МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

«Пуш­кин есть яв­ле­ние чрез­вы­чай­ное и, мо­жет быть, един­ствен­ное яв­ле­ние рус­ско­го ду­ха, ска­зал Го­голь. При­бав­лю от се­бя: и про­ро­че­ское. Да, в по­яв­ле­нии его за­клю­ча­ет­ся для всех нас, рус­ских, нечто бес­спор­но про­ро­че­ское». Это на­ча­ло зна­ме­ни­той Пуш­кин­ской ре­чи, про­из­не­сён­ной Ф.М. До­сто­ев­ским 8 июня (ст. ст.) 1880 го­да в со­бра­нии Об­ще­ства лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти.

Прав был До­сто­ев­ский, на­звав Пуш­ки­на про­ро­ком? Или не прав? Ни­же при­ме­ры ис­пол­не­ния по­э­ти­че­ских про­ро­честв Пуш­ки­на.

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!» (1818)

Пророчество исполнилось через 99 лет. Именно звезда — красная, именно пленительного — тюремно-лагерного счастья взошла в 1917 году над обломками самовластья с написанными на них именами Пушкина, Достоевского и др.

«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу». (1817)

Это пророчество с точностью исполнилось через 101 год. В 1918 году была убита царская семья, хотя если не себя, то жену и детей царь мог спасти.

«В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни». (1826)

Прибавьте к году написания стихотворения 100 лет. Получится 1926. Почти 1929 год, названный Сталиным «годом великого перелома». Перелома чего? Как теперь очевидно, перелома хребта русского народа. Значит, обманула пророка его надежда? Это с какой стороны посмотреть. Если смотреть со стороны переломанного народа, то обманула. А если со стороны тех, кто его переломил, то не обманула.

Поэт Пушкин был пророком, но не русского народа, а того народа, который поставил на его могиле странный памятник со своими знаками и звёздами.

Как же нам, православным христианам, воспринимать слова Достоевского о том, что «в появлении его [Пушкина] заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое»?

Нам надо определиться. Или отдать им именование русских, а себе оставить имя руских. Или же, не отдавая имя русских, назвать их российскими, а лучше — россиянскими людьми, и согласиться, что для них поэт Пушкин есть явление чрезвычайное и пророческое.

иерей Георгий Селин
сайт «Ветрово»

Заметки на полях

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на