col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Советский голем, или Так вот ты какой, всечеловек Достоевского!

Из­вест­ны сло­ва Ф. М. До­сто­евско­го из его Пуш­кин­ской ре­чи: «Да, наз­на­че­ние рус­ско­го че­ло­ве­ка есть бес­спор­но все­ев­ро­пейс­кое и все­мiр­ное. Стать на­сто­я­щим рус­ским, стать впол­не рус­ским, мо­жет быть, и зна­чит толь­ко (в кон­це кон­цов, это под­черк­ни­те) стать бра­том всех лю­дей, все­че­ло­ве­ком, ес­ли хо­ти­те» (1880).

Вдумаемся в сказанное. Русских, если позволительно называть русскими, то не вполне русскими, не настоящими русскими; а вполне русскими они станут после того, как станут всечеловеками.

Почти полтора века назад были сказаны эти слова Федором Михайловичем. Пророк прорёк… А пророком Достоевского называли и называют не только подобные ему сочинители, но и лица в священном сане, например, митрополит Иларион (Алфеев). Итак, если эти слова Достоевского действительно пророчество, то оно должно исполниться за это время, потому что 144 года достаточный срок для подтверждения их правоты. Стал ли русский человек всечеловеком? По-моему, стал. Хотите его видеть?

Этот бетонный лик ― фрагмент барельефа, украшающего стены Московского института электронной техники (МИЭТ), и название барельефа ― «Становление человека разумного». Что за странная морщина на каменном челе этого «человека разумного»? Напоминает энцефалограмму. Ну да, она и должна её напоминать, потому что этот лик помещён в институте электронной техники, который разрабатывает приборы, выдающие такие рисунки. Однако зачем рисовать энцефалограмму на лбу, если она рисуется на бумаге? Нет уж, лучше быть человеком неразумным, чем иметь голову с такими знаками.[1] Но куда ты денешься, российский всечеловек? Поставят и на твой лоб подобную отметину.

Этот шедевр создал в 1971 году скульптор Эрнст Неизвестный. «Еще в 1991 году, при начинавшемся в «новой России» трогательном внимании к «живущим в зарубежье» «соотечественникам», те же «Известия» (19.11) поместили интервью с четырьмя из них, к которым «Отечество долго было немилостиво»: Эдуардом Кузнецовым, Эдуардом Лозанским /?/, Вл. Максимовым и Эрнстом Неизвестным. Вот этот последний соотечественник и предложил решительно: «Давайте оставим слова „русский человек“. Скажем — „российский человек“. Я хорошо знаю Брайтон-бич. Более русских людей, чем тамошние евреи, вы и в нечерноземных деревнях не встречали…» И ещё сказал прославленный скульптор: «Я всегда очень любил смотреть старые фотографии. На них, в тогдашней жизни, был тип российского человека. Я именно подчеркиваю, не русского — российского…». Так говорил мастер, ваявший скульптурные изображения даже не «российского человека», а человека вообще, «всечеловека», как сказал бы Достоевский…» (Из редакционного послесловия («Вече», № 60, 1998) к статье В. М. Острецова «По крови и по духу. Что есть русские?»)

Голема напоминает это детище Неизвестного. Слышали о таком? Имею в виду голема, а не скульптора, потому что о Неизвестном, наверное, что-то известно. Но если о големе не слышали, то о манкурте должны знать. Слово «манкурт» памятно людям моего поколения, впрочем, и нынешним школьникам оно может быть знакомо, поскольку книга Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», где рассказывается о манкуртах, включена в «100 книг для школьников», рекомендованных Министерством образования и науки России для самостоятельного чтения учащимися средних школ. Так вот, голем это тот же манкурт, но способ его производства специфичен. Если манкурта выращивают, физически воздействуя на мозг, а именно, с помощью натянутой на череп кожи заставляют волосы расти внутрь головы, то голема создают без хирургического[2] вмешательства, одной только пропагандой выворачивая мозги. Обратимся к словарям.

Википедия: Во времена Рудольфа II пражские евреи подвергались гонениям — их обвиняли в похищениях и убийствах христианских младенцев с целью использования их крови в иудаистских ритуалах. Чтобы обезопасить еврейский народ от преследования, ребе создал из глины/праха истукана — Голема по имени Йозеф, который, становясь невидимым, патрулировал улицы Праги и даже мог поднимать мёртвых на защиту евреев. В конце концов, Голем вышел из-под контроля и начал убивать мирных жителей, поэтому бен Бецалель был вынужден прикончить его самого — вместо слова «эмет» (с ивр. — «истина»), давшего Голему жизнь, раввин начертал на лбу своего детища «мет» («смерть»). По другой легенде, бен Бецалель оживил Голема, вложив ему в рот тетраграмматон. По отнятии жизни Голем опять рассыпался в прах на чердаке Староновой синагоги.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Махараль_из_Праги

Это выдержка из Википедии, а вот что пишут о големе на сайте «Толдот»: Маараль, он же раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272—5369/1512—1609 гг.) — выдающийся законоучитель, мыслитель и кабалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
https://toldot.ru/MaaralPragi.html

В википедийной статье о големе помещено такое его изображение.

Сотворённое раввином похоже на сотворённое Неизвестным, не правда ли? Вообще говоря, творение всегда отражает творца. Бог создал человека, Фидий мраморного Зевса, Маараль глиняного голема, Неизвестный бетонного «человека разумного», а Достоевский словесного «всечеловека», сказав при этом: «И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в неё с братской любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племён по Христову евангельскому закону!»

Но да не обольстят нас слова «Христов евангельский закон»! Как Достоевский понимал Евангельский закон? Далеко не так, как учит понимать его Христова Церковь. Интересующихся подробностями отсылаю к «Антихристианской направленности Пушкинской речи Ф. М. Достоевского», а в этой статье ставлю точку.

Иерей Георгий Селин
Сайт «Ветрово»
28 января 2025

[1] Бывают странные сближенья. В 1971 году был создан этот барельеф, а в 1974 году был опробован штрихкод. Википедия: «Первой покупкой с использованием штрихкода была упаковка жевательной резинки компании Wrigley. Она была совершена в супермаркете Marsh города Трой (штат Огайо) 26 июня 1974 года в 8:01 утра и вместе с чеком хранится в музее американской истории Смитсоновского института».

[2] Слово «хирург» происходит от др.-греч. χείρ «рука (кисть)» + ἔργον «работа, действие».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //