МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

N. ваш единст­вен­ной ис­тин­ной шко­лой нравст­вен­нос­ти при­зна­ет те­атр. А за­чем же сам он хо­дит в храм Бо­жий при­ча­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Тайн? Ста­ло быть, те­атр – не единст­вен­ная шко­ла нравст­вен­нос­ти. Тут опять вид­но в нем про­ти­во­ре­чие са­мо­му се­бе: го­во­рит од­но, а де­ла­ет дру­гое. Да и нель­зя от­да­вать те­ат­ру осо­бен­ное пре­и­му­щест­во в нравст­вен­ном вос­пи­та­нии лю­дей. Возь­ми­те для при­ме­ра две кар­ти­ны: од­ну ду­хов­но­го со­дер­жа­ния, на­при­мер, рас­пя­тие Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хрис­та, пре­тер­пев­шего ужас­ней­шие стра­да­ния и са­мую по­нос­ную смерть для спа­се­ния по­гиб­ше­го ро­да че­ло­ве­чес­ко­го, а другую картину светскую, из народной жизни, например, как рассорились и разошлись муж с женой. Пусть N. ваш скажет по совести, какая картина будет иметь более благотворное влияние на нравственность человека. Если у него вкус в отношении к предметам нравственности еще не совсем испорчен, то, без сомнения, он должен отдать преимущество картине, изображающей распятие Господа нашего за наши грехи. А что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни? Прибавить к сему нужно, что сцены эти по временам бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не дающая возникнуть в душе человека ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в бурных криках или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями, и прочее. Это ли школа нравственности? Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N. – спорливые, упорные, раздражительные, – что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с низменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих перед театром я считаю и говорить излишним (2, ч. 1, с. 202–203).

Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. — М., «Даръ», 2007

Заметки на полях

  • Марина, Днепр, 29.10.2019 в 23:03

    Сюжет театральной постановки про то, как рассорились и разошлись муж с женой, вполне приемлемый для светских, мірских людей. Этот сюжет повторяет каждодневную реальность, только в более гротескной подаче. А вот театральная постановка про страдания Господа Иисуса Христа не только не несёт нравственной составляющей, а наоборот может стать аморальной и богохульной.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на