col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Ѓзъ дaхъ вы2 ўничижє1ны и3 tвeржєны во вс‰ kзhки,
занE вы2 не сохрани1сте путjй Мои1хъ

Народ без Бога, что без духа тело!
Москва, как Ереван и Ашхабад.
Росiя потемнела, пожелтела,
В крови́ краснея нерождённых чад.

Кого винить? Мы сами виноваты,
Причина в нас, и только в нас одних:
Обогащаем всех блудо́м и матом,
Во чреве убивая чад своих.

Себя народ наш Иродом явил,
Но даже Ирод чад родных щадил!

Иеромонах Роман
13 января 2025
Москва

Заметки на полях

  • МО

    Не интересовался. Я же не у «евреев» спрашиваю, а у Вас. Думал, Вы знаете, если пишете: «Причину смертности можно объяснить не только причастностью ко греху».

  • Тверь

    «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2:16-17).
    Правильно ли понимать так, что это предостережение касалось смерти как тела, так и души? А после Крестной Жертвы Спасителя это касается только смерти тела. В таком случае причину смертности можно объяснить только причастностью ко греху. И как мы считаем обычно, что если не ели тот запретный плод, то и не виновны — так и Господь Иисус Христос тогда мог не приносить Жертву Спасения за всех, при том будучи совершенно безгрешным. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1 Ин. 2:2)

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Александр ( Севастополь)

    Александр, спасибо за комментарий… вот об этом — то, мы постоянно и забываем в своих «умствованиях».

  • МО

    //Правильно ли понимать так, что это предостережение касалось смерти как тела, так и души?//

    Очевидно, что после грехопадения смерть овладела и душой, и телом Адама. Поэтому странно утверждать, что потомки Адама рождаются чистыми душою, как первозданный Адам, как это говорят, например, игумен Пашин и магистр богословия Елиманов. Если мы рождаемся смертными телом, то, естественно, должны рождаться смертными душой.

  • Ещё интересные строки отца Романа об использовании «мы» и «я»:

    Смущает мы? Я — это только я,
    А мы — кто говорит, внимая Зову,
    И, воспевая радость бытия,
    Не забывает Давшего нам слово.
    https://vetrovo.ru/a-my-davno-ostavili-parnas/

    Только здесь «мы» объединяет его не с другим человеком, не с народом, а с Творцом.

    Кстати, в научных статьях используется исключительно «мы», а не «я». А, например, Людмила Александровна Ильюнина в своих публицистических книгах часто использует этот приём. И представляешь себе уже её вместе с кем-то ещё, путешествующую, например, по святым местам. И я тоже, помню, позаимствовала этот приём у неё. В самом деле, если, например, рассказываешь о монастыре, зачем делать акцент на себя? Но есть ситуации, когда «мы» неприемлемо. И действительно, тот же 50-й псалом с «ны» («нас») вместо «мя» много потеряет.

  • МО

    Ещё о «мы». У апостола Павла читаем: «Мы живущии оставшии в пришествие Господне». Свят. Феофан толкует: «Слова сии подают повод думать, будто Апостол был убежден, что он и все верующие, в его время, доживут до второго пришествия Господня, что оно совершится при их жизни на земле. Но такого убеждения в нем предполагать нельзя, ибо это значило бы определять время пришествия Господня, а он сам говорит, что времени сего определять не следует. Таким образом, он был бы в противоречии самому себе. Почему некоторые слово «оставшии» разумеют так, как бы стояло: оставшись, в случае если останемся, если доживем до второго пришествия Господня. Строй греческой речи не мешает такому переводу. И святые отцы, видя, что пришествие Господне не совершилось в пределах жизни Апостола, полагают, что, говоря так, «он не о своем лице говорил, а о людях, имевших дожить до того времени» (Феодорит). «Употребив выражение: мы, он имел в виду не себя, но разумел верных» (Златоуст). «Поелику говорил о живых (которые живы будут в пришествие Господне) и сам еще был жив, то и употребил общеобычное слово: мы живущии» (Дамаскин)».
    https://bible.optina.ru/new:1sol:04:15

  • МО

    Людмила Николаевна спрашивала, как обстоят дела с понятием первородного греха у «евреев»? Нашёл кое-что. Пишет рав Арье Каплан. Христианство, по его словам, учит: «2. Человек плох и грешен по своей природе. Все человечество было проклято из-за первородного греха Адама. Еврейская Тора не может спасти человека, потому что ее многочисленные заповеди слишком трудны для исполнения. Единственное, что может спасти от полного проклятия и ада, — это вера в Христа». А «еврейство» учит, что, цитирую рава Арье: «2. Хотя первородный грех действительно существует, Тора учит, что человек может преодолеть его. Он не довлеет над человеком, как непреодолимый рок. Да, человек грешен, но именно для нашего исправления и совершенства мы получили от Б-га Тору. Абсурдно утверждать, будто дарованный Б-гом Закон невозможно или очень трудно исполнять. Более того, нам неизвестен ни один еврейский источник, где говорилось бы о возможности спастись (допустим даже, от проклятия) с помощью одной лишь веры. Искренняя вера в Б-га должна вести к соблюдению Его заповедей. Спасти, т.е. оправдать жизнь человека, может только соблюдение заповедей».

    И ещё рав Арье Каплан пишет: «Евреи расходятся с христианами не только в вопросе веры; у нас разные взгляды и на роль человека в этом мире. Христианство не видит пользы в действиях человека, в его стремлении к совершенству. Единственное, что может спасти его, говорят они, это состояние предельного разочарования материальной жизнью, носительницей греховности, а также полная зависимость от Б-га. Евреи же убеждены, что человек может приблизиться к Б-гу, выполняя Его заповеди и подчиняясь Его воле. Но при этом оставаясь тем, у кого есть свобода выбора. (МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЭТО УТВЕРЖДАЮТ И НЕКОТОРЫЕ ХРИСТИАНЕ. ― Г.С.). Таким образом, у христианства и иудаизма совершенно разные, по существу, противоположные концепции человека. Иудаизм утверждает, что человек создан «по образу и подобию Б-га». Поэтому он может легко найти Б-жественные качества в себе самом и в окружающих его людях. Выполняя заповеди, мы тем самым как бы даем разгореться в нас Б-жественной искре. (МЕЖДУ ПРОЧИМ, ЭТО ЖЕ ГОВОРИТ ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОДОБИИ БОЖЬЕМ В ЧЕЛОВЕКЕ. ― Г.С.). Еврей стремится не упустить эту возможность. В то же время исходный постулат христианства пытается убедить нас в изначальной греховности и ущербности человека. Оставаясь наедине с собой, человек обречен на полное проклятие. Его натура тянется к злу, поэтому он должен что-то предпринять для собственного спасения. «Что ты сделал для собственного спасения?» Таков первый вопрос христианства. (ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, «СТЯЖИ ДУХ МИРЕН, И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ». ― Г.С.). Еврею такая постановка вопроса представляется бессмысленной. Она вообще далека от еврейского образа мышления. Еврей формулирует вопрос по-другому: «Как я могу служить Б-гу? Как мне соблюдать Его заповеди?» (ТИККУН ОЛАМ, ИЛИ ИСПРАВЛЕНИЕ МИРА ― ВОТ ПРИЧИНА И ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЙ «ЕВРЕЯ». ― Г.С.). Ибо главная цель иудаизма состоит в соблюдении законов Торы. Мы видим в человеке прежде всего его потенциальное величие, ибо только он один во всей вселенной наделен способностью исполнять заповеди и осуществлять волю Творца. Человек настолько плох, утверждают христиане, что истинное служение Б-гу ему просто не по плечу. Тора слишком трудна для людей. Поэтому им остается лишь верить в Христа и ждать спасения. Евреи отвечают: поскольку Сам Б-г даровал нам заповеди и велел исполнять их, значит мы в состоянии Ему служить и осуществлять Его волю. Разве можно поверить в то, что Он преднамеренно взвалил на Свой избранный народ непосильное бремя?»
    https://toldot.com/articles/articles_15254.html

    Простите за длинную цитату, но она того стоит, и на некоторые вопросы полемики, возникшей после стихотворения «Крошево», заставляет взглянуть по-новому.

  • Санкт-Петербург

    Сейчас много верующих благочестивых пар, у которых нет детей…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //