Иеромонах Роман. «Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?..» - Ветрово
МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

Подборка стихотворений

Святой евангелист Матфей

* * *

Искусство. Творчество. Два брата-близнеца?
Да не прельстит вас пагубное сходство.
Один во власти падшего уродства,
Другой внимает Красоте Творца.

Двум господам служить никак нельзя.
Искусство тешит ветхое творенье,
А творчество взывает к обновленью.
Искусство – идол, творчество – стезя.

Куда стезя? Отнюдь не на Олимп.
Служенье музам смертоносно многим,
А творчество смиренное о Боге
Явит Адама первозданный лик.

21 октября 1997
Санкт-Петербург

* * *

Маэстро кисти и палитры,
Певец изящной красоты,
Маг полотна, объект молитвы –
Всё это ты, всё только ты.

Міры иные создавая,
В порыве напрягаешь взгляд.
Живописуешь, сознавая
Свой дар, свой гений, свой талант.

Вовсю внимая вдохновенью —
Всегда ли с нужного конца?
Перемешав Творца с твореньем,
Собою заменил Творца.

Полубезбожник, полумистик,
Опомнись, друже, поостынь.
Ты, может быть, и гений кисти,
Но не источник красоты.

Оставь надменное творенье,
Гордыню духа укроти.
Диагноз твоего паденья —
Любая из твоих картин.

Забудь о красоте безликой —
Она есть Бог, она свята.
И потому сказал великий:
Спасёт народы Красота.

Так будь же зеркалом у Бога
И, очищаясь, отражай.
Иначе Красоту не трогай,
Не создавай, не искажай.

28 марта 1991
п. Лисьё

* * *

Внимая Божьему веленью,
Его десницей одарён,
Поэт приходит на мученья
В земной удел – Лифостротон.

Не воспевать земные краски,
Не восхвалять мятежный путь, –
Боренью ночи Гефсиманской
Открыть в уединеньи грудь.

Страданьем отзеркалив бисер,
Небесным отсветом сиять
И с высоты Голгофской выси
К Творцу народы призывать.

Но здесь известные препоны
Чинит ему известный льстец:
Как судия Лифостротона
Даёт лавровый свой венец.

– Прими! Мой долгожданный сыне,
Освободись ненужных пут,
Иначе славящие ныне
Тебе иное поднесут.

Взглянул певец на подношенье,
Не сразу на него взглянул…
И в час великий искушенья
О Боге он не помянул.

И тотчас лесть коснулась слуха,
Как лист – мрачнеющего лба,
И сыновство Святого Духа
Меняет на ярмо раба.

Забыты прежние стремленья,
Во тьму направлены стопы,
И глохнет Божие веленье
В рукоплескании толпы.

19 февраля 1994
скит Ветрово

ПОЭТУ

Ты взял перо. Надумал стать поэтом,
Чтоб миру показать свой бриллиант.
Сначала рассуди, твоё ли это?
Быть может, у тебя другой талант?

Поэзия – подобие моленья,
Удел её – к Святому возводить.
А без Творца — прими остереженье —
Ты станешь вытворять, а не творить.

В служеньи слову многое двулико,
Есть крайности – пророки и шуты.
Не выставляйся пред толпой великим:
Написанное выявит, кто ты.

29 апреля 2001
скит Ветрово

* * *

Ты обличаешь: — Нужно ли писать?
Оставь поэзию, пока не поздно.
— Но как, скажи, воде не отражать
И камыши, и солнышко, и звёзды?

— Сравненье ни о чем не говорит!
Одна молитва душу воскрешает.
Вода подобно ей животворит…
— Быть может, потому, что отражает?

Не убеждаю. Поразмысли сам.
Упорствую не ради словопренья.
Молитва — отражение Творца,
А человеки — Божье отраженье.

— Ты не источник. — Знаю, дорогой.
Оставь и мне немного утешенья.
Считай меня за лужу под ногой.
Но кто лишает лужу отраженья?

4 мая 2001
скит Ветрово

* * *

Поэтов ныне целая орда.
Кто словеса, кто рифмы заостряет.
Труды похвальны, но одна беда:
Немногие Небесному внимают.

А мы пошли совсем другим путём –
Воображенье ум не горячило.
Я выбрал Бога. Размышлял о Нём.
И предстоял, пока перо строчило.

Честным Крестом отгородясь от муз,
Душа лампадой слово зазоряла.
О Боге пел. И только потому
Мой тихий голос Родина узнала.

Писал не ради красного словца.
И, не хвалясь, — что не своим хвалиться? —
Скажу ещё: по Милости Творца
С молитвой песне удалось сродниться.

Лукавый мiр вниманьем обойдёт.
По правде говоря, сие не ранит:
Покуда Православие живет,
И нас пред Богом кто-нибудь помянет.

5 мая 2001
скит Ветрово

Святой евангелист Марк

СОЛОВЕЙ

Он пел, как совершал Служенье,
Порой нерадостной, ночной,
Не отзываясь на шипенье
И квакание за спиной.

Душа живая замирала
Под сладкозвучие певца
И без конца благословляла
Премудрость и Любовь Творца.

И, позабыв о преходящем,
Вбирала Божью благодать…
Скажи, ужель ему взирать
На квакающих и шипящих?

9 июня 2002
скит Ветрово

* * *

Стихи должны быть отраженьем Света,
Высокой думы, чистоты лазури,
Где слово — одеянье чуда — Духа,
Где берег — рифма — мысли обрамляет…
Без отраженья Света всё подсудно:
Он — Оправдатель бытия творенья,
Пока творенье отражает Свет,
Имеет смысл его существованье…
Нет ничего ненужного под солнцем!
И даже незаметная пылинка
Основа гор, Земли, планет — Вселенной…
И только человек с душою пошлой
Творит ненужные свои исчадья —
Уродливые, смрадные деянья
(Что может быть страшней уродства духа?).
Он заражает ими проходящих,
Он засоряет ими землю, воды,
Он делает помойку из планеты
И вызывает гнев и отвращенье
У тех, кто хочет жить по назначенью,
По-человечески, не как скотина…
Но те, кто обитает на помойках,
Кто кормится отбросами гнилыми,
Кто чистоты совсем не принимает,
Приветствуют его, как чудодея,
Поют хвалу, звездою величают…
А если бы отмылись в трёх потоках,
Увидели бы, что звезда — окурок,
Что чудодей — больной певец помоек…
Познали бы — душе нечистой, скверной
Никак нельзя плодить, тем паче — слово!

19 октября 2003
скит Ветрово

* * *

А мы давно оставили Парнас:
В аду какие льготы знаменитым?
И если начинает ржать Пегас,
Мы тут же кочергою по копытам.

Смущает мы? Я — это только я,
А мы — кто говорит, внимая Зову,
И, воспевая радость бытия,
Не забывает Давшего нам слово.

21 октября 2003
скит Ветрово

* * *

Не лезу в знаменитости
В своей болотной местности.
Мечтаю о забытости,
Прошу о безызвестности.

Всё суета ненужная,
Томленье безполезное.
Кто любит жизнь наружную,
Тому пособолезную.

Нет ничего покойнее
Сидеть в уединении,
Трудиться над иконами,
Писать стихотворения.

Не тужиться, не мудрствовать,
Живить себя молением
И временами чувствовать
Души оздоровление.

2 ноября 2003
скит Ветрово

* * *

Поэзия — вершина чернеца?
Когда бы так, то лучше б не родиться.
И, воспевая песнею Творца,
Старались славословием молиться.

17–18 ноября 2003
скит Ветрово

Святой евангелист Лука

* * *

Заоблачность молитвы покидая,
Спускаюсь к поэтическим холмам.
Ужели рушу то, что созидаю?
Ужель из кельи нужно делать Храм?

Достойнее с воздетыми руками
В молчаньи денно-нощно предстоять,
Но, преисполнен грустными стихами,
Иду к холмам Владыку прославлять.

Спускаться — не хвалиться восхожденьем.
Зело винюсь, но спуск — не самоцель:
Ведь столько душ не знают о спасеньи!
Пусть и они услышат о Творце!

27 ноября 2003
скит Ветрово

***

Пишу стихи, отыскивая слово
В устах пророка или ямщика:
За Библией лежит словарь толковый
Великого живого языка.

(Великорускiй явно выпирает,
И так, и этак пробовал вместить —
Не проведешь, болезни наши знает,
В Росiи хворой не желает жить).

Пишу стихи. Не знаю, как иные,
Но первым делом захожу в алтарь,
Молитвой освятить часы ночные…
И вот открыты — Библия, словарь.

С библиотекой попрощаться можно:
Два кладенца — припасть, и пить, и пить.
Любить Творца нас учит Слово Божье,
А дух народа — Родину любить…

Сперва душа Писанию внимает,
Потом уже и за перо берусь…
Старославянский с руским воспевают,
Пророки пешешествуют на Русь.

6 декабря 2003
скит Ветрово

* * *

Слагать стихи я начал с юных лет.
Вполне возможно, малость просчитался:
Ужели состоялся как поэт!
Ужели как монах не состоялся!

Поэты, как известно, не жильцы,
Но Всеблагой добавил почему-то:
Чтобы молитвою сплетать венцы
Иль мантией поэзию окутать?

Молитва — всё! Никто не спорит с этим.
Но люди и за малый дар в ответе.

29 декабря 2003
скит Ветрово

* * *

Слагать стихи — сомненьем погрешать:
Спасаются молитвой и молчаньем.
Надеюсь всё же, хоть одна душа,
Припав к Христу, мне будет оправданьем.

А если просчитался — виноват,
Враг посмеялся, уловился прахом,
И, значит, справедливо говорят —
И мiр покинул, и не стал монахом.

4 января 2004
скит Ветрово

* * *

Когда слова теряют назначенье
И служат для пустого развлеченья,
Тогда поэты не стихи слагают,
А в изголовье угли собирают.
(А что уж говорить о зубоскалах,
Им собранного явно будет мало.
А то, что государство награждает,
Так это только пламя раздувает.)
Слова подобны тем отроковицам,
Которые во Храм вели Царицу.
Всё Господу! К чему слова гнилые —
Глумливые, насмешливые, злые?
Освободите путь отроковицам!
Не отдавайте Храм души блудницам!

8 января 2004
скит Ветрово

Святой евангелист Иоанн

* * *

За всё хвататься — от себя бежать,
Всем заниматься — тешиться обманом.
Один начётчик стал стихи писать
И сразу оказался графоманом.

Таким же горе-богословом был,
В науку лез, но похвалиться нечем.
Без очищенья сердца ум вострил
И заразился недержаньем речи.

Он говорил, писал на всякий лад,
О мерзлоте, Софии — сыпал фразы.
О, если б предочистил свой талант!
О, если б ум не перевесил разум!

15 января 2004
скит Ветрово

* * *

Наверное, достоин порицанья,
И всякий яков может попрекать:
— Стихи твои — сплошные восклицанья.
— Да как иначе чувства передать?

Когда душа полна благодаренья
И радость сотворяет кельей грудь,
Тогда везде звучат воскликновенья.
А знаки — что, они являют суть.

17 января 2004
скит Ветрово

* * *

Возможно ль раздавать, не получая?
Вопросы к вам, о пишущая рать!
Без Господа спасительней молчанье:
Чем может неимущий напитать?

Поглощены мудреными строка́ми,
И мiру, что всегда на Божье слеп,
Насущным хлебом предлагаем камень,
Забыв на вкус, каков он, Божий хлеб.

17 января 2006
скит Ветрово

* * *

Посланец, покидая битву,
Подобен тайному врагу.
Не так ли от трудов молитвы
В тылы, к поэзии бегу?

Не так ли, словеса слагая,
Могу подвижников озлить?
И сам же камни предлагаю
Хотящим ка́мнями побить.

Что сто́ят подвиги, моленья,
Коль руки тянутся к каменьям?

17 января 2006
скит Ветрово

* * *

Не Шекспиром и не Рафаэлем
Человеческий дух должен жить!
И Гомер, и Шекспир — суемели,
Коль с пророками оных сравнить.

Самый малый пророк — вестник Божий
И всегда в просветлённом уме.
Ну а муза без мрака не может,
И возносит её, кто во тьме.

Понимаю, на что замахнулся,
Мы пред миром давно не в чести́.
Пусть прельщается, кто не очнулся,
Кто Евангелие не вместил.

Для прельщённых — великая дерзость,
Возмутятся — чего он несёт!

Мiру славное — Господу мерзость:
Мiр не принял Христа, вот и всё!

23 января 2006
скит Ветрово

Святитель Григорий Богослов

* * *

Оставив прах, служа Творцу, поэт,
На мненье мiра не гляди особо:
На то и моськи, чтобы лаять вслед,
На то и змеи, чтоб шипеть от злобы.

Велик талант — залаять, зашипеть
Иль закудахтать курицею Рябой!
Ужель теперь и соловью не петь,
Оправдываясь перед каждой жабой?

Не быть сему! Скажи, душа моя,
Смиренье ли — молчанье соловья?

9 мая 2006
скит Ветрово

* * *

Белеет яблоневым цветом
В зеленом радованьи скит.
Попробуйте не быть поэтом,
Когда душа благодарит.

Похвально гнать, как искушенье,
Что развлекает ум и слух,
Но кто же гонит вдохновенье,
Которое вдыхает Дух?

Земля невестой разодета
И ликованья не таит…
И потому так много света,
Что всё о Боге говорит.

21 мая 2006
скит Ветрово

* * *

Горюет флейта — молится металл.
К кому обращено сие моленье?
Иль человек без Бога богом стал?
Когда успел взойти без восхожденья?

Тоска о Рае. Слово, образ, звук
Порой из ока источают влагу.
Молитва — всё, где воздеянье рук,
Но благо то, что направляет к Благу!

Тоскует флейта, впору зарыдать,
Грустит певунья, ублажая вкус твой…
Молитва ни к кому и в никуда —
Вот что такое светское искусство!

23–24 мая 2006
скит Ветрово

ПОЭТУ!

Рождать глагол и Правду бить под дых,
Крепя с пороком и грехом союзы?
Я не люблю творящих забулдыг —
Рабов страстей и лизоблюдов музы.

Какая высь при направленьи вширь?
Нет чести в том, что Божий голос глу́шит.
О душегубец собственной души,
Тебе ли врачевать чужие души?

Кадящему кумирам не бывать
Незамутненным разумом пророком…
О, если бы к таланту благодать!
О, если бы взирать омытым оком!

22 августа 2006
скит Ветрово

* * *

Что писатель ныне, что поэт —
Их трудом душе не отогреться.
Коль уму и сердцу — то во вред,
Вот и пишут — ни уму, ни сердцу.

27 августа 2006
скит Ветрово

Преподобный Ефрем Сирин

* * *

Поэзия — не то, что нас спасает:
Прекрасен звук, да житие с душком.
Пусть вдохновенно воздух сотрясает
Любимец мiра бо́рзым языком.

Ему почёт, ему мiрская слава,
А нам — уединение с Творцом,
Лазурь небес, покойные дубравы…
О, мы богаче сказочных купцов!

…………

Дары Царя не для ничтожной цели,
Не помелу́ безценный адамант!
Не назовут талантом? В самом деле?
Монашество, священство — не талант?

7 октября 2006
скит Ветрово

* * *

Мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас (1 Ин. 4: 6).
Мiр любит тех, кто мiру песнь слагает,
И хвалит, и возносит гордый глас.
А мы от Бога… тот, кто Бога знает,
Послушает глаголы без прикрас.

Кто не от Бога — тот отринет слово
За простоту и безыскусный слог:
Не до зерна любителю поло́вы,
Кто мёртв душой, тому не нужен Бог.

9 октября 2006
скит Ветрово

* * *

Всё подаётся ради всех,
Не гению в угоду.
Присваивать Христово грех:
Оно всегда — народу!

И достояние Творца
Для многих словно кара:
Дар губит всякого певца,
Кто недостоин дара!

19 октября 2006
скит Ветрово

* * *

Как мало тех, кто шествует горе́!
Служитель слова, не пленись тщетою:
Велик не гений мыльных пузырей,
А тот, кто дышит Божьей Красотою.

5 ноября 2006
скит Ветрово

* * *

О, безмятежность тихого скита,
Где звук пустой — известность, знаменитость!
Целительны безлюдные места:
В них царствуют безвестность и забытость.

Порою и колодцу муть грозит,
А луже не угнаться за колодцем…
Не трогайте её — и отразит
Луну и звёзды, облака и солнце.

20 марта 2007
скит Ветрово

Преподобный Иоанн Дамаскин

* * *

Мiр — краснобай от пустоты,
Он любит самовозношенье.
Слова Писания просты:
Не терпит Правда украшенья.

Кто красит Красоту? Зачем?
Ужель когда-нибудь сравнится
Булыжник в дорогой парче
С алмазом в полинялом ситце?

О, если бы творцам познать,
Что им дана стезя другая:
Творить добро, как выдыхать,
Любовь к Создателю вдыхая!

21 марта 2007
скит Ветрово

* * *

И сети, и ловцы — куда ни кинь!
Искусен враг на наше уловленье…
Влечёт благоговейного в силки
Благоговение без рассужденья.

……………………………………

Творить добро писатель восхотел,
И к делу подошел довольно тонко:
Стать Божьими устами не посмел,
И что решил? — Заговорил бесёнком!

22 марта 2007
скит Ветрово

* * *

О, сколько полуправд и лжи
В великих книгах человечьих!
Кого насытили, скажи,
Благие недержанья речи?

Способность мiра — расщеплять.
Уж столько леса нащепили,
Что горы щепок не убрать,
Хотя б тысячелетья жили.

Однако молвим обо всём,
Одни и те же мысли гложем,
И ни глаголом, ни умом
Коснуться Божьего не можем.

Так что мы знаем? Ничего!
А многословим, будто знаем.
Но внешним ли познать Того,
Кто даже не воображаем?

Науки выпиты до дна,
Изучен мiр с лица, с изнанки —
Но нашим знаниям цена,
Как той же дырке от баранки.

Нет, только Дух нас приведет
К Тому, Кто Дух нам посылает.
Молитва, подвиг — вот восход!
Ведомый Духом — тот познает!

31 марта 2007
скит Ветрово

* * *

Полно и сеющих, и жнущих,
Но крохи Истины скудней.
Не обнищай, правдиво лгущий,
Трудясь для мельницы своей.

Несется по́ мiру поло́ва,
Но ею ли душа жива?
Неужто мельница Христова
Остановила жернова?

4 апреля 2007
скит Ветрово

* * *

Нет, не мгновение шлёт вдохновение,
А с Благодатью души венчание.
Служенье малое — стихосложение,
Оно сверяется с Богослужением
И осеняется святым молчанием.

12 апреля 2007
скит Ветрово

* * *

А рифмы — рифы в океане слов.
Кого они частенько задевают,
Тот плавает у самых берегов
И о глубинах ничего не знает.

15 апреля 2007
скит Ветрово

* * *

По кругу ходим долгие века,
Оттачивая мысли и слова.
Но за строкою новая строка
Окажется пред новой не нова.

И царь природы — вечный ученик
Себе подобных вечных школяров.
Лежит венец в пыли безбожных книг,
И сохнет ум в плену ничтожных слов.

Когда незрячий поведет слепца,
То ждет их яма, судя по всему…
Зачем нам ум? Чтоб познавать Творца.
Зачем глаголы? Чтоб вести к Нему.

А если водит Сам Господь кого —
Тому уже не нужно ничего!

18 апреля 2007
Москва

Преподобный Андрей Критский

* * *

Я знаю, нам дары дают
Не только для того,
Чтоб украшать земной уют,
Как ель под Рождество.

Мерцают звёздно огоньки —
Очей не отвести!
Но света ждут и маяки
На жизненном пути.

Храните Свет — избранья знак —
От собственных причуд!
Но зажигают не маяк,
А пред собой свечу.

Ведь богоборческая спесь
Не ми́рствует с Добром…
И гасят Свет Небесный здесь —
Кто кистью, кто пером.

19 апреля 2007
Москва

ЗНАМЕНИТОСТЬ

— Живу нормально, что лукавить!
Хожу за музой в ресторант:
Пегаса надо ж подзаправить…
— Да вы проели свой талант!

— Домой заявишься под утро.
Как говорил старчишка Кант:
Вино пользительно премудрым…
— Да вы пропили свой талант!

— А там, конечно, искушенья.
Кто целомудрию гарант?
Без Евы что за вдохновенье?
— Вы проблудили свой талант!

— Вот всевозможные награды,
Всё чаю нобелевский бант,
Оставить мiру что-то ж надо…
— Вы протщеславили талант!

— Так и живу, пашу, как лошадь,
И думаю, пером скрипя,
Каким бы словом огорошить…
— Вы вор у Бога и себя!

29 марта 2008
скит Ветрово

* * *

Ужели грома не случится
И дальше будем гнить и гнить?
Больные не хотят лечиться,
Врачам наскучило лечить.

Всех понесло на развлеченья,
Лекарства больше не нужны.
Но развлеченье не леченье:
Не потому ли так больны?

Не к тем деревьям прививают,
И потому не те плоды.
И, развлекая, заражают,
Не видя пред собой беды.

Каков талант! Какая глыба!
И всё же вышел развлекать.
Ах, невелик поэту выбор —
Иль заражать, иль врачевать.

4 апреля 2008
скит Ветрово

* * *

Когда о Боге забываю,
Скудею духом и грешу,
Тогда молюсь, тружусь, читаю,
Но песнопений не пишу.

Никто глаголом неомытым
Других не сможет омывать.
Пока источники забиты,
Жую себя, живу, как тать.

Но не напрасно покаянье:
Покрыты немощи певца.
В душе рождается звучанье,
Как оправдание Творца.

4 апреля 2008
скит Ветрово

* * *

Дары от мiра не нужны.
Что даст художник самый лучший?
Творенья грешника грешны,
Не может быть вождем заблудший!

Поводыри, поводыри!
Себя бы вывели сначала.
Идущий ощупью — прозри,
Чтоб слово Истиной звучало!

Пока огонь горит в груди —
Клейми нечестие Содома!
И слушающих выводи,
Жизнь полагая за ведомых.

12 апреля 2008
скит Ветрово

* * *

Преподобный Роман Сладкопевец

Мiр принимает на ура
Награды скотного двора.

Стекляшка мелкая лежала
И устремляла к солнцу взор.
А зеркало — какая жалость! —
Лишь отражало скотный двор.

Ужели зеркалу не тяжко
Жующих жвачку ублажать?
Не лучше ли простой стекляшкой
Лежать и солнце отражать?

Ах, на стекляшку не глядят!
Зато в честь зеркала мычат!

Не оценить нам величанья
Из блеянья или мычанья.

15 апреля 2008
скит Ветрово

* * *

То, что имеем, то даём.
Мы делимся своим стяжаньем.
Без покаяния живём?
Мертвы слова о покаяньи!

Да призывает к высоте
К вершине шествующий странник!
Да скажет постник о посте,
О покаяньи — покаянник.

Чтоб семя, а не шелуха
Пшеницу множило Христову.
Чтоб не добавило греха
Рождённое неправдой слово.

16 апреля 2008
скит Ветрово

* * *

Не делайте кумиров из поэтов!
Не надевайте нимбы на рога!
С огнем ищите праведных по свету:
Их дух нужней, чем яркая строка.

Зачем толочь всё время в ступе воду,
Ломая копья, множить суету?
Велик не тот, кто забавлял народы,
А тот, кто души приводил к Христу!

Кто сколь привел? А наш ли этот труд?
Есть Божий Суд!

14 декабря 2012
скит Ветрово

О СВЯТОСТИ

Желающим канонизировать классиков

О, как бы нам не погрешить,
Хваля или пороча!
Не страстному уму судить –
Кто свят, а кто не очень.

Мы все стоим на острие,
Желая совершенства…
Не за талант – за житие
И святость, и блаженство.

28 сентября 2016
Зелёный Бор

ИДОЛОПОКЛОНСТВО

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27).
(Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.)

Что в Вечности не пригодится,
Сегодня искушает нас.
Давно пора определиться:
Или Голгофа, иль Парнас.

Мір мерит нецерковной мерой,
Неся, как знамя, суету.
А мы глядим глазами веры
И слышим с радостью: ату!

Ликуй, заброшенная лира!
Пущай клевещут — толку в том?
Нам поругания от міра
Как оправданье пред Христом.

Доходят споры до глумленья,
Со всех сторон грохочет гром.
И волю Божью с попущеньем
Мешают юные умом.

И в близорукости греховной,
Наперекор духовникам,
Роднят душевное с духовным —
Плоды каждения божкам.

И это верность, это вера?
Невкусен хлеб святых отцов?
Само спасение — химера,
Когда слепцы ведут слепцов.

Да кто же идолов оставит?
Кричат согласно там и тут,
Что их без идолов раздавят —
Руками голыми возьмут.

Сражаться, видимо, придётся
И кровь пролить за отчий кров.
Но вдруг Создатель отвернётся,
Коль уповаем на божков?

Глядит недоуменно зритель,
Самим кумирам невдомёк:
Был богоборец — стал спаситель,
Был матерщинник — стал пророк.

Не окультурила культура
Того, кто Божий страх забыл:
И гений от литературы*
Крестьян в усадьбе материл.

Совсем запутали всезнайки
С высокой думой на челе:
За мат ругают быдло в майке —
Во фраке быдло им милей.

За всё, за всё придёт расплата,
За умноженье слов гнилых.
Вы в самом деле против мата?
Начните с идолов своих.

И, вседозволенность бичуя,
Мы красотою дорожим:
Зима! Крестьянин торжествуя…
За эти строки ли виним?

Бранят, пропитанные міром,
За потрясение основ.
Им богохульства от кумиров
Угодней иерейских слов.

И где увидели крамолу?
Священник не туда ведёт,
На мір взирая от Престола,
А не с языческих высот?

От пустозвонов — пустозвонство.
Кумиров тащат в Божий стан!
Изы́ди, идолопоклонство
От православных христиан!

Клянут, ругаются – похоже,
Творят неведомое им.
А мы, по Заповеди Божьей,
Клянущих нас благословим.

17 января 2017
скит Ветрово

* Толстой и пр., и пр., и пр.

ВЫБОР

Есть две горы — Голгофа и Парнас.
А выбор и последствия — от нас.

И каждая наглавьем из венца
Влечет к себе несхожие сердца.

Неверному никак не разглядеть
Под смертью — Жизнь, под суежизнью — смерть,

И царство Света, и лжецарство тьмы!
Воюют горы? Нет, воюем мы!

И что б ни взял ты, кисть иль карандаш,
Одной горе хвалу и честь воздашь.

Куда бы ни направил сердца взор,
Он устремится на одну из гор.

И где бы ни был, в поле, в алтаре, —
Приносишь дар всегда одной горе.

И в смертный час наследуем дары
От некогда возлюбленной горы.

И у́зрят все — о Радость, о туга́! —
Кто Спаса, кто губителя-врага.

13-17 января 2013
скит Ветрово

Заметки на полях

  • Зорица Кубуровић , 20.09.2017 в 20:36

    Ово је изузетно добар и важан избор песама. За писце и уметнике уопште је од великог значаја издати овај избор поезије као посебну књигу.
    Стварно сам задивљена.

  • Валентина, Волгодонск , 03.10.2017 в 14:38

    Спасибо редактору за такую подборку стихов иеромонаха Романа! Низкий поклон и долгие лета Отцу Роману! Столько Истины,Чистоты и Прозрения в его стихах, что душа наполняется смирением и любовью к Богу! Становится всё понятным и простым в этом сложном мире, … есть желание жить праведно и стремиться к добру и милосердию!

  • Людмила Москва , 04.12.2017 в 13:30

    Религиозное искусство принадлежит народу: к вопросу о православии и «золотых куполах»

    В передаче «Слово пастыря» Патриарху Кириллу был задан каверзный вопрос о роскоши церковного убранства. «Нужно ли украшать церкви в то время, когда у множества людей нет средств на пропитание?- спрашивал автор одного из писем в адрес телепрограммы,- Не лучше ли потратить эти средства на поддержку бедняков?»
    Патриарх справедливо указал, что в таком случае не надо строить театры, музеи, торговые центры, потому что у бедноты нет возможности их посещать и можно отдать эти средства на поддержку обездоленных. Однако общество должно совмещать заботу о бедных с развитием науки, культуры, с созданием прекрасного.
    Краткость телевизионного формата не позволила главе Русской церкви развить эту тему. А поговорить есть о чём. Не случайно ведущий британский византолог Джонатан Харрис назвал религиозную эстетику одной из четырёх важнейших черт Православной цивилизации. Стремление к визуальной красоте Церкви проявилось ещё в Византии. При этом большие средства, затраченные на украшение храмов, ничуть не противоречили благотворительной миссии, скорее наоборот — продолжали её.
    С первых веков своего существования Церковь несла огромную социальную нагрузку.
    Например, Иоанн Златоуст, будучи архиепископом Константинопольским, построил четыре бесплатные больницы. В Александрии — крупнейшем городе античной ойкумены с почти миллионным населением — помощь от церкви в виде бесплатных обедов получало 75 000 человек. В Сирии епископ Феодорит, возглавив кафедру города Кира, взял под опеку даже коммунальное хозяйство, восстановив заброшенные акведуки и наладив работу бань. Духовные лидеры православных общин искренне стремились помочь своим единоверцам, и не только им, но также инославным людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. Это было зримым проявлением служения Христу.
    Церковное искусство тоже во многом выполняло социальную функцию. Ведь обитатели лачуг лишены доступа к прекрасному. С другой стороны, знать, проживающая во дворцах, ежедневно наслаждается красотой их архитектурных форм, росписью стен, мозаичными панно и другими шедеврами искусства в своём частном пользовании. Церковь сделала эти шедевры доступными для всех. Большевистский лозунг «Искусство принадлежит народу!» опоздал на полтора тысячелетия. За много веков до октябрьской революции этот принцип воплотило Православие.
    Лучшие архитекторы, ювелиры, художники Византийской империи выполняли не частные заказы аристократов, а работали на православную церковь — созданные ими купола и арки, фрески и мозаики, произведения художественной резьбы и ковки становились общедоступными. Любой нищий мог войти в храм и бесплатно любоваться достижениями искусства. Скажем больше,- этот нищий не считал себя временно допущенным к произведениям культуры из милости священства. Будучи членом христианской общины, он выступал совладельцем этой красоты и богатства — оно принадлежало ему в той же степени, в какой его собственная жизнь принадлежала Церкви.
    Так было на протяжении долгих веков. И в православной России, в то время, как театры, библиотеки, картинные галереи действовали для довольно узкого круга аристократии и городской интеллигенции, Церковь, по точному наблюдению Георгия Федотова, была для крестьянина и театром, и библиотекой, и картинной галереей.
    И прежде, и сейчас средства, вложенные в религиозную эстетику, в убранство храмов — становятся общенародным культурным достоянием. Они принадлежат всем, они удовлетворяют насущные художественные потребности народа, включая его самую бедную и обездоленную часть.
    Попытка западных религиозных течений отказаться от «церковной пышности» не привела к торжеству скромности и аскетизма.
    Если в Православии мы видим множество людей-аскетов, созидающих общую красоту для всех, то на Западе множество прихожан, сэкономивших на аскетичной церкви, увлечены созданием частной красоты для себя. Конечно, любви к ближнему это не прибавляет, а напротив, разделяет общество.
    Да, в мире есть и будут люди, которым остро не хватает элементарных материальных благ. Но это не значит, что у них полностью притупились эстетические чувства и культурные потребности, и что им ничего не надо, кроме куска хлеба. Этим людям также нужна красота. И в двадцать первом веке Церковь продолжает оставаться чуть ли не единственным местом, где красота совершенно безвозмездно служит всем и открыта для всех.

    ГЛУШЕНКОВ Григорий

    Источник: http://rusnext.ru/recent_opinions/1512249967

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на