col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Спиридон (Дорош). Красота, которая возвещает, а не продает

Проповедь в день памяти отцов Седьмого Вселенского Собора

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которой проходил в 787 году. Основной целью его была борьба с иконоборчеством.

В определении (оросе) Собора говорится: «Чем чаще при помощи икон Бог, Богородица, святые или ангелы делаются предметом нашего созерцания, тем больше взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству».

Когда мы говорим «иконоборчество», мы вспоминаем споры о допустимости святых изображений. Если буквально, иконоборчество – это борьба с первообразами. В глубине это не только конфликт вокруг иконописных изображений, это борьба за образ, за изображение Невидимого в мире видимого. Вопрос об иконоборчестве – вопрос и о нас самих.

Современный человек живет в океане изображений. Лента новостей становится иконографией повседневности, где ее «иконы» – бренды, лица, мемы, символы – незаметно претендуют на богослужебное место в сердце. Мы часто утром и вечером промениваем домашний красный уголок с образами на образы в новостной ленте интернета. У неверующих тот же парадокс: они отвергают икону как устаревший символ, но поклоняются картинке, которая несет не благодать, а пустоту. Мир завалил нас своими образами, чтобы отвлечь от истины. Мы скатываемся от поклонения Первообразу к идолопоклонству, приносим жертвы времени, внимания, сердца чуждым идолам.

Иконоборчество обретает и тонкие формы. Оно проявляется и тогда, когда человек не принимает или забывает о телесности, о воплощении Бога Слова, о том, что Он облек Себя в человеческую природу. Иконоборчество проявляется, когда мы перестаем видеть в человеке образ Божий, оставляя на нем лишь ярлыки и социальные функции: муж, брат, жена, мама, папа, учитель, продавец, чиновник, сантехник.

Оно проявляется, когда не верим или не почитаем посредничества материи, которая становится сосудом благодати, будь то святая вода, освященное масло, икона, предметы церковного обихода, которые почитаются как святыни и требуют благоговейного отношения.

Икона учит обратному: Бог стал зримым. Вочеловечение Господа освящает материю. Взгляд на икону – это школа различения, мы учимся отличать образ, ведущий к Первообразу, от картинки, ведущей к себе. Мы учимся стоять перед тайной, не так, как перед образами из мира потребления. Мы учимся вниманию: икона не «берет штурмом», она раскрывается тому, кто предстоит в молчании.

Какие плоды может принести размышление об иконоборчестве? Первое и прежде всего – трезвение. Мы проверяем, какими образами питается наш внутренний человек. Какие «иконы» висят или стоят в нашем невидимом иконостасе?

Иконопочитание – это и воспитание вкуса, различение образов. Это школа внимательного восприятия: учиться замечать подлинную красоту, которая возвещает, а не только шокирует или продает; отказываться от легкого, мгновенного обожания тех образов, которые питают гордыню, потребительство. Воспитывая вкус, мы создаем внутренний иммунитет против тех «икон», которыми пытается заполнить внутреннюю пустоту мир.

Второе – целомудрие зрения. Это значит смотреть так, чтобы взгляд не пленялся, а возводил горе́, к духовному; чтобы красота не становилась трофеем, а была дверью к Божественной красоте, к Его творческой руке. Еще это восстановление уважения к телесности, к материальному миру. Если Бог коснулся древесины креста и доски иконы, то и наша повседневность способна стать местом встречи, если освящена молитвой, благодарением.

И третье – восстановление образа Божия в ближнем. Видеть в ближнем образ Божий – это деятельное сострадание, это значит отвечать на его нужду конкретным делом: уважением, временем, заботой. Это противоядие против идеализации или, наоборот, унижения человека до его роли. Любовь, которая узнаёт лик в лице другого, действует: она возвращает человеку лицо через добро, признание и защиту его достоинства.

Здесь победа над скрытым иконоборчеством начинается там, где мы перестаем «замазывать» лица людей своими помыслами, мнительностью, осуждением, но позволяем человеку быть тайной и признаем в нем сияние Первообраза. Тогда вся жизнь наша становится богослужением: мир возвращается к своему молитвенному смыслу, вещи – к своему служению, а наше сердце – к чистому взгляду, который узнает первообразы и поклоняется Богу в духе и истине.

Путь сопротивления иконоборчеству требует ежедневной, постоянной практики, прежде всего – привычки смотреть. Настоящее внимание – это не поверхностный взгляд, а готовность задержаться, прийти вновь, попытаться понять. В повседневности это означает не «пролистывать», не пробегать глазами, а останавливаться: перед человеком, перед вещью, перед ситуацией, как перед местом, которое зовет к молчанию, не к моментальному навешиванию ярлыков, но к молитвенному узнаванию. Да, это требует дисциплины, пока не войдет в привычку смотреть на мир смиренно, без беглых оценок, глазами Бога.

Посты и богослужения, крестное знамение, молитвенное правило – вся церковная культура помогает оживить способность смотреть на мир без спешки, вне культуры потребления.

В иконопочитании – бережное отношение к истории. Современная культура часто предлагает «обновления» ценой стирания старого, будто отжившего. Сопротивляться этому – значит чтить память, беречь места, слушать старших, сохранять традиции как сосуды памяти.

Когда мы восстановим в себе истинное иконопочитание, когда будем возводить ум горе́ и воздавать честь Первообразу, Богу, тогда образ снова станет дверью, а не экраном; поклонение – встречей, а не корыстью. Аминь.

Иеромонах Спиридон (Дорош)
26 октября 2025
Сайт Сретенского монастыря

Заметки на полях

  • г. Жуковский МО

    Спасибо, есть над чем подумать. И заголовок даёт пищу для размышления.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //