Воздвижение Креста Господня – праздник, связанный с историческими событиями, но имеющий глубокий духовный смысл. Обретение Креста Господня – это чудо. Прошло около трехсот лет со времени начала основания Церкви, но главная христианская святыня ждала своего часа.
Песнопения праздника представлены целым парадом гимнографов: святых Андрея Иерусалимского и Феофана Начертанного, Киприана Студита и Льва VI Мудрого, преподобных Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского (канон).
Интересен светилен или, как его еще называют, Ексапостиларий, который поется в конце канона на утрени. Как правило, в нем используется образ света или Божественного просвещения: «Кре́ст храни́тель всея́ вселе́нныя, Кре́ст красота́ Це́ркве, Кре́ст царе́й держа́ва, Кре́ст ве́рных утвержде́ние, Кре́ст А́нгелов сла́ва и де́монов я́зва. Кре́ст воздвиза́ется дне́сь, и ми́р освяща́ется: И́же бо со Отце́м седя́й и Ду́хом Святы́м на се́м ру́це распростре́, ми́р ве́сь привлече́ к Твоему́, Христе́, позна́нию; и́же у́бо на Тя́ наде́ющияся боже́ственныя сподо́би сла́вы».
Первая часть светильна кратко и тезисно выражает христианское значение Креста, вторая же часть связывает Крестовоздвижение с освящением всего мира. Вот так в конце канона — главного песнопения утрени праздника — светилен будто подводит итог, причем словами «Крест воздвизается днесь…» показано не прошлое событие как исторически явленный факт Воздвижения Креста патриархом Макарием, но событие, происходящее вечно, вне времени: в своем сердце мы обретаем и воздвигаем Крест Господень как светильник на пути к Богу. Ищем его и теряем, и снова ищем, так как понимаем, что без светильника мрачен путь и обманчивы повороты, и что путь к Богу всегда лежит через Крест, через Голгофу. Воздвигаем Его всем миром против ополчения врагов рода человеческого, обращая их в бегство.
На протяжении всего Ветхого Завета прообраз Креста Господня творит чудеса: спасая Израиль от гонителей фараона, от губительной жажды в пустыне и горьких вод Мерры. Царь Давид воспевает в псалме: Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98:5). Эти слова святой Иоанн Дамаскин называет повелением Давида Песнопевца кланяться «честному Кресту Твоему, Христе Боже»[1].
Крест Господень, вероятно, есть тот самый крючок, про который говорил святитель Григорий Нисский: «Человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке его Божества, диавол бросился на жертву, но крючок пронзил Его»[2]. Примерно тот же смысл отражается на утрене в песнопении седальна: «Токмо водрузися Древо, Христе, Креста Твоего, основания поколебашася смерти, Господи: Егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом…»[3]
В песнопениях праздника Крест называется и дверью райской, и ограждением Церкви, орудием разорения и упразднения тли, оружием мира, непобедимым знаком победы, ключом к Небесному Царствию, одеянием нагим. Древо — и смерть приносит, и жизнь дарует. Действительно, какое тонкое сравнение Адама, вкусившего от древа добра и зла и впустившего смерть, и Христа, поправшего чрез древо спасения смертию смерть. Кондак праздника выражает добровольное вознесение Господа на Крест, чтобы мы не усомнились в осуществлении предвечного Божественного замысла о спасении человека. Икос приводит пример апостола Павла, который вознесен был до третьего неба в рай и слышал там Божественные глаголы, но, невзирая на свою уникальность и огромную значимость для Церкви Христовой, пишет к Галатам: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мiр распят, и я для мiра (Гал.6:14).
Несмотря на то, что праздник включает в себя песнопения Крестопоклонной недели и воспоминания Великой Пятницы, нужно помнить, что богослужебные тексты никогда не оканчиваются на печальной ноте. Мы призывам всех разделить с нами радость обретения и Воздвижения Животворящего Креста Господня: «Придите все племена народов, Крест Господень песнопениями почтим[4].
Господи, помилуй!
Елена Смольская
Сайт «Ветрово»
26 сентября 2019
[1] Минея праздничная. Воздвижение Креста Господня, Великая вечерня, стихиры на стиховне, «Слава, и ныне», глас 8, преп.Иоанна Дамаскина. [Электронный ресурс]–URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/vos02.shtml (Дата обращения: 21.09.2019). ↩
[2] Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Гл.22-24 // Догматическое сочинение. Т.1. с.34-38. ↩
[3] Минея праздничная. Воздвижение Креста Господня, Утреня, по 1 стихословии седален, глас 6. [Электронный ресурс]–URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/vos03.shtml (Дата обращения: 21.09.2019). ↩
[4] Минея праздничная. Воздвижение Креста Господня, Утреня, стихиры самогласны честнаго Креста, глас 2 [Электронный ресурс]–URL https://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/vos03.shtml (Дата обращения: 23.09.2019). ↩
ПОУЧЕНИЕ В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и святое воскресение Твое славим. (Троп. Св. Кресту)
ВОЗДВИЗАЕТСЯ крест Господен!
Сколько важных воспоминаний печальных, страшных и вместе радостных пробуждается в душах при виде воздвизаемого креста Христова, при одном виде креста! На нем был распят Богочеловек, Единородный Сын Божий, изволивший Своими страданиями и смертию крестною искупить от вечных мук род человеческий; он обагрен был пречистою кровию, которой капля едина — очищение мiру! Триста лет он был сокрыт в земле; триста лет Церковь Божия, верующие в Господа были под ужасным крестом; триста лет наводнялась земля кровию христиан: их распинали на крестах, да еще часто вниз головою, резали, жгли, топили целыми толпами, разрывали по частям. Тупились мечи и ослабевали руки палачей — так много приходилось отсекать им голов, рук и ног, разных членов христианских тел. Вот как сатана вооружился на Церковь Христову, стяжанную кровию Христовою!
Поносная и ужасная крестная смерть Христова была как бы предтечею и указанием смерти верных рабов Его.
О страшное таинство креста! — О всегубительный грех, низведший на землю Самого Сына Божия, да воплотится и плотию Своею постраждет за нас! О неизменная, вечная правда Божия, потребовавшая такой ужасной жертвы за грехи мiра! — Слава Тебе, праведнейший Владыко, карающий грех и милующий грешников кающихся! И так — покаяние и покаяние! Никто не косней ни в едином грехе! — Немедленно приноси покаяние горячее, да приклонишь на милость Бога милосердного и не погибнешь во грехах своих!
Триста лет гонений прошли — и гонения кончились. Явился на царском престоле Римской империи благочестивый царь Константин с материю Еленою; он благоволит к христианам, прнимает сам христианскую веру, усердно чтит Распятого и не только позволяет, повелевает всем — и духовенству и синклиту своему, войску и народу благоговейно поклоняться Христу. Воздвиглись храмы; понеслись к небесам хвалы и благодарения. — Царица Елена понудила себя обрести крест Господен в Иерусалиме, и он торжественно поднят из земли, воздвигнут и — о радость! Крест животворящий воздвизает мертвых, ибо вскоре по обретении возложенный на мертвеца, крест оживотворил его, исцеляет больных, прогоняет демонов, больная женщина от возложения его исцелилась. Ибо кто воздвижен был на крест? Сам Царь славы, Сам Творец небеси и земли, Единородный Сын Божий. За кого? За мiр грешный и за нас с вами: хотя нас тогда не было на свете, но Господь знал, что будем и мы, и — то, какие мы будем грешники окаянные, и потому страдал и за всех нас; много, много горечи подлили и мы с вами в чашу Его страданий. Дивное чудо! Царь правды, Бог всемогущий, воспринявши на Себя плоть человеческую, претерпел казнь за нас, за наши прегрешения! И какую казнь? Самую поносную, мучительную! О таинство ужасное! О таинство, извлекающее слезы умиления и благодарения! Ибо, как не ужасаться при виде казни не преступника, а величайшего Праведника, кроткого, смиренного, незлобивого, милосердного, совершившего безчисленные благодеяния человекам и не единого зла не соделавшего? Не напрасно померкло солнце, тряслась земля, раздралась завеса храма, распались камни, отверзлись гробы, воскресли мертвые! Вся безчувственная природа содрогалась и сострадала Создателю всего. А каменные сердцем иудеи не сострадали! А легкомысленный народ кричал ходя около креста и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста. (Мф. 27, 39 — 40)
О, дражайший Искупителю всего мiра! Не ведали люди, что на Тебе отяготели грехи всего мiра; — что Ты терпишь,невинный и безгрешный, казнь за нас! Не ведали, что Сам Бог вступает в борьбу с адом и сокрушает могущество его, и хочет извести из ада души, от века содержимые в узах его, и нас избавить от его ужасного мучительства! О, сколь дороги для Бога души человеческие, искупленные кровию Сына Его! — Сколь дороги души, питаемые плотию и кровию Его! О, какое блаженство вкушать пречистое тело и кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! О, сколь ужасен и губителен грех, для очищения и изглаждения которого нужна была смерть Сына Божия, и — смерть крестная! О, сколь несомненно вечная казнь, уготованная нераскаянным! Ибо если с зеленеющим древом — Иисусом Христом, так поступили, то что будет с сухим и безплодным? Сколь несчастны грешники, в ослеплении своем не знающие всей гибельгости греха! Сколь страшен ад, тьма кромешная и скрежет зубов, тартар присподней, муки с демонами!
Братия! Покаемся вскоре, возненавидим грех, возлюбим правду, прильпнем сердцем и устами ко кресту Господню и возопием усердно: Господи! Пострадавый нас ради и излиявый кровь Свою пречистую, и умерший на кресте, ими же веси судьбами обрати нас всех на путь спасения и спаси нас! Аминь.
( Из собрания сочинений Иоанна Кронштадтского)