Проповедь в день памяти отцов Седьмого Вселенского Собора

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы вспоминаем святых отцов Седьмого Вселенского Собора, которой проходил в 787 году. Основной целью его была борьба с иконоборчеством.
В определении (оросе) Собора говорится: «Чем чаще при помощи икон Бог, Богородица, святые или ангелы делаются предметом нашего созерцания, тем больше взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству».
Когда мы говорим «иконоборчество», мы вспоминаем споры о допустимости святых изображений. Если буквально, иконоборчество – это борьба с первообразами. В глубине это не только конфликт вокруг иконописных изображений, это борьба за образ, за изображение Невидимого в мире видимого. Вопрос об иконоборчестве – вопрос и о нас самих.
Современный человек живет в океане изображений. Лента новостей становится иконографией повседневности, где ее «иконы» – бренды, лица, мемы, символы – незаметно претендуют на богослужебное место в сердце. Мы часто утром и вечером промениваем домашний красный уголок с образами на образы в новостной ленте интернета. У неверующих тот же парадокс: они отвергают икону как устаревший символ, но поклоняются картинке, которая несет не благодать, а пустоту. Мир завалил нас своими образами, чтобы отвлечь от истины. Мы скатываемся от поклонения Первообразу к идолопоклонству, приносим жертвы времени, внимания, сердца чуждым идолам.
Иконоборчество обретает и тонкие формы. Оно проявляется и тогда, когда человек не принимает или забывает о телесности, о воплощении Бога Слова, о том, что Он облек Себя в человеческую природу. Иконоборчество проявляется, когда мы перестаем видеть в человеке образ Божий, оставляя на нем лишь ярлыки и социальные функции: муж, брат, жена, мама, папа, учитель, продавец, чиновник, сантехник.
Оно проявляется, когда не верим или не почитаем посредничества материи, которая становится сосудом благодати, будь то святая вода, освященное масло, икона, предметы церковного обихода, которые почитаются как святыни и требуют благоговейного отношения.
Икона учит обратному: Бог стал зримым. Вочеловечение Господа освящает материю. Взгляд на икону – это школа различения, мы учимся отличать образ, ведущий к Первообразу, от картинки, ведущей к себе. Мы учимся стоять перед тайной, не так, как перед образами из мира потребления. Мы учимся вниманию: икона не «берет штурмом», она раскрывается тому, кто предстоит в молчании.
Какие плоды может принести размышление об иконоборчестве? Первое и прежде всего – трезвение. Мы проверяем, какими образами питается наш внутренний человек. Какие «иконы» висят или стоят в нашем невидимом иконостасе?
Иконопочитание – это и воспитание вкуса, различение образов. Это школа внимательного восприятия: учиться замечать подлинную красоту, которая возвещает, а не только шокирует или продает; отказываться от легкого, мгновенного обожания тех образов, которые питают гордыню, потребительство. Воспитывая вкус, мы создаем внутренний иммунитет против тех «икон», которыми пытается заполнить внутреннюю пустоту мир.
Второе – целомудрие зрения. Это значит смотреть так, чтобы взгляд не пленялся, а возводил горе́, к духовному; чтобы красота не становилась трофеем, а была дверью к Божественной красоте, к Его творческой руке. Еще это восстановление уважения к телесности, к материальному миру. Если Бог коснулся древесины креста и доски иконы, то и наша повседневность способна стать местом встречи, если освящена молитвой, благодарением.
И третье – восстановление образа Божия в ближнем. Видеть в ближнем образ Божий – это деятельное сострадание, это значит отвечать на его нужду конкретным делом: уважением, временем, заботой. Это противоядие против идеализации или, наоборот, унижения человека до его роли. Любовь, которая узнаёт лик в лице другого, действует: она возвращает человеку лицо через добро, признание и защиту его достоинства.
Здесь победа над скрытым иконоборчеством начинается там, где мы перестаем «замазывать» лица людей своими помыслами, мнительностью, осуждением, но позволяем человеку быть тайной и признаем в нем сияние Первообраза. Тогда вся жизнь наша становится богослужением: мир возвращается к своему молитвенному смыслу, вещи – к своему служению, а наше сердце – к чистому взгляду, который узнает первообразы и поклоняется Богу в духе и истине.
Путь сопротивления иконоборчеству требует ежедневной, постоянной практики, прежде всего – привычки смотреть. Настоящее внимание – это не поверхностный взгляд, а готовность задержаться, прийти вновь, попытаться понять. В повседневности это означает не «пролистывать», не пробегать глазами, а останавливаться: перед человеком, перед вещью, перед ситуацией, как перед местом, которое зовет к молчанию, не к моментальному навешиванию ярлыков, но к молитвенному узнаванию. Да, это требует дисциплины, пока не войдет в привычку смотреть на мир смиренно, без беглых оценок, глазами Бога.
Посты и богослужения, крестное знамение, молитвенное правило – вся церковная культура помогает оживить способность смотреть на мир без спешки, вне культуры потребления.
В иконопочитании – бережное отношение к истории. Современная культура часто предлагает «обновления» ценой стирания старого, будто отжившего. Сопротивляться этому – значит чтить память, беречь места, слушать старших, сохранять традиции как сосуды памяти.
Когда мы восстановим в себе истинное иконопочитание, когда будем возводить ум горе́ и воздавать честь Первообразу, Богу, тогда образ снова станет дверью, а не экраном; поклонение – встречей, а не корыстью. Аминь.
Иеромонах Спиридон (Дорош)
26 октября 2025
Сайт Сретенского монастыря
Спасибо, есть над чем подумать. И заголовок даёт пищу для размышления.