col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Пётр Ковалёв. Поклонение кумирам

Публикуется в сокращении

Не сотвори себе кумира.
Ветхий Завет. Исход

Мы лепим своих кумиров из снега и плачем, когда они тают.
В. Скотт

Молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров.
В. Швебель

Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры.
О. Бальзак

Поклонение кумирам как качество личности – склонность жить в заимствованном свете кумира, подражать ему, зависеть от него, греться в лучах его славы. Сотворить себе кумира – значит создать Богозаменителя. Кумир не повелевает человеком в физическом смысле, но тот добровольно следует его мнению. Точка зрения кумира является для человека решающей. Голос совести – обители Бога – находится в лучшем случае на втором плане. Кумиром может быть какая-то знаменитость – артист, спортсмен, политик, ученый и даже начальник.

Для подросткового возраста поклонение кумирам, если оно не перехлестывает в слепой фанатизм, является здоровой частью личностного развития и играет важную роль во взрослении человека. Подростки, поклоняющиеся кумирам, обычно эмоционально благополучны, у них много друзей. «По мере того, как дети растут, они начинают переносить свою привязанность с родителей на сверстников. Знаменитости начинают играть роль героев, которую раньше, когда дети были младше, играли родители. Судя по всему, этот этап является частью здорового развития», – объясняет г-н Малтби. «Возможно, главная функции привязанности к знаменитостям – это расширение социального общения, кумиры – это своеобразная группа «псевдодрузей», которые представляют собой объект для сплетен и разговоров со сверстниками, – заявил он журналу New Scientist. – Постоянное обсуждение жизни кумиров эффективно сплачивает детский круг друзей, и одновременно позволяет им быть эмоционально автономными от родителей».

Для взрослых кумир становится центром власти, подменяющим Бога. В этом опасность поклонения кумирам. В ведущих духовных традициях нет запретов на поклонение различным формам Всевышнего. Однако кумир, как ни крутись, не может претендовать на место Бога. Если, к примеру, ваш кумир Алла Пугачева, как бы она ни была гениальна, ее однозначно нельзя назвать Богом. Альберт Эйнштейн был величайшим ученым и соответственно кумиром миллионов людей. Но по любым священным писаниям к нему не применимо именование Бога. Журналисты зачастую для красного словца метафорично именуют различных знаменитостей «богом» или «богиней», но это не более чем словесное жонглирование.

В оперетте Кальмана «Сильва» герой поет:

Да, женщин много есть на свете, но одну дано нам встретить,
Только в ней, лишь в ней одной весь мир земной!
Ты навек владеешь мною, лишь к тебе я рвусь мечтою,
Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!

Один восторженный поклонник поэта Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:

— Боже мой, передо мной живой классик!

— Что вы, – ответил Светлов. – Еле живой.

Как-то раз Клод Дебюсси отправился вместе с друзьями молодости в Парижскую Гранд-опера на представление вагнеровской оперы «Тристан и Изольда». Надо сказать, что в юношеские годы Дебюсси обожал Вагнера до самозабвения. Друзья весело вспоминали сумасбродства той поры, в том числе моду на поклонение Вагнеру. Один из школьных товарищей поддел Клода:

— Удивительно, что при всей твоей преданнейшей любви к Вагнеру ты не стал его подражателем…

— Ах, оставь, — усмехнулся Дебюсси. — Сколько раз тебе приходилось с удовольствием лакомиться курицей, однако я не слышал, чтобы ты начал кудахтать…

Сотворение кумира из себя и других есть проявление гордыни. Для чего люди создают кумиров? Для чего они их обожествляют или записывают в ранг героев или свехличностей? Для того, чтобы, в конечном счете, погреться в лучах их славы, пожить в заимствованном свете кумира.

Психолог Сергей Тимченко пишет: «Не нужно кого-то обожествлять. Потому что люди обычно очень сентиментальны. Они кого-то записывают в ранг таких звезд только для того, чтоб погреться в лучах этого сияния, которое исходит от этих людей. И это все. Это, кстати, касается иногда духовной жизни или работы над своим сознанием – когда люди, обожествляя кого-то или что-то (помимо, разумеется, высшего Бога), пытаются ответственность с себя сместить на окружающих. Это тонкая ловушка. Они думают, если я буду кричать все время: «Вот этот учитель, вот этот учитель!», или «Вот этот святой, вот это святой!», или «Вот этот господин», то все мои проблемы автоматически решатся. Но важно не просто кричать имя какого-то врача. А важно следовать его указаниям».

Если кумиром человека становится порочная личность, он, подражая ей, начинает опускаться и деградировать. Многие создают себе кумиров из артистов, которые в морально-нравственном отношении находятся на стадии деградации. Им присущи разврат, извращенность, наркотики, пьянство, безудержное самомнение. Думая о них, человек невольно переносит на себя их пороки. Поэтому заповедь Не сотвори себе кумира крайне актуальна и сейчас. Все духовные традиции не рекомендуют обожествлять кого-либо или что-либо в этом мире.

Пётр Ковалёв
«Качества личности человека от А до Я»

Заметки на полях

  • Острогожск

    Спасибо большое за очень интересную и познавательную статью! Очень хотелось бы, чтобы большинство людей, подрастающих поколений понимали важность и серьёзность этой проблемы. Воспитывали в себе любовь, добродушие, были самодостаточными — были самими собой.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок