Искусство деградировало, потому что деградировало общество, и общество вымирает
«Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвящённого народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение».
Эту фразу сейчас можно использовать для проверки IQ, но в то время, когда она была написана, она, возможно, была обычной фразой, понятной среднестатистическому человеку, умеющему читать. Но это не точно. А точно другое — искусство деградировало, потому что деградировало общество, и общество вымирает.
Некоторое время назад проводилось специальное исследование музыки. Искусственным интеллектом было проанализировано около 500 000 произведений (с 1955 по 2010 годы) различных жанров, для каждого из которых алгоритм рассчитал такие значения как гармоническая сложность, тембральное разнообразие и громкость. Если по первым двум параметрам современная исследованию музыка (то есть музыка 13-летней давности) критически деградировала, то громкость произведений заметно возросла. Есть такой миф, что чем музыка громче, тем выигрышнее она звучит.
Сегодняшний человек (особенно западный), наученный на всё смотреть безэмоционально и не делать не из чего никаких выводов, готов найти этому явлению любую причину из разряда «мир изменяется, и музыка просто становится другой, а это не хорошо и не плохо». Но он не хочет признать одного — музыка просто стала плохой; а всякого, кто выскажет эту страшную истину, сразу заклеймят «токсичным» и «отсталым».
Всему виной человеческая лень и потакающие ей удобства, окружающие человека. Ему всё меньше приходится делать самому, от чего страдает его общее развитие. Мелочи, которые кажутся неважными и на которых можно сэкономить, но которые дают о себе знать в перспективе — с этим человеком, его детьми и обществом в целом.
Кто сегодня может похвастаться тем, что до сих пор умеет писать рукой, не на клавиатуре? Для меня единственная возможность попрактиковаться в этом — подать записку в храме. Но просто перейти на печатный текст человеку оказалось мало —ведь бывают длинные слова, а бывают и такие, над правильным написанием которых приходится задуматься. Во втором случае на помощь успешно приходит функция проверки орфографии (которая точно так же отупляет человека), а в первом — слово оказывается проще сократить, чем тратить время и писать его целиком. Не ударишь в грязь лицом (если вдруг напишешь слово неправильно), сэкономишь время, а суть всё равно будет понятна.
Эта привычка выглядит безобидной, пока не перерастает в печатание текста отрывочными фразами. Писать длинные тексты долго — нужно ведь идти делать деньги или заниматься более полезными (приятными) делами. Лицо человека, находящегося в «высоких» слоях общества, уже давно перестало быть аристократичным — человек, имеющий большой бизнес и ворочающий деньгами, вполне может выглядеть и вести себя как бандит из 90-х или просто быть невоспитанным, не иметь даже самой общей образованности и минимального уважения к собеседнику. Образованности, конечно, не в виде пустых знаний, а в виде воспитания и широты кругозора — его интересует только прибыль, а людей он воспринимает только как средства к её приобретению.
Короткие фразы читателю сложно собрать в осмысленное предложение, так как за этим автор часто скрывает непонимание предмета разговора. Но вместо того, чтобы сесть и вдуматься в смысл своего сообщения, он делает ошибочный вывод, что проблема именно в неудобстве инструмента — неудобстве письменного общения, и решает вообще от него отказаться. И тогда он начинает наговаривать.
Но тот, кто не умеет формулировать свою речь письменно, не сможет сформулировать её и устно. Кажущиеся удобства становятся очередной формой неуважения к собеседнику — ты экономишь свои силы, наговаривая сообщение где-нибудь в дороге, заставляя собеседника по 10 минут вникать в твои пространные и рассеянные рассуждения вместо того, чтобы быстро прочитать короткую и ёмкую фразу. А искать нужную фразу среди всего этого наговоренного — значит снова и снова прослушивать одни и те же 10-минутные сообщения. Но проблема на стороне слушающего — пока это так, говорящего ничто не безпокоит.
Дальше падать уже некуда — если только научиться считывать мысли, но до какой степени деградирует общество в этом случае, даже трудно представить.
Помимо того, что речь человека становится оборванной, она теряет и в качестве. Он использует одни и те же слова и поэтому так часто не может сформулировать фразу, когда разговор заходит о каких-то необычных для него предметах. Но в обществе, где все постоянно спешат, тебе не дадут просто так остановиться и подумать над формулировкой: люди, такие же спешащие, как и ты, и так же не уважающие собеседника, просто не умеют ждать. Разговор тут же подхватывает другой собеседник. Чтобы этого не случилось, тебе приходится постоянно обновлять свой статус говорящего нечленораздельными звуками или словами-паразитами, либо пытаться включить собеседника в размышление над построением собственной фразы: «Ну помнишь, это… эээ… ууу… ммм… Ты ещё говорил… Слово вылетело… ааа… ооо… эээ…»
Люблю монахов, которые могут просто замолчать и думать, а другие ждут, сколько потребуется, не влезая и не перебивая. Терпение и неспешность — всего этого очень не хватает в современном мире. Думающего человека подсознательно хочется ждать, а тот, кто говорит быстро и отрывисто, вызывает неуважение к себе и к своей речи как к чему-то маловажному. Но сейчас набирают популярность онлайн-конференции, на которых чаще всего собеседники даже не видят друг друга, и бывает просто непонятно, задумался человек или у него перестал работать интернет.
Это деградация в общении. Короткие незавершённые фразы, нежелание изучить сущность обсуждаемого предмета, обеднение языка, разбавление его иностранными словами, общее сужение кругозора.
Я видел ИИ[1], который пишет тексты статей. Вполне осмысленные, ровные описательные тексты, которых миллионы в интернете. Но они пустые, безчувственные, шаблонные, ни к чему не ведущие. И беда не в том, что это делает ИИ, а в том, что ещё задолго до его изобретения люди сами стали писать такие тексты и, читая их, проглатывать, не поморщившись. Изобретение искусственного интеллекта сам человек сделал только вопросом времени, обезценив свою работу и доведя её до такого состояния, при котором его участие уже не является необходимым — всё остальное стадо начнёт кушать то, что написано компьютером, и даже не заметит подмены.
Искусственный интеллект не умеет делать логических выводов, он не ощущает себя личностью, не имеет переживаний. Есть специальные алгоритмы нейросетей, имитирующие обучаемость человеческого мозга, но это всего лишь алгоритмы. Не сам ли человек довёл себя до такого бездушного состояния, в котором его «творческую» работу вполне можно поручить машине?
Вот отрывок из такой статьи. Мы выбрали стилистику текста «грубая» и тематику «Качество обслуживания в наших поликлиниках» — любой человек знает, что написать на эту тему, и вот что пишет ИИ:
Вопрос качества: насколько хорошо обслуживают в наших клиниках?
Не секрет, что обслуживание и удовлетворённость клиентов являются ключевыми факторами любого успешного бизнеса. Но когда речь идёт о медицинских клиниках, качество обслуживания может оказать огромное влияние на опыт пациентов и их общее состояние здоровья. Итак, насколько качественным является обслуживание в наших клиниках?
К сожалению, этот вопрос вызывает негативные эмоции. Пациенты говорят о том, что их торопят на приёме и они не могут получить ответы на все свои вопросы. Другие выражали разочарование по поводу длительного ожидания или трудностей с записью на приём.
Не стоит относиться к этому легкомысленно; это указывает на более серьёзную проблему, связанную с неадекватным уходом и общением в наших клиниках. Пришло время сделать шаг назад и посмотреть, как мы можем улучшить качество обслуживания наших пациентов.
Грубо. Чувственно. Сильно. Но это просто текст любой статьи из интернета (или слова любого политика) — возможно, все они уже давно пишутся компьютером? Предлагаю сравнить это с нормальным текстом и посмотреть, какой из них не смог бы написать компьютер:
Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвящённого народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение.
Сейчас всё чаще слышатся истории и споры об искусственном интеллекте. Он успешно захватывает все творческие области и вполне может конкурировать с человеком. В чём конкурировать? Не сами ли люди красивые, но пустые рифмы и безсмысленные тексты песен воспринимают как что-то высокое, к пониманию чего даже не нужно стремиться?
Вы всё ещё любите поэзию иеромонаха Романа? Тогда искусственный интеллект идёт к вам.
* * *
Моя любовь, стихи и песни, стоны
И шёпот, шёпот, шёпот тишины
Когда алеют розы, как пионы
Когда искрятся праздники весны
* * *
Мне хочется пройти сквозь тающий песок
И вылиться ручьями этой влаги
Упасть, сорваться, стать на волосок
Швырнуть, на лист промасленной бумаги
* * *
А совесть палачом бичует,
Размазывая образа:
Болезни юности врачует
Прозревшей старости слеза.
* * *
Принёс букеты алых роз
Ей из неведомого края
Восторг, и грусть, и море слёз
Апофеоз любви и рая
Да, да, я специально это сделал. Но толпа, воспитанная на размытых понятиях, не сможет их различить. Человека отучили говорить: «Это хорошо, а это плохо» — говоря так, ты становишься «токсичным», «отсталым» или даже ещё каким-нибудь. Мы не используем эти слова — всё хорошо, и Ангел бесу брат. Народ не понимает смысла и вообще понятия осмысленности — он ждёт, что строки просто затронут какие-то струны его души знакомыми красивыми рифмами, и ему этого вполне достаточно. Он готов принять любой текст, построенный по известному шаблону. Что может быть красивее, чем «апофеоз любви и рая»? Я не знаю, что такое «апофеоз», но «слуш звучт прям красива..».
Студия Артемия Лебедева около года тестировала искусственный интеллект, занимающийся дизайном логотипов. Всё это время программу выдавали за реального человека, — было завершено около двадцати проектов с настоящими заказчиками. И все заказчики были довольны. А теперь, внимание, сами логотипы:
Поясню. В течение года двадцать руководителей бизнеса, ворочающих деньгами, считали это логотипами. Трудно сказать, сами они до этого додумались или Артемий Лебедев убедил их, что это «ново-стильно-смело-сильно», но факт остаётся фактом. Предлагаю теперь посмотреть на настоящие логотипы:
Кто-то скажет: «А мне все нравятся» — добро пожаловать в стадо. Но я как человек скажу: логотипы, созданные ИИ, объективно плохи.
Сегодня искусственный интеллект даже рисует картины и пишет музыку. И делает это лучше людей. Каково это — осознавать, что, по сути, «случайные» картинки сегодня качественно превзошли многие человеческие работы? У современных «художников», зарабатывающих на рисовании деньги, часто заметно отсутствие даже минимального художественного образования. Они не имеют представления о перспективе, анатомии, цветах. Из-за постоянно растущих размеров экрана классический рисунок во многих сферах сегодня вытесняется плоскими векторными изображениями или коллажами (иллюстрациями, составленными из разных изображений, найденных в интернете).
Сейчас много рисовальщиков, но катастрофически мал среди них процент художников. Эта почва подготавливалась очень долго. Рисунки людей перестали представлять какую-либо художественную ценность, и изобразительные сюжеты настолько обнищали, что вполне вмещаются в железную коробку под столом.
Исследование показало, что люди не всегда могут отличить картины, написанные нейросетью, от человеческих.
Картина слева нарисована нейросетью, справа — человеком. И невозможность отличить одно от другого лежит только в области деградации общества. Я вижу, что левая картина не представляет никакой художественной ценности, но вполне допускаю, что она могла бы быть нарисована каким-нибудь неумелым художником. Это не является успехом ИИ, но именно так это подаётся. И я не могу заставить себя сказать «обе хорошие» — скажу как человек: левая картина объективно является мазнёй.
Точно так же, как объективно является мазнёй почти вся современная мультипликация. В ней присутствуют всё те же самые проблемы, что и в рисунке — максимальное упрощение форм и анатомии, предельное повышение яркости цветовой палитры, плоская и безжизненная векторная или 3D анимация вместо классической покадровой. Людей в мультфильмах почти не рисуют — в основном это персонажи типа смешариков, составленные из простых форм. Если берутся за рисование людей, то обычно это или безжизненное 3D, или персонажи с максимально упрощённой и уродливой анатомией. Если раньше фоны в мультфильмах рисовались акварелью и каждый пейзаж напоминал картину из музея, то сегодня они чаще всего безвкусные и уродливые, наскоро нарисованные на компьютере. Для примера деградации общего вида кадра можно привести несколько изображений:
И здесь проблема даже не в том, что мы не можем различить их в сравнении, а в том, что нам не дают этого сделать. Мы живём в огромном потоке низкокачественных произведений искусства, деградирующих с каждым годом, многие из которых, несмотря на это, имеют мировую известность. И если при сравнении ещё можно сделать какие-то выводы, то, постоянно находясь внутри этого потока, человек просто привыкает к такой искусственно заниженной планке, и произведения предлагаемого качества начинают его устраивать. В такой атмосфере живут современные дети и, вырастая, они просто не имеют твёрдых критериев для различения хорошего и плохого.
А я как человек говорю: не смотрите современную мультипликацию, смотрите старые мультфильмы. «Смешарики», «Три богатыря», «Рик и Морти», — всё это совершеннейший мусор, не имеющий никакой эстетической или художественной ценности.
Да, и ещё искусственный интеллект пишет музыку. А могло быть иначе? Я просто предлагаю сравнить две песни, написанные и исполненные людьми, но с разрывом в несколько десятков лет:
Можно оценить эти два произведения по множеству параметров: тембральное или гармоническое разнообразие, красота и сложность мелодии, живость исполнения, красота и осмысленность текста. Или можно сравнить первую композицию с какой-нибудь другой современной песней «про любовь» и сделать выводы непосредственно о смысловом наполнении и подмене понятий, произошедшей за этот период. По всем критериям вторая песня — мусор. Но толпа её слушает, платит за это деньги, а первой даёт статус устаревшей и просто её игнорирует.
Сейчас, особенно среди молодёжи, развелось много «битмейкеров» и нет ни одного композитора. Все их «произведения» сводятся либо к подражанию какой-нибудь киношной эпичности, либо к зацикленному проигрыванию одного и того же куска с разными обработками. Зачем изучать музыкальную теорию, если на YouTube столько ничего не умеющих, но «преуспевших» школьников, имеющих сотни тысяч подписчиков? Зачем делать что-то хорошо, если можно просто сказать, что хорошо всё, что бы ты ни сделал? И вся музыка так же становится пустой и безсмысленной — уже не нужны сложная гармония, красивая мелодия, живые исполнители. Достаточно просто «накидать биток», «чтобы качало», вводило в транс. Можно снять видео, на котором ты покачаешь головой под свою же музыку, чтобы зритель понял, как она «качает» — и цель достигнута.
Такой музыкой забиты все современные музыкальные площадки, а хорошие произведения просто остаются никому не известными.
Деградация мелодии в современной музыке имеет те же корни, что и деградация речи в тексте или переписке. Но та же толпа, не умеющая отличить хорошее от плохого, заворожённо повторяет свою мантру: «Это не плохо, просто это другой тип музыки». Проблема только в том, что некоторые типы и жанры произведений просто не должны существовать — они сами по себе являются следствием человеческой опустошённости. И точно так же, как человек не может выстроить длинную, осмысленную, эмоциональную фразу, — современный композитор не может выстроить осмысленную, эмоциональную и динамичную мелодическую партию. Он только безпомощно лепит что-то коротенькое и потом до тошноты снова и снова это повторяет.
Не хочу обидеть современных битмейкеров, гордо рассуждающих о смерти мелодии и классической инструментальной музыки, но просто оставлю здесь это:
О каком духовном развитии можно говорить с душами, построенными на песке? О каком духовном различении может идти речь, если нет твёрдости в различении даже обычных стихов, музыки, картин? Если толпа не может отличить человеческого текста от компьютерного. Если люди не умеют грамотно говорить, не хотят уважать собеседника, связывать слова в предложения — как они будут общаться с Богом? Правда, если современный человек говорит о «духовном совершенствовании» — скорее всего, он говорит о йоге, и ничего духовного в его «совершенствовании» нет. Стоит задуматься над тем, чтобы закладывать у детей здоровый фундамент обычного душевного развития, без которого в Церковь они будут ходить только для того, чтобы прикуривать там от лампад.
И над этим стоит задуматься самим христианам. Сегодня я больше радуюсь, встречая образованных и развитых молодых людей, являющихся открытыми христианами, нежели бьющих лоб в церквах елейно-добреньких, но точно так же боящихся высказать своё мнение, если оно не «Простите» или «Спаси, Господи».
Мы живём в мире, где быть открытым геем — это хорошо, а быть открытым христианином — постыдно и достойно всяческого общественного порицания.
Как человек я говорю: это некрасиво. Это уродливо. Но сегодня, чтобы народ понял это, нужно показать ему хорошую альтернативу, дать что-нибудь для сравнения. Христиане должны заниматься этим во всех сферах человеческой жизни и искусства, потому что вся эта нечистота уже давно проникла к нам и развращает народ. Люди должны видеть пример красивой семьи, красивой музыки, красивых картин, красивых и грамотных текстов, красивых и осмысленных книг, фильмов и мультфильмов. И не только видеть это как само собой разумеющееся, а знать: творить красоту и жизнь даёт только Бог любящим Его и верным Ему. И только Он даёт смысл существования и жизненное счастье.
Как говорил Великий:
Не слушайте этого дядю ребятки,
С ним давно всё понятно —
Он поёт только про бяки.
А я возьму в руки … факел
В трубке травка,
И мне пофиг, ю ноу ай лайк ит.
Давай ка приходи
Да я люблю подуть один,
Но не суть вдоем посидим,
Как мы любим, на берегу Москвы реки,
С лёгкой руки сочиним стихи про косяки.
Или может, просто великие у нас не те?
Павел Пристайович
Сайт «Ветрово»
21 марта 2023
[1]Искусственный интеллект. — Примечание редактора. ↩
Если подруга «потеряется» после такого разговора, то это ведь будет её личный выбор. Главное, что Вы поступите честно. Но, конечно, только рассуждать об этом легко…
Хочу заметить, что в приведённой выше истории Иеромонах Роман винит себя не за то, что сказал правду, а за то, что сказал её с недостаточной любовью. Хуже было бы, если бы монах не сказал. Подруга из истории живёт в обществе, где даже «церковь» начала потакать этой болезни, и она может просто не знать противоположной «жестокой реальности». Для неё это просто ещё одна подруга-христианка, в чьей религии такое поведение тоже не считается страшным, иначе она бы уже давно сказала. Иногда даже внешняя потеря друга может стать для него тем самым камнем преткновения, мучаясь о котором, через много лет он начинает задумываться. В христианине мирской человек должен видеть не просто очередного друга, а друга, который знает Истину, делающую людей счастливыми, и отпадая от которого, он теряет Истину и возможность обретения счастья. Если это так, то потеря друга может обернуться его приобретением.
Нужно понять, в чём корень этой дружбы. Любовь? В чём эта любовь, если дружба держится только пока ты потакаешь заблуждению друга? Неумение сказать? Но за твою слабость человек будет расплачиваться душой. Человеческая жизнь прерывается очень легко и быстро — могильный холмик всегда внезапен. Дружить с человеком и знать, что в любой момент ты можешь оказаться на его похоронах, потом укоряя себя за то, что не сказал ему главного — дружба это или саморазрушение?
Тогда чем же дорожить — Истиной или подругой? В Истине обретаются даже погибшие души, а в мирской дружбе теряются даже христианские. Блажен муж, который не ходит на собрание нечестивых. Не опасно ли для новоначального христианина, живя в обществе, которое почти насильно склоняет к принятию подобного образа жизни, водить такие дружбы и проявлять слабость в отношении них? Не потому ли жена Лота не вышла из Содома? Выше была такая мысль:
> Особенно трудно будет объяснить, если много лет этому не придавалось большого значения.
Но вспомним, что человек только недавно стал христианином. Если после этого у него не появилось никаких новых ценностей, будет ли такое христианство иметь ценность в глазах даже внешних людей? Христианин по духу — всегда будет камнем преткновения в глазах людей, узаконивающих грех, и такие люди либо попытаются склонить его к принятию своей точки зрения, либо, разорвут с ним дружбу (или прекратят творить грех). Это в любом случае произойдёт, а если этого не произойдёт — значит, христианин по какой-то причине не стал этим самым камнем преткновения.
И ещё хочу заметить, что дружбы теряются и на пустом месте. Даже естественным образом вышедшая замуж женщина может прервать общение со старыми подругами, потому что жизнь её изменилась. Держаться за дружбу, чтобы потом увидеть, что она всё равно потеряна?
Также, хочу обратиться ко всем любителям порассуждать о низости музыки и других видов искусства. Человеческую жизнь можно сравнить с образом человека, лезущего на гору. Ногами он стоит на твёрдой поверхности, а рукой тянется к драгоценному камню, ради которого туда и полез. Не дотягивается — кажется, немного не хватает. Тогда человек ищет новую опору, чуть выше, проверяет на прочность, осторожно на неё забирается, и снова пытается дотянуться. Святые люди имели сильные руки и могли повисеть над пропастью, не имея другой опоры, забираясь таким образом выше и быстрее. Камень — это Бог, опора — те интересы, которые Бог даёт человеку, чтобы тот не сорвался в пропасть. Но потом приходит такой «учитель», смотрит на человека и говорит: «Зачем стоишь на этом выступе? Ты же так никогда не долезешь. Отбрось это, оно тебе не нужно. У тебя достаточно сильные руки, чтобы удержаться» — человек доверяется, теряет опору и падает. А «учитель» просто безучастно смотрит, скорбно качает головой и идёт дальше: падение грешника — вина самого грешника:
Ему и дела нет, конечно,
Что кто-то покривит душой,
Что рядом погибает грешник
Ему живётся хорошо.
Поэтому, какими бы хорошими ни были намерения таких рассуждальщиков, все они сводятся к одному — выбиванию опоры из-под ног у того, к кому обращены. Человеку нужна опора, нужно понимание: то, что я делаю — это очень важно. И Бог даёт эту опору в виде каких-то жизненных интересов, которые, неважно, насколько они высоки, всегда имеют как минимум одну полезную сторону — они оберегают человека от падения.
Знаю по себе, что когда отпадаю от Бога, тут же начинается такое кружение по жизни, что и хочешь вырваться, а не можешь. Кстати, довольно хорошо играю в Counter Strike — безполезная способность, добытая как раз в периоды таких отпадений. И нет сил снова вернуться на правильный путь, а в душе только один крик: «Господи, спаси, погибаю!» И Бог слышит, касаясь души воспоминанием: «Да ведь я же музыку забросил!» — и тут же море утихает, душа успокаивается. Но потом приходит Георгий Селин, иерей или другой «учитель» и начинает пространные рассуждения о музыкальных инструментах, придуманных Иувалом или о птичьем пении, рядом с которым Бах — ничто. И какова цель таких рассуждений? Явно, благая. А каков результат?
То, что происходит иногда со мной, — это только преддверие возможного падения. И ясно вижу, что Бог дал мне всё, что я имею, для достижения многообразной пользы, но главная польза — именно в опоре для меня самого. Хорошо, что я научился не слушать таких «учителей» (хотя, осадок всё равно остаётся), а другие люди не всегда могут этому противостоять. Но и изощрённости искусителей нельзя недооценивать — всегда найдётся кто-то хитрее тебя, который неожиданным приёмом вдруг собьёт тебя с ног. А выбей у меня опору — кем я стану? Возможно, очередным алкашом, разочаровавшимся в людях, в Церкви и во всём на свете. Дно какой пропасти я смогу потрогать? Но это будет моей бедой — Георгий Селин, иерей, просто пройдёт мимо, сочувственно повздыхав.
Но Бог хранит. Будем и мы хранить друг друга, и хотя бы внутри своей христианской семьи не станем допускать действий, которые на руку нашему общему врагу. Не спешите во всеуслышание уверенным голосом разрушать то, что ценно для человека. А творческие люди особенно ранимы.
Из слов искусителя Павлу: А правда ли что Бог запретил в раю играть на музыкальных инструментах?
Ответ Павла искусителю: Мы пока не в раю. Нам иногда это необходимо.
Павел, у Вас ещё и писать хорошо получается. Старайтесь не размениваться на большое количество комментариев, а лучше пишите статьи (хотя и Ваши сообщения очень хороши — чего стоит ответ Людмиле Николаевне). Процесс писания собирает человека, сосредотачивает, избавляет от уныния и расслабленности. Помимо читателей нашего сайта, которые написали отзывы под Вашей статьёй, её читали многие другие, в том числе мои личные знакомые. Вот отзыв одной из них, хорошего поэта (на мои слова, что статью не все принимают):
«Есть духовное, есть душевное. Если внимательно Апостол читать, то со временем понимаешь, что душевное — враг духовного. И есть люди, которые стараются что-то с собой делать — просить Бога открыться, вразумить, повести туда, куда Ему угодно. А есть те, которые «рулят сами» и постоянно бомбардируются помыслами от лукавого. Так понятно, что последним не до высоких материй. Им и иеромонах Фотий, поющий Лепса, — духовность. И сериалы по телевизору — ступень к христианству. И комиксы о Господе — пища для души. Поэтому статья хорошая, основательная, а кто там её как воспримет — не Ваша печаль. Вы своё дело пред Богом сделали — послужили Истине. Аминь.
У меня духовник есть. Так когда мы с ним познакомились, я тоже во всякой культуре-мультуре полоскалась, докой была, прямо местным идеологом… И он мне начал потихоньку намекать, что не теми вещами я занимаюсь. Для меня это шоком было. А особенно, когда он сказал, что «если хочешь молиться, музыку выключи». Любую. Вообще. А я слушала денно и нощно, и все жанры. Но правда, я выключила. Без анализа. Подумала, «ему, должно быть, видней». По сей день ему благодарна за «азы духовной гигиены»».
И ещё она написала, что отправила ссылку на статью своей дочке — «в воспитательных целях».
У Вас в статье, конечно, можно увидеть мысль о том, что и общество, и культура подвержены распаду, а вот в Бахе (т.е. в традиционной, признанной музыке) такого нет, она подлинная. Дело в том, что у отца Романа довольно категоричный взгляд на этот счёт — почитайте подборку его стихотворений об искусстве: https://vetrovo.ru/inoi/iskusstvo-tvorchestvo/ Отец Георгий его взгляды разделяет и постоянно теоретизирует на эту тему. Отец Роман однажды сказал при мне по поводу евангельского эпизода о богатом юноше (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27): «Наше богатство — это не только материальное. Это могут быть и знания, и искусство, культура». (Это примерные слова. Где-то я уже писала об этом, но сейчас не могу найти.) Меня эти слова поразили. Да, не оставив то, чем наполнен до краёв, не можешь пойти за Христом. Но это не значит, что верующий человек не может заниматься творчеством. Просто в творчестве нужно стараться отразить Божье, но для этого Бога нужно узнать — не на уровне показного благочестия, а по-настоящему, чтобы все силы души отозвались. А самые известные, прославленные произведения разных видов искусства зачастую отражают просто страсти мiра, и это пагубно, даже если отражал их очень одарённый человек.
К сожалению, в наше время мы подошли к черте, когда люди просто оказываются неспособными читать книги, смотреть традиционные картины, слушать классическую музыку. В наше время испытываешь облегчение при виде того, что ребёнок просто читает какую-то вменяемую книгу из нашего детства. Поэтому Ваше противопоставление «опустившейся» музыки Баху было мне понятно и мною принято. Всю мiровую культуру распотрошили на «посты» для социальных сетей. Более того: я, например, подписана на группу одного православного издательства, и меня раздражает (!), когда они в течение дня несколько раз публикуют отрывки из православных книг, в том числе из Псалтири — просто потому, что я не готова читать в любой момент по их желанию Псалтирь. Нужно очень разумно ко всему этому относиться. Например, Вы сделаете прекрасный мультфильм. Но откуда Вы знаете, что сможете донести его вменяемых зрителей и что по Вашему мультфильму не пробежит стадо слонов? Приходит даже в голову такое: по-настоящему ценно то, что сокровенно. А значит, очень сомнительно, что его можно растиражировать. Например, Вы любите девушку и поэтому выводите её на арену стадиона, чтобы все увидели. А там сидят, пиво пьют, едят фисташки, матерятся. Ну так зачем было туда её приводить?
Да, нужно говорить о прекрасном, о высоком. Но, может быть, в наше время — в довольно узком кругу, куда могут приходить желающие, но где никогда не станут метать бисер перед свиньями. Возможно, во мне есть снобизм, но я переживаю, когда снимают популярные фильмы, например, о монастырях: у меня заранее возникает какое-то предубеждение. Страшно, что за зрелищностью пропадёт единое на потребу. Народ слопает и дальше помчится, и никогда не узнает, в чём же Тайна!
Простите за сбивчивость мыслей, спешу, как и все. К тому же эти мысли не додуманы мной до конца, но это то, что мучает.
Людмила Николаевна, а я ещё хочу напомнить такие слова: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10: 34-36). Думаю, их можно отнести и к ситуации с подругой, которой нужно сказать, возможно, спасительные для неё слова — пусть даже ценой утраты дружбы.
> Павел, у Вас ещё и писать хорошо получается. Старайтесь не размениваться на большое количество комментариев, а лучше пишите статьи
Спасибо, может быть придёт идея статьи, и тогда обязательно напишу. Тем, на самом деле, много, только нужно пережить какую-нибудь самую ранящую, как пережил эту тему про ИИ, и тогда текст сам начинает литься. Спасибо, очень радостно, что статья кому-то пригодилась — значит, не впустую писал.
Если говорить о сравнении традиционной культуры с современной я больше указывал не на её положение относительно Бога, а на вектор направленности. Мы же двигаемся. У традиционного искусства направленность вверх, а у современного — вниз. Направленность вверх тоже не всегда означает, что человек не придёт к какому-нибудь самообольщению, но направленность вниз всё равно хуже. Это я старался показать в статье.
> Дело в том, что у отца Романа довольно категоричный взгляд на этот счёт — почитайте подборку его стихотворений об искусстве
Читаю их наизусть в своей голове. У стихотворений Иеромонаха Романа такое свойство — один раз прочитал из книги, и дальше читаешь только из головы:
Искусство, творчество — два брата-близнеца?
Да не прельстит вас пагубное сходство.
Один — во власти падшего уродства,
Другой внимает красоте Творца.
Полностью согласен и разделяю эту мысль. Я лишь за то, чтобы не косить всё одной косой. По этой причине однажды (когда ещё не знал такого стихотворения) сам сделал осознанный выбор — из литературного читать только священные тексты. Говоря о классическом искусстве (которое само по себе мне тоже не близко), я говорю не о цели, а о ступени:
1. От попсы путь наверх — к классическому искусству
2. От классического искусства путь наверх — к образному творчеству о Боге
3. От образного творчества путь наверх — к явному творчеству о Боге
Иеромонах Роман, ведь, свои стихи тоже не из воздуха берёт. Думаю, он много тренируется и изучает литературу. На чём тренируется и что изучает — этого мы не знаем, но вряд ли он стал бы учиться у второсортных поэтов. Однако, мы видим, что он старается писать красиво. У хорошего творчества, приводящего к Богу, тоже есть ступени. Вот это «образное творчество о Боге» — то, что точно так же требует больших трудов в познании гармонии мира, но при этом не будет воспевать человеческих страстей. Я же могу, например, снять детскую волшебную сказку, в которой не будут воспеваться страсти, но которая о Боге будет говорить не напрямую, а образно? Думаю, что это не плохое творчество.
У Иеромонаха Романа есть ещё и такие слова:
Но богослов, не мудрствуя лукаво,
Поэтов всех одной косой скосил.
Этим и занимаются теоретики, которые всё, что не напрямую говорит о Боге, сразу причисляют к страстному, испорченному искусству. И ваша мысль с этого момента: «К сожалению, в наше время мы подошли к черте, когда люди просто оказываются» как раз о том.
> Например, Вы сделаете прекрасный мультфильм. Но откуда Вы знаете, что сможете донести его вменяемых зрителей и что по Вашему мультфильму не пробежит стадо слонов?
Знаю, что пробежит. И меня задавит. Это очень страшно, я ведь, всего лишь человек. Но я человек, которого однажды призвал Бог, и который не может не идти или даже ползти, когда идти уже нет сил. Вы бы знали, как больно всё это, но ещё больнее видеть, что происходит с детьми и ничего этому не противопоставить. И в моменты упадка молишься, чтобы Бог дал первую радость и первую боль, чтобы не испытывать второй боли, безрадостной. Иисуса Христа, ведь, распяли — это не означает, что Ему не нужно было приходить. И плевали на Него — как раз те, к кому Он пришёл и кого любил. Конечно, души своей я перед этим стадом слонов не открою (просто из чувства самосохранения), но для того я и делаю образное, чтобы, не открывая, приоткрыть. Вот посмотрите любой современный фильм, что там показывается? Там закладываются деструктивные модели поведения, например:
Ребёнок не слушается родителей > Родители извиняются перед ребёнком, что не понимали его
Если показать фильм с правильной моделью поведения, не будет ли это вести детей к Богу? Конечно, будет. Когда дети уже почти с Богом, даже стихов Иеромонаха Романа может не понадобиться — открывай Псалтирь и читай. А когда дети на помойке, в грязи, как сейчас, — их нужно для начала хотя бы накормить. Потом согреть. Потом помыть. Потом одеть. И это всё — путь к Богу. Мы же говорим о нашем времени, но почему-то в категориях давно прошедших времён.
Я знаю свою жизнь, и точно знаю момент, в который Бог коснулся души и повёл меня к тому, к чему я до сих пор иду. И я понимаю, против чего и против кого я иду, и о стаде слонов я знаю, и о тех, кто руководит этим стадом, но я вижу, что куда-то Бог меня ведёт и не хочу останавливаться. Иногда так бывает — нападает уныние, ослабеваешь, ищешь помощи у своих же братьев-христиан, а они вместо помощи начинают убеждать тебя в том, что всё, чем ты занимался столько лет, — пустое просто потому, что им хочется, чтобы оно было пустым. Не вдаваясь в подробности, что именно и почему ты делаешь. Я далёк от самообольщения душевной стороной искусства. Я бы даже обсудил свои сценарии с духовно опытным человеком, лишь бы, они действительно, а не по видимости, приводили к Богу, в чём и есть моя цель. Но к великому сожалению, такого человека я пока не нашёл, хотя искал и ко многим обращался.
> Страшно, что за зрелищностью пропадёт единое на потребу. Народ слопает и дальше помчится, и никогда не узнает, в чём же Тайна!
Да, это страшно. Потому я и против того, чтобы снимать мультфильмы непосредственно о святых или фильмы о монастырях / в монастырях.
Опять сообщение-статья. 😀 Я больше так не буду.
Павел, отец Роман сейчас на художественной литературе не тренируется. Конечно, в юности он прочитал много художественных текстов — и сам по себе, и учась на филологическом факультете. Но у него в скиту произведений художественной литературы не найдёшь. Могу сказать, что многие из новых стихотворений написаны на основе высказываний святых отцов — например, здесь он даёт понять это словами эпиграфа: https://vetrovo.ru/perepev/ , здесь об этом сказано в примечании под стихотворением: https://vetrovo.ru/nedelimost/ , а здесь мы указываем на это изображением: https://vetrovo.ru/obyazannost/ , https://vetrovo.ru/glubina/ . Слышала, как отец Роман, читая краткие высказывания святых отцов, говорил: «Какие классики могут с этим сравниться…» Но Вы правы, что он следит и за формой — не только за тем, чтобы донести мысль, но и за тем, чтобы само звучание было гармоничным. И всё же красоте слова он учился у светских поэтов очень давно. Конечно, важно иметь хорошую школу, чтобы потом использовать мастерство во славу Божию. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов учились у языческих риторов, но проповедь их была христианской.
Да, косить всех одной косой нельзя. Нужно знать, кому, когда, что сказать, трости надломленной не переломить и льна курящегося не угасить.
> Павел, отец Роман сейчас на художественной литературе не тренируется.
Я потому и сказал, что не знаем — что он точно тренируется, но явно не на мирской литературе.
Это «его зверейшество» искусственный интеллект на нас с вами тренируется, накапливая наши словоизвержения и анализируя, и тем усиливаясь. Помните мультик, как мальчик не хотел кушать и скармливал свою еду мухе, из которой выкормил монстра? Вот и мы, из благих побуждений и немного из (тщеславия?) желания кому-то помочь скармливаем свою реальную жизнь и общение с ближними интернету. У протоиерея Николая Рагозина, умершего в начале 80-х, были уже слова-предупреждения об опасности компьютера-зверя, который будет знать наши мысли и всё о нас. Вот мы и дожили до времени сбывшегося предсказания. Всё, что мы публикуем, крадя у ближнего круга и переводя из области живого и реального, в сферу лжедуховную-виртуальную (особенно когда это так эмоционально и красиво написано), — корм зверя, тренировка его умений. Ну как ещё назвать это не существующее существо?
Екатерина, пусть зверь покушает, это наименьшая из наших проблем. У него есть гигабайты художественной литературы, что ему до наших эмоциональных комментариев на сайте Ветрово? Проблема в том, что люди не умеют писать лучше, чем он. Но мы же не будем сейчас отказываться от общения на сайте только из-за того, что за нами следит искусственный интеллект?
Павел, эти плетения словес он уже наверняка поглотил и обогатил свой внутренний мир. В том и беда, что теперь он жрёт наши жизни и жар нашего сердца, наше время и силы для молитвы и ближнего.
Павел,
спасибо огоромное за ваш комментарий, есть о чем поразмыслить и поверьте у вас талант, но мне хотелось бы немного рассказать историю нашей дружбы, чтобы вы смогли правильно оценить всю ситуацию. Познакомились на работе, мы пришли работать в одну и ту же компанию практически в один и тот же день и обе были приняты.
В мой первый рабочий день меня вызвали в кабинет начальника, который в дальнейшем станет и нашим общим другом и наставником ( настолько, что мой сын до сих пор называет его дедушкой). Он вызвал меня к себе в кабинет, чтобы поздравить с должностью и деликатно спросил, не буду ли я против того, чтобы со мной в кабинете была еще одна коллега, уточнив что она, по наслышке, нетрадиционной ориентации, но если возникнут проблемы он тут же переведет меня в другой . Я согласилась, так как учитывая серьезность коллектива и самой компании понимала, что скорее всего она образованный и взрослый человек и мы в любом случае найдем общий язык. Так и состоялось мое знакомство с девушкой по имени Магдалина (имя не вымышленное)….думаю ее имя вызовет и воспоминания о чем говорил сам Христос, как раз о камне преткновения: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень» 8 глава Евангелия от Иоанна. Шли месяцы, года ( в общей сложности 7 лет), совместные поездки по работе, совещания и невольно ты соприкасаешься с жизнью этого человека, с его переживаниями, становишься невольным соучастником событий и ее личной жизни тоже. Ты не можешь им не стать, находясь в одной комнате в течении 8/10 часов твоего рабочего времени, к этому прибавляются и совместные обеды, дни рождения и праздники. Со временем я знакомлюсь с ее семьей, родными и близкими, с ее бурной жизнью, а она в свою очередь с моей и поверьте моя семья, родные и друзья, все до единого, видят в ней исключительную натуру : коллеги ценят ее за рабочую хватку,образованность, трудолюбие с большой буквы Т.
Я тогда была новичок в деле, но все же прошла по конкурсу и меня взяли. Первые советы по работе и первую помощь я получаю именно от нее. Ей всегда хватало терпения все досконально объяснить и поддержать если что то не получалось. Со временем я все ближе знакомлюсь и с ее внутренним миром и ее душевной теплотой, это тот человек, который не оставит в беде !!! и прийдет по первому зову.
Вы говорите о потаканию греху ….я совсем могу согласиться. Она такой же человек как и я, и как я могу судить о человеке, который еще в раннем детстве почувствовал себя «другим», возможно помимо морали, человеку нужна и другая помощь, а если за все эти года этого не произошло, не будет ли моя правда не помогающей а убивающей. Поверьте, если бы мои слова могли принести такую пользу !!! я бы не задумывалась ни минуты….
Да вы правы, я не принимала это за грех, но только потому, что просто не фокусировала свое внимание на ее интимной жизни, а лишь на ней как на Человеке. Ее натура, покрывала для меня все ее недостатки, в том числе и этот смертный грех, о котором я по существу задумалась всерьез только недавно и лишь по одной причине, потому что и сама то наконец стала задумываться о Вечной Жизни и как любая женщина, мыслишь просто по матерински, где окажется душа моих родных и моя душа тоже, а близких и друзей ? и естественно становится страшно и молишься и переживаешь и плачешь о всех. Возможно я и вправду до конца не осознаю всю сложность ситуации, но уповаю лишь на милость Божию, ведь если мы потеряем Надежду в ЕГО милосердие, то тогда не вижу смысла во всем этом. Не спрою, мне нехватает храбрости сказать правду, но я боюсь еще больше покалечить и так истерзанную Душу. За все эти годы я пыталась с ней говорить на эту тему и она всегда прислушивалась к моему мнению и даже делала шаги, чтобы исправиться и поверьте многое она изменила в своей жизни: оставила все свои хаотичные связи, изменила ритм жизни, забросила все вечеринки и сейчас рядом с человеком который дал ей внутреннее спокойствие.
Магдалина выросла в глубоко верующей семье и как ни странно очень верующая и она намного чаще благодарит Бога за прожитый день, нежели я, которая пусть и недавно воцерковилась, но все же не такая благодарная. Я не отрицаю то что говорит и думает об этом Церковь и что написано в Библии, читаешь и становиться страшно, но к сожалению мое двоедушие по отношению к этой ситуации пока берет надо мной верх.
Господи вразуми !!! Благодарю Вас за ваши советы и помощь !!! Храни Вас Господь и Божья Матерь.
Екатерина, так вот он, страждущий Павел. Чем не ближний и чем не повод помолиться?
Пелагея, я понимаю ваше переживание, сам имею подобное, только в другой области. Разумеется, это не чужой для вас человек, и ясно, что вы о нём безпокоитесь. Не оставляйте Бога и не допускайте мыслей в оправдание греха, однако, продолжайте молиться — и когда со временем ваша боль о подруге и молитва за неё дорастут до некоего предела, — Бог может дать утешение. Это совет из опыта. Но ни в коем случае не оправдывайте грех. Кто-то из святых говорил, что если у человека появляется мысль о ком-то помолиться, значит, эту мысль даёт Бог, а Он зря ничего не даёт. Обязательно будет польза от вашей молитвы.
Спасибо огромное за поддержку, просто ее решение о узаконивании отношений своей связи выбила меня из колеи, я не согласна с ее решением, но каждый раз видя ее светящеесе от счастья лицо ….думаю вы меня поймете, просто прошу помощи у Бога, пока другого не дано…
«Иногда даже внешняя потеря друга может стать для него тем самым камнем преткновения, мучаясь о котором, через много лет он начинает задумываться.»
Потеря семейного счастья может быть ещё более мучительной, чем внешняя потеря друга. Думаю, что если бы подруга, вступающая в однополый брак знала нааерняка, что Истина делает человека счастливым, то наверное, дорожила бы больше дружбой с христианкой, которая пытается направить её к Истине. Но пока она знает наверняка только другое счастье — земное, которое, увы, несовместимо с Истиной. И пока это счастье для неё более реально.
«Хочу заметить, что в приведённой выше истории Иеромонах Роман винит себя не за то, что сказал правду, а за то, что сказал её с недостаточной любовью.»
А я заметила в приведённой цитате отца Романа слова в скобках — «по её просьбе», подчеркнутые восклицательным знаком. Эти слова дают основания думать, что даже сказанное с любовью не будет воспринято должным образом, если человек не готов слушать.
Отец Роман: «Впрочем, виню себя: нужно было чисто по-человечески расположить к себе и уж потом (по её просьбе!) коснуться духовной темы, а не наступать на мозоли.»
Разве Христос, говоривший с людьми во время земной жизни, не был воплощенной Любовью? Но все ли были готовы Его слушать? И кто из нас может сказать, что в нём достаточно любви?
Также и в приведённой истории. Если человек счастлив от того, что вступает в однополый брак, то с какой бы любовью ни скажи ему, что это грех, что этого делать нельзя, он вряд ли услышит. Люди не любят, когда кто-то мешает их счастью и отравляет его подобными разговорами. В друзьях мы ценим не только помощь в беде (на это способны и не друзья, а просто отзывчивые люди), но и способность сорадоваться нашему счастью.
А вообще, наверное, сказать человеку правду, чтобы предостеречь его от того, что может ему навредить, а не с целью обидеть, в любом случае будет проявлением любви. Только не все и не всегда бывают способны понять и принять такую любовь, от которой становится горько, а, значит, говорить правду в таких случаях имеет смысл лишь для очистки совести говорящего.
Ольга Сергеевна, а я хочу Вам напомнить слова отца Романа.
НЕРАЗУМИЕ
Не вразумляй, со злом борясь,
Живущих в нераденьи:
Они считают, ослепясь,
Парением паденье…
Брат брата вразумить хотел
Сердечными словами,
Тот неожиданно вскипел:
И сами, мол, с усами!
Поведаю, что сам с усам
Давно летел не к небесам.
От наставлений вышел вред,
Внушенья не полезны:
Разумно ли давать совет
Несущемуся в бездну?
Когда к обрыву брат шагал,
Что со словами мешкал?
Когда же он с него упал,
Любой совет – насмешка.
Путь от паденья отличи,
Тогда учи иль промолчи.
Иеромонах Роман
16 февраля 2020
Скит Ветрово
https://vetrovo.ru/nerazumie/
Хотя не исключено, что от меня опять ускользнул истинный смысл этого стихотворения ).
Так это же как раз о том, что всякому совету — своё время.
Но даже если кто-то уже упал и несётся вниз, неужели нужно поздравлять его с этим падением, радоваться за него или делать вид, что это нормально?
«Не вразумляй, со злом борясь,
Живущих в нераденьи» (творч. о. Романа (Матюшина) (НЕРАЗУМИЕ: 16 февраля 2020. Скит Ветрово).
«Но даже если кто-то уже упал и несётся вниз, неужели нужно поздравлять его с этим падением, радоваться за него или делать вид, что это нормально?»
Очень неожиданно, что Вы из моих комментариев сделали такие выводы, Ольга Сергеевна. Я как раз говорила о том, что радоваться или делать вид, что это нормально, (особенно верующему человеку) никак нельзя, но и советы нужно давать тогда, когда человек в них нуждается и способен их воспринимать, а не тогда, когда он счастлив своим падением.
//Кстати, довольно хорошо играю в Counter Strike — безполезная способность, добытая как раз в периоды таких отпадений. И нет сил снова вернуться на правильный путь, а в душе только один крик: «Господи, спаси, погибаю!» И Бог слышит, касаясь души воспоминанием: «Да ведь я же музыку забросил!» — и тут же море утихает, душа успокаивается. Но потом приходит Георгий Селин, иерей или другой «учитель» и начинает пространные рассуждения о музыкальных инструментах, придуманных Иувалом или о птичьем пении, рядом с которым Бах — ничто. И какова цель таких рассуждений? Явно, благая. А каков результат?//
А результат таков, что Вы заблуждаетесь и вводите в заблуждение других. По Вашему выходит, что игра в Counter Strike — безполезная способность, а музыкальная игра – полезная. Уверяю Вас, с точки зрения спасения души обе способности ― совершенно бесполезны. Точнее сказать, игра в Counter Strike даже полезнее, потому что приводит к чувству вины за бесцельно прожитое время и состоянию раскаяния, а музыкальная игра такую вину притупляет и не даёт возникнуть покаянию.
//пространные рассуждения о музыкальных инструментах, придуманных Иувалом или о птичьем пении, рядом с которым Бах — ничто.//
Слова про Иувала взяты из Священного Писания. Чем они Вас не устраивают? А «пространные» рассуждения про птичье пение просты: пение птиц гораздо лучше, чем музыка Баха, которая является порождением похоти плоти, похоти очес и гордости житейской.
//Из слов искусителя Павлу: А правда ли что Бог запретил в раю играть на музыкальных инструментах? Ответ Павла искусителю: Мы пока не в раю. Нам иногда это необходимо.//
Уверяю Вас, Павел, музыкальные игры не ведут в рай, но в противоположную от него сторону.
Я искренне благодарю вас за то, что не оставили без внимания мою публикацию и обсуждаете настолько сложную тему, многое смогла почерпнуть из ваших советов. Думаю, что я должна до конца объяснить всю ситуацию. Общаясь с Магдалиной, всегда обращала внимание на ее врождённое материнское чувство ко всем кого она опекала и я всегда искренне желала
ей родить ребенка ( наивно думая, что это может быть тоже выходом), по характеру она прирожденная мать , она всегда отшучивалась, отвечая что подумает над этим вопросом . И вот однажды она позвонила и сказала, что мое «желание» исполнилось, пусть и не в той форме в которой я ей всегда желала. Магдалина познакомилась с женщиной и у нее есть ребенок — мальчик и ему 5 лет . Поверьте я затрагиваю эту тему не просто ради собственного интереса, хотя читая Святых Отцов невольно вспоминаешь выражение » не верь себе….» , я думаю иногда нам всем полезно остановиться и подумать, что происходит в этом мире и как с этим жить…. так вот Магдалина представила мне свою подругу и ребенка. В первый раз, когда я увидела мальчонку мне было его искренне жалко, так как не каждая мать ставшая матерью имеет материнское чувство и ему явно не хватало тепла и заботы. Мальчонка появился на свет методом искусственного оплодотворения. С того времени прошло три года, и каждый раз, видя его,, обращаю внимание как он раскрепостился и изменился и это тоже благодаря моей подруге…..всю любовь, которую она хранила в себе сейчас она изливает на этих двух людей да и не только. Я не пытаюсь оправдать Грех, я пытаюсь найти лучшее в этой ситуации. Иногда реальные вещи, которые происходят в нашей жизни, превышают самую большую фантазию…..и иногда по воле Божьей, в нашей жизни появляются люди, которые меняют нас и наши взгляды, заставляют быть более сострадательными и учат нас Любви. В этой ситуации я имею претензии только к самой себе, возможно за все эти годы я должна была сделать для нее больше, а не просто наслаждаться нашим общением. Вы правы Людмила, человек не воспринимает грех за грех, особенно если он считает что в его жизни случилось Чудо с большой буквы. Для нее факт налицо, она нашла любимого человека…целых два и дарит им все внимание и заботу, изменив свою жизнь в лучшую сторону: выйдя из пожизненного кутежа порочных связей, оставив все ради чужого ребенка и воспитывая его как своего собственного…….вот и кроется в этом мое двоедушие, где я задаю себе вопрос, какое я имею христианское право наносить вред не только ей, но в данном случае и ребенку тоже. А если это тоже Божья воля ? Я не хочу смущать вас более того, чем я это уже сделала, я не оправдываю Грех , я просто ценю и дорожу этим Человеком ! поверьте в Европе много детей родившихся в пробирке и которые воспитывают однополые браки и я тоже не знаю как к этому относится, но они уже родились, бегают, живут и дышат и требуют заботы и внимания. Я дважды соглашусь с вами Людмила, когда вы говорите, что речь скорее всего идёт лишь о моем желании очистить совесть….пусть это звучит резко, но вы правы, в данной ситуации я соучастник по умолчанию….
История-то какая, какие нарастают новые подробности и пафос происходящего… Это какая-то насмешка сатаны. Над нашей «любовью», терпимостью, пониманием всех и вся.
Пелагея! То, что сказано в Священном Писании о содомском грехе, никак не может измениться из-за того, что Ваша подруга обладает положительными качествами. Среди тех, кто погиб в Содоме и Гоморре, наверное, тоже было немало людей, которых за что-то можно было похвалить. Но это не может оправдать их смертный грех, выход только один – покаяние.
Можно привести, наверное, такое сравнение. Например, мы знаем, что какой-то человек – людоед, и, допустим, с недавних пор людоедство легализовали. Но при этом мы знаем ещё, что этот человек помогает бездомным или что он взял из детского дома ребёнка-инвалида и воспитывает его. Но ведь при этом людоедом он быть не перестал! И он страшен нам (хотя любит пошутить, и вообще искренний и открытый), и за этих бездомных, и за этого ребёнка-инвалида мы тоже сильно беспокоимся (хотя не похоже, чтобы он собирался их съесть – ведь он же их любит). Пусть бы лучше он не усыновлял никого, но есть людей перестал.
Как человек малодушный, понимаю, что Вам очень тяжело. Помоги Вам, Господи, найти правильное решение! Главное, не примиряйтесь с грехом подруги в своём сердце. Это будет неправдой.
Пелагея, вы несколько раз употребили такие слова, как «любовь» и «счастье». В данной ситуации, судя по тому, как вы её описали, не может быть ни того, ни другого. Противоестественные отношения — это смертный грех. Какие бы по-человечески хорошие чувства она ни испытывала к своей подруге и её сыну, пока она сознательно живёт в этом грехе, для вечной жизни она потеряна. Сейчас главная задача — не потерять вас как новоначальную христианку, живущую в очень неблагоприятных для христианина условиях. Для всей христианской семьи, для Бога, это в данной ситуации сейчас основная задача. Важно не потерять вас.
Вам нужно твёрдо понимать, что настоящая любовь возможна только в Боге, то есть, в жизни по Божией воле. Там же обретается и настоящее счастье. Если сейчас она испытывает что-то вроде эйфории, услаждаясь грехом, то потом это может вылиться в глубочайшее опустошение её души. Греховное услаждение очень далеко от счастья. Я предлагаю вам подумать о том, имеете ли вы достаточно сил, чтобы выдержать искушение в виде общения с человеком, сознательно живущим в смертном грехе. Если нет, безопаснее будет ограничить это общение, как бы вы ни были к ней привязаны.
Жизнь в смертном грехе очень далека от любви и счастья. Это саморазрушение и разрушение окружающих людей. Никакие добрые человеческие качества и никакой блеск в глазах не будут оправданием, когда человек предстанет с этим грехом на суд Божий. Это нужно твёрдо понимать.
И очень хорошо подумайте, стоит ли вам присутствовать на её «празднике».
Ольга, речь не идёт о примирении с Грехом, скорее о его прощении. Господь не ищет за что нас наказать, а за что оправдать….мы все предстанем пред Ним и не только со грехами…..потому и существует чаша весов, с одной стороны зло, а с другой добро. Иногда и гнилая луковица,брошенная в попрошайку, может быть оценена как подаяние….Возможно
самопожертвование моей подруги по отношению к этому ребенку и будет тем самым оправданием .
> Возможно самопожертвование моей подруги по отношению к этому ребенку и будет тем самым оправданием .
Нет, на смертные грехи это не распространяется. Только покаяние и изменение жизни. Вот, что пишет Игнатий Брянчанинов:
> Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык! Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.
Почитайте здесь:
http://брянчанинов.рф/tom3/37.shtml
Пелагея, но ведь можно дарить любовь этому ребёнку, не вступая в порочную связь с его матерью, если всё дело в материнских чувствах, которые Ваша подруга к нему испытывает. Да и с самой этой женщиной она могла бы просто дружить, как дружит с Вами, если бы к этой любви не примешивалось что-то другое, нечистое. Вы пишете, что родители Вашей подруги — глубоко верующие люди. Если это так и Вы не заблуждаетесь на их счёт, то наверняка они не раз объясняли своей дочери, что по этому поводу говорит Священное Писание. Так что грех свой она знает, но оставлять его не хочет. Если она не прислушалась к словам родителей, то и к Вашим вряд ли прислушается, тем более, если я правильно поняла, подруга старше Вас. Не знаю, о каком самопожертвовании со стороны подруги Вы говорите, но, думаю, что ребёнку, выросшему в такой семье и усвоившему, что это норма, вряд ли можно позавидовать, каким бы счастливым он сейчас ни казался.
Павел, Вы безусловно талантливы во многих сферах деятельности. Простите меня за мой вопрос, если он покажется Вам некорректным. Вы действительно считаете, что главное в жизни — карьера и деньги, а главное в людях — власть и богатство, как указано на Вашей странице ВКонтакте?
Или это у Вас такой «юмор» ?
P.S. https://vk.com/sailight
Алла, только вчера стал развивать страницу ВК, и вы тут же ее увидели. 😀 А до этого она была «фейковая», с заведомо глупым статусом, пустой стеной и такими данными о себе — использовал для общения со знакомыми. Вообще, да, это юмор, основанный на абсурдности ситуации — если в списке «о себе» есть явно бредовый пункт, который непонятно как туда попал, часто его выбираю.
Есть вещи, которые я бы не написал, чтобы не соблазнить людей, например, «Отношение к курению — положительное», но пока еще не встречал соблазнов относительно такого глупого утверждения, будто «главное в жизни — карьера и деньги». Поэтому оставил. А когда увижу, что это кого соблазняет, то уберу.
Павел, Вы меня немного успокоили. А то я не знала, что и подумать: какое-то раздвоение личности просматривалось 😉
Надеюсь, с Избранным Отроком Вы себя не отождествляете?
А страницу Вашу увидела чудесно «случайным » образом: увидела Ваш комментарий на странице друга ВКонтакте и зашла на Вашу…
«А страницу Вашу увидела чудесно «случайным » образом:»
Алла, надеюсь Вы не каждого человека, кто пишет тут на «Ветрово» комментарии, можете так легко найти… А то как-то страшновато становится…
Олег, не беспокойтесь: «и волос с головы вашей не пропадет»
> А то я не знала, что и подумать: какое-то раздвоение личности просматривалось
Алла, властвуйте над своими помыслами, старайтесь о приобретении добрых помыслов, оправдывающих двусмысленное, что увидится в человеке.
Да при чем тут волосы, Алла? о волосах ли я пекусь? Социальный статус, положение, всё что нажито непосильным трудом….
Павел, похоже, к Вашей «талантливости во многих сферах деятельности» присоединяется ещё и прозорливость. Сегодня как раз читала о ложных предположениях, которым нельзя доверять, и думала, как бы поделиться ими с читателями: https://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushepoleznye-pouchenija-i-poslanija/1_12 .
««Все спасутся. Я погибну», – говорит совесть, просвещенная Духом.»
«Все спасутся. Я погибну», – говорит гордый самоубийца, прежде чем шагнуть в пропасть.
Редактор, теперь почва подготовлена. 😀 На самом деле, частая ситуация, и этот вид мысленной лжи постоянно преследует (думаю, всех). И он борется не объяснениями, почему у тебя здесь написано так, а здесь — так, а самим человеком, когда тот начинает замечать в себе это как некий недостаток.
К комментарию Олега — вчера писал это в сообщении на почту, но вижу смысл продублировать здесь, так как мысль интересная, но я мог чего-то не учесть. В комментариях выше была эта фраза:
> «Все вокруг хорошие, один я погибну»
Эта фраза, на мой взгляд, есть ложное смирение и нежелание думать. Ложное смирение — потому что под маской смирения скрывается нежелание действовать и противостоять злу. Нежелание думать — значит, нежелание объективно и честно смотреть на вещи. Почему все хорошие и почему я плохой? Если я не участвовал ни в одном аборте, я же не могу быть плохим в сравнении с тем, кто участвовал? Уже даже от одного примера нарушается истинность фразы. А окончание «один я погибну» — прямой путь к отчаянию.
Все спасутся. Кто спасется? Все нераскаянные злодеи, убийцы, детоубийцы, представители лгбт, феминистки и мужененавистницы, блудники? Правда, все они спасутся? И при этом, ты такой смиренный христианин — погибнешь? Значит, толку нет в твоем христианстве, если в нем спасается любой злодей, а смиренный христианин погибает. Это уже близко к богохульству. Вот так одна «смиренная» фраза при ближайшем рассмотрении обрастает гнилью.
Интересно будет узнать мысли других на этот счет.
«Все спасутся. Кто спасется? Все нераскаянные злодеи, убийцы, детоубийцы, представители лгбт, феминистки и мужененавистницы, блудники? Правда, все они спасутся? И при этом, ты такой смиренный христианин — погибнешь? Значит, толку нет в твоем христианстве, если в нем спасается любой злодей, а смиренный христианин погибает. Это уже близко к богохульству. Вот так одна «смиренная» фраза при ближайшем рассмотрении обрастает гнилью.»
Поддержу Павла в заданном им верном вопросе и его направлении поиска ответа. Большинство — увы — тех, кто пытается, начитавшись святых Отцов, принимать данную фразу («Все вокруг хорошие, один я погибну») на себя — попадают в сети ЛЖЕсмирения.
Павел, мне эта фраза показалась противоречащей здравому смыслу. Если человек не видит зла вовне себя, то как он может увидеть его в себе? Получается, что он и понятия не имеет о том, что такое зло, если последнее представляется ему добром, а люди, творящие его — достойными спасения. Это либо полное отсутствие способности к рассуждению, к различению добра и зла, либо, как Вы правильно заметили, — ложное смирение, то есть — обратная сторона гордыни.
«Алла, властвуйте над своими помыслами, старайтесь о приобретении добрых помыслов, оправдывающих двусмысленное, что увидится в человеке.»
Благодарю, Павел, за добрый совет. Постараюсь следовать ему. Как известно, Господь часто вразумляет нас словами из уст людей, с которыми нам доводится контактировать .
Скажу только, что не хотела Вас обижать своими недопониманиями и недоразумениями , но памятуя о том, что Вы писали о Вашей семье, где не принято замалчивать проблемы, решила озвучить то, что было неприятно прочитать на Вашей странице, учитывая мое заочное расположение и симпатию к Вашим трудам на сайте Ветрово , чтобы впредь эти недоразумения не возникали. Моя проблема видимо в том, что не могу избавиться от наивности, всему верю и всё принимаю за «чистую монету».
Еще раз прошу прощения.
Павел: «А когда увижу, что это кого соблазняет, то уберу.»
Это как раз тот случай .
Из Жития старца Иосифа Исихаста:
«Старец Иосиф его непрестанно обличал, ругал, бил, оскорблял, ежедневно употреблял всевозможные оскорбительные слова, изощренные колкости и эпитеты.»
«Он плакал, но говорил: «Старче, бей меня, колоти. Пусть треснет моя гордость». Это была трудная, но прекрасная жизнь.»
«В последний год жизни старец Иосиф Исихаст заболел фурункулезом. Все его тело стало сплошной гнойной раной. Было много гнойников, послушники их вскрывали, резали его по живому. «Режь меня!» — кричал старец. Кровь текла ручьем. Израсходовали более ста пачек ваты.»
«Монах Афанасий часто утомлял и огорчал старца Иосифа. Иногда старец Иосиф его бил, также как и монаха Арсения. Монах Афанасий был очень смиренным и самоотреченным. Он пил воду из цистерны, в которую падали змеи и мыши. Он говорил: «Бешеный пес должен пить отсюда. Ничего со мной не случится». Монах Афанасий много трудился до самой старости. У него образовалась незаживающая язва в результате запущенной раны ниже колена. Его живого ели черви, а язва испускала зловоние. Приходил врач, обрабатывал рану и делал перевязки. Но как только он уходил, монах Афанасий срывал повязки и расчесывал ноги. Он хотел умереть. Вся комната воняла от червей и гнилого мяса. Такой это был мужественный человек!»
«у старца Арсения в организме завелись черви, а монах Ефрем Ф. чуть не умер. Нельзя было ничего выбрасывать, даже очистки и кожуру. Была полная антисанитария. Старец Иосиф запрещал мыть столы, посуду, ели прокисшую еду, которую готовили на неделю. В продуктах заводились черви и гусеницы. Ели червивые и протухшие макароны, фасоль, сухари, сыр, траву. У старца Иосифа Исихаста на шее вылезали чирьи, стало больным сердце, он мог бы прожить гораздо дольше, если бы не эта отравленная еда. В пост их мучения увеличивались, ели они мало и редко, и то протухшую, заплесневевшую и червивую еду, воды не пили,»
Сравним:
«Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5:28–30)».
Ох, Апостол Павел просто не был знаком с духовными практиками Иосифа Исихаста. Поэтому так написал.
Это я всё о том же. О том, как одни и те же слова совершенно по разному понимаются.
Алла, вы меня ничем не обидели, мы обсудили ваш вопрос и пришли к единомыслию. Да, православные — это все одна семья, и от своей семьи обычно ничего не скрывают, а все проблемы и недопонимания решают внутри нее. Здесь вы правильно рассудили.
И если вас соблазняет фраза в моем статусе, предлагаю подумать о ней. Я отрок? Был, когда Бог меня благословлял (но и по фотографии похоже, хоть она и старая). Избрал ли меня Бог? Бог избирает всякого человека из развращенной среды, делая его Христианином в Таинстве Крещения. Возлюблен ли я Богу? «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» — у меня этого в преизбытке. Благоволит ли Бог мне? Это можно видеть по моей плодотворности и самостоятельно сделать выводы — «Дела, которые Я творю, они свидетельствуют о Мне». Эта фраза появилась там не случайно, и она призывает всякого человека задуматься о понимании Евангельских фраз в разных смыслах, а не только в общеупотребимых. Жить Евангелием, изучать его, не бояться исследовать открыто, как Книгу Жизни, а не мертвую букву закона. Не всякий шаг человека ведет к погибели.
Людмила Николаевна, спасибо, понравилось ваше рассуждение.
Павел : «Дела, которые Я творю, они свидетельствуют о Мне». Эта фраза появилась там не случайно, и она призывает всякого человека задуматься о понимании Евангельских фраз в разных смыслах, а не только в общеупотребимых.»
Павел, в вашем статусе не эта фраза . Там другая :
«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя.»
Что вы этим хотели сказать о себе ?
Когда читаешь ваш статус и ваши ценности возникает диссонанс .
Об этом был мой вопрос .
Благодарю, Павел, за разъяснения. На этом предлагаю закончить .
Благодарю и за то, что подкорректировали то, что меня смутило.