col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Благодарное слово А. С. Пушкину в день 180-й годовщины его смерти

В развернувшуюся полемику о пророческом призвании А.С. Пушкина и о месте классической художественной литературы в нашей жизни сама жизнь вставляет своё слово. Имею в виду день памяти одного из главных виновников этой полемики.

Известно, что А. С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и умер 29 января 1837 года по юлианскому календарю, или старому стилю. Эти дни соответствуют 8 июня и 11 февраля нового стиля; чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой православный церковный календарь. Однако двухсотлетний юбилей со дня рождения поэта был отпразднован 6 июня 1999 года, а его смерть вспоминается 10 февраля.

По какому календарю жил Пушкин? По юлианскому? Значит, чтобы быть верными почитателями поэта, нужно чтить его память по этому же календарю. В частности, день его смерти отмечать 11 февраля. А те, кто устанавливают другие даты поминовения поэта, не являются его верными почитателями. Или я не прав?

Извините, что обостряю вопрос. Но календарная тема принципиальна для верующих. Почему православные решительно восстают против календарных нововведений? Потому что, желая иметь одну часть со своими предками в веке будущем, они хотели бы и в веке настоящем скорбеть и поститься, праздновать и веселиться в одном временно́м измерении с ними, т.е. по единому календарю. А переходы на другие календарные системы причиняют Церкви, представляющей собой единый организм живых и умерших христиан, непоправимый вред, что можно видеть на примере католической ереси.

Подняв литературный вопрос, мы не можем не обострять его. А иначе зачем было поднимать? Чтобы к заваленным венками могилам классиков добавить свои искусственные венки? Чтобы брошенным от нас словесным прахом закопать их живое слово ещё глубже и дальше? Нет, не таким нам представляется правильное их почитание. А каким?

Нас упрекали, что не слышно от нас, ополчившихся на великих писателей и поэтов, слов благодарности им, научивших нас этому самому слову. Почему же не слышно? Самые статьи, которые мы публикуем, являются такой благодарностью. Самый спор, который мы ведём вокруг их имён, говорит о том, что мы помним их уроки и читаем их произведения заинтересованными глазами. Только бы спор этот шёл по существу, т. е. о текстах классиков и полемистов, а не об их личных свойствах.

Григорий Богослов в Слове первом обличительном на царя Юлиана говорит: «Может ли что быть справедливее, как словом воздать за искусство слова словесным наукам»? Чтобы стало понятнее, о чём говорит Богослов, перенесём его риторический вопрос, словно кальку, на другие стороны человеческой деятельности и так же риторически спросим. Чем лучшим, если не прекрасно-возвышенной мыслью, можно возблагодарить тех, кто научил мыслить? Чем лучшим (золотом? зарезанными баранами?), если не любовью, воздать Научившему любить? Точно так и в словесных науках Богослов, полагая, что самое справедливое благодарение за искусство владения словом может быть принесено – словом же, обрушивается на Юлиана, запрещавшего христианам учиться языческой (!) литературе: «Итак, скажи нам, легкомысленнейший и ненасытнейший из всех: откуда пришло тебе на мысль запретить христианам учиться словесности?»

Но какой Юлиан Отступник запрещает христианам учиться словесности теперь, в XXI веке? Разве не мы сами, «банда мракобесов, ополчившаяся на классиков», хотели бы выбросить из школ их книги и портреты? Нет, решительно говорим мы. Это вы, закрывающие несогласные рты ярлыками, препятствуете христианам читать литературу глазами веры. Это вы, высушившие себе мозги идеологизированным, формализированным, марксистско-ленинизированным подходом к словесности, хотите высушить их другим. Это вы, настолько привыкшие к стереотипам (назовём их так, если вас смущает слово «идолы»), что любое необычное мнение вызывает у вас оторопь и неприязнь, отнимали в советское время и продолжаете отнимать у нас классиков, толкуя их на свой зашоренный взгляд.

Словами о тайне заканчивается Пушкинская речь Ф. М. Достоевского: «Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но Бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

О какой тайне говорит Федор Михайлович? Это мы, даст Бог, ещё обсудим. А что нами понимается под «пушкинской тайной», так это внутренние сокровенные отношения Александра Пушкина со Христом. Это действительно тайна, и пусть она остаётся для нас за семью печатями до скончания века. Вопрос веры — главный вопрос в жизни каждого человека. Это вопрос его вечного спасения и вечной погибели. Кому, кроме Бога, его решать? Поэтому, говоря о писателях, остережёмся переступать черту, отделяющую человеческое от Божьего (ср. Исх. 19:12), и в полемике о литературе остановимся перед этой чертой в трепете, как перед гранью, отделяющую временную жизнь от вечной. Что ждёт Пушкина во всеобщем воскресении мёртвых? Что встретит нас, когда мы разлучимся с нашими телами? Помолимся о рабе Божьем Александре. Молитва – лучшее ему от нас благодарение.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок