Памяти протоиерея Василия Смирнова (†1938), в день его рождения, 19 января
(1 февраля нового стиля)
С прапрадедушкой–священником я «познакомилась», наверное, лет в двадцать пять. С раннего возраста бабушка рассказывала мне о нём и о других наших предках, но я ничего толком не запоминала — голова была затуманена другим. Слава Богу, в какой-то момент я начала слушать рассказы бабушки с бóльшим вниманием, стала интересоваться родословной, путешествовать по Владимирской области — родине моих предков. До сих пор я чувствую себя неспособной сделать что-то достойное их памяти, но меня искренне вдохновили тогда дела моей бабушки и её сестры, многих немолодых уже людей, с которыми я познакомилась. Среди них был воссоздатель музея-усадьбы Бутурлиных-Зубовых в селе Крутец[1] Сергей Владимирович Шаханов. В этом селе, недалеко от усадьбы, находилась Церковь Успения Пресвятой Богородицы[2], в которой с 1899 по 1930 годы служил мой прапрадедушка протоиерей Василий Смирнов. Несколько лет назад Сергей Владимирович решил установить информационный стенд о батюшке Василии и искал помощников для подготовки макета. Я не могла не взяться, к тому же поняла, что это возможность для меня наконец «познакомиться» с дедушкой.
* * *
Иерей Василий Смирнов с матушкой Юлией приехали в село Крутец в 1899 году. Прихожане поставили им дом, где родилось у них восемь детей, двое из которых умерли во младенчестве. Семья жила скромно. Отец Василий, как и многие сельские священники, занимался крестьянским трудом. Его старшая дочь, Мария Васильевна (моя прабабушка) вспоминала: «У него была такая черта характера — всё делать очень тщательно, аккуратно, поэтому земля была хорошо вспахана, обработана, и урожаи были выше, чем у многих крестьян». Односельчане часто обращались к отцу Василию за советом. Он много знал, выписывал специальную литературу. Крестьяне так и говорили: «Наш батюшка — агроном».
* * *
Меня это тронуло: я тоже люблю заниматься цветами и огородом, но будучи неопытной, терплю в этом деле немало поражений. Теперь, сажая черенок, я думаю: «Батюшка-агроном, помоги!».
* * *
Отец Василий старался дать своим детям хорошее образование. Мария и Сергей уже с шестилетнего возраста могли читать псалмы за богослужением. В доме имелась хорошая библиотека, и по вечерам часто устраивались семейные чтения. Мария, Сергей и Александра учились в гимназии в Александрове. Мария брала уроки музыки и иностранных языков у известных в то время в Александрове педагогов и переводчиц. Она поступила в Литературный институт, но как дочь священника не смогла в нём учиться. Сын Сергей хорошо рисовал и поступил во ВХУТЕМАС, однако и ему по той же причине пришлось прекратить обучение.
Дом Смирновых всегда отличало неиссякаемое радушие. Часто гостили родственники. Приезжала мама отца Василия, принявшая к тому времени монашеский постриг. Добрые, дружеские отношения сложились у отца Василия с владельцем имения в Крутце — Павлом Васильевичем Зубовым.
Многочисленные домашние и хозяйственные заботы отца Василия никогда не мешали главному — церковному служению. Прихожане любили отца Василия за отзывчивость и доброе отношение. В любое время дня и ночи он спешил прийти к болящему или напутствовать умирающего, был милостив и всегда старался оправдать человека. Вот как вспоминала о служении батюшки его дочь Мария: «Служение моего отца было очень внушительно. Он каждое слово произносил чётко, и всё, что произносилось во время службы, было ясно слышно. И голос у него был приятный. И служба была красивая. Служил он просто, но каждое слово произносил прочувствованно. Я запомнила церковную службу именно благодаря такому его служению — если можно сказать, благоговейному. Он был очень красив: высокого роста, представительный. У него были русые волосы с локонами. И манеры его были приятные, неспешные».
Даже во время болезни отец Василий не позволял себе пропускать службы. Дочь Мария вспоминала: «Я помню случай, когда мой отец был очень сильно и серьёзно болен, и всё же из последних сил он совершил все службы, которые к тому же были трудными и продолжительными, так как это была Страстная седмица и Пасха. Мы, дети, эти службы всегда посещали, и я помню, с каким страхом я стояла каждую службу, боясь, что отец мой не выдержит и с ним что-нибудь случится. Но служба шла без сокращений, и, с помощью Божией, ему удавалось довести Богослужение до конца. В Великую Субботу, когда нужно обносить Плащаницу вокруг храма и священник несёт её на поднятых руках, двое мужчин поддерживали его руки, то есть сам он не в силах был нести. Но так же неспешно и торжественно прошёл отец мой вокруг храма, так же внятно произносил все возгласы, как совершал он службу всегда».
Однажды отец Василий был приглашен для сослужения в Успенский монастырь в Александрове, когда его посещал император Николай II. Вернувшись, он поделился своими впечатлениями с матушкой: «У Государя такие глаза, что, если бы мне сказали, что сейчас нужно умереть за него, я бы не задумался…».
После революции 1917 года семье отца Василия, как и всему православному народу, пришлось перенести много испытаний. Зимой 1926 года в поисках пристанища в Александровских краях оказался духовный писатель Сергей Александрович Нилус, не имеющий права проживать в шести главных городах Советского Союза. Не найдя себе здесь приюта, они с супругой вынуждены были уехать в Чернигов. Узнав об этом, отец Василий передал в письме С. А. Нилусу, что с радостью готов принять их в своем доме.
В конце апреля 1928 года Сергей Александрович с супругой приехали в Крутец. Как написала в своих воспоминаниях дочь отца Василия: «Отцу моему выпала честь приютить этого замечательного человека в последний год его жизни и проводить его в последний путь…». С. А. Нилус скончался 14 января 1929 года, в навечерие праздника преподобного Серафима Саровского, которого он очень почитал. Незадолго до кончины Сергей Александрович сказал отцу Василию: «Ах, батюшка, батюшка, жаль мне вас…».
Спустя два месяца семью Смирновых выселили из дома. Холодной весной ютились в сарае. К осени построили небольшой домик в саду, где прожили до 4 февраля 1930 года, когда отца Василия арестовали в первый раз, а матушку Юлию с детьми выселили, лишив всего имущества. В один день собрали обвинительный материал и по результатам внесудебного разбирательства постановили: Смирнова Василия Арсеньевича заключить в концлагерь сроком на три года.
По своему миролюбию отец Василий даже не мог подумать, что кто-то обвинит его, и так отзывался о жителях Крутца: «С односельчанами я живу очень хорошо, никто как будто на меня не сердится, и едва ли кто по злобе будет что-либо наговаривать на меня».
Юлию Алексеевну с четырьмя младшими детьми с риском для себя приютила добрая женщина из соседней деревни. Спустя некоторое время они перебралась к сестре, а позже им предоставил часть своего дома священник Алексий Успенский, который вскоре тоже был арестован, выслан и, как говорили, погиб на этапе.
Заключение отец Василий отбывал в селе Бакарица Архангельской области и в городах Сыктывкаре и Котласе. После освобождения приехал в Москву в семью старшей дочери, которая не сразу узнала его — так он изменился.
* * *
Старшие братья моей бабушки (она родилась в 1936 году) рассказывали ей, что отец Василий привёз тогда внукам кедровые орешки — небывалое лакомство в то голодное время. Ребёнком она мечтала, что и к ней обязательно приедет дедушка и подарит кедровые орешки.
* * *
На вопрос, чем он собирается заниматься, отец Василий ответил: «Вероятно, тем же, чем занимался». Вернувшись в Крутец, он узнал, что церковь занята обновленцами. Его направили в другой храм, который вскоре закрыли. В ожидании назначения, чтобы материально поддержать семью, отец Василий устроился работать в лесничество и занимался тем, что окапывал ёлочки. Внезапно он заболел: стали непроизвольно закрываться глаза. В 1935 году его направили служить в Церковь Живоначальной Троицы села Марьинского Ивановской области. Когда отец Василий приехал в Марьинское и стал служить, болезнь отступила.
В ночь с 23 на 24 декабря 1937 года отец Василий был арестован во второй раз. Судебное разбирательство шло по хорошо отработанной в те времена схеме: ему было предъявлено обвинение в проведении агитации среди колхозников и создании контрреволюционной группы церковников. Виновным себя отец Василий не признавал и показания свидетелей называл ложными.
Юлия Алексеевна в день ареста отправилась в тюрьму, чтобы передать ему самое необходимое, но передачу не приняли, сказав, что такого заключенного у них нет. Она поехала в Москву, много раз ходила на Лубянку, выстаивала долгие очереди, надеясь что-то узнать о судьбе мужа. Наконец ей ответили: «Осужден на двадцать пять лет без права переписки». Только недавно стало известно, что означала эта формулировка.
8 января 1938 года протоиерей Василий Смирнов был расстрелян в тюрьме города Иваново.
* * *
В 1989 году отец Василий был реабилитирован по 1930 году и по 1937 году репрессий. На запрос сына Алексея о месте захоронения точного ответа не дали, но сообщили, что в Иваново тогда было два места: одно — на кладбище в Балино, другое — на старообрядческом кладбище. На кладбище в Балино места захоронения как такового нет, но стоит стела со звездой в память жертв политических репрессий. В 2000 году при входе на кладбище построен красивый белый Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. На старообрядческом кладбище (сейчас это территория Успенского мужского монастыря) в память всех похороненных там установлен поклонный крест, где теплится неугасимая лампада.
Я познакомилась с историей дедушки благодаря воспоминаниям его детей и большой работе, проделанной моими родственниками. Портрет отца Василия — молодого диакона с матушкой Юлией — теперь стоит в моей комнате, и я могу самостоятельно рассказать о нём. Протоиерей Василий Смирнов не прославлен Церковью в чине новомучеников, мы молимся о его упокоении, но тем не менее и сами обращаемся к нему за помощью, с надеждой, что Господь принял его и он стал нашим заступником. Думаю, самое главное, что я обретаю, снова и снова соприкасаясь с историей батюшки, — чувство дополнительной ответственности за себя. Представить, что пережили отец Василий и его семья, другие люди, жившие в то время, нам — современным людям — невозможно. Но с Божией помощью, памятуя о жизни батюшки, шаги свои я делаю чуть увереннее.
Написано на основе доклада Ульяны Львовны Адамии, внучки священника Василия Смирнова.
Ксения Лисенкова
Сайт «Ветрово»
1 февраля 2022
[1] Александровский район Владимирской области. ↩
[2] Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Крутец был освящён в 1676 году, рядом находился Успенский мужской монастырь, основанный при Иване Грозном. Монастырь и его защитники погибли во времена польско-литовской интервенции в начале XVII века. Храм был окончательно разрушен в середине ХХ в. (по другим данным, в 1970-х гг.). На его месте в 2007–2010 гг. сооружена новая деревянная Церковь Успения Пресвятой Богородицы. ↩
Уважаемые читатели, в этой статье Ксения Лисенкова знакомит нас со своим прапрадедушкой, а я хочу кратко познакомить вас с самой Ксений. Летом прошлом года она написала мне письмо и предложила помощь: «Я ищу возможности приносить пользу благому делу». Благодаря Ксении в конце прошлого года в зале Храма св. мученицы Татианы при МГУ смог состояться вечер «Поэзия иеромонаха Романа», мы начали распространять новые книги отца Романа в Москве. Как видите, Ксения хорошо владеет словом, а главное – это верующий и очень отзывчивый человек. Радостно, что статью о её «дедушке» мы публикуем не только в день его рождения, но в преддверии Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской, которые в этом году совпадают.
Красивый дедушка.
И достойная внучка…
Из письма супруги С.А.Нилуса Елены Александровны — Е.Н.Яблонской от 14 мая 1928 г.: «Пишу тебе уже из нового нашего местопребывания. Из Чернигова нас попросили удалиться, к счастью, с возможностью выбрать самим — куда, за исключением Украины. Мы воспользовались давнишним предложением одного заочного московского друга поселиться у его зятя, священника, в трёх с половиной часах от Москвы и в трёх верстах от гор[ода] Александрова, Влад[имирской] губ. в селе Крутец. Это историческая Александрова Слобода, куда удалялся Иоанн Грозный. Здесь люди очень хорошие, местность восхитительная, пригорки, поля, луга. Церковь рядом, священник правильный. Московский доброжелатели взяли на себя всё о нашем попечении, и мы живём без всякого безпокойства за завтрашний день. Но всё же, по многим причинам нам тяжело было покидать Чернигов, где так хорошо нам жилось…» (Е.Ю.Концевич. Сергей Александрович Нилус. Краткое жизнеописание // С.А.Нилус. Полное собрание сочинений в шести томах. Т. 6. — М.: Изд. «Общество святителя Василия Великого», 2005 г. С. 234).
как похожи судьбы тех священников. У нас тоже так же священника арестовали 28 ноября, а 7 декабря расстреляли. Так же точно по два раза арестовывали, семью выселили, приютили другие люди, а о судьбе его узнала уже только дочь, матушка не дожила, ответа им нигде не давали. Как будто и о его судьбе написали, о. Алексий Тимофеев. И места захоронения нет. Эх.
Низкий поклон за добрые слова!
Людмиле (г. Тула): Благодарю Вас за приведённое письмо Елены Александровны! До 6-го тома собрания сочинений С.А. Нилуса я пока не добралась, раньше не видела этого отрывка, сохраню себе. Елена Александровна на девятый день после смерти Сергея Александровича уехала из Крутца в Чернигов. Но позже снова встретилась с нашей семьёй: когда она состарилась, её пригласил к себе зять о. Василия – Лев Александрович Орлов (через него передал тогда приглашение Сергею Александровичу о. Василий). По службе Льва Александровича семья находились тогда в деревне Городок Спировского района Калининской области (ныне Тверской). Е.А. помогала старшей дочери отца Василия, Марии (моей прабабушке) с детьми. Принимала из рук повитухи новорождённую мою бабушку Анастасию. Двое девочек – Анастасия и Евфросиния, судя по всему, переняли у Е.А. грассирование (именно они учились в то время говорить). В нашей семье сохранились две акварели Елены Александровны: на одной изображена Церковь Успения Пресвятой Богородицы села Крутец, на другой — дом, где появилась на свет моя бабушка.
Ольге: Спасибо, что поделились. Таких историй очень и очень много. И, наверное, каждая семья так или иначе соприкасалась с войной, об этом тоже нужно стараться иметь представление. Для нас, потомков своя история особенна, и это делает поиск необходимым, интересным, осмысленным. Я думаю, что такой вклад делает нас причастными истории тех времён.
Благодарная память людям неустрашимой воли, выживавшим в неволе! И благодарственная память рядовому священству, принявшим на себя всю тяжесть безвременья и лихолетья в безбожные времена, в которые попирались благочестие, справедливость и законность.
И такое бывает. А теперь люди спасаются трудом, болезнями и покаянием. … И важный совет. «Ты делай дела Божьи, а Бог управит твои». Эти строки утешили и обнадёжили меня. Взмолился: «Господи, дай мне силы и возможности творить дела Твои! А ты, Господи, будь отцом и воспитателем детей и внуков моих».