col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Чернова. Отношение к животным подвижников и святых

Из книги «Душа живая твари бессловесной»

В середине двухтысячных годов замечательные статьи Ольги Васильевны Черновой, посвящённые животным, публиковались в петербургском журнале «Град духовный», а затем были изданы небольшой книгой. Позже Ольга Васильевна увеличила объем своего труда – но расширенный вариант так и не вышел в свет, хотя была задумана большая книга с иллюстрациями, для семейного чтения. Мы рады, что можем опубликовать хотя бы отрывки из этой работы в нашей новой рубрике «Божий дом», посвящённой природе.

В течение долгого времени Ольга Васильевна выбирала из Священного Писания, житий святых, произведений художественной литературы, газет, электронных изданий отрывки, в которых рассказывается о животных — их разуме, самоотверженности, таинственной причастности к Божиему Промыслу и человеческой судьбе. Многие из этих текстов повествуют о страданиях, которые животные терпят по вине человека. Ольга Васильевна пыталась по-христиански осмыслить эти истории, а предварила свой труд словами святителя Василия Великого: «О Боже, расшири в нас чувство товарищества со всеми живыми существами, с нашими меньшими братьями, которым Ты дал эту землю как общий дом с нами. Да уразумеем, что они живут не для нас только, но для себя самих и для Тебя, что они наслаждаются радостью жизни так же, как и мы, и служат Тебе на своем месте лучше, чем мы на своем».

Осенью 1895 года двадцатидвухлетний питерский студент (будущий великий русский писатель И. С. Шмелев) и его юная жена выбрали остров Валаам для свадебного путешествия. Почему выбрали — сами себе не могли объяснить. В пути стали раскаиваться, что поехали, настолько были уверены, что не встретят ничего, кроме тоски и темноты монастырской жизни.

А встретились с земным раем. С зачарованным «царством, где освящаются дебри часовнями и крестами, где покоятся останки великих духом, где звери смотрят доверчиво, без зла и страха». И где «валаамские старцы, воплотившие лучшие, подвигом просветленные качества души народа, трудами своими и молитвой приучали низшую природу служить Вышнему»:

«Воистину — глушь святая. Зайдешь в леса: какая первозданность! Белки тут не боятся человека, и птицы не боятся. Да что белки! Не боится и крупный зверь. Слышишь — трещит по чаще. Стоишь и ждешь. И вот выходит на дорогу… олень. С ветвистыми рогами. И смотрит влажным, покойным глазом, — без удивления, без страха. «А, это ты, человек… знаю тебя…» — будто говорит молчанием, взглядом. Пугает как-то нежданная такая встреча, будто нездешняя. И смутно припоминается как будто; где-то… такое было.

…Из-за мшистого пня высматривают глаза… как странно! «Смотри, кто это там… глаза?» — говорю я жене. Радостная, она мне шепчет: «Да это… лисичка!» Да, лисичка, совсем ручная. Глядим на нее, не шелохнемся. Глядит и она на нас. Странное чувство — близости и доверия, и неизъяснимой радости… отчего? Самая обыкновенная лисичка, только… умильная.

Идем и думаем: чудесная какая встреча! Ну конечно, чудесная. Жизнь здесь какая-то иная, чем там, в миру… Зло как бы отступило, притупилось. И зло, и страх. Зверь не боится человека, и человек тут тоже другим становится…

Места священные, освященные молитвой. Меняются здесь люди, меняются и звери.

Эта лесная встреча наводит на многие мысли. Монахи, конечно необразованные, Сеченова не знают и Дарвина не читали…но все-таки удивительные они…»

Иван Сергеевич сначала себе, а потом и читателям объяснил, в чем она, эта удивительность заключается: «необразованные, отсталые», Дарвина не читавшие монахи в отличие от профессоров и «передовых» радикалов всех мастей без проблем решают «сложнейшие социальные вопросы. И даже воздействуют на природу, на нравы зверей, как-то их освящают». И тайны из того, каким образом совершают подобные чудеса, не делают: «для Бога работаем, а Бога не обманешь. Ревнуем во имя Божие».

«Пораженный, я думаю: здесь ни «борьбы», ни «труда и капитала», ни «прибавочной ценности», одна «ценность» — во имя Божие. Во имя, — какая это сила! Там — во имя чего? А эти, «темные», все те вопросы разрешили, одним — «во имя»».

Чем дальше углублялись в валаамские дебри Шмелевы, тем больше раскрывался перед ними и одаривал совершенно новыми мыслями, чувствами и переживаниями чудо-остров:

«Хорошо здесь сидеть, подумать.…И дебри не хмурятся и не пугают глушью, а свято смотрят, в самую душу проникают. И веришь, з н а е ш ь, что это все — Господне: и повалившаяся ель мшистая, и белка, и брусника, и порхающая в чаще бабочка. И постигаешь чудесный смысл: «яко кроток есмь и смирен сердцем». И рождается радостная мысль-надежда: «если бы так в с е было, везде, везде… никаких бы «вопросов» не было… а святое братство».

И наплывали неясно думы, что все, что ты знаешь, так ничтожно перед тайной жизни, которую, быть может, з н а ю т кроткие эти звери, белка, птичка и бабочка… которую знают д у х о м отшельники по скитам, подвижники, тяготеющиеся земным».

Встреченный ими простой старичок-странник тоже изумлялся, хотя не мудрствовал и не задавался размышлениями о высоких материях:

«А что я вам скажу, господин… у них тут зверушки совсем освоились, человека не боятся. Намедни лисицу видал, на пеньке сидела, хвостиком завилась, облизывается. Будто даже разговору желает, только, понятно, языку нашего у ней нету. Перекрестил я ее — Господь с тобой, творение разумное, — сказал ей, пошел. А она мне вослед глядит, облизывается. Прямо диво. А сейчас вот на белку радовался… Она тут все сигала, над часовенкой, будто ей помолиться надо. Гляжу, а в часовенке шишки лежат, еловые, натаскали они, что ли, на зиму себе… а то так, в игру какую играют».

Простец принял без какого-либо сомнения истину, что лисичка (а через нее — все животные) — творение разумное, и бесхитростно поделился ею со студентом. Благословил зверушку и дальше пошел. Постигать Господа…

Ольга Чернова
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Ольга Сергеевна, благодарен Вам за ссылку от 03.01.2019 г. под стихотворением отца Романа «В лесу» к статье Ольги Черновой! Появилось желание прочитаь и другие её статьи.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!