Народ без Бога, что без духа тело!
Москва, как Ереван и Ашхабад.
Росiя потемнела, пожелтела,
В крови́ краснея нерождённых чад.
Кого винить? Мы сами виноваты,
Причина в нас, и только в нас одних:
Обогащаем всех блудо́м и матом,
Во чреве убивая чад своих.
Себя народ наш Иродом явил,
Но даже Ирод чад родных щадил!
Иеромонах Роман
13 января 2025
Москва
Не интересовался. Я же не у «евреев» спрашиваю, а у Вас. Думал, Вы знаете, если пишете: «Причину смертности можно объяснить не только причастностью ко греху».
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2:16-17).
Правильно ли понимать так, что это предостережение касалось смерти как тела, так и души? А после Крестной Жертвы Спасителя это касается только смерти тела. В таком случае причину смертности можно объяснить только причастностью ко греху. И как мы считаем обычно, что если не ели тот запретный плод, то и не виновны — так и Господь Иисус Христос тогда мог не приносить Жертву Спасения за всех, при том будучи совершенно безгрешным. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Ин. 2:2)
Александр ( Севастополь)
Александр, спасибо за комментарий… вот об этом — то, мы постоянно и забываем в своих «умствованиях».
//Правильно ли понимать так, что это предостережение касалось смерти как тела, так и души?//
Очевидно, что после грехопадения смерть овладела и душой, и телом Адама. Поэтому странно утверждать, что потомки Адама рождаются чистыми душою, как первозданный Адам, как это говорят, например, игумен Пашин и магистр богословия Елиманов. Если мы рождаемся смертными телом, то, естественно, должны рождаться смертными душой.
Ещё интересные строки отца Романа об использовании «мы» и «я»:
Смущает мы? Я — это только я,
А мы — кто говорит, внимая Зову,
И, воспевая радость бытия,
Не забывает Давшего нам слово.
https://vetrovo.ru/a-my-davno-ostavili-parnas/
Только здесь «мы» объединяет его не с другим человеком, не с народом, а с Творцом.
Кстати, в научных статьях используется исключительно «мы», а не «я». А, например, Людмила Александровна Ильюнина в своих публицистических книгах часто использует этот приём. И представляешь себе уже её вместе с кем-то ещё, путешествующую, например, по святым местам. И я тоже, помню, позаимствовала этот приём у неё. В самом деле, если, например, рассказываешь о монастыре, зачем делать акцент на себя? Но есть ситуации, когда «мы» неприемлемо. И действительно, тот же 50-й псалом с «ны» («нас») вместо «мя» много потеряет.
Ещё о «мы». У апостола Павла читаем: «Мы живущии оставшии в пришествие Господне». Свят. Феофан толкует: «Слова сии подают повод думать, будто Апостол был убежден, что он и все верующие, в его время, доживут до второго пришествия Господня, что оно совершится при их жизни на земле. Но такого убеждения в нем предполагать нельзя, ибо это значило бы определять время пришествия Господня, а он сам говорит, что времени сего определять не следует. Таким образом, он был бы в противоречии самому себе. Почему некоторые слово «оставшии» разумеют так, как бы стояло: оставшись, в случае если останемся, если доживем до второго пришествия Господня. Строй греческой речи не мешает такому переводу. И святые отцы, видя, что пришествие Господне не совершилось в пределах жизни Апостола, полагают, что, говоря так, «он не о своем лице говорил, а о людях, имевших дожить до того времени» (Феодорит). «Употребив выражение: мы, он имел в виду не себя, но разумел верных» (Златоуст). «Поелику говорил о живых (которые живы будут в пришествие Господне) и сам еще был жив, то и употребил общеобычное слово: мы живущии» (Дамаскин)».
https://bible.optina.ru/new:1sol:04:15
Людмила Николаевна спрашивала, как обстоят дела с понятием первородного греха у «евреев»? Нашёл кое-что. Пишет рав Арье Каплан. Христианство, по его словам, учит: «2. Человек плох и грешен по своей природе. Все человечество было проклято из-за первородного греха Адама. Еврейская Тора не может спасти человека, потому что ее многочисленные заповеди слишком трудны для исполнения. Единственное, что может спасти от полного проклятия и ада, — это вера в Христа». А «еврейство» учит, что, цитирую рава Арье: «2. Хотя первородный грех действительно существует, Тора учит, что человек может преодолеть его. Он не довлеет над человеком, как непреодолимый рок. Да, человек грешен, но именно для нашего исправления и совершенства мы получили от Б-га Тору. Абсурдно утверждать, будто дарованный Б-гом Закон невозможно или очень трудно исполнять. Более того, нам неизвестен ни один еврейский источник, где говорилось бы о возможности спастись (допустим даже, от проклятия) с помощью одной лишь веры. Искренняя вера в Б-га должна вести к соблюдению Его заповедей. Спасти, т.е. оправдать жизнь человека, может только соблюдение заповедей».
И ещё рав Арье Каплан пишет: «Евреи расходятся с христианами не только в вопросе веры; у нас разные взгляды и на роль человека в этом мире. Христианство не видит пользы в действиях человека, в его стремлении к совершенству. Единственное, что может спасти его, говорят они, это состояние предельного разочарования материальной жизнью, носительницей греховности, а также полная зависимость от Б-га. Евреи же убеждены, что человек может приблизиться к Б-гу, выполняя Его заповеди и подчиняясь Его воле. Но при этом оставаясь тем, у кого есть свобода выбора. (МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЭТО УТВЕРЖДАЮТ И НЕКОТОРЫЕ ХРИСТИАНЕ. ― Г.С.). Таким образом, у христианства и иудаизма совершенно разные, по существу, противоположные концепции человека. Иудаизм утверждает, что человек создан «по образу и подобию Б-га». Поэтому он может легко найти Б-жественные качества в себе самом и в окружающих его людях. Выполняя заповеди, мы тем самым как бы даем разгореться в нас Б-жественной искре. (МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЭТО ЖЕ ГОВОРИТ ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОДОБИИ БОЖЬЕМ В ЧЕЛОВЕКЕ. ― Г.С.). Еврей стремится не упустить эту возможность. В то же время исходный постулат христианства пытается убедить нас в изначальной греховности и ущербности человека. Оставаясь наедине с собой, человек обречен на полное проклятие. Его натура тянется к злу, поэтому он должен что-то предпринять для собственного спасения. «Что ты сделал для собственного спасения?» Таков первый вопрос христианства. (ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, «СТЯЖИ ДУХ МИРЕН, И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ». ― Г.С.). Еврею такая постановка вопроса представляется бессмысленной. Она вообще далека от еврейского образа мышления. Еврей формулирует вопрос по-другому: «Как я могу служить Б-гу? Как мне соблюдать Его заповеди?» (ТИККУН ОЛАМ, ИЛИ ИСПРАВЛЕНИЕ МИРА ― ВОТ ПРИЧИНА И ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ «ЕВРЕЯ». ― Г.С.). Ибо главная цель иудаизма состоит в соблюдении законов Торы. Мы видим в человеке прежде всего его потенциальное величие, ибо только он один во всей вселенной наделен способностью исполнять заповеди и осуществлять волю Творца. Человек настолько плох, утверждают христиане, что истинное служение Б-гу ему просто не по плечу. Тора слишком трудна для людей. Поэтому им остается лишь верить в Христа и ждать спасения. Евреи отвечают: поскольку Сам Б-г даровал нам заповеди и велел исполнять их, значит мы в состоянии Ему служить и осуществлять Его волю. Разве можно поверить в то, что Он преднамеренно взвалил на Свой избранный народ непосильное бремя?»
https://toldot.com/articles/articles_15254.html
Простите за длинную цитату, но она того стоит, и на некоторые вопросы полемики, возникшей после стихотворения «Крошево», заставляет взглянуть по-новому.
Сейчас много верующих благочестивых пар, у которых нет детей…