col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Сказки Пушкина как форма религиозного синкретизма

Иван Билибин. Царь Салтан подслушивает под окнами. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина

Продолжая разговор об идеологии пушкинского творчества, то есть основных смыслах, которые сообщаются в этих произведениях, той системе ценностей, которая в них транслируется, уделим некоторое внимание сказкам А. С. Принято считать, что в них поэт, обращаясь к русскому народному творчеству, тем самым «возвращается к корням», как говорится, черпает из первоисточника «русского духа», здесь он наиболее национален и национально самобытен и т. д. Между тем даже беглого взгляда на основные мотивы, сюжеты и лексикон этих сказок достаточно, чтобы заметить сильное влияние восточной религиозной мифологии, прошедшей, как правило, через литературную обработку западного неоязычества Средних веков или эпохи романтизма. Иными словами, так же, как за славянофильством, почвенничеством и другими направлениями отечественной религиозно-философской мысли стоит слегка модифицированный (национализированный) общеевропейский неогностицизм Нового времени, за самими русскими народными сказками в качестве первоисточника стоят восточные мифологические сказания античности и средневековья, перекочевавшие в русский фольклор путем различных опосредований: либо через Византию, либо через Восточную, либо через Западную Европу. При этом, несмотря на различие путей перехода, неизменным (как и в случае «высоколобой» философской мысли) остается основный принцип религиозного синкретизма, апокрифического смешения христианского мировоззрения с восточным язычеством, где этот синтез выступает формой богооступничества, формой отречение от Христианства.

По этой причине, к примеру, авторские сказки Г.-Х. Андерсена оказываются более христианскими по духу, чем переложенные сказки Пушкина, который пользовался различными источниками и поэтому сполна передал их «русский дух», то есть вавилонское смешение восточно-славянского язычества как непосредственно с Христианством, так и с язычеством народов других регионов мира. Именно такое значение религиозного синкретизма имеет формула «отозваться всем духам», которую использовал Достоевского для описания характера пушкинского гения. Поэтому не случайным здесь (как, опять же, в масонском романтизме вообще, у того же В. Жуковского, например) является само обращение к неоязыческому жанру сказки, который уже сам по себе является формой гностического верования. «”Там русский дух… там Русью пахнет!” И действительно, многие сказки создавались в период существования единой древнерусской народности, они – общее достояние восточно-славянских народов, унаследованное от эпохи Киевской Руси. Рассказывает сказку русский ли, украинский или белорусский исполнитель, в ней Баба Яга обязательно скажет: “Фу-фу-фу, русским духом пахнет!”» (Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность. В кн.: Восточно-славянские волшебные сказки. М., Просвещение», 1992. С.5)). Но скажет так Костяная Нога не только от своей русофобии, но и от того, что «аромат» этого «русского духа», действительно, был не очень. Потому что как еще могут пахнуть «бродящие» в этих сочинениях «лешие» и «сидящие на ветвях русалки» и прочие духи без определенного места жительства. «Язычество – это древние верования, религия природы. На Лысой горе совершались свадебные, похоронные и другие ритуалы, во время которых исполнялись песни и танцы, устраивались пиршества, приносились жертвы идолам. Летопись рассказывает, что еще в 980 г. здесь был языческий храм – капище. А рядом археологи нашли огромный курганный могильник» [то есть в качестве кладбища «прихожан» при храме]. «Крестьяне думали, что за печью живет домовой – покровитель семьи. Быть может, это он помогал героям сказки спастись на печи от нечистой силы: парню – от ведьм, а молодице – от “ухажера” болотного трясинника? С печью связано колдовство и обучение колдовству. В белорусском варианте сказки “Хитрая наука” ученик колдуна становится волшебником лишь после того, как побывал в печи» (там же; с.3, 9). То есть основной принцип здесь – мнимая оппозиция «хорошей» и «плохой» нечистой силы: домовой как заступник от лешего, – оцените глубину мысли. «Во всяком религиозном обряде человек стремится вступить в контакт с божеством, для этого нужны определенные знания. Старое русское слово ведунство (или ведовство, ведство) происходит от глагола “ведать”, то есть “знать”, и означает, как писал известный филолог XIX в. В.И. Даль, “знание, опытность, бывалось”, а также “волшебство, колдовство, знахарство, ворожбу”» (там же; с.3). Поэтому так легко и «отзывались» сочинители славянских сказок как местные гностики-ведуны на «лжеименное знание» других народов, на индуистские Веды, например. То есть потому, что они были существами одного «духа», одной мистической крови. Поэтому Баба Яга вполне могла бы оказаться в одной сказке с арабским Али Бабой или с каким-нибудь Рамакришной Бабой.

«Основа этих неканонических повестей обличает происхождение с дальнего востока: буддистского и иранского; но в Европу они проникли уже с именем Соломона; что указывает на посредство среды, оставившей на них это библейское имя. Таким образом, одна посредствующая форма перехода достаточно выяснилась. На этой первой степени стоит талмудическая сага о Соломоне, перешедшая впоследствии и к мусульманам, и, может, другое своеобразное видоизменение той же саги, которое я гадательно отнес на счет дуалистических сект, проводивших в средневековое христианство религиозные воззрения и легенды арийского Востока. В той и другой редакции соломоновская легенда проникла в христианскую Европу, вместе с другими статьями такого же двоеверного характера, и заняла здесь место в ряду отреченных книг [древнерусское название апокрифов, как раннехристианских, так и средневековых. Это книги, повествующие о событиях библейской истории и отвергнутые церковью]. Это – третья ступень перехода. У нас есть известие, что в конце V в. апокриф о Соломоне был знаком на Западе и что против него тогда уже восставала римская церковь. К южным славянам он принесен был, без сомнения, из Византии. Другие западные свидетельство от Х в. позволяют заключить, что уже в эту пору западная редакция отличалась особым характером, например, собственных имен, который потом упрочился за ней и составил ее отличие от восточной, то есть византийско-славянской. С Х в. или, вернее, с XI мы наблюдаем новое явление: апокрифическая повесть переходит в народ и народнеет; она дает содержание повестям, романам и фабльо и доходит до анекдота и прибаутки. Так было на Западе; но и в восточной группе происходит подобное брожение, хотя мы и не знаем, когда оно началось; отреченная статья разбилась на книжную повесть, русскую былину, на сербские и русские сказки» (Веселовский А.Н. Из истории литературного общения Востока и Запада. СПб, 1872. С.V-VI).

Соответственно, Пушкин в своих стихотворных переложениях старых русских сказок, изменив имена главных героев и немного структурировав сюжет, сделал лишь то же самое, что неоднократно делалось с этими восточными легендами до него. Известны, например, монгольская, армянская, восточно-африканская версии «Сказки о спящей царевне и семи богатырях», не говоря уже о более поздних западно-европейских вариациях, в частности, «Сказки о Белоснежке и семи гномах» братьев Гримм. Соответственно, генезис основной сюжетной линии этого произведения накладывает характерный отпечаток обозначенного Веселовским «двоеверия». В частности, главный герой сказки Пушкина царевич с библейским именем Елисей «усердно молится» и Богу, и ветру, и прочим стихиям.

В сюжете «Сказке о царе Салтане» мы слышим мотив путешествия младенца Моисея в осмоленной корзине, спасающегося от козней недоброжелателей (Ис. 2:1-8). Но, по законам апокрифического жанра, от библейского духа этой истории не осталось и следа: он полностью заменем духом языческого суеверия и зловерия, безнадежно перемешен с «Одиссеей» и другими похожими легендами. Поэтому этот обратившийся Гвидоном Одиссей-Моисей не брезгует уже своего рода магией – превращается то в комара, то в шмеля, чтобы подслушивать злоумышления и жалить своих обидчиков (тоже, кстати, одна из «египетских казней»). То есть перед нами уже что-то вроде жанра беспорядочного фэнтэзи, какой-то сочиняемой на ходу саги вроде романов о Гарре Потере, где «белая магия» положительных героев в конечном итоге одолевает «черную магию» героев отрицательных, что, опять же, по сути своей, является формой религиозного синкретизма.

«Сказка о попе и работнике его Балде» – это уже одна из тех «прибауток», о которых говорит Веселовский, «анекдот» о священнослужителе, весьма распространенной в «простом народе» во все времена, потому что антиклерикализм и греховная жизнь неразлучны. Как забубенным голосом пел другой «великий русский» поэт: «Нет, и в церкви все не так, все не так, ребята…» Потому и «великий человек» не в Церкви… Иными словами, это опять некая сублимация: сам алкоголик, наркоман и блудник, но кто во всем этом виноват? Разве не правительство и попы? То есть все это «творческое самовыражение», будь оно самое «простонародное» или самое «высокохудожественное», в последней своей демифистификации есть не что иное, как форма нигилизма и вольнодумства, апостасии и оправдания греха, лжи и отречения от Креста. Гностическо-апокрифический дух в данной сказке сказывается как идея «непосредственной» связи человека (и творческого человека – особенно) с Богом, где земные институты «официальной» Церкви являются только помехами этой существующей в гностической идеологии «органической связи». «Каста попов» традиционно оценивается ведуном как досадная преграда, мещаюся естественному «развитию» «божественной» потенции человеческой природы и потому подлежащая упразднению. Поэтому даже простой парень Балда обладает здесь заведомыми преимуществами (нравственными, интеллектуальными, творческими, харизматическими) перед иереем канонической Церкви.

Восточное происхождение сюжета «Сказки о золотом петушке» и вовсе является фактом академического пушкиноведения (Бойко К.А. Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина / Временник Пушкинской комиссии 1976. Л., «Наука». С. 113–120), где промежуточным звеном заимствования, как всегда, выступают западные переложения, в частности, «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга (Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина / Звезда, 1933. № 1. С. 161–176). При этом характер трансформации восточного сюжета данной сказки в европейском его варианте оказывается наиболее близким к описанному Веселовским механизму подобных переложений на примере цикла сказаний о Мерлине и Соломоне.

Суть подобного мифотворчества, напомним, заключалась в апокрифическом искажении библейской повести, то есть в профанации духовного смысла сакрального текста, сведения его к псевдоглубокомысленному развлечению, занимательной истории. Само смешение взятого из Священного Писания мотива с языческими баснями говорило о религиозном синкретизме как форме вольнодумства авторов подобных сочинений. Религия Ветхого Завета при подобном релятивистическом подходе оказывалась априори равночестной различным восточным религиозным системам. Праведник Ветхого Завета выступал здесь игралищем тех же самых обыденных страстей, что и «маленький человек» – этот главный герой литературы Нового времени. Как олимпийские боги в античной мифологии не брезгуют воровством, обманом, изменами, предательствами, убийствами и прочими вероломствами и преступлениями, дабы простой смертный (совершающий все это в своей жизни) таким способом почувствовал себя причастным «небесам»; так и ветхозаветные избранники Божии по схожим мотивам предстают в апокрифических сказаниях в том или ином неприглядном для них ракурсе. Более того, в сюжетной коллизии отношений царя Соломона и демона Мерлина зачастую второй был главным действующим лицом, более благородным, более мудрым, одним словом, более положительным героем. То есть, по сути своей, средневековые апокрифические сказания о Соломоне были не чем иным, как литературными пародиями на истории Ветхого Завета. Поэтому и по религиозному содержанию эти апокрифы были гностическими, потому что гностицизм это и есть пародия на Христианство. Именно такую подачу материала мы и наблюдаем в «Сказке о золотом петушке».

Царь Дадон – это фонетически что-то среднее между Давидом и Соломоном. Библейский мотив блудной страсти, ослепившей великого царя, толкающей его на физическое устранение соперника (2 Цар. 1-27), оказывается утрированным в сказке (не только сам царь Дадон совершает убийство в отношении своего подчиненного, но и его сыновья перед этим убивают друг друга в борьбе за обладание этой «шамаханской» пери). Если ветхозаветный праведник совершает свои греховные деяния перед лицом Бога и в покаянии обретает Его милость, то гностический (религиозно дуалистический, или синкретический) герой совершает безнравственные поступки исключительно в отношении божественного «достоинства человеческой природы», религиозно переживаемой «идеи» добра. Поэтому его неотвратимо карает «тайная судьба», какой-то безличный закон справедливого воздаяния. То есть мораль сказки чисто языческая, абстрактно-метафизическая. Между добром и злом, добродетелью и грехом здесь нельзя провести четкую границу, одно «естественно» переходит в другое и обратно, ничто не имеет под собой онтологического фундамента, все зыбко и обманчиво преходяще, как исчезающая в концовке «шамаханская царица», очередной «гений чистой красоты» Пушкина.

Иными словами, по авторскому замыслу, читатель должен вынести из прочтения сказки что-то доброе, потому что в ней, как в масонских баснях, иносказательно содержится «мораль». Но суть в том, что мораль эта – гностическая, «естественная», отвлеченная. То есть это мораль-симулякр, лжеименное духовное знание, потому что гностическое «добро» только мнит свою причастность «истинному Благу». Гностик, как и ведун, это мистический самозванец, претендующий на онтологическое родство с «Абсолютом», на близость к «богам». Но, по установленным Творцом законам духовной жизни, таким манером можно вступить в общение только с духами так называемого «астрального мира». Поэтому в лучшем случае такая «мораль» проходит через сознание читателя, как песок сквозь пальцы, не оставляя ничего, потому что она и есть ничто, гностическая «майя». Ведь кто такой «бродящий по цепи» Ученый Кот, который нам «свои сказки говорит», как не оборотившийся домашним животным библейский змей с «древа познания добра и зла»? Вот и Арина Родионовна надвое сказала.

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
24 октября 2019

Заметки на полях

  • Алла, Минск, 30.10.2019 в 20:13

    Алла, замечательная ссылка! Позвольте несколько замечаний.
    1. Что такое «нация»? По современным понятиям «нация — это государство». И только этническое наше, исконное, от предков доставшееся где-то на втором или далее месте.

    2. Церковь Христова объединяет всех уверовавших во Спасителя независимо от разреза глаз и цвета кожи, этнической принадлежности. То есть, её характер вселенский. Церковь и государство-нация обречены на взаимодействие. Но в одном случае это тесное сотрудничество как пример Российской Империи и РФ сегодня, в другом по минимуму как СССР .

    3. Э́тнос (греч. ἔθνος) переводится как — народ. Но ни в коем случае «нация». Поскольку «народ» и «нация» понятия разные. Тем более не «язычники».

    4. Противопоставление цивилизованных народов остальным «варварам» проходит через всю письменную историю людей разумных. И евреи тут не исключение. Богоизбранность их это не орден на грудь, как они воспринимают это через всю свою историю, но трудный путь к Богу. Скорее можно говорить об этнической обособленности евреев. Понятие «нация» введена в оборот научный только в 19 веке.

    5. Евреи пришли от Евфрата в землю Ханаанскую. Они были кочевниками, по приходу проявили «чудеса» массового избиения местных аборигенов. Что и зафиксировано в Библии. Говорили они на арамейском.

    Справка от википедии «Арамейские языки — (самоназвание сир. ܐܪܡܝܐ [Armāyâ/Ārāmāyâ], ивр. ‏ארמית‏‎ Aramit) — группа языков в составе семитской языковой семьи. В древности имперский арамейский язык[en] выполнял роль лингва франка на значительной территории Ближнего Востока.

    Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

    Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

    В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. Один из арамейских языков был разговорным языком Иудеи во времена Иисуса Христа.»

    6. Люди уверовавшие во Христа есть народ избранный. Тем верующие и объединены. Но это духовное единение в то же время не отрицает этнической обособленности (поместные Церкви). Тем более национальной. Церковь действует в двух измерениях, этно-национальном и вселенском. Вольно-невольно Церковь участвует в земной жизни Отечества, по другому быть не может. Этногенетическое и социально-экономическое духовным не отменяется.

    7. Русская Церковь в лице преподоного Сергия, игумена и чудотворца Радоннежского, благословила русских воинов не на битву с монголо-татарскими завоевателями. А именно с раскольниками в Золотой Орде, в поддержку законной власти. Русским в сравнении с другими народами в общем-то неплохо жилось под «монголо-татарским игом». Которое выдумали немецкие профессора во время своего пребывания в России. Чтобы оправдать своё европейское воздействия на русских.

    8. Патриотизм либо есть, либо его нет. Он не имеет христианской либо другой характеристики. Он всегда этно-национальный (русский, китайский, французский и пр.). Христианин всегда и гражданин того государства, в котором проживает. Вместе с тем, он принадлежит к тому этносу, с которым его связывают этногенетические связи (кровнородственные, кланово-родственные).

    9. Национализм — здоровое проявление любви к своему народу, Отечеству, «отчим гробам». Как и всякое явление он имеет и свои крайние формы: сниженный и агрессивный повышенный тонус. Но это не значит, что национализм сам по себе плох.

  • «В самом ведущем этносе появляются люди … которые… делают попытки «развенчать» корифеев культуры (в данном случае Пушкина, Гумилёва). Это своего рода пораженцы. А потому зря кажилятся, пупок развяжется» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 02:28). Это обычные истуканы на глиняных ногах гностицизма, их пальцем ткни — рассыпятся. Но вы, Абазинский, молИтесь на них, молИтесь. Лично вам ничего не нужно менять в своих сложившихся представлениях.

  • «…этногенез, длящийся только по историческим свидетельствам более 7 тысяч лет. Генетика со временем удлинит это время. И как это может быть «мерзостью перед Богом»?» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 02:28). Об этом можно прочитать в Откровении св. Иоанна. Впрочем, толкование вашего единомышленника Геннадия (как раз удлиняющее это время еще на 1000 лет), конечно, позволяет вывести этногенез в открытый Космос.

  • Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 11:24″»
    Молюсь Господу нашему. А Пушкину, Гумилёву и другим отдаю должное.

  • Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 11:41″»
    Библия многое рассказывает об истории и этногенезе народов Ближнего Востока. Ещё лучше знать её временную шкалу. Чтобы в космос не залететь)

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 12:09. «Библия многое рассказывает об истории и этногенезе народов Ближнего Востока». Наслышаны об этом из лекций Гумилева. О «злом боге» Моисея и Авраама особенно запомнилось.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 02:28: «Бог создал человека по Образу и Подобию Своему. Вдунул в лице его душу живую. И дал свободу выбора: плодитесь и размножайтесь. Бог даёт человеку свободу развития во времени и пространстве.»

    Владимир Иванович, не примите мои слова за придирку, я вынужден Вас поправить, потому что это уточнение кардинально меняет вектор восприятия жизни с наивно положительного на обоснованно отрицательный.

    В первой главе книги Бытия, где и находятся слова «плодитесь и размножайтесь», Бог не создает человека по подобию Своему. Вот читайте:

    «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
    И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. ( Быт.1.26-28 )

    А после грехопадения Бог вместо слов «плодитесь и размножайтесь» сказал следующее:

    «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
    Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. ( Быт.3.16-19 )
    Смерть вошла в жизнь человеческую после грехопадения, а процесс уподобления Богу, т.е. процесс создания подобия Божьего, стал трудным и мучительным.

    Да и в Новом Завете жизнеутверждающий вектор тоже отсутствует.

    «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;» ( Лк.14.26 )

    Отрицательный вектор не значит отрицающий. Никакого уранополитизма я здесь не проповедую. Человеческую падшую природу, а вместе с ней и этногенез, необходимо принимать во внимание, но и не следует забывать о ее падшести. Смертность человеческой природы не позволяет петь ей оды радости.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 12:27″»
    Геннадий, прошу прощения за вольное обращение с текстом.
    При всех трудностях жизни, смертности человека, не вижу повода для печали. )

  • «Библия многое рассказывает об истории и этногенезе народов Ближнего Востока» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 12:09)

    Конечно. Только некоторые стихи Библии жужжащим на Ветрово пчелам этногенеза не по вкусу. Например, такие: И НЕ ДУМАЙТЕ ГОВОРИТЬ В СЕБЕ: «ОТЕЦ У НАС АВРААМ», ИБО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО БОГ МОЖЕТ ИЗ КАМНЕЙ СИХ ВОЗДВИГНУТЬ ДЕТЕЙ АВРААМУ (Мф. 3:9).

  • «Великая русская культура, её расцвет — это 19- начало 20 вв. до революций 1917 года. Об этом знает даже школьник» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:02).

    Не об этом ли «расцвете» в лице великого «русского» поэта А.С. Пушкина говорит архиепископ Никанор (Бровкович): «И как мы низко упали к нашему времени, далеко ниже древлеязыческаго миpa! Даже у язычников такие дела считались постыдными (pudenda), а речи в обнаженных подробностях невозможными. Увы! Наш поэт всякую нечистую свою мысль выражал вслух всего света. Всякое нечистое чувство выражал в слух всего света. Увы! Даже нечистые дела изображал перед лицом всего света. И наш свет всему этому начал рукоплескать! Это постыдно в глазах всего миpa; но в глазах нашего, увы! русского, увы! православного миpa нет, непостыдно, это красиво, это даже, по мнению некоторых, – страшно сказать, – высоко-нравственно, понеже природе верно. Видим мы в этой поэзии не только обнажение блуда, не только послабление ему, но и одобрение его в принципе, но и воспевание его в обольстительных звуках, но и всяческое поощрение к нему, но и заповедание его в предсмертных завещаниях поэта. В этом направлении ниспадение его делом, мыслью и острым метким словом простиралось, по-видимому, до последнейших крайностей. Где мы что подобное видим? Гомер, Виргилий и Гораций, без сомнения, бесконечно стыдливее. Даже Байрон, несмотря на некоторую поэму, целомудреннее в творческом слове. У Гете, у Шиллера, у Шекспира ничего подобного».

    Это рассвет? Это закат.

  • Георгий, иерей, МО, 01.11.2019 в 13:38″»
    Для самовыкидышей этногенеза: мой отец Иван. Прадедов перечислить?

  • «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…» (Пушкин).

    И после этого признания называть поэта Пушкина православным?!

    ЦАРЕМ НАД СОБОЮ ОНА [САРАНЧА] ИМЕЛА АНГЕЛА БЕЗДНЫ; ИМЯ ЕМУ ПО-ЕВРЕЙСКИ АВАДДОН, А ПО-ГРЕЧЕСКИ АПОЛЛИОН (Откр. 9:11).

  • «Великая русская культура, её расцвет — это 19- начало 20 вв. до революций 1917 года. Об этом знает даже школьник» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:02). Декаданс у него расцвет, «духовный ренессанс», как это еще называют «школьники» умом… Скажи мне, когда у тебя расцвет, и скажу тебе, что ты конченный гностик.

  • Тут некоторые пчёлы этногенёза жужжат, что гораздо важнее пушкинской темы обсуждение церковных проблем. Так вот, все проблемы — в головах.

    «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — Я смеюсь. […] Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя!»

    «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…» (Пушкин).

    Какая же разруха царит в головах тех, кто называет творчество Пушкина «расцветом великой русской культуры». Страшно представить.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 14:08
    Георгий, иерей, МО, 01.11.2019 в 13:38″»
    Для самовыкидышей этногенеза: мой отец Иван. Прадедов перечислить?

    Похоже, Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 14:08 не понял, о чём сказал Иоанн Предтеча.

    Тем, кто пришёл к Крестителю с перечислением своих прадедов, он сказал, ЧТО БОГ МОЖЕТ ИЗ КАМНЕЙ СИХ ВОЗДВИГНУТЬ ДЕТЕЙ АВРААМУ.

    Фарисеи пришли к Крестителю с этногенезом, а он им:
    УЖЕ И СЕКИРА ПРИ КОРНЕ ДЕРЕВ ЛЕЖИТ: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ДОБРОГО ПЛОДА, СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ.
    (Мф. 3:10)

  • Георгий, иерей, МО, 01.11.2019 в 14:32. «Фарисеи пришли к Крестителю с этногенезом, а он им:
    УЖЕ И СЕКИРА ПРИ КОРНЕ ДЕРЕВ ЛЕЖИТ: ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, НЕ ПРИНОСЯЩЕЕ ДОБРОГО ПЛОДА, СРУБАЮТ И БРОСАЮТ В ОГОНЬ».(Мф. 3:10). Ему пассионарная теория этногенеза не позволяет плевелами разбрасываться. Это нецелесообразно да и грешно в отношении развития суперэтноса. Так только «злой бог» Моисея может поступать. А в хозяйстве и плевелы нужны, и дерева не плодоносящие. Все должно быть тщательно перемешано.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 02:28. «Гумилёв не «верит» в духов». А говорил «глубоко-православный». Так и говорите: из маловеров мы; здесь верим, здесь не верим.

  • Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 14:44″»
    Однако. ( Человеку совсем плохо, бред продолжается(( А жаль, такой наречистый, его бы талант да в мирных целях.

  • Алла, Минск, 02.11.2019 в 13:44″»
    Очень кстати. Слава Богу за всё!

  • Владимир Иванович, я вот здесь не поняла. Вы пишете: «Русская Церковь в лице преподоного Сергия, игумена и чудотворца Радоннежского, благословила русских воинов не на битву с монголо-татарскими завоевателями. А именно с раскольниками в Золотой Орде, в поддержку законной власти.»
    (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 01.11.2019 в 04:53)

    Это завоеватели были законной властью? Если так, то почему бы не считать любых завоевателей законной властью? Власть, завоеванная в результате государственного переворота, значит тоже — законна? Или она приобретает статус законной лишь по прошествии некоторого времени? Объясните, пожалуйста, что Вы имели ввиду.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 02.11.2019 в 16:32″»
    Людмила Николаевна, Золотая Орда было государством, а Русь стала его частью. Немецкие историки, писавшие историю российскую, ввели в оборот термин «монголо-татарское иго». Оно укоренилось в сознании наших людей. Однако обратимся к реалиям. Вы где-нибудь читали, чтобы у сыновей хана Батыя были названные братья из завоёванных народов? Александр Невский был. Во-вторых, хан Батый по сути спас Русскую Православную Церковь в условиях феодальной раздробленности, войны всех против всех (русские князья). Русь под монголами выжила, русские были их первыми и верными союзниками. Батый под страхом смерти запрещал разрушать храмы и монастыри, избивать священнослужителей.
    Взаимообмен между русскими и татарами/тюрками усиливается в это время, этногенетическое смешение становится обычным делом. Более половины пришлых тюрок были христианами несторианского толка. Когда хан Узбек начал исламизацию Золотой Орды в начале 14 века, татары массово исходят на Русь, не желая принимать ислам. Но почему мы нигде не найдём свидетельств о том, что хан Узбек наказал за это беженцев и русских?
    Завоеватели? А почему бы не вспомнить о своих завоеваниях Сибири? Русские были там именно завоевателями, жадными до мехов и золота, расчётливыми и наглыми. На Амуре дауры и дючеры были вынуждены массово уйти в Маньчжурию от русских завоевателей. При этом народы эти занимались и земледелием, и скотоводством, и садоводством. Но прошло время, забылось многое, как и то, что не будь Сибири, этногенетического смешения русских с местными народами, вряд ли Россия стала такой могучей.
    История пишется под политический момент, а потому мифологична. Будем ждать правдивой.

  • И вдогонку о законности власти. Разве власть большевиков была законной? Однако же мы не сомневаемся в этом. Тогда как быть с тем, что революционеры были по сути государственными преступниками, а большевики ещё и с добавлением: страшные.

  • Георгий, иерей, МО, 01.11.2019 в 14:32″»
    Не будете ли Вы так добры, чтобы просветить нас от каких «колен израилевых» произошли китайцы, индийцы, чукчи, индейцы, австралийцы? Хотя бы это. Я ещё по своему антропологическому типу (кавказоидному) могу на что-то надеяться, а они?

  • Духовное просвещение энтогенетикам можно начать с изучения этих цитат из Священного Писания в толковании святых отцов Церкви.

    ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ТЕБЕ, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ, НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ. НИКОДИМ ГОВОРИТ ЕМУ: КАК МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК РОДИТЬСЯ, БУДУЧИ СТАР? НЕУЖЕЛИ МОЖЕТ ОН В ДРУГОЙ РАЗ ВОЙТИ В УТРОБУ МАТЕРИ СВОЕЙ И РОДИТЬСЯ? ИИСУС ОТВЕЧАЛ: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ТЕБЕ, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. РОЖДЕННОЕ ОТ ПЛОТИ ЕСТЬ ПЛОТЬ, А РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА ЕСТЬ ДУХ (Ин. 3:3-6).

    ТОГДА ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: БЛАЖЕН ТЫ, СИМОН, СЫН ИОНИН, ПОТОМУ ЧТО НЕ ПЛОТЬ И КРОВЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ ЭТО, НО ОТЕЦ МОЙ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ (Мф. 16:17).

    НО ТО СКАЖУ [ВАМ], БРАТИЯ, ЧТО ПЛОТЬ И КРОВЬ НЕ МОГУТ НАСЛЕДОВАТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ, И ТЛЕНИЕ НЕ НАСЛЕДУЕТ НЕТЛЕНИЯ (1 Кор. 15:50).

    И НЕ ЗАНИМАЛИСЬ БАСНЯМИ И РОДОСЛОВИЯМИ БЕСКОНЕЧНЫМИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ БОЛЬШЕ СПОРЫ, НЕЖЕЛИ БОЖИЕ НАЗИДАНИЕ В ВЕРЕ (1 Тим. 1:4)

  • Не надо подменять наше естество духовным. Так и скажите: «из пробирки я, нет у меня ни предков, ни родственников. И плевать я хотел на ваши рассуждения о русскости и прочем.»
    Знание своего происхождения, своей принадлежности к этносу, своей родословной никак не может привести к спорам и раздорам.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 02.10.2019 в 00:26 пишет: «Пушкин и великая русская литература учили людей любви — к природе, женщине, Отечеству. На них воспитаны многие поколения русских людей и не только. Без Бога в душе такое невозможно».

    А что пишет учитель Владимира Ивановича, Абаза, Хакасия, Пушкин?
    «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена»

    Спрашивается, какой именно любви к женщине научил Пушкин Владимира Ивановича, Абаза, Хакасия? 1-й? 2-й? 3-й? … 10-й? … 23-й?… 37-й?… 45-й?… 113-й?

    Истинной любви к женщине научил мужчин Иисус Христос, сказавший: ОСТАВИТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА И МАТЬ И ПРИЛЕПИТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И БУДУТ ДВА ОДНОЮ ПЛОТЬЮ, ТАК ЧТО ОНИ УЖЕ НЕ ДВОЕ, НО ОДНА ПЛОТЬ. ИТАК, ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ (Мф. 19:5,6).

    И вот вместо того, чтобы воздать хвалу Христу Богу за то, что имеет дар такой любви (если, конечно, имеет), этот продукт «великой русской литературы» говорит, что этой любви его научил А.С. Пушкин и прочий донжуанский список «русской» литературы.

    Это прям по Евангелию. НЕ ДЕСЯТЬ ЛИ ОЧИСТИШАСЯ? (В нашем случае — получили от Бога дар истинной любви к женщине) ДА ДЕВЯТЬ ГДЕ? КАКО НЕ ОБРЕТОШАСЯ ВОЗВРАЩЕСЯ ДАТИ СЛАВУ БОГУ, ТОКМО ИНОПЛЕМЕНИК СЕЙ? И СКАЗАЛ ЕМУ: ВСТАНЬ, ИДИ; ВЕРА ТВОЯ СПАСЛА ТЕБЯ (Лк. 17:17-19).

    Вот вам, уважаемые ветровцы, пример китайцев, индийцев, чукчей, индейцев и того, кто говорит, что по своему антропологическому типу (кавказоидному) ещё может на что-то надеяться.

    Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 02.11.2019 в 23:59:
    «Не будете ли Вы так добры, чтобы просветить нас от каких «колен израилевых» произошли китайцы, индийцы, чукчи, индейцы, австралийцы? Хотя бы это. Я ещё по своему антропологическому типу (кавказоидному) могу на что-то надеяться, а они?»

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 02.11.2019 в 23:59
    Георгий, иерей, МО, 01.11.2019 в 14:32″»
    «Не будете ли Вы так добры, чтобы просветить нас от каких «колен израилевых» произошли китайцы, индийцы, чукчи, индейцы, австралийцы?»
    Ну при чём здесь » колена израилевы » ? Совсем Вы запутались . Может Вас это распутает: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=625#14_t

  • Георгий, иерей, МО, 03.11.2019 в 14:00″»
    Вы тут с Буздаловым совсем запутались. То у Пушкина сто любовниц, то 109, теперь вот 113! Можно подумать, что Пушкин и вправду считал сколько раз испытывал влюблённость. Ему простительно, он поэт, человек совсем иной конструкции нежели другие.
    Во-вторых, поэтическая влюблённость это не то, что вы думаете своими извращёнными умами. Для поэта образ женщины собирательный, что-то он видит в одной, что-то в другой. Но это не означает постельного варианта, как вы думаете.
    И по поводу раннего. Ни у Гомера, ни у Шекспира нет того, что есть у Пушкина. Так ведь и они величины более мелкого масштаба. У Ленина и Сталина тоже нет в их работах пушкинского. И что, будем их превозносить?)

  • В.И.: Вы тут с Буздаловым совсем запутались. То у Пушкина сто любовниц, то 109, теперь вот 113!
    Г.С.: Вот и поправьте нас. Вы должны знать точное число, чтобы учиться у своего учителя всему сказанному им и сделанному.

    В.И.: Можно подумать, что Пушкин и вправду считал сколько раз испытывал влюблённость.
    Г.С.: Не понял. Пушкин для Вас учитель? Или пустозвон? Если учитель, то Вы должны верить каждому его слову.

    В.И.: Ему простительно, он поэт, человек совсем иной конструкции нежели другие.
    Г.С.: Что простительно Пушкину? Врать, простите, сочинять? Или иметь 113 любовей?

    В.И.: Во-вторых, поэтическая влюблённость это не то, что вы думаете своими извращёнными умами. Для поэта образ женщины собирательный, что-то он видит в одной, что-то в другой. Но это не означает постельного варианта, как вы думаете.
    Г.С.: Вы научены Пушкиным какой любви и к какой женщине? Поэтической влюблённости к собирательной женщине? Да, весело с Вами общаться. В юности ещё можно этим страдать, но в Вашем возрасте…

    В.И.: И по поводу раннего. Ни у Гомера, ни у Шекспира нет того, что есть у Пушкина. Так ведь и они величины более мелкого масштаба. У Ленина и Сталина тоже нет в их работах пушкинского. И что, будем их превозносить?)
    Г.С.: Не понял. Чего пушкинского нет у Ленина и Сталина?

  • «Взаимообмен между русскими и татарами/тюрками усиливается в это время, этногенетическое смешение становится обычным делом. Более половины пришлых тюрок были христианами несторианского толка. » (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 02.11.2019 в 23:34). Немного разбавить русскость тюркостью, а православие — несторианством полезно для этногенетического развития… и так до Нового Иерусалима

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 03.11.2019 в 15:24
    Во-вторых, поэтическая влюблённость это не то, что вы думаете своими извращёнными умами. Для поэта образ женщины собирательный, что-то он видит в одной, что-то в другой.

    Порождение поэтической влюбленности от собирательной женщины, или 114 любовь Александра Сергеевича Пушкина — Владимир Иванович, Абаза, Хакасия.

  • ИИСУС ОТВЕЧАЛ: ИСТИННО, ИСТИННО ГОВОРЮ ТЕБЕ, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. РОЖДЕННОЕ ОТ ПЛОТИ ЕСТЬ ПЛОТЬ, А РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА ЕСТЬ ДУХ (Ин. 3:3-6). ‘Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати» (свт. Григорий Богослов). Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 03.11.2019 в 13:16.
    «Не надо подменять наше естество духовным…» Тюрки стали русскими, чтобы русские стали тюрками хотя бы наполовину

  • Георгий, иерей, МО, 03.11.2019 в 15:56″»
    Так и я о том же, для начала надо понять и только потом рот открывать, садиться писать, в общем отвечать.

  • Незнание истории, этногенеза русского народа приводило не только к мифологизации их, но и к таким «пониманиям» по типу Буздалова А.

  • У меня предложение к иерею Г. Селину и Буздалову А., чего вы так мелко пашете? Ну что Пушкин, поэт «какой-то». А не замахнуться ли вам на самого Крестителя Руси, великого князя Владимира? С Пушкиным вы уже вляпались в историю. С кн. Владимиром можете развернуться покруче. Одно то, что у него было 5 «законных» жён, 12 детей от них, 300 наложниц в одном городке, 300 в другом, 200 в третьем. Какое поле для рассусоливаний по поводу! Пушкин-то, это в самом крайнем случае, стишки писал. А тут совершенно ваш «клондайк». Да и в истории останетесь навсегда, правда с чётко обратной отрицательной стороны. С другой стороны, коли начали с Пушкина и великой русской культуры, чего вам терять?

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 04.11.2019 в 13:47″… у него (кн. Владимира, Крестителя Руси) было… 300 наложниц… Какое поле для рассусоливаний по поводу! Пушкин-то, это в самом крайнем случае…» Только у одного они были до Крещения, а у другого — после. Хотя в этногенезе, конечно, это не имеет значения. Тут как раз, чем больше наложниц, тем лучше (тем гуще замес)… Почему вы такой веселый, Абазинский?

  • Марина, Днепр, 03.11.2019 в 14:33″»
    Интересное прочтение. А что делать с фактами, которые дают археология, история, языкознание, генетика?

    Во-первых, популяция людей разумных, к которой мы относимся, возникла=зародилась около 80 тыс. лет назад на Эфиопском нагорье. Спустя некоторое время эти первые расходятся на юг Восточной Африки, переправляются на юг Аравийского полуострова. Отсюда они постепенно идут на восток побережьем Евразии до её юго-восточного «угла». Затем разделяются, часть уходит восточным побережьем на север, другие (благо уровень океана тогда был ниже на 100-120 метров) переправляются в Австралию. Первый период заканчивается около 45 тыс. лет назад.
    Во-вторых, что-то случается с климатом. Люди начинают движение с южного побережья Евразии на север во внутренние регионы. Придерживаются гористой местности. С этого времени под действием климатических изменений формируются первые основные расы: негроидов в Африке, австралоидов в Австралии и окрестных островах; европеоидов к западу от Урала и Гималаев; монголоидов к востоку.
    В-третьих, численность людей разумных прирастает из века в век. К 5 тысячелетию люди заняли всю сушу. Существовало несколько мощных центров этногенеза. Самый мощный на Ближнем Востоке. Здесь поселись те, кого с подачи выдающегося советского учёного Иллич-Свитыча назвали «нострами». В ходе обсуждения библейской гипотезы происхождения нам будет интересна ностратическая гипотеза.
    В-четвёртых, итак, ностры. Они занимали территорию приблизительно ту же, что и евреи сегодня. Отсюда они пошли в Африку к Нилу и дальше; через Малую Азию и в Европу; на север через Кавказские перевалы; на восток в Междуречье и далее на Иранское нагорье; на юг на Аравийский полуостров. Ближний Восток ещё не однажды изливался людьми в Европу. Ностры доходили даже до Тибетского нагорья и истоков Хуанхэ. Были ли они потомками Авраама?
    В-пятых, с началом 5-го тыс. до н.э. в этносфере людей происходят большие изменения. Из Малой Азии и Северной Африки на север в Европу уходят племена средиземноморской расы. Там они находят аборигенов кроманьонцев. Смешиваясь с ними, тесня их на север образуют новый европейский анропологический тип. Тот, который мы видим сегодня.
    То же самое происходит в Китае. Здесь сразу с трёх сторон в долину Хуанхэ приходят племена тибетские, аутронезийские, алтайские. Что служит началу китайского этногенеза.

    Можно бы и продолжить, но слишком большой объём материала. Не на одну статью хватит.

  • Буздалов А., Пенза, 04.11.2019 в 14:23″»
    А вам какая разница? Вы ведь в любом случае вывернетесь по воде аки посуху.
    Есть хорошая русская пословица про таких умельцев (…). Но вряд ли Ольга Сергеевна пропусти. А жаль.((
    Не весёлый я, а серьёзный до предела. Но подвывать волкам не собираюсь.

  • Уже и иерей Г. Селин облапошился с «еврейской» звездой на памятниках Пушкину и Некрасову (про другие случаи не говорю, надоело), уже и Буздалов А. не один раз припёрт к стенке… Но как с гусей вода. Ничего, Господь управит. Дайте время. Потом не жалуйтесь.

  • «Там они находят аборигенов кроманьонцев. Смешиваясь с ними, тесня их на север образуют новый европейский антропологический тип. Тот, который мы видим сегодня» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 04.11.2019 в 15:19). А зачем они их на север теснили, если смешиваться с кроманьонцами это добро зело, если смешение — это двигатель этногенеза? Не надо было их на север теснить, слышите! Роковая ошибка это их была! Здесь же нужно было с ними получше смешаться, глядишь, и Новый Иерусалим уже был бы построен, и Пушкины бы массово там нарождались.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 04.11.2019 в 15:29
    «Уже и иерей Г. Селин облапошился с «еврейской» звездой на памятниках Пушкину и Некрасову (про другие случаи не говорю, надоело), уже и Буздалов А. не один раз припёрт к стенке…» Мечты, мечты, где ваша сладость…

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 04.11.2019 в 15:19
    Марина, Днепр, 03.11.2019 в 14:33″»
    «Интересное прочтение. А что делать с фактами, которые дают археология, история, языкознание, генетика?»
    Я не знаю Владимир Иванович , что вам делать с этими «фактами «, все Вами перечисленные науки , не могут дать полной картины , т .к часто строятся на теориях , догадках , неправильных датировках , авторитете ученых и.т д. Например теория Дарвина о происхождении видов ( принятая как единственно правильная ) .
    Как Вы Владимир Иванович относитесь к теории эволюции?
    Владимир Иванович :»А что делать с фактами, которые дают археология, история, языкознание, генетика?»
    Это Вы должны не у меня спросить а у себя.
    Или Вы верите во всё , что описано в Священном Писании , или Вы верите в теорию этногенеза . Потому , что христианину можно рассматривать этногенез , только через призму Священного Писания .
    Итак, верите ли Вы , что человека сотворил Бог ? Что был Всемирный Потоп? Что было вавилонское рассеяние народов ? Или Вы как Л.Гумилёв отрицаете Ветхий Завет ?

  • Ну, что, о. Георгий, совсем припер нас к стене Абазинский силой своей научной мысли. Может, и правду пора нам уже смириться перед истинами просвещения? 1. Чем больше половых партнеров, тем гуще смешение генов, тем выше скорость развития этносферы. 2. Если взять «русскость» и добавить к ней «тюркость», то лучше это ничего и быть не может для вселенских целей этногенеза (смешения духов; отсюда) 3. «Христиане несторианского толка» на дороге истории тоже не валяются…

  • Припёр, Александр Вячеславович, ох, припёр. А не пора ли ему, как и его учителю
    А.С. Пушкину, «еврейскую» звезду за силу научной мысли на грудь повесить? Наученный Пушкиным любви к женщине (113 раз), он и звезду «еврейскую» должен уже учиться носить с гордостью.

  • «Уже и иерей Г. Селин облапошился с «еврейской» звездой на памятниках Пушкину и Некрасову (про другие случаи не говорю, надоело)».

    Уважаемый Владимир Иванович! Не лучше ли о шестиконечной звезде — эмблеме иудаизма прочесть у самих иудаистов на их сайте.
    https://toldot.ru/magendavid.html
    В последнем абзаце ясно сказано, что «Маген Давид» в качестве еврейского символа используется с 1354 года.

    Шестиконечная звезда является так же символом масонства. Судя по тому, что основой основ масонства — является легенда о Хираме (Адонираме) и строительстве последним храма царя Соломона можно сделать вывод, что масонство теснейшим образом связано иудаизмом.

    Поэтому, мягко говоря, наивно полагать случайностью ( и тем более православной традицией) установление на могилах надгробий, украшенных эмблемой иудаизма и масонства.

  • Татьяна, Брянск , 04.11.2019 в 19:24″»
    Уважаемая Татьяна, если Вы не принимаете смыслы чужеродных учений, то их символика Вас не унизит. Тем более шестиконечная звезда.
    И потом, Вы упускаете из виду то, что шестиконечная звезда как символ утренней звезды гуляла по культурам Евразии, пока не пришла на Ближний Восток. Но и тогда евреи не обратили на неё должного внимания. И только в 19-ом веке они стали её использовать в качестве символики. Всё. Вопрос исчерпан.
    Второе, эта звезда и в православной традиции использовалась. О чём иерей Г. Селин должен знать. Просто еврейская тема его любимая тропка.
    Кто такие масоны? Поначалу это цеховые объединения Англии. Потом в такие союзы стали принимать сторонних. Занимались они взаимопомощью и просвещением. И только в середине 19 века, и только во Франции они пошли активно в политику. Что известно о масонах в России? Появились они у нас вместе с приглашёнными на службу европейцами во времена Петра Первого. В 18 веке это были сообщества для посиделок за чаркой вина и пустопорожней болтовни. С их обрядами и таинственностью больше похожие на скоморохов. И только во времена Екатерины Второй масоны начинают заниматься делом — ПРОСВЕЩЕНИЕМ. Когда же в начале 19 века в России появляются первые тайные революционные общества, а в них засветились и масоны, то государь Александр Первый от греха подальше запретил и революционные, и масонские организации. Масонство в России замерло в зачаточном состоянии до 1906 года, когда было разрешено. Остаётся доказать факт организованного участия масонства как организации в революциях начала 20 века. Но это вряд ли. Тут совсем другие силы — выходцы из еврейской среды были организаторами, создателями, идеологами революционных партий. Обратите внимание на то, что среди вдохновителей и организаторов революции 1905 года одни «выходцы». Большевистский переворот привёл в высшие эшелоны власти (до 50%) «выходцев». Надо бы внимательнее посмотреть кому выгодно использовать масонов в качестве прикрытия.

  • Марина, Днепр, 04.11.2019 в 16:47″»
    Но выводы делаются правильные в итоге. На то она и наука.
    К теории эволюции по Дарвину никак не отношусь.
    Доверяй, но проверяй. Священное Писание не научный трактат. Это духовное завещание. И если там имеются примеры из истории народов Ближнего Востока, то это не означает, что эти сведения дают полную картину того времени. То же самое касается датировки исторических событий. Её мы знаем благодаря учёным более позднего времени.
    Я знаю твёрдо, что этногенез как естественный процесс сложения и развития человеческих сообществ идёт в реальности. Мы можем оспаривать его периодичность, но не сам факт его присутствия в нашей жизни. Этногенез должен рассматриваться наукой. Священное Писание оставим в покое. И призму тоже.
    Где и в каком виде Л.Н. Гумилёв отрицал Ветхий Завет? Принимается только то, что он реально говорил или писал. Мне кажется я всё прочёл из его книг за последние 16 лет. Ничего подобного не встречал. Единственно, что мог он, так это поставить под сомнение факты изложенные в Ветхом Завете. Но это его право как учёного. Чтобы доказать или опровергнуть.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 05.11.2019 в 00:44
    «Уважаемая Татьяна, если Вы не принимаете смыслы чужеродных учений, то их символика Вас не унизит. Тем более шестиконечная звезда».

    Г.С.: Намёк понятен? Владимир Иванович, Абаза, Хакасия готов принять «еврейскую» звезду на свою грудь. Эта награда не только не унизит его, но возвысит и облагородит его «русскую» стать.

    В.И.: Второе, эта звезда [гексаграмма] и в православной традиции использовалась. О чём иерей Г. Селин должен знать.
    Г.С.: Почему только иерей Г. Селин? Всем известно, что «еврейская» звезда использовалась в «православной» традиции такими, например, христианами как
    А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов. Теперь вот и в «православной» традиции этногенёза есть пример её использования, потому как к награждению этой звездой представлен на страницах Ветрово.ру Владимир Иванович, Абаза, Хакасия.

    В.И.: И потом, Вы упускаете из виду то, что шестиконечная звезда как символ утренней звезды…

    Священник Афанасий Гумеров: Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды — это обетование Самого Христа. /…/ В Православии нет специального изображения утренней звезды.

    Г.С.: Как это часто бывает с удостоенными к награде «еврейской» звездой, они читают книгу и видят фигуру из трёх пальцев, простите, утреннюю звезду в виде гексаграммы.
    По-моему, теория этногенёза и поэзия А. С. Пушкина так действуют на человека, что он перестаёт адекватно воспринимать окружающий мир.

    В.И.: Но и тогда евреи не обратили на неё должного внимания. И только в 19-ом веке они стали её использовать в качестве символики. Всё. Вопрос исчерпан.
    Г.С.: Похоже, представленный к награде «еврейской» звездой Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 05.11.2019 в 00:44 возгордился, что ставит в приказном порядке точку там, где её не ставит настоящий «еврей» раввин Элиягу Эссас,

    Эссас: Почему же еще одну-две тысячи лет назад «евреи» (кавычки мои. – Г.С.) не рисовали этот символ? Ответ на вопрос лежит в той же плоскости, что и ответ на вопрос, почему многие века не опубликовывали Сефер Йецира и на другие, подобные этому. Дело в том, что в Устной Торе есть закрытая сторона. И отдельные ее элементы стали появляться в открытом виде только в шестом (!) тысячелетии от Сотворения мира, то есть – 700-800 лет назад.

    Г.С.: Что значат слова раввина, «что в Устной Торе есть закрытая сторона»? Они значат, что ТОЧЕК В ТОРЕ НЕТ. Тора открывается по мере готовности мiра к её приятию. Так что, Владимир Иванович, Абаза, Хакасия может готовиться к принятию «утренней звезды» не только на грудь, но на лоб и на правую руку.

  • Георгий, иерей, МО, 03.11.2019 в 12:15: «Духовное просвещение энтогенетикам можно начать с изучения этих цитат из Священного Писания в толковании святых отцов Церкви. РОЖДЕННОЕ ОТ ПЛОТИ ЕСТЬ ПЛОТЬ, А РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА ЕСТЬ ДУХ (Ин. 3:3-6).»

    Теорию этногенеза эта цитата каким образом опровергает? Об обожении и о воскресении плоти Вы что-нибудь слышали?

    Георгий, иерей, МО, 05.11.2019 в 08:52: «В.И.: Второе, эта звезда [гексаграмма] и в православной традиции использовалась. О чём иерей Г. Селин должен знать.
    Г.С.: Почему только иерей Г. Селин? Всем известно, что «еврейская» звезда использовалась в «православной» традиции такими, например, христианами как
    А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов. Теперь вот и в «православной» традиции этногенёза есть пример её использования, потому как к награждению этой звездой представлен на страницах Ветрово.ру Владимир Иванович, Абаза, Хакасия.»

    Гексаграмма существует в христианстве уже две тысячи лет, в буддизме — 2.5 тыс. лет, в индуизме — еще дольше. Наберите в поисковике фразу «звезда Давида в православии», выскочит масса картинок, среди них увидите три или четыре разных фотографии патриарха Алексия 2-го с православным крестом в руках, на этих крестах отчетливо различима «звезда Давида», а к таким крестам прикладываются все клирики, а затем и лаики храма. Во многих православных храмам можно увидеть изображения гексаграммы, и даже в алтарной части храма. Гексаграмма не является принадлежностью исключительно иудаизма или масонства. Просто евреям захотелось заполучить свой символ подобный кресту у христиан, вот они и стали активно использовать в последнее время гексаграмму.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок