col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово. Ноябрь

Марина Хомякова. Растление старости

Звучит непривычно, не правда ли? Мы больше привыкли к тому, что растлевают молодежь, а теперь даже и детей. Заголовок кажется смешным оксюмороном (дескать, кому же нужно соблазнять стариков, разве что извращенцам?), но это только на первый взгляд.

А если вдуматься, то категория населения «тех, кому за шестьдесят» является весьма важным стратегическим объектом. Притчей во языцех стало избрание мэром Киева Леонида Черновецкого — сектанта с «причудами», которое состоялось в основном благодаря «любимым бабушкам», прикормленным пресловутой гречкой. Можно приводить тысячи случаев мошенничества, жертвами которого стали именно пенсионеры. Но речь сейчас не об этом.

Не зря в Писании сказано: не бойтесь убивающих тело, души же убить не могущих. Те, кто занимается растлением, убивает именно безсмертную[1] душу. И растление стариков является частью единого сатанинского плана, не менее важной, чем совращение детей и молодежи. Почему? В этом подлом плане есть как бы две составляющие, личная и общественная, рассмотрим их подробнее.

На личном плане лукавый пытается не дать человеку на пороге смерти задуматься о своей жизни и покаяться за грехи. Мы знаем, что даже наибольший грешник даже на смертном одре имеет шанс исповедаться, покаяться и примириться с Господом по Его безконечному милосердию. Бывали случаи, и не единичные, когда блудники и убийцы, воры и клеветники каялись, атеисты крестились, прожившие десятилетия вместе супружеские пары венчались. Совсем недавно, во время Боголюбовского Крестного хода, в Боровском монастыре крестился 84-летний ветеран Великой Отечественной войны. Очевидцы рассказывали, что он был счастлив, как ребенок! Счастливы были и окружающие. Велика, наверное, была радость и на небе о возвращении еще одного сына…

Но врагу рода человеческого такие обращения — как кость в горле. Потому и старается он через своих слуг всячески отвлекать человека на склоне лет от мыслей о смерти, о посмертном воздаянии и о Боге. Тем более, что технических средств у него теперь более чем достаточно.

Уже несколько десятилетий продолжается информационная кампания в СМИ, которая, с одной стороны, рекламирует молодость и красоту, с другой, и старичков не забывает — повсюду рекламируется средства омоложения, от простых кремов до сложных косметических операций. С экранов женщинам заманчиво улыбаются звезды эстрады «за пятьдесят», в некоторых телепроектах предлагают БЕСплатно «поправить носик», подтянуть кожу возле глаз, сделать соблазнительно пухлыми губки. И тут же показывают «счастливиц». Ну как обывательнице не соблазниться быть такой же! Вот и раскошеливаются солидные дамы за иллюзию продления молодости, не задумываясь о возможных последствиях (а о них, конечно же, ТВ скромно умалчивает). Причем денежные потери от липовых «чудо-кремов» Азазелло просто ничто по сравнению с потерянным здоровьем и изуродованными лицами. Кому интересно, можете «погуглить» «жертвы косметических операций», но заранее предупреждаю: зрелище не для слабонервных. Впрочем, искалеченные жертвы никого не интересуют, разве что других врачей-косметологов для получения прибыли.

Для мужчин, кроме тех же подтяжек, уколов «ботокса» существует еще одна приманка. Вы, вероятно, догадываетесь, какая… Параллельно муссируется тема о том, как вредно половое воздержание и как полезен секс, особенно с молоденькими.

Получается, что блуд, и без того постоянно рекламируемый везде и повсюду, благодаря «достижениям» медицины получает «второе дыхание». Если в прошлом веке мужчина к пятидесяти обычно остепенялся, его страсти ограничивались возрастными изменениями в организме, проблемами со здоровьем (ведь грех всегда порождает болезни), иногда — страхом одинокой старости, то теперь эти естественные узды (данные Богом для блага самого человека) якобы устраняются. Ешь таблеточки и блуди (чуть было не сказала «на здоровье»)! Но Бога и природу не обманешь. Поскольку у мужчин повышение потенции повышает давление, излишняя сексуальная «активность» вызывает инфаркты, инсульты и заболевания почек. Вследствие этого амурные похождения престарелых Дон-Жуанов нередко заканчиваются… их смертью в постели. Заметим: к немалой радости их молоденьких жен, если мужчина был богат и завещал им наследство, и к злорадству лукавого, утащившего в ад новую жертву.

До сих пор мы рассматривали только вред растления, касающийся самого пожилого человека. Но ведь он — существо социальное, и каждое его действие влияет как на ближайшее окружение, так и на общество в целом. А на наше русское общество в особенности. Дело в том, что на Руси издревле сложилось особое отношение к старости и долголетию. Это — итог всей жизни и пример для остальных.

Старик у нас — или мудрый старец, убеленный сединами, святой, помогающий своими советами добрым людям. Или Кощей Безсмертный, который «над златом чахнет», ворует девушек (ничего не напоминает?!), но в конце концов все равно умирает. То же и с женскими образами: старушка — либо почитаемая старица, добрая и мудрая бабушка, либо Баба Яга (современный вариант — старуха Шапокляк). Справедливости ради заметим, что умные да вежливые добрые молодцы все же умели находить язык и с Бабой Ягой, за что получали помощь.

Интересно, что Кощей и Яга — детище языческих времен, когда ненужных стариков оставляли в лесу в избе «на курьих ножках» (давая им все же шанс на выживание). И в нашем сознании эти отрицательные персонажи — более сказочные, нежели реальные. А вот почитание мудрых старцев и стариц осталось. Причем это почитание часто переносилось на всех стариков вообще. Основная заслуга в этом принадлежит тысячелетнему православному опыту, выполнению заповеди Почитай отца и мать и, конечно, праведной жизни подвижников и благочестивых мирян, которые своей жизнью служили примером для других.

Еще в 60-70-х годах эти светлые образы преобладали в сознании большинства наших соотечественников, хотя в отдельных художественных произведениях уже появляется старуха Шапокляк с рогаткой либо «современная бабушка» Юли Грибковой, с модной стрижкой, в брюках, работающая и… неверующая, хотя и добрая. Появляется украдкой, потому что ее образ непривычен (пока) и вызывает либо неприятие, либо восторг. Появляется не случайно во время великих строек коммунизма, когда молодежь массово уезжала из сел в города, а из городов в далекие таежные края, рожала там своих детей, а воспитывали их другие люди в яслях, детсадах и школах.

Шло время, состарилось поколение советской молодежи, ходившее в джинсах, курившее и слушавшее рок в подвалах. Женщины, отдавшие предпочтение карьере, а не семье, не считавшие аборт чем-то зазорным, стали бабушками. Но многие все так же курят, а некоторые еще и матерятся. Многие пытаются быть современными, смотрят с внуками ужастики, ходят в Мак-Дональдс, покупают им мобилки, компьютеры, а бывает, что и сами играют. Не мне их судить.

Но стоит ли удивляться, что все меньше в обществе уважения к старшим, что не стесняются дети ругаться и курить в присутствии стариков, не уступают им место в транспорте, да что там, иногда грабят и убивают тех, кто живет с ними рядом. Да, молодежь часто провоцируют на такие поступки через фильмы и телевидение взрослые серьезные люди, хорошо осознающие последствия своих действий. Но фактор личного примера тоже никто не отменял. Безблагодатная старость не вызывает уважения и почитания. И наоборот, к старцам в монастыри массово приходят, в том числе, и несчастные заблудшие юноши и девушки. Приходят за истиной, за мудростью, которую не нашли дома. Юные души интуитивно тянутся к Богу, мучительно ища пример для подражания. Они критически, но и честно вглядываются в нас — своих родителей и стариков.

Потому на старшем поколении лежит особая ответственность за свою жизнь и свой выбор между благочестивыми старцами и Бабой Ягой с Кощеем. Да поможет им Бог не ошибиться!

Марина Хомякова

[1] В статье УМЫШЛЕННО использована дореволюционная орфография с приставкой "без". - Прим. авт.

Заметки на полях

  • * * *

    Растленье духа не врачуют годы.
    Неисцелим презревший врачевство́.
    И старость, семенящая за модой,
    Уничижает наше естество.

    Любое время — слово жизни-песни.
    Осмыслив песнь, уже не отвращусь
    Морщин ли, седины или болезни:
    Безблагодатной старости страшусь!

    Иеромонах Роман
    9 января 2012
    Скит Ветрово
    http://vetrovo.ru/rastlene-duha-ne-vrachuyut-gody/

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.