col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Павел Пристайович. «Не знаю, а мне нравится!», или Паралич критического мышления

Искусство деградировало, потому что деградировало общество, и общество вымирает

«Со­де­лав­ши­ся сам бо­же­ствен бо­же­ствен­ных ве­щей по­зна­ни­ем, и в тай­не ума свя­тая со­крыв от не­о­свя­щён­но­го на­ро­да, яко еди­но­об­раз­ная, хра­ни: не бо пра­вед­но есть, яко­же Пи­са­ние гла­го­лет, по­верг­ну­ти в сви­ния ум­ных мар­га­ри­тов чи­стое, све­то­вид­ное и дра­го­цен­ное бла­го­укра­ше­ние».

Эту фра­зу сей­час мож­но ис­поль­зо­вать для про­вер­ки IQ, но в то вре­мя, ко­г­да она бы­ла на­пи­са­на, она, воз­мож­но, бы­ла обыч­ной фра­зой, по­нят­ной сред­не­ста­ти­сти­че­ско­му че­ло­ве­ку, уме­ю­ще­му чи­тать. Но это не точ­но. А точ­но дру­гое — ис­кус­ство де­гра­ди­ро­ва­ло, по­то­му что де­гра­ди­ро­ва­ло об­ще­ство, и об­ще­ство вы­ми­ра­ет.

Некоторое время назад проводилось специальное исследование музыки. Искусственным интеллектом было проанализировано около 500 000 произведений (с 1955 по 2010 годы) различных жанров, для каждого из которых алгоритм рассчитал такие значения как гармоническая сложность, тембральное разнообразие и громкость. Если по первым двум параметрам современная исследованию музыка (то есть музыка 13-летней давности) критически деградировала, то громкость произведений заметно возросла. Есть такой миф, что чем музыка громче, тем выигрышнее она звучит.

Сегодняшний человек (особенно западный), наученный на всё смотреть безэмоционально и не делать не из чего никаких выводов, готов найти этому явлению любую причину из разряда «мир изменяется, и музыка просто становится другой, а это не хорошо и не плохо». Но он не хочет признать одного — музыка просто стала плохой; а всякого, кто выскажет эту страшную истину, сразу заклеймят «токсичным» и «отсталым».

Всему виной человеческая лень и потакающие ей удобства, окружающие человека. Ему всё меньше приходится делать самому, от чего страдает его общее развитие. Мелочи, которые кажутся неважными и на которых можно сэкономить, но которые дают о себе знать в перспективе — с этим человеком, его детьми и обществом в целом.

Кто сегодня может похвастаться тем, что до сих пор умеет писать рукой, не на клавиатуре? Для меня единственная возможность попрактиковаться в этом — подать записку в храме. Но просто перейти на печатный текст человеку оказалось мало —ведь бывают длинные слова, а бывают и такие, над правильным написанием которых приходится задуматься. Во втором случае на помощь успешно приходит функция проверки орфографии (которая точно так же отупляет человека), а в первом — слово оказывается проще сократить, чем тратить время и писать его целиком. Не ударишь в грязь лицом (если вдруг напишешь слово неправильно), сэкономишь время, а суть всё равно будет понятна.

Эта привычка выглядит безобидной, пока не перерастает в печатание текста отрывочными фразами. Писать длинные тексты долго — нужно ведь идти делать деньги или заниматься более полезными (приятными) делами. Лицо человека, находящегося в «высоких» слоях общества, уже давно перестало быть аристократичным — человек, имеющий большой бизнес и ворочающий деньгами, вполне может выглядеть и вести себя как бандит из 90-х или просто быть невоспитанным, не иметь даже самой общей образованности и минимального уважения к собеседнику. Образованности, конечно, не в виде пустых знаний, а в виде воспитания и широты кругозора — его интересует только прибыль, а людей он воспринимает только как средства к её приобретению.

Короткие фразы читателю сложно собрать в осмысленное предложение, так как за этим автор часто скрывает непонимание предмета разговора. Но вместо того, чтобы сесть и вдуматься в смысл своего сообщения, он делает ошибочный вывод, что проблема именно в неудобстве инструмента — неудобстве письменного общения, и решает вообще от него отказаться. И тогда он начинает наговаривать.

Но тот, кто не умеет формулировать свою речь письменно, не сможет сформулировать её и устно. Кажущиеся удобства становятся очередной формой неуважения к собеседнику — ты экономишь свои силы, наговаривая сообщение где-нибудь в дороге, заставляя собеседника по 10 минут вникать в твои пространные и рассеянные рассуждения вместо того, чтобы быстро прочитать короткую и ёмкую фразу. А искать нужную фразу среди всего этого наговоренного — значит снова и снова прослушивать одни и те же 10-минутные сообщения. Но проблема на стороне слушающего — пока это так, говорящего ничто не безпокоит.

Дальше падать уже некуда — если только научиться считывать мысли, но до какой степени деградирует общество в этом случае, даже трудно представить.

Помимо того, что речь человека становится оборванной, она теряет и в качестве. Он использует одни и те же слова и поэтому так часто не может сформулировать фразу, когда разговор заходит о каких-то необычных для него предметах. Но в обществе, где все постоянно спешат, тебе не дадут просто так остановиться и подумать над формулировкой: люди, такие же спешащие, как и ты, и так же не уважающие собеседника, просто не умеют ждать. Разговор тут же подхватывает другой собеседник. Чтобы этого не случилось, тебе приходится постоянно обновлять свой статус говорящего нечленораздельными звуками или словами-паразитами, либо пытаться включить собеседника в размышление над построением собственной фразы: «Ну помнишь, это… эээ… ууу… ммм… Ты ещё говорил… Слово вылетело… ааа… ооо… эээ…»

Люблю монахов, которые могут просто замолчать и думать, а другие ждут, сколько потребуется, не влезая и не перебивая. Терпение и неспешность — всего этого очень не хватает в современном мире. Думающего человека подсознательно хочется ждать, а тот, кто говорит быстро и отрывисто, вызывает неуважение к себе и к своей речи как к чему-то маловажному. Но сейчас набирают популярность онлайн-конференции, на которых чаще всего собеседники даже не видят друг друга, и бывает просто непонятно, задумался человек или у него перестал работать интернет.

Это деградация в общении. Короткие незавершённые фразы, нежелание изучить сущность обсуждаемого предмета, обеднение языка, разбавление его иностранными словами, общее сужение кругозора.

Я видел ИИ[1], который пишет тексты статей. Вполне осмысленные, ровные описательные тексты, которых миллионы в интернете. Но они пустые, безчувственные, шаблонные, ни к чему не ведущие. И беда не в том, что это делает ИИ, а в том, что ещё задолго до его изобретения люди сами стали писать такие тексты и, читая их, проглатывать, не поморщившись. Изобретение искусственного интеллекта сам человек сделал только вопросом времени, обезценив свою работу и доведя её до такого состояния, при котором его участие уже не является необходимым — всё остальное стадо начнёт кушать то, что написано компьютером, и даже не заметит подмены.

Искусственный интеллект не умеет делать логических выводов, он не ощущает себя личностью, не имеет переживаний. Есть специальные алгоритмы нейросетей, имитирующие обучаемость человеческого мозга, но это всего лишь алгоритмы. Не сам ли человек довёл себя до такого бездушного состояния, в котором его «творческую» работу вполне можно поручить машине?

Вот отрывок из такой статьи. Мы выбрали стилистику текста «грубая» и тематику «Качество обслуживания в наших поликлиниках» — любой человек знает, что написать на эту тему, и вот что пишет ИИ:

Вопрос качества: насколько хорошо обслуживают в наших клиниках?

Не секрет, что обслуживание и удовлетворённость клиентов являются ключевыми факторами любого успешного бизнеса. Но когда речь идёт о медицинских клиниках, качество обслуживания может оказать огромное влияние на опыт пациентов и их общее состояние здоровья. Итак, насколько качественным является обслуживание в наших клиниках?

К сожалению, этот вопрос вызывает негативные эмоции. Пациенты говорят о том, что их торопят на приёме и они не могут получить ответы на все свои вопросы. Другие выражали разочарование по поводу длительного ожидания или трудностей с записью на приём.

Не стоит относиться к этому легкомысленно; это указывает на более серьёзную проблему, связанную с неадекватным уходом и общением в наших клиниках. Пришло время сделать шаг назад и посмотреть, как мы можем улучшить качество обслуживания наших пациентов.

Грубо. Чувственно. Сильно. Но это просто текст любой статьи из интернета (или слова любого политика) — возможно, все они уже давно пишутся компьютером? Предлагаю сравнить это с нормальным текстом и посмотреть, какой из них не смог бы написать компьютер:

Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвящённого народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение.

Сейчас всё чаще слышатся истории и споры об искусственном интеллекте. Он успешно захватывает все творческие области и вполне может конкурировать с человеком. В чём конкурировать? Не сами ли люди красивые, но пустые рифмы и безсмысленные тексты песен воспринимают как что-то высокое, к пониманию чего даже не нужно стремиться?

Вы всё ещё любите поэзию иеромонаха Романа? Тогда искусственный интеллект идёт к вам.

* * *
Моя любовь, стихи и песни, стоны
И шёпот, шёпот, шёпот тишины
Когда алеют розы, как пионы
Когда искрятся праздники весны

* * *
Мне хочется пройти сквозь тающий песок
И вылиться ручьями этой влаги
Упасть, сорваться, стать на волосок
Швырнуть, на лист промасленной бумаги

* * *
А совесть палачом бичует,
Размазывая образа:
Болезни юности врачует
Прозревшей старости слеза.

* * *
Принёс букеты алых роз
Ей из неведомого края
Восторг, и грусть, и море слёз
Апофеоз любви и рая

Да, да, я специально это сделал. Но толпа, воспитанная на размытых понятиях, не сможет их различить. Человека отучили говорить: «Это хорошо, а это плохо» — говоря так, ты становишься «токсичным», «отсталым» или даже ещё каким-нибудь. Мы не используем эти слова — всё хорошо, и Ангел бесу брат. Народ не понимает смысла и вообще понятия осмысленности — он ждёт, что строки просто затронут какие-то струны его души знакомыми красивыми рифмами, и ему этого вполне достаточно. Он готов принять любой текст, построенный по известному шаблону. Что может быть красивее, чем «апофеоз любви и рая»? Я не знаю, что такое «апофеоз», но «слуш звучт прям красива..».

Студия Артемия Лебедева около года тестировала искусственный интеллект, занимающийся дизайном логотипов. Всё это время программу выдавали за реального человека, — было завершено около двадцати проектов с настоящими заказчиками. И все заказчики были довольны. А теперь, внимание, сами логотипы:

Поясню. В течение года двадцать руководителей бизнеса, ворочающих деньгами, считали это логотипами. Трудно сказать, сами они до этого додумались или Артемий Лебедев убедил их, что это «ново-стильно-смело-сильно», но факт остаётся фактом. Предлагаю теперь посмотреть на настоящие логотипы:



Кто-то скажет: «А мне все нравятся» — добро пожаловать в стадо. Но я как человек скажу: логотипы, созданные ИИ, объективно плохи.

Сегодня искусственный интеллект даже рисует картины и пишет музыку. И делает это лучше людей. Каково это — осознавать, что, по сути, «случайные» картинки сегодня качественно превзошли многие человеческие работы? У современных «художников», зарабатывающих на рисовании деньги, часто заметно отсутствие даже минимального художественного образования. Они не имеют представления о перспективе, анатомии, цветах. Из-за постоянно растущих размеров экрана классический рисунок во многих сферах сегодня вытесняется плоскими векторными изображениями или коллажами (иллюстрациями, составленными из разных изображений, найденных в интернете).

Сейчас много рисовальщиков, но катастрофически мал среди них процент художников. Эта почва подготавливалась очень долго. Рисунки людей перестали представлять какую-либо художественную ценность, и изобразительные сюжеты настолько обнищали, что вполне вмещаются в железную коробку под столом.

Исследование показало, что люди не всегда могут отличить картины, написанные нейросетью, от человеческих.

Картина слева нарисована нейросетью, справа — человеком. И невозможность отличить одно от другого лежит только в области деградации общества. Я вижу, что левая картина не представляет никакой художественной ценности, но вполне допускаю, что она могла бы быть нарисована каким-нибудь неумелым художником. Это не является успехом ИИ, но именно так это подаётся. И я не могу заставить себя сказать «обе хорошие» — скажу как человек: левая картина объективно является мазнёй.

Точно так же, как объективно является мазнёй почти вся современная мультипликация. В ней присутствуют всё те же самые проблемы, что и в рисунке — максимальное упрощение форм и анатомии, предельное повышение яркости цветовой палитры, плоская и безжизненная векторная или 3D анимация вместо классической покадровой. Людей в мультфильмах почти не рисуют — в основном это персонажи типа смешариков, составленные из простых форм. Если берутся за рисование людей, то обычно это или безжизненное 3D, или персонажи с максимально упрощённой и уродливой анатомией. Если раньше фоны в мультфильмах рисовались акварелью и каждый пейзаж напоминал картину из музея, то сегодня они чаще всего безвкусные и уродливые, наскоро нарисованные на компьютере. Для примера деградации общего вида кадра можно привести несколько изображений:

И здесь проблема даже не в том, что мы не можем различить их в сравнении, а в том, что нам не дают этого сделать. Мы живём в огромном потоке низкокачественных произведений искусства, деградирующих с каждым годом, многие из которых, несмотря на это, имеют мировую известность. И если при сравнении ещё можно сделать какие-то выводы, то, постоянно находясь внутри этого потока, человек просто привыкает к такой искусственно заниженной планке, и произведения предлагаемого качества начинают его устраивать. В такой атмосфере живут современные дети и, вырастая, они просто не имеют твёрдых критериев для различения хорошего и плохого.

А я как человек говорю: не смотрите современную мультипликацию, смотрите старые мультфильмы. «Смешарики», «Три богатыря», «Рик и Морти», — всё это совершеннейший мусор, не имеющий никакой эстетической или художественной ценности.

Да, и ещё искусственный интеллект пишет музыку. А могло быть иначе? Я просто предлагаю сравнить две песни, написанные и исполненные людьми, но с разрывом в несколько десятков лет:

Можно оценить эти два произведения по множеству параметров: тембральное или гармоническое разнообразие, красота и сложность мелодии, живость исполнения, красота и осмысленность текста. Или можно сравнить первую композицию с какой-нибудь другой современной песней «про любовь» и сделать выводы непосредственно о смысловом наполнении и подмене понятий, произошедшей за этот период. По всем критериям вторая песня — мусор. Но толпа её слушает, платит за это деньги, а первой даёт статус устаревшей и просто её игнорирует.

Сейчас, особенно среди молодёжи, развелось много «битмейкеров» и нет ни одного композитора. Все их «произведения» сводятся либо к подражанию какой-нибудь киношной эпичности, либо к зацикленному проигрыванию одного и того же куска с разными обработками. Зачем изучать музыкальную теорию, если на YouTube столько ничего не умеющих, но «преуспевших» школьников, имеющих сотни тысяч подписчиков? Зачем делать что-то хорошо, если можно просто сказать, что хорошо всё, что бы ты ни сделал? И вся музыка так же становится пустой и безсмысленной — уже не нужны сложная гармония, красивая мелодия, живые исполнители. Достаточно просто «накидать биток», «чтобы качало», вводило в транс. Можно снять видео, на котором ты покачаешь головой под свою же музыку, чтобы зритель понял, как она «качает» — и цель достигнута.

Такой музыкой забиты все современные музыкальные площадки, а хорошие произведения просто остаются никому не известными.

Деградация мелодии в современной музыке имеет те же корни, что и деградация речи в тексте или переписке. Но та же толпа, не умеющая отличить хорошее от плохого, заворожённо повторяет свою мантру: «Это не плохо, просто это другой тип музыки». Проблема только в том, что некоторые типы и жанры произведений просто не должны существовать — они сами по себе являются следствием человеческой опустошённости. И точно так же, как человек не может выстроить длинную, осмысленную, эмоциональную фразу, — современный композитор не может выстроить осмысленную, эмоциональную и динамичную мелодическую партию. Он только безпомощно лепит что-то коротенькое и потом до тошноты снова и снова это повторяет.

Не хочу обидеть современных битмейкеров, гордо рассуждающих о смерти мелодии и классической инструментальной музыки, но просто оставлю здесь это:

О каком духовном развитии можно говорить с душами, построенными на песке? О каком духовном различении может идти речь, если нет твёрдости в различении даже обычных стихов, музыки, картин? Если толпа не может отличить человеческого текста от компьютерного. Если люди не умеют грамотно говорить, не хотят уважать собеседника, связывать слова в предложения — как они будут общаться с Богом? Правда, если современный человек говорит о «духовном совершенствовании» — скорее всего, он говорит о йоге, и ничего духовного в его «совершенствовании» нет. Стоит задуматься над тем, чтобы закладывать у детей здоровый фундамент обычного душевного развития, без которого в Церковь они будут ходить только для того, чтобы прикуривать там от лампад.

И над этим стоит задуматься самим христианам. Сегодня я больше радуюсь, встречая образованных и развитых молодых людей, являющихся открытыми христианами, нежели бьющих лоб в церквах елейно-добреньких, но точно так же боящихся высказать своё мнение, если оно не «Простите» или «Спаси, Господи».

Мы живём в мире, где быть открытым геем — это хорошо, а быть открытым христианином — постыдно и достойно всяческого общественного порицания.



Как человек я говорю: это некрасиво. Это уродливо. Но сегодня, чтобы народ понял это, нужно показать ему хорошую альтернативу, дать что-нибудь для сравнения. Христиане должны заниматься этим во всех сферах человеческой жизни и искусства, потому что вся эта нечистота уже давно проникла к нам и развращает народ. Люди должны видеть пример красивой семьи, красивой музыки, красивых картин, красивых и грамотных текстов, красивых и осмысленных книг, фильмов и мультфильмов. И не только видеть это как само собой разумеющееся, а знать: творить красоту и жизнь даёт только Бог любящим Его и верным Ему. И только Он даёт смысл существования и жизненное счастье.

Как говорил Великий:

Не слушайте этого дядю ребятки,
С ним давно всё понятно —
Он поёт только про бяки.
А я возьму в руки … факел
В трубке травка,
И мне пофиг, ю ноу ай лайк ит.
Давай ка приходи
Да я люблю подуть один,
Но не суть вдоем посидим,
Как мы любим, на берегу Москвы реки,
С лёгкой руки сочиним стихи про косяки.

Или может, просто великие у нас не те?

Павел Пристайович
Сайт «Ветрово»
21 марта 2023

[1]Искусственный интеллект. — Примечание редактора.

Заметки на полях

  • МО

    «Есть такой миф, что чем музыка громче, тем выигрышнее она звучит.» Так же как и частое повторение лжи ведёт к тому, что её легче принимают за правду.

    О картинке — для нейросети даже недурно) Но человек может лучше, не поспоришь.

    Павел, а Вы мне нравитесь. Ваши идеи, Ваши мысли. Давайте дружить. Я — архитектор, семинарист, православный полемист и комментатор-публицист, Вы — программист, музыкант и талантливый мультипликатор. Мне кажется, таким людям, как мы с Вами нужно больше общаться и объединяться. Между прочим,
    благодарен Вам и за то, что Вы лишний раз напомнили мне об убожестве электронной «эпической» музыки, на которую я подсел — даже хороший изначально вкус имеет свойство портится в окружающем болоте посредственности.

    Не соглашусь пожалуй, лишь с одним тезисом «быть открытым христианином — постыдно и достойно всяческого общественного порицания». Вот, к примеру, Святейший — открытый христианин, и никто его конкретно за это не порицает.

    Мы — православные. Мы — хранители истинной веры , а также традиций, мы не должны прогибаться под натиском «дивного нового мира». Дай только Бог нам быть более сплочёнными.

  • Москва

    Олег, давайте дружить. 😀 Я согласен, что православные сегодня должны объединяться и делать что-то совместно, а не раздельно. У одного сил, явно, меньше, чем у нескольких.

    Я, пока искал музыку для сравнения, перебрал столько современного мусора, что до сих пор не могу отойти. Крутятся в голове всякие моргенштерны. Сюда постарался отобрать самый политкорректный вариант.

    > быть открытым христианином — постыдно и достойно всяческого общественного порицания

    Это было больше об отношении самих христиан, от которых часто можно услышать это «признание», как будто они признаются в принадлежности к какой-то субкультуре. Но и отношение извне даже в России зачастую бывает каким-то стереотипным и насмешливым. Однако, на западе уже вовсю идут гонения, вплоть чуть ли не до уголовной ответственности за открытое высказывание христианских идей, которые идут вразрез с продвигаемыми ими ценностями.

    > Дай только Бог нам быть более сплочёнными.

    И деятельными. Сплоченность только тогда принесет плоды, когда будет объединять людей активных, деятельных, крепких в вере и единомысленных. Этого единомыслия даже между христианами сейчас часто не хватает.

  • Москва

    > Есть такой миф, что чем музыка громче, тем выигрышнее она звучит

    После того, как послушал всю эту современную музыку, сел слушать свою и понял, что она, действительно звучит не так эффектно. Простенькие семплы инструментов, тихое звучание. А та музыка звучит громко, уверенно, агрессивно, эффектно, запись студийная, вылизанная. Недостатки композиции они скрывают внешней агрессивностью и эффектной подачей, которой может обмануться даже человек с развитым вкусом. И на первый взгляд это выглядит именно как неуверенность. Если прислушаться, то начинаешь замечать детали и понимаешь, что за этой уверенностью ничего не стоит, а за кажущейся неуверенностью простых композиций часто стоит жизненность, душевность.

  • астрахань

    Как правильно сказано. все так деградировало даже у людей, ходящих в храмы. И искренне не понимают, когда обыкновенные вещи говоришь, например, что нельзя детям жить вместе до брака. А музыку классическую наверное только в музыкальной школе еще дети некоторые слушают.

  • Санкт-Петербург

    Здравствуйте! Да, все мы и я не исключение очень хорошо видим в других, что не так. Конечно автор статьи Павел во многом прав, но мне больше по душе другой взгляд, что все вокруг хорошие, один я погибну….

    Богохульно получилась мысль автора об отношении «деградирующей молодежи» к церкви к чему такие фантазии про лампады!
    Мы все образ Божий и как далеко наша не сдержанность и своеволие не завели бы каждого из нас на пути погибли, многие люди очень далёкие от церкви гораздо человечнее и лучше нас верующих и не соблюдающих заповеди Божии, будь то «не правильная молодежь» или какой то бомж пьяница, блудница. И кто знает, где найдется каждый из нас после земной жизни…

    «Приобретение правильных мыслей сопровождается низвержением с постаментов мыслей ложных. Подобное низвержение равноценно сокрушению идолов.

    Нося в себе ложную мысль, некую ложную жизненную установку, человек рискует прожить всю жизнь идолопоклонником. Или, по крайней мере, не достичь того, на что потенциально способен.

    Вот Антоний, этот житель пустыни, к которому, в ответ на его просьбу, даже являлся Моисей, чтобы объяснить темные места в Писании; этот человек, «объятый Богом и посвященный в тайны», слышит голос. И голос говорит ему, что он, Антоний, не вошел еще в меру некоего сапожника, живущего в Александрии. Антоний покидает пустыню и, водимый Богом, приходит в подлинный муравейник к одному из муравьев, имеющему в сердце правильные мысли.

    Александрия – одно из детищ Александра Македонского, этого первого подлинного глобалиста, мечтавшего о всемирной империи. В Александрийский порт приходят сотни кораблей. Сюда приплывают и по суше приезжают люди, чтобы купить и продать товары. Сюда приходят, чтобы послушать известных проповедников или философов. Здесь можно найти во множестве тех, кто прожигает жизнь в удовольствиях и тратит то, что получил в наследство или заработал. Здесь иностранцы прячутся от наказания за преступления, совершенные на родине. Здесь можно встретить все, увидеть все и узнать все. Монаху сюда приходить не стоит, разве что в каком-то особом случае.

    И вот Антоний стучится в дверь, к которой привел его Бог. Стучится и слышит позволение войти.

    Старец просит хозяина открыть секрет: «Чем ты угождаешь Богу? В чем твое делание, то есть тот тайный сердечный труд, который никому, кроме Бога, не виден?»

    Сапожник в страхе и недоумении. У него нет подвига. Монах его с кем-то перепутал. Он просто работает. Садится у окна, временами смотрит на улицу и работает. Вот и все.

    «Я ничего не перепутал, – говорит Антоний, – молю тебя, открой мне твое делание».

    Тогда сапожник в простоте сердца рассказывает о том, что наполняет его душу.

    Работая, он смотрит то и дело на улицу, по которой проходят толпы самых разных людей. Это люди обоих полов и всех возрастов, одетые роскошно и едва прикрытые лохмотьями, местные и приезжие, праздно гуляющие и спешащие по делам. Их очень много, и все они кажутся сапожнику хорошими. Сапожник видит их лучшими, чем он сам. Их, думает он, любит Господь. Склоняясь к работе, он то и дело говорит себе, что все эти люди спасутся, ибо они хороши и любит их Бог. «Видно, я один погибну за грехи мои», – думает он и, творя молитву, продолжает трудиться.

    После этих слов Антоний в землю кланяется хозяину и идет обратно. Он услышал то, ради чего приходил. Воистину не зря он приходил. Уходят из Александрийской гавани корабли, груженные разнообразным товаром. Уходит из города и монах, уносящий в сердце подлинное сокровище – мысль, рожденную от Духа Святого, мысль, ведущую к спасению. «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».

    «Все погибнут. Я спасусь», – говорит гордая ложь.

    «Все спасутся. Я погибну», – говорит совесть, просвещенная Духом.

    Таков урок истории, и если рассказывать истории, то лишь ради смысла, из них извлекаемого.»

    https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/49872.html

  • Москва

    ольга, до классической музыки тоже нужно расти, но я снова проведу здесь параллель с «евангелием в манге» от Павла Островского. Как там, насмотревшись «евангелия», нельзя через него полюбить и понять настоящее, так и здесь — слушая постоянно низкопробную музыку, нельзя от неё перейти к классической. Нужно отбросить всё низкопробное, и тогда постепенно придёт понимание высокого.

    Андрей, здравствуйте. Почему фантазии?
    https://www.irk.kp.ru/daily/27136/4260639/

    Христианин не должен жить мыслью, что он погибнет. Зачем настраивать себя на погибель? Другой вопрос — достоин ли я по своим делам спасения? Нет. Но я буду трудиться, и по Божией милости спасусь. Точно спасусь, если не отпаду от Бога. Этот настрой видится более правильным. А некрещёные, например, не спасутся, если не крестятся и не уверуют в Бога, и это так, но говорю это я без осуждения.

    Но это не относится к ситуации, происходящей в мире, которую и нужно, и полезно рассматривать, сняв «розовые очки». Есть объективно плохие вещи, и есть объективная деградация общества. Почему это объективно — с примерами для сравнения описано в статье. Не стоит путать осуждение людей с осуждением мирского духа, который сейчас господствует во всём мире, губя этих самых людей.

    > гораздо человечнее и лучше нас верующих и не соблюдающих заповеди Божии

    «Нас» — это кого?

    Ваш пример с сапожником расходится со словами о людях, далёких от Церкви, потому что этот сапожник, как раз, судя по рассказу, не был от неё далёк.

  • Неаполь

    Андрей, я с вами полностью согласна…
    Все чаще читаю статьи, что Запад это гниль, ложь и упадок нравов, но ведь то что говорят и пишут западные журналы — это не голос народа…простой народ не хочет ни смерти России, ни законов о легализации нетрадиционных браков, и т.д. Есть сознательная группа людей, которая отравляет мир и у России миссия противостоять, но не уничижая, а возрождая и помогая другим понять их ошибки…и свои тоже. Всю свою сознательную жизнь прожила и живу зарубежом и могу сказать, что не все так однозначно. В моей жизни мне посчастливилось познакомиться с интереснейшими людьми, итальянцами,немцами,арабами и поверьте есть чему научиться у этих народов. Например, что такое семья, жизнь в кругу семьи, не забывая тех основ, которые мне вложили мои родители, этому меня научили итальянцы, я им за это благодарна. В бывшем СССР нас в основном учили работать, выполнять план или достигать карьерных высот, мы рано женились, нас никто не учил семейной жизни, домострою, я не говорю о всех . Мы спешили побыстрее уехать от родителей и начать самостоятельную жизнь, и только с возрастом понимаешь, что жить в тесном кругу с родителями, детьми, дедушками и бабушками, дядями и тетями, племянниками — это и есть основная ценность семейной жизни. Есть у меня и друзья, которые в трудную минуту прийдут на помощь, а моя бывшая коллега и лучшая подруга — гей, но за все 15 лет нашего знакомства она никогда не позволила себе перейти черту дозволенности, мало кто говорит в Церкви на эту тему, но поверьте, искалеченные жизни этих людей зачастую подобны мученичеству и кто я такая чтобы выносить преговор. Если ты действительно хочешь понять жизнь этих людей и первопричину, поверь, она полна страданий и притеснений, я не говорю о тех развращенных и разукрашенных , которые учавствуют в гей-парадах, многие из них делают это за деньги или просто от того что нечем заняться, ведь сейчас в моде Анархия и полная вседозволенность, но и это пройдет !!! а я говорю о тех людях, для которых принятие себя такими как есть, это прежде всего тяжелейший путь борьбы с самим собой и зачастую в полном одиночестве, и эта борьба, даже после того как ты принял себя не закончится, а будет длиться на протяжении всей жизни…. Я часто спрашивала у моей подруги, что пошло «не так», четких объяснений не может дать и она сама, но понимает, что все началось еще в раннем детстве. Просто теперь, каждый раз, когда в какой то компании знакомлюсь с геем, стараюсь понять что это за человек, оценить его личностные качества, остальное меня не касается, потому что я принимаю Человека, а не его пристрастия. Я семейный человек и мне как и многим другим, тяжело принять то, что происходит в обществе : cтираются рамки и границы, скоро понятие традиционная семья и другие моральные ценности уйдут в небытии, но не наша ли это вина тоже? и пусть это звучит несколько банально, но от усилий каждого из нас зависит, сумеем ли мы сохранить оставшееся и восстановить погибающее. И здесь я понимаю все объединяющую ЦЕННОСТЬ Православия ! Когда каждый самостоятельно вносит свой вклад, но только вместе мы Сила и это чувствуешь, когда стоишь на Литургии и ВМЕСТЕ со всеми читаешь Символ Веры и Отче наш и «мороз по коже» от этой мощи…. И понимаешь почему людям неверующим или далеким от Христа так тяжело, а ведь возможно им никто не рассказал, не объяснил, не привел …вот и болит сердце за всех, не разделяя, где свой, а где чужой.
    Мне пришли на память слова иеромонаха Отца Василия (Рослякова), который говорил в своем последнем интервью:
    — ….мы хороши лишь только потому что мы Православные,
    ЕСЛИ МЫ Православные, если мы содержим в себе Православие….
    ( https://www.youtube.com/watch?v=BWjjb9P8JMQ)
    Основа Православия есть Любовь, а вот научиться истинной Любви — это долгий путь преткновений, где Вера и Сострадание основа всех начал.
    Всех Благ, да Хранит Вас Господь, берегите Себя !!!
    Извините если кого-то оскорбила своим мнением, кратость не сестра моего таланта )))

  • Пелагея, очень жалко Вашу подругу, которая, как Вы выразились, «гей». Но уверена, что Ваш долг как подруги – попытаться склонить её к покаянию, ведь Господь именно за этот грех стёр с лица земли Содом и Гоморру, а апостол Павел написал: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9). Даже если Ваша подруга неверующая, Вы можете, приведя эти слова, попытаться поговорить с ней о вере. Вы пишете, что её жизнь подобна мученичеству – но кто из нас не мучается, борясь с грехом? Но такая борьба – совсем не то, что просто уныние и самокопание. И вряд ли можно говорить, что человек, живущий в этом грехе, страдает в одиночестве – рядом есть кто-то ещё, кто разделяет с ним этот грех и тоже страдает.
    В каждом есть что-то хорошее – например, пьяницы, о которых пишет апостол Павел, часто бывают очень добрыми, но ведь это не оправдывает их страсть. Думаю, такая попытка помочь подруге и станет шагом к истинной Любви, о которой Вы пишете. А Бог прощает любой грех, если человек искренне кается, даже такой. И даёт силы для борьбы с ним, и Сам помогает.
    А статья Павла не о том, как плох гомосексуализм или нравы на Западе – приведённые им примеры показывают, что у нас не лучше. Она о всеобщей деградации, настолько сильной, что человека можно спутать с бездушным искусственным интеллектом. Конечно, начинать нужно с себя. И очень верная мысль о том, что мы стали стыдиться честно говорить: «Это хорошо, а это плохо». Но ведь от этого мы в конце концов действительно перестанем сами понимать, что такое хорошо и что такое плохо – решим, что всё относительно. И будем смертные грехи оправдывать добрыми человеческими качествами.

  • Андрей, большевики прикуривали от лампады – правда, не помню, в документальной или в художественной литературе читала об этом. И это вполне может повториться.

  • Неаполь

    дорогой мой Редактор, честно скажу за 15 лет дружбы я пыталась на нее повлиять, но в другом плане, она даже пыталась встречаться с мужчинами, но из этого ничего не вышло. Меня всегда беспокоил вопрос, почему это происходит с детками…ведь когда это происходит в нежном возрасте измениться уже практически невозможно, для человека это становится нормой. Одно дело когда такие изменения происходят во взрослом возрасте, ты со временем можешь дать оценку происходящему и попытаться исправить твой путь, но когда мальчик чувствует себя девочкой и наоборот, как тут быть, если родители и школа упустили момент, то практически невозможно что то изменить. Она выросла в глубоко верующей католической семье и мне тоже тяжело это объяснить. О мученической жизни я не имела ввиду только ее жизнь, общаясь с такими людьми, ты видишь их непростую жизнь, правда скоро в мире традиционная семья станет изгоем и непонятой….Вы правы в том, что наше человеческое сострадание и участие со временем перестает принимать это за грех и начинаешь оправдывать человека…я как видите тоже этим грешу. Для меня она моя подруга, которую ценю за человечность и отзывчивость, не вникая в другие аспекты ее жизни. Насчёт Покаяния здесь все намного сложнее. Если более пожилое поколение католиков стараются не Причащатся без Исповеди и понимают важность, то более молодое поколение этому не обучены. На католических проповедях мало что говорится об истинном покаянии и Исповеди. Слово Покаяние зачастую умалчивается. Я сама недавно пришла в Церковь, поэтому иногда без твердой почвы под ногами можно больше навредить чем помочь. На все Воля Божья, может быть когда — нибудь смогу быть ей полезной в этой ситуации. На данный момент я менее искренняя чем она, многие вещи осуждаю, а вслух сказать не могу…..поэтому ещё непонятно кому нужно истинно каятся….ей или мне. Спасибо за то что написали ответ на такую деликатную тему.

  • Москва

    > когда мальчик чувствует себя девочкой и наоборот, как тут быть, если родители и школа упустили момент, то практически невозможно что то изменить

    Здесь, наоборот, какими-то действиями со стороны усугубляется ситуация. Западное общество сейчас направлено именно на то, чтобы ее усугублять, а не лечить.

    Цитата: И это несмотря на твердо установленный факт, что признаки гендерной дисфории (то есть отнесения себя к другому полу) у детей в абсолютном большинстве случаев проходят ко времени полового созревания.
    https://vz.ru/opinions/2019/12/25/1015271.html

    То есть, проходят сами собой. Если со стороны его все вокруг не будут убеждать в том, что он девочка, запертая в теле мужчины:

    Цитата: В США мать хочет сменить пол ребенку, отец за то, чтобы все осталось как есть: кого в итоге сделают из мальчика шести лет?

    — Ты мальчик, верно?
    — Нет, я девочка.
    — Кто сказал тебе, что ты девочка?
    — Мама.

    Отец ребенка в ужасе. Эти кадры как крик отчаяния. Он пытается доказать: мать намеренно вводит ребенка в заблуждение.

    — Почему мама говорит тебе, что ты девочка?
    — Потому что мне нравятся девочки.
    — Понятно. То есть поэтому мама сказала тебе, что ты девочка?
    — Да.
    [Конец цитаты]

    А статья как раз о том, чтобы на примерах и сравнениях с чем-то действительно хорошим научиться твердому пониманию, что хорошо и что плохо. Иначе, постоянно находясь внутри этого потока, просто привыкаешь к нему — это уже происходит и в нашей стране. Статья — предостережение от такого расшатывания системы ценностей.

  • МО

    Павел, Вы, похоже, противопоставляете творчество Баха творчеству битмейкера? А по-моему, творчество битмейкера вышло из творчества Баха.

  • Отец Георгий, пока Павел думает, задам уточняющий вопрос: если творчество битмейкера вышло из творчества Баха, то творчество Баха из чего вышло?

  • МО

    Из слов змия-искусителя Еве: А правда ли что Бог запретил в раю играть на музыкальных инструментах?

  • Пелагея, недавно мы публиковали на сайте отрывок из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Исповедь». В этой книге есть глава «Седьмая Заповедь» https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/ispoved/#0_13 , в которой говорится о том, что противоестественным грехам подвержены очень многие, в том числе в детстве. Человек годами не может сказать о своём грехе на Исповеди, очень страдает и иногда в конце концов приходит к самоубийству. Если, как Вы пишете, «что-то пошло не так» в детстве, то очень может быть, что исповедь в те годы излечила бы Вашу подругу, а сейчас, видимо, всё зашло очень далеко – но ведь Бог всё равно любит её и ждёт. Может быть, Вашей подруге помогло бы чтение этой главы, а Вам, если Вы, как говорите, недавно пришли в Церковь – всей книги: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/ispoved/ Она замечательная! И ещё, наверное, житие преп. Марии Египетской можно подруге посоветовать – чтобы ей стало понятно, как тяжела борьба с грехом, и что невозможно в одно утро проснуться чистым и свободным от страстей, не прилагая к этому усилий.

    Вы пишете, что подруга «пыталась встречаться с мужчинами» – но пусть она лучше встретится с Богом. Если это случится, другие встречи могут и не понадобиться.

    Вы пишете, что «многие вещи осуждаете, а вслух сказать не можете». И я часто точно так же. Но опыт показал, что когда, помучившись, всё-таки скажешь, что думаешь, это приносит плоды. Да, да, удивительно, но так. Бывает, что все молчат по этой же причине, и голос одного человека много значит и может изменить ситуацию.

  • МО

    «Отец Георгий, пока Павел думает, задам уточняющий вопрос: если творчество битмейкера вышло из творчества Баха, то творчество Баха из чего вышло?»

    Уважаемый Редактор, позвольте моему недостоинству дерзновенно вставить пять копеек и попытаться ответить на Ваш вопрос:

    — Из творчества Иувала.

  • МО

    19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].
    20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
    21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
    22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4:19-23).

    Ламех ― потомок Каина в 5-ом колене, или 6-ой от Адама. Хочу напомнить, что Ной, от которого заново пошло человечество после всемирного потомка, был потомком Сифа, а не Каина.

  • А мне кажется, что творчество Баха вышло из церковной музыки Католической и Лютеранских церквей, которые появились в результате отпадения от Православной Церкви. Таким образом, продолжая Ваше обобщение, отец Георгий, можно сказать, что творчество битмейкера вышло из Православной Церкви. Можно ли с этим согласиться? Не хотелось бы. Но если рассматривать историю человечества как историю деградации, то, наверное, можно.

    Кстати, по некоторым сведениям, орган когда-то использовался в Православной Церкви (но, как понимаю, это предположение): https://cyrillitsa.ru/history/51712-kogda-v-rysskikh-khramakh-byli-organy.html

  • МО

    //Таким образом, продолжая Ваше обобщение, отец Георгий, можно сказать, что творчество битмейкера вышло из Православной Церкви. Можно ли с этим согласиться? //

    С этим не надо соглашаться, потому что нельзя сказать, что «творчество битмейкера вышло из Православной Церкви».

    //А мне кажется, что творчество Баха вышло из церковной музыки Католической и Лютеранских церквей, которые появились в результате отпадения от Православной Церкви. Таким образом, продолжая Ваше обобщение, отец Георгий, можно сказать, что творчество битмейкера вышло из Православной Церкви.//

    Логика хромает. Католическая и Лютеранская церкви отпали от Православной Церкви, а творчество битмейкера вышло… Или отпали ― это по-Вашему вышли? Творчество битмейкера, как и творчество Баха отпали от Православной Церкви. А из Православной Церкви вышло русское народное творчество в виде сказок, былин, песен и т.д.

  • Согласна, логика нарушена (хотя можно было бы отстаивать, что нет), но она притянула за уши и в словах «творчество битмейкера вышло из творчества Баха».

  • МО

    Осмелюсь предположить, что в семье Ноя самым одарённым в плане музыки был Хам.

  • МО

    Павел, касательно дружбы — есть такая идея. Давайте вместе мультфильм сделаем? Предлагаю следующую фишку (одну из) — действие в мультфильме будет развиваться в среде качественной православной архитектуры. У меня много наработок в этой сфере (православной архитектуры, да и архитектуры вообще). Если интересно, пишите почту, пора уже дружить начинать.

  • Москва

    > Павел, Вы, похоже, противопоставляете творчество Баха творчеству битмейкера? А по-моему, творчество битмейкера вышло из творчества Баха.

    Не все, что из чего-то выходит, обладает равной с ним ценностью. Большинство современной музыки (даже джаз) так или иначе берет свое начало в классике. Битмейкерская пародия на творчество не выходит из классики напрямую, а выходит из огромной цепочки творчеств, восходящих к классике, и на каждом узле этой цепочки теряется что-то важное. Так высокая классика становится «жирным качающим битком».

    Мое противопоставление лежит в другой плоскости. Если бы битмейкер учился на творчестве Баха, то он очень быстро перестал бы быть битмейкером и стал бы композитором.

  • Москва

    Олег, я сейчас работаю над мультфильмами по своим сценариям, поэтому просто не потяну еще работу над другими мультфильмами.

  • МО

    Павел, Павел… что же это получается? Дружба вместе, а мультфильмы врозь ?(шучу)
    Всё равно пишите почту, хотя бы обмен мнениями нам точно не помешает. Какая-то связь должна быть. Может, со временем дорастём до православной молодёжной организации. Главное начать. Я, кстати, ещё стихи пишу. Сценарии для мультфильмов — не пробовал, но, думаю, может и такое получится. Времени мало осталось — вот стану через пару-тройку лет Преподобием и уже не будет времени на такую совместную дружескую творческую деятельность — службы, требы, ещё семья (ждём первого ребёнка).

  • МО

    «Из слов змия-искусителя Еве: А правда ли что Бог запретил в раю играть на музыкальных инструментах?»

    Голосовые связки — тоже музыкальный инструмент, причём созданный лично Богом. Да и Давиду псалтырь не мешала, а помогала славить Господа. («Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его на струнех и органех»)

  • Москва

    > Павел, Павел… что же это получается? Дружба вместе, а мультфильмы врозь ?(шучу)

    Не то, чтобы врозь, но дело в другом. Ощущаю вдохновение на работу над ними, и как будто, это хорошее вдохновение. И оно давно — проходит только когда насмотрюсь всякой грязи типа современной попсы или выйду из себя в споре на сайте Ветрово. И потом снова возвращается. А когда (и на что) нет вдохновения — не творю, и стараюсь верить этому чувству.

  • МО

    Продолжая рассуждать о богословии музыки. Выходит что святой Давид позаимствовал (или возродил) музыкальную технологию у Иувала, но применил её не для отвода людей от Бога (как Иувал), а наоборот, для привлечения людей к нему. Первый нож на Земле сковал Тувалкаин, но жертвенных животных в Иерусалимском храме Богу заколали тем же инструментом. Все материальные вещи можно рассматривать в контексте проблемы добра и зла как относительные. Абсолютен только Дух или противление Ему.

  • МО

    Прошу прощения за мою ошибку — слово «Его» между словом «Хвалите» и словом «в тимпане» в моём комментарии выше в 12:11 22.03.2023 — конечно же с большой буквы. Господи, избави меня от диавольского поспешения!

  • Москва

    Все эти рассуждения о происхождении инструментов от потомков Каина и, соответственно, правомерности их использования в рядах православных христиан — не оправданны и не от Бога. Они затягивают в себя, затягивают в безсмысленное копание в истории, споры о ней, а плода не приносят. Музыка — это хорошо, и это нужно. А хорошая музыка — это ещё лучше и ещё нужнее.

  • МО

    «Все эти рассуждения …. не оправданны и не от Бога. »

    Павел, а я полностью согласен. И как раз постарался наглядно это показать — примером с голосовыми связками. Человек послушал пение человека и создал музыкальный инструмент для восхваления Бога. Человек увидел птицу и создал самолёт, увидел стрекозу и создал вертолёт. Это нормальная творческая деятельность, в которой творец подражает Творцу, как дитя — родителям. Ничего греховного в этом нет, тут Вы абсолютно правы. Тот кто внимательно и вдумчиво читал Библию (а её действительно нужно читать целиком и многократно, чтобы правильно понять) — тот понял, что своё извращённое творчество Иувал направил именно на то, чтобы отводить от Бога человечество, он придумал суррогатное, наркотическое удовольствие, музыку, которой можно «оттянуться». Его последователи через несколько тысяч лет создали «симфонию», под которую Навуходоносор заставлял племена и языки кланяться своему золотому истукану. И его же, Иувала, последователи теперь в виде кридов, клав кок и моргенштернов приводят новые и новые поколения на поклонения Антихристу. А мы, православные, вместе с Давидом и тремя отроками в пещи Вавилонской — будем воспевать и славить Господа. Надеюсь , мой комментарий не оставляет зацепок для возбуждения какой-либо дальнейшей полемики по вопросу музыки.

  • Иркутская обл.

    Музыка — это хорошо, и это нужно. А хорошая музыка — это ещё лучше и ещё нужнее.
    —-
    Ну,не знаю,Павел. Бах и ВИА «Пламя» вызовут в нас страх Божий с сокрушенным сердцем,дадут нам покаянный настрой?
    Не будет ли это всё душевной подделкой,с душевными восторгами и слезами?
    Духовные песнопения: церковные(не оперно-театральные),народные духовные стихи,какие-то народные песни,песни о.Романа вот — может быть,и даже может со слезой настоящей. А может и от этого всего будут одни душевнсти — ах,как красиво то,по настоящему,строго и аутентично! И всё…
    Тоже и с остальным.Если на страстях и на душевности вся эта хорошесть — а надо оно все это вообще?
    С другой стороны(Такое музыкальное воспитание… приготовляет душу к принятию духовных впечатлений):
    «..Ребенок, который с детства приучен к хорошей классической музыке, душа. которого развивалась под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма, «рока» и других форм современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергается им выросший без музыкального воспитания. Такое музыкальное воспитание, по словам некоторых Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

    Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме и поэзии и ощутивший их воздействие на душу, т.е. получивший истинное наслаждение, не станет легко приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее с христианского пути.

    Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не вовлечется легко в извращения современного искусства и не будет тянуться к безвкусным изделиям современной рекламы и порнографии…В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая на Западе почти всегда имеет определенное религиозное и христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой. Тот, кто обратился в православие сразу от «рок» культуры, и вообще всякий, кто думает, что он сможет сочетать Православие с культурой такого рода, должен будет пройти через многие страдания прежде, чем сможет стать действительно серьезным православным христианином, который способен передать свою веру другим. Без страдания, без понимания православные родители вырастят детей, которых пожрет современный мир. Лучшая мировая культура, усвоенная соответствующим образом, очищает и развивает душу; сегодняшняя популярная культура уродует и деформирует души и мешает им правильно реагировать на зов Православия.

    Поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие, а мы уж должны этим воспользоваться.»
    https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/kak-segodnja-byt-pravoslavnym/#0_4
    Пойти дальше этого лучшего…

  • Москва

    Олег, полностью согласен с написанным вами.

  • МО

    Игорь, согласен с Вами. «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Чтобы стать Христианином, нужно быть Человеком. Чтобы стать НОРМАЛЬНЫМ священником, нужно быть ОТЛИЧНЫМ мирянином. Во всей духовной «лествице» этот принцип сохраняется, от нижних ступеней до самых высших. А через ступени прыгать чревато. Поэтому Островский и иже с ним, которые хотят затащить в храм как можно больше «поросят», предварительно их «не отмыв от грязи», ради «арифметической прогрессии» православной паствы.

  • Неаполь

    Проснувшись сегодня утром, на душе было волнение, спрашивала сама себя, а правильно ли я сделала что вынесла чужую историю жизни, при чем на такую деликатную тему, на всеобщее обсуждение. Я не знаю правильно или нет, но точно знаю, что сделала это сознательно, надеясь, что может быть кто то, кто окажется при схожих жизненных обстоятельствах, сможет найти хоть какое то утешение или прийти к какому то решению, благодаря Вашим советам Батюшка. Так как эта тема Табу. Обязательно прочту книгу и Дай Бог наберусь силы Духа сказать правду, что я думаю по этому поводу, не боясь потерять доверие и дружбу, ведь именно это меня и останавливает.
    Да, Вы правы, ситуация зашла очень далеко, В Италии, разрешили роспись в муниципалитете однополых браков и год назад моя подруга принесла мне приглашение на свадьбу. Мне понадобился год на размышления, чтобы всего месяц назад сказать что не смогу прийти на церимонию по личным причинам
    ( причины и в правду весомые, но это не те причины, по которым ты не пойдешь на праздник к другу, а просто дипломатичный подход, чтобы не сказать правду и не обидеть человека) и моя подруга хоть и расстроилась, но искренне приняла мое решение, правда попросив об одном, хотя бы поприсутствовать на ее росписи в муниципалитете. Просто ради поддержки, видеть близкого ей человека рядом. Батюшка моего Прихода, еще год назад посоветовал мне сказать правду, сказав, что если она действительно твоя настоящая подруга, она поймет твой выбор и позицию и ты ее не потеряешь. Но ведь эту позицию я приняла только после того как стала ходить в Церковь….,а как же фраза из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»….. то есть 13 лет я ее принимала такой как она есть, а теперь у меня новая позиция, вот и томлюсь терзаниями, учитывая еще и то, что все близкие люди говорят, пойди на роспись, но не ради церимонии, не ради себя самой и твоей позиции, а ради того чтобы поддержать друга в такой ответсвенный момент. Вы знаете, пока некоторые ситуации не коснуться тебя лично, давать оценку происходящему достаточно просто, так как ты вне ее….
    В этой ситуации я осуждаю не ее, а себя !!! за мое двоедушие, ведь она оказалась намного честнее меня. Я попросила Господа помочь, так как по собственной немощи, я не в состоянии принять правильное решение… она светится от счастья, потому что через пару месяцев станет семейной парой, и я радуюсь ее счастью и душевному спокойствию, а у меня в душе вот такая буря. Как видите четкой позиции у меня по этому вопросу нет, поэтому то вся проблема не в моей подруге, а во мне. Господи помоги нам грешным !!! Храни Вас Господь

  • Пелагея, напугали Ваши слова: «Я не знаю правильно или нет, но точно знаю, что сделала это сознательно, надеясь, что может быть кто то, кто окажется при схожих жизненных обстоятельствах, сможет найти хоть какое то утешение или прийти к какому то решению, благодаря Вашим советам Батюшка». Я совсем не батюшка, а редактор этого сайта Ольга Надпорожская. Если бы на Ваш вопрос отвечал отец Роман, это, конечно, было бы гораздо убедительнее. Но сейчас Великий пост, и отец Роман старается как можно меньше общаться внешним мiром. Но точно знаю: он не из тех людей, которые стали бы замалчивать «неудобную» ситуацию, обязательно высказал бы то, что думает. Представьте, что было бы, если бы священники «стеснялись» говорить с прихожанами начистоту и призывать их исполнять заповеди. А мы хоть и не священники, но ведь христиане.

    Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих — это же не о том, чтобы потакать греху друга, а о том, чтобы помочь ему. Кстати, однажды отец Роман сказал такие слова: «Любовь — это желание помочь».

    Когда человек откровенно высказывает своё мнение, его, как правило, начинают уважать. И если Вы по-честному поговорите с подругой, то вряд ли её потеряете. И потом, как опять-таки говорит отец Роман: мы должны ходить пред Богом, а не пред людьми! То есть Ему угождать, а не каждому. Мы можем терять близких нам людей, но ведь главное — не потерять Бога.

  • Неаполь

    Ольга, спасибо огромное за ваши советы с рассуждением, не хотела вас пугать, возможно неправильно донесла мысль. Очень приятно что возле Батюшки работают такие люди, низкий поклон, постараюсь быть более честной прежде всего с самой собой. Благодарю за духовную и душевную поддержку.

  • Помоги Вам, Господи! Рада поговорить с таким искренним человеком.

  • Москва

    Игорь К., вот слова Варсонофия Оптинского:

    > Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку.

    Но вы это все и сами написали. Человека с помойки сразу не берут во дворец — сначала его нужно помыть, одеть, научить хорошим манерам, вылечить от болезней, подхваченных на улице. На каждой из этих ступеней душу должен встречать хороший проводник — это и может быть качественное произведение с христианской подоплекой, дающей ему повод к размышлению. Такой проводник безболезненно направит его к следующей ступени.

    Олег ниже сказал то же самое о ступенях, увидел когда уже написал.

  • МО

    //но она [логика] притянула за уши и в словах «творчество битмейкера вышло из творчества Баха».//

    А Павел считает иначе: «Большинство современной музыки (даже джаз) так или иначе берет свое начало в классике. Битмейкерская пародия на творчество не выходит из классики напрямую, а выходит из огромной цепочки творчеств, восходящих к классике, и на каждом узле этой цепочки теряется что-то важное. Так высокая классика становится «жирным качающим битком».

  • МО

    //Мое противопоставление лежит в другой плоскости. Если бы битмейкер учился на творчестве Баха, то он очень быстро перестал бы быть битмейкером и стал бы композитором.//

    А вот если бы он учился на творчестве апостола Павла и Иоанна Златоуста, то он и композитором не пожелал бы становиться.

    3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает),
    4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
    (2 Кор.12:3,4)

  • Москва

    Георгий Селин, иерей,
    > Даст тебе Господь по сердцу твоему.
    > В доме Отца Моего обителей много.

  • МО

    Так можно ли играть в раю на музыкальных инструментах? Всё мне можно, но не всё полезно (ср. 1 Кор. 10:23). ЦСЯ: Вся ми лѣть суть… Всё мне льзя, но не всё не только неполезно, но и просто не нужно. Поделюсь личными воспоминаниями. Лет 10 назад, в мае месяце довелось ночевать в поле под Тарусой. Проснулся от неизреченного по красоте пения и некоторое время не мог понять, где я, и что происходит. Представьте, вместо городской квартиры человек просыпается в зелёном поле среди сотни птичьих голосов… Какая человеческая музыка, какой Бах может сравниться с их пением?

    В каменном орнаменте Дмитровского собора во Владимире многочисленные птичьи образы зачем? Птицы поют, и пение их райское.

  • Тверь

    https://youtu.be/R-ajrdgCp88 «Терирем – небесная мелодия, которую первым услышал преподобный Иоанн КукузЕль (Афонский) в откровении, – это было пение ангельского хора. Он переложил это пение на ноты. По другой версии он составил териремы в подражание пению цикад, которые, как известно, «всякое дыхание да хвалит Господа».
    Память старца Иоанна – 14 октября (в день Покрова Пресвятой Богородицы). »

  • Нижний Новгород

    «Когда человек откровенно высказывает своё мнение, его, как правило, начинают уважать.»

    Недавно прочла в автобусе такое высказывание (привожу без кавычек, так как не уверена в точности цитирования): для чего действительно нужна смелость, так это для искренности. Автором назван Майкл Джексон. Я согласна с этими словами. Если бы, высказывая свое мнение, люди, как правило, получали в ответ уважение, то все бы так поступали. Но, увы, за такую смелость далеко не всегда уважают. Часто откровенно высказанное мнение (например, на тему нынешней нравственности) задевает чувства других людей, а это чревато обидами. Можно, конечно, высказать его по-разному: можно тактично и дипломатично, а можно — с прямотой, граничащей с грубостью. Всё это так, хотя и в первом случае риск прослыть моралистом и вызвать неприязнь все-таки есть. Но бывают случаи, когда сказать и не обидеть, почти невозможно. Например, как сказать подруге, чтобы она не обиделась, что лесбиянство — это тяжкий, смертный грех и поэтому ты не можешь радоваться её счастью, а, наоборот, очень огорчена, что она решила свой грех узаконить? Особенно трудно будет объяснить, если много лет этому не придавалось большого значения. А радоваться за подругу верующему человеку в подобной ситуации вряд ли возможно, если он понимает, что за такое счастье ей придётся расплачиваться вечной погибелью.

  • Людмила Николаевна, но ведь то, кем мы при этом прослывём, должно быть для нас вторично. А вот как сказать с любовью, теплом, не в обиду — это зависит от человека (и есть люди, которым это удаётся). Кстати, у отца Романа в книге «Не сообразуйтеся веку сему» есть такой отрывок (точнее, два):

    +

    Еду в Москву. Молодая женщина разложила на столике фотографии. Может, стесняется? Решил нарушить молчание:
    — Можно посмотреть?
    — Да, конечно.
    Глянул на фото и обругал себя за просьбу: на фото были изображены девушки в пляжных костюмах — местный конкурс красоты. Показывая свою неотразимость, одна присела и даже язык высунула. Молча вернул фотографии. Вздох разочарования возмутил попутчицу:
    — Красота — это Бог! Вы идёте против красоты, вы идёте против Бога!
    О как! Меньше бы удивился, если б назвала инопланетянином. Такая и публичное раздевание объявит благовестием о Создателе.
    — Простите, вы сами-то верующая?
    — Конечно! Я уже десять лет общаюсь с батюшкой (назвала протоиерея из кафедрального собора), и он так себя не вёл. Он всё понимал, придёшь к нему — Танечка, Танюша…
    Ни в коем случае не хочу навести тень на знакомого и мне протоиерея, скорее наоборот: сколько же терпения у него было! Между тем стоящая за Творца не унималась:
    — Тело создано Богом, оно прекрасно!
    — И мы за то, но всегда ли прекрасное используют по достоинству? Так ли чисты обнажающиеся и глядящие? Всё это деяния блудного беса.
    — А как же пляжи?
    — Пляжи — это современное изобретение. На Руси женщины купались отдельно от мужчин, говорю о христианках.
    Задумалась. Вряд ли переубедил: остальную часть пути ехали молча. Впрочем, виню себя: нужно было чисто по-человечески расположить к себе и уж потом (по её просьбе!) коснуться духовной темы, а не наступать на мозоли.

    +

    Позволю себе малое отступление. Каждой весной мы видим, как сходит снег, обнажается земля. Но сеятель появляется только тогда, когда земля прогреется: никто не хочет губить семя, никто не засевает мёрзлую землю. Жизнеутверждающая весна поучает человека: прежде словесного сеяния отогрей душу, в которой хочешь посеять. Если не можешь — хотя бы своё сердце наполни теплом к той душе, к которой направляешь словесное семя. Не потому ли после долгой холодной зимы всё живое радуется проявлениям тепла?
    https://vetrovo.ru/prose/ne-soobrazujtesya-veku-semu/4/

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, приведённый Вами отрывок подтверждает, что лучше не соваться со своим мнением туда, где оно не будет понято, особенно, если не умеешь сказать его с теплом и любовью. А это не каждому дано, поэтому иногда лучше просто молчать.

  • В поезде можно молчать хоть всю дорогу, а подруге когда-то надо сказать. Иначе в чём смысл дружбы? Конечно, можно и промолчать, а что делать потом, когда она уже будет лежать в гробу?

  • Нижний Новгород

    Если, высказав мнение, потеряешь подругу, это будет не лучше. Иногда и молчание бывает очень красноречивым.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок