col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Пора подмен: «Сталин был пострижен в монашество»

В одном из стихотворений иеромонаха Романа наше время названо «порой подмен». На наших глазах совершается одна из них: 23 ноября на «Русской народной линии» был опубликован материал, название которого говорит само за себя: «Сталин был пострижен в монашество…» Автор этого материала – протоиерей, и это в очередной раз подтверждает, что сегодня даже священники иногда теряют рассудительность и занимаются мифотворчеством. Публикуем этот рассказ не потому, что хотим участвовать в распространении мифа, а для того, чтобы учиться смотреть на вещи трезво и не становиться жертвами подмен, даже если их совершают священнослужители.

Протоиерей Николай Булгаков. «Сталин был пострижен в монашество…»

Из записок священника

В этом году мне довелось встретиться с человеком, о котором давно слышал от протоиерея Валериана Кречетова. Батюшка поведал мне с его слов историческое свидетельство особой важности для понимания нашей истории, силы Божией, личности человека, о котором в последнее время больше всего говорится и пишется. Хотелось, конечно, узнать об этом свидетельстве как можно подробнее из первых уст. Но всё не получалось. И вот наконец наша беседа состоялась. И день для нее выпал весьма знаменательный — 5 марта. 65 лет со дня кончины этого человека — Иосифа Виссарионовича Сталина.

— У меня фамилия простая — Иванов, — рассказывает мой собеседник. — И отчество — Иванович.

Родился в Прохладном на Кавказе в 1939 году. Окончил Новочеркасский политехнический институт, геолого-разведочный факультет, и Азово-Черноморскую академию в Зернограде. Все шахты Украины пролазил, сделал в Донецке геологический музей. Приехал в Москву, работал в Министерстве сельского хозяйства, изобретал…

О том, что я говорил отцу Валериану, мне рассказал мой первый духовник, Патриарх Алексий II. Мы с ним дружили…

— А как получилось, что вы подружились?

— Я делал печки. Каждую печку я изобретаю, каждая — по особому проекту. Для потомства сделал альбом — вставлял фотографию печки, а рядом — ее чертеж. Я вам покажу…

Смотрю — все печки разные, красивые, с каминами и без них.

— Мне отец Валериан рассказывал, — говорю, — как вы с ним обдумывали усовершенствовать русскую печку — чтобы как можно экономичнее, компактнее была.

— И вот Патриарху сделал, — продолжает Александр Иванович, — Ю.М.Лужкову, помощникам Путина… Всего — 500 штук. Кому Патриарх говорил, я делал. Он их много заказывал. И я никогда денег не просил. Ну, мол, чаю дадите… Это очень нравилось ему и этим людям. В основном — священнослужителям. И он хорошо ко мне относился.

Я не забыл, как на Рождество нам, детям, в то трудное время люди давали конфеты, а кто и рубль. Как радостно у меня было на душе. Не от конфет — с какой радостью я матери их приносил. И сам стал делать людям так, как мне делали. И вот так мы подружились с Патриархом Алексием. Да просто делали добрые дела: он свои делал добрые дела, а я — что мог делать, тоже добрые.

Главный вопрос у Патриарха всегда был — состояние дела. «Как, — говорит, — у нас, Александр, дела?» Я говорю: «Дела наши таковы…»

Принимал как сына. Говорил: «Я отдохновение получаю с тобой. Приходи». И я через лес бежал к нему. Я ничего у него не просил. А получал очень много. От Бога — через него.

— А как у вас зашел разговор о Сталине?

— У нас разговоры были в отношении веры, истины. Я сторонник веры, которая проявляется в делах. Верующий — это добро делающий. А он говорит: «А еще ходи в храм. Ты же, — говорит, — ходишь в гости». Я говорю: «Хожу». — «А Бог, что же, меньше тех, к кому ты ходишь?» Я говорю: «Нет». — «Ну, тогда, — говорит, — ходи к Богу».

— Замечательно Патриарх сказал!

— Я такого придумать не могу…

А когда Патриарх начинал эту свою повесть, то спросил: «Знаешь ли ты, как спаслась наша страна?» Я говорю: «Нет». — «Я расскажу тебе — узнаешь. Запомни! Как любит Господь нашу землю… Я, — говорит, — живу этим».

И рассказал.

Это было в 1941 году. Немцы стояли в сорока километрах от Москвы. И было так, что уже всё правительство уезжало из Москвы. И явился ангел Иосифу Виссарионовичу. И сказал: «Постригись. И ты спасешь и Москву, и весь мiр. Вызови Патриарха Сергия». В 41-м он еще не был Патриархом, но ангел уже тогда назвал его Патриархом.

И спросил Иосиф Виссарионович: «Если постригусь, какое имя у меня будет?» Ангел сказал: «Имя твое будет — Георгий».

И снится сон митрополиту Сергию, и ангел говорит ему: «Пойди, постриги его. И когда спросит, какое имя будет, скажи — Георгий». И митрополит Сергий уже ожидал звонка, вызова.

Когда Патриарх пришел, Сталин спросил его: «А какая служба будет моя как монаха?» Тот ответил, что так же будет служить, как раньше. Только будет скромно одеваться, не объедаться, не опиваться — только то, что нужно для жизни.

— А монашество будет тайной, — говорю.

— А это тайна и есть, — подтверждает Александр Иванович. — И я никому ничего об этом не говорил. Разве только вот полюбил протоиерея Валериана и ему кое-что сказал, и вот вы приехали… Вот так было дело. Вот так Сталин принял постриг, и всё оказалось правдой. Господи, слава Тебе, что Ты даешь нам спасение!

— А вы знаете, — говорю, — люди уже слышали про это.

— Ну, естественно. Мiр не без добрых людей.

— Надо это обнародовать. Людям надо это знать, это будет им полезно.

— Думаю, что да. Потому что это очень повлияло на освобождение нашей страны, на то, каким был о нас Божий Промысл.

— Иначе не победили бы?

— Нет. Немцы были прямо под Москвой. И настолько Иосиф Виссарионович верил, что Господь поможет, что всё правительство отправил в Самару, а сам остался в Москве. Восстановил патриаршество — в 41-м году, первые выборы — в 43-м, это уже сама Церковь готовилась два года. Избран был Патриарх Сергий. Дальше, в 45-м, — Алексий I. Сталин открыл церкви. Освободил священников. Эти факты говорят о его работе — без него ничего б не делалось, и пальцем бы никто не пошевелил. И это еще не всё. Он оказал помощь материальную в восстановлении храмов, и очень значительную.

— А когда Патриарх вам сказал о его постриге?

— Это он перед смертью сказал. Он мне две вещи сказал. Как мы победили — и еще: остерегайся младостарцев. Они грядут, и будут у власти, и будут молиться. Вот их больше всего бойся. Делай свое дело, делай добро людям, но гляди, кто в Церкви сейчас. Если торгует, лесом промышляет или еще чем-нибудь, то не подходи к ним близко. Не забывай, что Иисус Христос кнутом повыгонял торговцев из храма.

Я ж никогда его не забуду, Алексия II-го! «Приходи — для отдохновения». Какой человек! Какая душа! Ну кто я ему? Никто. А мне он — в радость. Я ему говорил: «Мне очень приятно с вами говорить, от вас идет тепло».

Какая же красота и высота нашей истории! Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР принимает постриг с именем Георгия — и в день великомученика Георгия Победоносца, в тот год на Пасху, мы заканчиваем войну в Берлине! Первое лицо большевицкого государства склоняет голову перед правдой и силой Божией — приносит покаяние от лица всего народа. И Россия была прощена, хотя и прошла огненные испытания.

Вот кто подлинный маршал Победы! Как велика и победоносна русская православная традиция единения монашества и воинства! Слава Богу — творит бо елика хощет!

Это свидетельство — чрезвычайно важное для нас, христиан, для истории России, всей человеческой истории, для всех людей.

Если вера победила в душе даже того, кто стоял во главе безбожной коммунистической партии, — то это ли не великое свидетельство неодолимой силы Божией, истинности Христова обетования: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18)? Это ли не великое торжество Православия?

По какой же странной логике именно некоторые православные ни за что не хотят слышать о его вере, отметая любые, самые достоверные, безхитростные, из разных источников пришедшие свидетельства?

Что, слишком плохой был человек, чтобы оказаться верующим? Слишком много зла сделал? Хотя вопрос о том, какое зло и насколько от него оно исходило, исторически во многом остался открытым. Но даже если бы он был совсем плохим, то ведь чем хуже — тем, значит, сильнее Господь! Тем большая слава подобает Богу!

Или мы, православные, считаем, что Спаситель не имеет силы любого грешника обратить не только в праведника, но и святым сделать? Что, разве нет в истории христианства таких примеров? Не Господь ли разбойника благоразумного первым ввел в рай — то, что мы, люди, вместить не можем? Не Он ли сказал: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13)? Не говорит ли нам слово Божие: Иисус Христос, вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр. 13:8)? Или, может, история СССР и в самом деле существовала вне Промысла Божия, как учат коммунисты?

Антисталинская пропаганда зря старается, выставляя на вид его грехи, бывшие и выдуманные. А он исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, ему были прощены грехи и при постриге — это был уже другой человек, с другим именем.

Об этом говорила и блаженная Матрона Московская, с которой Иосиф Виссарионович виделся в то самое осеннее время 1941 года (возможно, уже будучи монахом): «Может, Господь его и простит».

Когда-то, читая «Братьев Карамазовых», Сталин оставил пометки рядом с поучениями старца Зосимы. Старец говорил и о том, что любовь Божия так велика, что нет человеческого греха, которого бы Бог не простил.

Может, именно поэтому такая сатанинская злоба по отношению к нему — враг не хочет признать здесь своего поражения?

Так что не будем осуждать Патриархов Сергия и Алексия I, митрополита Николая (Ярушевича) за то, что они называли его «Богодарованным вождем». Они говорили, как есть. Они знали о нем, о нашей Церкви больше, чем мы.

Про этот постриг Патриарх Алексий II мог узнать от Патриарха Алексия I, ближайшим сотрудником которого он был много лет. По свидетельству Католикоса-Патриарха Грузии Илии II, Патриарх Алексий I «очень почитал и очень любил Сталина».

