МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Публикуется в сокращении

Не сотвори себе кумира.
Ветхий Завет. Исход

Мы лепим своих кумиров из снега и плачем, когда они тают.
В. Скотт

Молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров.
В. Швебель

Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры.
О. Бальзак

Поклонение кумирам как качество личности – склонность жить в заимствованном свете кумира, подражать ему, зависеть от него, греться в лучах его славы. Сотворить себе кумира – значит создать Богозаменителя. Кумир не повелевает человеком в физическом смысле, но тот добровольно следует его мнению. Точка зрения кумира является для человека решающей. Голос совести – обители Бога – находится в лучшем случае на втором плане. Кумиром может быть какая-то знаменитость – артист, спортсмен, политик, ученый и даже начальник.

Для подросткового возраста поклонение кумирам, если оно не перехлестывает в слепой фанатизм, является здоровой частью личностного развития и играет важную роль во взрослении человека. Подростки, поклоняющиеся кумирам, обычно эмоционально благополучны, у них много друзей. «По мере того, как дети растут, они начинают переносить свою привязанность с родителей на сверстников. Знаменитости начинают играть роль героев, которую раньше, когда дети были младше, играли родители. Судя по всему, этот этап является частью здорового развития», – объясняет г-н Малтби. «Возможно, главная функции привязанности к знаменитостям – это расширение социального общения, кумиры – это своеобразная группа «псевдодрузей», которые представляют собой объект для сплетен и разговоров со сверстниками, – заявил он журналу New Scientist. – Постоянное обсуждение жизни кумиров эффективно сплачивает детский круг друзей, и одновременно позволяет им быть эмоционально автономными от родителей».

Для взрослых кумир становится центром власти, подменяющим Бога. В этом опасность поклонения кумирам. В ведущих духовных традициях нет запретов на поклонение различным формам Всевышнего. Однако кумир, как ни крутись, не может претендовать на место Бога. Если, к примеру, ваш кумир Алла Пугачева, как бы она ни была гениальна, ее однозначно нельзя назвать Богом. Альберт Эйнштейн был величайшим ученым и соответственно кумиром миллионов людей. Но по любым священным писаниям к нему не применимо именование Бога. Журналисты зачастую для красного словца метафорично именуют различных знаменитостей «богом» или «богиней», но это не более чем словесное жонглирование.

В оперетте Кальмана «Сильва» герой поет:

Да, женщин много есть на свете, но одну дано нам встретить,
Только в ней, лишь в ней одной весь мир земной!
Ты навек владеешь мною, лишь к тебе я рвусь мечтою,
Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!

Один восторженный поклонник поэта Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:

— Боже мой, передо мной живой классик!

— Что вы, – ответил Светлов. – Еле живой.

Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы «Тристан и Изольда». Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения. Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода:

— Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем…

— Ах, оставь, — усмехнулся Дебюсси. — Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать…

Сотворение кумира из себя и других есть проявление гордыни. Для чего люди создают кумиров? Для чего они их обожествляют или записывают в ранг героев или свехличностей? Для того, чтобы, в конечном счете, погреться в лучах их славы, пожить в заимствованном свете кумира.

Психолог Сергей Тимченко пишет: «Не нужно кого-то обожествлять. Потому что люди обычно очень сентиментальны. Они кого-то записывают в ранг таких звезд только для того, чтоб погреться в лучах этого сияния, которое исходит от этих людей. И это все. Это, кстати, касается иногда духовной жизни или работы над своим сознанием – когда люди, обожествляя кого-то или что-то (помимо, разумеется, высшего Бога), пытаются ответственность с себя сместить на окружающих. Это тонкая ловушка. Они думают, если я буду кричать все время: «Вот этот учитель, вот этот учитель!», или «Вот этот святой, вот это святой!», или «Вот этот господин», то все мои проблемы автоматически решатся. Но важно не просто кричать имя какого-то врача. А важно следовать его указаниям».

Если кумиром человека становится порочная личность, он, подражая ей, начинает опускаться и деградировать. Многие создают себе кумиров из артистов, которые в морально-нравственном отношении находятся на стадии деградации. Им присущи разврат, извращенность, наркотики, пьянство, безудержное самомнение. Думая о них, человек невольно переносит на себя их пороки. Поэтому заповедь Не сотвори себе кумира крайне актуальна и сейчас. Все духовные традиции не рекомендуют обожествлять кого-либо или что-либо в этом мире.

Пётр Ковалёв
«Качества личности человека от А до Я»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на