col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Михаил Курушин, иеромонах Роман. Вопросы и ответы

— Старец Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – ни одного». Насколько Вы учитываете это в своем творчестве?

— Если заметили, в моих стихах нет иностранных слов, нет вычурных рифм, терпеть не мог модную некогда «параболу — порадую». Вообще не люблю модное, вычурное, стараюсь не идти в ногу со временем. Считаю, что черпать нужно из двух Родников – Церкви и народа. На письменном столе всегда лежат Библия на старославянском и словарь Даля. В Библии – высота и глубина, а в живом русском языке – жизнеутверждающее раздолье. Пересекаясь, эти направления образуют Крест. Для меня главное не солгать в малом, стремлюсь, чтобы стихи были прозрачными, мысли ясными, чувство живое. Но, говоря о словах старца Амвросия, нужно помнить, он имеет в виду евангельскую простоту, а не простоту, которая хуже воровства. Есть очень примитивные стихи, но до простоты им далеко.

— Приходилось ли Вам встречаться с теми, кто был с Вами рядом, кто окружал (я имею в виду монашескую братию), с кем бы Вы не подошли к одной евхаристической Чаше?

— Сохрани, Бог! Несмотря на то, что все мы люди разные, лишать себя Христа из-за немощи брата… Даже если он будет тысячу раз неправ, я подойду и попрошу у него прощения. И сделаю это искренне, заботясь о своей душе. Но это в том случае, если в моем сердце будет к нему неприязнь. А если совесть меня не обличает, то подходить не стану, чтобы не подтвердить его подозрения в отношении моей мнимой неприязни. А уж дело его, что он там думает, мало ли кто чего думает, иначе можно впасть в человекоугодие.

— Отец Роман! Не приходилось ли Вам (если можно так выразиться) в какой-то момент Вашей монашеской и творческой деятельности находиться в роли «диссидента», «ревнителя»?

— «Диссидент» для меня слово ругательное, как и правозащитник, демократ: кто только ими ни прикрывался, и теперь прикрываются. Также не нравится слово «роль». А в положение ревнителя не по разуму попадаю частенько.

— «Всемогущий Боже, Ты – Кто сотворил небо и землю со всяким дыханием, — умилосердись над бедным русским народом и дай ему познать, на что Ты его сотворил!» (из сочинений протоиерея И. Наумовича). Отец Роман! Хочется из Ваших уст услышать продолжение вышеуказанного.

— Не услышите, поскольку это будет умничанье, а не молитва. Молитва – не умничанье, не подыгрывание, а потребность, горение души. Если же Вы хотите знать, на что Господь сотворил русский народ, отвечу, что Господь сотворил русский народ для спасения, как и прочие народы. Разве что -то творилось для погибели?

— Знаю, что у Вас и Вашего творчества очень много поклонников, союзников, друзей, любителей. А есть ли оппоненты, недруги? Если да, то что является объектом критики?

— Оппонентов-недругов, наверное, хватает. Говорю «наверное», так как в своем болоте их не вижу. Поэтому мне они — что есть, что нет. Обычно объектом критики является позиция автора: стреляют в того, кто по ту сторону баррикад.

— Отец Роман! Сегодня на Вашей (на нашей) малой Родине происходят медленные, но положительные изменения. И в Рябчевске, и в Утах продолжаются реставрационные работы Храмов, проходит служба, люди идут к Господу, есть и молодежь. Что хотели бы Вы сказать своим землякам, которые по каким-то причинам еще не решились перешагнуть порог Церкви?

— Не самое благодарное дело говорить тому, кто не спрашивает. А если бы спросили, сказал бы, что душа дороже любой причины, что все эти причины от лукавого, что страшно опоздать, что все равно они перешагнут порог Церкви, так лучше это сделать своими ногами, а не лежа в домовине.

— Среди Ваших стихов многие являются вечными, они всегда будут нужны людям, они не потеряют своего смысла и назначения. Но среди них иногда встречаются такие, которые напоминают залп из водомета. Нельзя сказать, что они не актуальны, скорее, обратное. Они написаны как бы на злобу дня. Но в долговечности им, наверное, можно отказать. Чем вызваны такие стихи-однодневки?

— Благодарю за очень своевременный вопрос: сейчас готовлю новый поэтический сборник. Там есть тоже водометные залпы; после Вашего замечания не буду их включать в сборник, а передам в какой-нибудь журнал или газету. Жаль, что не назвали стихи-залпы, не знаю, о каких идет речь. В сборнике всегда есть опасность перекормить сплошной духовностью, вызвать зевоту. Чем они вызваны? Тем, что я живой человек, и мне не все равно, что творится на моей Родине. Поэтому и ушел за штат, чтобы всегда можно было поднять голос в защиту своего Отечества, высказать личное мнение, не подвергая нападкам Церковь.

— Отец Роман! Возможно, вопрос глупый, но все-таки скажите: какое для Вас стихотворение более ценное, первое или предпоследнее? А какое самое значимое?

— Самое ценное то, над которым работаю, потому что им живу, ему отданы сердце и голова. Оно же и самое значимое, так как остальные уже выпущены, устроены. Я ведь не помню ни одного своего стихотворения наизусть. Пока пишу, помню, но уже через день забываю. И это хорошо, поскольку голова для молитвы, а не для стихов.

— По правилу Святых Отцов некоторые люди за свою греховность не могут допускаться к Причастию. Но Церковь сегодня иногда делает снисхождение и причащает людей. Допустили бы Вы к Причащению женщину, которая сделала аборт?

И все-таки! О матери! Доколе!
Я заклинаю! Ради всех святых!
Не убивайте жмущихся от боли
Незрячих, безголосых, но живых!

— Дело в том, что священник распоряжается не своим. Он не собственник, а хранитель Святыни. И личных проявлений симпатий, антипатий быть не может. Главное – есть или нет покаяния. Если человек кается, плачет, если Господь дал ему эти слезы, кто я такой, чтобы быть преградой между душой и Христом? Церковь всегда допускала снисхождение, а не только сегодня.

— Отец Роман! Почему бытует мнение, что Господь наказывает того, кого любит?

— Потому что старославянское слово «наказание» имеет корень «наказ» и означает — научение . Или хотите быть неучами? Вот Господь и учит того, кого любит. А то, что научение кому-то является наказанием , не вина Учителя. Это одна сторона медали. А другая — даже куст требует ухода. Заботливый виноградарь только и ходит с секатором, отсекая сухие или гнилые ветки. Разве кто-то отсекает здоровые? Будем здравы, и Господь проявит к нам Любовь другим способом.

— Святые Отцы указывали: «Над умным есть разумные, над разумными премудрые, а над премудрыми – святая простота. Этими качествами обладал старец Николай Гурьянов. Дал ли Вам Господь иметь встречу с этим человеком? Если да, то расскажите.

— Да, с 1980 года я знал этого святого человека, старца величайшей простоты, кротости и любви. Он благословил меня на иеромонашество, на писание стихов, на гитару, на иконописание, на операции, на жительство в скиту. Общаясь с ним, я понял, куда нужно расти. А рассказать в двух словах невозможно, так как я знал его много лет, была не одна встреча и беседа.

— Вы паломничали по многим святым местам. Какое из них оказалось для Вас наиболее богоугодным, полезным для укрепления сил духовных, Веры?

— О богоугодности – не мне судить. А самым ярким и потрясающим – паломничество в Землю Святую: в Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Иордан. Нет мест на земле святее тех, которые исходил Сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица. Аминь.

Михаил Курушин
2004
Фотографии Наталии Назаровой и Ольги Надпорожской

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Трубчевске

Страницы ( 4 из 4 ): « Предыдущая123 4

Заметки на полях

  • Какие стихи иеромонаха Романа можно упрекнуть в «недолговечности»? Разве можно что-то пережитое им, выстраданное отнести к «стихам однодневкам»? Ведь то, что волнует отца Романа, напрямую связано с судьбами каждого христианина, в частности, и всего православного мира, в целом. Странно и удивительно было узнать о таком восприятии творчества иеромонаха. Нельзя ли опубликовать на этом сайте «стихи-залпы» как-то отдельно, поскольку будет очень жаль, если подобные оценки вынудят отца Романа, усложнить к ним доступ всех, кто черпает жизненные силы в его творчестве? Или судьба этих стихов сложилась удачно для тех, кто всецело разделяет взгляды иеромонаха Романа?

  • Как правильно,верно:»Постыдно обращение на ты» — всегда коробило от этакого «душевного»,» родственного» обращения к священнику на ты…На что мне иногда замечали,что,мол,к Богу все всегда обращаются на ты,а священник — человек!.. Нет,- прежде — священник! А Богу говорим Ты,и это ТЫ не просто с большой буквы,а ростом до небес!..
    Может показаться сказанным высокопарно,но это свою душу надо тянуть,поднимать к Небу,а не Небо стелить себе под ноги.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок