col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Георгий Росов. Найди три отличия

Обыкновенный разговор в электричке. Чаще можно слышать печаль о саженцах, радость об уродившихся огурцах, тоску о дождях и уровне воды в колодце. Но эта беседа носила богословский характер. Герои моего наблюдения, как и большинство дачников, мало отличались друг от друга нарядом; серо-синие куртки, такие же штаны без формы и названия, плюс к этому помятые, сонные лица. Приметные детали костюма — вязаная шапочка с оленями у одного и кепка из сарая у другого.

— Ну, ты посуди, — раньше верующие были настоящие. А почему? Потому что свободы особо не было. Конечно, не сажали, не преследовали, но смотрели косо. И если в храм шел человек, то не ради моды. Да и на всем лежала какая-то катакомбность.

— Ты тоже скажешь, катакомбность!

— Конечно. В газетах высмеивали, в журналах карикатуры, в обществе порицание или усмешки. Вон, в комедиях даже обязывали выставлять верующих как мошенников, глупцов и отсталых элементов. А ведь всё равно ходили в церковь, и крестились, и вообще… Поэтому я считаю, что в советские времена верующие были искреннее. Не лицемеры, по крайней мере.

— Ну-у-у, — протянул собеседник, интонацией указывая на несостоятельность доказательства. — Еще как лицемерили. Утром комсомольский значок, отчет комсорга о проделанной работе, пятерка за доклад о каком-нибудь съезде КПСС, и только вечером, как Сальери, «я стал творить, но в тишине, но в тайне…» молитву или главу из Евангелия. А утром всё по новой: «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». А партия-то сказала, что надо усилить борьбу с церковным дурманом. Помнишь, что обещал великий кукурузник Хрущёв? А обещал он в 1980-м году показать последнего попа. И где твои искренние верующие были?

— Ну хорошо, — ответил собеседник, — ты посмотри, чем отличаются позднесоветские верующие от современных.

— Здрасьте пожалуйста! — возмутился его визави, — всем отличаются, совершенно всем.

— Так. Давай спокойно. В храмы можно теперь ходить без вопросов? Так?

— Так.

— Можно креститься, венчаться, освящать машины, дома, быть благодетелем, жертвователем? Так?

— Так.

— Так, да не так. Обертка изменилась, а всё по-прежнему осталось. Раньше жизнь делилась на две части: тут я пламенный комсомолец или партиец, а тут я сильно верующий. И теперь на две части: тут я бизнесмен, толкающий левый товар, а тут я глубоко верующий, ставший на путь духовного роста. Картинка поменялась, а суть прежняя, и уживается мирно и кесарь, и такой вот удобный бог с маленькой буквы.

Они еще долго беседовали, перескакивая с темы на тему. Обсуждали, почему священники в рясах по городу не ходят, а маскируются под гражданских. Коснулись темы микрофонов в храмах, высоких грядок, борьбы с кротами и пользы трилона Б в борьбе со ржавчиной. Всё перемешалось, голоса, стук колес, табачный дым из тамбура и шипящее объявление остановки «Васкелово».

Богословы вышли, а я, уткнувшись лбом в холодное стекло, всё думал, чем же отличаются верующие советские от верующих нынешних.


Георгий Росов
Сайт «Ветрово»
5 ноября 2025

Заметки на полях

  • Волгоградская обл.

    У нас тоже священник не ходит в рясе, к сожалению.
    Почему? Ведь если у кого-то случилась беда или просто на душе тяжело (что очень часто бывает) увидев священника, идущего в рясе, человек может обратиться, задать вопрос.

  • Волгоградская обл.

    А правда, чем же отличаются?
    Одно знаю, отличаются точно! Верующие в советские времена были настоящими. (не все конечно).

  • Таисия пишет:» в советское время были верующие настоящие». Так же думал и один из беседующих, но вспоминал комсомольские значки на груди верующих, партбилеты в кармане. Ая вспомнил, как в школе преподавали теорию Дарвина…Скажите , Таисия, у вас в школе были примеры того, что ученик, с крестиком на груди, вслух на уроке, скажем так, сомневался в апофеозе обезьян?

  • Волгоградская обл.

    У нас в школе, таких не было.
    В советские времена я ещё была совсем мала.
    О верующих в те времена, я имела ввиду людей, которые по настоящему искали Бога, такие как монахи или священники. Оптинские новомученики Василий, Трофим,Ферапонт.

  • Волгоградская обл.

    Священника помню с кучей ребятишек, что храм надо было строить помню. А денег у священника не было и спонсоров, как сейчас не было. И прихожан человек 5-10, и те бабушки. Вот и все верующие.
    Сейчас конечно верующим человеком быть наверно тяжелее, соблазнов больше. Вот дети. Как их направит? Когда в школе и вокруг у ровесников одни телефоны с тик-током и играми на уме. Я не даю, а он у других будет смотреть. Беда какая-то.

  • Санкт-Петербург

    Думаю, что если человек верующий, ищущий Бога, то он во все времена одинаковый.
    Окружающая действительность разная во все времена, а Истина она и есть истина и от времени не зависит.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //