Как-то смотрел запись прямого эфира на телеканале «Крым 24» «Аборт: за или против!?»[1]. Этот эфир был организован по просьбе Крымской епархии.
За аборты выступала Светлана Шохина, девушка лет двадцати пяти, которая назвала себя либеральной феминисткой. Старался внимательно её слушать, старался понять, как человек, не имеющий жизненного опыта, берется рассуждать о таких вещах.
По словам Светланы, аборт — это личный вопрос: ребенок не должен нарушать своим появлением комфортную жизнь матери. Например, это может быть нежеланная беременность у женщины, которая разводится и не имеет средств поднять на ноги ребенка… Это социальный вопрос: если запретить аборты, что делать с детьми, которые будут рождаться в малоимущих семьях? Неблагополучные роды, пополнение детдомов, младенцы будут якобы случайно выпадать из окон, их будут выбрасывать в мусорки… Это и нравственный вопрос: если аборт — грех, то разве не грех обрекать своего ребенка на страдания?
На вопрос — считаете ли Вы, что человек начинает жить с момента зачатия — Светлана ответила: каждая женщина должна сама решать, когда это у нее происходит. Ответ прагматичный: отсчет дней жизни человека определяет мать по своим личным соображениям, пока она вынашивает его во своей утробе.
Печально, что и приглашенная на телепередачу заслуженный врач Крыма Марина Горда противоречила самой себе: с одной стороны, женщину надо поддержать в пограничной ситуации выбора; с другой — запрет аборта означает лишение семьи права выбирать, оставить ребенка или нет. По словам Марины Горды, нельзя лишить человека права планировать свою жизнь: ведь дети рождаются и проблемные, и не каждый родитель может это понести… Двойственность рассуждений заслуженного врача ярко проявилась в её ответе на вопрос: начинается ли жизнь с момента зачатия? Она спряталась за науку: наука еще не пришла к единому мнению!
Что касается социального вопроса. На мой взгляд, способ его решения с помощью абортов напоминает фашизм: ограничение численности населения по социальному признаку.
У молодой девушки перевес был в пользу логики. Удивительно, ведь женщина больше чувствует сердцем. Похоже, основной мотив, которым она руководствовалась, — это её личный комфорт. Для верующего человека эта мера — Бог, Его святая воля. И верующий человек всегда помнит, что Господь всё обращает на пользу человеку — в этом состоит Его Промысл.
Поясню это на примере истории из жизни.
В семье диакона родился ребенок. Больной ребенок. Хотя супруги прожили вместе немало лет, муж еще более зауважал жену после того, как она забрала ребенка из роддома, а не отказалась от него.
Мальчика окрестили Василием. Оказалось, он совсем не выносит, когда кто-то повышает голос. «Детки, не ссорьтесь! — говорила мать, как только нарушался мир в семье, — Васенька плачет!» А надо сказать, в жилах членов семьи текла горячая южнославянская кровь и мир нарушался легко. С появлением Васи дети стали тише, послушнее и ответственнее. И если раньше их тянуло к дружбе с хулиганистыми сверстниками, так что и в школу, бывало, вызывали родителей, то теперь они стали ценить в людях совсем другие качества: верность, милосердие, порядочность. Дети выросли и выбрали понравившиеся им профессии. А Василий… а Василий прожил недолго. Такие дети долго не живут. Казалось, он исполнил свою миссию: семья сплотилась, дети нравственно преобразились, — и после этого отправился Домой.
По понятиям молодой феминистки, больной мальчик прожил несчастную жизнь и гуманней было бы пресечь её еще в утробе. Но тогда не было бы места для подвига, любовь не проявила бы себя.
В ходе телепрограммы православный психолог обратила внимание на угрызения совести, которые испытывают женщины, сделавшие аборт. И мне вспомнился яркий случай. Могу его рассказать, потому что женщины, о которой пойдет речь, уже нет в живых.
Молодая девушка уже на позднем сроке решилась сделать аборт. Настояла мать, поскольку невесте было шестнадцать, а жених «не подавал надежд» — неясно было, собирается ли он вообще создавать семью. Девушка рассказывала, что в ту ночь ветки шкрябали по ставням, а ей казалось, что это ребенок.
Надо сказать, что врачи, когда совершают детоубийство, чтобы усыпить совесть, не называют вещи своими именами, но извлекают «объект номер один» (голову), «объект номер два»… А тут беременность была на позднем сроке, и акушерка-армянка стала доставать из утробы части младенца и показывать девушке… Это были самые страшные мгновения в её жизни.
Со временем девушка вышла замуж за своего жениха. У них были дети. Но, по её словам, жизнь уже не была прежней…
Если, по понятиям феминистки Светланы Шохиной, женщина сама решает, когда плод становится человеком, тогда почему совесть так мучила девушку, когда она увидела извлекаемые из её утробы части тела «еще не человека»?! Это просто мнительность или самовнушение?!
Еще пара слов об абортах «по медицинским показаниям». Когда в государстве решили отказаться от смертной казни, одним из аргументов было наличие ошибок при расследовании и вынесении приговора. Почему так же не поступить и в отношении абортов, принимая во внимание врачебные ошибки?
Зрелая по возрасту пара ожидала желанного ребенка. Из-за относительно большого возраста пары врачи, казалось, были порой излишне внимательны. На двенадцатой неделе беременности необходимо было пройти плановое УЗИ. Плод исследовали. Врач настолько смутился, что позвал заведующую. Они вдвоем долго совещались и в конце концов вынесли вердикт. Заведующая села рядом с будущей матерью: «Если честно, у Вас пузырный занос. При данном заболевании развитие плода невозможно. Он погибнет. Чудо, что он дожил до двенадцати недель, но до шестнадцати он не доживет». Это при том, что все показания до УЗИ соответствовали нормам и плода, и самой мамы. «Вам надо прерывать беременность!» — сказала заведующая, как отрубила голову. «Прямо сейчас Вы идете в женскую консультацию, и там все объяснят! Прямо без записи. Мы позвонили, они Вас будут ждать».
Это было как приговор. Ужасные мысли полезли в голову, что, раз все так плохо, придется… Руки у мамы опустились. Она с результатами УЗИ вышла из роддома и разрыдалась, как маленький ребенок, от беспомощности.
Слава Богу, муж оказался трезвомыслящий. Он отвез супругу в консультацию и одновременно договорился об обследовании в другом городе.
Надо сказать, что мама понимала, что у нее ребенок! — ребенок! — и просто так распрощаться с ним нельзя: даже если врачи сказали, даже если все плохо — это не разменная монета! Прервут беременность и пойдешь счастливой? Такого не может быть!
В этот момент, вопреки всему, к маме пришла настоящая вера. Она осознала: если Бог дал ребенка, она не может от него отказываться. Она смирилась с самыми плохими последствиями и решила, что, даже если будут отклонения у малыша в будущем, она пойдет до конца! Забегая вперёд, скажу, что вечером того дня она открыла Евангелие и стала читать. Раньше она спорила с ним, на каждое слово у нее был контраргумент. Теперь же она отключила рассудок и, как губка, впитывала сердцем…
В консультации врачи посмотрели результаты УЗИ и взвешено сказали, что не надо торопиться, плод пока развивается нормально, хотя в плаценте видны кисты. Были назначены все возможные анализы…
К счастью, муж нашел хорошего врача в Симферополе. Врач эта сделала совсем другой вывод: мезенхимальная дисплазия. Успокоила: не торопитесь, в динамике посмотрим, что будет происходить. Сдали генетический анализ. Результат оказался хорошим. Через двенадцать дней сделали повторное УЗИ. Хуже не стало. Врач успокоила окончательно: идите с Богом! Рожайте спокойно!
Но учет остался севастопольским. Что тут началось! Участковая врач не захотела признать обследования из другого города и продолжала считать, что у мамы пузырный занос — чуть ли не раковое заболевание! Поэтому направили по всем инстанциям, в том числе и в онкологию. Все разводят руками: нормальное состояние непраздной женщины, с одной стороны, и смертельный диагноз, поставленный севастопольскими врачами, с другой.
Потом друзья спрашивали: «Как ты не сошла с ума при таком диагнозе и постоянных угрозах: у Вас родится урод со сросшимся желудком, у Вас рак?..». Мама отвечала: «Только церковные службы и Соборование наполнили меня такой уверенностью и дали такое спокойствие, что я знала: Бог рядом и будет все хорошо! Поэтому их слова не входили в мое сердце, а пролетали мимо». Правда, пришлось пройти все анализы, настаивали на том, что нужно сделать пункцию из амниотической жидкости, в которой находится ребенок. Так и жила от УЗИ до УЗИ. Врач же не отказывалась от диагноза, хотя подтверждала, что все развивается хорошо. А лечащий врач нагнетала, что плохо будет впереди!..
Позже оказалось, что имела место врачебная ошибка заведующей, которую поддержала и лечащий врач. Слава Богу, история закончилась благополучно. Больше того: мать через испытания, вопреки человеческой логике, не только сохранила и получила здорового сына, но еще и обрела веру. Негативная сторона истории отражена в словах матери, которые постараюсь привести практически дословно: «Еще когда я ходила на УЗИ и слышала разговоры врачей, меня поражал цинизм, как легко они отправляли на аборт. Казалось, им все равно: есть ребенок, нет ребенка… мы — туловище с проблемами для них. Не о всех говорю, но как-то вот именно такие врачи встретились… Все-таки и души у нас есть. И не все так смогут устоять, кто-то ведь и сбиться может, сломаться и лишиться ребенка, лишиться возможности стать родителем».
С рассуждением матери об окаменении сердечном у некоторых врачей согласен. А понять это можно так: аборт — это беззаконие. Господь сказал, что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Аборт — один из таких механизмов окаменения. Самое ужасное, когда это происходит с материнским сердцем, когда матери сами идут на аборт, а потом поощряют своих детей к тому же. Из головы не идут случаи. Мать, будучи сама в положении, привела на аборт свою несовершеннолетнюю дочь. Санитарка не выдержала, попыталась достучаться. Но мать отрезала: «Мне двоих не потянуть!» (С точки зрения заслуженного врача Крыма, здесь реализовано «право семьи».) Другая мать привела свою несовершеннолетнюю дочь и потребовала, чтобы ей не давали обезболивающего во время операции: пусть будет наука…
Позиция Светланы Шохиной — «достаточно устойчивая» в пользу аборта и, похоже, её сердце окаменело. Может быть, какие-то серьезные испытания в жизни помогут ей измениться.
Иеромонах Пафнутий (Лемиш)
Сайт «Ветрово»
11 ноября 2024
Спасибо Вам за такую душевно нравственную
публикацию, о. Пафнутий. Может быть Вы можете кратко ответить на вопрос: ,,Где находятся души младенцев, убиенных в утробе матери?» Заранее благодарен.
// На вопрос — считаете ли Вы, что человек начинает жить с момента зачатия — Светлана ответила: каждая женщина должна сама решать, когда это у нее происходит. /…/ Печально, что и приглашенная на телепередачу заслуженный врач Крыма Марина Горда противоречила самой себе: с одной стороны, женщину надо поддержать в пограничной ситуации выбора; с другой — запрет аборта означает лишение семьи права выбирать, оставить ребенка или нет.//
Несчастные люди. Сперва у них отняли веру и жизнь вечную. Теперь лишают жизни временной.
Да ! О. Георгий ! Очень несчастные ! Господь им Себя не открыл ! Блуждают во тьме , Истину не знают !Помоги им ,Господи !
Бог дышит, где хочет, поэтому всегда есть выход из всех ситуаций, важно иметь крепкую веру в Божью помощь и более прислушиваться к совести, советоваться с ним, а не полагаться на немощных врачей. Сейчас страшное и в то же время благое время. Ищущий всегда находит и чувствуюший обретает помощь Божию. В наше время очень много средств и оружий и нам не оправдаться не знанием в век информаций. Важно держаться Господа и он проведёт. Никто теперь не поможет, только Господь поможет через всё и верить нужно только Ему и Его спасительным законам и заповедям.
Алексей, в постановлениях соборов ответа на Ваш вопрос нет. В качестве святоотеческого обобщения, приведу выдержки из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «Как вернуть в семью потерянную радость», глава «Как облегчить участь некрещеных младенцев?» https://azbyka.ru/zdorovie/kak-vernut-v-semyu-poteryannuyu-radost#n42
«Само слово «спасение» имеет два аспекта, две стороны, два значения — отрицательное и положительное. Отрицательное значение — это избегнуть какой-нибудь опасности и беды, например, выпрыгнуть из окна горящего здания, уйти от преследователей, и т. д. Положительное значение этого слова, значит, осуществить главную цель своей жизни; спастись — это навеки быть с Богом. Некрещеный может спастись в первом значении этого слова, то есть избегнуть геенских мук, или получить облегчение. Праведники, жившие до Христа Спасителя, находились в аду, но не в муках, ожидая искупительной Жертвы.
В одном из сербских монастырей есть следующая фреска. Праотец Авраам восседает на троне, его окружают души младенцев; Авраам еще не вошел в рай, но это место, называемое «лоном Авраама» служит обителью для некрещеных младенцев. Они не в раю, но не в вечных муках.»
«Некрещеные младенцы находятся ни в свете, ни во тьме, ни в блаженстве, ни в муках. Их состояние похоже на тихие сумерки после заката солнца, пока еще не наступила ночь. Некоторые богословы символически изображали ад в виде концентрических кругов. Центр ада — это место, где находится сатана, где стоит престол Люцифера: чем ближе к центру, тем тяжелее муки, чем дальше от него, тем большее облегчение получает душа. На внешнем кругу ада находятся некрещеные младенцы и лучшие из язычников. Туда не проникает геенский огонь, они не испытывают страданий, но там нет Бога.
Святые Афанасий Великий, Григорий Богослов и Кирилл Александрийский свидетельствуют о том, что некрещеные младенцы не будут в славе, как крещеные младенцы, и не в наказании, как грешники, сознательно совершившие преступления.»
Отче, Пафнутие, благословите!
//Туда не проникает геенский огонь, они не испытывают страданий, но там нет Бога.//
Неужели есть такое место? Если верить пророку Давиду, такого места нет во всём мироздании.
Камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо еси. Аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138: 7, 8).
Спаси Господи Вас. о. Пафнутий о. Георгий. Есть определение выражения :,, Ад, это место, где нет Бога». Не знаю кому оно принадлежит, но не однажды читал это… Конечно пророк истинен и в то же время это выражение? Как понимать? Может быть есть
обьяснение ? Простите.
У Бога обителей много, главное, куда устремлен Дух и Кем он дышит. О младенцах, не могущих сделать осознанный выбор, есть ходатый сам Бог, а вот у тех, кто старше, кто может сделать выбор, но не сделал по причине вольнодумия и духовной лени, те в ряды содома и гоморы к сожалению даже не встанут, ибо тем отраднее будет в день суда, нежели знающим, но не принявшим.
Простите, отче Георгие, что отвечу вопросом на вопрос!
Аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138: 8) — сказано о вездеприсутствии Бога. Но мне и, думается, и Вам совсем не хочется туда. А почему, если и там есть Господь?
// Есть определение выражения :,, Ад, это место, где нет Бога». Не знаю кому оно принадлежит, но не однажды читал это… //
Я тоже встречал высказывания, что ад это место, где нет света (но не Бога!). Думаю, что такое заключение можно сделать из этимологии этого слова. «Ад (др.-греч. ᾅδης — «невидимое», от ᾅ- — «не» и ειδω —«вижу»[1])».
Известно, что в аду — неугасимый огонь. … червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:44). Но как может быть огонь без света?
Преподобный Варсонофий Оптинский: Долго я не понимал слов псалма: Глас Господа, пресецающего пламень огня (Пс. 28:7), и уже в монастыре я подумал так: на земле мы имеем огонь, пламень которого имеет и жар, и свет. Но между адом и раем огонь разделяется так: свет находится в раю и веселит праведников, а жар без всякого света жжёт грешников в аду, ибо пишется, что бездна адского пламени находится во тьме, и даже грешник не может видеть никого другого… Господи, спаси и помилуй. Чем хочешь накажи, Господи, здесь, только помилуй там. (Дневник послушника Николая Беляева).
По ссылкам научные определения ада.
https://m.pravenc.ru/text/63424.html
https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/149
Народные определения ада из Словаря В. И. Даля: АД м. адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная; | вят. хайло, пасть, зев, горло, глотка. | *Невыносимое житье, ссора в доме, крик, брань, драка, содом. Что ад-эт разинул, что орешь. И в аду люди живут, о привычке; и в аду обживешься, так ничего. Хоть в аду ликуй, только нас минуй, о злом человеке вместо: хоть в раю. Всяк ада боится, а дорожка торится. В рай просятся, а заживо в ад лезут. Ад стонет, рыдает. грешных к себе призывает. Глас Божий вызвонит из ада душу грешника, говорят о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Лучше с умным в аду жить, чем с дураком в раю. Житье, словно в аду. На немилостивых ад стоит. Пусти душу в ад, будешь богат. В аду не быть, богатства не нажить, потому что богатый часто наживается неправдою. Не есть (нет, несть) во аде покаяния. Черти возят жерди: хотят ад городить, шутка. Из омута в ад ― рукой подать; в омуте водяной, бес, да в омуте ж и тонут. И в аду хорошо заступничество: ину пору хоть кочергой, вместо вил, подсадят: все легче. Ключи ада, ключи бездны, у скопцов: известн. части. Злой человек адово стяжанье. Врата адовы. Адская злоба, аду свойственная; адская жизнь, каторга, невыносимая. Адский камень, ляпис, жгучее серебро, селитро-кислое серебро. Адожной арх. адский, дьявольский, лукавый; нечистый, мерзящий. Адовень м. арх. бранно негодяй, мерзавец; адова об. арх. адожной человек, зверь, растение и пр.; | мерзость. Адовить что, арх. замышлять коварство; крамолить; | сквернить, поганить. Адоват костр. скуп, скареден. Адить? что, яросл. копить; неумеренно употреблять?
Уважаемый о. Георгий, а что означает хаос ? К определению ада его можно отнести? Спаси Господи.
Благодарю за ответ, отче Георгие!
// Аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138: 8) — сказано о вездеприсутствии Бога. Но мне и, думается, и Вам совсем не хочется туда. А почему, если и там есть Господь?//
Потому что там не будет Вас, а также отца Романа, отца Досифея… Как же я без вас?
С подобным вопросом можно обратиться к апостолу Павлу, потому что он писал: Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение (есть) (Фил.1:21), однако не спешил приобрести Христа через смерть, спасшись в корзине от правителя Дамаска (см. 2 Кор.11:32).
С ним есмь в скорби…. (Пс. 90) ― говорит Господь. И некоторые говорят, что в болезни с особой силой ощущается помощь Божия. Однако, как и в случае присутствия Господа во аде, не хочется напрашиваться на такую Его помощь…
Насколько я понял, слова о том, что где-то в мироздании есть место, где нет Бога, принадлежат отцу архимандриту Рафаилу (Карелину). Уважаемый Алексей (Волгоград), Вы бы не могли спросить у отца архимандрита, где такое место? Дело в том, что эти слова противоречат Символу веры ― Им же вся быша, которые значат, что вместе с Сыном и через Сына Бог Отец создал всё и вся. Стало быть, там, где нет Господа, там ничего нет.
Спаси Господи.