col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ольга Надпорожская. Льюис не пророчествовал о коронавирусе

Не­дав­но один ува­жа­е­мый че­ло­век при­слал мне в «Вот­са­пе» от­ры­вок — как бы­ло ска­за­но в со­об­ще­нии, из кни­ги Клай­ва Стейпл­за Лью­и­са «Пись­ма Ба­ла­му­та», на­пи­сан­ной в 1941 го­ду:

«Мо­ло­дой дья­вол ста­ро­му:

— Как вы ус­пе­ли по­слать столь­ко душ в ад?

Старый дьявол:

— Через страх!

Молодой:

— Молодец! И чего они боялись? Войны? Голода?

Старый:

— Нет… Болезнь!

Молодой:

— Они не болели? Разве они не умирали? Разве не было лекарства?

Дьявол:

— … заболели. Они умерли. Было лекарство…

Молодой:

— Я не понимаю…

Старый:

— Случайно посчитали, что единственное, что нужно хранить любой ценой — ЭТО ЖИЗНЬ!!! Они перестали обниматься… Они перестали приветствовать друг друга, оставили все человеческие контакты… Они оставили всё, что делало человека человеком! Они остались без денег. Они потеряли работу. Но они предпочли бояться за свою жизнь, даже если у них не было хлеба, чтобы есть. Они верили услышанному, читали газеты и слепо верили всему, что читают. Они отказались от свободы. Они больше никогда не выходили из дома. Они никуда не ходили. Больше никогда не навещали друзей и родных. Весь мир превратился в огромную тюрьму с осуждёнными-добровольцами. Они все приняли!!! Все это, чтобы прожить еще один жалкий день… Они не жили, они умирали каждый день! Забрать их жалкую душу было слишком легко…».

Как это часто бывает, не было времени, чтобы задуматься, но всё же я подивилась прозорливости англиканского писателя и в последующие дни мысленно неоднократно возвращалась к прочитанному. Удивляла точность совпадения текста, написанного восемьдесят лет назад, с сегодняшним днём, и всё же что-то вызывало недоумение. Царапнули, например, слова «они оставили все человеческие контакты» — не похоже на литературу середины века, да и вообще на хорошую литературу (разве что перевод очень небрежный). К тому же, хоть я и читала «Письма Баламута» очень давно, помнила, что они представляют собой «письма» старого беса молодому, а присланный отрывок походил скорее на разговор. Да и ремарки «старый-молодой» казались слишком искусственными, как будто вставленными чужой рукой.

В конце концов решила найти присланный отрывок в Интернете и обнаружила, что в последнее время его обильно цитируют в социальных сетях, на страницах «Яндекс. Дзен», на антицерковном и антигосударственном сайте «Москва — Третий Рим», и даже на «Русской народной линии» опубликован комментарий к этому тексту. Автор комментария, журналист Михаил Красильников, рекомендовал прочесть эти строки всем, а в первую очередь — «застрельщикам масочного режима». В пяти абзацах своего комментария он сумел предельно сгустить краски, возвестить скорое пришествие антихриста и дойти почти до истерики: «…Следующий этап повальной вакцинации — повальная цифровизация. А дальше — встреча мирового правителя, перед которым продавшие душу дьяволу будут отчитываться, как народ загоняли в отстойники, где от мала до велика штамповали масками, вакцинами и чипами. Выходя из загонов чипированные граждане уже не могли говорить, а только лишь блеяли и мычали, дерясь и раскровавливая ближнего за миску баланды».

В конце концов, пришлось открыть книгу Льюиса «Письма Баламута» и попытаться найти там наделавший столько шума отрывок. И теперь, перечитав тридцать одно письмо, вошедшее в книгу, готова взять на себя ответственность и сказать: «пророческого» отрывка, приведённого выше, там нет. Это подделка, созданная неизвестными и заброшенная в Интернет — пугать легковерных людей, у которых нет времени проверять услышанное. Зачем это было сделано? Для забавы? От глупости? Ради того, чтобы усилить хаос и панику — утверждением, что панедмия коронавируса была предопределена, и припугнуть людей адом? А может быть, для того, чтобы попытаться собрать несогласных в один лагерь и настроить против власти и Церкви? Как бы там ни было, ложь не может быть орудием правды.

А «Письма Баламута» Льюиса действительно прочитываются так, как будто были написаны вчера, но не из-за пророческого дара автора, а потому, что говорят о том, что вне времени — о человеческой душе и о борьбе со страстями. Думаю, что и в этой книге, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), свет перемешан с тьмою, и всё же многие отрывки из неё и точны, и остроумны. Как, например, вот этот, из самого первого письма:

«Я вижу, ты следишь за чтением своего подопечного и за тем, чтобы он вращался в кругу своих друзей-материалистов. Но мне кажется, ты немного наивен, полагая, что аргументы смогут вырвать его из объятий Врага. Это было бы возможно, живи он несколькими веками раньше. Тогда люди еще прекрасно умели отличать доказанное от недоказанного, и уж если что-то доказано, они и верили в это. Тогда еще не теряли связи между мыслью и делом и как-то могли изменить свою жизнь сообразно умозаключению. Это мы исправили при помощи еженедельной прессы и других средств. Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Концепции он воспринимает, прежде всего, не как истинные или ложные, а как теоретические или практические, устаревшие или современные, банальные или смелые. Самоуверенная тарабарщина, а не аргументы, поможет тебе удержать пациента вдали от церкви».

Конечно же, Льюис, живший в патриархальные времена «еженедельной прессы», и представить себе не мог нынешнее торжество «самоуверенной тарабарщины», когда строчки Священного Писания и надписи на заборах предлагаются для прочтения на одних и тех же страницах. Нужно или учиться отделять пшеницу от плевел, или же — что разумнее — вовсе не открывать каких-то страниц. Это как раз тот род брезгливости, которым не нужно пренебрегать: зачем искать еду на помойке, когда на столе чистый хлеб.

Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
23 ноября 2020

Заметки на полях

  • Тотьма

    Спасибо, Ольга Сергеевна. Всё-таки хорошо, что я не читаю дзен. Заметив неоднократно, что правда там плавно перетекает в кривду, за всем этим, по всей видимости, стоят какие-то неблаговидные цели, отследить которые практически невозможно, однажды отказалась от этих новостей и ни разу о том не пожалела.

  • Нас повсюду окружают настоящие шайки информационных разбойников. Поэтому лучше ходить только знакомыми тропами…

  • Рыбинск

    Ольга Сергеевна, спасибо за статью! Как точно Вы сказали: лучше ходить знакомыми тропами.
    Я не читаю дзен. Мой духовник всегда предупреждает, чтоб выбирала литературу для чтения, в крайнем случае советовалась, что следует прочитать.
    А в интернете столько мусора! Действительно, шайки информационных разбойников. Мнения таких разбойников часто противоречивые. И где правда, где ложь порой бывает трудно понять. Так что лучше вовсе не читать.

  • Санкт-Петербург

    Да, спасибо. Думаю, читать эти письма или нет. Многие хвалят. Конечно, это не святоотеческая литература, но многое встретимся в другом свете

  • Санкт-Петербург

    Но мне кажется, что просто кто-то издевается и подливает масла в огонь. Например, псевдоправославные рассылки о том, что надо молиться за усопших в канун Михайлова дня. И многие верующие с чистым сердцем публиковали на стене и призывали молится… и это все «открыл» «старец, игумен». Уже крыша медленно едит….

  • Когда-то мне было неприятно читать из-за того, что это «письма беса». Сейчас перечитала, стараясь не расслабляться и относиться к тексту отстранённо. Есть очень точные психологические фрагменты, например:

    «Полагаю, что средних лет супруги, с которыми он познакомился, именно такие люди, с которыми и следует знаться: богатые, элегантные, поверхностно интеллектуальные и блистательно-скептические ко всему на свете. По-видимому, они балуются расплывчатым пацифизмом не по моральным причинам, а потому, что привыкли относиться свысока ко всему, что волнует общую массу их соотечественников, и еще из-за легкого налета чисто позерской, литературной симпатии к коммунизму. Это все превосходно. Кажется, ты хорошо воспользовался его социальным, а также сексуальным и интеллектуальным тщеславием. Расскажи мне об этом подробнее. Достаточно ли он в это вжился? Судить надо, конечно, не по словам. Есть тонкая игра взглядов, интонаций, улыбок, с помощью которой человек может показать собеседнику, что они люди одного круга. Измену такого рода ты особенно должен поощрять, так как сам человек полностью не осознает ее, а к тому времени, когда он осознает, ему будет крайне трудно вернуться на старые позиции.

    Без сомнения, он очень скоро поймет, что его собственная вера прямо противоположна той самонадеянности, на которой основаны все разговоры его новых друзей. Но не думаю, что это будет для него важно, если ты сможешь его убедить, чтобы он отложил всякие открытые объяснения, а это легко сделать, играя на его застенчивости, гордости, сдержанности и тщеславии. Пока он откладывает — он в ложном положении. Он будет молчать, когда ему следует говорить, и смеяться, когда ему следует молчать. Он поддержит (сначала молча, а затем и на словах) циничные и скептические мнения, которых он в действительности не разделяет. Но если обращаться с ним умело, то они в конце концов могут стать и его собственными. Все смертные склонны становиться теми, кого они из себя строят. Это элементарно. Серьезный же вопрос — как подготовиться к контратаке Врага.

    Первое: оттягивай как можно дольше тот момент, когда он осознает, что его новое удовольствие — искушение. Поскольку слуги Врага вот уже две тысячи лет проповедуют, что мирская суета — одно из сильнейших и простейших искушений, казалось бы, нам трудно на этом сыграть. Но, к счастью, они совсем мало говорили об этом в последние десятилетия. В современной христианской литературе хоть и много можно найти о «маммоне» (и даже больше, чем мне хотелось бы), но очень мало предостережений о суете, выборе друзей и ценности времени. Все это твой подшефный, вероятно, назвал бы «пуританством». (Позволю себе заметить, кстати, что та окраска, которую мы придаем этому термину, принадлежит к числу наших самых весомых и ценных побед за последнее столетие. С ее помощью мы ежегодно спасаем тысячи людей от сдержанности, целомудрия и трезвенности.)

    Однако рано или поздно истинная сущность его новых друзей станет ему ясна, и тогда твоя новая тактика должна исходить из того, насколько он разумен. Если он достаточно глуп, позволь ему осознавать истинный характер его друзей только в их отсутствие. Если это удастся, ты побудишь его жить (как, я знаю, живут многие люди) двумя параллельными жизнями. Он не только будет казаться, но действительно станет разным человеком в разных кругах.

    Если уж и это не удастся, есть еще более тонкий и интересный способ. Он может, с твоей помощью, прямо-таки получать удовольствие, думая о том, что у его жизни — две независимые стороны. Этого можно добиться, играя на его тщеславии. Он будет наслаждаться по воскресеньям, стоя на коленях с лавочником, и не забывая, что лавочник вряд ли поймет тот изысканный и насмешливый мир, где ему так легко в субботние вечера. С другой стороны, он будет наслаждаться непристойностями и богохульством за чашкой кофе у своих восхитительных знакомых еще больше, так как знает о своем «глубоком» и «духовном» мире, которого им не понять. Ясна тебе суть? Мирские друзья затрагивают одну сторону его жизни, лавочник — другую, а он — совершенный, гармоничный, сложный человек с более широким кругозором, чем все они. Так, изменяя, по крайней мере, двум группам людей, он ощутит вместо стыда подсознательное самодовольство. Если же все твои усилия окажутся тщетными, сделай так, чтобы он шел против совести и продолжал приятельские отношения, полагая, что каким-то необъяснимым образом «исправляет» этих людей, когда он просто пьет их коктейли и смеется их шуткам, а разрыв с его стороны означал бы «педантизм», «нетерпимость» и (разумеется!) «пуританство»».

  • Анна: «Но мне кажется, что просто кто-то издевается и подливает масла в огонь».
    И мне непонятно, зачем этот мусор: не может же весь он быть «проплаченным». Возможно, отчасти дело в том, что Интернет позволяет выдавать чьи-то неряшливые записки за нечто значимое.
    Когда-то фотография была делом профессионалов или тех любителей, у которых была возможность посвящать этому хобби довольно много времени. Потом появились «мыльницы», цифровая фотография, и мiр оказался замусоренным случайными снимками, за которыми уже не разглядеть чего-то стоящего. Потом то же произошло со словом. Раньше для того, чтобы издать книгу, нужно было, чтобы твоя рукопись была чем-то значимым. Теперь в Интернет можно вбрасывать тексты, которые по уровню можно сравнить с какими-нибудь детскими «песенниками», «анкетами» и «дневниками», в которых полно ошибок.

  • Нижний Новгород

    Поздравляю всех Олюшек, которые сегодня отмечают свои именины!

  • Мученица Ольга Масленникова была причислена к лику святых только в 2000 году. Так что поздравить, наверное, можно только тех Ольг, которые родились после 2000-го и имя в Крещении получили в честь этой святой.

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, спасибо, что потрудились и провели «расследование». Я дзен не читаю, к счастью, но муж вот увлекается, к сожалению. Прочла фантазию по мотивам Люиса, почуствовала некоторые сомнения, а именно: сама себя спрашиваю, стихотворение отца Романа «Не разлучить», вывод, ккоторому батюшка приходит в последнем четверостишии, разве не созвучен тому, что хотел сказать автор дзен статьи? И кто такие «застрельщики масочного режима?» . Если я полностью согласна с отцом Романом в статье «Выбор за нами» и в стихотворениях «Пир» и «Маловерие», то я и есть «застрельщик»? Или же мы ими становимся, когда начинаем огульно спорить с «защитниками» масочного режима на страницах дзен? Помогите разобраться, растерялась.
    Спасибо за Льюиса. Прочла Ваш комментарий — отрывок из произведения, как я понимаю, хочется сказать себе: «Браво ! Так и живём! ..Страшно».

  • Елена, спасибо Вам за добрые слова. Немного не по себе от того, что как будто советую читать «Письма Баламута» Льюиса, поэтому хочу подчеркнуть: сама перечитала, но советовать кому-то не берусь, решайте сами. Лично на меня чужое слово оказывает очень большое влияние, каких-то слов сторонюсь, в других ищу защиты и утешения. Как бы там ни было, но слова, которые автор приписал бесу, — вещь неоднозначная. Сам Льюис говорил: «Настроить разум на бесовский лад легко, но неприятно, во всяком случае, забавляет это недолго. От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным, скрежещущим, там не оставалось ни капли радости. Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу, а если бы писал дальше, удушил бы читателей̆». https://foma.ru/legendarnye-hristianskye-knigi-luis-pisma-balamuta.html
    Застрельщики масочного режима — это не те, кто стреляет по людям в масках, а, наоборот, те, кто этим режимом руководит (в словаре Ушакова: «Застрельщик — руководитель, инициатор, зачинщик»). Отец Роман в названных Вами произведениях говорит о том, что нужно оставаться со Христом вопреки всему, доверять Ему, а если придётся, то и взойти на Голгофу. Думаю, это и есть наш «Царский путь» между «застрельщиками масочного режима» и стрелками по маскам. Апостол Пётр шёл по воде, пока взирал на Господа, а как только испугался ветра и волн, стал тонуть. Отец Роман хочет научить нас всегда взирать на Бога, не вертеть головой без толку и не бояться. Конечно, не только отец Роман — Церковь: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!».
    Простите, пожалуйста, за громкие слова! Им не соответствую.

  • Нижний Новгород

    Спасибо, Ольга Сергеевна за ответ. У нас батюшка службы отменил на неопределённый срок, говорит, что не хочет нас подвергать опасности. Маленький сельский храм. Скорее всего наши бабушки останутся без Рождества. Неожиданно и печально.
    В большом городе ещё открыты храмы и» пока звонят» жаль пропускать даже один день. До последних событий,это песнопение «Спешите в храмы Божии» по другому звучало, а сейчас наполнилось конкректным смыслом — удивительно. Поэзия отца Романа — утешение и другой литературы вообще не ищу, но дети могут упрекнуть. Например, недавно читала сыну статью про рок музыку. Мой сын всё выслушал, что меня приятно удивило, но сказал, что отец Роман не всё знает про рок музыку, он же монах.
    А про Льюиса и раньше слышала, что это хороший автор, христианин. Так и с кино, взрослые дети просят посмотреть это, это, а не тянет. Также у нас двое малышей, и как -то читала у нас тут на сайте как вредно про «православных белочек и ёжиков» детям читать, и всё собиралась с Вами посоветоваться, что же читать детям.
    Спасибо вам за труды ,Божией помощи! Вы нам нужны!

  • Абакан

    Очень хороший текст, всё актуально, и верно подмечено. «Грех» автора этих строк только в том, что он прикрылся именем К. Льюиса. Пусть так, но сопротивляется новому мировому порядку.

  • Коломна

    СПАСИБО, Ольга Сергеевна! Очень важна и полезна Ваша статья и отклики на нее!

  • Елена (из Нижнего Новгорода), это очень трудные вопросы — что читать, что смотреть с детьми. Отец Роман советует читать с детьми (но не самыми маленькими, конечно) «Лето Господне» Шмелёва. Мы с ребятами одиннадцати-четырнадцати лет вслух читали «Повелителя мух» Голдинга и обсуждали, пытаясь рассматривать с христианской точки зрения — было очень интересно.
    Конечно, мои дети читают все книги, которые подвернутся под руку дома — не мешаю им, при необходимости комментирую. К сожалению, насчёт некоторых произведений сама не знаю — что там. Против «православных ёжиков» категорически против — дети чувствуют фальшь. Пусть это лучше будет «Робинзон Крузо» или «Остров сокровищ». Накануне воскресного дня стараемся вместе читать Евангельский отрывок с комментариями, делиться своими мыслями, хотя часто бывает чувство, что это нужно только мне. Стараюсь ещё говорит о том, что Евангелие — это особая, священная книга, в которой нет вымысла, там только правда, и это отличает её от всех других книг…

  • Нижний Новгород

    Спасибо, согласна с Вами, Ольга Сергеевна, полностью. Бывает и у меня, что предлагаемое детям нужн о только мне. Как тут быть ? Искать равновесие?
    Со своей стороны хочу обратить внимание на творчество детской писательницы Клавдии Лукашевич » Моё милое детство » «Жизнь прожить не поле перейти» и нашего земляка отца Владимира Гофмана «Дом — корабль», «Одинокая птица на зелёной ветке», идр.

  • Рыбинск

    Случайно зашла на эту страницу (вроде всё уже обсудили). Но вот прочитала, что отец Роман советует с детьми читать «Лето Господне» Шмелёва. С моими детьми, конечно, не будешь уже такое читать, взрослые они давно. А внуки ещё маленькие. Но я недавно только купила эту книгу, и вот я, бабушка, с удовольствием её читаю.

  • Нижний Новгород

    Шмелёв «попал» мне в руки вскоре как я начала ходить в храм. У меня было чувство будто я пережила что то давно забытое, или прожила жизнь заново, но так как надо уже. Отец Роман рекумендует «Лето» читать с детьми постарше. Но я попробовала с шестилетним сыном читать «Богомолье» и он слушает, смеётся.. Удивительно, спаси Господи ,за добрый совет.

  • Сарапул

    Я прочитала такой пост про пророчество в православной группе в ОК, Письма не перечитывала, просто на сайте с книгой по поиску попыталась найти цитату из статьи. И ,конечно, ничего не нашла. Стараюсь, по возможности проверять информацию.

  • Николаев, Украина

    Слава Богу!

    Тут следовать учитывать, что Льюис всю свою жизнь пребывал в ереси (сначала англиканство, потом папизм). А в своем труде «Просто христианство…» подготовил базу для экуменизма. Там на один уровень ставит Церковь Христову и еретические организации, священника Бога живого и «пасторов», пребывающих в ереси.
    Таким образом популяризируя Льюиса люди льют воду на мельницу пропаганды экуменизма.
    Более подробный разбор этой книги есть здесь:
    https://www.pravoslavie.ru/64156.html

    П. С.
    Преподобный Симеон Новый Богослов пишет об истинных православных учителях и о лжеучителях:
    «Нужно потому, братья, принимать таковых как Самого Христа, поскольку то, что делается для них, переходит на Христа, Владыку и Бога нашего, и Он усваивает это Себе и считает, будто Он Сам это испытывает, как и совершаемое для лжеучителей переходит на антихриста, и принимающие их принимают самого диавола.»
    Льюис же открыто пишет, что нет разницы между священником православным и еретическим.

    П. П. С.
    Слова Редактора «Есть очень точные психологические фрагменты» весьма знаменательны. Именно «психологические», из области современной «психологии», адепты которой часто отрицает существование Бога и души.(Парадокс! Психология дословно — наука о душе). А если и признают, то часто в еретической плоскости, с искажением каких-то важных вероучительных истин. В данном случае того, что касается Церкви.

    И ты читаешь такую книгу, вроде бы о Боге, а попутно впитываешь в себя яд. И не всегда можешь отделить его от безвредного, даже если предупрежден. Об этом свидетельствует и то, что святые отцы с крайней неохотой читали произведения еретиков. И то, когда это действительно нужно было, чтоб защитить Церковь.

    П. П. С.
    Святитель Игнатий Кавказский о чтении произведение еретиков:
    https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=129

    Прошу молитв преподобному Иустину Челийскому о мне грешном

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа