col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Протоиерей Василий Ермаков. Христос Воскресе!

Как я вам по-че­ло­ве­чес­ки, по-нас­то­я­ще­му за­ви­дую, ви­дя вас, как вы спо­кой­но, как вы со­бран­но, как вы ду­хов­но встре­ча­е­те на­сту­пив­шую Свя­тую за­у­тре­ню, на­сту­пив­шую Пас­ху. А бы­ло дру­гое время, да и се­год­ня оно оста­лось в серд­цах боль­шинст­ва рос­си­ян. Нам бы­ло за­пре­ще­но празд­но­вать Пас­ху, нам не­льзя бы­ло го­во­рить, что Хрис­тос Вос­крес, нам не­льзя бы­ло хо­дить в цер­ковь, нам не­льзя бы­ло вспо­ми­нать о Бо­ге — в страш­ное вре­мя со­ветс­кой влас­ти. В ХХ веке, в довоенные годы, было запрещено читать русскую классику: Пушкина, Достоевского, Толстого… Были безбожные пятилетки. Были разрушены храмы. Было уничтожение священников — совести нашего народа. И хотели физически устранить, убить Бога в нашем сердце. Не вышло, не получилось.

Запомните, дети послевоенного времени, в 45 году, а это были Пасхальные торжества, Пасха была 6 мая, — ни один военачальник нам не сказал «Христос Воскресе», не поздравили русских людей с Пасхой. А ведь солдаты, рожденные в конце XIX — начале XX веков, они были крещеные, они были православные. Провожая на фронт, каждая мать говорила своему сыну: «Вот тебе крестик, где-то в гимнастерке зашей его. Вот тебе записочка с псалмом “Живый в помощи Вышнего…”. Мы это все находили на убитых. Мы и тогда еще веровали. Так почему же в победный день, когда в Кремле собрались все военачальники, в кремлевском зале был пир горой, когда «великий учитель всех народов и всего мира» товарищ Сталин сказал про великий русский народ, не прозвучало «Христос Воскресе»? Потому что так боялись коммунисты этих слов — «Христос Воскресе»! Так почему же сегодня говорят о том, что коммунисты были такие верующие, хранящие веру русского народа, что всегда они молились с нами? Обман. Кто же, когда же, в какой же год, месяц и день носил Казанскую икону, Владимирскую, на какой участок фронта? Чтобы коммунисты нам разрешили в страшное время войны идти на передовую к немцам, когда за то, что мы были в плену, нас «СМЕРШ» лупил, как только можно, до потери сознания. Тогда власти думали так: «Мы победили. Уж народишко, оставшийся в живых, мы сломаем». Нас и ломали. Я стал священником. В Никольском соборе в 58–60-е годы идешь освящать куличи блокадников, хлебушек там, еще кое-чего немножко, потом идет Крестный ход, а вокруг страшнейший мат, пьяные девицы орут. Причт идет, а навстречу с баяном парень и кричит: «Ну, мы сейчас этим попам дадим, они будут знать Пасху!» Там были ребята по два метра росту, они были специально направлены сорвать в Никольском соборе христианскую службу. Вот как нас били-то! Вот как стремились добить верующих людей после войны. А сегодня говорят о том, что нам легко и спокойно тогда давали молиться. Ложь!

А вот горе наших дней. На Пасху в храм идут толпой причащаться некрещеные, не постившиеся, не молившиеся. Распустились, разболтались, развинтились. Воспринимают Таинство как таблетку. Это гордость — «я хочу», «я решила». Равнодушие, безразличие, непонимание того, что это Святая Святых, Святыня, так уж, будьте добры, к святости надо готовиться. У меня есть свой опыт, полсотни лет, есть опыт до войны, есть опыт встречи со священниками того времени, и тогда никто не шумел, никто не возражал, все были напоены благодатью. Время сейчас сложное, время очень трудное, время, когда все больше и больше нас стремятся изничтожить духовно. И поэтому, я вас прошу на будущее, вот эту мощь духовную, нами получаемую в храме, сохраните как драгоценную святыню в своей жизни. Мои дорогие, дай Бог вам хранить Веру Православную, хранить нашу традицию, а всех непутевых, кто вас будет сбивать, соблазнять «ах, почему», «ах, я», — не слушайте, не подчиняйтесь их безумию. Сегодня мы все причастники Пасхальной радости. Врата открыты. И в это сегодняшнее и грядущее время сохраните радость Пасхи. Она нам помогает нести скорби, испытания, жестокость, ненависть людскую. Она нам помогает быть верными русскими православными христианами. А наш долг помнить завет: «Русь Святая, храни Веру Православную!»

Проповедь протоиерея Василия Ермакова в праздник Светлого Христова Воскресения
1 мая 2005 года
Газета «Православная Русь». N 1. 9 мая 2010

Заметки на полях

  • Москва

    Спаси Господи за Пасхальную радость! Вспоминаю, как в Коломне в мужском монастыре ко мне подошел маленький седой старичок и несколько раз повторил: «Береги Веру Православную!» Он так призывал, что мне передалось его переживание, его боль. До сих пор его вспоминаю и этот буквально вопль его души.

  • И это было в жизни: «… стремились добить верующих людей после войны. А сегодня говорят о том, что нам легко и спокойно тогда давали молиться. Ложь! … (служил) священником. В Никольском соборе в 58–60-е годы… горе наших дней. На Пасху в храм идут толпой причащаться некрещеные, не постившиеся, не молившиеся. Распустились… к святости надо готовиться».

  • К святости надо готовиться: «…нас стремятся изничтожить духовно… наш долг помнить завет: «Русь Святая, храни Веру Православную!»» (протоиерей Василий Ермаков).

  • «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному… » (Мф. 7:26-27). И видим падение нравственности, несправедливость, зло, неправду… значит необходимо не мириться (не идти в погибель) со злом, злобой или несправедливостью…

  • МО

    ++В ХХ веке, в довоенные годы, было запрещено читать русскую классику: Пушкина, Достоевского, Толстого… Были безбожные пятилетки. Были разрушены храмы. Было уничтожение священников — совести нашего народа.++

    Надо же, прежде упомянуты классики, а потом уже храмы и священники.

  • МО

    ++В ХХ веке, в довоенные годы, было запрещено читать русскую классику: Пушкина, Достоевского, Толстого…++

    Разве? В 1937 году Пушкин был прославлен в лике советских святых, Достоевскому в первую же годовщину Великой Октябрьской Революции поставили памятник в центре Москвы, а про «зеркало русской революции» и говорить не приходится: в его честь переименовывали улицы городов и целые посёлки. Например, в ноябре 1918 года станция и посёлок Астапово были переименованы в Лев Толстой.

  • «О правильности пребывания на земле (ср. Мф. 21:33-41). После безжалостного (безчеловечного) прошлого века, породившего нацизм, коммунизм, либерализм, долго ли до окончательной беды. … Конечно, это побуждает вспомнить о Боге, идти в храм, усерднее молиться. Мы живем, страдаем, болеем, мечтаем, дай Бог, воскреснуть в жизни вечной и оказаться там с Господом. Евангелие учит: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). … «И любое, даже не самое богатое государство не должно допускать, чтобы кто-то замерзал от холода и оказывался на улице. Точно так же нельзя и допускать удара инфекции по социально уязвимым слоям населения (например, по пенсионерам)». Помним. «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок