col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Антон Скрипунов. Зачитывай и кайся: зачем православные взялись за хип-хоп

От редакции. Публикуя этот материал РИА Новости, хотим процитировать слова святителя Феофана Затворника: «Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то все больше будет слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мiра».

Рэп — в очередной раз — увлек миллионы россиян. Микрофон, музыка, рифмы — рецепт успеха, как минимум среди молодежи, прост. Не остается в стороне и Церковь. О самых известных рэп-проповедниках и о том, почему в РПЦ всерьез взялись за рэп, — в материале РИА Новости.

Хип-хопом единым

«Профессиональным инструментом» для священника Максима Курленко, помимо креста и кадила, стал еще и микрофон. Вот уже несколько лет настоятель храма Сретения Господня в селе Чемурша Чебоксарского района — настоящая знаменитость в Чувашии. Помимо прихода, он руководит молодежным отделом Чебоксарской и Чувашской епархии.

Многие его тексты посвящены размышлениям о Боге и душе:

Мы чувствуем боль других — значит, мы живы.
Мы чувствуем чужую боль — значит, мы выше духа наживы.
Мы чувствуем боль других — значит, мы выше праха.
Мы дышим вечностью — все дальше от праха.

В Чувашию отец Максим приехал из Екатеринбурга. Там, еще до принятия сана, он был исполнителем и диджеем в хип-хоп группе EK Playaz под псевдонимом Dj Max. А теперь он известен любителям рэпа как MC Nastoyatel.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова. Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают», — признается он в одном из интервью.

При этом руководство епархии ничего не имеет против его увлечения рэпом: в августе MC Nastoyatel выпустил уже четвертый альбом, где, в частности, исполняет под бит стихи Марины Цветаевой.

А в прошлом году о треке «Старомоден» писали многие СМИ. Дело в том, что отец Максим записал его совместно с протестантским пастором Максимом Кравцовым, который известен рэп-сообществу как Максим Лечт — уникальный для религиозного мира случай.

Рэп-покаяние

На улицах Санкт-Петербурга можно встретить молодых людей, у которых на одежде золотой краской выведены слово «Покайся», кресты и купола. Расписывает одежду чудаковатого вида мужчина: он ходит с Библией в руках и читает рэп прямо на питерских улицах. Уже почти 10 лет МС Покайся является городской легендой.

«В давние времена я хотел сделать рэперско-христианскую группу. Это было за рубежом (в США. — Прим. ред.), ну и слава богу, что не получилось там, а получилось в России. Ну как получилось? Я шел на христианский фестиваль. И мне мой друган сказал: «Слушай, тут есть клуб, где рэперы выступают». Я туда зашел перед фестивалем. Я им (выступавшим в клубе. — Прим. ред.) рассказываю, что есть христианский хип-хоп. А потом им говорю: «А давайте я вам зачитаю», — вспоминает он.

Его исполнение записали на телефон, затем выложили в соцсети «ВКонтакте», а спустя некоторое время его стали узнавать на улицах. Кто-то считает рэпера сумасшедшим, а кто-то — настоящим проповедником, хотя сам он себя ни к какой религиозной организации не относит. В соцсетях его творчеству посвящено несколько сообществ.

«П-п-п-покайся, дурью не майся!» — самая узнаваемая фраза рэпера.

«В РПЦ всерьез изучают»

«Священноначалие обращает наше внимание на необходимость проповеди средствами современной культуры, частью которой является рэп-культура. Точно знаю православных христиан, которые любят, сочиняют, читают рэп», — говорит заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).

В 2012 году Тульская епархия разработала миссионерскую программу для молодежи. По ней, в каждом благочинии планировалось провести рэп-концерт. Исполнителем был Антон Панченко, инженер, числившийся на тот момент студентом местной семинарии. Епархиальная новость вызвала бурную дискуссию среди верующих: кто-то назвал православный хип-хоп «формой лжемиссионерства», а кто-то утверждал совершенно обратное — это «прекрасная площадка для творчества молодежи».

В течение нескольких последующих лет рэп-коллективы появились в Воронеже, Краснодаре, Екатеринбурге и многих других городах. Правда, по большей части они известны лишь узкому кругу слушателей.

«Для христианских рэперов важную роль играет не только создание соответствующих текстов, но и преодоление определенных элементов рэп-культуры, которые были присущи ей с самого начала. Поскольку эта культура появилась в определенной среде социальных низов, то в рэперских текстах часто присутствовали элементы, не совместимые с христианством: нецензурная лексика, соревнования в оскорблениях», — сетует отец Серапион.

По благословению патриарха Кирилла в РПЦ действует рабочая группа по изучению молодежных субкультур. Она, как заверяет игумен, изучает рэп-культуру «на достаточно серьезном уровне».

Антон Скрипунов

РИА Новости

Заметки на полях

  • Возможно,я отсталый человек,но мы идём к тому,что скоро Литургию будут служить с стиле рэпа.и с гитарой.Ну почему нельзя прочитать просто стихи со смыслом и выражением,с душой?У рэпа нет души,здесь лукавство.Кого обидела — простите.

  • Как-то включила телеканал Спас, новую программу «Музыкальная веранда». Сидят два брата-близнецы, бородатые дядьки в рясах и с крестами, орут под гитару рок! Им бы кожанки и мотобайки! Ужас! Кроме оторопи и отторжения ничего не вызывает такое «творчество»!

  • О чем говорить? Буквально вчера увидела афишу в родном Брянске: 6 ноября на сцене дворца культуры иеромонах Фотий с новой программой «Иеромонолог»…
    А на Страстной Седмице Великого Поста, когда » да молчит всяка плоть человеча» на театральных подмостках разных городов исполняется оратория митрополита Иллариона Алфеева
    «Страсти по Матфею» Теперь те, кому лениво (читай безразлично) стоять на Службе Страстного Четверга, могут посидеть в удобном кресле зрительного зала, закинув ногу за ногу, и вполуха послушать Слова Евангелия, которые со страхом и трепетом записывали святые евангелисты…
    Милость Божия, что есть еще такие пастыри как отец Роман, которые отрезвляют нас своими вразумляющими голосами.

  • От избытка сердца говорят уста, движется кисть художника, творится музыка композиторами. Прав бы пастор Фриц Шлаг (из «17 мгновений весны», хоть и не православный): раньше люди искусства были ближе к вере, а сейчас говорят, как на рынках. До рэпперов в рясах он не дожил.. Церковь и её традиция самодостаточны, приходящий в церковь оставит мiрское, в свою меру отречётся от мiра, а не потащит его за собою.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.