col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман. Каким иродам угождают пляшущие в Храмах?

ћкw рeвность д0му твоегw2 снэдe мz, и3 поношє1ніz поносsщихъ ти2 напад0ша на мS (Пс. 68:10).

Влечение, развлечение, отвлечение, привлечение — один корень, но какие разные плоды! Похвально отвлечение от развлечения и смертоносно отвлечение от Жизнодавца. Путь христианина — путь восхождения среди душепагубных пропастей к неописуемым вершинам. Никто не покоряет и простые вершины, приплясывая над пропастью; до плясок ли восходящему к вершинам Божиим?

Церковь Православная — Церковь Христова — всегда возводила к Небу, наполняя души верных чад Своих Миром * Христовым, Благодатью Духа Святаго, храня их от духа погибающего міра ** . Ныне же міролюбцы в рясах и так называемые христиане пытаются соединить несоединимое, прививая Церкви дружбу с міром-Богоборцем, не принявшим Спасителя и доныне глумящимся над Ним. К Церкви пытаются привлечь тем, что так любезно міру и является его воплощением — театром, увеселениями и развлечениями. Амвон превращается в сцену, на которой звучит джаз и показывают кукольные спектакли, пространство Храма — в танцевальный подиум и зрительный зал. Входящий в Храм, ищущий встречи с Отцом с изумлением понимает, что опять стал участником позорища и идти ему больше некуда. Именно так теперь в некоторых Храмах принято праздновать Пасху и Рождество, именно так несут служение «миссионеры». Но то, что любит мір, мерзко в очах Создателя. Культуру нужно оцерковлять, а не Церковь окультуривать!

Прелюбодёє и3 прелюбодBйцы, не вёсте ли, ћкw любы2 мjра сегw2 враждA бGу є4сть, и4же бо восх0щетъ дрyгъ бhти мjру, врaгъ б9ій бывaетъ (Иак. 4:4).

«…Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6: 21-28).

Об этом евангельском эпизоде вспомнил и святитель Иоанн Златоуст, когда во время богослужения услышал на площади возле Храма музыку и шум народного гуляния. Святитель, будучи епископом в Константинополе и подлинным миссионером, понимал разницу между Божьим и мiрским, между Храмом и «храмом искусства», и ревность по Доме Господнем снедала его.

«Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя, — сказал в тот день епископ с амвона. — И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин…». После этой проповеди, которую императрица (не случайно) приняла на свой счет, святитель Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку и по дороге скончался.

Нет, не иродам, а Ироду иродов угождают пляшущие в Храмах, глядящие, одобряющие и благословляющие рядящееся в христианство непотребство. И не главу Пророка поднесут врагу рода человеческого, а усечённые в Доме Божием души.

Г0ре вaмъ, кни1жницы и3 фарісeє, лицемёри, ћкw прех0дите м0ре и3 сyшу, сотвори1ти є3ди1наго пришeлца: и3 є3гдA бyдетъ, творитE є3го2 сhна геeнны сугyбэйша вaсъ (Мф. 23:15).

Как могут передать Мир Христов исполненные чуждым духом міра? Неужели учившиеся в духовных школах не усвоили, что Спасение несовместимо с развлечениями? «Поистине бедны мы и пренесчастны, далеки будучи от жизни вечной и Царства Небесного, потому что не стяжали еще в самих себе Христа, но имеем еще в себе мiр живым, поколику живем в нем и мудрствуем земная. А кто таков, тот явно враг есть Богу, потому что пристрастие к мiру есть вражда на Бога» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Если Церковь Христова будет не спасать, а развлекать, подобно цирку, театру, балагану, то Она перестанет быть Церковью Спасающей, превратится в «храм искусства» – антицерковь, делающую пасущих и пасомых чадами геенны. Да не будет сего ни с нашей Богоданной Матерью, ни с нами! Аминь!

Иеромонах Роман
2017

* Мир — тишина, покой, спокойствие (словарь В. И. Даля). «Мир вам!» — первые слова, обращённые Воскресшим Спасителем к апостолам (Ин. 20:19). ^

** Мiр — наша земля, род человеческий. Мiрская жизнь — противоположная духовной, монашеской. (См. словарь В. И. Даля.) «Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего (1 Ин. 2:15-16). ^

Заметки на полях

  • Как прав батюшка! Безумие мiра доходит до точки невозврата. Иоанн Златоуст был поражён, услышав музыку на площади возле Храма, а тут акробатические этюды прямо перед Царскими Вратами…
    Родители, вероятно, умиляются талантам своих деточек. Сейчас это модно. Но священники, позволяющие подобные безчинства??? Хотя по телевизору (в новостях) доводилось видеть как в Храме Христа Спасителя на Рождественских и Пасхальных патриарших службах в хоре поют женщины без головных уборов…
    Вспоминаю эпизоды из своей жизни. В небольшом городке, где еще не так давно жили мои верующие дедушка с бабушкой, в 30-е годы был взорван трехпрестольный красавец- Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Рядом осталась стоять так называемая теплая Церковь, в которой Богослужения проводились в холодное время года. Церковь переоборудовали под кинотеатр, потом под дом пионеров, а в 90-е образумились и вернули Православным. А на месте разрушенного Собора во времена моего детства была (да и сейчас есть ) детская площадка, с фонтанчиком посередине. Дедушка говорил, что на месте этого фонтанчика был Алтарь. Мы не играли на этой площадке и даже (по примеру дедушки) обходили ее по периметру, чтобы не осквернять Святое место.
    А еще из детства запомнилось ( и теперь внушается собственным детям), что в Храме нельзя поворачиваться и стоять спиной к Алтарю…
    Есть замечательное слово – БЛАГОГОВЕНИЕ, то есть преклонение перед Величием и Всемогуществом Божиим. Но судя по видеоссылкам — устраивающие концерты в Храмах слова такого не знают…

  • Отец Роман. Низкий Вам поклон за статью. Епархиальные чиновники все это публично оправдывают. Прихожане хлопают в ладоши. Кошмар какой-то происходит. Раньше гуляния народные не разрешались даже в ограде церкви, а теперь и перед алтарем не стесняются.

  • Похоже, землежители уже сполна наварили себе каши со всеми приправками…теперь пируем. Только что будет с нами после этого «пира»? Ведь мы все причастны к этому гулянью.

  • Как много мы спрашиваем с классиков, а со священноначалия, допустившее богохульство, спросить не можем! Господи помилуй нас, спаси и сохрани!

  • Что страшнее — богоборчество или богохульство в храмах? Есть разница между оскорблением чувств верующих фильмом, спектаклем, выставкой и терпимостью к пляскам в храме?
    Господи помилуй!

  • Издержки роста. Ребенок тоже ведёт себя неправильно, пытаясь понять, где же рамки дозволенного. Терпеливо объяснять.

  • Александр, кому терпеливо объяснять? Настоятелю храма? Или его священноначалию? А кто будет нести людям Слово Божие?

  • Терпеливо объяснять нужно почему нельзя пить, курить и блудить… А в рамки нужно ставить безо всяких объяснений.

  • Сие происходящее свидетельствует о том, насколько велик кризис культуры, как далеко мы оторвались от своих корней, от истоков и глубины культуры своего этноса. Ведь культура — это фундамент, на котором выстаивается храм личности человека, без нее понятие свободы духа и личности превращается во вседозволенность, а культура превращается в кич, балансирующий на грани безумия! Изменить ситуацию можно только каждому из нас, взращивая ростки утраченного в молодом поколении, но при этом нам самим просто необходимо всей своей жизнью, каждым мгновением, нести в мир Истину, Добро и Красоту во что бы то ни стало!

  • Мне кажется, дело не в культуре. Пляски в храмах — это элементарная потеря страха Божия и благоговения перед святыней. Почему страх потерян? Надо выяснить, чему учат священников в семинариях, и тогда многое станет ясно. Премудростям книжным учат, а покаянию и благоговению перед Богом учить забывают. Да и веры во многих пастырях, как ни странно, нет, иначе так себя не вели бы. Правильно о. Георгий Максимов заметил недавно, что многие священники относятся к своему служению как к работе ради хлеба куса, и не более того.
    Покаяться надо, пока не поздно, и священникам, и мирянам. А иначе, как говорил один старец, «Господь терпит-терпит, да как шарахнет…» Так и по нам шарахнет, если не остановимся. Слава Богу, хоть о. Роман высказался по этой ситуации. Это было важно.

  • «Дом Мой домом молитвы наречется»-мы что,не знаем этого ?или не хотим знать?потеряли страх Божий,благоговение,трепет перед Господом!истинно верующий человек в храме слова лишнего не скажет,храм-место присутствия Бога ,место молитвы, место ,где совершается Евхаристия! это же не дом культуры для самодеятельных плясок,песен и пр. а если христиане хотят петь,читать стихи,устраивать выставки и пр. для этого нужно выбирать другие места и у Церкви есть такие возможности!

  • Все вышесказанное и есть культура личности человека, которая вмещает в себя культуру, образованность духа, души и тела. Человек, имеющий высокий уровень культуры (это не походы на выставки и чтение прекрасной литературы и т.д., а принятия и понимание генного кода , всей многовековой истории и культуры своего этноса, прежде всего, на уровне духа) знает, что всему есть свое место и предназначение; во всем должна быть некая грань, черта, которую нельзя переступать; что есть горний мир и земной, их нельзя смешивать. Горний мир — это дело Божие, человек не может интерпретировать и переиначивать его по-своему, он может и должен всей жизнью стремиться к нему всей душой, всем сердцем. К сожалению, в век массовой культуры, когда опрокинуты все нравственные идеалы, пытаются переиначить мир по-своему, оправдать любое зло. К сожалению, это будет продолжаться до тех пор, пока мы не вернемся к своим истокам и не будем выполнять свою подлинную миссию на Земле, и, прежде всего, благими делами и истинными, честными поступками.

  • «Если мы хотим, чтобы благословенная пустыня помогла нам — своей святой пустотой и сладким покоем, — чтобы мы тоже умиротворились, очистились от страстей и приблизились к Богу, то и нам нужно возлюбить её и отнестись к ней с почтением. Необходимо быть внимательным, чтобы не приспособить святую пустыню к своему страстному «я». Это великое нечестие — то же самое, что идти поклониться Святой Голгофе, распевая эстрадные песенки». Преподобный Паисий Святогорец.

  • Всякому имеющему дано будет , а у не имеющего отнимется то ,что имеет. Всякий раз прочитывая эту притчу в Святом Евангелии приходила в недоумение (не могла я своим разумом понять смысл этой притчи) .Однажды идя на службу просто шла томимой этим вопросом . Все думала -обязательно после службы подойду к батюшке и спрошу. Но как всегда это бывает , после службы требы и спросить не удалось . Зашла в Церковную библиотеку (при храме )и взяла книгу Старца Паисия ,не помню сейчас названия ,люблю читать Его наставления . Так вот прийдя домой ,нашла ответ у Старца на мой вопрос . Он рассказывал один случай ,как к нему приезжал один священник ,похвалялся как он ловко успевает за вечер стопками иконы на приход изготовлять и при этом душеспасительным чтением заниматся. Этот батюшка умудрялся склеивать на заготовки лики Святых а после как наклеит стопку икон садится на них сверху (пресует) и питает душу чтением . Паисий в ужасе начинает вразумлять бедолагу заблудшего,мол какое же тут благое дело для храма ,если ты совсем потерял всякое благоговение перед Святыней. На Лики и задом! Какое может быть у тебя душеспасительное чтение ,если ты уже совсем духовно ослеп и не видешь своей погибели . На эти увещевания тот батюшка только посетовал ,якобы благодаря его трудам безвозмездным (он потом эти иконы лаком покрывал и сдавал на епархию) приход поднимается. Так и не услышал тот батюшка Старца, уехал домой со своей правдой. После уже ,пройдя немного времени , Старцу сообщили что тот батюшка так плохо и закончил свое служение . Паисий всей этой историей только и говорил о том, чтобы всеми силами берегли благоговение во всем перед Святыней . И так ясно обьясняет смысл слов Господних в той притчи . Благоговение пред Богом призывает на нас Милость Его . ПОТЕРЯЕМ —потеряем все что думаем иметь . Как это страшно,храни нас Боже!!!
    пс 33 -Бойтеся Господа ,вси святии Его,яко несть лишения боящимся ЕГО.

  • Слава Богу у нас таких плясок в храмах нет. Немцы (верующие) хоть их и мало, но ходят молиться.
    А нам, православным, надо со слезами просить одного — Господи, помилуй нас грешных !

  • Наталье (Лейпциг):
    Увы, Наталья, как это ни прискорбно, и в Германии, как и повсюду, хватает безобразия (мягко говоря…)
    Еще много лет тому назад в Кельнском Соборе можно было за определенную мзду в неглиже
    сфотографироваться…
    Но и я знаю очень многих порядочных верующих немцев, которым претит подобная бесовщина.
    Вот и у нас «заплясы» начались…
    И все же, хоть и не открою нового, но повторю давно известное: » Каков поп,таков и приход».
    К нам тоже как-то раз во время службы заявились «миссионеры» (от православного городского храма!..) в пляжной одежде и принялись раздавать бабушкам нашим печатные инструкции, как вести себя в храме,
    что такое служба, и т.д.. Вместе с «прокламациями» быстро удалили из храма… А недавно и организатора
    таких «акций» тоже удалили, за штат. В деревне «пляски в храме» «не прокатят»!.. Паствы мало, но те, кто в храме — верные.

  • В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) есть такой эпизод:
    «… Я был переведён в Таврическую семинарию ректором. Был годичный акт 30 января ст.ст.: престольный праздник Трёх Святителей. В этот день семинаристы устраивали вечером танцы с «епархиалками». Я бы не противился этому, тем более что посоветовался предварительно с исполняющим обязанности инспектора твёрдым старичком Высотским. Но зал был прежде церковью; и на стене бывшего алтаря оставались иконы, впереди выступал амвон. Церковь же была выстроена рядом. Об этом «новшестве» было объявлено ранее. И семинаристы — ни один — не пришли на акт. А вечером в квартиру мою была прислана делегация, которая мне категорически заявила: в следующее воскресенье устройте здесь танцы, иначе будет бунт! Я заявил им: такого ультиматума невозможно ставить! Самое большее — я попрошу начальницу Епархиального училища разрешить танцы там. Но делегация не согласилась. И опять началось знакомое… Я собрал всех семинаристов в этот зал — один — и сказал им речь. Суть её такая:
    — Ну, допустим, меня переведут куда-нибудь, хоть в Сибирь… Для монаха это ничуть не страшно! Но припомните, что я доброго делал вам. — И привёл несколько случаев, указывая на отдельных семинаристов. — А теперь идите в классы и решайте, что будете делать дальше.
    Они разошлись. И бунт прекратили».
    (Из книги «Письма о монашестве. Божьи люди». – М.: Правило веры, 2016.)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!