col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Александр Буздалов. Сказки Пушкина как форма религиозного синкретизма

Иван Билибин. Царь Салтан подслушивает под окнами. Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина

Продолжая разговор об идеологии пушкинского творчества, то есть основных смыслах, которые сообщаются в этих произведениях, той системе ценностей, которая в них транслируется, уделим некоторое внимание сказкам А. С. Принято считать, что в них поэт, обращаясь к русскому народному творчеству, тем самым «возвращается к корням», как говорится, черпает из первоисточника «русского духа», здесь он наиболее национален и национально самобытен и т. д. Между тем даже беглого взгляда на основные мотивы, сюжеты и лексикон этих сказок достаточно, чтобы заметить сильное влияние восточной религиозной мифологии, прошедшей, как правило, через литературную обработку западного неоязычества Средних веков или эпохи романтизма. Иными словами, так же, как за славянофильством, почвенничеством и другими направлениями отечественной религиозно-философской мысли стоит слегка модифицированный (национализированный) общеевропейский неогностицизм Нового времени, за самими русскими народными сказками в качестве первоисточника стоят восточные мифологические сказания античности и средневековья, перекочевавшие в русский фольклор путем различных опосредований: либо через Византию, либо через Восточную, либо через Западную Европу. При этом, несмотря на различие путей перехода, неизменным (как и в случае «высоколобой» философской мысли) остается основный принцип религиозного синкретизма, апокрифического смешения христианского мировоззрения с восточным язычеством, где этот синтез выступает формой богооступничества, формой отречение от Христианства.

По этой причине, к примеру, авторские сказки Г.-Х. Андерсена оказываются более христианскими по духу, чем переложенные сказки Пушкина, который пользовался различными источниками и поэтому сполна передал их «русский дух», то есть вавилонское смешение восточно-славянского язычества как непосредственно с Христианством, так и с язычеством народов других регионов мира. Именно такое значение религиозного синкретизма имеет формула «отозваться всем духам», которую использовал Достоевского для описания характера пушкинского гения. Поэтому не случайным здесь (как, опять же, в масонском романтизме вообще, у того же В. Жуковского, например) является само обращение к неоязыческому жанру сказки, который уже сам по себе является формой гностического верования. «”Там русский дух… там Русью пахнет!” И действительно, многие сказки создавались в период существования единой древнерусской народности, они – общее достояние восточно-славянских народов, унаследованное от эпохи Киевской Руси. Рассказывает сказку русский ли, украинский или белорусский исполнитель, в ней Баба Яга обязательно скажет: “Фу-фу-фу, русским духом пахнет!”» (Зуева Т.В. Чудесный мир сказки и историческая действительность. В кн.: Восточно-славянские волшебные сказки. М., Просвещение», 1992. С.5)). Но скажет так Костяная Нога не только от своей русофобии, но и от того, что «аромат» этого «русского духа», действительно, был не очень. Потому что как еще могут пахнуть «бродящие» в этих сочинениях «лешие» и «сидящие на ветвях русалки» и прочие духи без определенного места жительства. «Язычество – это древние верования, религия природы. На Лысой горе совершались свадебные, похоронные и другие ритуалы, во время которых исполнялись песни и танцы, устраивались пиршества, приносились жертвы идолам. Летопись рассказывает, что еще в 980 г. здесь был языческий храм – капище. А рядом археологи нашли огромный курганный могильник» [то есть в качестве кладбища «прихожан» при храме]. «Крестьяне думали, что за печью живет домовой – покровитель семьи. Быть может, это он помогал героям сказки спастись на печи от нечистой силы: парню – от ведьм, а молодице – от “ухажера” болотного трясинника? С печью связано колдовство и обучение колдовству. В белорусском варианте сказки “Хитрая наука” ученик колдуна становится волшебником лишь после того, как побывал в печи» (там же; с.3, 9). То есть основной принцип здесь – мнимая оппозиция «хорошей» и «плохой» нечистой силы: домовой как заступник от лешего, – оцените глубину мысли. «Во всяком религиозном обряде человек стремится вступить в контакт с божеством, для этого нужны определенные знания. Старое русское слово ведунство (или ведовство, ведство) происходит от глагола “ведать”, то есть “знать”, и означает, как писал известный филолог XIX в. В.И. Даль, “знание, опытность, бывалось”, а также “волшебство, колдовство, знахарство, ворожбу”» (там же; с.3). Поэтому так легко и «отзывались» сочинители славянских сказок как местные гностики-ведуны на «лжеименное знание» других народов, на индуистские Веды, например. То есть потому, что они были существами одного «духа», одной мистической крови. Поэтому Баба Яга вполне могла бы оказаться в одной сказке с арабским Али Бабой или с каким-нибудь Рамакришной Бабой.

«Основа этих неканонических повестей обличает происхождение с дальнего востока: буддистского и иранского; но в Европу они проникли уже с именем Соломона; что указывает на посредство среды, оставившей на них это библейское имя. Таким образом, одна посредствующая форма перехода достаточно выяснилась. На этой первой степени стоит талмудическая сага о Соломоне, перешедшая впоследствии и к мусульманам, и, может, другое своеобразное видоизменение той же саги, которое я гадательно отнес на счет дуалистических сект, проводивших в средневековое христианство религиозные воззрения и легенды арийского Востока. В той и другой редакции соломоновская легенда проникла в христианскую Европу, вместе с другими статьями такого же двоеверного характера, и заняла здесь место в ряду отреченных книг [древнерусское название апокрифов, как раннехристианских, так и средневековых. Это книги, повествующие о событиях библейской истории и отвергнутые церковью]. Это – третья ступень перехода. У нас есть известие, что в конце V в. апокриф о Соломоне был знаком на Западе и что против него тогда уже восставала римская церковь. К южным славянам он принесен был, без сомнения, из Византии. Другие западные свидетельство от Х в. позволяют заключить, что уже в эту пору западная редакция отличалась особым характером, например, собственных имен, который потом упрочился за ней и составил ее отличие от восточной, то есть византийско-славянской. С Х в. или, вернее, с XI мы наблюдаем новое явление: апокрифическая повесть переходит в народ и народнеет; она дает содержание повестям, романам и фабльо и доходит до анекдота и прибаутки. Так было на Западе; но и в восточной группе происходит подобное брожение, хотя мы и не знаем, когда оно началось; отреченная статья разбилась на книжную повесть, русскую былину, на сербские и русские сказки» (Веселовский А.Н. Из истории литературного общения Востока и Запада. СПб, 1872. С.V-VI).

Соответственно, Пушкин в своих стихотворных переложениях старых русских сказок, изменив имена главных героев и немного структурировав сюжет, сделал лишь то же самое, что неоднократно делалось с этими восточными легендами до него. Известны, например, монгольская, армянская, восточно-африканская версии «Сказки о спящей царевне и семи богатырях», не говоря уже о более поздних западно-европейских вариациях, в частности, «Сказки о Белоснежке и семи гномах» братьев Гримм. Соответственно, генезис основной сюжетной линии этого произведения накладывает характерный отпечаток обозначенного Веселовским «двоеверия». В частности, главный герой сказки Пушкина царевич с библейским именем Елисей «усердно молится» и Богу, и ветру, и прочим стихиям.

В сюжете «Сказке о царе Салтане» мы слышим мотив путешествия младенца Моисея в осмоленной корзине, спасающегося от козней недоброжелателей (Ис. 2:1-8). Но, по законам апокрифического жанра, от библейского духа этой истории не осталось и следа: он полностью заменем духом языческого суеверия и зловерия, безнадежно перемешен с «Одиссеей» и другими похожими легендами. Поэтому этот обратившийся Гвидоном Одиссей-Моисей не брезгует уже своего рода магией – превращается то в комара, то в шмеля, чтобы подслушивать злоумышления и жалить своих обидчиков (тоже, кстати, одна из «египетских казней»). То есть перед нами уже что-то вроде жанра беспорядочного фэнтэзи, какой-то сочиняемой на ходу саги вроде романов о Гарре Потере, где «белая магия» положительных героев в конечном итоге одолевает «черную магию» героев отрицательных, что, опять же, по сути своей, является формой религиозного синкретизма.

«Сказка о попе и работнике его Балде» – это уже одна из тех «прибауток», о которых говорит Веселовский, «анекдот» о священнослужителе, весьма распространенной в «простом народе» во все времена, потому что антиклерикализм и греховная жизнь неразлучны. Как забубенным голосом пел другой «великий русский» поэт: «Нет, и в церкви все не так, все не так, ребята…» Потому и «великий человек» не в Церкви… Иными словами, это опять некая сублимация: сам алкоголик, наркоман и блудник, но кто во всем этом виноват? Разве не правительство и попы? То есть все это «творческое самовыражение», будь оно самое «простонародное» или самое «высокохудожественное», в последней своей демифистификации есть не что иное, как форма нигилизма и вольнодумства, апостасии и оправдания греха, лжи и отречения от Креста. Гностическо-апокрифический дух в данной сказке сказывается как идея «непосредственной» связи человека (и творческого человека – особенно) с Богом, где земные институты «официальной» Церкви являются только помехами этой существующей в гностической идеологии «органической связи». «Каста попов» традиционно оценивается ведуном как досадная преграда, мещаюся естественному «развитию» «божественной» потенции человеческой природы и потому подлежащая упразднению. Поэтому даже простой парень Балда обладает здесь заведомыми преимуществами (нравственными, интеллектуальными, творческими, харизматическими) перед иереем канонической Церкви.

Восточное происхождение сюжета «Сказки о золотом петушке» и вовсе является фактом академического пушкиноведения (Бойко К.А. Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина / Временник Пушкинской комиссии 1976. Л., «Наука». С. 113–120), где промежуточным звеном заимствования, как всегда, выступают западные переложения, в частности, «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга (Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина / Звезда, 1933. № 1. С. 161–176). При этом характер трансформации восточного сюжета данной сказки в европейском его варианте оказывается наиболее близким к описанному Веселовским механизму подобных переложений на примере цикла сказаний о Мерлине и Соломоне.

Суть подобного мифотворчества, напомним, заключалась в апокрифическом искажении библейской повести, то есть в профанации духовного смысла сакрального текста, сведения его к псевдоглубокомысленному развлечению, занимательной истории. Само смешение взятого из Священного Писания мотива с языческими баснями говорило о религиозном синкретизме как форме вольнодумства авторов подобных сочинений. Религия Ветхого Завета при подобном релятивистическом подходе оказывалась априори равночестной различным восточным религиозным системам. Праведник Ветхого Завета выступал здесь игралищем тех же самых обыденных страстей, что и «маленький человек» – этот главный герой литературы Нового времени. Как олимпийские боги в античной мифологии не брезгуют воровством, обманом, изменами, предательствами, убийствами и прочими вероломствами и преступлениями, дабы простой смертный (совершающий все это в своей жизни) таким способом почувствовал себя причастным «небесам»; так и ветхозаветные избранники Божии по схожим мотивам предстают в апокрифических сказаниях в том или ином неприглядном для них ракурсе. Более того, в сюжетной коллизии отношений царя Соломона и демона Мерлина зачастую второй был главным действующим лицом, более благородным, более мудрым, одним словом, более положительным героем. То есть, по сути своей, средневековые апокрифические сказания о Соломоне были не чем иным, как литературными пародиями на истории Ветхого Завета. Поэтому и по религиозному содержанию эти апокрифы были гностическими, потому что гностицизм это и есть пародия на Христианство. Именно такую подачу материала мы и наблюдаем в «Сказке о золотом петушке».

Царь Дадон – это фонетически что-то среднее между Давидом и Соломоном. Библейский мотив блудной страсти, ослепившей великого царя, толкающей его на физическое устранение соперника (2 Цар. 1-27), оказывается утрированным в сказке (не только сам царь Дадон совершает убийство в отношении своего подчиненного, но и его сыновья перед этим убивают друг друга в борьбе за обладание этой «шамаханской» пери). Если ветхозаветный праведник совершает свои греховные деяния перед лицом Бога и в покаянии обретает Его милость, то гностический (религиозно дуалистический, или синкретический) герой совершает безнравственные поступки исключительно в отношении божественного «достоинства человеческой природы», религиозно переживаемой «идеи» добра. Поэтому его неотвратимо карает «тайная судьба», какой-то безличный закон справедливого воздаяния. То есть мораль сказки чисто языческая, абстрактно-метафизическая. Между добром и злом, добродетелью и грехом здесь нельзя провести четкую границу, одно «естественно» переходит в другое и обратно, ничто не имеет под собой онтологического фундамента, все зыбко и обманчиво преходяще, как исчезающая в концовке «шамаханская царица», очередной «гений чистой красоты» Пушкина.

Иными словами, по авторскому замыслу, читатель должен вынести из прочтения сказки что-то доброе, потому что в ней, как в масонских баснях, иносказательно содержится «мораль». Но суть в том, что мораль эта – гностическая, «естественная», отвлеченная. То есть это мораль-симулякр, лжеименное духовное знание, потому что гностическое «добро» только мнит свою причастность «истинному Благу». Гностик, как и ведун, это мистический самозванец, претендующий на онтологическое родство с «Абсолютом», на близость к «богам». Но, по установленным Творцом законам духовной жизни, таким манером можно вступить в общение только с духами так называемого «астрального мира». Поэтому в лучшем случае такая «мораль» проходит через сознание читателя, как песок сквозь пальцы, не оставляя ничего, потому что она и есть ничто, гностическая «майя». Ведь кто такой «бродящий по цепи» Ученый Кот, который нам «свои сказки говорит», как не оборотившийся домашним животным библейский змей с «древа познания добра и зла»? Вот и Арина Родионовна надвое сказала.

Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
24 октября 2019

Заметки на полях

  • «…богохульником являются тот, кто, называя себя христианином, ведет себя недостойно» (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 13:28). А что еще за дурь? Афоризм от религиозного следопыта? Наврал с три короба, и о достойном поведении заговорил.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 28.10.2019 в 22:49
    «Лучше ошибиться в оправдании, чем в осуждении. Этим принципом руководствуюсь.» Но для о.Романа все-таки сделал исключение. Так что рано еще бутафорные крылья приставлять.

  • «?» (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 16:30). С какой стати я стану отвечать на вопросы человека, у которого значения слов меняются от их авторства и даже от времени года?

  • «Этногенез же процесс естественный и всяк живущий принимает в нём участие» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 29.10.2019 в 12:43).

    Лично я принимаю участие в домостроительстве Божием, как оно описано в Священном Писании и истолковано святыми отцами, а отнюдь не в этногенезе. Если кому хочется принимать участие в этногенезе и иных марксистско-ленинских теориях — красный, белый, желтый и т.д. флаг в руки.

  • «Говоря о трудном пути к Богу, Владимир Иванович в первую очередь, наверное, имел в виду Пушкина» (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 13:28).

    В который уже раз приходится повторять, что я не сужу раба Божия Александра, я сужу поэта Пушкина, а также те мнения, что выросли вокруг его творчества непроходимыми лесами предрассудков и небылиц. Эти мнения стоят столь плотной стеной, что все будто по команде, будто загипнотизированные твердят: поэт Пушкин — верный христианин. И попробуй кто возразить — вся «русская» культура ополчится на инакомыслящего. Пусть ополчается. Не страшно. Потому что эта культура, как было сказано в статье о творчестве Белинского, давно перестала быть русской. Культура, которая провозглашает поэта Пушкина своим пророком и учителем, не может быть русской.

    Но и поэта Александра Пушкина я сужу только потому, что он истуканом высится на Пушкинской площади возле одноимённой станции метро. Я хочу сказать, что мне бы дела не было до пушкинских стихов никакого, если бы их не навязывали мне как гениальные и пророческие.

  • «..меня поражает их пляска на костях людей» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 29.10.2019 в 13:45)
    Сказал Владимир Иванович , сам с удовольствием приплясывая на костях «товарищей коммунистов «.
    Не на костях , Владимир Иванович , а на лживом учении , которое Лев Гумилёв проталкивал в массы. Вам это ничего не напоминает ? По- моему очень на коммунистов похоже , у них тоже была своя «параллельная реальность».
    А ваша «параллельная реальность» , похоже вас не отпускает . И теория Дарвина и теория Гумилева является по своей сути безбожными , т .к отрицают существования Бога как Творца всего сущего. Интересно ,какое место Гумилев отводил Богу ,не считая Его всеведущим и всемогущим ?

  • Георгий, иерей, МО, 29.10.2019 в 07:04: «Но ведь когда они еще не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до рождения их Бог сказал, «больший будет в порабощении у меньшего». Почему же Бог сказал это?
    Читайте Златоуста, жертвы этногенеза, и не морочьте головы себе и людям.»

    А что собственно Вы этим хотели сказать и какую мысль донести? И как это связано с этногенезом?
    Вы хотели сказать, что все предопределено Богом, поэтому можно не дергаться? Злодей, по-вашему, исполняет волю Бога и совершает все то, что Бог ему предопределил совершить еще до его рождения?
    Да, все находится в руках Божьих, включая и небесные тела, но это не запрещает астрономам рассчитывать траектории движения небесных тел и точно предсказывать небесные события. Вы и их называете жертвами астрономии и посылаете к Златоусту? Сами-то Вы календарями гражданскими и богослужебными пользуетесь или Вам Бог персонально сообщает, какой сегодня день недели, месяца и года и какую службу Вам следует сегодня проводить? Или Вы тоже — жертва астрономии? Богослужебные календари и круги богослужений святые отцы для кого составляли? Для жертв какой науки? Судьбы отдельных людей тоже находятся в руках Божьих, однако, например, геронтологи изучают закономерности взросления и старения человеческого организма. Они, по-вашему, ерундой занимаются? У Вас процессы старения происходят по-другому? Вы каждый вечер ложитесь спать с мыслью, что утром по воле Божией Вы проснетесь молодым и красивым? Похвально. Но до тех пор, пока Вы не превратитесь в 16-летнего юношу, советую Вам, не посылать геронтологов к Златоусту. Этнологи занимаются приблизительно тем же самым, только они изучают закономерности становления и старения не отдельного человека, а этноса. Временные масштабы у этнологов другие, а принципы почти те же самые. Так что и здесь Вам никого особо не получится послать к Златоусту. Да и жертвами этногенеза являются абсолютно все люди на Земле, включая и Вас. От воли человека не зависит, какое тело он получит и в какой среде родится. Этногенез — это крест каждого человека. Каждый его понесет, и каждый на нем будет распят. Однако среди жертв этногенеза есть еще и жертвы собственной глупости и тупости. У них еще и рукотворные кресты имеются. Распятие на таком кресте позорно, а жертва такая никому не нужна.

  • Буздалов А., Пенза, 29.10.2019 в 18:45: ««?» (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 16:30). С какой стати я стану отвечать на вопросы человека, у которого значения слов меняются от их авторства и даже от времени года?»

    Короче, слился.

  • Георгий, иерей, МО, 29.10.2019 в 19:56
    ««Этногенез же процесс естественный и всяк живущий принимает в нём участие» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 29.10.2019 в 12:43). Лично я принимаю участие в домостроительстве Божием, как оно описано в Священном Писании и истолковано святыми отцами, а отнюдь не в этногенезе». У этих религиозных следопытов, о. Георгий, домостроительство Божие это тоже часть этногенеза. И демоны участники этногенеза (это непременно: живые же существа). Есть у них и этногенез Церкви (победила не та святоотеческая партия в эпоху Вселенских соборов, но в будущем в «церковном организме» разовьются такие экстрасенсорные способности…). «Развитие» это их идол. Поэтому они готовы оправдать даже богохульство, если оно способствует поступательному движению «живой жизни», служит прогрессивному «богоискательству».

  • «Этногенез — это крест каждого человека. Каждый его понесет, и каждый на нем будет распят. Однако среди жертв этногенеза есть еще и жертвы собственной глупости и тупости. »
    Какое самобичевание. Это было сильно , Геннадий. ☺

  • Марина, Днепр, 29.10.2019 в 20:58, кто-то обещал не читать мои комментарии.

  • Геннадий, ну как я могу Вас не читать, вы уже практически классик. То была шутка. Вы смайлик видели?

  • Марина, Днепр, 29.10.2019 в 21:36: «Геннадий, ну как я могу Вас не читать, вы уже практически классик. То была шутка. Вы смайлик видели?»

    То есть Вы пошутили тогда, когда пообещали больше не читать мои комментарии, а смайлик поставили сейчас? Очень оригинально. Это — очередная шутка под названием «Поди догадайся»? Какая Вы затейница, однако!

  • Какой Вы Геннадий дотошный , вот мой отзыв , смайлик на месте : Марина, Днепр, 24.10.2019 в 17:15
    «Геннадий: «Да, не слушайте и не читайте Вы всякие сплетни. Мало ли, кто чего говорит».
    Геннадий, воспользуюсь Вашим советом, больше Вас читать не буду. А то уже прошлогоднее дежавю начинается .☺»

  • Понял. Если смайлик стоит, верить написанному не надо. «Какое самобичевание. Это было сильно , Геннадий.» — шутка.

  • Марина, Днепр, 29.10.2019 в 22:21: «А то уже прошлогоднее дежавю начинается.»

    А почему «прошлогоднее»? В прошлом году я даже не знал, что такой сайт — Ветрово — существует.
    Я появился здесь в этом году.

  • Буздалов А., Пенза, 29.10.2019 в 18:21″»
    Вот так вор кричит: держи вора.
    Слог у нас простой, крестьянский, мы ваших «академиев не кончали»

  • Георгий, иерей, МО, 29.10.2019 в 19:56″»
    Ай-яй-яй, какая жалость! Нашёлся человек, у которого нет предков,, уже не говорю о потомках. Он отрицает русскую культуру и её значение (ставит в кавычки «великая русская культура»). Что это такое, как не помрачение ума? А ещё он приравнивает этногенез к всевозможным -измам. Это уже не смешно. Более, чем грустно.

  • Буздалов А., Пенза, 29.10.2019 в 20:43″»
    Алё, товарищ Буздалов А., очнитесь… Здесь не кафедра культурологии, и тем более не «сравнительное богословие». Речь об этногенезе… это когда у человека есть родители, предки, братья и сёстры, дети и внуки. И все они принадлежат либо одному этносу, либо разным этническим группам. С Вами такого не было? Очень жаль.( Я боюсь даже предположить Ваше происхождение… И потом, когда какой-нибудь человек станет предполагать этногенез в потустороннем мире… Это уже диагноз. Тревожный. Да ещё и писать об «этногенезе Церкви»!

  • Марина, Днепр, 29.10.2019 в 20:15″»
    Ура! Оздоровительная группа набирается. Уже трое. Я рад за вас!
    Утренняя гимнастика ума обязательна. Холодный душ неопровержимых фактов также (например, что этногенез это не придумка Л.Н. Гумилёва, а естественный процесс, а также болеутоляющие факты непосредственного вашего участия в нём!)))
    Лично для Вас, Марина: то, что озвучивают иерей Г. Селин и Буздалов А. о Пушкине, есть «пляска на костях» через надуманные умопостроения. Что пишу я о коммунистах и буду писать — простая констатация фактов их прихода во власть и пребывания в ней. Коммунисты живы до сей поры. Даже у вас на Украине. Какие уж тут «кости»? Тем более «пляска».

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 20:38″»
    Геннадий, тут налицо самовыкидыш… из этногенеза))

  • «Этногенез — это крест каждого человека. Каждый его понесет, и каждый на нем будет распят» (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 20:38).

    Чтой-то Блоковской мутью повеяло.

    Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Этногенез.

    Обратите внимание, шаг назван «державным». А ведь и вправду, державу строили и построили на советском христианстве. Теперь вот на этогенетическом христианстве готовы строить новую Россию. Позади — «голодный пёс». Это представители отсталого христианства – поп Георгий и писатель Александр.

    А вон и долгополый —
    Сторонкой — за сугроб…
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Помнишь, как бывало
    Брюхом шел вперед,
    И крестом сияло
    Брюхо на народ?

    А это кто? — Длинные волосы
    И говорит вполголоса:
    — Предатели!
    — Погибла Россия!
    Должно быть, писатель —
    Вития…

  • Отец Георгий, здесь нужно не «Этногенез», а «Этногенёз»:
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Этногенёз.
    (Простите, Владимир Иванович, не смеюсь ни над Вами, ни над Гумилёвым: просто рифму нужно поправить.)

  • «Читайте Златоуста, жертвы этногенеза, и не морочьте головы себе и людям.»
    А что собственно Вы этим хотели сказать и какую мысль донести? И как это связано с этногенезом? (Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 20:38).

    Я собственно этим и хочу сказать – читайте Златоуста. Тогда в голове будет порядок. И в ней правильное, подобающее место займёт и астрономия, и календари, и этногенез, и всё перечисленное Вами далее по тексту.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 29.10.2019 в 23:18
    Марина, Днепр, 29.10.2019 в 22:21: «А то уже прошлогоднее дежавю начинается.»
    А почему «прошлогоднее»? В прошлом году я даже не знал, что такой сайт — Ветрово — существует. Я появился здесь в этом году.

    Марина, это весенне-осенние позывы к творчеству. У Пушкина они преимущественно осенью обострялись, а у Геннадия ещё и весной проявляются.

  • Редактор, , 30.10.2019 в 10:08″»
    Ольга Сергеевна, ничего страшного. Вы правы, рифма и должна быть такой.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 03:17
    Георгий, иерей, МО, 29.10.2019 в 19:56″»
    Ай-яй-яй, какая жалость! Нашёлся человек, у которого нет предков,, уже не говорю о потомках. Он отрицает русскую культуру и её значение (ставит в кавычки «великая русская культура»). Что это такое, как не помрачение ума? А ещё он приравнивает этногенез к всевозможным -измам. Это уже не смешно. Более, чем грустно.

    Великая русская культура и мои, хочется думать, духовные предки это: Пречистая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, честной славный пророк, Предтеча и Креститель Иоанн: святые славные и всехвальные апостолы, святые отцы наши и вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: иже во святых отец наш Николай, архиепископ Мирликийских, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские: святый равноапостольный великий князь Владимир и великая княгиня Ольга; иже во святых отцы наши святитель Михаил, первый митрополит Киевский; первосвятители Московские и всея Руси: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон; митрополиты Московские Филарет и Иннокентий, святые славные и добропобедные мученики, преподобные и Богоносные отцы наши, святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна и все святые.

    А Пушкин, Достоевский и прочие «русские» классики это великая советская культура.
    В который уже раз прошу не смешивать русскую и советскую культуру в одной экуменическо-этногенетической куче.

  • Георгий, иерей, МО, 30.10.2019 в 10:30: «Великая русская культура и мои, хочется думать, духовные предки это: Пречистая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, честной славный пророк, Предтеча и Креститель Иоанн: святые славные и всехвальные апостолы, святые отцы наши и вселенские великие учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: иже во святых отец наш Николай, архиепископ Мирликийских, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители словенские: святый равноапостольный великий князь Владимир и великая княгиня Ольга; иже во святых отцы наши святитель Михаил, первый митрополит Киевский; первосвятители Московские и всея Руси: Петр, Алексий, Иона, Макарий, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон; митрополиты Московские Филарет и Иннокентий, святые славные и добропобедные мученики, преподобные и Богоносные отцы наши, святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна и все святые.»

    Понятно. Вы покруче Иисуса Христа будете. Апостол Лука не пренебрегал биологическими предками Иисуса Христа, а иерей Георгий ими пренебрег. Вы, батюшка, — уранополит (ересь уранополитизма есть производная от ереси монофизитства ).

    Вам надо, как Отче Наш, выучить родословие Иисуса Христа от апостола Луки и повторять его по нескольку раз в день. Может быть тогда что-нибудь у Вас исправится.

    «23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, 24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, 25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, 26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, 27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, 28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, 29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, 30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, 31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, 32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, 33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, 34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, 35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, 36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, 37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, 38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.» ( Лк.3.23-38 )

    Много ли Вы здесь видите имен святых, особенно, в ряду между Авраамом и Адамом? Апостол Лука, по-вашему, — жертва этногенеза? Зачем он перечисляет имена не святых, и не праведников?

  • Георгий, иерей, МО, 29.10.2019 в 19:56: «Лично я принимаю участие в домостроительстве Божием, как оно описано в Священном Писании и истолковано святыми отцами, а отнюдь не в этногенезе. Если кому хочется принимать участие в этногенезе и иных марксистско-ленинских теориях — красный, белый, желтый и т.д. флаг в руки.»

    Давайте разберемся и выясним, в чем же Вы принимаете участие и как Вы понимаете домостроительство Божие. Для этого ответьте на следующие вопросы:

    Почему родословие Иисуса Христа в Евангелии от Луки отличается от родословия Иисуса Христа в Евангелии от Матфея? ( Различаются они кардинально ).
    Почему Лукин ряд годового богослужебного круга начинается с родословия Иисуса Христа, а Матфеев ряд — нет? Почему в воскресенье предшествующее празднику Рождества читается зачало о родословии Иисуса Христа, взятое из Евангелия от Матфея, а не из Евангелия от Луки, хотя перед этим читались зачала только из Евангелия от Луки, т.е. почему в Лукин ряд вставили зачало о родословии Иисуса Христа из Евангелия от Матфея?
    И почему Лукин ряд жестко привязан к празднику Крестовоздвижения? Настолько жестко, что ради этого в те года, когда Пасха празднуется очень рано, между Матфеевым рядом и Лукиным вставляют дополнительные зачала, регулярно не читаемые каждый год, а в случае, если Пасха празднуется поздно, от Матфеева ряда отрезают последние зачала, которые читают регулярно т.е. каждый год.
    Почему ради привязки Лукина ряда к празднику Крестовоздвижения идут на такие кардинальные меры? Тут Вам «Блоковская муть» не мерещится? ( Буздалову гностики повсюду мерещатся, а иерею Георгию — представители ВРЛ в страшных образах. Ох, неслучайно это! ).

  • Георгий, иерей, МО, зная о Вашей манере убегать от ответов на трудные вопросы, даю Вам подсказку:

    Если бы в природе не было ( не существовало ) этногенеза, то не было бы на свете и Евангелия от Луки. Вместо трех синоптических книг Евангелия было бы только две — от Матфея и Марка. И Евангелие от Иоанна непонятно, каким было бы.

  • Я к святым обращаюсь с молитвой, п.ч. считаю их своими родственниками. А считают ли они меня своим родственником — этого я со всей определённостью сказать не могу. А Вы к кому обращаетесь в молитве? К Будде, Гумилёву и Этногенёзу?

    По всем перечисленными Вами вопросам есть ответы у Златоуста. А если хотите уловить меня в какой-нибудь мелочи, чтобы раздуть из мухи слона — этот стиль Вашей «исследовательской» работы прослеживается от реплики к реплике — то, извините, желания связываться нет.

    Всё давно разъяснено и объяснено, и если хотите знать Истину, то, конечно, узнаете её. А если хотите свою персону на место Истины поставить, то трудитесь над этим вопросом без меня.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 30.10.2019 в 11:21
    Георгий, иерей, МО, 30.10.2019 в 10:30: «Великая русская культура и мои, хочется думать, духовные предки это: Пречистая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, честной славный пророк, Предтеча и Креститель Иоанн…
    «Понятно. Вы покруче Иисуса Христа будете…»
    Геннадий, ДУХОВНЫЕ предки, понимаете, ДУХОВНЫЕ. Не путайте понятия духа и плоти, а то совсем стыдно за вас.

  • Георгий, иерей, МО, 30.10.2019 в 12:48: «По всем перечисленными Вами вопросам есть ответы у Златоуста.»

    Как всегда — вместо ответа на вопрос посылают меня к Златоусту. Жду соответствующие цитаты из высказываний или из трудов святителя Иоанна Златоуста.

    «Всё давно разъяснено и объяснено, и если хотите знать Истину, то, конечно, узнаете её. А если хотите свою персону на место Истины поставить, то трудитесь над этим вопросом без меня.» (и.Г.)

    Я о своей персоне помалкивал и помалкиваю. Это Вы обсуждение любой тему сводите к моей персоне.
    Но самое неприятное — это то, как Вы презентуете свою веру. Как на первомайской демонстрации — помахали транспарантами и флагами, сбросили их в красный уголок и по домам.
    Сменить надписи на транспарантах легко, а вот изменить к лучшему свой характер очень сложно.

    «Если кому хочется принимать участие в этногенезе и иных марксистско-ленинских теориях — красный, белый, желтый и т.д. флаг в руки.» ( и.Г )

  • Геннадий : «Вы, батюшка, — уранополит (ересь уранополитизма есть производная от ереси монофизитства ).»
    Дожились, вы уже православного священника в ереси обвиняете.

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 12:49: «Геннадий, ДУХОВНЫЕ предки, понимаете, ДУХОВНЫЕ. Не путайте понятия духа и плоти, а то совсем стыдно за вас.»

    Здесь меня, а потом Л. Гумилева, гностиком называли, а сами вы рассуждаете как гностики. Родственники по плоти для вас не имеют никакого значения. Дух у вас на плоть никакого воздействия не оказывает, а плоть в деле спасения у вас никак не участвует и во внимание не принимается. Хи-хи, да ха-ха от вас можно услышать, когда речь заходит о родственниках и о кровнородственных связях, на которых основывается этногенез.

    Иерей Георгий рассказывал, каким хорошим комсомольцем он был. В каких связях со своими «духовными родственниками» он тогда состоял? Родственников не меняют по дуновению «духовного» ветра. Духовное рождение — вещь серьезная. Тот, кто им кичится, духовно еще не родился. ( Я, как раз, сегодня задавал вопросы, которые напрямую связаны с таким рождением. Ответов не получил. Понятно, почему не получил ).

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 13:14: «Дожились, вы уже православного священника в ереси обвиняете.»

    А кем, по-вашему, были почти все еретики прошлого? Православными священниками они были. А во времена иконоборческой ереси почти все священники пали. Прихожане в то время окормлялись даже, и в основном, у не рукоположенных ( во священство ) монахов.

  • Георгий, иерей, МО, 30.10.2019 в 10:30″»
    Да Вы, батенька, высоко забрались! Падать не боитесь? Речь о вполне материальных предках — Ваших родителях, бабушках и дедушках. Двоюродных и в нескольких поколениях. Уж простите великодушно за продолжение, даже если предположить пробирку чревом для Вас (в чём есть большое сомнение), то биоматериал (яйцеклетка и сперма, уж простите ещё раз за такие подробности) искусственный? Но наука до того не доросла((…

    Великая русская культура, её расцвет — это 19- начало 20 вв. до революций 1917 года. Об этом знает даже школьник. Революции и последующие события привели к тому, что либо погибли, либо были изгнаны многие. По некоторым подсчётам потери составили до половины. Возрождение её началось во время ВО войны. Но советская так и не дотянула до высот великой русской. Хотя та была её фундаментом.

    О том, что русская дореволюционная культура это яркий феномен не только национальный, но и мировой, нам не дали забыть те русские люди, которые в советское время использовали всякую возможность для возвращения нам русских культурных ценностей и достижений. Несмотря на крайне агрессивную интернациональную среду.
    С другой стороны, советская культура или точнее русско-евразийская была продолжением великой русской. Иначе и быть не могло.

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 12:49″»
    Для всех христиан духовный предок Спаситель. Его путём идём.

    Вы бы со своими физическими предками разобрались, да утвердились в русскости. Судя по Вашему раннему отклику Вы то ли где-то плутаете, то ли недоговариваете.

  • Буздалов А. «многие сказки создавались в период существования единой древнерусской народности, они – общее достояние восточно-славянских народов, унаследованное от эпохи Киевской Руси.»

    Вот ещё один факт этногенетической неграмотности. Большевистские интернационализаторы сделали всё для разделения ЕДИНОГО РУССКОГО НАРОДА/ЭТНОСА. Срочно к середине 1920-х гг. состряпали «украинский и белорусский языки». А потом пустили информационную утку о «восточно-славянских народах». Что с полной уверенностью повторяют наши современные образованцы.
    Русский этногенез — это единый поток от 862 года. Не было «древнерусской народности», это утверждение советских образованцев. Но есть единый русский этнос/народ, который прожил на сегодня порядка 1150 лет. Пережил три периода этногенетического развития и вступил в период этногенетического «старения». Попытка украинизации и белоруссизации/литвинизации его западных частей есть преступная провокация большевиков. Надо бы приучиться называть вещи своими именами.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:07
    Марина, Днепр, 30.10.2019 в 12:49″»
    Владимир Иванович:»»Для всех христиан духовный предок Спаситель. Его путём идём.

    Вы бы со своими физическими предками разобрались, да утвердились в русскости. Судя по Вашему раннему отклику Вы то ли где-то плутаете, то ли недоговариваете.»»
    ??? Из этого вообще можно что-то понять, кроме пустословия ?

  • Геннадий : «А кем, по-вашему, были почти все еретики прошлого?»
    Я знаю, кем являются еретики нынешнего, например, «православными буддистами». Вы сначала со своими взглядами разберитесь.

  • «Великая русская культура, её расцвет — это 19- начало 20 вв. до революций 1917 года» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:02).

    Опять всё перемешал в экуменико-генетическую кучу Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:02. Если вершиной великой «русской» культуры считать творчество Пушкина, то её расцвет приходится на годы правления Сталина, потому что поэзию Пушкина до событий ВОР народ не читал. Вновь и вновь приходится приводить слова товарища Тургенева на открытии памятника Пушкину в 1880 году: «Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого НАРОДА, КОТОРЫЙ ТЕПЕРЬ НЕ ЧИТАЕТ НАШЕГО ПОЭТА, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: “Это памятник — учителю!”»
    Всенародное почитание товарища Пушкина ввёл товарищ Сталин. Значит, на какие годы приходится расцвет «русской» культуры?

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:02 Уж простите великодушно за продолжение, даже если предположить пробирку чревом для Вас (в чём есть большое сомнение), то биоматериал (уж простите ещё раз за такие подробности) искусственный? Но наука до того не доросла((…

    Не у меня, а читающих эту пошлятину присутствующих на сайте женщин просите великодушного прощения. И к поэту Пушкину по вопросам биоматериала обратитесь. Он большой специалист.

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 12:49″» Для всех христиан духовный предок Спаситель. Его путём идём.

    Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:07 Вы бы со своими физическими предками разобрались, да утвердились в русскости. Судя по Вашему раннему отклику Вы то ли где-то плутаете, то ли недоговариваете.

    Духовный предок Владимир Иванович, Абаза, Хакасия — поэзия Пушкина, а также великая «русская», то бишь советская культура. И наш долг помочь ему это понять.

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 12:49″» Для всех христиан духовный предок Спаситель. Его путём идём.

    Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 30.10.2019 в 14:07 Вы бы со своими физическими предками разобрались, да утвердились в русскости. Судя по Вашему раннему отклику Вы то ли где-то плутаете, то ли недоговариваете.

    Я что-то не пойму, Владимир Иванович, Абаза, Хакасия нацист или расист?

  • Марина, Днепр, 30.10.2019 в 14:33, я еще и православный гностик, и хилиаст и т.д. И со всем этим я разобрался.

  • Родственников не меняют по дуновению «духовного» ветра. Геннадий, Санкт-Петербург, 30.10.2019 в 13:34

    Именно по дуновению Святаго Духа и из воды рождается христианин.

  • ( Я, как раз, сегодня задавал вопросы, которые напрямую связаны с таким рождением. Ответов не получил. Понятно, почему не получил ). Геннадий, Санкт-Петербург, 30.10.2019 в 13:34

    Опять наш раздуватель мух в слонов дует в муху.

  • Георгий, иерей, МО, 30.10.2019 в 15:21: «Именно по дуновению Святаго Духа и из воды рождается христианин.»

    Хотите сказать, что 75% граждан нашего государства — рожденные свыше? Крещение — это только первый шаг к рождению свыше. Чтобы родиться свыше требуется пройти значительный путь, связанный с избавлением человека от греховных страстей и обретением того вида познания, которое делает крещеного человека сыном Божьим по благодати. Если Вы, как заявляли ранее, понимаете принципы домостроительства нашего спасения, то должны знать, какая часть годового богослужебного круга посвящена этому виду духовного делания. Все мои вопросы, заданные Вам, касались именно этой части домостроительства нашего спасения. Это не раздувание мух в слона, а это то, чем Вы бравировали и на знание чего претендовали.

  • Важнейшие, принципиальные вопросы богословия и их практического воплощения для иерея Георгия — мухи. Борьба с наследием Пушкина для него важнее. Там, на том поле боя, где насмерть бьются лит.критики, зарыты все христианские слоны.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок