col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Божий строй

Одна читательница с Украины время от времени присылает нам ссылки на очень хорошие материалы: чувствуется, что у человека есть вкус и время для осмысленного чтения. Некоторые из этих материалов мы с благодарностью публикуем. И вот на днях она прислала очередную ссылку на статью, написанную современным священником. Стала читать – и у меня потемнело в глазах: она начиналась с рассказа об отпевании четырехлетнего мальчика, замученного маньяком, а дальше следовала попытка христианского осмысления произошедшего. Сразу поняла, что не смогу опубликовать это, не стала дочитывать и долго не могла прийти в себя.

Но спустя несколько дней, перечитывая рукопись книги «Диктатура совести», встретила похожий эпизод – хорошо всем знакомый отрывок из «Братьев Карамазовых»: «Это было мрачное время крепостного права. Был тогда один генерал со связями большими. И богатейший помещик. Живёт генерал в своем поместье в две тысячи душ, чванится, третирует мелких соседей, как приживальщиков и шутов своих. Псарня с сотнями собак и чуть не сотня псарей, все в мундирах, все на конях. И вот дворовый мальчик, маленький мальчик, всего восьми лет, пустил как-то, играя, камнем и зашиб ногу любимой генеральской гончей. „Почему собака моя любимая охромела?“ Докладывают ему, что вот, дескать этот самый мальчик камнем в неё пустил и ногу ей зашиб. „А, это ты, — оглядел его генерал, — взять его!“ Взяли его, взяли у матери, всю ночь просидел в кутузке, наутро, чем свет, выезжает генерал во всем параде на охоту, сел на коня, кругом него приживальщики, собаки, псари, ловчие, все на конях. Вокруг собрана дворня для назидания, а впереди всех мать виновного мальчика. Выводят мальчика из кутузки. Мрачный, холодный, туманный осенний день, знатный для охоты. Мальчика генерал велит раздеть, ребёночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть… „Гони его! “ — командует генерал. «Беги, беги!» — кричат ему псари, мальчик бежит… „Ату его! “ — вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребёнка в клочки!..»

Не пыталась узнать, но думаю, что Достоевский рассказывает здесь историю, произошедшую на самом деле. И в этом, и в других его романах достаточно эпизодов, в которых страдают дети; при всей любви к Достоевскому эти сцены всегда мне казались нечестными. Это — удар ниже пояса: автор точно знает, что сейчас читатель согнется пополам и не скоро выпрямится, и этим почти физическим страданиям придает значение нравственного очищения. (Вспоминаются слова Маяковского: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Достоевский этого, конечно, не любил, но своей гипертрофированной, болезненной нелюбовью щедро кормил читателей.) Но сейчас хотелось бы сказать о другом.

В споре двух главных героев «Диктатуры совести» один отстаивает преимущества монархического строя, другой – демократического, и оба вкладывают в это всю свою душу, так что читатель до последней страницы не знает, на чью сторону встать. Но вот перед нами два эпизода: один из жизни России монархической, православной (роман Достоевского), другой — России демократической и воцерковляющейся (статья священника). В обоих эпизодах нравственные уроды мучают невинных детей. Значит, и там, и там, при любом строе, есть место дьяволу и людям, по какой-то причине отдавшим ему своё сердце и находящимся в его власти. И там, и там есть место тому, кто страдает и кто сострадает, плачет над грехом и пытается увидеть происходящее в Свете Христовой истины. Так может быть, для спасения души государственный строй не имеет вообще никакого значения? Века сменяют друг друга, «история кружит в который раз», и единственный выбор «строя», который что-то значит, совершается в человеческом сердце. Настоящий «строй» — вне государства, и весь наш видимый мiр — лишь его малая часть. «Вселенная стоит своим неизменным строем, — говорится в словаре Дале, в статье, толкующей слово «строй». — У всякого свой строй в голове».

(То же и в творчестве: как сказал однажды отец Роман, «люди подобны музыкальным инструментам. Их нужно настроить, чтобы они могли воспроизводить Божественную мелодию Создателя. А если они расстроены и на них играет враг — будет одно бренчание, что мы и слышим постоянно». Расстроен, наверное, был Маяковский, когда говорил, что любит смотреть, как умирают дети — даже если хотел этими словами выразить прямо противоположную мысль.)

По-видимому, спорить о «путях России», причём людям, которые не в состоянии на эти пути повлиять — это значит всё больше расстраиваться, всё сильнее бренчать, уходить от того единственного, что является по-настоящему важным. А важно только одно: попробовать установить Божий строй в собственном сердце, и сия вся приложатся нам.

Ольга Надпорожская
19 февраля 2019
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Да, Ольга Сергеевна, случай вопиющий. Подобное случилось и у нас в соседнем селе неделю назад. Дед с бабушкой сожгли в печке 11-месячного внука. Вроде бы и тихие, доброжелательные, но пьющие. Впрочем, какая разница?!
    Одни тонут в словах и спорах о путях России, другие занимаются реальным делом, выводя Россию на Божий Путь. На тот, с которого её увели в 1917-ом. Имею в виду В.В. Путина и его команду. Настраивающих общество на созидание.
    Достоевский: «Это было мрачное время крепостного права.» Последнее время изучаю историю 19 века. Казалось бы, вершина этого самого беспросветного крепостного права. Но как так случилось, что «замордованный» русский мужик смог защитить Отечество от превосходящих сил Европы в 1812 году? И почему Пушкин А.С. в своём «Путешествии из Москвы в Петербург» пишет о лучшей доле русского крестьянина в отличие от европейского? Это же опять наш русский «нищий и лапотный» народ начинал промышленную революцию в 1830-50-х годах, испросив благословения и с Божьей помощью. На втором этапе переворота Россия и русские совершили РУССКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО. Но чем лучше жил русский человек, тем более отходил от Бога. Соблазняясь революционными разрушительными идеями. И вот ведь парадокс: при плохом крепостном праве случаи описанные Достоевским единичны, а в относительно демократичном обществе насилие и убийство становится чуть ли не подвигом. Уже не говорю о 1917-1953 годах в истории России. Когда жизнь человека ничего не стоила.
    Дело вовсе не в государственном устройстве, но в нашем самонастрое на Божий Закон. Только наша лично человеческая воля способна увести нас от языческого и дьявольского. Бог даёт просящему и открывает стучащему.

  • Владимир Иванович, нынешнюю власть действительно можно за многое поблагодарить, и в первую очередь — за мирное сосуществование с Церковью. Но к ней есть и очень серьёзные вопросы, например, такие:
    1. Почему не запрещены аборты? Ведь это мучение и уничтожение миллионов детей.
    2. Почему из СМИ, и особенно с экранов телевизоров (а также из огромного количества современных «произведения искусства») на нас изливается столько грязи? Как это возможно в государстве, где Церковь и власть поддерживают друг друга, и большая часть населения считает себя православными? Получается, православные люди создают, потребляют и поощряют создание этой продукции?
    3. Почему мы едим картошку из Египта, а наши бескрайние поля зарастают бурьяном, сквозь который уже не продраться? Когда я была во Франции (очень маленькой, по нашей мерке, стране), была поражена красотой колосящихся полей. К моему стыду, я, русская, даже не знала, что это за злаки: рожь? пшеница?

    Мне кажется, обладая властью и доброй волей, все три вопроса решить вполне возможно.

  • Смерть и болезни детей первый камень в Православие из рук атеистов. А всего-то навсего надо изучать Священное Писание и вопросы отпадут вообще. Бог нам открыл Свою Истину через Апостолов, пророков, святых отцов…, насколько сможем уразуметь и насколько нам это полезно. Величайшая глупость человека лишать самовольно себя познания этой Истины. На Страшном Суде «я не знал, я не читал» не оправдает срамоту и позорище. И куда потом человеку после слов Судии Праведного Господа Бога нашего — «Не вем тя!»?… Поздно уж будет читать о том, что покаяние и смирение прежде Господу нужно.
    Да вразумит Господь по милости Своей каждого. И не дерзнет никто кинуть камень «почему умирают дети?». А смиренно воззовёт — » Господи, да будет Воля Твоя».
    Нам, нашим скудным человеческим умом никогда не уразуметь Промысел Божий. Но, более того, мы не имеем права в него влазить!!!

  • А до революции, сто лет назад было только пшеницы видов двадцать, а овощей насчитывалось- восемьдесят. Чего сегодня наберется на две руки по количеству.

  • Ольга Сергеевна, прежде чем на власть кивать, мы должны бы в первую очередь задавать вопросы себе. И по номерам:

    1. Аборты были разрешены ещё в царское время. В то время русские были в основном православными людьми, а не просто «считали» себя таковыми. В советское время эпидемия абортов обошлась народу (по некоторым подсчётам) до 40 млн. Сегодня мы расхлёбываем последствия. Вот так вот взять и запретить не получится. Общество должно быть готово к такому решению. И женщины, и мужчины.
    2. Мы с женой тоже не в восторге от того, что проливается на наши головы с телеэкранов. Вы правы, «православные люди» порой готовы участвовать в создании, потреблять информацию протухшего качества, поощрять подобное через рейтинги. Но согласитесь, грязи стало меньше по сравнению с 1990-ми — началом двухтысячных. Всё-таки разумное мало помалу отвоёвывает пространство.
    3. Россия уже несколько лет как обеспечивает себя картофелем. Но в ходе торговли закупаются некоторые объёмы, в том числе и из Египта. Есть трудности для нашего производителя пробиться на прилавки супермаркетов. По разным причинам.
    Вы удивитесь, но в последние годы в областях и краях вводятся десятки гектар земли. Ещё более удивительно другое. В советское время распахивались миллионы целинных и залежных земель, но Продовольственная Безопасность страны так и не была решена за 70 лет. Почему при меньших площадях используемой земли эта ПБ была решена несколько лет назад. Сегодня Россия выходит на первое место в мире по продажам продовольствия! 2016 г. на 16 млрд. долларов, в 2017-ом на 20 млрд., в 2018 г. на 25 млрд.
    По продаже пшеницы и вовсе Россия ведущая. Только что Президент сказал, что по семенам пшеницы РФ полностью независима от заграницы.
    Вывод напрашивается: сегодня земля используется с большей отдачей, качественнее. Если в начале 20 в. в селе проживало 82% населения России, в середине около половины, то сегодня 25%. И мы не стоим в очередях за буханкой кукурузного хлеба.
    Никогда не был за границей. Даже из Сибири выезжаю с большой неохотой. В разных регионах современной России районируются свои сорта зерновых, это обусловлено климатическими условиями. То, что может расти и плодоносить в южной России, может с трудом прижиться в северной. А вот в Сибири и вовсе оказаться непригодным материалом.

