Обыкновенный разговор в электричке. Чаще можно слышать печаль о саженцах, радость об уродившихся огурцах, тоску о дождях и уровне воды в колодце. Но эта беседа носила богословский характер. Герои моего наблюдения, как и большинство дачников, мало отличались друг от друга нарядом; серо-синие куртки, такие же штаны без формы и названия, плюс к этому помятые, сонные лица. Приметные детали костюма — вязаная шапочка с оленями у одного и кепка из сарая у другого.
— Ну, ты посуди, — раньше верующие были настоящие. А почему? Потому что свободы особо не было. Конечно, не сажали, не преследовали, но смотрели косо. И если в храм шел человек, то не ради моды. Да и на всем лежала какая-то катакомбность.
— Ты тоже скажешь, катакомбность!
— Конечно. В газетах высмеивали, в журналах карикатуры, в обществе порицание или усмешки. Вон, в комедиях даже обязывали выставлять верующих как мошенников, глупцов и отсталых элементов. А ведь всё равно ходили в церковь, и крестились, и вообще… Поэтому я считаю, что в советские времена верующие были искреннее. Не лицемеры, по крайней мере.
— Ну-у-у, — протянул собеседник, интонацией указывая на несостоятельность доказательства. — Еще как лицемерили. Утром комсомольский значок, отчет комсорга о проделанной работе, пятерка за доклад о каком-нибудь съезде КПСС, и только вечером, как Сальери, «я стал творить, но в тишине, но в тайне…» молитву или главу из Евангелия. А утром всё по новой: «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». А партия-то сказала, что надо усилить борьбу с церковным дурманом. Помнишь, что обещал великий кукурузник Хрущёв? А обещал он в 1980-м году показать последнего попа. И где твои искренние верующие были?
— Ну хорошо, — ответил собеседник, — ты посмотри, чем отличаются позднесоветские верующие от современных.
— Здрасьте пожалуйста! — возмутился его визави, — всем отличаются, совершенно всем.
— Так. Давай спокойно. В храмы можно теперь ходить без вопросов? Так?
— Так.
— Можно креститься, венчаться, освящать машины, дома, быть благодетелем, жертвователем? Так?
— Так.
— Так, да не так. Обертка изменилась, а всё по-прежнему осталось. Раньше жизнь делилась на две части: тут я пламенный комсомолец или партиец, а тут я сильно верующий. И теперь на две части: тут я бизнесмен, толкающий левый товар, а тут я глубоко верующий, ставший на путь духовного роста. Картинка поменялась, а суть прежняя, и уживается мирно и кесарь, и такой вот удобный бог с маленькой буквы.
Они еще долго беседовали, перескакивая с темы на тему. Обсуждали, почему священники в рясах по городу не ходят, а маскируются под гражданских. Коснулись темы микрофонов в храмах, высоких грядок, борьбы с кротами и пользы трилона Б в борьбе со ржавчиной. Всё перемешалось, голоса, стук колес, табачный дым из тамбура и шипящее объявление остановки «Васкелово».
Богословы вышли, а я, уткнувшись лбом в холодное стекло, всё думал, чем же отличаются верующие советские от верующих нынешних.

Георгий Росов
Сайт «Ветрово»
5 ноября 2025
У нас тоже священник не ходит в рясе, к сожалению.
Почему? Ведь если у кого-то случилась беда или просто на душе тяжело (что очень часто бывает) увидев священника, идущего в рясе, человек может обратиться, задать вопрос.
А правда, чем же отличаются?
Одно знаю, отличаются точно! Верующие в советские времена были настоящими. (не все конечно).
Таисия пишет:» в советское время были верующие настоящие». Так же думал и один из беседующих, но вспоминал комсомольские значки на груди верующих, партбилеты в кармане. Ая вспомнил, как в школе преподавали теорию Дарвина…Скажите , Таисия, у вас в школе были примеры того, что ученик, с крестиком на груди, вслух на уроке, скажем так, сомневался в апофеозе обезьян?
У нас в школе, таких не было.
В советские времена я ещё была совсем мала.
О верующих в те времена, я имела ввиду людей, которые по настоящему искали Бога, такие как монахи или священники. Оптинские новомученики Василий, Трофим,Ферапонт.
Священника помню с кучей ребятишек, что храм надо было строить помню. А денег у священника не было и спонсоров, как сейчас не было. И прихожан человек 5-10, и те бабушки. Вот и все верующие.
Сейчас конечно верующим человеком быть наверно тяжелее, соблазнов больше. Вот дети. Как их направит? Когда в школе и вокруг у ровесников одни телефоны с тик-током и играми на уме. Я не даю, а он у других будет смотреть. Беда какая-то.
Думаю, что если человек верующий, ищущий Бога, то он во все времена одинаковый.
Окружающая действительность разная во все времена, а Истина она и есть истина и от времени не зависит.
Благодарим.