МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

— В каком возрасте Вы сделали первый шаг к Истине, к Господу?

— В самом раннем. Заслуги моей тут нет. Мать рассказывала о жизни Спасителя. Всей душой я полюбил Христа. Чистая душа не знает сомнения. Спросите любую скромную девочку – верит ли она в любовь? Верит и ждет. А у блудницы и спрашивать нечего – насмех подымет. Это и понятно: Чистое вливается в чистое. Чистая вода отражает Небо. Лужи не отражают. Не случайно же оберегают родники от помоек и свалок. Так бы берегли родники детских душ!

— Хорошо помню 1980 год. Наша неформальная группа, состоящая из молодых сельских интеллигентов, людей с весьма большим спектром взглядов, но имевшая некий общий стержень, начала таять. И Вы были тому одной из причин. Вы ушли, и сразу появилась некая «вакансия», которая никем так и не была заполнена. Чувство горечи не покидало нас. Ваше присутствие, Ваш вклад в наши общие добрые дела были весьма значительны. Мы ожидали от Вас весточки, переживали за Ваше будущее. В этой связи хочется узнать, каким был Ваш путь с 1980-го по 1983 год? Какие трудности и радости пришлось испытать?

— Что говорить о трудностях? Сами же их и создаем. Вот этим я и занимался с 1980-го по 1983 год и по нынешний день. Лишь бы они пошли на пользу. А радостей было много – исповедь, Причастие, духовные книги, общения со священнослужителями, встречи со старцами, прикосновение к уединению в горах Кавказа. Радости ведь не со стороны приходят. Это в миру ждут, чтобы что-то на них свалилось, что-то выдумывают, а на самом деле в жизни есть Одна реальная Радость – Христос, все остальные радости – или сомнительные, или Его отражения. Если мы не теряем Его в душе, то радуемся в любых ситуациях и в любом месте. И духовные книги, и священнослужители, и старцы радовали не сами по себе, а как отражение Христова Света. Кстати, о радости в любом месте. Вот отрывок из письма: «…Сегодня у меня радость великая, сподобился милости Божией, исповедаться и Причаститься Христовых Таин. Душа поет. Слава Господу!» Как думаете, кто пишет? Кто такой счастливый? Где может петь душа? — В тех местах, где неверующему впору выть – в тюрьме. Письмо оттуда.

— Какой след в Вашей жизни оставило время, когда Вы находились в Псково-Печерском монастыре?

— Неизгладимый. Самые теплые воспоминания. Впервые увидел схимников. Очень многим обязан старцам и братии.

— Что Вам дала служба в приходах Псковской епархии?

— Понимание того, что монах должен жить или в монастыре, или в скиту.

— 1983-й год – Вы приняли монашеский постриг. 1985-й – рукоположены в иеромонахи. Почему такой малый временной промежуток?

— Справедливое замечание. Осознавая, что пока не готов к несению иеромонашеского Креста, в Псково-Печерском монастыре три раза отказывался от принятия сана. Потом приехал к отцу Николаю, и он благословил. И сразу все закрутилось, почти по поговорке – одним махом стал иеромонахом.

— Как в монастыре отнеслись к Вам братья – монахи и наставники, увидев в Ваших руках гитару?

— Да вы что! Меня бы вынесли, такого музыкального. Какая гитара в монастыре? Какие там песни? Есть псалмы, Служба. Гитара – не монашеское утешение. Это когда я служил в Киеве, отец наместник купил испанскую гитару, чтобы вечерами братья собиралась и пела псальмы (не псалмы пророка Давида, а примитивные песенки на религиозную тему), я отказался, сказав, что это не матросский кубрик. И если бы не отец Николай (он благословил купить гитару), никогда бы к ней не прикоснулся. Но я уже больше десяти лет не беру ее в руки, а многие почему-то считают, что иеромонах Роман спит с ней.

— Отец Роман! Каким образом Вы изгоняете гордыню? Мне кажется, что с ней можно расстаться лишь на определенное время. Это такая гадость, которая, как змея, появляется неожиданно и тихо, и на какой-то миг может забраться в душу.

— Лучше бы спросить у того, кто ее изгнал. Знал я такого старца, нет его уже с нами. Отцы учат: лекарство от этой болезни – поношение, а подпитка – похвала.

— Почему Вы решили основать свой скит на далекой Псковщине, а не в родных местах? Брянская природа не хуже: большие леса, Десна-красавица, озера лесные, пойменные луга, овраги и, конечно же, имеются болота. Много у нас изумительных уголков природы, даже экзотичных (вероятнее всего, у нас не то духовное поле?).

— Да, природа Брянщины гораздо красивее Псковщины. И, если бы была моя воля, поискал бы себе уголок возле Десны или лесного озера. Хотя Псковщина мне уже не чужая: здесь родился иеромонах Роман. А в Ветрово меня благословил все тот же отец Николай.

— Как Вам удалось построить изумительную Церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»? Не забыли Вы и о временном уюте для паломников. Кругом болота, никакой рядом цивилизации. Да и средства нужны большие. Понятно, что у Вас их быть не может. Конечно, многие добрые люди, благотворители, наверное, внесли свой посильный вклад. Возникает еще один вопрос, в данном случае неуместный: как Вы относитесь к тому, чтобы Святыни создавались на «нечистые деньги»?

— Нет, многие добрые люди и благотворители тут не причем. Господь послал мне одного верующего человека, который построил Храм, поставил келии, и еще продолжает строить. Все ведь делается вручную, а потом еще и на лодках нужно возить. Он помогает монастырям, строит Храмы. Человек церковный, грязных денег не имеет. А с другой стороны, — как у приходящего спрашивать паспорт и требовать доказательств, что деньги чистые? Можно просто растоптать человека: тот от чистого сердца, кровно заработанные хотел пожертвовать, а я требую от него накладные бумаги. Другое дело, если твердо знаю, что человек связан с криминалом, — воровством или наркобизнесом, тогда, конечно, отбой такой жертве.

— Помню, что Вы в детстве хорошо рисовали. А вот теперь из-под Ваших рук появляются иконы. Где Вы этому научились?

— Еще не научился. Иконописец я слабенький, так как писать нужно ежедневно, а не раз в год. Писать начал от великой нужды: иконы дорогие, а хочется иметь настоящую, не бумажный образок. Вот понемногу и учусь. Было бы желание и благоговение.

— Отец Роман! Расскажите, как у Вас проходит обычный день?

— Пишу стихи, иконы, письма в зоны,
Потом опять стихи, опять иконы.
Тружусь, читаю и молюсь немного
(Ревнители ужо осудят строго).

Зачем пишу? Чтоб эти осужденья
Восполнили мои худые бденья.

— Как стать монахом?

— Если возлюбите – станете. Здесь речь не о постриге, а о жизни. О постриге мог бы сказать, а о жизни… пока учусь им быть.

— В чем, на Ваш взгляд, заключается русская национальная идея, идея возрождения нашей многострадальной Родины?

— В воцерковлении. Потому что без возрождения души Родина не возродится. Не коттеджи и иномарки принесли славу России, а русская православная душа, собравшая раздробленные земли, создавшая величайшее духовное богатство. А без души любое тело мертво. Как его ни румянь, как ни забрасывай цветами – покойник есть покойник.

— Чем была вызвана Ваша поездка в Сербию? Каковы впечатления?

— Пресмыкательством наших политиков перед США. Хотелось быть с сербами в трудную минуту. Не стоять на мостах с мишенью, а молиться во время бомбежек в монастыре. Впечатления свои описал в небольшой книжечке «Там моя Сербия».

— Как Вы смотрите на то, чтобы в школе был введен Закон Божий?

— Тут и смотреть нечего. Почему только русские не имеют Закона Божьего? Мы же не за границей живем мелкой общинкой! Это наша страна, наши дети. Дети иудеев штудируют человеконенавистнический нацистский Талмуд, дети мусульман изучают Коран, а заикнулись о Законе Божьем, который учит любить все народы, в каждом видеть своего ближнего – подняли истерию. Да пусть лают эти доберманы – разлагатели России, наше дело спасать Родину. Обязательно нужно вводить! Только не советовал бы ставить за этот предмет оценки: главное пробудить Веру, оживить ею сердца, а не наполнить головы датами и цитатами. Помню, давно как -то, общался на Западной Украине с монастырским священником. Он занимался с детьми в воскресной школе. Говорит, — сначала валом повалили, было больше сотни детишек. А как начал ставить оценки, почти никого не осталось, человек пять-шесть. Говорю ему – двойки они получат и по другим предметам, зачем им добавочный риск? Кому нужна лишняя двойка в дневнике? Вы же просто выгнали их. Они хотели прикоснуться к необыкновенному миру, а увидели обыкновенные двойки. Нет уж, только жизнь имеет право оценить, как кто усвоил этот предмет.

Страницы ( 2 из 4 ): « Предыдущая1 2 34Следующая »

Заметки на полях

  • Валентина, , 15.12.2016 в 18:54

    Какие стихи иеромонаха Романа можно упрекнуть в «недолговечности»? Разве можно что-то пережитое им, выстраданное отнести к «стихам однодневкам»? Ведь то, что волнует отца Романа, напрямую связано с судьбами каждого христианина, в частности, и всего православного мира, в целом. Странно и удивительно было узнать о таком восприятии творчества иеромонаха. Нельзя ли опубликовать на этом сайте «стихи-залпы» как-то отдельно, поскольку будет очень жаль, если подобные оценки вынудят отца Романа, усложнить к ним доступ всех, кто черпает жизненные силы в его творчестве? Или судьба этих стихов сложилась удачно для тех, кто всецело разделяет взгляды иеромонаха Романа?

  • Мария, , 16.12.2016 в 08:10

    Как правильно,верно:»Постыдно обращение на ты» — всегда коробило от этакого «душевного»,» родственного» обращения к священнику на ты…На что мне иногда замечали,что,мол,к Богу все всегда обращаются на ты,а священник — человек!.. Нет,- прежде — священник! А Богу говорим Ты,и это ТЫ не просто с большой буквы,а ростом до небес!..
    Может показаться сказанным высокопарно,но это свою душу надо тянуть,поднимать к Небу,а не Небо стелить себе под ноги.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на