Продолжение, часть первая, часть вторая
Часть третья
Есть ли в Евангелии притча, по прочтении которой Великую Октябрьскую Революцию иначе как вором не назовёшь? Есть. Но прежде обращения к притче позвольте привести некоторые доказательства высказанного во второй части статьи положения о самозванстве «русской» художественной литературы в роли народной учительницы. Хотя в этой литературе, куда ни ткнись, везде видны претензии на учительство, но поскольку мы преимущественно говорим о творчестве А. С. Пушкина, предлагаю на примере его стихотворения «Поэт и толпа» (1828) проследить, в каких словах и образах обосновывалось поэтом право народного трибуна.
Начинается стихотворение словами: «Поэт по лире вдохновенной / Рукой рассеянной бряцал». И когда он так бряцал, поэта услышала толпа. «И толковала чернь тупая: / «Зачем так звучно он поет?» Действительно, если петь, так с пользой для народа, поэтому толпа просит поэта: «Нет, если ты небес избранник, / Свой дар, божественный посланник, / Во благо нам употребляй: / Сердца собратьев исправляй».
Вникнем в написанное. Во-первых, хорошо известно, что «чернь тупая» во все времена просила хлеба и зрелищ, а великосветская чернь — изысканного хлеба и изысканных зрелищ, и, конечно, ни та, ни другая чернь не станет просить об исправлении сердца: «Сердца собратьев исправляй». А если кто просит с покаянием: «Мы малодушны, мы коварны, / Бесстыдны, злы, неблагодарны; / Мы сердцем хладные скопцы, / Клеветники, рабы, глупцы; / Гнездятся клубом в нас пороки. / Ты можешь, ближнего любя, / Давать нам смелые уроки, / А мы послушаем тебя» — если кто просит именно так, то тот уже не чернь и не толпа, но — личность и личности! Здесь Александр Сергеевич явно отступил от жизненной правды в угоду своему стихотворному замыслу.
А во-вторых, почему поэт решает, что кто-то должен просить его об исправлении сердца? По какому праву поэт приводит к себе людей с душевно-сердечными запросами: «Ты можешь, ближнего любя, / Давать нам смелые уроки, / А мы послушаем тебя»? Кто он такой, чтобы исправлять других? Пророк? Священник? Учитель? Начальник? Судия? Ни то, ни другое, ни третье. Он — сладкозвучный певец. Почему же певец решает, что чернь должна просить его «давать ей смелые уроки»? Или всё же ощущает за собой поэт Александр Пушкин право учительства?
Тема присвоения литературой священнических, судебных, учительных и прочих прав требует особого разговора. Но если вкратце отвечать на вопрос, когда российская словесность решила, что имеет право самостоятельно, т.е. без церковного благословения «давать смелые уроки» и в чьём лице она на это решилась, можно указать на А. П. Сумарокова. Директор первого в России публичного тетра, учреждённого указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году, Сумароков в статье «О русском духовном красноречии» пишет: «Разберём дарования и свойства /…/ известных и всей России риторов: Феофана, Гедеона, Гавриила, Платона…».
Александр Петрович Сумароков (1717-1777).
Википедия: «30 декабря 1756 года Сумароков, оставленный в армейском штате [в чине бригадира],
получил назначение директором Российского театра».
Не будучи специалистом в этом вопросе, я не берусь утверждать, но мне думается, что данные «разборки» Сумарокова — вольность до него неслыханная. Конечно, Сумароков хвалит перечисленных лиц, но по ходу дела допускает остроты, которые в допетровское время не остались бы ненаказанными. Так он пишет: «Многие духовные риторы не имущие вкуса, /…/ дерзают во кривые к Парнасу пути, и вместо Пегаса обуздывают дикого коня, а иногда и осла, встащатся едучи кривою дорогою на какую-нибудь горку, где не токмо неизвестны музы, но ниже имена их (т.е. не только муз не знают, но даже имён их не слыхали. — Г.С.), и вместо благоуханных нарциссов собирают курячью слепоту» и т.п. Эти слова — цветочки, ягодки – объяснение Сумароковым причин, по которым он дерзает разбирать слова архиереев. Прочтём, как обосновывает Сумароков своё «право» исследовать дарования и свойства архиерейских проповедей.
А. П. Сумароков: «Красноречие духовных не в истолковании Священного писания, но в проповедании оного и в наставлении добродетели ищется; чего ради, оставляя религию и катехизис, дело до моего предложения нимало не принадлежащее, я в проповедниках вижу собратий моих по единому их риторству, а не по священству. Итак, имея право говорити о них толико же, колико и они о мне, сколько их рассмотрение до них яко до почитателей словесности принадлежит».
Вот так. Зерно выбрасывается, а шелуха, т.е. витийство оставляется. «Религия и катехизис», т.е. правая вера и правое разумение догматов — по боку, а проповедание Писания, конечно же, по-своему толкуемое, и искание добродетели, тоже по-своему, т.е. по-масонски, понимаемое — оставляется. По Сумарокову выходит, что истолкование Священного Писания в духе святых отцов уже не главное, главное — риторство. А в следующих словах Сумарокова можно прочесть прямое покушение на архиерейский сан: «Я в проповедниках (т.е. в архиереях. — Г.С.) вижу собратий моих по единому их риторству…». В допетровском русском обществе этого театрального директора попросту выпороли бы на съезжей за столь дерзкие и пустые речи, для его же великого блага.
Мы отвлеклись от стихотворения «Поэт и толпа», но затем и отвлеклись, чтобы указать на истоки мыслей поэта Пушкина о приходящей к нему за наставлением черни. Эти мысли более чем за полвека до него высказывались и циркулировали в верхнем российском обществе, а претензии литературы на роль народной учительницы открыто публиковались в печати. Спрашивается, куда смотрела церковь?
Итак, приходит ищущая наставлений толпа к поэту на Парнас и что слышит? «Подите прочь — какое дело / Поэту мирному до вас! / В разврате каменейте смело, / Не оживит вас лиры глас!» Вот те раз! Зачем же гнать ищущих доброй жизни людей? Да еще в окаменевающий разврат, словно в асфальт, их закатывать? Зачем не отправить туда, куда должны идти заблудшие души — в церковь? Зачем не сказать: друзья, вы не по адресу обратились, я всего-навсего певец, пою по вдохновенью, когда хочу и что хочу, а вы идите в храм, там вас научат доброте сердечной?
«Подите прочь» — вот и вся забота певца о толпе, которая нужна ему была только для того, чтобы пропеть своё красное словцо. Скажу более. Ложь лежит в самом основании этого стихотворения. Ибо, зачем было поэту бряцать на лире, привлекать к себе внимание толпы и разговаривать с ней? Чтобы в итоге прогнать её прочь? Но ведь это лукавство. Если же поступать честно, а не по-змеиному, то надо было сразу отойти в сторону, чтобы тебя никто не слышал, и брякать там сколько угодно. Но поэт не сделал этого, потому что ему важно было произнести последние строки: «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв».
Прекрасные, великолепные стихи, и прежде их произнесения с вершины горы Парнас (прям как Моисей с горы Синайской), поэт объясняет толпе отказ служить ей полезным писательским трудом, подготавливая её к принятию этого завершающего четверостишья (как к грому и молнии с горы Синайской). Как же поэт обосновывает свой отказ служить толпе, которой бросает упрёк: «Тебе бы пользы всё»? Объясняет так: «Но, позабыв свое служенье, / Алтарь и жертвоприношенье, / Жрецы ль у вас метлу берут?»
Здесь хотелось бы уточнить слова Александра Сергеевича и спросить: каких жрецов он имеет в виду? Христианских? Египетских? Поэтических? Если первых, то должен сказать, что поэт заблуждается, не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29). Христианские священники берут не только метлу, но самую нечистоту тех, кто приходит к ним за помощью[1]. Потому что так поступил призвавший их на служение Первосвященник Иисус Христос, Который однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:28). И в другом месте апостол пишет: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4:15).
А если египетских жрецов, тогда поэт прав: те мётел не берут, разве только для полётов на них. А если поэтических жрецов, то существуют ли такие? Оказывается, существуют. Вот как о них и их почитателях пишет «великий» «русский» «философ» И. А. Ильин: «Движимые глубокою потребностью духа, чувствами благодарности, верности и славы, собираются ныне русские люди, — люди русского сердца и русского языка, где бы они ни обретались, — в эти дни вековой смертной годовщины их великого поэта, у его духовного алтаря…». («Пророческое призвание Пушкина»).
Что значит: «духовный алтарь» великого поэта? Я знаю только один алтарь — Божий. Или у Пушкина свой алтарь? Да, говорит Ильин, не только свой алтарь, но своя вера, свои образы, свои слова, на которых совершается служение, даже свой символ веры, который высказывается перед всем человечеством. Не хватает только словечка «прогрессивное» перед словом «человечество». Господи, помилуй! Кто это пишет? Язычник? Христианин? Или представитель особой сверхверы, объединяющей все земные веры в одну, в белых перчатках и запоне? Подробнее о поэтических жрецах и их философах в статье «Философ в законе».
Поэтому пусть христиан не прельщает последнее слово пушкинского стихотворения — «молитва»: оно стоит здесь только ради рифмы. Что оно значило для Пушкина? Заниматься этим вопросом церковным людям так же пустопорожне, как разбирать, что разумеет под молитвой человек, приходящий в храм два-три раза в год, чтобы поставить там свечку «за всё хорошее». Что понимал Пушкин под молитвой? Что угодно, только не науку из наук и не художество из художеств. Так зачем нам такие «молитвы» разбирать? А рифма, конечно, красивая, зажигательная: «битв — молитв». Вот и гуляет она по нашим умам почти двести лет, прельщая всех сладким звучанием, и долго ещё будет прельщать, потому что обличения и правду редко кто хочет слушать, а сладкие звуки приятны всем.
Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
13 сентября 2019
[1] «Встречается в славянских Требниках и такая формула: „На моей выи согрешения твоя, чадо, и да не истяжет тебе о сих Христос Бог, егда придет во славе Своей на Суд Страшный“. Эта формула обязана своим происхождением греческому обычаю во время исповеди возлагать руку на шею священнику». (Митр. Иларион (Алфеев). Чинопоследование исповеди.)↩
Для Марины и других. Что такое экстрасенсорика? Это всего лишь обострённое восприятие другого человека. Ни больше, ни меньше. А те шарлатаны, которые пользуются незнанием людей, наживаясь на этом, никакие не «экстрасенсы». Говоря современным языком все те наши святые, о которых ходят легенды, были великими экстрасенсами. То есть, могли войти в мир другой, не доступный для обычного человека. Настоящий экстрасенс может не только узнать о здоровье другого человека, но и о других житейских проблемах. Для начала не пытайтесь рассуждать о том, чего не знаете. Ни наука, ни Церковь до сих пор не объяснили этот феномен, а потому и дури всякой со всех сторон льётся немерено.
Этногенез — рождение и развитие этнических сообществ во времени и пространстве. Если не вдаваться в глубины биофизикохимические, то этногенез это сложение/формирование этнических групп на основе кровнородственных и кланово-родственных связей. Ничего более. И не надо подменять естественное развитие человечества социально-экономическими формами, тем более религиозными. Это совершенно разные процессы, имеющие разную природу. Другое дело, что они сопряжены в человеке.
«Буздалов А., Пенза, 16.10.2019 в 16:26
Как я и говорил, от неогегельянского этногенеза до оккультной эстрасенсорики оказался один шаг.»»
ДУРЬ ПОЛНАЯ. Этногенез явление естественное, как и вся наша жизнь. И приклеивать ему ярлыки более чем глупо.
Экстрасенсорика явление также естественное. Мать чувствует своего ребёнка независимо от разделяющих их расстояний. В какой-то момент возникают мысли о другом человеке и желание помолиться за него. Один человек видит в другом болезнь и пытается найти способ помочь. К человеку приходят люди и просят его помочь в житейских делах (корову украли, либо о пропавшем родном человеке, во время войны о воюющих своих родных и т.д.) Всё это экстрасенсорика. Ладно бы средневековье, люди неграмотные, подвержены всевозможным слухам и поверьям. Но вы то люди с образованием! Идёте к шарлатанам, не имеющим об экстрасенсорике ни малейшего представления. И хотите получить облегчение? Все капризы за ваши деньги, товарищи и господа!
Буздалов А., Пенза, 16.10.2019 в 17:48
«Вы много разновидностей этногенеза знаете?» (Геннадий, Санкт-Петербург, 16.10.2019 в 17:02). Православная экстрасенсорика, православный буддизм, православный этногенез… знаю, куда Вы клоните.»»
Буздалов, Вы хотя бы узнайте о том, о чём пишите, чтобы не ставить себя в роли полного профана. Для «сравнителя богословия, культуролога» это много ниже, чем плинтус.
Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 16.10.2019 в 22:49″»
Людмила Николаевна, благодарю Вас за потраченное время и отклик.
В развитии человека, этнического сообщества и их духовной сферы всегда есть причины разного свойства — этногенетические (потому что это первично в нашей жизни), исторические или социально-экономические, религиозные. Исходя из этого, что мы можем сказать о развитии русского этноса?
Во-первых 862-1237 годы: рождение русского этноса из смешения финно-угров (этногенетическая матрица), словен ильменских, германцев скандинавского происхождения варягов руси. В 882 г. они занимают Среднее Поднепровье, объявляют себя народом РУСЬ (несмотря на разное происхождение, культуры, языки), объявляют городок Киев столицей (матерью городов русских). Далее следует расширение территории обитания за счёт близкородственных племён. Очень рано в русский этногенез и историю включаются тюркские племена (печенеги, половцы). Возникает Древнерусское государство, русская культура и язык.
1237-1612 гг. После монголо-татарского нашествия русский этнос разделяется на три части — восточную, юго-западную, северо-западную. Соответственно формируются первые русские субэтносы — великоросский, малоросский, белоросский. Спустя пару столетий поморы Севера и казаки Юга. В Золотой Орде происходит формирование будущей русской государственности. Москва в борьбе одержала верх. Следует отметить, что монголы карали смертью своих же воинов за нанесение ущерба Русской Православной Церкви.
1612-1987 гг. — время русской суперэтнизации и строительства государства имперского типа. Что это такое? Русский этнос выходит за пределы своего этногенетического поля на восток и юг. Теперь уже дальнеродственные племена уральские, тюркские и другие входят в русскую историю и этногенез. Так формируется русско-евразийский суперэтнос. Пространство для его обитания увеличивается в несколько раз (от Карпат до Тихого океана, от морей Ледовитых до Закавказья, Иранского нагорья, Монголии и Маньчжурии).
Одновременно от смешения русских субэтносов между собой и с другими этносами Северной Евразии в границах Российской Империи, формируются новые русские субэтносы: на Левобережье Днепра новороссов, в Южном Приуралье уральский, за Уралом сибирский. Между ними есть переходные группы. Вместе с тем, у них своя, особая субэтническая культура, диалекты и говоры. Постепенно идёт формирование русского литературного языка, который при Пушкине и благодаря его дару становится общероссийским. На чём и зиждилась великая русская культура. Да, у неё, в силу исторических обстоятельств, был европейский налёт, лоск. Но это не отменяло её глубочайшей народности. По сути в 19 веке русская культура, впитавшая евразийские, становится русско-евразийской.
Почему случились революции начала 20 века? Здесь сразу несколько причин — этногенетические, исторические, геополитические. Для их пояснения требуется отдельная статья. Если коротко, то этногенетические заключались в том, что бурное развитие русского этногенеза привело к его перегреву и акматической фазе или моменту невозврата, когда этногенез прекращает своё поступательное развитие. Этнос несёт катастрофические людские потери (исход, гибель наиболее пассионарных) и переходит в стадию этногенетического старения с разделением общего этногенетического поля (что и наблюдаем: русские самый разделённый народ современности).
Исторические заключаются в том, что бурное развитие социальной и экономической сфер приводит к внутренним противоречиям. В результате которых возникают социальные конфликты. Наступает период разрушительной революционизации. На фоне большой успешности народа и государства растёт внутренняя разрушительная энтропия. Что мы видим в 19 веке? Мощнейший демографический взрыв (для сравнения: население Европы увеличилось на 80%, а Российской Империи в 4,5 раза!); в экономике либерализация, в социальной сфере демократизация. Всё это в итоге привело к РУССКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ЧУДУ начала 20 века. Но и к моральному разложению: дворянство, теряя земли и крестьян, копит недовольство на власть самодержавную; крестьяне, получив свободу и землю, не умеют ценить всего этого; рабочие, ещё недавно крестьяне, в первую очередь подвергаются революционизации и становятся гробокопателями не только самодержавия, но и собственного благополучия; ещё более характерен пример русского православного духовенства, оно было увлечено в революцию ещё на уровне обучения в бурсах, что вообще является даже не парадоксом, а прямым предательством не только духовных принципов существования, но и государственных. Это даже не парадокс, не нонсенс, это что-то противоестественное. Русское духовенство оказалось чуть ли не в первых рядах разрушителей русского православного государства в основе. Вот что поразительно для того времени. А тут ещё и буржуазия со своими претензиями на власть! Им было мало того, что государство их взрастило своими подачками. Они рвались во власть.
По сути революционизация — это процесс обезумевания народа. Когда вирус попал в мозг нации (русскую интеллигенцию), а после постепенно спускался в её низы — рабочие, крестьянские, городские, инославные, иноязычные. Начиналось малым — попыткой дворцового переворота «декабристами», закончилось величайшей трагедией.
Что до причин геополитических, то в середине 19 века Великобритания начала борьбу за лидерство и влияние в Евразии. Россия встала ей даже не поперёк пути, горла. Крымская кампания не принесла результата. Тогда Британия создаёт современный японский флот, а Германии японскую армию и натравливают её на Россию. Спустя год Япония выдохлась и тут же, как чёрт из табакерки, поп Гапон и провокация 9 января 1905 года. А далее полное предательство русских национальных интересов рабочими, интеллигенцией, крестьянами. Это нормально?
Достаточно почитать о нравах бурс, духовных училищ. Это же тихий ужас!Как так могло случиться? Ладно бы в мирских заведениях, в армии и на флоте. Но это же ДУХОВНЫЕ училища!!! Вот вам и ответ на вопрос «почему?»
Владимир Иванович: «Для Марины и других. Что такое экстрасенсорика? Это всего лишь обострённое восприятие другого человека… » Вы хоть статьи читали, по ссылкам переходили? Вот вам цитата из первой статьи :
«Церковь учит, что любые экстрасенсорные способности, которые человек может у себя обнаружить, не являются его собственными способностями, а исключительно воздействием демонов». Церковь учит, понимаете… Или вы не согласны? Что-то мне подсказывает, Владимир Иванович, что Вы сами обладаете некими способностями. Я права?
Владимир Иванович, Вас можно на цитатник разобрать, каждое предложение — это перл. Пособие, как НЕ нужно мыслить православным.
Марина, по Вашей реакции на моё «поздравьте нас» уже понятно, что православным и не пахнет. <Купюра цензора. – Прим. ред.> Нигде и никто не говорит об «экстрасенсах». Второе, читайте внимательно мой отклик: ни наука, ни Церковь до сих пор не ПОНИМАЮТ что такое экстрасенсорика. Вы по-русски умеете читать?
Владимир Иванович: «Второе, читайте внимательно мой отклик: ни наука, ни Церковь до сих пор не ПОНИМАЮТ что такое экстрасенсорика».
Очень знаменательно, что Вы поставили в этом предложении Церковь после науки, а себя, я так поняла, Вы поставили на первое место? Ведь Вы, Владимир Иванович, очень хорошо ПОНИМАЕТЕ, что такое экстрасенсорика.
«Марина, по Вашей реакции на моё «поздравьте нас» уже понятно, что православным и не пахнет. (Тут вырезано редактором)». Да, поздравить Вас не могу, могу только сожалеть о Вашей духовной слепоте. Хочу Вас предупредить, что развитие в себе сверхспособностей, увлечение эзотерикой, экстрасенсорикой и проч. является смертным грехом (т. е. грехом, который ведёт к смерти духовной). Не дерзайте в таком состоянии «вводить» кого-то в Церковь Христову. Дальше наш разговор считаю безперспективным.
«Вы много разновидностей этногенеза знаете?» (Владимир Иванович, Абаза , Геннадий, СПБ). А чего их так много-то? Вроде предмет изучения один, а теорий столько же, сколько теоретиков. При этом каждый ни во что не ставит теорию другого. ☺
«Что такое экстрасенсорика? … Говоря современным языком все те наши святые, о которых ходят легенды, были великими экстрасенсами. То есть, могли войти в мир другой, не доступный для обычного человека.» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 17.10.2019 в 01:19). Конечно, ведь Святые суть высшая стадия развития этногенеза, не так ли? Значит, в лице святых этногенез вхож в мир иной. Так и Геннадий учит: йоги, мол, высшие христиане, но со временем и этногенез церковного люда дорастет до такого уровня экстрансорики
Буздалов, кривляться не надоело? По существу можете что-нибудь сказать?
«По существу можете что-нибудь сказать?» (Геннадий, Санкт-Петербург, 17.10.2019 в 19:36). Только этим занимаюсь, Вашу с Абазинским духовную клоунаду демонстрирую во всех ракурсах. «Этногенез — рождение и развитие этнических сообществ во времени и пространстве» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 17.10.2019 в 01:26). Пр этом он постоянно пользуется выражением «развитие этногенеза». Получается, «развитие развития»… Я, конечно, понимаю, что без развития в новом гностицизме (неогегельянстве) никуда. Но не до такой же степени, чтобы само развитие развивать.
«Что-то мне подсказывает, Владимир Иванович, что Вы сами обладаете некими /экстрасенсорными/
способностями» (Марина, Днепр, 17.10.2019 в 08:44). Конечно. В частности, способностью понимать сущность этногенеза. Даже сам Гумилев, когда его спросили, что это такое (что он изучает), затруднился ответить на этот вопрос (связь с Космосом оборвалась). И простой смертный тоже не способен понять , что такое этногенез (с десяток теорий этого «развития развития», непримиримо враждующих друг с другом). А Владимир Иванович понимает. На лицо сверхчеловеческая способность.
Геннадий, спасибо, я видела Ваш ответ и тоже ответила Вам 16.10.2019 в 22:37 (признала свою лингвистическую несостоятельность).
Но вот с этим не соглашусь: «…отец Роман пишет свои стихи не на церковнославянском языке и не на древнеславянском». У отца Романа есть целая поэма на одном из древних наших языков:
http://vetrovo.ru/glagoly-veshhie/
и стихи тоже есть:
http://vetrovo.ru/evangelist-bozhestvennoi-rukoi/
А в заслугах Пушкина по части формирования современного литературного языка я не сомневаюсь, просто говорю, что и до Пушкина у нас был свой язык, тоже красивый.
Владимир Иванович, спасибо Вам за краткий экскурс в историю развития нашего этноса.
Но все-таки, наверное, в «революционизации» сознания тех же декабристов помимо их заграничных походов и русская литература сыграла не последнюю роль. И в революционизацию сознания последующих поколений революционеров внесла свою лепту.
Редактор, , 16.10.2019 в 23:08
«Людмила Николаевна, Ваш комментарий перенесён сюда.»
Благодарю, Ольга Сергеевна. Не пропал мой «скорбный труд и дум высокое стремленье».
Марина, Днепр, 17.10.2019 в 11:37″»
Запишите до кучи интернет, боевые искусства, спорт и тд, и тп.).
Авось полегчает.
«Экстрасенсорика — форма восприятия, которая использует дополнительные органы чувств, выходящие за рамки пяти общеизвестных — слух, зрение, осязание, обоняние, вестибулярный аппарат.»
Не более того. Этим должна заниматься наука. Удел Церкви духовное воспитание.
Марина, Днепр, 17.10.2019 в 08:44″»
Марина, я «обладаю» единственной «сверхспособностью» — выживать в условиях агрессивной среды.)
Людмила Николаевна, Нижний Новгород, 17.10.2019 в 22:13″»
Конечно же, Людмила Николаевна, литература играла свою роль. И всё-таки Пушкина стихи и проза это попытка осмыслить мир русского человека, понять. Литература от Пушкина благотворна, проверено поколениями. Герцен с его «Колоколом» яркий пример разрушителя русского государства. Два примера на память: описание русского крестьянина Пушкиным в его «Путешествии из Москвы в Петербург» и Герценом при его отъезде в Прибалтику.
Теорий может быть великое множество, этногенез как естественный процесс сложения и развития этнических сообществ один. Чего б мы там не теоретизировали, этногенез был, есть и будет. Вопрос к науке: где она шляется и чем занимается. Ведь целый институт содержим «Этнологии и этнографии» при РАН.
Когда духовные пастыри наши походя относят экстрасенсорику к «демоническим» явлениям, то это равносильно тому, что запретить бы зрение и слух, обоняние и осязание — отнеся и их туда же.
Другое дело шарлатанство и полная неспособность науки объяснить явление.
Простой пример, у младенца грыжа (паховая, пупочная), родители обращаются к медицине. В ответ опытный и разумный врач скажет: «найдите бабушку, которая грыжи заговаривает». Потому что медицина не может с этим бороться, а бабушка враз избавит ребёнка от мучений.
Или «править голову» после сотрясений. Медицина будет неделями пичкать вас лекарствами, от которых страдает организм и печень в первую очередь. А бабушка в два сеанса может избавить от недуга. Никакого колдовства. Единственно, что пошепчет что-то.
И ведь умением таких целителей пользовались и пользуются до сих пор. И попы с попадьями не исключение. Что делать будем?
Пример из своей жизни. Это случилось более 40 лет назад. В электричке познакомился с пожилой женщиной. Разговорились, она пользовала «загорами». Таких ещё называют бабки-шептухи. Пригласила в гости. Ради того, чтобы узнать и эту часть народной медицины, я поехал к ней в выходной. Поговорили подробнее. Записал несколько «заговоров». По приезду домой увидел, что мой сын разболелся. У него часто была ангина, с которой его тётка дипломированный врач-педиатр боролась и никак не могла побороть. В этот раз температура снова до 40, горло опухло, ребёнок «сварился». Что делать? Вспомнил, что записал «заговор на ангину». Попробовал. Ребёнок успокоился и уснул. Спустя три часа проснулся. Температура в норме, горло очистилось. Больше ангиной он не мучился. А теперь объясните мне, почему это помогло? Есть ли научное объяснение тому?
Сразу же оговорюсь: в то время я не был воцерковлён, больше этот опыт не повторял. Но факт остаётся фактом.
Владимир Иванович: «Простой пример, у младенца грыжа (паховая, пупочная), родители обращаются к медицине. В ответ опытный и разумный врач скажет: «найдите бабушку, которая грыжи заговаривает». ☺
Потому что медицина не может с этим бороться☺, а бабушка враз избавит ребёнка от мучений.
Или «править голову» после сотрясений. Медицина будет неделями пичкать вас лекарствами, от которых страдает организм и печень в первую очередь. А бабушка в два сеанса может избавить от недуга. Никакого колдовства. ☺
Единственно, что пошепчет что-то.☺ и.т.д»
У меня вопрос: «бабушка» что за слова шепчет? К кому она обращает свои шептанья? Ведь слово всегда к кому-то направлено, не в пустоту она ж шепчет (иначе не помогло бы). К кому она («бабушка») обращается?
Владимир Иванович, Абаза, Хакасия,
Вы пишете:
“…Простой пример, у младенца грыжа (паховая, пупочная), родители обращаются к медицине. В ответ опытный и разумный врач скажет: «найдите бабушку, которая грыжи заговаривает». Потому что медицина не может с этим бороться, а бабушка враз избавит ребёнка от мучений.
Или «править голову» после сотрясений. Медицина будет неделями пичкать вас лекарствами, от которых страдает организм и печень в первую очередь. А бабушка в два сеанса может избавить от недуга. Никакого колдовства. Единственно, что пошепчет что-то…”
В том то и дело, Владимир, что то о чем вы пишете и есть самая обыкновенная “белая” магия (колдовство). А не “никакого колдовства”.
Вы пишете:
“… Пример из своей жизни. Это случилось более 40 лет назад. В электричке познакомился с пожилой женщиной. Разговорились, она пользовала «загорами». Таких ещё называют бабки-шептухи. Пригласила в гости. Ради того, чтобы узнать и эту часть народной медицины, я поехал к ней в выходной. Поговорили подробнее. Записал несколько «заговоров». По приезду домой увидел, что мой сын разболелся. У него часто была ангина, с которой его тётка дипломированный врач-педиатр боролась и никак не могла побороть. В этот раз температура снова до 40, горло опухло, ребёнок «сварился». Что делать? Вспомнил, что записал «заговор на ангину». Попробовал. Ребёнок успокоился и уснул. Спустя три часа проснулся. Температура в норме, горло очистилось. Больше ангиной он не мучился. А теперь объясните мне, почему это помогло? Есть ли научное объяснение тому?…”
Отвечает святой преподобный Паисий Святогорец :
«— Геронда, а может ли колдун исцелить больного?
— Чтобы колдун исцелил больного? Человека, которого мучает бес, колдун может «исцелить» — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействием, колдун обычно посылает его в того из его родственников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я страдал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создается реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знакомым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким образом, горбатый человек выпрямится. Однако, если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.
Как-то мне рассказали, что одна женщина «исцеляет» больных, используя различные священные [символы и предметы]. Услышав о том, что она делает, я был поражен выдумкой, «искусством» диавола. Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет «Богоро́дице Де́во» и, дойдя до слов «Благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́», плюет рядом с крестом, то есть таким образом хулит Христа, и поэтому тангалашка ей помогает. Таким образом она «исцеляет» — например, от душевной подавленности [депрессии] — некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их «исцеляет», потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных считают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их.
Необходимо внимание. Надо держаться подальше от колдунов, от колдовства, подобно тому как человек держится подальше от огня или змей. Не надо смешивать разные вещи. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может «исцелить» только те болезни, которые вызывает сам.
— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу?
— Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча — даже если ее подгребают под него лопатой — не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить»
Цитата взята из четвертой части книги “Слова. Том III.Духовная борьба”.
Владимир, а у вас есть книга архимандрита Иоанна Крестьянкина “Опыт построения исповеди”? Если нет, то приобретите… Учитывая то что вы пишете, вы не воцерковлены а “воцерковлены”.