Из пасхальных писем Надежде Павлович
†
Х<ристос> В<оскрес>е!
Глубокоуважаемая Надежда Александровна!
… На эту Пасху часто «стояли» в душе слова писания:
— Истинно говорю: ныне со Мною будешь в раю (Лк. 23: 43);
— Отныне не буду пить виноградного вина, пока (не) буду пить с вами новое вино в Царстве (!) Отца Моего (Мф. 26: 29);
— Хочу, Отче, чтобы, где Я буду, там и они были и видели Славу Мою (Ин. 17: 24);
— Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23: 34);
— Радуйтесь — мироносицам (Мф. 28:9);
— Мир — апостолам (Лк. 24: 36; Ин. 20: 19; 20: 21; 20: 26) и Духа Святого (Ин. 20: 22);
— О несмысленные и косные сердцем! (Лк. 24: 25);
— Не сердце ли наше горело в нас?! (Лк. 24: 32).
И у меня было: то холодно, то загоралось…
И это — не от моих усилий, а таинственно.
Желаю радости о Господе, — особенно в эту неделю; когда Златоуст заповедует не плакать, ибо из гроба «прощение нам воссия»… Сие изрек Господь!
* * *
Доселе (уже лет 50!) я привык думать, что любовь вещь высокая. Но, конечно, это не освобождает нас от обязанности творить «дела любви» (мысль Златоуста).
Или, во всяком случае, — сознавать себя грешником — и в любви.
Увы! Я вижу себя таковым…
Боюсь, что не осилю большего. Один монах[1] (вчера лишь читал в Цветник<е> Патр<иарха> Софрония Иерусал<имского>[2]) жил в пустыне. Пришли к нему посетители и долго просили его сказать полезное слово… Он молчал… Они снова просили его. Он ответил: «Я не слышал, о чём вы говорили. А что имею, то скажу: и день, и ночь я вижу Христа Распятого».
— Они получили пользу и ушли[3].
Так я привык смотреть на высоту любви…
Ещё могу добавить разве:
— простите меня;
— и хоть иногда помолитесь.
«Невозможное для человека — возможно Богу!» — сказал Господь.
† Недост<ойный> М<итрополит> Вениамин
М<онахиня> Анна тоже кланяется. Дело не в ней (воистину!), а в моей худости!
P.P.S. Пришли мне мысли: почему Господь установил Таинство Причащения в последнюю ночь с учениками?
Ответ явился такой:
а) Человечество создано и призвано для БЛАЖЕННОГО ОБЩЕНИЯ с Богом;
б) причащение есть вид этого общения;
в) отсюда о<тец> И<оанн> К<ронштадтский> — уже здесь постоянно приобщался («Брак Агнчий»);
г) и это обещал Господь (Мф. XXVI, 29) в будущем веке. Для этого — искупление.
д) Бог (Христос) любит людей.
Ещё раз простите.
Нед<остойный> М<итрополит> Вениамин
Из писем 1952 и 1953 годов
Из книги «Побеждайте молитвой!»: письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2020
Сайт «Ветрово»
19 апреля 2023
[1] Речь идёт об авве Стефане, пресвитере Илиотском. ↩
[2] Патриарх Иерусалимский святой Софроний II (560-638, патриарх с 634 по 644 г.) — наряду с Максимом Исповедником отстаивал в борьбе с монофелитами православное учение о двух природах (Божественной и человеческой) и двух волях (энергиях) Иисуса Христа. «Лимонарь» (от греческого «луг, цветник») — книга Софрония, собрание повестей о деяниях некоторых пустынножителях, просиявших святостью. ↩
[3] Цитируемый митрополитом Вениамином эпизод содержится в книге Иоанна Мосха «Луг духовный» под N 64. ↩
Интересная мысль у митрополита Вениамина, если правильно поняла: Высота любви — это польза других. Всегда удивляюсь людям, которые хотят духовной пользы другим, без разделения на своих и чужих, не пытаются угодить людям, не имеют личной корысти, не боятся быть непонятыми или понятыми не так, не боятся разочароваться в людях, которые, возможно, и не сумеют воспользоваться написанным или сказанным для них, но переживают за духовное состояние других и желают Спасения всем и этим подражают Христу, Который за всех Страдал и для всех Воскрес. Кажется, что такие люди уже не могут не иметь духовного попечения о других.
«О несмысленные и косные сердцем!» (Лк. 24: 25). И такое бывает в людях (в душах их).
Спаси Господи за духовное попечение.
Дела — всегда ли последствие и доказательство любви? Наверное, не очень хорошо, когда они идут отдельно сами по себе. Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?»
Но те, кто много возлюбил, уже исполнили все заповеди Божии. И живут на земле только этим духовным Дарованием.
Спасибо за это прекрасное наставление митрополита Вениамина, прочитанное несколько раз, чтобы запомнить.
Читая книги (в данном случае — письма) митрополита Вениамина, часто вспоминаю заметку покойного редактора газеты «Православный Санкт-Петербург» Александра Ракова. В ней он рассказывал о своем споре с кем-то (кажется, на православной выставке) по поводу того, могут ли книги источать благодать. Книги митрополита Вениамина приносят сердцу покой и мир. А книги преподобного Паисия Святогорца — радость и желание жить (иногда ловила себя на том, что мне не так важно, что именно он говорит, важен сам процесс чтения).
«В конце 90-х – начале 2000-х мы общались (тоже по книжным делам) с одним из авторов замечательного перевода Псалтири с церковно-славянского на русский язык Игорем Николаевичем Бируковым.
И в числе прочего он рассказал мне о своей единственной, но очень памятной для него встрече с владыкой Вениамином.
Будучи в Псково-Печерском монастыре, где владыка жил на покое, Игорь Николаевич имел огромное желание увидеть его и поговорить с ним. И увидеть действительно смог. А поговорить – нет: владыка Вениамин еще не оправился после инсульта.
Игорь Николаевич вошел в его келью, и владыке так хотелось его чем-то порадовать, сказать что-то теплое и хорошее, а он не мог… И когда тот подошел к нему, он просто схватил и обнял его и прижал, сколько было у него сил, к себе. Обнял, чтобы поделиться тем, что было в нем…
Это было такое тепло, такая любовь! Даже просто слушая этот рассказ, я не мог не ощутить хотя бы отчасти чувство, которое пережил тогда мой собеседник. И то же самое я ощущаю, когда читаю книги владыки Вениамина.
Я читаю их, когда мне хочется, чтобы он обнял меня… И он – обнимает».
Игумен Нектарий (Морозов)
https://vk.com/wall300641983_16789