col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Людмила Ильюнина. «Светел дом» иеромонаха Романа

Название сборника метафорично: «светел дом» — это конкретный дом детства, но это и малая родина (Брянщина), это и вся Россия, это и весь природный Божий мир. Книга вводит читателя в мир светлого детства, тот мир, который, собственно, и может быть назван «светел дом». Метафоричность названия подчеркивают акварельные работы, выполненные в той традиционной стилистике, которая давно уже покинула наши книжные издания. На рисунках мы видим с одной стороны конкретные иллюстрации к каждому стихотворению, но одновременно они являются такими узнаваемыми и греющими душу обобщенными образами – русское поле, русская изба, предметы крестьянского быта (такие живые и забытые уже): ухват, чугунки, крынки, старый угольный утюг, самовар, деревянные ложки, бочка с водой, свеча в шандале. Это все – родное для многих русских людей старшего поколения.

Прежде чем начну разбор-рассказ о книге, хочу от лица этих русских людей выразить благодарность ее автору иеромонаху Роману (Матюшину-Правдину) и художнику-иллюстратору Наталье Назаровой за то, что дают нам возможность вернуться в мир нашего детства, вспомнить, какое оно было, себя вспомнить ребенком и найти его на глубине души. А современным детям, которым адресована книга «Светел дом», дана возможность в живых образах увидеть, какое детство было у их бабушек и дедушек и какой была страна, в которой они жили.

Русская печка

Начинается книга с гимна крестьянской жизни под названием «Русская печка». Живые картины детства в деревне в этом стихотворении венчаются вполне пушкинским признанием о вырастании поэзии из русской сказки и побасенок: «Сколько былей-небылиц, тепла / Мне душа народная дала! / Слушал я, Россию познавал / И под разговоры засыпал». Во втором стихотворении «Лисичка» поэт проявляет свойственный ему талант видеть мир глазами художника-живописца. Однако известная по хрестоматийному рассказу М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб» история кончается трагически — ребенок «впервые узнает, что мир жестокосерд», увидев убитую лисичку. И такой же трагической музыкой наполнено следующее стихотворение «Ни юность, ни младость не жалко…» , в котором в нескольких строках сполна переживается война и трудные послевоенные годы России.

Центральное стихотворение сборника посвящено матери, в монашестве принявшей имя Зосима. Это рассказ о детской вере, об обретении ее через «святую мать». Поэтическое совершенство этого рассказа придает ему эпическое звучание – не только о себе говорит автор, но обо всем своем поколении. Так же и следующее стихотворение «Отрок Христов», в котором пред нами предстает живая картина Крещения — свидетельство о многих обретших веру в годы пропаганды атеизма по молитвам своего рода. А вот следующее стихотворение «Стоял бы и смотрел, не отрываясь…», наоборот, обращено к тем, кто в наши дни с детства свободно может ходить в храм. Но поэта-монаха тревожит вопрос-молитва пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших»: «Растут иуды, воины, пилаты, / Ученики – кто пред Тобой сейчас?»

Да, только в сентиментальных книжках детство представляется как безоблачное и безгрешное. Но верующее сердце готово приносить покаяние и за детские проступки. С этим чувством написано стихотворение «Глупый» о деревенском юродивом. И ему вторит следующее за ним стихотворение о гибели любимого дерева. Старый вяз учит отрока: «Пример особый, навсегда \ Своею смертью преподал: \ Тем, кто тебя четвертовал, \ Тепло души своей отдал».

Стихотворение «Три девы» особое. В нем говорится о самом сокровенном – о монашеском призвании «издетска». А следом мы читаем рассказ о рождении поэта в душе: «И я восторженно внимал \ Благообразию творенья». И опять покаяние о потерянной детской вере: «Как близок и понятен был Господь! \ Как просто и легко, когда Он рядом!»

Но любой настоящий поэт – вечный ребенок, ему дано восторженное и любовное созерцание природы. Об этом следующее большое стихотворение, которое можно было бы назвать «Времена года», но смысл его глубже: оно о том, как родная русская природа воспринимает благодать церковных праздников, откликается на благодать Господню. А увидеть и почувствовать этот может только тот, кто помнит «запах детства», как сказано в стихотворении «Прохожу меж березок и сосен». Последние два стихотворения в книге предваряет иллюстрация-портрет автора в монашеском облачении, она помогает уразуметь, что очищение души молитвой и покаянием возвращает человека к детскому мировосприятию, когда все вокруг – неповторимое, живое; и все — сродни. Завершает книгу призыв пастыря к читателям, пожелание хранить свое детство: «Живи с распахнутой душою,\ Встречая зори босиком.\ Не можешь стать рекою большою — \ Будь малым чистым родником…»

В книге всего пятнадцать стихотворений, но воспринимается она как итог большого душевного труда. Мы пересказали содержание всех стихотворений, чтобы видна была продуманная композиция сборника. Она отражает путь поэта-монаха, который может стать для читателя дорогой к себе и к Богу. Если по слову поэта «к детству душою приникнуть», то откроется путь в Царствие Небесное. Об этом сказано в Евангелии — «будьте как дети».

Все стихи сборника можно назвать евангельскими, и тогда «Светел Дом» становится символом Царствия Небесного, и любовь к отчеству земному преобразуется в любовь к отечеству Небесному.

В заключение процитирую стихотворение иеромонаха Романа «Из детства», которое, к сожалению, не вошло в книгу. На наш взгляд, это одно из лучших стихотворений о детстве в русской классической литературе:

Не всякий день прошедшего нам дорог,
И самосудом неспроста грешу.
А помню, в детстве… лягу на пригорок
И в небеса гляжу, гляжу, гляжу!

Лазурь, лазурь! Не мог налюбоваться!
Душа моя парила наяву!
И так боялся в облака сорваться —
Цеплялся за июльскую траву.

А взрослые… кто ехал на подводе,
Кто в Церковь шёл моторы починять…
Душа моя тонула в небосводе
И вовсе не желала выплывать!

Не распрощаться с детством, не расстаться.
Безсмертная душа, тебе ль стареть?
Хочу дитём к сырой земле прижаться
И в небеса глядеть, глядеть, глядеть!

Март 2017
Иллюстрации и фотография Наталии Назаровой

Заметки на полях

  • Спасибо Вам большое за полное раскрытие и ввод в мир детства, в мир старины, и в чудный мир природы. Очень живые и красочные рисунки. Остановилась на строчке из последнего стиха: Кто в Церковь шел моторы починять… Сначала подумала- сердца чинить, т.е. оздоравливаться в Церкви. А потом вспомнила, что в Церкви учинили «автосалон»…. Спасибо Батюшке за стихи! Все великолепно! Храни Вас Боже!

  • Зоя, ах,если в те годы в Церкви чинили бы сердце….., сейчас не так бы болело. До слез трогают строки «Не распрощаться с детством, не расстаться. Безсмертная душа, тебе ль стареть? Хочу дитём к сырой земле прижаться И в небеса глядеть, глядеть, глядеть!» Слава Богу за все!!! Христос Воскресе!!! Дорогие мои, всех поздравляю с торжеством из торжеств Пасхой Христовой!!!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!