МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Часть первая

Догнать и перегнать

Есть нечто многозначительное и показательное в том, что пошитый при императоре Николае Александровиче Романове военный головной убор оказался на головах бойцов, уничтоживших его государство.

Существует предание, согласно которому будёновка (первоначально называвшаяся богатыркой), была пошита для воинов царской армии, но не поступила в войска, поскольку была приготовлена для прохождения торжественным парадом этих войск в Берлине и Константинополе. Победы Российской империи в Первой мировой войне не вышло, парады не состоялись, и в новенькое обмундирование была одета Рабоче-Крестьянская Красная Армия, РККА.

Группа красноармейцев демонстрирует захваченный государственный флаг Финляндии зимой 1940 г.

Предание это весьма распространено, хотя, как говорит «Википедия», не имеет под собой документальных оснований. Впрочем, история это такая наука, в которой документы не имеют решающего значения. Любое событие и любой документ в этой науке можно истолковать в ту или иную сторону. Весь вопрос в том – на чьей стороне находится историк.

Например, слова Сталина, сказанные им в 1931 году о том, что мы отстали от передовых стран на пятьдесят–сто лет… О чём они? О техническом отставании СССР от Запада? Можно думать и так, но я, грешный иерей, думаю иначе. Мы отстали, говорил Сталин, от передовых стран на сотню лет в обезбоживании русского народа, в его расцерковлении и оболванивании. Хотя царская власть по-своему способствовала вымиранию веры в русском народе, но делала это медленно, с ленцой. Мы же теперь должны за десять лет пробежать столько, сколько империалистическое самодержавие не успело пробежать за столетие.

Говорят, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой. Я не спорю с этим фактом, но хочу осветить его с духовной стороны. Сталин принял Россию с тысячелетней христианской историей, а оставил духовной пустыней с народной массой нравственно опущенных и духовно безграмотных рабов.

Через четверть века, в 1957 году, Н. С. Хрущёв повторит слова Сталина: «Догнать и перегнать Америку!» Вообще говоря, слоган «догнать и перегнать» принадлежит Вилу[1], т.е. В.И. Ленину. Тому свидетельство – плакат 1926 года.

Кого догнать? Зачем перегнать? Америку? В чём Россия от неё отстала? В главном деле всего прогрессивного человечества – в построении царства антихриста на земле.

Почему именно эти смыслы я слышу в словах Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, Путина, Медведева?.. Потому что думаю о том, что в первую очередь должно волновать человека, если он ещё остаётся образом Божиим, а не превратился в образ звериный – бессмертная душа и её участь в вечности. Какое мне дело до электрификации, модернизации, цифровизации, если моя душа не имеет покоя и не найдёт его, пока не отыщет Бога. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинный…

Но ведь и их душам нет покоя, и они ищут своего царя, и они хотят увидеть его сидящим на всемирном престоле в Божием храме, а перед ним склоненные как перед Богом все народы земли (ср. 2 Фес. 2:3, 4).

Усталость забыта,
Колышется чад,
И снова копыта,
Как сердце, стучат.
И нет нам покоя,
Гори, но живи!
Погоня, погоня,
Погоня, погоня
в горячей крови.

Р. Рождественский, 1968

Кутюрье будёновки Васнецов и Троцкий

История ерихонки, ставшей будёновкой (также её называли фрунзевкой и коммунаркой), восходит ко временам первых царей рода Романовых – Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу.

Шлем такой формы хорошо защищал от удара сабли, особенно сверху. «В Оружейной палате Московского кремля хранится булатная ерихонка Михаила Фёдоровича Романова (иногда ошибочно (выделено мной. – Г.С.) приписываемая Александру Невскому), сделанная в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского шлема, украшенная золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом». Особенный по характеру и уровню исполнения декор ерихонки стал причиной постоянного интереса к этому памятнику со стороны русских художников и скульпторов XIX века и, в частности, разработчиков богатырки.

Ерихонка царя Михаила Фёдоровича. 1621 г.

Среди кутюрье будёновки мы встречаем имена художников В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, М.Д. Езучевского, С.Т. Аркадьевского. Участие иконописца Васнецова и художника Кустодиева в разработке будёновки ещё более укрепляет достоверность предания о том, что она была пошита при императоре Николае Александровиче. Я хочу сказать, что если и не была будёновка сшита при царе практически, то была сшита при нём теоретически, и если не увидела она свет при императоре, то была, так сказать, зачата в его время. Во всяком случае, художественная, идеологическая, политическая преемственность революционной будёновки и царской ерихонки, что называется, на лицо.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Революционного Военного Совета Республики от 18 Декабря 1918 года.

К докладу председателя комиссии по выработке форм обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 17 сего Декабря за № 113 с приложением доклада специального отдела за № 42:

а/ утвердить представленные специальным отделом: 1/ тип головного убора, 2/ различные знаки для чинов командного состава по варианту № 2 из красного сукна с изменением для высших командных чинов знаков в форме кружков на таковые же в форме ромбов и 3/ различительные знаки основных родов войск,

б/ поручить комиссии составление приказа с приложением подробных описаний чертежей, рисунков и лекал, согласно упомянутому докладу № 42 специального отдела и изложенному выше постановлению совета и,

в/ заказать распоряжением комиссии через главное военно-хозяйственное управление первую партию в 4000 штук головных уборов для передачи в части войск по выбору и распоряжению революционнаго военнаго совета.

Подписали: Председатель революционного военного совета республики Л. ТРОЦКИЙ, Председатель специального отдела К.И. ВЕЛИЧКО, Председатель комиссии по выработке форм обмундирования рабоче-крестьянской Красной Армии СУЧКОВ.

ОПИСАНИЕ

Головного убора для рабоче-крестьянской Красной Армии.

Головной убор должен отвечать настоящему описанию и утвержденному образцу.

Головной убор состоит из колпака по форме головы, суживающийся к верху и имеющего вид шлема, и отгибающихся: назатыльника и козырька.

Колпак состоит из шести[2] одинакового размера кусков (выделено мной. – Г.С.) мундирного сукна защитного цвета, формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходятся на верху в центре колпака.

Колпак снутри подбит серпянкою, выкраиваемою также, как и колпак, и сшиваемою вместе с сукном.

Это постановление Реввоенсовета, возглавляемого Лейбой Троцким, нисколько не разрушает легенды о том, что будёновка была создана при императоре Николае Александровиче, поскольку оно не препятствовало вышеназванным художникам работать над дизайном новой военной формы ещё при царе, может, даже по исшедшему от него указанию. Напротив, имена вышеназванных модельеров ещё более упрочивают эту легенду и неразрывно связывают две России: имперскую и советскую.

Именно имперскую, но не былинную, не средневековую и не богатырскую Русь, как пытается представить дело Википедия, которая даёт такое определение будёновке — «суконный шлем, формой напоминавший средневековую «ерихонку» или шелом с бармицей – часть доспехов былинных русских богатырей (за что в первое время он получил обиходное название «богатырка»)».

С таким определением будёновки я могу согласиться лишь отчасти. То, что она напоминала ерихонку, согласен, а то, что она напоминала шлем «былинных русских воинов» – это «Википедия» дала лишку. Могла ли быть у былинных богатырей подобная шапка, если первые её образцы восходят ко времени первых царей Романовых? Но ещё потому не могла быть островерхая шапка на головах доперестроечных (ничего, если я назову «перестройкой» религиозные и государственные реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича?) русских воинов, что рассказ о таких шапках мы встречаем в житии преподобного Сергия Радонежского в описании особого с ним происшествия – бесовского нападения.

«Однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь, собираясь петь заутреню. Когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошел видимым образом сам диавол со множеством воинов бесовских, – вошел он не дверьми, но как вор и разбойник. Бесы были в литовских одеждах и островерхих литовских шапках, они бросились на блаженного, хотя разорить церковь и сровнять ее с землей».

Если островерхие литовские шапки оказались на бесах, то как они могли быть у былинных русских богатырей? Но почему я решил, что литовские шапки были похожи на ерихонки[3]? Может, эти шапки выглядели по-иному? Может, они были похожи на пирамиды или колпаки? И здесь, читатель, позвольте мне, чтобы показать вам, какими были шапки на нападавших на преподобного Сергия, от событий 600-летней давности перенестись в не столь далёкие от нас времена.

Клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской

«Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый[4] наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру “русским Ватиканом”. Все эти события обобщены в композиции. Изображен – условно – главный вход в монастырь, загороженный солдатом, рука которого угрожающе поднята в сторону уходящей группы монахов. В другую сторону четверо солдат уносят гроб с мощами преподобного Сергия. Простой прием изображения монахов и солдат в виде двух групп, расходящихся от центра, делает композицию легко читаемой по смыслу. Так же расходящиеся верхний и нижний контуры стен усиливают эффект движения в разные стороны. Центральная ось, несущая основную смысловую нагрузку, усилена колокольней, изображенной за стеной, почти над входом, но на ней отсутствуют колокола, что означает разорение монастыря. По сторонам колокольни изображены Успенский и Троицкий соборы».
( http://www.pravmir.ru/opisanie-ikony-sobora-svyatyx-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossijskix/ )

С кого начинается Родина?

Будёновки на людях, выносящих мощи преподобного Сергия из Лавры, приводят мне на память советский шлягер 80-х годов.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

/…/

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,

А, может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.
С чего начинается Родина?..

М. Л. Матусовский, 1968

С чего начать, чтобы показать нехристианский характер этой песни? Начну «с картинки в твоём букваре», даже с первого слова – «с чего». Если Родина начинается с чего-то, а не с кого-то, значит, она представляется чем-то, а не кем-то. Но уместно ли в таком случае писать слово «родина» с прописной буквы – «С чего начинается Родина»? Не будет ли такое написание идолопоклонством? Впрочем, идолопоклонством будет поклонение не только перед чем-то, но и пред кем-то, если тот не является Богом.

Родина это «что» или «кто»? Родина-мать – это по-христиански. А вот Родина-букварь это уже совершенно иное отношение к ней. Обратимся к примерам Евангелия. Допрашивая Господа нашего Иисуса Христа, Пилат спросил: что есть истина? (Ин. 18:38). И из этой постановки вопроса можно заключить, что истина для Пилата представлялась набором каких-то правил или сводом инструкций, выполнение которых приближает к истине. А за несколько часов до этого допроса у Пилата Господь ответил Своему ученику: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу токмо Мною (Ин. 14:5, 6). Первое отношение к истине, равно как и к родине, начинающееся с вопроса «что?», я бы назвал ветхозаветным, а второе – с вопроса «кто?» – новозаветным.

С картинок Торы – букваря иудейского мальчика (хотя не знаю, имелись ли в начале 20-го века детские Торы, и какие там были картинки) – началась Родина для Миши Матусовского. Почему я так говорю? Потому что так говорит Википедия: «Лев Моисеевич Матусовский (Иуда-Лейзер Мовшев Матусовский) [отец Михаила Матусовского] родился в 1883 году в городе Богучар Воронежской губернии в семье мещан из Ростова-на-Дону».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Матусовский,_Лев_Моисеевич#cite_ref-tl_4-1

«Вместе с родителями [Лев Моисеевич] переехал в Луганск, где увлекся фотоделом. Свой фотосалон открыл в 1912 г. В 1918 – 1920 г.г. Лев Матусовский – фотограф ЧК. С 1920 по 1926 г.г. – фотограф Окружного исполкома. После смерти жены, Эсфирь Михайловны (в девичестве – Брукман), переехал к сыну в Москву. Скончался в 1956 г. в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве. Мать Михаила была домохозяйкой. Хорошо готовила рыбу – «фиш», национальное еврейское блюдо. Была женщиной по-житейски мудрой[5]. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, им посвященных. Старший брат Михаила – Матвей (Моисей) стал инженером. После рождения, как над всяким иудеем, над Михаилом совершил обряд обрезания луганский ребе (запись об этом сохранилась в книге «Еврейской» общины, что хранится в Госархиве Луганской области)».
https://nashe-nasledie.livejournal.com/102449.html?thread=116529

О, наивные советские люди, и я в их числе! Вы, наверное, думали, что автор «С чего начинается Родина?» читал в детстве «мама мыла раму»? Вот что читал, обучаясь грамоте, обрезанный на восьмой день после рождения Михаил Матусовский.

בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹקִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ

https://jewishbook.ca/en/chinuch-education-p-1237.html?language=en

Где те, кто утверждают, что советская власть строилась на христианском вероучении, и что, хотели того или не хотели советские люди, отрекались они от Христа или не отрекались, но в душе они оставались православными, поэтому жили и творили по-христиански? Так вот, говоря о передаче Союзу ССР христианства по наследству, вы должны согласиться и с тем, что иудаизм был тоже передан советской власти по наследству, и что хотел того или не хотел Михаил Матусовский, но в душе он оставался иудеем и писал песни по-иудейски.

Кирпичный дом и дым жилья,
И запах мокрого белья,
И дух еврейского борща —
Вся родословная моя.

1940 г.

«Замечу, — пишет вышеуказанный блогер, — что в последствии еврейская тема мало занимала поэта. Он же был советским гражданином. Как видим, пресловутая 5-я графа в паспорте ему не помешала стать знаменитым. Сам Матусовский, вспоминая о своем ранении на фронте, сказал об этом так:

И когда горячий вал
Жаром обдавал кюветы,
Никого не волновал
Пятый пункт моей анкеты.

1990 г.

Замечу и я, что христианство, как и всё прочее, связанное с религией, столь же мало занимало советских граждан, вышедших из христиан, как «еврея»[6] М. Матусовского волновало его «еврейство»: некогда им было этим заниматься, они сообща строили коммунизм. Это и есть главное богоборческое дело – устроение рая на земле своими усилиями через установление религии человекобожия вместо веры в Богочеловека и восхождения с Ним от земли на Небо.

Одна только религия имела место в СССР – марксистко-ленинский талмудизм, или материализм. Впрочем, иногда делались исключения. Когда неокрепшая вера в коммунизм начинала шататься, её подпирали святыми для православных людей именами Александра Невского и Дмитрия Донского.

«Википедия»: После Октябрьской революции [Лев Моисеевич] служил фотографом в территориальной бригаде Красной армии, был фотографом ВЧК и Окрисполкома. /…/ Даже работая с 1918 по 1920 годы в ВЧК, а с 1920 по 1926 год в Окружном исполкоме, Лев Матусовский не имел никаких льгот по арендной плате за фотостудию».

Это, конечно, прискорбно, но обратите внимание на мысль википедийного сотрудника: даже работая в ВЧК, не имел льгот. Что ж, значит, служил в ЧК, как говорится, верой и правдой, а такая служба без награды никогда не останется: сыновья, внучки, правнучка Льва Моисеевича неплохо жили и живут в советской и американской жизни.

Не буду нагнетать страстей, хотя бесъ так и подмывает разобрать всё стихотворение по строкам. Что это за окошки, горящие вдали? Согласитесь, звучит двусмысленно. Что это за клятва, «которую в юности ты ей в своём сердце принёс»? Какую клятву мог принести родине юный Матусовский? Клятву верности СССР? Так её не надо было приносить «в сердце». Её во всеуслышание, перед строем, в торжественной обстановке громко приносили все принимаемые в пионеры, в комсомольцы, в солдаты…

Я, например, клялся Родине осенью 1984 года такими словами: «клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству». Поклялся и тут же забыл. А чтобы ещё в сердце приносить какие-то клятвы – да мне бы в голову это не пришло, не то чтобы в сердце. Впрочем, я и не поэт, каким был Михаил Матусовский. И всё же неспроста, ох неспроста возникла в стихотворении «С чего начинается родина?» эта клятва в сердце. Почти как в фильме про советского разведчика, который в кругу немецких офицеров на провозглашённый ими тост «За победу!» добавил: «За нашу победу!»

В шпионаже в пользу какой Родины можно подозревать советского гражданина и поэта Михаила Матусовского? Он искренно строил коммунизм в СССР. После разграбления страны Советов потомки Матусовского по плоти поехали столь же искренне строить коммунизм в «Израиле»[7]. Или, не доехав до «Израиля», остались в Америке, чтобы и там строить коммунизм. А духовные потомки Матусовского, оставшись в перестроенном СССР, продолжают дело коммунистического строительства «на родине», в РФ. Какой шпионаж? Какое предательство? Всё по-честному!

Действительно, нет никакого шпионажа в делах тех, кто посвятил себя своей единственной Родине – царству Б-жьему на земле. Верность этой Родине они пронесли и проносят через все страны и народы, через всю свою жизнь.

С чего начинается их Родина? С картинки в Торе-букваре? С кого она начинается? С Иуды-Лейзера Матусовского? А может она начинается с Ленина, Сталина, Бен-Гуриона?.. Если Родина не начинается с Христа, она начинается с антихриста.

Несвятые святые

Вернёмся к иконе новомучеников и исповедников Церкви Русской, к клейму разорения Лавры.

Шесть монахов и пять красноармейцев с мощами преподобного расходятся в разные стороны. Представим себе, что лет, допустим, через 100 взирающим на эту икону будут объяснять её смысл так: «Изображенные с «нимбами» и в мантиях люди были недостойными хранителями мощей преподобного Сергия. Поэтому в 1920 году мощи святого пришлось у них изъять, недостойных разогнать, монастырь закрыть. И уже после Победы в Великой Отечественной войне, в 1946 году мощи были возвращены в духовно очищенный монастырь. Когда же монашеская жизнь в обители была возрождена, тогда многие из тех, кто участвовал в очищении Лавры от грешников стали в ней насельниками и монахами. Сам генералиссимус И. В. Сталин был пострижен в монашество перед кончиной».

Вы скажете: это невозможно. Но если это возможно сейчас, то тем более через столетие такое понимание истории может стать не только возможным, но и обязательным её пониманием, официальной историографией страны. Такую «историю» будут учить в школах, по ней будут защищать диссертации на исторических кафедрах вузов, на ней будет основываться идеология страны и выстраиваться её отношения с другими государствами.

Об этой невозможной истории как о единственно верной писал «великий русский» философ И.А. Ильин в «Манифесте русского движения»: «Путь к возрождению России ведет через одухотворение и благодатное оживление русского национального инстинкта (выделено Ильиным; слово «инстинкт» также любил «русский» историк А. В. Карташёв.Г.С.). Именно последняя глубина души (как звучит! – Г.С.) может и должна возродить Россию: искренняя и цельная жажда Бога и божественного в жизни. Испытания и лишения, унижения и муки должны поднять со дна наш затонувший «Град Китеж», должны возродить «Святую Русь» (кавычки в оригинале. – Г.С.) в душе русского народа. В этом религиозный смысл революции.

И. А. Ильин: «Революция совершилась отнюдь не в силу положительной воли Божией, ибо Господь не может хотеть зла; но в силу Его попущения. Нелепо и пагубно думать, будто коммунистическая власть в России «установлена» Богом и будто в силу этого русские люди должны повиноваться ей «за совесть». На самом деле не Господь восхотел этого потока зла и страдания, но соблазняющие и соблазненные люди восхотели его, злоупотребляя своею человеческою свободой и идя по пути страстного произволения и греха. /…/

Итак, безбожная и бессовестная власть не связывает нашего правосознания. Она послана русскому народу для закаления, очищения и укрепления его духа. Попустить злу значит «не воспрепятствовать» ему, как бы отвести обороняющую руку, предоставить злу развернуться по его внутренним законам и совершить заложенную в нем судьбу его: одним в наказание, другим в научение, третьим в испытание, или в укрепление и закаление; героям — в возвеличение, мученикам и святым — в прославление.

Попущению этому придет однажды конец: когда окрепнет вера и закалится воля в русском народе. К этому времени и мы должны быть готовы: мы должны умудриться через наказание, закалиться в испытаниях, уразуметь ошибки и упущения прошлого, преодолеть соблазны настоящего; чтобы с обновленною, крепкою верою и государственно-национальной волею заткать ткань новой России.

Религиозный смысл русской революции — не в подчинении большевизму, а в борьбе против него во славу Божию и во имя Великой, Богу служащей России. (За национальную Россию. 11 – Религиозный смысл русской революции). (Везде курсив И.А. Ильина. – Г.С.).
http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html#11

В чём прав и в чём не прав Ильин? И почему привычные эпитеты этого философа «великий» и «русский» я взял в кавычки? Для тех, кто не любит читать философские сочинения, хочу предложить беседу В. М. Острецова «О псевдопатриотизме философа И. А. Ильина». На видео с 27:52 до 39:37 минуты Виктор Митрофанович разбирает эти слова Ивана Александровича. Моя расшифровка видео с 35:06 мин.

В.М. Острецов: «В это самое время [Ильин] и пишет, что это дано всё «для очищения». Это же писал и Бердяев. /…/ Понимаете, когда писали о «еврейских» погромах, «еврейская», так сказать, интеллигентная по преимуществу печать, она ведь не писала, что это бич Божий, и что это «евреи» заслужили. По аналогии (В. М. стучит пальцем по тексту манифеста Ильина)… Она могла бы точно так же писать…Так? Логика-то ведь такая?.. Вы заслужили, вот вам и всё, это бич Божий, что вы там на них насели. Здесь все говорили: найти виновных. Тут никакой философии. Найти, расстрелять, повесить этих там виновников и так далее.

Когда речь зашла о погроме целого народа. Она [речь] уже не вмещается в слово «погром», как оно принято в русском языке. Исторический [смысл] – «лавку разгромили». Здесь уже не лавка, какая ж лавка, вся страна, так сказать, вымирает. В 1930 году даже масоны, я в книге там привёл этот документ (речь идёт о книге В. М. Острецова «Масонство, культура и русская история». – Г. С.), на своих заседаниях говорили: идёт.. э-э.. на глазах всего мира идёт истребление целого народа при спокойном созерцании этого цивилизованного мира. Это в масонских ложах даже. А здесь пишет – для очищения. И Бердяев говорил: а чего вы хотите, а чего с ними воевать-то (? нрзб.) с этими там… Они, конечно, они плохие. Большевики плохие, это точно совершенно, но ведь они же не сами по себе, для очищения. Ну а раз для очищения, вы сами понимаете, (Острецов разводит руками) только что орден (? нрзб.) не повесить.

С 37:00 мин. видео Острецов читает Ильина: «Попустить злу значит «не воспрепятствовать» ему, как бы отвести обороняющую руку, предоставить злу развернуться по его внутренним законам и совершить заложенную в нем судьбу его: одним в наказание, другим в научение, третьим в испытание, или в укрепление и закаление; героям — в возвеличение, мученикам и святым — в прославление».

Острецов: «Каких же героев возвеличивать нужно? А каких же святых прославлять? Это я теперь спрашиваю. Нет, не потому, что вас спрашиваю. Я чисто риторически говорю, задаю вопрос. В других работах он пишет, что героями были кто? Кадеты. Ну хорошо. Они же были и мучениками, и святыми. А мерзавцами? Продажными шкурами и так далее, у него там выражения примерно такие? Черносотенцы. У него целый, так сказать, цикл есть, не один, целый цикл. Вот. Они были продавшимися. Не кадеты. /…/

Почему она [вера] окрепнет? После того, как будут истреблены лучшие из лучших, после того, как будет разорена реальная церковь, после того, как из поколения в поколение будут на меня литься все эти новодворские во всех своих видах, чё ж она у меня закалится? От чего она окрепнет? Ну тогда вообще надо церковь истребить, и тогда она окончательно окрепнет. Так? По этой логике… /…/ Ну, господа, я не знаю. Это клинический случай уже».

Никакого противоречия, Виктор Митрофанович, и никакой клиники. Всё идёт по плану. Философ Ильин не говорил, что окрепнет именно православная вера, о которой он имел весьма смутное представление, как Вы это неоднократно отмечаете в своей беседе. Ильин говорил об укреплении другой веры. Какой?

Продолжение, даст Бог, следует.

Иерей Георгий Селин
23 марта 2019

[1] Был у вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер (Дан. 14:3). Яркий пример истории как мифологии – мавзолей В. И. Ленина. Кандидатами и докторами мифологических наук следует называть историков советской эпохи.

[2] Излюбленное число мессианских интернационалистов. Три шестёрки – число зверя. Колонны на майские и ноябрьские демонстрации выстраивали по шесть человек в ряду.

[3] Этимологи возводят слово «ерихонка» к разным корням, и один из вариантов приводится в словаре Фасмера — от слова «ерихониться», что значит, хорохориться, важничать, упрямиться.

[4] Не понял, зачем здесь это слово? В качестве «алиби» архимандрита Кронида? Медвежья услуга – представлять такие «оправдания» старцам и подчинять духовное телесному. Дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41). Возникновение слова «престарелый» в житийном рассказе свидетельствует о типе мышления автора, которое я бы назвал советским.

[5] По-особому начинают звучать слова этой песни, когда узнаёшь такие подробности. Например, слова: «А может, она [Родина] начинается с той песни, что пела нам мать…».

[6] Причина кавычек в словах «еврей» и «еврейство» поясняется в статье «Протоиерей Алексий Уминский и Джон Леннон — годный троллинг».

[7] Причина кавычек в слове «Израиль» — в этой же статье.

Заметки на полях

  • Алла, Минск, , 23.03.2019 в 23:31

    Может быть наоборот: как куколь стал будёновкой? Вышеупомянутый художник вдохновился византийским шлемом?
    https://belaruspartisan.by/m/blogs/melnikau/16513/
    Короче говоря, пора подмен: Евангелие — моральный кодекс строителя коммунизма, крестный ход — демонстрация, мощи Святых — мавзолеи вождей, монашеский куколь — будёновка?
    Кстати сегодня, в контексте празднования одного юбилея, прочитала вопрос: ГДЕ начинается Родина? Как Вам такая постановка вопроса, уважаемый отец Георгий?

  • Георгий, иерей, , 24.03.2019 в 17:53

    Можно ли назвать подменой выращённый на месте уничтоженного соснового бора кустарник, уважаемая Алла? А ДК, или обком партии, или плавательный бассейн на месте разрушенного храма разве правильно называть подменой? Не будет ли подменой именование преступлений подменами? Понимаете, к чему я клоню?

    Касательно того, ГДЕ начинается Родина, то с какой т.з. судить об этом «где»? С духовной или телесной? А если с духовной, то с т.з. какого духа? Христова? Или антихристова?

    Где начинается Родина для христианина? В России? В Украине? В Белоруссии? В купели Святого Крещения. Где начинается Родина для масона? В России? В Украине? В Белоруссии? В гробу с костями. Где начинается Родина для «еврея»? В России? В Украине? В Белоруссии? В Талмуде.

    Хотите услышать, где начинается Родина для «великого» «русского» «мыслителя» Ильина? Послушайте ролик Виктора Митрофановича Острецова
    «О псевдопатриотизме философа Ильина» с 50:40 мин. и его комментарий на слова И.А. Ильина: «Родина не есть то место на земле, где я родился /…/, это духовное место, где я родился духом».
    http://vetrovo.ru/inoi/ostretsov-ilin/

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на