col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иерей Георгий Селин. Пушкин пророк? Какого народа?

«Пуш­кин есть яв­ле­ние чрез­вы­чай­ное и, мо­жет быть, един­ствен­ное яв­ле­ние рус­ско­го ду­ха, ска­зал Го­голь. При­бав­лю от се­бя: и про­ро­че­ское. Да, в по­яв­ле­нии его за­клю­ча­ет­ся для всех нас, рус­ских, нечто бес­спор­но про­ро­че­ское». Это на­ча­ло зна­ме­ни­той Пуш­кин­ской ре­чи, про­из­не­сён­ной Ф.М. До­сто­ев­ским 8 июня (ст. ст.) 1880 го­да в со­бра­нии Об­ще­ства лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти.

Прав был До­сто­ев­ский, на­звав Пуш­ки­на про­ро­ком? Или не прав? Ни­же при­ме­ры ис­пол­не­ния по­э­ти­че­ских про­ро­честв Пуш­ки­на.

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!» (1818)

Пророчество исполнилось через 99 лет. Именно звезда — красная, именно пленительного — тюремно-лагерного счастья взошла в 1917 году над обломками самовластья с написанными на них именами Пушкина, Достоевского и др.

«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу». (1817)

Это пророчество с точностью исполнилось через 101 год. В 1918 году была убита царская семья, хотя если не себя, то жену и детей царь мог спасти.

«В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни». (1826)

Прибавьте к году написания стихотворения 100 лет. Получится 1926. Почти 1929 год, названный Сталиным «годом великого перелома». Перелома чего? Как теперь очевидно, перелома хребта русского народа. Значит, обманула пророка его надежда? Это с какой стороны посмотреть. Если смотреть со стороны переломанного народа, то обманула. А если со стороны тех, кто его переломил, то не обманула.

Поэт Пушкин был пророком, но не русского народа, а того народа, который поставил на его могиле странный памятник со своими знаками и звёздами.

Как же нам, православным христианам, воспринимать слова Достоевского о том, что «в появлении его [Пушкина] заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое»?

Нам надо определиться. Или отдать им именование русских, а себе оставить имя руских. Или же, не отдавая имя русских, назвать их российскими, а лучше — россиянскими людьми, и согласиться, что для них поэт Пушкин есть явление чрезвычайное и пророческое.

иерей Георгий Селин
сайт «Ветрово»

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!