Александра Ивановича Иванова я не стал спрашивать, почему Патриарх Алексий II рассказал об этом именно ему. Это и так понятно: Святейшему было легко общаться с этим простым, добрым, верующим человеком, любящим нашу Родину, уважающим того великого человека, тайну которого он ему открыл. Поделиться ею с кем-либо другим Патриарху было бы труднее, а то и просто невозможно. А здесь было самое неофициальное общение, когда не нужно обдумывать каждое слово, когда Святейший, как не трудно догадаться, действительно получал отдохновение от своей ответственной и многотрудной деятельности. Также и Александр Иванович легко принял и сохранил эти слова Патриарха как истину. И передал отцу Валериану, который тоже принял их без тени сомнения, до этого уже зная многое о вере Сталина. Когда я упомянул в разговоре с ним имя матери Иосифа Виссарионовича — Екатерины Георгиевны (ей, молитвеннице, нам еще предстоит воздать должное в истории нашего Отечества), Батюшка отметил просто:

— Так он, значит, принял постриг с именем деда…

Так же точно отнеслась к этому сообщению и ныне покойная Мария Борисовна, матушка протоиерея Виктора Шиповальникова (1915-2007), который был духовным чадом митрополита Николая (Ярушевича), дружил с Патриархом Пименом. Святейший Пимен передал отцу Виктору на хранение икону Божией Матери «Умиление» преподобного Серафима Саровского, его личные вещи, которые и хранились в советские годы в их доме, у нас в Кратово, до открытия монастыря в Дивеево. И когда я спросил у Марии Борисовны, не слышала ли она об этом постриге, матушка ответила:

— Нет. Но если это так, я не удивлюсь.

Подтверждает истинность сего свидетельства и воспоминание генерал-полковника Леонида Григорьевича Ивашова. В одном из своих интервью он сообщил: «По рассказам владыки Питирима, который ссылался на звонаря одного из храмов Кремля, я знаю, что Сталин начиная примерно с осени 1941 года по ночам молился в храмах. Обычно это происходило глубокой ночью, где-то в час. Его охрана предупреждала батюшек, чтобы они не уходили. Сталин приходил в сопровождении одного-двух охранников, они оставались снаружи, а он заходил, целовался с батюшкой по православному обычаю и просил, чтобы ему прочитали тот или иной акафист. Пока стоял, не крестился, и только когда выходил из храма, накладывал на себя крест».

Об этом же существует сообщение самого сталинского охранника, майора Ю.С.Соловьева (1922-2005), которое вошло в документальный фильм «Кремль изнутри» (2005). В Большом Кремлевском дворце Юрий Сергеевич показал небольшой храм, куда во время войны часто заходил Сталин. Мы видим, как он, подойдя к этому храму, крестится и рассказывает: «Он заходил только тогда, когда шел один, без свиты. Он отправлял здесь, видимо, духовные свои потребности. Здесь можно было всегда протянуть руки к церковным книгам, подойти к иконостасу. Он был человек верующий».

Бывший генерал МВД говорил мне, что в приемной Министерства обороны на Мясницкой улице, 37, офицеры показывали комнату, которую называли «молельной комнатой Сталина». Во время войны в этом особняке рядом со зданием Оперативного управления Генштаба находился кабинет Верховного Главнокомандующего. При воздушной тревоге Иосиф Виссарионович спускался отсюда на станцию метро «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), где располагались их с начальником Генерального штаба маршалом Борисом Михайловичем Шапошниковым рабочие кабинеты.

Он молился. В день Грузинской иконы Божией Матери было принято решение о выборе Патриарха, в день равноапостольной Нины закончилась блокада Ленинграда, а в день великомученика Георгия Победоносца, самого чтимого в Грузии святого, Германия признала себя побежденной.

Постриг монаха Георгия был совершен в 1941 году не позднее Покрова Божией Матери. В тот день митрополит Сергий отслужил Божественную литургию, напомнил московской пастве в своем послании: «Над нами Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли», после чего уехал из Москвы в симбирскую эвакуацию. Вернулся владыка Сергий в столицу в августе 1943 года, перед встречей И.В.Сталина с митрополитами, на которой было принято историческое решение о втором в ХХ веке восстановлении Патриаршества.

Сам Сталин, как известно, не уезжал из Москвы, хотя город был подготовлен к сдаче. Есть несколько свидетельств о его несокрушимой решимости не покидать столицу, что поражало тех, кто с этим тогда соприкасался.

А затем был не менее удивительный безстрашный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, который сыграл большую роль в подъеме победного духа в нашем воинстве и народе.

Некоторое время назад было опубликовано сообщение ТАСС о секретной операции по освящению подступов к Москве, проведенной по приказу Сталина осенью 1941 года. Об этом рассказал ветеран Великой Отечественной войны Владимир Борисович Киндюк. Задание выполнялось на истребителях И-16, базировавшихся на Ходынском поле. «Вот такие трехместные „ишаки» и были выбраны, — рассказывал ветеран. — Одно место занимал летчик, другое — радиотехник, а третье — священник… Оказалось, что немец ни разу не зашел за те линии, которые были тогда освящены».

Один знакомый батюшка недавно рассказал мне о крестном ходе, который состоялся в это же время. Своего дядю, полковника КГБ Александра Васильевича Емельянова, он спрашивал, мог ли быть в 1941 году крестный ход вокруг Москвы. Тот ответил:

— Да, я был в его охране от НКВД.

Разумеется, ни о каких документах, подтверждающих факт этого пострига, не может быть и речи. В те годы не только постриги и рукоположения совершались в глубокой тайне — вообще ничего не записывалось. Мне рассказывала Елена Сергеевна Булгакова (которая во мне, 16-летнем, первая поколебала отрицательное отношение к Сталину) о том, как Анна Андреевна Ахматова, отправляясь в эвакуацию, читала ей свое стихотворение на смерть Михаила Афанасьевича: «Вот это я тебе взамен могильных роз…» А та всё не могла запомнить — плохо, мол, запоминала стихи. Но Анна Андреевна снова и снова его повторяла, пока Елена Сергеевна не запомнила, потому что «время было не дневниковое».

Да никакие документы здесь и не нужны, если знать личность Сталина, каким он был на самом деле — в жизни, в воспоминаниях современников, в том числе говорящих о его вере. Именно вера лучше всего объясняет нам, что было для него в жизни главным. Его верой, его православным воспитанием объясняются его аскетизм и патриотизм, его стремление к созиданию независимой могучей державы, глубокое уважение к русскому народу и к традиционной нравственности, к великой русской культуре и, конечно, его поддержка Церкви. Репрессии против духовенства начали и продолжали иные люди, с которыми он всю жизнь боролся. Они же развернули и продолжают гонения на веру и Церковь после его смерти.

Если посмотреть на историческую личность Сталина без идеологических штампов, то можно увидеть, что он был классическим императором, настоящим русским царем, учеником и продолжателем дела Царей Иоанна Грозного, Петра I, Николая I, Александра III… Он сам дал знать об этом, когда настоял на том, чтобы конференция глав трех великих держав, решавшая вопросы устройства мiра на основании той великой Победы, которую одерживала наша страна, становясь великой державой, проходила в Ливадии, во дворце Николая II. Там обсуждался вопрос об окончательной Победе над Германией, и там было принято решение о разгроме японской армии прежде всего нашими Вооруженными Силами — то есть о завершении тех исторических дел, которые не дали закончить Царю-мученику Николаю Александровичу.

То, что свидетельство, важное для всех людей, Промыслом Божиим приходит через одного человека, в духовной жизни не редкость. Может потому, что для веры этого достаточно. А для неверия, как ни умножай факты, их все равно будет мало.

Непреложны слова Спасителя мiра: Ничтоже есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет (Мф. 10:26).

И все-таки кто-то усомнится, даже из православных: нет, этого не могло быть.

Но ведь не у одного Сталина была такая судьба в ХХ веке. Не только он прошел путь «от марксизма к идеализму». Именно так называлась книга русского духовного писателя и богослова протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944). Сергей Николаевич, как и Иосиф Виссарионович, после семинарии не пошел в священники, а стал одним из ведущих «легальных марксистов». Однако потом, после революций, по благословению Патриарха Тихона принял священство, был одним из ближайших его сотрудников на Поместном соборе 1917-1918 годов, в эмиграции много лет преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Так что это путь даже закономерный для минувшей бурной исторической эпохи. Именно так Господь и вел всю нашу страну.

«Про Бога забыли. А Бог-то что?» — напоминал в таких случаях старец протоиерей Сергий Орлов, в тайном постриге — иеромонах Серафим (1890-1975). После семинарии Сергей Васильевич тоже не стал священником, а оказался, как он рассказывал своему духовному сыну протоиерею Валериану Кречетову, «в гуще революционных событий, «Капитал» Маркса изучал подпольно». Говорил, что о Ленине («каком-то публицистишке», по его словам) они тогда даже и не слышали — тот жил за границей. В 1946 году отец Сергий стал священником и 29 лет прослужил настоятелем Покровского храма села Акулово под Москвой, где уже почти полвека настоятельствует протоиерей Валериан.

Несколько лет назад одна пожилая прихожанка поведала настоятелю храма, расположенного в этом же районе, что «отец Сергий и отец Александр еженедельно причащали Иосифа Виссарионовича». Ей об этом сказал ее дядя, протодиакон, который их тогда сопровождал. Происходило это в 1944-45 годах и позже. Когда батюшка, хорошо нам знакомый, об этом рассказал, мы с отцом Валерианом подумали: какой же еще отец Сергий мог Сталина причащать, как не настоятель Покровского храма — в те годы ближайшего от сталинской Ближней дачи по направлению от Москвы действовавшего храма, — с кем в революционные годы Иосиф Виссарионович мог даже общаться?

Отцу Валериану было точно известно, что отец Сергий Орлов присоединял к Православию и причащал брата Анастаса Ивановича Микояна, дача которого тоже была неподалеку.

Что касается отца Александра, то это был, вероятно, священник, который жил тоже здесь, в Лайково, и которого отец Валериан тоже лично знал. Во время войны отец Александр спас тридцать советских офицеров, скрыв их от немцев в алтаре.

Понятно, что монаху Георгию в таком деле, которое в тех условиях могло совершаться только в глубокой тайне, нужны были самые надежные люди. Он рисковал больше всех.

Тем же, кто и ныне думает с мечом к нам прийти, нужно крепко помнить, что у нас есть в ответ не только меч, но главное — истинная вера, Божия помощь, Покров Божией Матери, заступление Небесного воинства, всех русских святых, — и потому мы непобедимы.

Но об этой главной тайне нашей истории прежде всего нужно знать и помнить нам самим.

P.S. И еще одна знаменательная дата.

Когда эти записки были готовы, я привез их прочитать отцу Валериану. И опять само собой получилось, что это произошло 7 ноября нынешнего года.

Видимо, эпоха, начатая 101 год назад, завершается.

Русская народная линия
23 ноября 2018

Заметки на полях

  • От отца Романа:

    Не удивлюсь, если прочитаю статью о том, что изоляция в Горках сумасшедшего Ильича была не изоляцией, а добровольным затвором «схимника».

  • Статья из цикла:
    «- Я буду бредить, а ты не слушай…»
    Очевидно следует ожидать продолжения. В следующей статье Сталина (а может и Ильича, отец Роман прав) назовут чудотворцем, а потом вообще равноапостольным…
    Беда в том, что находятся люди, которые в это верят ( или хотят верить).

  • Какое-то массовое помешательство. Священники РПЦ поют слащавые трели в честь большевистского палача и изверга. Мда… Видно беда не за горами, раз начали так бредить

  • Русская народная линия, это сборище красных попов, коммунистическая религия у них настоящая, а христианская это просто ширма, ведь от избытка сердца говорят уста, а если в сердце сталин или ленин,о которых пишутся такими горе-«священниками» целые тома, то как туда же ещё вместить убитых этими «монахами» новомученников и исповедников? Я уже молчу о Христе! Нету ничего общего у Христа с Велиаром!Но эти «батюшки» хотят это всё смешать!Результат вы можете прочесть выше, ну или на Русской наррдной линии!

  • К источнику информации под названием ОБС (одна баба сказала) протоиерей Николай Булгаков добавляет не менее достоверный источник – ОППП – одна пожилая прихожанка поведала.

    «Несколько лет назад одна пожилая прихожанка поведала настоятелю храма, расположенного в этом же районе, что «отец Сергий и отец Александр еженедельно причащали Иосифа Виссарионовича». Ей об этом сказал ее дядя, протодиакон, который их тогда сопровождал. Происходило это в 1944-45 годах и позже».
    http://vetrovo.ru/bezumny-mir/stalin-postrizhen-v-monashestvo/

    В этой статье отец Николай упоминает ещё один источник информации, своего однофамильца – протоиерея Сергия Булгакова.

    Прот. Николай Булгаков: «Но ведь не у одного Сталина была такая судьба в ХХ веке. Не только он прошел путь «от марксизма к идеализму». Именно так называлась книга русского духовного писателя и богослова протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944). Сергей Николаевич, как и Иосиф Виссарионович, после семинарии не пошел в священники, а стал одним из ведущих «легальных марксистов». Однако потом, после революций, по благословению Патриарха Тихона принял священство, был одним из ближайших его сотрудников на Поместном соборе 1917-1918 годов, в эмиграции много лет преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Так что это путь даже закономерный для минувшей бурной исторической эпохи. Именно так Господь и вел всю нашу страну».

    Хотелось бы подробнее поговорить о творчестве прот. Сергия Булгакова, поскольку оно даёт пищу для размышлений о путях совецкого богословия, в частности, о возникновении совецкой веры, носителем которой является отец Николай Булгаков. С этой целью прошу редактора опубликовать на сайте статью под названием «Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» в прочтении протоиерея Сергия Булгакова».

  • ОБС (одна баба сказала), ОППП (одна пожилая прихожанка поведала) и ещё один инсайдерский источник информации являет нам тема тайного причащения И.В. Сталина – ОРБР – «одна раба Божия рассказывала». Именно так называется этот источник в беседе-размышлении протоиерея Валериана Кречетова «Воскресение после войны». В электронном виде я этой беседы не нашёл. Перепечатываю её небольшую часть из книги «Счастье жить в истине» (М., МБЦ прп. Серафима Саровского, 2016, с. 81-83).

    « — Вы [отец Валериан] говорили, что ваш духовный отец, старец Сергий Орлов, причащал Сталина…
    — Отец Сергий лично мне об этом не говорил – тогда-то и говорить было опасно… Но одна раба Божия рассказывала, что её отец и отец Сергий по очереди каждую неделю ездили причащать Сталина. Это уже перед его смертью».

    Г.С.: Спрашивается, когда было опасно говорить о причащении Сталина? Неужели с 1970 по 1975 годы? А именно в эти годы отец Валериан служил вместе с отцом Сергием и был его духовным чадом. И потом: неужели это огромное по исторической важности событие, как еженедельное причастие товарища Сталина, иеромонах Серафим (о. Сергий Орлов) побоялся открыть даже своему духовному сыну, которого сам же и благословил на священство?
    http://pokrov-akulovo.ru/church/churchyard/orlov_dinasty

    Прот. Валериан: Отец Сергий в 1946 году стал священником. Очень вероятно, что он был знаком со Сталиным лично и давно.

    Г.С.: «Очень вероятно…», т.е. и об этом весьма важном событии своей жизни духовник не поведал своему чаду? А последний его никогда об этом не спрашивал? Опять странно.

    Прот. Валериан: Первое время отец Сергий был среди революционеров, курировал Западную Сибирь (он сам мне об этом говорил), и не мог не общаться со Сталиным – партия большевиков была маленькая, а называла себя «большевиками».

    Г.С.: Т.е. о том, что «курировал» говорил (а это, согласитесь, немалая власть – курировать всю Западную Сибирь), а о том, что «был знаком со Сталиным лично и давно» – не говорил. Опять я не могу не хмыкнуть.

    Прот. Валериан: Он [о.Сергий] как раз удивлялся: «А кто такой Владимир Ульянов? Это – никто. Я был в гуще революционных событий, его никто не знал».

    Г.С.: Так, может, и Сталина никто не знал? И выскочил он, как ч… из табакерки?

    Прот. Валериан: Человек посторонний. Ленин появился за две недели до октябрьского поворота. Ему надо было как-то засветиться, и были напечатаны его «Записки постороннего». Буквально – собственное признание. Это как раз пример того, что происходящее с точки зрения логики очень часто бывает необъяснимым. Кто-то добивался – и вроде, добился. А другой ничего не делал – раз, и выскочил.

    Г.С.: Иными словами, посторонний Ленин оттеснил от управления отца Сергия (тогда ещё Сергея Васильевича Орлова) с товарищами, готовившими революцию, и сам возглавил её? Очередное странное признание, и непонятно, зачем его приводит отец Валериан?

    Прот. Валериан: Известно, что, когда Гитлер в 1933 году оказался у власти, он растерялся. Его друг, профессор оккультных наук (впервые встречаю выражение, совмещающее должность со званием да ещё в области «оккультных наук». – Г.С. ) Эрих Гануссен (этого «еврея» историки называют астрологом Гитлера, он был убит штурмовиками как раз в 1933 году. – Г.С.) сказал ему: «Мой фюрер, народ не однороден: 20 % что-то думают, 20 % на всё наплевать, а 60 % – куда повернёшь, туда и пойдут. Эти 20 %, которые думают, или пересажай, или заставь, чтобы они тебя поддержали. А всеми остальными будешь управлять». Вот принцип любого управления.

    Г.С.: Переносим этот «принцип любого управления», сформулированный «профессором оккультных наук» (хороший авторитет для православных читателей), на эпоху Сталина и делаем вывод, что в возрождённой И.В. Сталиным РПЦ МП были как раз те священники, которые в Российской Греко-Кафолической Церкви составляли 20 %, которым на всё наплевать, и 60 % , которых, куда повернёшь, туда они и пойдут, потому как 20 % думающих священников были уничтожены. Уничтожили больше. Чтобы наверняка, и чтобы выжившие боялись.

  • В издательстве «Антимодернизм.Ру» вышла электронная версия книги Александра Буздалова «От «нового религиозного» к новому богословскому сознанию». М.: Антимодернизм. Ру, 2018.
    https://dvagrada.ru/w/images/6/64/От_нового_религиозного_к_новому_богословскому_сознанию.pdf

    Ниже копируются страницы книги, в которых затрагивается творчество протоиерея Николая Булгакова.
    Значительный объём цитируемого материала вызван необходимостью введения читателя в тему. То есть, чтобы понять, в чём суть авторской улыбки над измышлениями отца Николая Булгакова о монашеском постриге товарища Сталина, нужно прочесть хотя бы несколько вводящих в тему страниц. Что и предлагается сделать любомудрому читателю.

    Александр Буздалов: Так, в топорной мифологии царебожничества теургия катехона как могущества человеческого духа (способности удерживать сатану от полноты его действия в падшем мире) имеет и обратное выражение: та же сверхчеловеческая способность может проявляться и со знаком минус, когда некие магические действия на земле разрывают цепи, удерживающие абсолютное зло, освобождают его для детерминирования исторических катастроф.

    Леонид Болотин: «Всякое религиозно-мистическое человеческое жертвоприношение ставит своей целью высвобождению из ада легионов демонов, которые в сердцах одних сеют сковывающий ужас, а души других побуждают к беззаконию. В первую очередь ритуальные убийства узнаются по плодам, которые они приносят, и только духовное, церковное противоборство им и полное юридическое расследование связывают такие демонические стихии. В случае с убийством Г.Е. Распутина-Нового Синодальные Иерархи полностью промолчали, а действие правоохранителей по расследованию было прекращено, что и создало почву для успеха Февральской революции».
    http://ruskline.ru/analitika/2018/08/2018-08-13/o_klevetnicheskih_obvineniyah_pravoslavnyh_caristov_v_nesuwestvuyuwej_eresi_carebozhiya/

    Буздалов: То есть, стоило бы лишь проявить волю и осудить убийство Распутина – и демоны из преисподней не вырвались бы, удержанные энергическим щитом «расследования»… Получается, что и сам православный царист разделяет религиозные представления совершителей ритуальных жертвоприношений, люто верующих во всесилие своей черной магии («Всякое религиозномистическое человеческое жертвоприношение ставит своей целью высвобождению из ада легионов демонов»), утверждая ровным счетом то же самое («В первую очередь ритуальные убийства узнаются по плодам»), а именно, прямую причинно-следственную связь единичного «ритуального убийства» и гигантских катаклизмов революции, которые, опять-таки, можно было бы предотвратить действием-противоядием уже «белой магии» («церковным противоборством и полным юридическим расследованием») – и все джины революции так и остались бы в алхимической колбе.

    Поэтому и аргументация искупительного (как очистительного для многих других, жертвенного для всего русского народа) характера мученичества св. царя Николая как якобы ортодоксального представления здесь строится все по тому же принципу антропотеической теургии. Болотин: «Всемогущему Богу Сыну не было никакого смысла совершать подвиги и чудеса в Своей Божественной природе. Но Богочеловек Иисус Христос, уже безгрешный Новый Адам, подобно Ветхому Адаму до грехопадения, совершал Свои подвиги и чудеса в Своей Человеческой природе. Тем самым Он указывал человекам на саму возможность восстания из их падшести и возможность творить нечто подобное в своей человеческой жизни, то есть по вере и с Божией помощью чудотворить и подвижничать. К таким подвигам в Богочеловеческой Природе несомненно относится и подвиг жертвенного Божественного Искупления человечества от греховного плена Своей Кровью и Плотью, а не абстрактным духовным актом, поскольку Сын Божий как непостижимый Дух никак телесно, человечески не выражен и совершенно недоступен мучениям и смерти. простые жизненные примеры из прошлого и нашей повседневности наглядно показывают, что христоподражательные подвиги искупления и спасения с Божией помощью вполне доступны человеческой природе».

    Буздалов: Вся эта идеологическая конструкция построена на химере «богочеловеческой природы», «доступности человеческой природе» божественных действий («чудес»), то есть на человекобожии, лишь частной формой которого выступает здесь царебожие. Согласно догматическому учению Церкви, каждой природе свойственно свое действие. Чудеса (сверхъестественное) есть действие только божественной природы. Святые совершали чудеса не «с помощью Божией», но Сам Бог по Своему всемогуществу совершал эти сверхприродные действия по их вере и молитве. Здесь же чудотворения «доступны человеческой природе», потому что она тоже (изначально и в перспективе) «богочеловеческая». Не человек здесь создан по образу и подобию Божию, но, наоборот, Господь «подобно Ветхому Адаму до грехопадения, совершал Свои подвиги и чудеса в Своей Человеческой природе». Поэтому и царь здесь – это гностический идол, полуязыческий супермен духа, который своими богатырскими подвигами способен искупать грехи других, вплоть до грехов целого народа.

    Буздалов: В мифологии «православного сталинизма» способностью к тем же теургическим, сверхчеловеческим действиям наделяется уже не русский царь, но генеральный секретарь компартии.

    Прот. Николай Булгаков: «Это было в 1941 году. Немцы стояли в сорока километрах от Москвы. И явился ангел Иосифу Виссарионовичу. И сказал: “Постригись. И ты спасешь и Москву, и весь мiр”».

    Буздалов: Если простой смертный принимает монашество, чтобы спасти свою душу, то гностический Человек делает это ради спасения других. Сугубо личные поступки Сталина, то есть никоим образом не относящиеся к геополитике, имеют исключительное значение для судеб всего мира. Так, что если бы он вместе с постригом догадался бы еще и обрезание себе сделать, такую сверхплановую жертву тому «ангелу» принести, то, глядишь, и на коммунизм во всем мiре можно было бы рассчитывать к следующей пятилетке.
    (стр. 10-12)

    ДАЛЕЕ ЦИТИРУЕТСЯ ДРУГОЕ МЕСТО КНИГИ.
    Буздалов (пересказывает мысли прот. Сергия Булгакова): Сколько бы ты не грешил, Логос жив в тебе, потому что избранничество свыше нельзя потерять, оно часть человеческой природы. Грех, как известно из прежней догматики (не вполне раскрывавшей истину, вернее – лишь исторически, в доступной для своего времени мере), грех убивает душу, следствие греха – духовная смерть. Но без смерти нет воскресения. Значит… не нужно излишне бояться грешить, духовно умирать и падать до самого дна ада – иначе как совоскреснуть с Христом… Какая мысль! Какая премудрость!

    Буздалов: В свою очередь, напрямую из булгаковской гностической диалектики выводит свои дефиниции и современный «православный социализм».

    Абачиев: «в мучительно искомой постсоветской Государственной идеологии не надо ничего создавать заново. Всё давно разработано в христианском социализме нашим классиком религиозной философии С.Н. Булгаковым ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – теория и практика преобразований социальноэкономического целого в соответствии с христианской концепцией социальной справедливости. Поскольку христианство категорически не приемлет политических революций, Х.с. является сугубо реформаторской концепцией. Приведём несколько ключевых тезисов христианского социализма по С.Н. Булгакову. 1. Социализм является не целью, а средством наиболее безболезненного продвижения общества к единственно допустимой социальной революции – к Революции Христа-Бога в эсхатологическом финале Мировой истории. 2. …как человек может продлить свою жизнь, заботясь о своём здоровье, так и исполнение эсхатологических пророчеств Нового Завета люди могут отодвигать, сдерживая натиски Мирового зла. 3. Х.с. критически относится к любому социально-экономическому устройству общества, поскольку исходит из роковой повреждённости человека и общества первородным грехом. Однако его критичность не должна иметь ничего общего с нигилизмом. Она должна быть конструктивной, нацеленной на бóльшую полноту осуществления идеалов социальной справедливости».
    Абачиев С. Есть такая идеология! Пора и партию строить. http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/est_takaya_ideologiya_pora_i_partiyu_stroit/

    Буздалов: В последнем тезисе мы видим все ту же гностическую ревизию традиционного учения о первородном грехе и ортодоксальной антропологии: грех прародителей не полностью лишает их потомков «божественных потенций»; грех не столь душепагубен, как считалось в предыдущий («грешный») период истории Церкви; социум и человечество могут и должны способствовать «полноте осуществлению идеалов» Царствия Божия как «финала Мировой истории»; «люди могут отодвигать натиски Мирового зла», потому что произошли вовсе не от обезьяны, как считали духовно невежественные марксисты, но… от Божественной Софии, которая сама произошла от Логоса, Который «вошел во все человечество» (по Достоевскому).

    Прот. Николай Булгаков: «Сталин спросил его: “А какая служба будет моя как монаха?” Тот ответил, что так же будет служить, как раньше».

    Буздалов: Принятие мифического пострига ничего не меняет в жизни этого социалистического «инока», потому что сама его мирская экзистенция оценивается религиозно — как «служение» человечеству. Сама госслужба верховного чиновника — это гностическое таинство социалистической политики, организации человеческого жития в этом мире, теургия «светлого будущего», этого «идеала добра, истины, справедливости и правды, одним словом, того, что на своем языке христиане называют Царствием Божиим» (Булгаков С.). Сталину не нужно изменяться духовно, потому что он и до этого был, считай, что преподобным и равноапостольным чудотворцем, насаждающим «христианские ценности» коммунизма на земле. Поэтому если в Христианстве принимающий монашеский постриг уходит из мира, то в гностицизме, наоборот, полностью отдается ему.

    Буздалов: Так, лжестарец Зосима благословил Алешу Карамазова выйти из монастыря после своей смерти, потому что «полная восторгом душа его жаждала свободы, места, широты», а такому закон не писан, ему весь мир — это храм, вернее — объект подходящего масштаба для приложения духовных сил этого сверхчеловека… Так, и весь Союз Советских Социалистических Республик — это гностическая община, многомиллионное братство светлых иноков в окружении капиталистического мира грешников. Соответственно, и грех исторического Христианства (канонической Церкви и ее вероучения) в этой религии — это нерадение о насущных нуждах «простого народа», отсутствие гностического «восторга» в душе, «схоластическое мышление, под которое пытаются подогнать живую жизнь», то есть отказ благословлять и освящать их греховные страсти и дела, все греховное содержание их текущего существования. И, наоборот, само «иудино предательство» советского народа — сама титаническая советская идеология, сами гонения Церкви Христовой, сама политика репрессий духовенства — все это само по себе праведно и даже священно, будучи особого рода послушанием и богослужением, осуществлением «социальной справедливости» как промысла Божьего, «жизнью по совести», что несравненно «выше» «начетнической» жизни по заповедям и канонам… Поэтому и «пострижение» Иосифа Джугашвили в «крестного отца народов», в генеральные секретари партии большевиков, должно было в этой квазирелигиозной мифологии произойти не в 41-м году, а гораздо раньше — даже еще перед революцией. «И спросил Иосиф Виссарионович: “Если постригусь, какое имя у меня будет?” Ангел сказал: “Имя твое будет…”» Сталин.
    (с. 170-172).

    Г.С.: В тексте о.Николая имя, которое аггел дал в сновидении товарищу Сталину для пострига было – Георгий.

    Прот. Николай: Это было в 1941 году. Немцы стояли в сорока километрах от Москвы. И было так, что уже всё правительство уезжало из Москвы. И явился ангел Иосифу Виссарионовичу. И сказал: «Постригись. И ты спасешь и Москву, и весь мiр. Вызови Патриарха Сергия». В 41-м он еще не был Патриархом, но ангел уже тогда назвал его Патриархом. И спросил Иосиф Виссарионович: «Если постригусь, какое имя у меня будет?» Ангел сказал: «Имя твое будет — Георгий». И снится сон митрополиту Сергию, и ангел говорит ему: «Пойди, постриги его. И когда спросит, какое имя будет, скажи — Георгий». И митрополит Сергий уже ожидал звонка, вызова.

    Г.С.: Почему же Александр Вячеславович вольничает? Потому что, цитирую Буздалова: «Сталину не нужно изменяться духовно, потому что он и до этого был, считай, что преподобным и равноапостольным чудотворцем, насаждающим «христианские ценности» коммунизма на земле».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок