую, принес смерть. И смерть через грех вошла во всех людей, во все человечество.
Не успев родиться, человечество уже нуждалось в исцелении от первородного греха, породившего смерть. Нужно было, как свидетельствует нам церковное песнопение, само древо исцелить древом. Это и было определено в Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Через древо совершилось грехопадение — и через древо же должен был упраздниться грех, должно было произойти восстановление человека в первозданном состоянии.
И вот пришел на землю Сын Божий, Который принял человеческую плоть и душу и совершил искупление человеческого рода на Голгофе, на Животворящем Кресте. А надо сказать, возлюбленные братья и сестры, что противник Божий, исконный враг — диавол стремился всячески опозорить живоносное древо. Он еще до пришествия в мир Христа Спасителя сделал так, что крест был объявлен позорнейшим орудием, к которому пригвождали самых что ни на есть злейших преступников. Таким образом враг хотел упразднить силу креста, оплевать его. Но Божия премудрость сделала это позорное древо живоносным жертвенником ради очищения грехов всего человечества.
Таким образом, это древо, некогда бывшее орудием позорной казни, через пролитие на нем крови Сына Человеческого получило Божественную силу к отгнанию и попранию диавола. Своими страданиями на кресте Господь убил смерть. Ко кресту. Он пригвоздил грехи всего человечества. Вот в чем заключается величайшая тайна креста! И все, кто уверовал во Христа, все, кто стремится достигнуть вечного спасения, обязаны шествовать тем путем, которым прошел Спаситель мира, т. е. взойти на Голгофу и на животворящем древе креста, на этом великом жертвеннике распять самих себя со страстьми и похотьми. Без распятия греховных страстей невозможно, возлюбленные братья и сестры, совершиться нашему преображению. Никто не достигнет жизни вечной без крестоношения, без распятия страстей и похотей. Крест Господень сообщает нам силу и очищает наши души от всякой скверны. И по мере того, как происходит распятие страстей и похотей, дух наш освобождается от оков греха. Освобождаясь, он приобретает добрые навыки и основу будущей жизни во Христе Иисусе Господе нашем.
Вот, возлюбленные братья и сестры, какова тайна Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поэтому-то мы с любовию, благоговением и внутренним страхом поклонимся этому живоносному древу, облобызаем его и получим от него Божественную силу, которая укрепит нас на спасительном пути, даст нам возможность противоборствовать врагу, ибо сказано: «Кто крестом ограждается, врагу противляется». Да укрепит нас Крест Господень в добром навыке и поможет достигнуть вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Митрополит Иоанн (Снычёв)
1971
Из книги «Голос вечности» (СПб.: «Царское Дело», 2011)
Сайт «Ветрово»
26 сентября 2024