col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Владимир Трипольский. Преодолеем ли исторический спотыкач?

Мы не «белые» и не «красные», мы не «советчики» и не «антисоветчики». Мы – русские православные люди. Поэтому большая просьба ко всем — не навешивать нам ярлыков ваших.

На по­лях РНЛ про­во­дит­ся в жизнь оче­ред­ная боль­ше­ви­за­ция рус­ско­го со­зна­ния? Со­чи­не­ния на те­му ре­во­лю­ции не схо­дят с её стра­ниц. В боль­шинст­ве сво­ём оправ­ды­ва­ю­щие это страш­ное дейст­во в рос­сийс­кой ис­то­рии. Не­ко­то­рые ав­то­ры пря­мо на­зы­ва­ют ре­во­лю­ции на­ча­ла XX ве­ка «рус­ски­ми». На фо­ру­ме раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ожес­то­чён­ное сра­же­ние меж­ду те­ми, кто ре­во­лю­ции оправ­ды­ва­ет вслед за ав­то­ра­ми, и те­ми, кто ука­зы­ва­ет на их страш­ную сущ­ность. По­хо­же, пер­вых боль­ше. Они ярост­но ата­ку­ют, про­дол­жая ми­фы со­ветс­ко­го вре­ме­ни, а не­со­глас­ных за­пи­сы­ва­ют в «ли­бе­ра­лы». По мне­нию этих лю­дей, за­стряв­ших в ком­му­нис­ти­чес­ком прош­лом, «ли­бе­рал» — са­мое страш­ное ру­га­тельст­во, этот яр­лык для них — си­но­ним «троц­кис­та». На­и­бо­лее от­ча­ян­ны в утверж­де­ни­ях «ста­ли­нис­ты». Для них вся­кое на­по­ми­на­ние о пре­ступ­нос­ти ре­во­лю­ций, «ре­во­лю­ци­он­ных пре­о­бра­зо­ва­ний» не­пе­ре­но­си­мо. По­ни­ма­ют ли они то, что ли­бе­ра­лизм и ком­му­низм — од­но­го кор­ня сис­те­мы, од­но­го по­ля ягод­ы?

Весь спор о прошлом упирается в то, что проект, созданный большевиками, был по факту русской, российской истории уходом с пути эволюции на левую обочину. Отбросивший страну на десятки лет назад через «революционные преобразования», обошедшиеся народу в десятки миллионов жертв. Что отрицать невозможно. Те, кто это понимает и озвучивает, не враги советского периода, но говорящие правду с великой болью в душе. Те же, кто пытается это замолчать или, того более, скрыть за Великой Победой, за словами «большевики создали великую державу» и прочими шаблонами — либо плохо знают историю, либо сознательно лгут, либо циничны к судьбе русского народа.

Попытка назвать всякого, кто пишет и говорит правду о преступлениях 1918-1953 годов, «белым», «антисоветчиком» и приписать ему «ненависть к советскому периоду истории» идёт в русле очередной большевизации российского сознания, скатыванию общества влево. Абсолютно ложно утверждение о том, что Российская империя чуть ли не «мгновенно рассыпалась» в результате революционной катастрофы 1917 года. В течение ста лет русское сознание, российское общество развращались революционными идеями. «Декабристы», Герцен и компания, «Земля и воля», мятежные поляки, «Народная воля». Персонажи и делатели первого этапа сознательной революционизации. Как бы в заключение этого первого акта революционной драмы Сергей Нечаев пишет «Катехизис революционера» и издаёт его в Женеве в 1869 году. Хотя есть подозрения, что это коллективный труд. Но не в этом дело. Вот несколько выдержек из этого революционного опуса. Вы узнаёте в этих словах большевиков и прочих «профессиональных революционеров»?

Именно эти радикальные качества были наиболее характерны для них:

— «обречённость» на иллюзию;

— поглощённость «единственной страстью — революцией»;

— «враждебность» по отношению к миру людей его среды или русской православной традиции в нашем конкретном случае;

— революционер живёт в этом мире только для того, чтобы «вернее его РАЗРУШИТЬ», «он знает только одну науку, науку РАЗРУШЕНИЯ»;

— «беспощадность» для существующего на тот момент государства Российская Империя и российского общества;

— революционер изначально обрекал себя на «непрерывную и непримиримую войну не на жизнь, а на смерть» с государством и обществом;

— «Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела»;

— «он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками всё, что мешает ее достижению» (революционной цели);

— «Революционная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции».

Так кто такие революционеры? — РАЗРУШИТЕЛИ! Устоев государства, национального сознания, православных традиций. Высоко пассионарные люди, зацикленные на иллюзорной идее. По факту, психически больные навязчивой идеей создания «справедливого мира» через великое насилие и уничтожение существующей национальной традиции. Неужели об этом неизвестно людям образованным? Или интернационализация сознания в течение последних десятков лет напрочь извратила миропонимание в православном ключе у русского человека?

В 1880 году после написания знаменитого «Катехизиса революционера» Сергеем Нечаевым что-то враз изменилось в российском революционном движении. Книжонка интересна тем, что определяет саму природу, суть революционера как беспринципного разрушителя. С этого момента революционное движение в Российской Империи получает мощный толчок:

— очень быстро в историческом времени оно структурируется в революционных партиях левого и центристского толка, а после поражения революции 1905 г. создаются правые партии;

— на вооружение берутся социал-коммунистические идеи К. Маркса и подгоняются даже не под российскую действительность, а под бредовое состояние навязчивого желания «мировой революции»;

— революционизация движется с западных окраин империи к центру, охватывая широким неводом российское общество снизу и до верхов;

— революционный террор, физический (убийства русских православных людей от великого реформатора Александра Второго до рядового горожанина и солдата) и психологический (замешанная на полуправде — полулжи революционная пропаганда), становятся способами борьбы против самодержавия;

— в революционное движение приходят массово выходцы из еврейской среды (не путать их с евреями традиции), они становятся создателями, руководителями и идеологами революционных партий;

— российские революционеры находят себе надёжного союзника в лице главного противника России — евро-атлантического Запада;

— российское революционное движение спонсирует международный еврейский капитал.

Неужели и обо всём этом неизвестно нашей пишущей братии, когда с такой лёгкостью пишется, как «мгновенно рассыпалась» Великая Империя? Сто лет враги целенаправленно разрушали её изнутри. Тем самым Россия ослаблялась и выводилась из большой геополитической игры за лидерство в Евразии и в мире. Но те, кто совершал переворот в феврале 1917 года, были не до конца решительны в деле разрушения. Тогда им на смену из-за рубежа быстро снаряжаются сотни профессиональных разрушителей более радикального склада. За немецкие марки, за фунты стерлингов, за доллары и прочую валюту. В стране осознанно создаётся неразбериха, ведь в мутной воде рыбку ловить легче. Временное правительство легко и без боя отдаёт власть большевикам: как будто одни потеряли, другие на улице подобрали. А может быть, это была срежиссированная, умело исполненная революционная рокировка?! Исполнители известны, дирижёр кто?

Ростки народной демократии в виде Учредительного Собрания большевики уничтожили в первую очередь. Просто разогнали его. Многотысячную демонстрацию в его защиту расстреляли. А почему? — Да проиграли потому что выборы. И запустили тем самым кровавый молох гражданской войны. Когда нам пытаются втолковать, что большевики, то есть «красные», воевали с «белыми» или «буржуями, помещиками, кулаками, попами и прочей сволочью», в тени остаётся народная война против власти узурпаторов. Крестьянские восстания в Малороссии, Поволжье, Сибири, на Урале и Тамбовщине; казачьи на Дону и Кубани. Десятки тысяч повстанцев сражались за свободу, «за советы без коммунистов». Сотни тысяч сочувствующих были их надёжным тылом.

Не те ли крестьянские, казачьи, национальные восстания стали причиной такой скорой, поспешной и странной «национализации» в границах Российской Империи по-большевистски?! Можно понять решение национального вопроса для окраин — Молдавии, Прибалтики, Кавказа, Средней Азии. Но как можно вопреки развитию русского этногенеза и истории объяснить «национализацию» Малой и Белой Руси? Исконно русских земель, так сказать родовых, откуда изначально расселялся русский народ, колонизируя пространство Северной Евразии. Взаимно ассимилируясь с народами, населяющими её. До 1921 года на территории Малой Руси, или Малороссии, проживали русские малороссы, на территории Белой Руси — белороссы — русские люди, являющиеся одним из основных субэтносов единого русского народа. Не было ни одной причины, исторической или этногенетической, чтобы пойти на создание новых «национальностей». Тогда для чего это делалось? Десятки миллионов русских людей по факту рождения превращали по прихоти Ленина и Сталина в «украинскую» и «белорусскую» нации. На основе местных говоров в спешном порядке создавались новые «украинский и белорусский языки». Обучение в тысячах русских школ массово переводилось на новоязы. Украинизация и белоруссизация в отдельно взятых регионах «Украина» и «Белоруссия» проводились жёстко, бескомпромиссно, нахраписто. Вопреки воле русских людей. И это называется «национальная политика»?!

Так в декабре 1921 года на съезде партии Сталин с подачи Ленина заложил мину замедленного действия под великую страну. Украинизация Малороссии и малороссов, белоруссизация или литвинизация белороссов на государственном уровне создали предпосылки отделения части русского народа, извратили русское самосознание на юго-западных и северо-западных исконно русских окраинах. Но и способствовали продвижению украинцев Галиции на восток, их внедрению в малороссийскую среду. Пользуясь привилегиями от государства, украинизаторы типа пана Грушевского захватывали административно-культурные позиции теперь уже в «украинской» элите. Усиливая эффект украинизации и обособления региона. Труды их даром не пропали. В 1991 году эти деструктивные силы во главе с Кравчуком сыграли решающую роль при выходе Украины из состава СССР. Затем начался новый этап подготовки к решающему штурму. Тайная бандеризация, захват ключевых постов, поворот на запад — «Украина не Россия» (Кучмы) трансформируется в «Украина — цэ Европа». Закончилось государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года и великим насилием, отделением Крыма и Донбасса. Цели бывают разными, суть украинизации по-большевистски осталась одна — преступление против русского народа.

Сегодня подобная украинской ситуация назревает в Белоруссии, где идёт открытая атака белоруссизаторов на защитников русской идентичности в республике, которых там абсолютное большинство. Но у белоруссизаторов наготове лозунг «Запад нам поможет!» Власть, подобно Януковичу образца 2013-2014 годов, в растерянности, угождая Западу и белоруссизаторам, придавливает русское самосознание, вставляет палки в колёса объединительным процессам русского народа. Нарыв зреет, вот-вот прорвётся. Виноваты только те силы на западе, что деструктивно влияют на Украину и Беларусь? И они тоже. Но ведь к этому подводила вся политика «национализации» русского народа большевиками от декабря 1921 года до 1991-го. Разве не так?

Были ли достижения в советское время? Без сомнений, были! Индустриализация, например. Но, если быть справедливыми, то основы индустриализации заложены были ещё до 1917 года. На том мощном фундаменте строилась промышленная политика советского периода. Можно ли назвать коллективизацию достижением? Вряд ли. Во-первых, у крестьян были отобраны десятки миллионов гектаров земли, которую они получали в основном до революции 1917 года. Вдобавок имущество, дома, скот и инвентарь. Людей силой загнали в колхозы. Мы знаем о великой механизации сельского труда, ферм и птичников. Впечатляет. В другом вопрос: почему продовольственная безопасность страны не была обеспечена? Все эти действия компартии в сочетании с погодными условиями и высылкой из мест проживания в тайгу и неудобицу 1,9 миллионов самых успешных крестьян привели к массовому голоду. С тех пор и до распада СССР продовольственная безопасность решалась народом на собственном огороде, подворье, даче. Помимо всего этого, колхозник был поставлен в условия стойлового содержания при минимуме поддержки. Ни паспортов, ни пенсии, ни свободы выбора и передвижения. Может ли это называться достижением?

Есть ещё один очень болезненный вопрос — репрессии 1930-х годов. Нас и здесь пытаются убедить в том, что это была «чистка рядов партии». Дескать Сталин «очищал партию от троцкистов». Не слишком ли много их набралось по всей огромной стране? Рабочие, крестьяне, интеллигенты. Мужчины и женщины, юноши от пятнадцати лет и глубокие старики. В основном беспартийные, в большинстве своём русские люди. Не секрет, что за Троцким в партии стояли именно выходцы из еврейской среды. И было их не так много, тогда почему расстрелянных сотни тысяч? Миллионы прошли через лагеря. Десятки миллионов искалеченных жизней и судеб.

Разве не политика партии привела к ужасной эпидемии абортов? Когда число их жертв оценивается некоторыми исследователями до 40 миллионов. И это случилось в стране православной, где аборт был великим грехом, по сути, убийством младенца. Православное русское сознание в народе за сто лет революционизации и двадцать лет «революционных преобразований» было извращено из богочеловеческого состояния в прямо противоположное атеистическое, коммунистическое, богоборческое. Когда и убийство позволено.

Тому же способствовали «безбожные пятилетки». Мало того, что физически уничтожали русских людей — носителей православного сознания. Оставшимся развращали атеизмом души. Коммунисты пытались вытравить из народной души Бога. Разграблялись и закрывались церкви и монастыри. Превращались в клубы, склады, нужники. Разрушен великий символ верности Богу и Победы в Отечественной войне 1812 года — Храм Христа Спасителя. Русскому народу навязывались не свойственные ему принципы и условия жития. Втаптывая в атеистическую грязь его святыни, обрекая на безволие и пустоту безбожия, Сталин и его партия «строили социализм». Общество свободных от Бога людей. Одна тоталитарная партия, вне всякого контекста и русской истории тем более, навязывала православному великому народу богоборческую социалистическую идею. Однако перепись 1937 года показала, что большинство оставались верными Богу и Христу. Результаты засекретили на полвека. Часть членов комиссий расстреляли, других определили в лагеря. Благо мест, огороженных колючей проволокой, хватало. Ведь к этому времени была создана уникальная репрессивная система — ГУЛАГ. Великое «достижение справедливого общества».

Так политика партии в государственных масштабах закрепляла национальные территории и разломы. Разделяла русский единый народ на «великороссов, украинцев и белорусов». Превращала население в «красных» и «белых». Здесь же попутно развращала души людей богоборческими идеями, закрепляя начатое до революции. Приуготовляя национальную и военную катастрофу первого полугодия Великой Отечественной войны. Началась она «неожиданно». Хотя как можно было сосредоточить на границах миллионы солдат, десятки тысяч орудий, танков и самолётов и не быть обнаруженными? Немцам это «удалось». Наступление было мощным, но и Красная Армия была равна германской. Удары по аэродромам, складам ГСМ, местам базирования и вовсе сокрушительными. Огрызаясь, иногда останавливая германские войска, Красная армия катилась на восток полгода. Оставляя врагу сёла и города, промышленные районы, технику и снаряжение. Так под оккупацией оказались громадные территории до Волги, десятки миллионов мирных людей.

Но самая страшная потеря — это попавшие в плен советские солдаты и командиры. 3 миллиона 900 тысяч молодых и здоровых, обмундированных и обученных. Всего за первые полгода войны. Где и когда, в истории какого государства были такие потери? 3,5 миллиона из них были вывезены на запад. Нас пытаются успокоить тезисом о Великой Победе. Словно бы прикрывая страшную по своему масштабу и последствиям военную катастрофу. Но ведь налицо факт того, что национальная катастрофа произошла, была во многом рукотворна и до сих пор не объяснена историками честно и непредвзято. Он будет будоражить сознание наше и наших потомков и завтра. Порождая уродливые версии интересантов на Западе и местных любителей «цветных революций», которые будут вбрасываться в наше общество раз за разом, чтобы однажды сработать. Как в том же 1917-м.

Не наше это дело — судить большевиков, их политику, советский период нашей истории. Но и быть равнодушными к этому мы не можем. Тем более, когда нас пытаются умиротворить сладкими речами о «достижениях советской эпохи» и её «творцах». Творил их народ. А те, кто стоял над ним, бездарно использовали своё время. Если только невосполнимые потери 1918-1953 годов составили 60 миллионов человек. Прибавим сюда изгнанную из страны русскую культурную элиту, атеизацию населения, демографическую пропасть русского народа, искривлённое коммунизацией сознание, полунищенское существование основной массы населения. Речь вовсе не об осуждении или ненависти. Мы говорим о непомерной цене за настоящие достижения. Великий Дмитрий Иванович Менделеев в начале XX века издал исследование о состоянии Российской Империи и её населения. Так вот, он научно обосновал свой прогноз: к середине XX века в России будет проживать 280 миллионов человек, на начало XXI века — 594,3 миллиона человек. На сегодня в России 146 миллионов населения, на постсоветском пространстве около 312 миллионов человек. При всём при этом мы стоим перед угрозой китайского расселения по Евразии: Дальний Восток, Сибирь, Иранское нагорье. Что может вызвать миграцию в Среднюю Азию и на Кавказ части иранского населения. Оттуда на север в Россию хлынут те, кто сегодня составляет коренное население среднеазиатских стран.

Консолидация арабов в единый «Арабский Халифат» (уже начавшаяся) и их продвижение в Европу вызовет исход европейцев на восток в русские пределы. Первые спазмы этой экспансии мы наблюдаем уже сейчас. Не спадает поток мигрантов из афро-азиатского региона в Европу. По последним данным, на южных рубежах Евросоюза стоят готовые к броску в Европу 7,5 миллионов потенциальных мигрантов из Северной и Центральной Африки. Спустя 7 тысяч лет идёт смена индоевропейского антропологического типа Европы, её культурно-духовного кода. Вместе с этим исламизация европейского населения, обильно сдобренного мигрантами нескольких волн с юга и востока, их потомками от смешанных браков. Европейцы начинают искать места для спокойной жизни на востоке, в России. Просятся европейские евреи, русские немцы. Едут французы, итальянцы и прочие. Первые десятки, сотни. Усиленно скупаются великолепные чернозёмы на Украине (не будем забывать, что здесь исконно русские территории, проживают русские люди, этногенетическое ядро русского народа). В Европе усиливается дезинтеграция, что будет только отрицательно влиять на настроения европейцев. Европеизация сознания населения на Украине и в Белоруссии идёт полным ходом. Но и в центральных регионах России тоже. При сочетании сразу нескольких факторов, этногенетических и социально-экономических, к середине века можно ожидать большие перемены в Волго-Окском регионе не в пользу русского народа.

Вернёмся к тому, как современные любители что-нибудь написать вольно — невольно тиражируют мифы коммунистической пропаганды. Об «отсталости царской России», о «прогнившем самодержавии», о»слабом и безвольном царе» Николае Втором. Давайте разберёмся.

МИФ ПЕРВЫЙ — «безнадёжно отсталая Россия». От кого отсталая, почему и кто обрёк нас на постоянную гонку за европейскими стандартами? Разумеется, от Европы отстала. Но, если мы возьмём для сравнения этногенетические и исторические циклы развития, то увидим, как европейский этногенез начался на 350-400 лет раньше русского. То есть получил своего рода ранний забег. А также совершенно разные стартовые позиции в историческом плане. В Европе к IX веку уже были высокоразвитые кельтская, греческая, итало-римская цивилизации. Налицо богатый социально-экономический опыт. Своего рода историческая фора. Русский этнос по этногенетическому факту возник в северном таёжном углу Восточной Европы или, точнее, в северо-западном углу Северной Евразии в середине IX века. Его этногенетической матрицей стали местные племена так называемой финно-угорской этно-исторической общности — охотники, рыболовы, собиратели. При активном продвижении и участии славян-антов с V века из Северного Причерноморья в Верховья Днепра и далее в зону проживания финно-угров к озеру Ильмень; западных славян с VI века из карпатского региона на восток. А также варягов руси из Скандинавии, к этому времени отличившихся тем, что умели собирать дары леса у аборигенов и торговать по Волге с Востоком. Высоко пассионарные, энергетически активные на тот момент, они возглавили русский этногенез с 862 года. Через двадцать лет разнородное в прямом смысле войско словен ильменских, балто-славян кривичей и финно-угров под началом варягов руси захватывает Поднепровье, городок Киев. И, что наиболее важно для нас, объявляет себя новым народом РУСЬ.

Так этнос русь, составленный из племён не только разноязыких, но и с разным уровнем культуры (охотники и собиратели финно-угры, земледельцы и скотоводы славяне, торговцы и воины варяги-русь) получает этногенетическое и историческое начало. Не имея в своём опыте ни городской цивилизации, ни высокого цивилизационного уровня культуры подобно Византии и Риму. Можно сказать, начинали с нуля. Тем более впечатляют достижения русского народа и культуры, когда он через тысячу лет не только догнал, но и сравнялся с высокомерной Европой. А по факту исторического упадка Европы, который мы наблюдаем в последние десятилетия, Россия и русские вошли в исторический период технико-технологического прорыва. Используя богатый опыт европейской цивилизации, русские в соработничестве с народами Северной Евразии создали уникальный социально-экономический проект под названием Российская империя. И в XIX веке Россия делает мощный рывок, её экономика оказывается в числе шести ведущих экономик мира. При своей территориальной огромности, быстро растущем населении, геополитических претензиях на лидерство Россия представляла собой слишком опасного противника для объединённого евро-атлантического Запада. Великобритания, Германия, Франция, США, Япония, Австро-Венгрия, Османская империя — все они не желали видеть Россию мировым лидером. Потому и подкармливали и пестовали российских революционеров.

Успехи Российской империи в XIX веке впечатляют. 40-миллионная, она смело противостояла объединённой франко-европейской армии Наполеона, хорошо вооружённой и обученной. За которой стояла 71-миллионная, по отношению к России передовая Европа. Русская армия изгнала захватчиков, прошла Европой и взяла Париж — центр экспансии. Сразу после окончания войны в обществе, в среде российской интеллигенции (дворянской по происхождению и европейской по самоощущению) возникают мысли о «свободе, равенстве, братстве» в европейском понимании, но российском бестолковом исполнении. Пока что в дворянской среде. Не для крестьян. Дворянство, на которое опирались российские государи, встретило идею освобождения крестьян более чем прохладно. На что однажды посетовал Александр Первый. Сменивший его в 1826 году Николай Первый, понимая опасность резких движений, аккуратно и целенаправленно искал подходы к решению трудной проблемы. Послабление государевым крестьянам вызвало бурную промышленную революцию. Появились богатые крестьяне, которые стали драйверами ткацких производств. Тем временем городское население страны увеличилось в три раза. Для реформ создавались условия, и они начались в правление Александра Второго. Реформы великие, беспрецедентные. Ликвидированы военные поселения, исчерпавшие свой ресурс к тому времени; отменено крепостное право; финансовая реформа; реформа высшего образования; реформы земская, судебная, городского самоуправления, среднего образования, военная. И всё это за неполные четверть века. Таким образом, решены многие проблемы социально-экономического плана, созданы условия для развития капиталистических отношений, расширены границы гражданского общества и правового государства.

Тем временем население Российской империи прирастает за восемьдесят лет в три раза, с 40 миллионов человек в 1816 году до 120 миллионов в середине 1890-х. Что вызвало перенагрузку на пахотный клин России и серию жёстких голодовок в 1881-1911 годах. Когда голодные годы от недородов случались раз в три года. В то же время рабочий класс с нескольких сот тысяч крепостных рабочих увеличился до 3 миллионов человек. Появились новые, на тот момент современные производства. Рабочее законодательство регулярно совершенствовалось, правительство держало этот вопрос на контроле. Формируются промышленные регионы центра, на Кавказе, в Новороссии, на Урале. Усилившаяся после отмены крепостного права мобильность населения привела к мощному перетоку крестьян в города, на южные и восточные окраины Великой империи. Русская армия постоянно совершенствует своё мастерство, военное искусство отрабатывается в реальных войнах. К началу XX века это армия мирового класса, способная противостоять любому противнику. Что и доказала Первая Мировая война, в которой Российская Империя противостояла сразу трём равноценным противникам — Османской, Австро-Венгерской, Германской империям. К 1917 году первые две были выведены из строя. Дело оставалось за «малым», разгромить ослабевшую в войне Германию. И евразийское лидерство России было обеспечено. Если бы не предательский удар изнутри — российских революционеров.

В начале XX века Российская империя представляла собой аграрно-промышленную державу с мощной и устойчивой экономикой. Быстро растущим населением. Активно развивавшимися образованием и здравоохранением, финансовой сферой и сельским хозяйством. Рабочий класс (рабочие промышленной сферы и кустарных производств) насчитывал по некоторым оценкам до 15 миллионов человек. Крестьянство условно делилось на богатых, или «кулаков» — 15%, бедняков — 20% и так называемых «середняков», которые к этому времени мало чем отличались от «кулаков». Русская, русско-евразийская культура того времени перешагнула узко этнические рамки. Заявляя о себе на весь мир как о культуре мирового уровня и значения. Так что миф об «отсталой России» — всего лишь миф, созданный усилиями российских революционеров и их западных спонсоров и режиссёров.

МИФ ВТОРОЙ, о «прогнившем самодержавии», базируется на том, как «легко и быстро» оно пало как система. Позвольте усомниться и в этом утверждении. Только что описанная выше краткая схема развития России в XIX веке напрочь опровергает это утверждение. Не может «гнилая» система проводить великие реформы, предваряющие и закрепляющие этногенетическое многонациональное, поликультурное, социально-экономическое успешное по факту развитие в течение ста лет. Но, как известно уже, мы имеем доказанную революционизацию, то есть разрушение русского сознания и российского общества, помноженную с 1880 года на всемерную помощь и поддержку евро-атлантического Запада. А что такое революция? Это «поворот», как в случае европейских революций, или «переворот», как в России в 1917 году. Вирус революционизации, занесённый гнилыми ветрами с Запада, внедрялся в сознание россиян, долго и целенаправленно его разрушал. Что является доказанным фактом. В момент акматической фазы в русском этногенезе при росте социального напряжения и сопутствующем внешнем давлении (войны — 1904 года с Японией, Вторая Отечественная или Первая Мировая 1914-1918 годов) — такое сочетание оказалось губительным для самодержавия и православия, русского народа и всех северо-евразийских. Страшная ломка не была нужна, России необходимы были 20-25 лет мирного развития.

МИФ ТРЕТИЙ — о «слабом и безвольном царе». Прежде чем подступиться к теме, взглянем коротко на происходившее в XIX веке в России и вокруг неё. Русский этнос, вступивший в начале XVII века в период зрелости и имперских амбиций, совместно с народами Северной Евразии формирует этногенетическое поле суперэтнического характера. Оно стало базой для перехода моноэтничной России времён Иоанна Грозного в полиэтничную Российскую империю. В XIX веке этногенетические процессы усиливаются, ускоряются на фоне длительного демографического взрыва. Возросла мобильность населения, миллионы уходят из деревни в город, на южные и восточные окраины Российской империи. Происходит смешение русских из разных регионов между собой, русских с народами новыми на пространстве Северной Евразии. Всё это многократно ускоряет и усиливает русский, русско-евразийский этногенез.

Параллельно этногенезу убыстряются и социально-экономические процессы. Даже не полное освобождение государственных крестьян государем Николаем Первым приводит к промышленной революции, трёхкратному росту городского населения. Общее население России увеличивается к 1861 году с 40 миллионов до 60 миллионов человек. То, что было сделано предварительно, оказало большую услугу реформам Александра Второго, которые способствовали нормальному течению социальных и экономических процессов, ставя их в русло закона. При государе Александре Третьем реформы замедлились, что было крайне важно для понимания того, что они дали, как воздействовали на сознание россиян, на общество. Короткая тринадцатилетняя даже не остановка в развитии, а скорее притормаживание, продолжилась новым рывком в царствование Государя Николая Второго. Итак, по факту исторического и этногенетического развития Россия XIX века очень успешна. Она стремительно входит в число самых развитых, передовых стран того времени. У Российской империи есть шансы на лидерство в Евразии и в мире. Это понимает и российская элита, и элита евро-атлантического Запада. Век явил миру плеяду великих государей, чьи дела не оценены по достоинству до сих пор.

А теперь о том, что было в мире того времени вокруг России. В XVII-XX веках сразу несколько этносов вошли в период этногенетической зрелости и создали свои государства имперского типа. Турки-османы, австрийцы, германцы, англо-саксы, японцы и, конечно же, русские. Соответственно: Османская, Австро-Венгерская, Германская, Великобританская, Японская и Российская империи. В XIX веке эти этносы расширили территории обитания до максимально возможного. Возникла ситуация дальнейшего расширения для продолжения этногенеза, завоевания новых территорий и ресурсов. Никто не хотел уступать. Россия к тому времени рвалась в зенит своего могущества и славы. Были все причины и условия для её евразийского лидерства. Отсюда и все беспокойства остальных её соперников. Все названные были её большими недоброжелателями, мягко говоря. И стремились к ослаблению, расчленению и завоеванию Российской Империи. По сути, врагами России. И действовали они против неё как вразнобой, так и сообща по ходу событий. Попытка англичан и французов прощупать возможности наши по периметру в XIX веке (на Балтике, в Северных морях, на Камчатке и в Крыму) успехов им не принесли.

Но есть одна большая странность в том, что с 1880 года что-то изменилось, и кардинально. Казалось бы, ни с того ни с сего происходит оживлённая трансформация революционных сил в России. На внешнем контуре империи наступает относительное затишье. И внутри, и снаружи идёт переподготовка, перенастройка, перестановка и наращивание сил. Евро-атлантический Запад, получив себе подкрепление в виде США, готовил свой коронный удар — первую «цветную революцию» в Российской Империи с одновременным ударом извне — сначала войной с Японией, потом Первой Мировой. Порознь эти силы, внешние — Запад и внутренние — революционеры, не имели шансов на успех.

И перейдём к личности Государя с большой буквы — Николая Александровича Романова. В оценке его деятельности сталкиваются два крайне противоположных взгляда. Первый, доставшийся нам от советских времён, пытается представить его слабым, безответственным, безвольным. К хору «исследователей» советского времени прибавляются нелестные оценки западных современников и доброхотов. Вторая точка зрения исходит из реальных событий, возможностей, сил Государя Николая Александровича. В свете описанных выше этногенетических и исторических процессов другой бы сломался или наломал дров. Но Николай Второй, блестяще образованный, очень ответственный, глубоко религиозный, даже понимая, куда страна катится, продолжал делать своё дело по принципу «делай что надо, а там как Бог даст». Только один пример того, как построенная в его правление Транссибирская железная дорога сыграла решающую роль в переломе войны в конце 1941 года под Москвой, подтверждает вышесказанное.

Вот что писал о нём русский историк С. С. Ольденбург: «Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно к ним возвращался, и зачастую в конце концов добивался своего. Иное мнение было широко распространено потому, что у Государя, поверх железной руки, была бархатная перчатка… Мягкость обращения, приветливость, отсутствие или, по крайней мере, весьма редкое проявление резкости — та оболочка, которая скрывала волю Государя от взора непосвященных — создала ему в широких слоях страны репутацию благожелательного, но слабого правителя, легко поддающегося всевозможным, часто противоречивым, внушениям. … Между тем, такое представление было бесконечно далеко от истины; внешнюю оболочку принимали за сущность. Император Николай II, внимательно выслушивавший самые различные мнения, в конце концов поступал сообразно своему усмотрению, в соответствии с теми выводами, которые сложились в его уме, часто — прямо вразрез с дававшимися ему советами… Но напрасно искали каких либо тайных вдохновителей решений Государя. Никто не скрывался «за кулисами». Можно сказать, что Император Николай II сам был главным «закулисным влиянием» своего царствования».

То есть это человек самодостаточный для принятия ответственных государственных решений, не поддающийся внешнему влиянию или порывам эмоций. Проводя различные социальные и экономические идеи во благо людей, Он постоянно держал руку на пульсе государства. Время, ему отведённое, характеризуется в этногенезе как акматическая фаза, когда энергетическая мощь процессов выходит на пиковые значения и не поддаётся контролю и управлению. В социальном плане это выражается ростом напряжения до крайних форм в виде восстаний и революций. И даже в этих сложнейших условиях, понимая, что общество и страна скатываются в бездну революции, Николай Второй продолжал делать всё во благо страны и народа. Защищая идеи Великой и Сильной России с завидным постоянством и силой воли. К этому можно отнести и решение внутренних проблем по борьбе с голодом, и решительное пресечение революционного разгула в 1905-1907 годах, и поддержку реформ П. А. Столыпина вопреки давлению оппозиции, и устранение угрозы европейской войны в 1912 году, и введение «сухого закона» 1914-м. Его старания по созыву в 1899 году Гаагской мирной конференции, настойчивость в заключении Портсмутского мира 1905 года вопреки скептикам. А также принятие Верховного командования при угрозе военной катастрофы 1915 года.

Объехав полмира, пересекая страну с востока на запад, он имел представление о жизни за границей и внутри государства. Уделяя большое внимание экономике, финансам, рабочему вопросу, развитию сельского хозяйства — Государь добился очень важных для того времени результатов. Закрепляя и развивая то, что сделали раньше, Он вывел Россию в число шести ведущих экономик мира наравне с промышленными странами Европы и США. Во внешней политике: важный договор с Великобританией о разграничении сфер влияния в Китае, Афганистане и Персии; начало создания Антанты; усиление российского контингента в Персии; протекторат по факту над Монголией; протекторат над Тувой. Но в 1912 году начало войны Балканского союза против Турции окончательно размежевало Россию и Германию, вставшую на сторону Турции в этом вопросе. Насторожилась и Австро-Венгрия, выказывая к России поведение вызывающее. Турецкая армия перешла под фактический контроль Германии. Так оформлялся союз трёх империй — Австро- Венгерской, Германской, Османской. В первую очередь против Российской.

Не дремали и внутренние враги. Уже писал и повторюсь, со времени великой победы над объединённой Европой в Отечественной войне 1812 года вирус революционизации поселился в умах дворянской элиты. Первые приступ революционной болезни случился в декабре 1825 года. Так называемые «декабристы» получили в нашей истории венец мученников. Поинтересуйтесь, дорогие читатели, чем они руководствовались и что хотели сотворить с Россией и народом. Думаю, в восторге не будете. Вслед за ними пришли Герцен, Чернышевский, Добролюбов. Спору нет, идеи трогают за душу. Но сравним, что писал Пушкин о русском крестьянине, и как пренебрежительно Герцен. Идеи всё те же: крестьянам пшик да маленько, Российскую империю развалить, исконно русские земли Малой и Белой Руси отдать полякам. А дальше анархия!

Надо оговориться, что революционизация — процесс обратный интеграционным процессам в этногенезе и истории. Чем сильнее консолидация общества, унификация его жизни, русификация — тем активнее в это время поднимаются силы хаоса. Пока они шли в естественном русле, большой опасности не содержали, поговорят и остынут. Но то, что произошло после 1880 года, достойно отдельного исследования, внимания, переоценки. Внутренние и внешние силы вошли в союз против России. И это трагическое для неё сближение происходило на фоне мощных процессов этногенеза и истории. Стремительное развитие их требовало неослабного внимания и поддержки. Резкое увеличение населения за 80 лет в 3 раза вызвало истощение почв в центральных земледельческих регионах России. Участились голодные годы. Они охватывали не всю страну, но достаточно большие территории. К чести государей и правительств, они делали всё возможное во избежание массовых голодных смертей — от пополнения запасов зерна на местах до ссуд на уровне центра.

Революционный натиск с 1880 года не ослабевал, только нарастал. Революционное движение группировалось в партии. Однако цели и задачи их были одни — свержение легитимного на тот исторический момент государственного строя — самодержавия. Методы и способы достижения — революционный террор — физический и моральный. Тех, кто честно и достойно служил русскому народу и величию России, просто убивали. На общество вываливались ушаты революционных помоев, дезориентируя людей, вводя их в состояние революционного психоза. Первый революционный штурм 1905-1907 годов был с трудом отбит. Наступило затишье. Левые дезорганизованы. На смену им создаются правые партии революционного толка из средних и высших слоёв населения. Приближённых к Императору и двору. Революционная наркота воздействует на общество одурманивающе. Оно дезорганизуется в верхних его слоях. И страсти ради способствует «отречению» Николая Второго. А было ли оно?

Конечно, глядя в прошлое с высоты наших дней, читая воспоминания людей, принимавших активное участие в тех событиях, изучая исторические труды, среди которых преобладают взгляды народников, социалистов, учёных советской школы — невольно поддаёшься их предвзятым оценкам. Когда они, минуя этногенетический фон, имея об историческом однобокое представление, в один голос утверждают о «слабости» Государя. Приводят цифры статистики, якобы подтверждающие безуспешность социальной и национальной политики самодержавия. А иностранные инвестиции в российскую экономику представляют не иначе, как «кабалу Запада». Замалчивая факт революционного террора в течение десятилетий, гибель десятков тысяч абсолютно безвинных русских православных людей от рук террористов. Выпячивают раз за разом «кровавое воскресенье» 1905 года, Ленские события 1912 года, расстрелы бунтующих рабочих и крестьян, еврейские погромы. При этом за этим рекламными историческими баннерами теряются успехи русского, североевразийских народов России. Успехи и достижения без сомнения выдающиеся, до сих пор не повторённые в современной истории. Успехи и достижения трудовые и военные, культурные и духовные. При бережном сохранении народонаселения, росте благосостояния, укреплении могущества страны.

Но не об этом во многих многостраничных исторических монографиях, досужих статьях наших многочисленных историков. Если и есть что-то достойное внимания, то с примесью повторения негативных оценок того великого времени. Снова на щит поднимают «великую октябрьскую», её «благотворное влияние» на мировые процессы. XIX век, без сомнения, был золотым веком Великой Российской империи. Недооценены усилия великих российских государей Александра Первого, Николая Первого, Александра Второго, Александра Третьего. Но в особенности Николая Второго, его правление было своего рода лебединою песней российского самодержавия. Это российские государи создавали мощную державу, а пришедшие на готовое большевики в силу необходимости выживания продолжали её строительство. Поменяв вывеску на СССР, они не смогли избежать имперского смысла в развитии народа и государства. Пытаясь навязать ложные смыслы социал-коммунистических идей от К. Маркса, они так и не смогли исполнить это в полной мере. Как только режим ослаб изнутри, страна развалилась. Не помогла 19-миллионная армия коммунистов, 23-миллионный комсомол — они попросту исчезли из нашей жизни. Русский народ возвращался к своим культурно-духовным истокам, к православию. Сегодня Россия и русские ведомы нашим небесным покровителем, святым царственным страстотерпцем Николаем Александровичем. Пора бы это понять, осмыслить, прибавить свои усилия. Избавившись от исторического спотыкача, оценить честно и непредвзято великое его служение народу и России.

Владимир Трипольский
Август 2017
Сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок