МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту
От редакции. Публикуя этот материал РИА Новости, хотим процитировать слова святителя Феофана Затворника: «Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то все больше будет слабеть истинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мiра».

Рэп — в очередной раз — увлек миллионы россиян. Микрофон, музыка, рифмы — рецепт успеха, как минимум среди молодежи, прост. Не остается в стороне и Церковь. О самых известных рэп-проповедниках и о том, почему в РПЦ всерьез взялись за рэп, — в материале РИА Новости.

Хип-хопом единым

«Профессиональным инструментом» для священника Максима Курленко, помимо креста и кадила, стал еще и микрофон. Вот уже несколько лет настоятель храма Сретения Господня в селе Чемурша Чебоксарского района — настоящая знаменитость в Чувашии. Помимо прихода, он руководит молодежным отделом Чебоксарской и Чувашской епархии.

Многие его тексты посвящены размышлениям о Боге и душе:

Мы чувствуем боль других — значит, мы живы.
Мы чувствуем чужую боль — значит, мы выше духа наживы.
Мы чувствуем боль других — значит, мы выше праха.
Мы дышим вечностью — все дальше от праха.

В Чувашию отец Максим приехал из Екатеринбурга. Там, еще до принятия сана, он был исполнителем и диджеем в хип-хоп группе EK Playaz под псевдонимом Dj Max. А теперь он известен любителям рэпа как MC Nastoyatel.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова. Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают», — признается он в одном из интервью.

При этом руководство епархии ничего не имеет против его увлечения рэпом: в августе MC Nastoyatel выпустил уже четвертый альбом, где, в частности, исполняет под бит стихи Марины Цветаевой.

А в прошлом году о треке «Старомоден» писали многие СМИ. Дело в том, что отец Максим записал его совместно с протестантским пастором Максимом Кравцовым, который известен рэп-сообществу как Максим Лечт — уникальный для религиозного мира случай.

Рэп-покаяние

На улицах Санкт-Петербурга можно встретить молодых людей, у которых на одежде золотой краской выведены слово «Покайся», кресты и купола. Расписывает одежду чудаковатого вида мужчина: он ходит с Библией в руках и читает рэп прямо на питерских улицах. Уже почти 10 лет МС Покайся является городской легендой.

«В давние времена я хотел сделать рэперско-христианскую группу. Это было за рубежом (в США. — Прим. ред.), ну и слава богу, что не получилось там, а получилось в России. Ну как получилось? Я шел на христианский фестиваль. И мне мой друган сказал: «Слушай, тут есть клуб, где рэперы выступают». Я туда зашел перед фестивалем. Я им (выступавшим в клубе. — Прим. ред.) рассказываю, что есть христианский хип-хоп. А потом им говорю: «А давайте я вам зачитаю», — вспоминает он.

Его исполнение записали на телефон, затем выложили в соцсети «ВКонтакте», а спустя некоторое время его стали узнавать на улицах. Кто-то считает рэпера сумасшедшим, а кто-то — настоящим проповедником, хотя сам он себя ни к какой религиозной организации не относит. В соцсетях его творчеству посвящено несколько сообществ.

«П-п-п-покайся, дурью не майся!» — самая узнаваемая фраза рэпера.

«В РПЦ всерьез изучают»

«Священноначалие обращает наше внимание на необходимость проповеди средствами современной культуры, частью которой является рэп-культура. Точно знаю православных христиан, которые любят, сочиняют, читают рэп», — говорит заместитель председателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).

В 2012 году Тульская епархия разработала миссионерскую программу для молодежи. По ней, в каждом благочинии планировалось провести рэп-концерт. Исполнителем был Антон Панченко, инженер, числившийся на тот момент студентом местной семинарии. Епархиальная новость вызвала бурную дискуссию среди верующих: кто-то назвал православный хип-хоп «формой лжемиссионерства», а кто-то утверждал совершенно обратное — это «прекрасная площадка для творчества молодежи».

В течение нескольких последующих лет рэп-коллективы появились в Воронеже, Краснодаре, Екатеринбурге и многих других городах. Правда, по большей части они известны лишь узкому кругу слушателей.

«Для христианских рэперов важную роль играет не только создание соответствующих текстов, но и преодоление определенных элементов рэп-культуры, которые были присущи ей с самого начала. Поскольку эта культура появилась в определенной среде социальных низов, то в рэперских текстах часто присутствовали элементы, не совместимые с христианством: нецензурная лексика, соревнования в оскорблениях», — сетует отец Серапион.

По благословению патриарха Кирилла в РПЦ действует рабочая группа по изучению молодежных субкультур. Она, как заверяет игумен, изучает рэп-культуру «на достаточно серьезном уровне».

Антон Скрипунов

РИА Новости

Заметки на полях

  • Татьяна, г. Гагарин, Смоленская обл. , 15.09.2017 в 10:12

    Возможно,я отсталый человек,но мы идём к тому,что скоро Литургию будут служить с стиле рэпа.и с гитарой.Ну почему нельзя прочитать просто стихи со смыслом и выражением,с душой?У рэпа нет души,здесь лукавство.Кого обидела — простите.

  • Людмила Москва , 15.09.2017 в 14:20

    Как-то включила телеканал Спас, новую программу «Музыкальная веранда». Сидят два брата-близнецы, бородатые дядьки в рясах и с крестами, орут под гитару рок! Им бы кожанки и мотобайки! Ужас! Кроме оторопи и отторжения ничего не вызывает такое «творчество»!

  • Марина, Днепропетровск , 15.09.2017 в 15:17

    Ничего нет нового под луной , уже были «православные »
    рокеры, байкеры,актеры, а теперь еще и реперы.
    враг рода человеческого не дремлет.

  • Татьяна, Брянск , 15.09.2017 в 20:55

    О чем говорить? Буквально вчера увидела афишу в родном Брянске: 6 ноября на сцене дворца культуры иеромонах Фотий с новой программой «Иеромонолог»…
    А на Страстной Седмице Великого Поста, когда » да молчит всяка плоть человеча» на театральных подмостках разных городов исполняется оратория митрополита Иллариона Алфеева
    «Страсти по Матфею» Теперь те, кому лениво (читай безразлично) стоять на Службе Страстного Четверга, могут посидеть в удобном кресле зрительного зала, закинув ногу за ногу, и вполуха послушать Слова Евангелия, которые со страхом и трепетом записывали святые евангелисты…
    Милость Божия, что есть еще такие пастыри как отец Роман, которые отрезвляют нас своими вразумляющими голосами.

  • Пётр, Светогорск , 07.10.2017 в 02:52

    Священник есть образ Христа, но невозможно представить Христа читающим рэп.

  • Павел Курлыкин, Королёв , 07.10.2017 в 20:25

    От избытка сердца говорят уста, движется кисть художника, творится музыка композиторами. Прав бы пастор Фриц Шлаг (из «17 мгновений весны», хоть и не православный): раньше люди искусства были ближе к вере, а сейчас говорят, как на рынках. До рэпперов в рясах он не дожил.. Церковь и её традиция самодостаточны, приходящий в церковь оставит мiрское, в свою меру отречётся от мiра, а не потащит его за собою.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на