  • 1. Владимир Иванович, насколько мне известно, аборты были узаконены большевиками в 1920-м году. А в дореволюционной России «аборт приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины». К запрету абортов, мне кажется, не нужно никого готовить. Если общество привыкло к тому, что запрещены убийства, значит, привыкнет и к тому, что аборты — такое же зло. А дальше пусть делают выводы и меняют жизнь в соответствии с обстоятельствами.
    2. У меня много лет нет телевизора и, когда оказываюсь где-нибудь в гостях, замираю перед экраном в потрясении. Всегда одна и та же мысль: это неправда, какой-то розыгрыш, мистификация, не могут такое показывать на экране! То же и, например, с книгами. В 2000-е годы работала в жюри одной литературной премии. На премию в год выдвигалось примерно 100 книг, изданных в течение года (только современных российских авторов). Все 100 прочитать, конечно, не удавалось, но 20-25 — вполне. Из этих 20-25 книг только 1-2 две казались просто нормальными, более-менее прилично написанными и не отвратительными по содержанию. К сожалению, книга стала просто товаром, в котором упаковка сделана качественнее, чем сам продукт. И, когда слышу о том, что Россия — самая читающая страна в мире, содрогаюсь. Правда, в метро теперь люди сидят уже не с книгами в руках, а с телефонами. Но, если проанализировать, что они «читают» там, поводов для радости будет еще меньше. Хотя, конечно, есть и исключения: и люди, читающие хорошие книги, и честные произведения. Дай Бог, чтобы и того, и другого было больше.
    3. По поводу сельского хозяйства могу только поделиться впечатлениями от нескольких путешествий по Вологодчине. Если летом в деревнях еще встречаются люди, то осенью там настоящая пустыня. Этим летом нас вез на машине в Белозерск деревенский житель. Услышав от меня выражение «ржаной хлеб», он усмехнулся и сказал, что рожь в России давно не выращивают (как я поняла, еще с позднесоветских времен), разве что только в частных хозяйствах. Корову держать не выгодно, поэтому у них она одна на всю деревню. Говорила и с сыном работницы хозяйства, которое возникло на основе бывшего совхоза. По его словам, сдавать молоко в города невозможно — в торговых сетях свои поставщики. А сдавать они его готовы по 12 рублей за литр… Из замечаний того же водителя по поводу пенсионной реформы: «Пусть те, кто её провел, сходя к нам на кладбище и посмотрят на надписи на памятниках. Не доживают люди до пенсионного возраста. У меня уже почти все одноклассники умерли». В каждом втором селе разрушенный Храм, и восстанавливать их не только некому, но и не для кого. (О первой поездке в Вологодскую область написала очерк: https://pravoslavie.ru/56401.html ) Конечно же, ничуть не возражаю, чтобы всё было лучше, чем кажется. Дай Бог, чтобы так и было!

  • Да, Ольга Сергеевна, я немного преувеличил. Законодательно в России до 1917 г. аборты были запрещены, но в городах, особенно крупных, на это стали смотреть проще.
    2. Да, в России самое образованное население в мире. Читают тоже много. Приоритеты сменились. Раньше книга тоже была товаром, но с большой пропагандистской задачей. Чем и основывалась её массовость и доступность. Сегодня большое значение приобрели телевидение, интернет. Я предпочитаю читать в компе, так мне гораздо удобнее. Хотя книги стоят на полках в неприкосновенности.
    3. О сельском хозяйстве замолвлю я слово)) Во-первых, значение ржи стало снижаться с конца 19 века, когда появились новые сорта пшеницы. Но рожь в СССР была поставлена ещё Сталином в невыгодное положение, когда он заявил, что советский человек должен есть белый хлеб. Не знаю, может быть это и байка, но урожайность пшеницы выше. Может быть в этом её преимущество?
    Во-вторых, на сегодня в России выращивается от 2 до 3,5 млн. тонн ржи ежегодно. В хлебе она занимает 10% по стране.
    В-третьих, корову в деревне очень выгодно держать. Даже при круглогодичном удое 10-15 литров в сутки она спокойно прокормит семью из 4-5 человек. При корове пара поросят, 15-20 куриц, десяток гусей. И вы обеспечены молочкой (молоко, сметана, простокваша, сливки и даже масло),, мясом свиным, говядиной, курятиной, гусятиной. Яйцами. Главное не лениться и всего будет в достатке. Тем более, что травы в деревне в избытке.
    В-четвёртых, Вы не поинтересовались от чего люди не доживали там до пенсии? Есть жизненные обстоятельства, а есть и плохое отношение к своему здоровью. Вторая причина преобладает. Кто нам виноват, если мы не хотим, не умеем заботиться о своём здоровье?
    Лет 20 назад один хакас обвинил нас русских в том, что хакасы в деревнях спиваются. Я возразил: «им в рот наливают или они сами пьют?!» Вот и с нами русскими та же беда, никто не наливает, не заставляет, а пьём»С! Но винить кого-нибудь… хлебом не корми.
    Я в 1990-х вёл оздоровительные группы. Многие прошли через мои руки. Сейчас это взрослые мужики. Есть и те, кто спивался. Начинают на жизнь жаловаться и спрашиваю в ответ: «Жену любишь? Детей любишь? Зачем на водку их меняешь? Если ты — мужик, то и поступай по мужски.» Не до всех доходит. Просто удобно устроились в жизни. Жены тянут воз, а они…

    И последнее, мы должны знать не только о том, что вблизи нас делается, но и в стране. А потому телевизор и интернет вещи необходимые в хозяйстве. Так мы лучше узнаём окружающий нас мир. Сочувствуем, сопереживаем, обретаем иммунитет к разным информационным эпидемиям.
    Есть притча о том, как молодой монах решил пойти к людям язычникам и нести им слово Божие. Пришёл в деревню и стал селян ругать. Они послушали, послушали, поколотили его и выгнали. Пришёл он сова в монастырь и жалуется настоятелю на свою беду. А тот и говорит: «Чего ж ты со ссвоим уставом да в чужой «монастырь»? Ты поживи с ними, за столом посиди, в работах рядом будь, сопереживай их радостям и бедам. Вот когда они тебя примут за своего, тогда ты им и расскажи о Боге, О Сыне, о Святом Духе». Молодой монах послушался, пришёл в деревню, пожил среди людей, а спустя время привёл односельчан к Богу. Смысл в чём? Нельзя отгораживаться от мира, не знать его чаяний. Иначе мы в нём чужие и люди нас не поймут.

  • «А важно только одно: попробовать установить Божий строй в собственном сердце, и сия вся приложатся нам.»
    Смысл-то статьи в этом! Спасибо!!!

  • Владимир Иванович, тоже думаю, что люди в деревне рано умирают от того, что спиваются. Но это — замкнутый круг: пьют от того, что им негде главу подклонить. Храма нет, веры нет, работы нет, даже людей почти нет вокруг, уехать в город нет ни сил, ни смысла. Что касается телевизора, который, как Вы считаете, нужно смотреть, чтобы не утратить связь с миром, то, мне кажется, здесь можно провести параллель с миссионерством: с людьми нужно уметь говорить на одном языке, но при этом очень важно не потерять свой собственный (иначе не ты их обратишь, а они тебя). Интернет, мне кажется, предполагает большую свободу: ты сам выбираешь, что читать, что смотреть. А если становишься телезрителем, вынужден есть, что дают.

  • Да, Ольга Сергеевна, я немного преувеличил. Законодательно в России до 1917 г. аборты были запрещены, но в городах, особенно крупных, на это стали смотреть проще.
    2. Да, в России самое образованное население в мире. Читают тоже много. Приоритеты сменились. Раньше книга тоже была товаром, но с большой пропагандистской задачей. Чем и основывалась её массовость и доступность. Сегодня большое значение приобрели телевидение, интернет. Я предпочитаю читать в компе, так мне гораздо удобнее. Хотя книги стоят на полках в неприкосновенности.
    3. О сельском хозяйстве замолвлю я слово)) Во-первых, значение ржи стало снижаться с конца 19 века, когда появились новые сорта пшеницы. Но рожь в СССР была поставлена ещё Сталином в невыгодное положение, когда он заявил, что советский человек должен есть белый хлеб. Не знаю, может быть это и байка, но урожайность пшеницы выше. Может быть в этом её преимущество?
    Во-вторых, на сегодня в России выращивается от 2 до 3,5 млн. тонн ржи ежегодно. В хлебе она занимает 10% по стране.
    В-третьих, корову в деревне очень выгодно держать. Даже при круглогодичном удое 10-15 литров в сутки она спокойно прокормит семью из 4-5 человек. При корове пара поросят, 15-20 куриц, десяток гусей. И вы обеспечены молочкой (молоко, сметана, простокваша, сливки и даже масло),, мясом свиным, говядиной, курятиной, гусятиной. Яйцами. Главное не лениться и всего будет в достатке. Тем более, что травы в деревне в избытке.
    В-четвёртых, Вы не поинтересовались от чего люди не доживали там до пенсии? Есть жизненные обстоятельства, а есть и плохое отношение к своему здоровью. Вторая причина преобладает. Кто нам виноват, если мы не хотим, не умеем заботиться о своём здоровье?
    Лет 20 назад один хакас обвинил нас русских в том, что хакасы в деревнях спиваются. Я возразил: «им в рот наливают или они сами пьют?!» Вот и с нами русскими та же беда, никто не наливает, не заставляет, а пьём»С! Но винить кого-нибудь… хлебом не корми.
    Я в 1990-х вёл оздоровительные группы. Многие прошли через мои руки. Сейчас это взрослые мужики. Есть и те, кто спивался. Начинают на жизнь жаловаться и спращиваю в ответ: «Жену любишь? Детей любишь? Зачем на водку их меняешь? Если ты — мужик, то и поступай по мужски.» Не до всех доходит. Просто удобно устроились в жизни. Жены тянут воз, а они…

    И последнее, мы должны знать не только о том, что вблизи нас делается, но и в стране. А потому телевизор и интернет вещи необходимые в хозяйстве. Так мы лучше узнаём окружающий нас мир. Сочувствуем, сопереживаем, обретаем иммунитет к разным информационным эпидемиям.
    Есть притча о том, как молодой монах решил пойти к людям язычникам и нести им слово Божие. Пришёл в деревню и стал селян ругать. Они послушали, послушали, поколотили его и выгнали. Пришёл он сова в монастырь и жалуется настоятелю на свою беду. А тот и говорит: «Чего ж ты со ссвоим уставом да в чужой «монастырь»? Ты поживи с ними, за столом посиди, в работах рядом будь, сопереживай их радостям и бедам. Вот когда они тебя примут за своего, тогда ты им и расскажи о Боге, О Сыне, о Святом Духе». Молодой монах послушался, пришёл в деревню, пожил среди людей, а спустя время привёл односельчан к Богу. Смысл в чём? Нельзя отгораживаться от мира, не знать его чаяний. Иначе мы в нём чужие и люди нас не поймут.

    ======================

    Ольга Сергеевна, Ваш ответ читаем ранним утром и он вызвал у нас с женой бурное обсуждение. Попробую уложить выводы в несколько строк.
    1. Самое интересное, что пьянка у нас на Руси всегда находила себе оправдание. Одни выпивали с устатку, не делая из этого похмельного варианта. Другие пили до того, чтобы и рога в землю, да каждый день. И вот ещё, на хлеб денег найти труднее, чем на бутылку водки, психология такая.
    2. Вы забываете из Писания «Тело человека храм Духа Святого». А Богу поклониться можно в любом положении, помолиться. Ведь молитва это не только слова, но и поступки, дела, воспитание детей и труд на благо ближних своих. Даже радость дыхания, движения, делания — освящённые словесной молитвой тоже своего рода делательная молитва.
    3. Когда Столыпин проводил свою реформу в жизнь, он преследовал цель сделать крестьянское хозяйство товарным. То есть, не замкнутым само на себя, а сбывающим избыток продукции и от того делающим крестьян зажиточными. Для этого была избрана система хуторов, отрубов. Когда крестьянин с семьей жили обособленно. И это никого не озадачило (разве что революционеров), сотни тысяч стояли в очереди. И единственная цель у крестьян была: жить зажиточно, свободно, своим трудом обеспечивая потомству будущее. И это нормально.

    Почему сегодняшние крестьяне боятся хуторской обособленной жизни? 70 лет их приучали жить в коллективах, Так, дескать правильнее для воспитания социалистического бес-собственника. И вот привыкли. Но теперь другая проблема: боимся обособленной самостоятельности. Мы ведь без указания сверху (когда пахать, что сеять, как боронить и пр.) сами уже не в состоянии думать.

    Дорогая Ольга Сергеевна, Вы по всему человек городской. На земле всегда работы хватает. От зари и до зари. Главное иметь желание. Остальное приложится. Уже писал Вам о примерном выгодном состоянии хозяйства (корова и все остальные). То есть, хозяйство может быть более или менее автономным и прибыльным. Прибавьте к этому пенсии стариков и физические силы среднего поколения. Когда мы совместим все выгоды, то дела на лад пойдут. Дело то за малым.

    Что такое телевизор и надо ли смотреть его верующему человеку? Это всего лишь ретранслятор информации. Наше дело уловить полезное, отсечь ненужное. Мы просто обязаны быть в курсе происходящего в стране и мире. Иначе… снова окажемся за бортом. Быть миссионером дело хорошее и нужное, не оказаться бы белой вороной среди мира сего. Когда он не примет ни нас, ни наших проповедей. И почему нам должно терять своё? Значит Вы не чувствуете уверенности в своих силах. Боитесь раствориться среди мира сего? Но Спаситель пришёл в мир, к падшим, а не в храмы проповедовать глубоко верующим евреям. И нам Он завещал то же: не бояться мира сего. Вера наша сильнее его. А потому не надо «есть» всё подряд, что предлагает телевизор. Нужно уметь критично подходить. Учить этому детей. Не получив прививки невозможно бороться с тяжкими болезнями.

  • Да, Владимир Иванович, Вы правы: я человек городской, и мне трудно спорить о коровах. (Хотя о том, что держать корову не выгодно, слышала не только в Вологодчине, но и от белорусского фермера. И действительно, непонятно: почему возникают такие трудности с поставками натуральной молочной продукции в города? И частным хозяйствам польза, и нам, городским жителям, тоже. Думаю, отладить такую систему вполне возможно.) Наверное, если искать, можно найти где-то большие добротные хозяйства с трудолюбивыми людьми. Но при беглом взгляде во время путешествия в глаза действительно бросается запустение (и при точно таком же беглом взгляде во Франции — хозяйственность и практичность). Правда, в Сибири, к сожалению, не была.
    По поводу телевизора. Дело в том, что телевидение — это не просто подача информации (объективные новости как раз проще найти на страницах информационных агентств в Интернете). Но телевидение еще и регулирует общественное сознание, и преподносит свою идеологию (которая зависит от владельца канала), и кормит нас сомнительной «культурой», и позволяет «расслабиться»… Чтобы услужить потребителю, СМИ пытается «опуститься» до его уровня (хотя вообще-то должно бы возвышать человека). Конечно, обо всём этом нужно знать, но жить в этом, на мой взгляд, невозможно. Если хочешь хоть немного расчистить внутреннее пространство (свою душу), включённый телевизор точно не поможет. И по поводу миссии… Чтобы нести что-то мiру, нужно это что-то иметь. Например, старцы (Оптинские, преп. Серафим Саровский) проводили долгие годы в уединении, затворе, прежде чем начать принимать посетителей. Спустя эти годы им уже было чем поделиться. Конечно, святитель Николай Японский поехал в Японию совсем не старцем. Но он жил напряженной, почти мученической, внутренней жизнью, о чем свидетельствуют его дневники. И достоинства своего не ронял. Он привлекал японцев словом Христовым, Правдой, о которой свидетельствовал своей жизнью, а не эпатажным поведением. С миссионерами бывает то же, что и со СМИ: они должны возвышать (протягивать руку), а вместо этого опускаются сами.

  • Дорогая Ольга Сергеевна! Так хочется , чтобы Вы поберегли свои силы! То, что Вы выражаете на сайте, понятно многим и многим, о чём свидетельствуют их отзывы. Материалов у нас предостаточно, чтобы проанализировав их правильно понимать происходящее. Я доволен, что подаренный когда-то телевизор давным-давно стоит не на почетном месте и, наверное, сильно запылился! Для меня хватает и новостей, и рекламы в десяти минутах по радио прежде чем узнаю прогноз погоды, а в остальном также сам выбираю что читать и что смотреть. Противоречий во мнениях с Вами у меня не возникает!

  • Стараюсь не смотреть телевидение , смотрю очень редко и избирательно , но был момент , когда телевизор очень помог. Моя мама полтора года назад перенесла инсульт , только понемногу стала приходить в себя , новая беда : упала и сломала шейку бедра , перелом тяжелый со смещением ( кто с этим сталкивался , тот знает). Состояние было ужасное , дикие боли и судороги , от постояного лежания на спине начались пролежни.Несколько месяцев я дежурила у её постели , ночью у нас горел свет и работал телевизор , слава Богу , что есть такой канал Глас его мы смотрели , слушали , иногда просто что бы не сойти с ума . Ещё я читала маме вслух её любимую книгу «Несвятые Святые «, после инсульта она не всё воспринимала . Слава Господу Богу сейчас ,когда прошло больше года мама стала востанавливаться. Передвигается потихоньку на ходунках , но из дому выходить не может. Мою маму зовут Вера , ей 77 лет, прошу Ваших молитв.

  • Помоги, Господи! Да, пожилым, прикованным к постели людям телевизор часто заменяет жизнь. Только бы там было что-нибудь человеческое… У меня близкий человек тоже перенес инсульт и, хотя она прекрасно восстановилась, из дома тоже выходит мало и тоже много смотрит телевизор. Думая о собственной старости, очень хочется, чтобы удалось обойтись без таких «замен» (самонадеянное, наверное, желание). Сочувствую Вам, Марина, и Вашей маме… Если есть возможность, продолжайте читать ей вслух — самой ей, наверное, трудно?

  • Дорогие мои собеседники, вы не пробовали смотреть хорошие фильмы, познавательные программы, документальное кино, православный канал? 20 каналов дают такой объём знаний, о человеке и природе, что просто жаль того, что поздно родился.
    И что это у нас за мода такая, чёрной краской мазать всё подряд? Православный человек не должен так жить.

  • Нет, чёрной краской нельзя мазать всё подряд, как и розовой тоже. Передачи о природе действительно есть прекрасные. С фильмами сложнее, тут уже нужно быть внимательнее, особенно если собираешься смотреть их с детьми. Православные передачи (как и современная «православная литература») могут оказаться псевдоправославными и вызвать обратную реакцию, тут нужно быть еще внимательнее. Словом, требуется отбор, а это не так просто, когда передачи идут сплошным потоком, а времени на анализ нет. Другое дело — узнать о существовании хорошего фильма и посмотреть его самостоятельно. Часто жаль тратить время на всё это — ведь его не хватает на гораздо более полезные (в том числе для тебя самого) дела. А сделать телевидение просто фоном жизни — невозможно.

  • Спаси Господи . Ольга Сергеевна благодарю за поддержку . Сейчас интеллект мамы полностью востановился , молится по памяти , много читает духовной литературы ( насколько позволяет здоровье) , но и без телевизора не обходится .

  • Слава Богу: и молится, и читает!

  • Марина и Ольга Сергеевна! Желаем вашим близким полного выздоровления! У нас тоже была подобная ситуация. Я записывал проповеди, которые тогда шли по радио на магнитофон, особо понравившиеся включал повторно, и болезнь переносилась легче. Слово о Боге воспринималось душой и успокаивало.

  • Спаси, Господи!
    «… Если ты болен, прикован к постели,
    Пусть тебе снится целебный родник».

  • Вместо справки. Урбанизация в Российской Империи началась в ходе подготовки и начале промышленной революции, перехода от мелких мануфактур к большим фабрично-заводским предприятиям. Если в 1816 г. на 40 млн. населения РИ приходилось 1,7 млн. городских жителей. То спустя сорок лет на 60 млн. россиян уже 5,1 млн. К 1917 г. на 180 млн. населения России уже до 24 млн. горожан.
    В 1926-37 гг. произошёл резкий всплеск роста горожан по причине коллективизации, голода, индустриализации. Из деревни в город ушло около 12 млн. крестьян. В то время, как население СССР в 1937 г. составило порядка 162 млн. человек. Но Сталин рассердился, многих переписчиков пересажали или расстреляли, а население увеличилось после экзекуции то ли до 167, то ли до 172 млн. Чтобы генсека утихомирить.
    В начале 20 в. соотношение сельского и городского населения примерно 9 к 1. В 1930-х 65% к 35%. В 1950-х 50 на 50. Сегодня 25% к 75%.
    Для нас Россия связана с деревней, для многих там детство и юность. Но в реальности урбанизация процесс естественный. Как для России, так и для всего мира. Хорошо это или плохо другой вопрос. И для кого. Но тем не менее, при всех страданиях по умирающей деревне не многие отваживаются на переезд из города в деревню. Разница в уровне жизни. В городе она легче. Отработал свои 8 часов и с плеч долой. В деревне работа от зари до темна. Театров нет, развлечений тоже. Удобства на улице. Разве не в советское время возникло это полу-презрительное «дерревня!»?
    Но это я так, к слову.

  • Мы по своему невежеству не осознаем насколько опасно телевидение. Мы не осознаем чем оно кормит и наполняет. И главное: как оно воздействует на душу.
    Святые отцы учат нас затворять входы в душу (то есть зрение и слух) от всего небогоугодного. Душа — самое безценное сокровище. Её нужно беречь как зеницу ока от любой скверны, от любого соприкосновения с греховной грязью. Нужно охранять своё зрение и слух, чтобы никакая скверна не проникла внутрь души. Мы живём на войне, среди опасностей, ловушек и соблазнов, среди развращенного и разлагающегося міра, подталкивающего нас ко греху. Этот мір — арена войны, поле брани. Наша земная жизнь — это духовная война за сохранение и спасение нашей безценной души. За каждую человеческую душу ведётся война. На войне нельзя расслабляться. Нельзя быть слабым. Мы не осознанаем среди каких опасностей находимся. Мы не осознаем как легко нас обманывает враг. А враг хочет чтобы мы смотрели новости и рекламы вместо того, чтобы молиться. Враг не хочет чтобы мы молились, читали Слово Божие, Святых Отцов и очищали свои души. Он хочет чтобы мы ещё больше загрязняли их. Он хочет чтобы каждая человеческая душа погибла. Телевидение — это одно из тех оружий, которые он использует в войне с нами. Телевидение превращает душу в помойную яму, в которой разлагаются отходы. Даже современные мультфильмы и детские программы — это яд для души. Мір отравляет душу своим ядом.
    Да сохранит и покроет нас Владыка и Царь наш Господь Иисус Христос от всех напастей вражьих.

  • Олег, большое Вам спасибо за категоричность!

  • Не получив прививку от тяжёлого заболевания (кори к примеру), можно и жизни лишиться. Не получив прививки от эпидемии информационной, можно с лёгкостью стать либо зомбированным, либо жертвой новой идеологической системы. Был свидетелем выходы староверов из глухой обороны (они ведь даже из той же кружки не пили, если из неё попил человек не их веры). То, что происходило с ними, можно назвать тихим ужасом. В основном они устояли в вере. Но для других это было катастрофой психологической. То же самое ждёт и нас. если мы не научимся противостоять тлетворному влиянию СМИ. Не научимся сами, не научим детей различать плохое и хорошее. Одну волну анти христианства мы пережили. Следом идёт более развращённая, под названием «европейские ценности». Если от коммунистического прямого давления христиане научились защищаться, то впереди другое испытание. Сложнее.
    Уйти ото всего в собственную скорлупу? Отдать на откуп (как в начале века 20-го) наше русское, русско-евразийское пространство? А потом стенать по поводу? За всяким уходом с линии атаки превосходящего противника должен последовать контратакующий приём. Таковы законы противоборства.

  • Владимир Иванович, в первые века христианства было очень много мучеников. Но, кроме мучеников, были и те, кто отрёкся перед лицом мучений. Почему одни отреклись, а другие — нет, если и те, и другие были христианами? Наверное, потому, что одни из них действительно знали Христа, а другие — нет, их вера была поверхностной, декларативной. Мне кажется, чтобы в минуты испытаний вести себя мужественно, чтобы уметь постоять за веру (а значит, и за себя самого), нужно стараться эту веру укрепить (как говорит в комментарии под другим материалом Людмила из г. Королёва, «придти всем существом своим ко Христу»). Ведь это важнее всего, потому что именно наше сердце, пустое или наполненное Светом, станет нашим оправданием на Страшном Суде. А для того, чтобы попытаться очистить его, телевизор точно не нужен, он — враг на этом пути. Он пожирает время, которое, как пишет Олег, можно потратить на молитву и духовное чтение, он лишает сил и забивает душу разным хламом. (То же самое — социальные сети.) Нельзя уйти в собственную скорлупу, но и лезть в помойку нельзя. Иначе в тот момент, когда действительно понадобится наше слово, сказать будет нечего, потому что от избытка сердца глаголют уста (Мф. 12:34).

  • Невозможно обидеть человека, пока он сам не обидится (восточная мудрость)
    И перефразируя: невозможно превратить человека в помойную яму, пока он сам того не захочет.

  • Мир Вам!
    Братья и сестры, позвольте вам предложить д/ф «Спасай взятых на смерть». Фильм о болезненном периоде времени для Христианства и о ужасающих цифрах абортов этого времени. Ну, и много подтверждённых фактов действий людей, которые плясали под дудочку тёмных сил.
    Пока что, равнодушных к этому фильму людей я не знаю.
    Есть желание и время, смотрите.
    Да не потерям Свет Истинный к которому мы должны с жаждой стремиться!
    Ангела Хранителя всем!

    https://youtu.be/r-6JuN7NwEo

  • Ольга Сергеевна, я ведь в основном согласен с Вами. Но ведь может получиться и так, что некому будет сказать. Сегодня мы чуть ли не гордимся числом мучеников за Веру в 20 веке. И если бы коммунистическая идеология от выкреста Маркса удалась, то вряд ли сегодня было кому возрождать Православие.
    В сетях случайно наткнулся на коммент монахини, она по благословению занималась развенчанием «трудов» Ленина и ему подобных. И по её словам это очень тяжело, порой сверх сил. Но делать это необходимо.
    Не отрицаю духовного делания, молитва — самое сильное в этом мире. Но вспомним нашу историю. За разговорами о высоком духовном, за благими намерениями наши предки в результате предали и Государя, и Церковь, и народ. Ведь революционное безумие захватило не в последнюю очередь и священство, и монашествующих, и всех остальных верующих.

  • Телевизор смотрела всегда.
    В какой-то момент пришло осознание, что я от него в зависимости.
    В прошлом году в Великий пост, с Божией помощью, получилось его не смотреть. И радости моей нет конца.
    На себе прочувствовала как телевизор отнимает силы, истощает душу, уводит от главного.
    А в утешение Господь открыл мне Ваш сайт, Ольга Сергеевна, островок чистоты Ветрово.
    Спаси Вас, Господи! Божией Вам помощи!

  • Спасибо Вам, Людмила! Это поэзия отца Романа делает его таким. Она — настоящее утешение, и удивительно, что создаётся в наше время. Хотя современной эту поэзию не назовёшь: она вневременная. Всегда есть небо над головой, всегда есть живое слово — Бог не оставляет нас, несмотря ни на что.

  • Как хорошо Вы сказали, Ольга Сергеевна, о поэзии отче Романа: » … Она — настоящее утешение, …она вне временная. … всегда есть живое слово — Бог не оставляет нас, несмотря ни на что.»

    Как Милостив Господь! Как Любит Он спасать!
    Как хочет всем уменьшить наказанье!
    И если в жизнь иную входит тать,
    То входит не во время злодеянья.

    Обычно иль во сне, когда отыдет гнев,
    Иль в суете погибель обретает.
    А праведник, душой воспламенев,
    С молитвой эту землю покидает.

    О Милость без границ! О благости Вина!
    Любовь Свою доныне изливаешь:
    И грешникам не воздаешь сполна,
    И праведным сторицей отмеряешь!

    Благодарение Господу за отче Романа!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок