Снова слышим мы укоризненные вопросы пытливого умом читателя к содержанию стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина). На этот раз[1] уже к другому:
Зорькой невечернею
И увидел пред собой
Путь, каменья, терние.
Урожая столько лет
У Небес не выпросить.
Сеять семя толку нет,
Всё равно что выбросить.
И стоит в слезах, молясь,
До полнощной темени.
Где ты, добрая земля,
Жаждущая семени?
(Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). Сеятель. 25 сентября 2018.)
А вот какие «вопросы» к нему возникли у Валерия Новоскольцева: «А чего тогда вышел? – Если сеятель сомневается (изначально), имея многолетний опыт неурожайных лет, стоит ли «зорькой невечернею» вообще затевать всё это дело?» Что же получается? – Вышел сеятель на поле ранней (утренней) зорькой и простоял до «полнощной темени», молясь в слезах и вопрошая: «Где ты, добрая земля, жаждущая семени?» Позвольте, да чья же эта земля, как не самого сеятеля?! – Такая она ему когда-то досталась. И чем же он много (неурожайных) лет занимался? Почему не обрабатывал эту землю, не облагородил её? Откуда эти «каменья, терние»? – слезами делу не поможешь… Вместо того, чтобы с «зорьки невечерней» до «полнощной темени» стоять да плакать, землёй бы заняться этому сеятелю… и не только в день, когда уже сеять надо, а ежедневно и постоянно. Может быть, тогда и не было бы неурожайных лет, а облагороженная земля одаривала его урожаем из года в год. Или я не прав, уважаемые читатели? – И всё-таки земля виновата, а не сам сеятель? И какая духовная и иная польза читателю от данного произведения?»
На первый взгляд, вопросы могут показаться странными, учитывая, что толкование евангельской притчи о сеятеле (Мф. 13:3-8) дает Сам Христос следом за притчей. Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:18-23).
То есть сеятель в притче – это Сам воплотившийся Бог Слово. Допустить такую степень безумия критика, чтобы он на позиционирующем себя православным портале укоризненно вопрошал Бога, обвиняя Его в нерадении, мы, конечно, не можем. С другой стороны, мы не можем допустить и такую степень невежества критика, чтобы он совсем не знал значение основных образов притчи. Автор статьи не может отождествлять евангельского Сеятеля и сеятеля из стихотворения отца Романа. При этом значение остальных образов в целом сохраняется. Это означает, что вышедший сеять «семя» (слово Божие, евангельское учение Христа, проповедь приблизившегося Царствия Небесного) – это не столько даже стихотворец, сколько священник, служитель Церкви. Причем, может быть, даже не конкретный иеромонах Роман, но Церковь Христова на современном историческом этапе ее существования. По крайней мере, для стихотворения такое обобщение представляется необходимым условием. То есть автор стихотворения, в отличие от автора критической заметки, если даже подразумевал под сеятелем только себя, а не клир вообще, никак не мог каким-то образом противопоставлять современного проповедника слова Божьего и евангельского Бога Слово, поскольку они не только сеют одно и то же, но и «почву» имеют для этого ту же самую. Потому что «почва» здесь – это, конечно, ветхая человеческая природа, падшее состояние человеческого естества. В христианской системе координат (вероучении Церкви) здесь ничего измениться не может: и современный проповедник Евангелия находит ту же самую неплодородную «почву» «глухих» и «слепых» человеческих сердец, что и первый Сеятель. И здесь мы подошли к главной причине, объясняющей само возникновение недоумений и несогласия у вопрошающего.
Иными словами, основной мотив автора критической заметки – это другая (нехристианская) антропология. Доводы Валерия – это типичная аргументация гуманиста Нового времени, который не разделяет христианских представлений о степени повреждения человеческой природы грехом. Поэтому основная претензия к отцу Роману в статье Новоскольцева заключается в противопоставлении его трактовки этой евангельской притчи ее традиционной трактовке в русской классической поэзии, потому что там образность притчи использовалась с аналогичных, уже не христианских позиций гуманистической антропологии (религиозной веры в человека, пришедшей в Новое время на место ортодоксальной веры в Бога).
«Все мы, конечно, помним стихотворение А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» (1823)»; «стихотворение Н. А. Некрасова «Сеятелям» (декабрь 1876)»; «этот образ, неоднократно возникающий в западноевропейской и русской поэзии, символизирует проповедь свободы, истины, знания («Der Samann» («Сеятель») Ф. Шиллера, «До свиданья» Н. П. Огарева (1867), «Блаженны вы, кому дано…» А. Н. Плещеева (1871) и др.). В подобном же значении встречается в народнической публицистике (см.: Гин М. Литература и время. Исследования и статьи. Петрозаводск, 1969, с. 130—133) и в народнической поэзии (ВРП, с. 278—287). Ср. также у Некрасова: «Сеет он всё-таки доброе семя!» («Саша»); «В нас под кровлею отеческой Не запало ни одно Жизни чистой, человеческой Плодотворное зерно» («Песня Еремушке»); «… чистых впечатлений И добрых знаний много сеял ты…» («Медвежья охота»)». «Несомненно, он (о. Роман) знаком с вышеупомянутыми стихотворениями А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова и др. поэтов, высказавшихся до него на известную библейскую тему. А, значит, о. Роман хочет донести до читателя какую-то СВОЮ позицию, отличную от предшественников, «сеющих разумное, доброе, вечное», но понимающих, что «К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь.» Какая же это позиция?»
И вот теперь мы можем ответить гуманисту: «своя позиция» отца Романа – это антропологическое учение Священного Предания Церкви, тождественное евангельскому значению притчи о сеятеле. И в этом смысле критик оказывается совершенно правым, потому что антропология классической русской культуры – это общеевропейская антропология неогностицизма. Поэтому представитель этой культуры, выражая свое благородное несогласие с христианским пессимизмом в этом вопросе, «к А. С. Пушкину, Н. А. Некрасову и остальным авторам вопросов не имеет».
Интересно также отметить следующее. Несмотря на то, что «Сеятель» Пушкина («Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.)) тоже исполнен пессимизма в отношении полученного «урожая», Новосельцев также противопоставляет его «Сеятелю» отца Романа и «не имеет» к нему «вопросов»… Спрашивается, почему? – Потому что в данном случае «семена» уже другие, то есть это «семена» все той же гуманистической культуры нового гностицизма. В частности, «семенем» пушкинского «сеятеля» является такая масонская категория как «свобода» («вольность»), «идеалами» которой в тот период жил поэт.
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Оправданием упаднических настроений стихотворения у критика становится молодость и тяжелый жизненный период поэта («стихотворение написано в южной ссылке. Этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился с собственным призванием. Поэту было 24 года»). Но главное здесь, конечно, «чести клич», то есть подобающее классической культуре представление поэта о достоинстве человека. Поэтому на временные неудачи на поприще исторического преумножения человеческих прав здесь можно закрыть глаза, поскольку правильным является основное – гностическое учение о человеке, которое содержится в стихотворении Пушкина.
Александр Буздалов
Сайт «Ветрово»
1 ноября 2019
[1] Ответу на предыдущий "укоризненный вопрос" читателя посвящена статья Александра Буздалова "Лобзание скорбей": http://vetrovo.ru/poetry/razbor/buzdalov-lobzanie-skorbej/. ↩
А я вот о чем подумал:
А не много ли сеятелей в итоге получилось? Сеятель у нас один. Он свое дело сделал. Нам нужно только воспользоваться Его трудами и не спешить засевать чужие не возделанные поля. Свое поле нужно привести в порядок, взрастить посеянное, собрать урожай и помочь другому, если у того появится соответствующее желание. Нужно не донимать других пересказом слов, смысл которых ты сам еще не достаточно хорошо понимаешь, не навязывать агрессивно другим свое мировоззрение, а делиться своим урожаем и плодами, собранными на своем хорошо возделанном поле. ( Возможно, Валерий Новоскольцев хотел сказать о чем-то подобном ).
P.S. У меня сейчас очень мало свободного времени, да и задержался я здесь сверх меры, поэтому, возможно, не смогу участвовать в обсуждении и отвечать на вопросы, если такие у кого-то появятся.
Сеятель (с прописной буквы) один, но сеятели — это и апостолы, и священники, и ревностные мiряне с первых веков и до наших дней. Если они сеют Божье, а не своё, то выполняют то дело, на которое послал их Господь. Если же сеют своё собственное, как большинство писателей, то никакого отношения к Евангельскому сеянию не имеют. Если бы было достаточно одного Сеятеля, Господь не избрал бы себе учеников.
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 14:12
«А не много ли сеятелей в итоге получилось? Сеятель у нас один. Он свое дело сделал». Опять гностики против Церкви Христовой выступают. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и сё, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20).
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 14:12. «У меня сейчас очень мало свободного времени, да и задержался я здесь сверх меры, поэтому, возможно, не смогу участвовать в обсуждении и отвечать на вопросы, если такие у кого-то появятся». А вот это правильно.
Много написано в комментариях. Претензии к Сеятелю…Но земля — это душа человека. Значит претензии к человеку:
И стоит в слезах, молясь,
До полнощной темени.
Где ты, добрая земля,
Жаждущая семени?
Или я что-то не поняла.
Конечно, Раиса, именно так.
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 14:12: «… а делиться своим урожаем и плодами, собранными на своем хорошо возделанном поле. ( Возможно, Валерий Новоскольцев хотел сказать о чем-то подобном )».
Геннадий, Валерий Новоскольцев обычно предельно ясно и без всякого смущения говорит обо всём, о чём хочет — об Иуде, апостолах, отце Романе:
В четверг лил дождь. Иуда приболел
о. Роману (Матюшину-Правдину)
В четверг лил дождь. Иуда приболел.
Всё время бесконечные разъезды…
Апостолов завистливых наезды,
Он всех кормил. И сам терпел, терпел.
Всем добывал одежду и ночлег.
Пахал, как мул, сандалии стирая.
Тянул от Иордана до Синая,
Чтоб скиснуть — после дождичка в четверг.
Вся партия расписана давно:
Ходи пешком до Иерусалима,
Ферзём не станешь. Мимо. Мимо. Мимо.
И стало кислым канское вино.
А как гуляли! Чудо из чудес.
Обычаи, что в Кане, что в Одессе.
И там сожгут, и здесь тебя повесят.
Везде, кто не работает — не ест.
С небес гремело, ахало, лило…
Там Илия трудился, как Стаханов.
На весь Израиль пары нет стаканов,
И выпить не с кем. И ушло бабло.
А мысли все, как молнии в ночи,
(Что денег нет — не велика потеря).
Назначена последняя вечеря,
Петру сегодня отдадут ключи.
От Царствия, которое не здесь.
Апостолы наивны, как индейцы.
Развесят уши…или что там — пейсы?
Не забывая выпить и поесть.
Иуда спёкся. Он не волонтёр.
И он не маг, — он честно на подхвате…
Простыл, как бомж. Ему, пожалуй, хватит
Лить масло в несгораемый костёр.
Начальники народа держат мир,
Блюдя баланс, традиции лелея.
А так бродить…Цыгане не евреи.
И хватит с нас каких-то детских игр.
С небес лило. Пятно на потолке
Всё расплывалось — становилось блёклым…
Отверстие в стене (какие стёкла?),
И пробка от отверстия — в руке.
https://www.stihi.ru/2014/07/29/4909
Это было старое произведение Новоскольцева, а в самом последнем стихотворении, размещённом на его странице в разделе «Отец Роман», автор выражается ещё более ясно: «И время, чада, пристрелить поэта» https://www.stihi.ru/2019/08/14/765 . Время покажет, в кого выстрелит эта строчка: не в самого ли автора стихотворения? (Вспомним слова Тютчева, которого, наверное, почитает Новоскольцев: «Нам не дано предугадать, // Как слово наше отзовется…» )
Время от времени Валерий Новоскольцев пытается принять участие в обсуждениях у нас на сайте, но мы не дадим ему высказаться до тех пор, пока он публично не покается в глумлении над Апостолами (см. стихотворение выше) и в других богохульствах (см. здесь http://vetrovo.ru/primechaniya/nadporozhskaya-poeziya-novoskoltseva/ ).
Прошу всех читателей сайта «Ветрово» не вступать в полемику на РНЛ и все комментарии по поводу произведений Валерия Новоскольцева оставлять здесь.
Редактор, , 01.11.2019 в 17:37, в таком случае, вообще нет смысла разбирать его высказывания. Лучше тогда будет рассмотреть тему «о проповеднике и сеятеле» и разобраться в вопросе «всякий ли проповедник является сеятелем?». В человеческой природе Сеятеля нет «мест при дороге», нет «каменистых мест», нет «терний», а в человеческой природе людей они есть. Я не знаю, можно ли кого-то еще, кроме Сеятеля, называть сеятелями. Семена, т.е. Слово Божие, им не принадлежат, их человеческая природа отлична от человеческой природы Сеятеля, посев осуществляет благодать Божия, а не слова человеческие. Единственный признак, по которому проповедников можно условно назвать сеятелями — это исполнение воли и дел Божьих. Апостолы после Пятидесятницы исполняли волю Божию, во время совершения священнодействий правопреемниками апостолов, т.е. священниками, свершается дело Божие, смиренномудрые христиане исполняют волю Бога. Они, возможно, могут условно называться сеятелями. Но всякий ли говорящий о Боге, о христианской вере является сеятелем? Конечно, нет. Без действия благодати Божией посев не совершается, а она действует только в тех и через тех, кто свое поле хорошо возделал. Об этом я писал в своем предыдущем комментарии.
Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 14:26: «Опять гностики против Церкви Христовой выступают. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и сё, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20).»
Вы уверены в том, что эти слова имеют отношение ко всем проповедникам и миссионерам? Они напрямую относятся только к апостолам,т.к. были сказаны именно им, и косвенным образом они относятся к тем, кто продолжает их дело. Так кто продолжает дело апостолов? Всякий ли священник? Если «да», то во всяких ли условия и обстоятельствах священник, говорящий о христианской вере, является сеятелем?
Геннадий, как говорит иногда отец Роман, чтобы бросить в землю семя, нужно сначала её согреть… Без благодати Божией, конечно, ничью душу не отогреешь. Священники, получившие благодать в Таинстве священства, благоговейно совершающие своё служение, хранящие в сердце слово Божие, конечно, могут называться сеятелями.
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 19:24
«Вы уверены в том, что эти слова (Мф 28:19-20) имеют отношение ко всем проповедникам и миссионерам? Они напрямую относятся только к апостолам,т.к. были сказаны именно им, и косвенным образом они относятся к тем, кто продолжает их дело. Так кто продолжает дело апостолов? Всякий ли священник? Если «да», то во всяких ли условия и обстоятельствах священник, говорящий о христианской вере, является сеятелем?» Пытаетесь свои софизмами вывести о. Романа за очерченный круг истинных проповедников? У вас, вроде, дел было невпроворот? Или, может, хотите сказать, что у Пушкина с Некрасовым больше мистических прав на «посев» в сердцах человеческих всего «доброго и светлого», чем у священника канонической Церкви?
Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 19:48
Я хочу сказать, что всему свое время.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.» ( Книга Екклезиаста )
Время «насаждать», на мой взгляд, осталось в прошлом. Сейчас то время, когда лучше говорить о состоянии полей, об урожае и о жатве.
А еще, думаю, было бы сейчас уместно поговорить о «сеятелях» с каменными и жестокими сердцами. Похоже, сейчас наступает их время.
Редактор, , 01.11.2019 в 19:47 «…как говорит иногда отец Роман, чтобы бросить в землю семя, нужно сначала её согреть…» Думаю, отец Роман и этот сайт благословил, если можно так сказать, чтобы знать, чувствовать состояние и готовность земли. Безусловно, отец Роман — добрый сеятель…
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 20:45 «…думаю, было бы сейчас уместно поговорить о «сеятелях» с каменными и жестокими сердцами. Похоже, сейчас наступает их время». У вас, неогностиков, это время наступило еще в «темные века средневековья» (Абазинский). «Церковь в параличе со времен Петра Великого» (Достоевский), «…со времен Андрея Кесарийского» (Геннадий, СПб), «…со временем Попа Толоконного Лба» (Пушкин), «…со времен апостолов» (Толстой), «…со времен Моисея» (Гумилев) и т.д.
Геннадий, Санкт-Петербург, 01.11.2019 в 20:45 «…думаю, было бы сейчас уместно поговорить о «сеятелях» с каменными и жестокими сердцами. Похоже, сейчас наступает их время». Вот толкование притчи о сеятеле специально для религиозных следопытов, вроде вас с Абазинским. «Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются…» (свт. Феофан Затворник. О терниях и волчцах).
http://vetrovo.ru/selected/svt-feofan-terniya/
Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 21:42, со времен свт. Феофана Затворника многое изменилось. Наука сейчас становится помощницей религии, особенно, фундаментальная наука. О главной опасности религии я уже писал в соседнем обсуждении.
Буздалов А., Пенза, 01.11.2019 в 21:14: «…со времен Андрея Кесарийского» (Геннадий, СПб)»
Отсебятину Вы здесь какую-то несете.
В основе «укоризненных вопросов пытливого умом читателя» лежит, кажется, банальная зависть. (Отсюда и проистекает «приболевший иуда» и подобное. Ведь известно, что желчному не горчит тогда, когда горько другим).
Пытливый умом читатель задается вопросом «Почему сеятель из стихотворения не обрабатывал эту землю, не облагородил её? Откуда эти «каменья, терние»? – слезами делу не поможешь… Вместо того, чтобы с «зорьки невечерней» до «полнощной темени» стоять да плакать, землёй бы заняться этому сеятелю… и не только в день, когда уже сеять надо, а ежедневно и постоянно. Может быть, тогда и не было бы неурожайных лет, а облагороженная земля одаривала его урожаем из года в год. … И всё-таки земля виновата, а не сам сеятель? «.
«Пытливому умом» уразуметь бы, что когда, по слову Иоанна Златоуста, Сам Сеятель — Христос вышел для того, чтобы тщательно возделать землю и посеять на ней слово благочестия, три части семени погибли (при дороге, на камне и в тернии) и только одна часть осталась.
«Отчего же, вопрошает Иоанн Златоуст, скажи мне, погибла большая часть семени? Это произошло не от сеявшего, но от земли приемлющей, т. е. от души не внимавшей».
(Прямой ответ святителя на вопрос пытливого умом читателя о том кто виноват)
Но продолжает святитель «и камню можно измениться и стать плодородною землею; и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучною нивою; и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственно. Если бы это было невозможно, то Христос и не сеял бы. Христос исполнил Свое дело; если же они пренебрегли Его учением, то явивший столь великое человеколюбие не виновен в том.»
Если такое множество (три части) пренебрегли Словом самого Сеятеля, то что же остается делать сеятелям — служителям Церкви Христовой , которые призваны сеять на ниве человеческих душ, как не молиться в слезах от зари и до полунощи, чтобы Господь переменил неплодородную землю на тучную ниву. Вместо того, чтобы тщетно пытаться своими силами возделать камень.
Хотелось бы напомнить зарвавшемуся, пользующемуся безнаказанной дерзостью В. Новоскольцеву слова Григория Богослова:
https://clck.ru/EynnX
Только имя Максим заменить на Валерий.
Впрочем, едва ли это поможет, выискивающему соринки в чужом глазу и проглядевшему бревно в своем…
Кто о чем, а я опять о своем — о возделывании земли. В объяснении притчи о сеятеле излагается алгоритм и метода возделывания земли. Природу человека святые отцы делят на три части: дух ( ум ), душа и тело. В объяснении смысла притчи излагается способ возделывания каждой из трех частей человеческой природы.
1) Наставление первое для возделывания почвы ума ( духа ): «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге» (Мф.13.19). То есть, чтобы подобное не произошло, необходимо добиться понимания сказанного Сеятелем.
2) Наставление второе для возделывания почвы души: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.» (Мф.13.20-21). Чтобы этого не произошло, понятое и воспринятое умом должно укорениться в глубине души человека. ( Идея должна стать глубоким переживанием и чувствованием ).
3) Наставление третье для возделывания почвы тела и его деятельности: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.» ( Мф.13.22 ). Чтобы избежать и этого, необходимо изменить образ жизни, т.е. необходимо отказаться от забот века сего и вести не стяжательный образ жизни.
Когда все три части человеческой природы возделаны появляются условия для зарождения настоящей веры, т.е. услышанное от Сеятеля Слово Божие превращается в реальную, а не теоретическую, веру. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13.23).
А когда эта вера начнет плодоносить, человек станет похожим на Сеятеля, т.е. в его природе не будет «места при дороге», «каменистых мест» и «терний». Возможно, такого человека можно будет назвать сеятелем, если он будет доносить до других слово Божие.
Валерий Новоскольцев: «Выражение «зорькой невечернею», признаться, меня несколько смущает. Разве другие сеятели предпочитают трудиться по ночам? Альтернативно сеять? — Или для рифмы «невечернею — терние», рифма красивая (спору нет), но смысл строфы из-за одного слова расплывается.
Выражение «зорькой невечернею», связано с выражением «свет невечерний», в котором говорится о невещественном, незаходящем, духовном Свете.
https://clck.ru/JmZrr
Прочла на портале «Стихи.ру» некоторые отзывы о стихотворении В.Новоскольцева «В четверг лил дождь. Иуда приболел». Одна из читательниц после восторженного отклика получила от автора предложение прочесть его публикацию на портале под названием «А.С.Пушкин и отец Роман'». На это последовал ответ: «Валерий! Обязательно прочту. Простите, но для меня БОГ и ПУШКИН — две
величины вселенского масштаба.»
Каково?
Людмила Николаевна :» Одна из читательниц после восторженного отклика …»
У Новоскольцева всего восемь читателей и столько — же отзывописателей , да и те с приболевшего сайта » Стихи . ру». Вот они там друг друга и хвалят , так как их писанина больше никому не интересна.
И. Крылов : басня «Кукушка и Петух » …
За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Эта статья и ее обсуждение стали хорошей иллюстрацией к вопросу о «пчелах и мухах».
Марина, Днепр, 02.11.2019 в 15:48: «….их писанина больше никому не интересна.»
Разве?
Валерий Новоскольцев : «И какая духовная и иная польза читателю от данного произведения? (Это о стихотворении о.Романа. – Г.С.) — К А.С.Пушкину, Н.А.Некрасову и остальным авторам вопросов не имею».
Могильные памятники А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, где над призывом «сейте разумное, доброе, вечное» помещено изображение креста и «еврейской» звезды, говорят нам, что же сеяли сеятели, к которым не имеет вопросов В. Новоскольцев.
http://www.family-history.ru/material/biography/mesto/nekrasov/mogila/
«Христиане использовали гексаграмму для отделки храмов. В средние века данный символ изображался на охранных амулетах и оберегах по всей Европе. Исключительно Еврейским знаком его начали считать примерно в восемнадцатом веке, когда шестиконечную звезду стали наносить на надгробья представителей данного народа.»
«В Православии
Гексаграмма является символом самого Христа, поэтому данный знак вписан в Крест, а его изображения можно встретить на многих храмах и иконах (например, икона Божией Матери Курская Коренная).»
https://pravoslaviee.ru/imeniny/chto-oboznachaet-shestikonechnaya-zvezda-v-pravoslavii.html
Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 03.11.2019 в 13:36, первоисточники нужно открывать, а не популизаторскими статьями, как рожцами, кормиться.
Ниже приводится текст раввина.
http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q312.htm
Вопрос: «Уважаемый Рав Эссас, вопрос о Маген Давид(е)… Вот, что сказано о нем в статье на http://www.jewish.ru: «Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды». Читал я и раньше, что этот «еврейский» символ не очень-то в общем-то еврейский. Не могли бы Вы объяснить, насколько приемлемо употребление этого символа евреями в свете запрета Торой использования чего-либо, что имеет хотя бы косвенное отношение к языческим культам, магии и т.п. Спасибо, Менахем Мендель, Ванкувер (Канада)».
Ответ: «Статья, на которую Вы ссылаетесь – типичный пример материалистического отношения к истории. К тому же, сведения, которыми оперирует автор, обнаруживают, что он не владеет информацией, которая заключена в Письменной и Устной Торе. /…/ А теперь – о Маген Давиде, который представляет собой шестиконечную звезду, два треугольника. Мир сотворен за шесть дней. Всевышний мог создать его и за один день или, скажем – за сто. Но избрал именно такой срок – шесть дней. И сообщил нам, тем самым, что Устройство мира связано с числом “шесть” (поэтому, кстати, Устная Тора, дающая описание всего мира в целом, состоит из шести разделов). В звезде Давида один треугольник направлен острием вверх. Геометрически можно представить это иначе: из одной точки вниз расходятся под углом две линии – к двум нижним вершинам. В этом – идея процесса Сотворения мира. Всевышний – един (верхняя точка). Однако в процессе Сотворения созданы понятия “противоположностей”: левое – правое, добро – зло, движение вперед – отступление назад… Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной – нижней, третьей. В этом – идея цели существования человека, задача которого – гармонично соединить в себе (нижняя вершина) понятия, порожденные идеей существования “правой” и “левой” сторон сотворенного мира. Так и получился Маген Давид. В нем – признание Творца, высшего и единого. И – постановка цели жизни человека. Цели Творения. Эти знания были достоянием Адама и далее – до Авраама. Авраам получил эти знания в сформулированном и систематизированном виде во время пророческих актов, которые мы на понятном нам языке называем “пророческим видением”. И передал их Ицхаку – в форме Сефер Йецира, одной из книг Устной Торы. Частично эти знания получили другие дети Авраама (которые родились у него от его жены Кетуры) – родоначальники народов, населяющих южную (Индия) и юго-восточную Азию. А также – Ишмаэль (сын Авраама и Агари, родоначальник арабских племен и народов). Поэтому шестиконечная звезда встречается где угодно. И “в Индии”, как Вы цитируете, и “в Мекке…” В этом знаке заключена глубокая Истина, и его используют языческие и мистические культы для обоснования своих действий.
А теперь – последняя часть Вашего вопроса. О запрете на использование символов и предметов идолопоклонства. Если бы этот символ действительно не был бы нашим, изначально принадлежа “им”, а мы, увидев в нем некую истину, захотели бы символом этим воспользоваться (при том, что он уже используется в ритуалах служения силам-идолам), нам это было бы строжайше запрещено. НО МАГЕН ДАВИД – НАШ СИМВОЛ. И ВЕСЬ МИР ЭТО ЧУВСТВУЕТ И ПРИЗНАЕТ (Выделено мной. – Г.С.). Поэтому мы пользовались и будем им пользоваться. Почему же еще одну-две тысячи лет назад «евреи» (кавычки мои. – Г.С.) не рисовали этот символ? Ответ на вопрос лежит в той же плоскости, что и ответ на вопрос, почему многие века не опубликовывали Сефер Йецира и на другие, подобные этому. Дело в том, что в Устной Торе есть закрытая сторона. И отдельные ее элементы стали появляться в открытом виде только в шестом (!) тысячелетии от Сотворения мира, то есть – 700-800 лет назад. Автор текста Элиягу Эссас. 23.01.03».
Владимир Иванович , сайт на который Вы дали ссылку , не православный , фейк. Вот например статья из этого сайта: Как завязать красную нить на запястье, молитва – православные иконы и молитвы.
На сегодняшний день одним из наиболее распространённых и популярных средств защиты от злых сил, которые можно увидеть как на руках известных, так и обычных людей, является красная нитка от сглаза. Но, что это за оберег, куда его нужно надевать и как это правильно сделать, мы сейчас вам и расскажем… и тому подобная муть.
Я так думаю, что Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 03.11.2019 в 13:36 был бы не против иметь на своём могильном памятнике (не дай Бог, многая лета!) «еврейскую» звезду как «символ самого Христа». А для всех задающих глупые вопросы типа «что бы это значило?» установить пояснение, что на могилах учителей Владимира Ивановича, Абаза, Хакасия, А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова изображены такие же звёзды. Ну ещё и ссылку дать, которую он сам здесь дал.
МАРИНА, а вот это правда «поэтому данный знак вписан в Крест, а его изображения можно встретить на многих храмах и иконах (например, икона Божией Матери Курская Коренная)»?
https://pravoslavie.ru/6382.html
АРХИМАНДРИТ ИОВ (ГУМЕРОВ):
«В последние два века она (гексаграмма) часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. »
А зачем , изображать гексаграмму на могильных памятниках , если усопший не был евреем ?
Не знаю на сколько объяснение автора статьи согласуется с замыслом поэта, но мне представилось, что здесь подразумевается под ежегодным безплодным сеянием работа человека над собою по взращиванию добродетелей, но вот никак не получается найти у себя этой почвы благодатной, страсти как кипели так и кипят, и вот этот грешник, как последняя надежда обращается к Богу, чтобы Он наконец подал свою благодать и исцелил эту зараженную грехом природу человека
Иван, эта трактовка кажется надуманной, потому что даже эпиграф к стихотворению «Сеятель» отсылает нас к Евангелию, показывая, что стихотворение нужно читать именно в свете Священного Писания. А в Евангелии Сам Христос толкует собственную притчу: Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие … (Лк. 8:11-12). Если сеятель засеивает почву собственной души, то как такую трактовку можно применить к Евангельскому тексту?
Светлана, , 03.11.2019 в 19:37
https://pravoslavie.ru/6382.html«»
Светлана, благодарю за ссылку.
Теперь иерей Г. Селин должен это прочесть, принять к сведению и не вводить людей в заблуждение «еврейскими» звёздами на памятниках корифеев русской культуры.
Светлана, , 03.11.2019 в 19:37
https://pravoslavie.ru/6382.html
Уважаемая Светлана, благодарим Вас на интересную ссылку. А Вы не могли бы сказать, зачем Вы её прислали? С какой целью? Разделяете Вы взгляды её автора? Не разделяете? Впрочем, я уже привык к очаровательной манере читательниц Ветрово.ру вести полемику — «я шлю вам ссылку, а вы сами догадайтесь, зачем я это сделала». Что ж, попробуем догадаться.
Священник Афанасий Гумеров: Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма.
Г.С.: Чтобы отвечать за иудаизм, надо быть знакомым с иудаизмом, а отец Иов, похоже, не очень знаком с ним.
«Я вам не скажу за всю Одессу, — как пел Марк Бернес, — вся Одесса очень велика…». https://clck.ru/JnKYa
Так вот, я вам не скажу, уважаемые читатели ВетрОво, за весь иудаизм: весь иудаизм очень велик, но вот мнение весьма авторитетного учителя иудаизма по вопросу о том, является ли гексаграмма его особым символом или не является.
Рав Элиягу: Но Маген Давид – наш символ. И весь мир это чувствует и признает, поэтому мы пользовались и будем им пользоваться.
Г.С.: Как слышим, учёный раввин опровергает слова отца Иова. А в вопросах иудаизма, хочу я того или не хочу, я должен верить носителю иудаизма, а не православному священнику.
Священник Афанасий Гумеров: Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма. В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.
Г.С.: А вот здесь батюшка прав. Поэтому, чтобы не абсолютизировать знаки, и чтобы не допустить в своё сознание элементов магизма, мы должны украсить все кресты всех православных храмов шестиконечными звёздами.
И на могильных памятниках Пушкина и Некрасова гексаграмма также в декоративно-эстетических целях присутствует. Поэтому, как нами это было уже предложено Владимиру Ивановичу, Абаза, Хакасия, украсить свой могильный крест «еврейской» звездой, так и Вам, уважаемая Светлана, мы предлагаем сделать то же. А всем, кто будет интересоваться значением этого символа, дать эту ссылку на слова отца Иова, чтобы не задавали лишних вопросов.
Георгий, иерей, МО, 04.11.2019 в 19:27″»
Прочёл, однако! Молодец, не поленился. Правда выводы сделать не сумел. Ох, уж это уязвлённое самолюбие(
Ничего, подождём.