В Неделю четвертую по Пятидесятнице
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Евангелие от Матфея, 8: 5-13
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, дорогие братья и сестры, повествует нам о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в город Капернаум и к Нему подошел римский офицер-сотник, и просил: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом во Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга в тот час.
Кто такой этот сотник? Что же произошло в Капернауме? Здесь на глазах у многих свидетелей еще раз исполнились евангельские слова: …всякий просящий получает и …по вере вашей да будет вам. Римский сотник — командир сотни, центурии, — язычник, представитель римской власти, оккупант, он немедленно получил просимое. Почему? Потому что он верой своей превзошел всех израильтян. Этой верой был удивлен Сам Спаситель и ставил ее в пример: в Израиле не нашел Я такой веры.
Путь веры — это тайный, сокровенный путь; мы не можем и в самих-то себе объяснить, как слагаются убеждения веры? Вера есть Божий дар, и дар этот получают смиренные сердцем. По словам Апостолов: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. В сотнике, несмотря на то, что он человек властный, видно, что он добродетельный и разумный, видно и крайнее смирение его: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, видно и милосердие его — он просит не за детей, родственников или друзей, а просит за слугу своего. И Господь услышал молитву сотника.
А что делать нам, как веровать нам, чтобы и наши молитвы были услышаны?
К вере способна только та душа, которая решительно отверглась греха, направила всю свою волю и силу к божественному добру. Будем внимательно слушать Евангелие и Святых Отцов, объясняющих нам его, и мало-помалу вселится в нас живая вера. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей и возрастает по мере исполнения их. Увядает же и уничтожается по мере пренебрежения ими».
Псалмопевец Давид настойчиво призывает нас: Воспойте Господеви песнь нову. Что же это за новая песнь? А это, дорогие братья и сестры, собственно говоря, наша жизнь, и, призывая петь ее по-новому, нас призывают к непрестанному обновлению ума и сердца, всего нашего существа.
Заметили ли вы, как однообразна и скучна наша жизнь при внешнем ее видимом разнообразии, если она наполнена суетой и грехом, если она не заполнена Богом и божественным. Все в ней одно и то же, все те же скучнейшие и пошлые сериалы по телевидению; пустые, суетные, однообразные до головной боли разговоры «ни о чем» по мобильному телефону; «перемывание костей» соседям; новости, в которых, по сути, нет никаких новостей, нет ничего ни нового, ни интересного. Как безнадежно тосклива такая жизнь, жизнь обывателя.
Иное — жизнь во Христе, в Боге. Вечно юный Христос говорит нам всем и каждому из нас лично в вечно молодом и правдивом Евангелии о нетленной красоте никогда не стареющего и всегда веселого — в таком высоком, божественном, смысле слова — радостного Царствия Небесного. И Он зовет нас туда как желанных и дорогих гостей, как Своих верных друзей, как Своих любимых детей.
Своим служением ближним, тем людям, которые рядом с нами и которые ждут нашей помощи, мы должны открыть глаза на этот мир. Только тогда, когда мы, преодолевая эгоизм и себялюбие, выходим на стезю деятельной евангельской любви, тогда открывается нам смысл Евангелия и жизни земной и небесной, и тогда всё преображается вокруг нас: тогда нет места скуке, тоске, унынию, брюзжанию, вечно недовольному виду. Тогда Царство Божие действительно возрастает и оживает внутри нас. Мы можем увидеть его отчасти и в этом мире, хотя бы в некоем прикровенном, зачаточном виде, и тогда наше существование наполняется смыслом и красотой. И тогда мы начинаем действительно верить и любить Бога, верить, как поверил римский сотник.
Как некогда великий философ древности ходил днем по городу с фонарем и восклицал: «Ищу человека!», не так ли и Господь незримо ходит по каждому городу, по каждой веси и терпеливо ищет человека, то есть ищет человеческого в каждом из нас, человека в высшее смысле, человека — Свой образ и подобие.
Вот о чем сегодняшняя евангельская история. Это обращение к сердцу каждого человека. Это история о смиренной живой вере, о жертвенной и пламенной молитве, о любви, ищущей и побеждающей, о человеке падающем в грязь греха и восстающем в богоподобной славе, и о Боге милостивом, призывающем нас с вами ко спасению.
Нам надо молить Господа, чтобы Он нам дал такую веру, какая была у римского сотника, ведь только стяжав такую веру, мы сможем войти в Царство Небесное. Аминь.
Знаем, что на Страшном Суде тот, кто подавал милостыню (поил, кормил, приют давал, одевал нуждающегося), приходил к больным и посещал пребывающих в темнице, — услышит от Господа: «Приидите, благословенные…» (Мф. 25:34), а те, кто не подавал (не кормил, не поил), приют не давал, в одежде отказывал, не приходил к болящему и не посещал в темнице томящегося, — услышит Господнее осуждающее слово: «Идите от Меня, проклятые…» (Мф. 25:41). … И отчего бывает так, что при жизни губим самих себя (?): горький услышим для души осуждающий приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; … и пойдут сии в муку вечную» (Мф.25:41,46). … «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь.
«Хотя бы ты раздал бедным безчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу» (святитель Иоанн Златоуст).