МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Священномученик Серафим Чичагов В преж­де освя­щен­ную Ли­тур­гию, во вре­мя чте­ний вет­хо­за­вет­ных па­ре­мий, отвер­за­ют­ся Цар­ские вра­та, слу­жа­щий вы­хо­дит с за­жжен­ной све­чой и ка­диль­ни­цею, зна­ме­ну­ет мо­ля­щих­ся во об­раз кре­с­та и воз­гла­ша­ет: Свет Хрис­тов про­све­ща­ет всех!

За­чем, од­на­ко, уста­нов­лен свя­ты­ми от­ца­ми та­кой по­ря­док в слу­же­нии? Не же­ла­ет ли Свя­тая Цер­ковь на­пом­нить этим, что во мно­гих лю­дях не до­ста­ет ис­тин­но­го све­та и что не­ко­то­рые ищут све­та не там, от­ку­да он ис­хо­дит, и не там, где мо­гут его най­ти? Свет есмь ми­ру (Ин. 9:5), – ска­зал Сам Гос­подь наш Иисус Хрис­тос. Свет как на язы­ке ду­хов­ных пи­са­те­лей, так и на обык­но­вен­ном язы­ке че­ло­ве­чес­ком, есть сим­вол ду­хов­но­го оза­ре­ния, про­све­ще­ния, осо­бен­но­го ре­ли­ги­оз­но-нравст­вен­но­го со­сто­я­ния, бла­жен­но­го и ра­дост­но­го, тог­да как тьма есть со­сто­я­ние ду­хов­но­го не­ве­жест­ва, ослеп­ле­ния, раз­вра­ще­ния и во­об­ще гре­ха. Св. Зла­то­уст го­во­рит, что св. Апос­тол Иоанн на­зы­ва­ет Хрис­та све­том и жиз­нию по­то­му, что Он дал нам свет по­зна­ния и в сем све­те жизнь. И свет во тьме светится и тьма его не объят (Ин. 1:5). Вследствие отпадения человечества от Бога истинное боговедение постепенно затемнялось, истина превращалась в ложь и до воплощения Слова во всем мире была тьма, люди сидели во тьме и сени смертной (Мф. 4:16). Но Бог избрал народ, которому и даровал чистое откровение о Себе, вверил ему истину богопознания и богопочтения до времени обновления всего мира. Таким образом, во тьме языческой лжи, охватившей почти все человечество, в еврейском народе был светоч истины в Законе Моисеевом, в пророчествах и в обетованиях. Так, Слово было светом мира не только со времени воплощения Своего, но и во все времена. И тьма не объяла его, как ни сильна была тьма, объявшая все человечество, она не осилила, не одолела, не подавила этого света, не затмила совсем лучей его; он продолжал светиться во тьме, и, когда пришло определенное время, он озарил всю вселенную в устроении воплотившимся Словом Церкви Своей, в которой в полноте открыта истина (Толк. еп. Михаила). Во свете Твоем узрим свет, – говорит царь Давид (Пс. 35:10). Что это за свет, в котором человек увидит еще свет? Это именно свет Христов – в свете пророчеств и Моисеева закона.

Итак, чтобы созерцать ясно и чисто Слово Божие, тайны Царствия Божия, спасительное учение и спасительные дела Христовы, потребен человеку свет Божественный, свет Христов, свет Духа Святого и раскрытие ума силою сего света. До сих пор, говорит митрополит Филарет Московский, пока это совершится в человеке, он хотя и слышит слово Божие и видит действие его, но не постигает его пространства, высоты и глубины. Так Апостолы, после того как увидели своими телесными очами воскресение сына вдовы Наинской, не могли еще возвыситься созерцающим умом до разрешения вопроса: что значит воскреснуть из мертвых? Вот почему и Господь сказал Апостолам, что Он имеет еще многое сказать им, но они не могут вместить теперь. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину (Ин. 16:12–13). По Воскресении Богочеловек является солнцем всего человечества и начинает разделять мрак и окружающие облака. Тогда отверзи им ум разумети Писания (Лк. 24:45). Но если наше око слабо, говорит тот же святитель, чтобы в полноте наслаждаться светом, которым воскресший Господь отверзает умы, то на минуту обратим взоры в противоположную сторону, на тьму, чтобы тем более возлюбить чудный свет, в который мы призываемся. Посмотрите, как одновременно вера в Воскресшего отверзает ум Апостолов и неверие в Воскресшего заключает ум иудеев в глубокую тьму. Что говорили и что думали Иудеи о воскресении Христа? Старейшины учили воинов сказать, что ученики Христовы, пришедши ночью, украли Его, когда они спали. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня (Мф. 28:13–15). Как можно было украсть Христа, когда старейшины окружили гроб воинами? Они спали, говорят Иудеи. Военные стражи спали? Так, по мнению Иудеев. Неужели все до одного? Неужели ни один не проснулся, когда для похищения тела необходимо было отвалить камень велий зело, для чего потребно было несколько человек и что не могло совершиться без шума! Ни один не проснулся. Но кто же свидетельствует о том, что тело украли. Те же стражи, которые спали и не проснулись, свидетельствуют о том, что произошло во время сна их и чего они не слыхали. Но если сделалось известно, что совершено похищение из-под печати правительства и похитители известны, то преданы ли суду стражи и похитители? Отнюдь нет. Возможно ли, чтоб и после этого сочиненная басня о похищении тела Иисусова существовала. Возможно, потому что закоснелый в неверии ум, говорит святитель, как ночная птица, видит только во тьме и убегает от света истины, который жжет ему глаза. Свет Христов просвещает всех! И самых мудрых, ученых, великих и славных земными делами, открывая им тайны Царствия Божия; и самых простых неученых людей, открывая им очи и уши сердечные для понимания Священного Писания, окружающей природы – цели человеческой жизни; и богатых, научая их богатеть не в себя, а в Бога, раздавать достатки бедным, прославлять добрыми делами Создателя, утирать слезы скорбящим; и бедных, показывая им цену внутреннего богатства; и знатных, напоминая им о значении Владыки Небесного; и старцев, обещая им успокоение от всех трудов; и юношей, располагая их к борьбе со страстями; и младенцев, отверзая им уста на хваление Господа. Свет Христов просвещает всех!

Святой Феоктист, творец канона умилительного к Господу нашему Иисусу Христу, в 5-й песне взывает: «Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе Спасе мой, к Тебе утреннюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим: иного бо разве Тебе Бога не знаю!» Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на