col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Амвросий Оптинский. Театр

N. ваш единст­вен­ной ис­тин­ной шко­лой нравст­вен­нос­ти при­зна­ет те­атр. А за­чем же сам он хо­дит в храм Бо­жий при­ча­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Тайн? Ста­ло быть, те­атр – не единст­вен­ная шко­ла нравст­вен­нос­ти. Тут опять вид­но в нем про­ти­во­ре­чие са­мо­му се­бе: го­во­рит од­но, а де­ла­ет дру­гое. Да и нель­зя от­да­вать те­ат­ру осо­бен­ное пре­и­му­щест­во в нравст­вен­ном вос­пи­та­нии лю­дей. Возь­ми­те для при­ме­ра две кар­ти­ны: од­ну ду­хов­но­го со­дер­жа­ния, на­при­мер, рас­пя­тие Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хрис­та, пре­тер­пев­шего ужас­ней­шие стра­да­ния и са­мую по­нос­ную смерть для спа­се­ния по­гиб­ше­го ро­да че­ло­ве­чес­ко­го, а другую картину светскую, из народной жизни, например, как рассорились и разошлись муж с женой. Пусть N. ваш скажет по совести, какая картина будет иметь более благотворное влияние на нравственность человека. Если у него вкус в отношении к предметам нравственности еще не совсем испорчен, то, без сомнения, он должен отдать преимущество картине, изображающей распятие Господа нашего за наши грехи. А что представляют зрителям в театрах, как не сцены из народной жизни? Прибавить к сему нужно, что сцены эти по временам бывают очень грязны. Кроме того, какая обстановка в театре? Светская музыка, не дающая возникнуть в душе человека ни одной духовной мысли, ни одному духовному чувству. А эти рассеянные лица зрителей, переглядывающихся, смеющихся, иногда пересмеивающих друг друга, а при некоторых сценических представлениях приходящих в негодование, выражающееся в бурных криках или увлекающихся сладострастными чувствами, сопровождающимися неумолкаемым смехом и азартными рукоплесканиями, и прочее. Это ли школа нравственности? Наоборот, это школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нем есть. Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N. – спорливые, упорные, раздражительные, – что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом Церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог Церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с низменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих перед театром я считаю и говорить излишним (2, ч. 1, с. 202–203).

Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. — М., «Даръ», 2007

Заметки на полях

  • Сюжет театральной постановки про то, как рассорились и разошлись муж с женой, вполне приемлемый для светских, мірских людей. Этот сюжет повторяет каждодневную реальность, только в более гротескной подаче. А вот театральная постановка про страдания Господа Иисуса Христа не только не несёт нравственной составляющей, а наоборот может стать аморальной и богохульной.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок