col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Родные земли распаши…

В Перевинской духовной семинарии состоялись круглый стол и концерт, посвящённые творчеству иеромонаха Романа

В. Н. Крупин, А. Е. Чернова, С. В. Феликсов, И. Н. Ордынская

21 февраля в Перервинской духовной семинарии в Москве состоялся круглый стол «„Не сообразуйтеся веку сему“. Поэзия и проза иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)». Он проходил в рамках VI Международной научно-практической школы-конференции «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ». Надеюсь, позже мы опубликуем на сайте «Ветрово» видеозапись выступлений участников круглого стола и итоговую резолюцию конференции. А пока хотелось бы поделиться общими впечатлениями, хотя очень трудно рассказывать о событиях, когда воспринимаешь их не как журналист, а как участник. Когда не записываешь ход беседы и не фотографируешь, а стараешься не растерять собственных мыслей.

Прежде всего, нужно сказать об очень большой заинтересованности всех, кто участвовал в работе круглого стола. Это были люди, которые знают и ценят поэзию отца Романа, следят за его творчеством. Далеко не все выступления были научными в строгом смысле этого слова — например, писатели Владимир Николаевич Крупин и Василий Владимирович Дворцов просто поделились своими мыслями. Василий Владимирович рассказал о том, как менялось творчество отца Романа, начиная с разрухи девяностых годов вплоть до нашего «благополучного» времени. Вспоминая это выступление, мысленно дополняю его: творчество отца Романа менялось не только в зависимости от внешних обстоятельств, но в первую очередь под влиянием внутренних перемен — в душе автора (ведь каждый из нас должен меняться по мере вхождения в Церковь). Сказал Василий Владимирович и о том кресте, который вынужден нести отец Роман: с одной стороны, монашеский путь, с другой — литературная одарённость и народное признание.

Помимо Владимира Крупина и Василия Дворцова, среди основных докладчиков круглого стола были кандидат филологических наук А. Е. Чернова, член Союза писателей России И. Н. Ордынская, сотрудница Издательского Совета Русской Православной Церкви Л. А. Семёнова, кандидат педагогических наук Е. В. Макарова, представитель Российского центра «Играй, гармонь» им. Геннадия Заволокина И. А. Новиков, главный библиограф Центральной районной библиотеки им. В. Г. Короленко из Нижнего Новгорода Л. А. Репьева. Супруга Владимира Крупина, Надежда Леонидовна (педагог, публицист, на протяжении многих лет возглавлявшая журнал «Литература в школе») тоже выступила с импровизированным, очень ярким докладом. Я прочитала текст выступления сербской писательницы Зорицы Кубурович и познакомила участников круглого стола с первым томом Собрания сочинений отца Романа. А открывал работу круглого стола и затем подводил итоги конференции заведующий кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, кандидат филологических наук С. В. Феликсов.

Не стану и пытаться пересказать содержание всех выступлений, но отрывком из одного доклада всё-таки хочется поделиться. Меня давно интересует то, как перекликаются произведения отца Романа с текстами Священного Писания и святых отцов. Часто такая связь более чем очевидна — например, песнопение «Евангелист Божественной рукой…» является переложением отрывка из Евангелия от Луки. Но порой секрет какого-то произведения отца Романа удаётся открыть только спустя годы. В примечаниях к стихотворениям, вошедшим в первый том Собрания сочинений, рассказывается об одном таком «открытии»: центральный образ песнопения «Ах, оставьте, не нужно тревожить…» перекликается и даже почти совпадает с образом из книги святителя Тихона Задонского «Сокровище духовного, от мiра собираемое», хотя поэт (тогда ещё послушник) в то время с этой книгой святителя знаком не был. Схожее наблюдение привела в своём докладе кандидат филологических наук Анастасия Евгеньевна Чернова. Оно касается стихотворения отца Романа «Страх Господень – авва воздержания…», написанного уже после принятия монашества:

«Обратим внимание на эту удивительную цепочку, которую поэт выстраивает в стихотворении. Из покаяния, которое невозможно без прощения (отсылка к молитве „Отче наш“), рождается предстояние пред Богом — моление — и общий умиленный настрой. Неслучайно названа икона — именно „Умиление“. Что это, как не богословие в поэзии? Сравнимое, например, со „Словом“ святителя Феофана Затворника на Сретение Господне. В своем „Слове“ святитель Феофан выделяет ступени, которые необходимо пройти, чтобы обрести блаженство встречи Самого Господа. Первая ступень — это покаяние. Сравним.

Иеромонах Роман: „Лучшая молитва — покаяние“. Святитель Феофан: „Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние“. Иеромонах Роман: Далее — предстояние. „Лучшее пред Богом предстояние /В глубине высокого смирения“. Что за предстояние? Отвечает свят. Феофан: „Затем, храня постоянно неизменным чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом движении был как бы преднаписываем в вашем внимании Господь и Спаситель наш“. Наконец, после этих приуготовительных занятий и трудов „надо устремляться далее, — пишет свят. Феофан. – Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде, выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны образоваться в духе тончайшие расположения или устремления ко Господу“. Такое устремление создается в полотне всего стихотворения, особенно если прочитать или пропеть его целиком, ощущая все тончайшие взаимосвязи духовного состояния молящегося человека».

В связи с этим в очередной раз вспоминается эпизод из книги «Старец Силуан Афонский». В нём рассказывается о том, как однажды в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне приехал католический учёный, осмотрел библиотеку и, узнав, какие книги святых отцов читают монахи, удивился: «У нас читают их только профессора!» Преподобный Силуан, услышав об этом, сказал: «Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые». По-видимому, смысл слов старца заключается в том, что православное монашество хранит и продолжает святоотеческую традицию, и каждый монах (и даже, как видим, в некоторых случаях послушник) в состоянии донести до других те же мысли, которые излагали святые отцы. Такие параллели произведений отца Романа со святоотеческим наследием подтверждают мысль о том, что их нужно изучать не только с филологической, но и с теологической точки зрения.

После круглого стола состоялся небольшой концерт, тоже посвящённый творчеству отца Романа — в нём приняли участие Екатерина Краснобаева, артист Москонцерта Дмитрий Швед, ансамбль сестёр Буровых «Светлица» и студенты Перервинской духовной семинарии. Екатерина Краснобаева предварила чтение стихотворения «Господам лицедеям» кратким рассказом о том, как оно помогло ей принять решение об уходе из театра. (Получается, строчка отца Романа, обращённая к артистам — «Что бы я ни пропел, вряд ли ваши ряды поредеют» — всё-таки не полностью безошибочна.) А сёстры Буровы показали целую литературно-музыкальную композицию из стихотворений и песнопений отца Романа, в которой участвовали и дети.

То, что в концерте приняли участие дети, символично (как и то, что один из прозвучавших докладов назывался «„Голос ребенка“ в творчестве иеромонаха Романа»). Отец Роман не пишет именно для детей, но многие его стихотворения понятны и близки и им тоже. Уже выпущено несколько стихотворных книг отца Романа, адресованных детям, а сейчас готовится к изданию ещё одна. По результатам предыдущей конференции «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» была подготовлена резолюция, в которой говорилось о необходимости «просить полномочные органы рассмотреть вопрос о введении в учебные программы по литературе для общеобразовательных учреждений, а также светских и духовных высших образовательных учреждений тему, связанную с изучением литературного творчества иеромонаха Романа». И в этот раз во время работы круглого стола этот вопрос тоже неоднократно обсуждался.

Необходимо, чтобы стихотворения отца Романа были не только включены в учебники, но и в целом стали доступными для более широкого круга слушателей и читателей. Конечно, песнопения иеромонаха Романа на протяжении нескольких десятилетий исполняют множество профессиональных певцов и любителей — не зря их часто принимают за народные. Но песнопения — это только часть написанного им. Хотелось бы, чтобы и другие произведения отца Романа звучали в светских концертных, телевизионных и радиопрограммах, чтобы и Церковь в своей миссионерской деятельности чаще обращалась именно к ним. Не секрет, что в наше время Церковь часто занимается новаторством на ниве миссионерской деятельности, и далеко не всегда подобный творческий поиск оказывается успешным. Обладающая несказанно богатым богословским и культурным наследием, Церковь и в современной проповеди должна использовать достойные по форме и содержанию, находящиеся в русле православной традиции и в то же время понятные светской аудитории произведения.

Наверное, для того, чтобы добиться этой цели, нужны годы работы (в том числе сугубо научной, исследовательской), терпение и доверие Богу. Но даже такие встречи как круглый стол и концерт в Перервинской семинарии значат очень много. Во время круглого стола это событие не раз сравнивали с камнем, брошенным в воду, от которого долго расходятся круги. Нужно делать то, что тебе по силам — как говорит в одном стихотворении отец Роман, «родные земли распаши / и накорми того, кто алчет, / пшеницей собственной души». Тем более когда речь идёт о поле, которое уже засеяно другим, и нужно только постараться, чтобы оно не заросло и принесло плод в своё время…

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
25 февраля 2025

Заметки на полях

  • Москва

    Очень хочу узнать о состоянии здоровья отца Романа,очень волнуемся за него,если будет возможность сообщите пожалуйста.Буду очень признательна.

  • Новость о круглом столе и концерте на сайте Перервинской духовной семинарии: https://ppds.ru/novosti/v-ramkax-vi-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-shkoly-konferencii-yazyk-literatura-pravoslavie-sostoyalis-kruglyj-stol-i-koncert-posvyashhennye-literaturnomu-tvorchestvu-ieromonaxa-romana-maty/

    «При подведении итогов заседания всеми участниками круглого стола еще раз была подтверждена актуальность тезиса резолюции предыдущей Школы-конференции, связанного с необходимостью популяризации литературного творчества иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) в современном обществе среди ученых, преподавателей, студентов и школьников. Обращено внимание на важность разработки методических материалов, связанных с изучением произведений иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) в светских и духовных образовательных учреждениях».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //