3 июня — Праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери — одна из главных святынь русского народа. По преданию, создателем этой иконы был святой апостол и евангелист Лука, который не раз встречался с Богородицей и беседовал с Ней. Евангелист написал её на доске стола, за которым вкушали трапезу Божия Матерь, Её Сын и святой Иосиф Обручник. Взглянув на образ, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с этой иконой». А учёные полагают, что икона была написана в Византии в конце XI — начале XII века.
Около 1136 года икона была подарена Цареградским Патриархом великому князю Юрию Долгорукому и помещена в киевском Вышгородском монастыре. Когда в 1155 году сын князя Юрия Андрей Боголюбский собирался ехать в Суздальские земли, произошло великое чудо: икона Божией Матери застыла в воздухе посреди храма! Святой князь увидел в этом повеление Божией Матери взять икону на север. Но когда он проезжал город Владимир, лошади неожиданно встали, и ничто не могло заставить их сдвинуться с места. Святой князь воспринял это как новое знамение, означавшее, что Пресвятой Богородице угодно оставить Свой чудотворный образ во Владимире.
За два года князь Андрей построил во Владимире Успенский собор. Туда и поместили образ, который стал называться Владимирским. К этому времени икона уже прославилась многими чудесами. Но Богу было угодно, чтобы по молитвам перед ней решались не только отдельные людские судьбы, но и судьба всей Руси.
В 1395 году огромное войско Тамерлана покорило Рязанскую землю и двинулось дальше, в сторону Москвы. Враг уже стоял на подступах к столице. А тем временем русские люди крестным ходом, с непрестанной молитвой несли в Москву Владимирскую икону Богородицы. Когда икону встречали в Москве, заночевавшему под Ельцом Тамерлану привиделся страшный сон. Ему явилась Дева в лучезарном сиянии, окружённая множеством воинов. По Её слову воины устремились на Тамерлана. Мудрецы растолковали «железному хромцу», что Дева — это Сама Богородица, защитница Русской земли. Тогда Тамерлан, вопреки всякой логике, ушёл восвояси — по словам летописца, «гонимый силою Пресвятой Девы».
В 1408 году по молитвам перед Владимирской иконой Русь была спасена от нашествия ордынского хана Едигея.
Когда в 1480 году великий князь Иван III отказался платить дань Орде, на Москву двинулся хан Ахмат с огромным войском. Хан остановил свои полчища на берегу реки Угры, на противоположном берегу встало русское войско с Владимирской иконой. «Стояние на реке Угре» завершилось тем, что хан неожиданно начал отступать. Русские связали эту бескровную победу с заступничеством Матери Божией, а Угру с тех пор стали называть «поясом Богородицы».
В 1521 году к стенам Москвы подошёл крымский хан Махмет-Гирей. Но он так и не посмел начать штурм: русское войско вдруг показалось ему несметным. Считается, что это чудо тоже совершилось по молитвам перед Владимирской иконой Божией Матери.
С Владимирской иконой связаны и другие победы русского войска, а также спасение Успенского собора во время страшного пожара в Московском Кремле в 1547 году. Именно перед этой иконой помазывались на царство русские цари.
Чудотворная Владимирская икона Божией Матери и сегодня остаётся с русским народом. С 1999 года она находится в московском храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Богомладенец на иконах этого типа обычно припадает щекой к щеке Матери, обхватив Её за шею. Богородица поддерживает Божественного Сына рукой и с нежностью склоняет к Нему лик. Пресвятая Дева не только выражает Сыну материнскую любовь, но и словно просит у Него милости для всего человечества. В ответ Богомладенец благословляет Её и весь мир.
В иконах типа Елеуса заключена идея связи земного и Небесного: она выражена в соединении нимбов Богородицы и Младенца и в соприкосновении Их ликов. Подобные иконы также являются символическим изображением Христа и Его Церкви.
Перед иконами Божией Матери каждый молится о своём. Но по сложившейся традиции перед Владимирской иконой ходатайствуют о спасении России от нашествия неприятеля, о возрождении нашей родины, о примирении всех враждующих, об укреплении людей в православной вере и сохранении от ересей и расколов.
Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля и 26 августа/8 сентября.
Из книги Ольги Надпорожской «Чудотворные иконы Богородицы» (СПб.: Петроглиф, 2014)
Сайт «Ветрово»
2 июня 2021
Пользуясь случаем, хочу познакомить вас с заметкой Натальи Батраевой (автора фильма «Донецкая Вратарница») от 12 декабря 2021 года:
«Раньше я периодически приходила к Владимирской иконе, что находится в храме Третьяковской галереи, долго стояла перед образом, и всегда удивлялась совершенным чудесам и заступничеству — развернуть полчища ордынские, возможно ли такое?! По преданию, сам евангелист Лука писал ее с Богородицы еще при Ее жизни. Заступницей Земли Русской исстари считали Ее на Руси.
У меня, конечно, мелькнула мысль про коды, но показалась столь нелепой, что даже не стала лезть в интернет.
Я не успела зайти за рамку металлоискателя на входе, как ко мне уже кинулась полицейская: «Вход по кодам!» «Мне не нужен музей, мне к иконе!» В моей голове плохо укладывалось происходящее. Мое ошарашенное «Всероссийская святыня!» полетело в пустоту. «Храм — музейный!» — заученно повторила полицейская, преградив путь. Видно было, как достали ее паломники, прущие со всей России, не понимая с первого раза смысла расхожей фразы.
«Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону».
Нам, людям второго сорта, милостиво разрешили молиться величайшей святыне России в утренние и вечерние часы, несколько раз в неделю, пока идет служба… Пока разрешили.
Зловещим показался эпизод этот — на Что покусились? Осознанно или понезнанию? И выйдут ли нынче к Спасским воротам святые Сергий и Варлаам? И, видно, сильно мы закоптили небо, раз лишают нас свободного доступа к главной святыне Руси».
«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). … И свои ошибки необходимо вовремя исправлять (а лучше не допускать), а также выправлять сообща или по отдельности (смотря какой случай) ситуацию во временной жизни земного пребывания.
Помним. Малая, Белая и Великая Русь — это многовековое историческое родное наименование Руси-России.