col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Спиридон (Кисляков). Из книги «Исповедь священника перед Церковью»

В издательстве «Эксмо» вышла книга архимандрита Спиридона (Кислякова, 1875-1930), ни разу не публиковавшаяся в Интернете

… Не бу­ду го­во­рить о дру­гих, ска­жу лич­но о се­бе. В быт­ность мою мис­си­о­не­ром я сам чув­ство­вал, что все мои мис­си­о­нер­ские по­езд­ки к языч­ни­кам вно­си­ли в мою ду­шу страш­ную нрав­ствен­ную му­ку. Я не раз спра­ши­вал се­бя: «Где и в чем за­клю­ча­ет­ся дей­стви­тель­ное ру­ча­тель­ство мо­ей лич­ной ве­ры в то, что я про­по­ве­дую этим не­срав­нен­но чи­ще и нрав­ствен­нее ме­ня жи­ву­щим де­тям при­ро­ды? Я вле­ку их ко Хри­сту, но сам-то я жи­ву ли по Еван­ге­лию? Я хо­чу вве­сти их в хри­сти­ан­ство, но в ка­кое?

Не в то ли, в каком я сам живу? Если в это христианство, то это не истинное христианство, это христианство есть враждебное язычество против истинного Евангельского христианства; что же касается чистого подлинного христианства, то я по самому духу моей жизни злостно-враждебен ему; после этого куда же я веду этих детей природы?

Ведь недостаточно только учить людей Христовой вере, а самому оставаться язычником. Если хочешь учить людей и крестить их, то прежде всего самому нужно быть истинным учеником Христовым, истинным последователем Иисуса Христа, я же вовсе не ученик Христа и совершенно не Его последователь». Так я думал, рассуждая сам с собой.

<...>

В самом деле, во что в настоящее время вылилось церковное проповедничество Слова Божия?

Прежде, во дни появления христианства, были харизматические апостолы, пророки, учители христианской Церкви, они не столько словом проповедовали Христа, сколько делом, сколько самоотреченной любовью к Иисусу, сколько своею тяжело нагруженною Евангельскими подвигами святой жизнью.

Не то теперь. Не то и я, как сын века сего. Я прежде всего не себя хочу наклонить под ярмо единого Учителя и Наставника Христа, нет, я хочу быть прежде всего сам учителем и наставником других. Я хочу сам заменить Христа и учить людей тому, что противно и враждебно Христу. Мне в то время казалось, что все люди, конечно, исключая лично меня, большие невежды, их нужно просвещать, для них нужно что-нибудь делать, им нужно во всем помочь, их нужно спасать от вечных мук и все это нужно делать для них сейчас же и т. д. Такие моменты моего стремления учить людей, проповедовать им спасение души часто сопровождались во мне жалостью к людям, слезливым восторгом радости и т. д.

Но вместе с тем я чувствовал, что все это одна дьявольщина, один великий грех гордыни и тонкого тщеславия, потому что каковы бы ни были подвиги, совершаемые мною, но, если они оторваны от Самого Христа, от Его Евангельского учения и если в свою очередь сама моя жизнь есть одно лишь лицемерие и горькая насмешка над самой религией и над Самим Христом, то, конечно, все это есть верх всякой злобы и сатанинской гордости. Так стремился я своими проповедями пересоздать, охристианизировать весь мир, только отнюдь не касаясь [ни] самого себя, ни своей собственной личной жизни.

В настоящее же время существует какая-то омерзительная болезнь, болезнь религиозная и болезнь ученая; эта болезнь, как никогда, ныне в моде и сама по себе очень заразительна, она особенно заражает религиозных ученых и духовно-пустых, праздных прожигателей жизни. Эта болезнь по существу своему есть великая благородная мания учить и только учить других тому, с чем собственная жизнь совершенно расходится, или в крайнем случае чего в личной жизни никогда сами эти господа на практике не переживали, в чем никогда серьезно внутренне не упражнялись, ограничиваясь только лишь одною болтовней.

В настоящее время, действительно, чтобы прослыть религиозным и ученым, нужно как можно больше о своих предметах красиво и ловко болтать. Это страшная болезнь нашего века! Она есть грозный показатель живого разложения души европейца-христианина. Этою предсмертною болезнью страдала некогда и сама мудрая Эллада, этою же болезнью болел и я, и болел больше, чем другие. Я учил язычника верить во Христа, но сам я на самом деле давно потерял живую веру в Него.

Я проповедовал Евангелие язычникам, а сам жил совершенно против Евангелия. И вот когда приходилось встречать крещеных бурят, тунгусов, орочан, печально раскаявшихся в том, что через принятие православной веры они потеряли всякую веру в Бога, тогда душа моя наполнялась какою-то злостью против самого себя, и в то время мне было ужасно тяжело. Я хорошо сознавал, что мое миссионерство среди язычников было ничем другим, как распространением другого нового язычества – современного христианства. Это меня страшно мучило.

В это же время я объезжал и Нерчинскую каторгу; здесь, среди преступного мира, я как будто снова оживал: душа моя снова наполнялась чистою любовью ко Христу, мне не раз легко и светло становилось на душе. Причина этого была не во мне, причина моего периодического приближения ко Христу лежала в самих арестантах, они как бы насильно влекли меня ко Христу.

Это было так: когда мне приходилось исповедовать арестантов, то их искреннее и глубокое раскаяние настолько было сильно, что оно вызывало во мне страшное мучительное самоосуждение. Совесть моя говорила мне: «Смотри, перед тобою стоят тысячи разбойников и злых убийц, одни в кандалах, другие без них – все они длинной вереницей тянутся ко Христу, все они всем своим существом ищут Его, желают с Ним примириться.

Посмотри на их ланиты, как струятся по ним горькие слезы, а ты… ты, священник, ты, их проповедник, ты, всегда зовущий их ко Христу, почему же ты сам так далеко уходишь от Христа? Почему ты не хочешь по-прежнему любить своего оскорбленного Господа? Почему ты не хочешь примириться со Христом? Что тебя держит вдали от Него? Ах, Спиридон, Спиридон, помни и никогда не забывай: как страшно впасть в руки живого Бога!»

Архимандрит Спиридон (Кисляков)
По материалам сайта «Православие и мир»

Заметки на полях

  • Удивительный человек. Какая исповедь ! Какой плач души !
    Читаю книгу архимандрита Спиридона «Из виденного и пережитого».

  • И как всегда в точку мудрые слова отца Романа:

    «То, что имеем, то даём.
    Мы делимся своим стяжаньем.
    Без покаяния живём?
    Мертвы слова о покаяньи!

    Да призывает к высоте
    К вершине шествующий странник!
    Да скажет постник о посте,
    О покаяньи — покаянник.

    Чтоб семя, а не шелуха
    Пшеницу множило Христову.
    Чтоб не добавило греха
    Рождённое неправдой слово».

  • Как важно для человека держаться Церкви Христовой , невозможно в наступающей буре спастись без Корабля , сразу накроет волной , волной ереси , гордости , желанием всё и всех исправить и душа пропала. Несмотря на все разногласия на все нестроения и соблазны среди священников и мирян ,только Церковь делает нас Телом Христовым , единым и живым организмом. Сочувствую всей душой этому необыкновенному , чудному человеку , чья судьба похожа на жития святых.Но оказываеться мало иметь веру, наоборот для врага рода человеческого такие верующие чистые люди главная добыча . Необходимо, что бы не случилось ,сохранить преданность Церкви , и пусть в Ней останется один праведник… Она выстоит.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок