col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Преподобный Паисий Святогорец. Причуды начинаются с помысла

– Геронда, откуда появляется брезгливость?

– А чем ты брезгуешь?

– Да всем, чем угодно.

– Ну, тогда тебе и будет попадаться все что угодно. И червячки в яблоках, и жучки в фасоли, и волоски в хлебе…

– Геронда, мне как раз все это и попадается!

– Слава Тебе, Господи. Видишь, как Бог помогает тебе преодолеть эту немощь?

– Геронда, а разве все подобное начинается не с помысла? Предположим, сестре попался в тарелке волос. Ну так пусть она его выбросит – и дело с концом.

– Да ты что, ни в коем случае нельзя выбрасывать! Ведь этот волос достался ей как благословение! Пусть она обязательно отдаст его мне, я отвезу его с собой на Афон – как благословение!.. Помню, как-то на Синае мы шли куда-то вместе с одним монахом. По дороге я дал ему два персика. Смотрю – не ест. Он хотел их сперва помыть, но в карман положить боялся – чтобы еще и те микробы, что сидят в кармане, на них не перебежали. Так и продержал всю дорогу в руках. Его брат о нем рассказывал: «У меня восемь детей, и жена, всех их мо́я и обстирывая, изводит мыла меньше, чем он один на мытье рук!» И поглядите, что с ним произошло. Там, на Синае, каждому монаху выделяли бедуина – помогать, приносить еду и тому подобное. Бедуин, которого выделили брезгливому монаху, был самый грязный из всех. Черный, как трубочист! И его одежда, и он сам издавали страшное зловоние. Чтобы отмыть грязнулю, пришлось бы целую неделю отмачивать его в корыте! А что у него были за руки!.. Лучше даже не спрашивай. Можно было брать шпатель и соскабливать с них грязь целыми кусками. Неряха хватал миску с едой и спешил к своему «подшефному» монаху. Два грязнущих больших пальца его рук при этом обязательно оказывались погруженными в суп или в кашу. «Прочь, прочь!» – кричал монах, едва видел его на пороге. В конце концов он сбежал, не пробыв на Синае и двух недель.

А в общежительском монастыре, где я жил раньше, был монах, который в миру работал участковым полицейским. Он был образован, и поэтому ему дали послушание чтеца в храме. Он прожил в монастыре немало лет, но, несмотря на это, брезговал всем вокруг. К дверным ручкам он даже и не притрагивался, а открывал двери ногой. Если требовалось поднять щеколду, он делал это локтем, а потом еще протирал рукав спиртом. Он открывал ногой даже дверь церкви. Когда он состарился, то, по попущению Божию, его ноги стали гнить и в них завелись черви – особенно в той, которой он открывал двери в храм. Когда я нес послушание в монастырской больнице – помогал фельдшеру, он как раз впервые пришел туда с перевязанной ногой. Фельдшер велел мне развязать его ногу, а сам пошел за бинтами. Ох, что же я увидел, сняв повязку! Вся нога кишмя кишела червями! «Иди на море, – сказал я ему, – и промой свою ногу, очисти ее от червей. Потом приходи и мы сделаем тебе перевязку». До чего же он дошел! Какое наказание его постигло! Я был просто потрясен. «Понял, в чем причина?» – спросил меня фельдшер. «Как не понять! – ответил я. – Причина в том, что он открывает дверь храма ногой».

– Геронда, даже находясь в таком состоянии, он продолжал открывать дверь ногой?

– Да, ногой! А состарился в монашестве!

– Он так ничего и не понял?

– Не знаю. Я потом ушел из того монастыря в обитель Стомион в Конице. Кто знает, какой смертью он умер? А между тем, некоторые молодые иноки из того же самого монастыря подъедали за старыми монахами остатки с их тарелок – как благословение. Они собирали после них «избытки укрух». Другие монахи [от благоговения] целовали дверную ручку, потому что к ней прикасались руки отцов. А этот, прикладываясь к иконам, только чуть-чуть касался их усами, которые после тщательно тер ваткой со спиртом!

– Геронда, когда человек относится к святыне подобным образом, это неблагоговение?

– Начинает-то он просто с брезгливости, но потом заходит еще дальше. Как этот монах: он дошел до того, что не прикладывался к иконам от страха, что тот, кто прикладывался к ним раньше, был чем-то болен!

– То есть, для того чтобы не быть брезгливым, надо не обращать на подобные вещи внимания?

– Люди едят столько всякой заразы, не видя ее. Но если человек, который опасается болезней или чего-то еще, творит крестное знамение, то ему помогает Христос. Знаете, сколько разных больных проходят через мою каливу на Афоне? И вот некоторые простецы осеняют себя крестным знамением, берут общую кружку пьют из нее воду. А другие прикоснуться к ней – и то боятся. Несколько дней назад ко мне приходил человек, занимающий очень высокую должность в одном учреждении. Несчастный испытывает столь великий страх перед микробами, что от постоянных протираний спиртом его руки стали белыми как мел. Он протирает спиртом даже свой автомобиль. Мне стало жаль бедолагу. Представляешь: занимать столь высокую должность и так себя вести? Я взял из коробки кусочек лукума и подал ему, но он отказался, потому что я дотронулся до лукума своими руками. Однако предложи я ему самому взять лукум из коробки, он все равно отказался бы, думая о том, что кто-то мог укладывать лукум в коробку немытыми руками. Ну что же, тогда беру я этот кусочек лукума, нагибаюсь, обтираю им его ботинки и потом съедаю. Пришлось проделать с ним подобную штуку несколько раз – и только тогда, с большим трудом, мне удалось немножко освободить его от этой немощи. Да вот и сегодня сюда приходила девушка, испытывающая страх перед болезнями. Войдя в комнату, где я принимаю людей, она не стала брать у меня благословения, боясь подхватить микробов. Я хотел ей помочь и сказал ей много полезного, а она после всего этого, уходя, опять не стала брать у меня благословения. «Я не целую тебе руку, – объяснила она, – потому что боюсь заразиться микробами». Что тут скажешь? Так люди сами делают свою жизнь черной [невыносимой].

Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба. М.: Святая Гора, 2009
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Наверное, я что-то не понимаю, только со старцем Паисием не во всём согласна. Конечно святыня — это святыня, и дверь Храма ногой открывать, это уж слишком, тем более монаху, да и любому человеку. Только элементарная аккуратность должна быть. Я б тоже не стала есть, если мне в тарелку грязные пальцы засунут. Ну а постоянно руки спиртом протирать — это уже перебор!

  • г.Санкт- Петербург

    В предложенных здесь примерах — и в том, и в другом — КРАЙНОСТИ! А надо во всём выбирать золотую середину… Или, как говорят Св. Отцы — идти Царским путём. Верно говорил Антоний Великий, что самая главная добродетель — это рассуждение… Да подаст её Господь всем нам! Простите…

  • Нижний Новгород

    Да , я тоже хотела сказать уважаемой Нине, что , наверное, она , Слава Богу, не встречалась с патологическими формами брезгливости. У меня сын -совсем молодой человек -страдает таким недугом, лечились у психолога и таблетки принимали, помогает пока принимаешь терапию и со своими » побочками» в случае таблеток и психолога.
    А также проблема , очерченная в статье созвучна с сегодняшней ситуацией, когда все боятся заразиться. Ведь те , кто страдает таким недугом тоже просто боялись заразиться -как вариант. Потому что страх,( как сказал герой Ростислава Плятта — Николо Амати в известном советском фильме) превращает человека в труп. И скольким людям -маленьким и большим -сейчас угрожает это невротическое состояние. Спаси Бог! Простите меня , сама , наверное, не решилась бы , но раз уж речь зашла: Отец Роман , помолитесь за сына моего Иоанна. Благодарю.

  • Рыбинск

    Простите, Елена, я не знала, что есть такое заболевание. Тяжело Вам, конечно. Но Господь милостив, верьте, и всё у Вас будет хорошо!
    Помоги Вам Господь!

  • Рыбинск

    Вера Николаевна, согласна с Вами, что здесь крайности.
    А не согласна я со старцем Паисием в том, что он осуждает брезгливых, а грязнулями восхищается.

  • Рыбинск

    Вера Николаевна, а Вы не читали у старца Паисия » Отцы Святогорцы и Святогорский истории»?
    Был такой старец Тихон (кстати русский), так вот: по нему, извините, полчища вшей ползали, а он не давал их убивать: как же, они же живые! И старец Паисий пишет об этом с восторгом!

  • Нижний Новгород

    Ну что Вы , Нина, не стоит извиняться. Благодарю за участие, за молитву. Слава Богу за всё!
    А от нас может быть хочет Господь, чтобы мы чистоту и здоровье телесные не ставили выше чистоты духовной.

  • Коломна

    «Чистота телесная способствует чистоте сердечной»
    «… Содетель требует от нас чистоты тела» — Кирилл Александрийский.

  • Рыбинск

    Наш отец Роман — пример того, что монах и в уединённом скиту, вдали от мiра, может служить Господу и людям и не жить так, как те, о которых пишет старец Паисий, не пить кофе из консервной банки,как сам старец Паисий. Батюшка Роман поселился в скиту после тяжёлой болезни, наверное ещё не вполне здоровым. И сразу же стал наводить порядок. Сколько же труда ему, больному это стоило! И успевал и Господу служить, и стихотворения прекрасные писать. Батюшка Роман труженик! И сейчас, я знаю по многочисленным статьям-отзывам, в скиту у батюшки идеальный порядок, даже обувь снимают на крылечке. И банька… Как русскому человеку без баньки?
    Уж Вы простите меня пожалуйста, отец Роман!
    Я восхищаюсь Вами!

  • Днепр

    Брезгливость от гордости, когда начинаешь ухаживать за тяжкоболящим, брезгливость исчезает. Ещё брезгливость от пресыщения, голодный человек не брезглив))

  • Днепр

    Схиархимандрит
    Виталий (Сидоренко), когда подвизался на Кавказе, доедал, то что выплёвывал его тяжкобольной старец, за которым он ухаживал. Многие святой жизни люди не ели свежеприготовленную пищу, а ждали пока она испортится. Это уже особый подвиг, на грани с юродством.

  • Днепр

    Нина, я не думаю, что отец Роман будет рад тому, что Вы написали.

  • Рыбинск

    Марина, я знаю, что такое — ухаживать за тяжело больным человеком! У меня муж умирал от рака. Я ухаживала, и никакой брезгливости не было.
    Только ещё раз повторюсь- из тарелки, куда засунули грязные пальцы, я есть не буду!

  • Преподобный Нектарий Оптинский смешивал вместе щи, кашу, кисель, холодец и ел это месиво. (У старца Нектария меня это не смущает, но когда рядом со мной кто-то смешивает чай с кефиром, удивляюсь.) Ныне живущий протоиерей Иоанн Миронов вспоминал, что в детстве жалел вшей, когда видел, как они падают на снег (надеюсь, ничего не путаю).

  • Каждому своё. Кому-то подвиг — из консервной банки пить, а кому-то посуду помыть за собой. Кто-то смешает несколько блюд в одной тарелке из дурости и желания выделиться, а кто-то для смирения. Беда в том, что мы одно от другого не отличаем.

    ГОРБУНЬЯ НИНА

    Горбунья Нина — чистая душа,
    Недаром знак перечеркнул гулянки.
    В любой мороз — галоши и пиджак,
    А есть готовила в консервной банке.

    Не оставляла правило своё,
    Молитвой Иисусовой молилась.
    Я часто видел, как лицо её
    Иконописным ликом становилось.

    Боялась, что умрет в Великий пост,
    Что люди согрешат поминовеньем
    И, чувствуя, что скоро на погост,
    Сказала напоследок с дерзновеньем:

    — Когда умру, уже недолго ждать,
    Поста не нарушайте, умоляю!
    А будете скоромным поминать,
    То из могилы встану — поскидаю!

    И вот ушла, оттаяв, отболев.
    Поставили на стол поминовенье.
    Пришли наутро, видят — на земле
    Валяется скоромное печенье…

    Жалею, что мiрянкой отошла,
    А, разобраться, разве дело в этом?
    Без пострига монахиней жила,
    Не обещав, исполнила обеты.

    Иеромонах Роман
    11 января 2004
    Скит Ветрово
    http://vetrovo.ru/gorbunya-nina/

  • Днепр

    Нина: «Только ещё раз повторюсь — из тарелки, куда засунули грязные пальцы, я есть не буду!»
    А если Вы дня 3 не покушаете? Глупо умирать от голода из-за чьих-то грязных пальцев ))

  • Днепр

    Мария: «Чистота телесная способствует чистоте сердечной»
    «… Содетель требует от нас чистоты тела» — Кирилл Александрийский.
    Я не думаю, что это сказано про то , что надо чаще мыть руки ))

  • Прекрасные тропари Великого поста:
    «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
    На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты».
    Здесь тоже явно не о мытье рук, хотя нечистота телесная может быть следствием нечистоты душевной. Перед Причастием ведь омываемся не только покаянием, одеваемся в чистую одежду. Да и Евангелие грязными руками стыдно брать. Но стерильные руки, протёртые спиртом, брезгливость и аккуратизм становятся фарисейством, если внутри мы полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).

    …Не мерил героические маски
    И грешен тем, что, на свою ж беду,
    Кровавые и гнойные повязки
    Стирал у проходящих на виду.

    Здесь что-то от ущербности? Вы правы.
    Но лучше в поношеньи пребывать,
    Чем смрад и гной тщеславно и лукаво
    Нарядною рубахой прикрывать.

    Иеромонах Роман
    http://vetrovo.ru/pri-slove-sorok-chto-to-oborvalos/

  • Рыбинск

    Марина, Вы правы, зря я написала об отце Романе, не любит он этого.
    И если три дня не покушать — всё съешь, как миленький!
    Вот удивительная история: жила такая святая, подвижница и прозорливица, блаженная старица Ефросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская, фрейлина Екатерины 2. История её ухода удивительная. Она бросила свои одежды на берегу пруда в Царском Селе.
    Переодевшись в бедное рубище, идёт странствовать. Она берёт на себя самый тяжёлый подвиг — юродства. Презреть всё, принести в жертву Богу свой разум, свой интеллект — источник гордыни и тщеславия. Жила в убогой хижине, со множеством кошек и собак. Хотя владелица деревни, где она поселилась, распорядилась кормить её хорошо, всё отдавала кошкам и собакам, питалась тем, что осталось от них. Прожила 120 лет, умерла в 1855 году. Сейчас на месте ее погребения стоит небольшой монастырь. И сейчас на месте ее погребения происходят исцеления!
    Да, ещё, спала с собаками на голом полу, а если её ругали, говорила, что я хуже собак. А про запах в хижине говорила: «это мне вместо духов, уж очень я духи любила».
    Мне б, грешной, такой подвиг не понести.
    Вот поэтому она святая!

  • Днепр

    Сегодня в 7 часов утра отошел ко Господу Патриарх Ириней, Предстоятель Сербской Православной Церкви. Упокой, Господи!

  • Рыбинск

    А вообще, Марина, не думайте, что я такая уж брезгливая. Вы хоть можете себе представить, что значит ухаживать за больным, который, простите, под себя ходит? Рассуждать об этом хорошо! А на деле! А мне его даже перевернуть тяжело было, он высокий и тяжёлый, хотя и похудел за время болезни. И каждое прикосновение ему боль причиняло, он говорить уже не мог, только стонал.
    Не дай Господь никому такое перенести!

  • Днепр

    Простите, Нина, если я Вас обидела своими словами. Я Вам сочувствую в вашем горе. Простите.
    Каждый человек в чём-то брезглив, это в нас заложено как проявление человеческого достоинства. Хорошо бы научиться брезговать грехом.

  • Рыбинск

    Марина, не извиняйтесь, пожалуйста, я не обиделась. Просто горько стало, вспомнила, как всё было. Любимый человек лежит без движения, а ты ничем не можешь помочь. Поплачешь в уголке, и стараешься улыбаться. Тяжело!

  • Тверь

    Очень понравилось стихотворение «Горбунья Нина» . Напомнило о недавних светлых и счастливых днях моего знакомства с удивительной старушкой Ниной Андреевной (почти единственных счастливых днях за последние несколько лет).
    Лучезарное лицо, всегда радость и улыбка от встречи с любым человеком, тихий голос, одета как одевались юродивые и безумные для мира сего. Зачастую было не понятно, что она говорит…
    Познакомились в Храме, откуда, как мне казалось, она никогда не уходит. Оказалось, что при Храме есть столовая (на улице) для нуждающихся. И её там всегда отталкивали другие, и ей мало что доставалось.
    Ниночка (так я её теперь называю) очень любила Богослужения и всегда тихонько, но звонко подпевала хору.
    Велела записать её адрес, чтобы я приходила к ней. Зайти к ней домой была задача не из лёгких. И при входе, и в комнате, и везде до самого потолка лежало много всевозможного хлама .
    Но это были одни из лучших дней, когда мы сидели с ней в этой обстановке и смотрели фотографии её молодости. Я угощала её пирожками и просила, чтобы она помолилась о моих детях и обо мне. Вместе молились перед иконами.
    Ниночка никогда не включала свет. То, что она говорила, я многого не понимала. А сейчас , вспоминая, начинаю понимать…
    Рассказывала Нина, сколько увидела Храмов и монастырей за всю жизнь и как жила какое-то время при Псково-Печерском монастыре.
    Мне очень хотелось чем-то порадовать её, и я придумала: включила ей в смартфоне песнопения отца Романа «Колокольный звон» , «Радость моя…» и другие. Она слушала и так умилялась! Любовалась его фотографией, и так просветлело её старческое лицо. Она улыбалась, а я чуть не плакала …
    Однажды пришла к ней, но мне никто не открыл. Зашла в Храм в десяти метрах от её дома, там сказали, что она умерла. Монахини женского монастыря похоронили её на монастырской территории.
    Я заплакала, но потом поняла, что зря, ведь Ниночка уже там, в лучшем мире.
    Помню, как один раз сказала ей, что видела её возле Храма, как она кормила голубей, а она звонко засмеялась и говорит: «Это мои дети». А потом вдруг очень серьёзно добавила: «Но они дерутся».
    Вобщем, она сама была, как ребёнок.
    Простите за многословный рассказ.
    Но к чему этот рассказ?
    Нина Андреевна сильно экономила, питалась подаянием или просроченной едой, а все свои накопления (это не маленькая сумма) отдала на нужды Храма, настоятелю.
    Думается, что таково устроение души некоторых людей, которые чувствуя Горний мир, не задумываются о земных вещах, о чрезмерной брезгливости и не принимают помыслов.

  • Наталья, Ваш рассказ вовсе не многословен и очень к месту. Большое Вам спасибо за то, что заботились о Нине Андреевне, и за то, что о ней рассказали!

  • Нижний Новгород

    Спасибо Вам, Наталья. На мой взгляд, рассказ об этой женщине даже заслуживает того, чтобы быть опубликованным отдельно.

  • Тверь

    Благодарю Вас , Ольга Сергеевна и Людмила Николаевна .
    Наверное , не бывает ничего случайного и каждая встреча нам для чего- то дана . Очень не хватает мне Нины Андреевны , её доброты и мудрых советов , сказанных , однако же , с детской простотой и непосредственностью .
    Знаю , что я нуждалась в её общении больше , чем она в моём .
    Слава Богу за всё !
    Упокой , Господи , во Царствии Твоем душу усопшей рабы Твоей Нины .

  • г.Санкт- Петербург

    Нине из г.Рыбинска.
    Нина, простите, что не ответила на Ваш вопрос. Я думала, что обсуждение уже закончилось, а сегодня случайно заглянула на эту страницу и увидела продолжение. Как был поставлен вопрос, я думаю — Вы правы — всё это, действительно, крайности; а нужна золотая середина. Что касается примеров с юродивыми — это не наша мера… Примите моё сочувствие в пережитом Вами огромном горе…Всех Вам благ, а, главное, спасения в Вечности.

  • Рыбинск

    Спасибо большое Вере Николаевне и Светлане!
    А про святого Нектария Эгинского я очень много прочитала, и молилась ему, когда муж болел.
    Спасибо Вам!!!

  • Владимирская область

    Благодарю о.Романа и редакторов за хороший, полезный сайт, прекрасные стихи и своевременные и нужные статьи на нём!
    Что касается темы брезгливости: я думаю, грех это не отдельная какая-то субстанция, а искривление природы. Чувство самосохранения (и связанная с этим некоторая небольшая «брезгливость»), если они не выходят из берегов и не затмевают разум, не препятствуют нормальной христианской жизни, не могут быть недостатком. Но когда от нормы по какой-то причине идет отклонение, то конечно такая навязчивая брезгливость является духовной болезнью.
    И, естественно, нельзя рекомендовать отдельные подвиги отшельников, такие как у о.Тихона и ему подобных, как общую норму. Это крайние подвиги и они не для всех. У преп.Серафима Саровского, помню, был такой совет: купи веник и убирай в келье.
    А вообще, этот рассказ преп.Паисия очень кстати, всвязи с нагнетанием и паникой последнего времени.

  • Иркутск

    Благодарю вас дорогие сестры за искренность и доверие!Очень полезно и трогательно!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Календарь

«Стихотворения иеромонаха Романа» на 2021 год