В этом году во время Пасхального богослужения в одном большом монастыре, когда хор пел «Воскресение Христово видевше», а прихожане отвечали на возгласы священника: «Воистину Воскресе!», монахини на хорах пускали мыльные пузыри — как бы посылая стоящим внизу пасхальные приветствия. Первое, что приходит в голову во время просмотра запечатлевшей этот эпизод видеозаписи — что монахини стали, как дети, во исполнение слов Спасителя: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Может быть, столько пасхального ликования у невест Христовых, что они не стесняются выражать его совершенно по-младенчески, стараясь поделиться им с другими? Но ведь у этих слов из Евангелия от Матфея есть поясняющее их продолжение в одном из посланий апостола Павла: Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14: 20).
Представьте себе, что это ваш ребенок, стоя рядом с вами в Храме, начал пускать мыльные пузыри. Конечно, вы одёрнете его, а может быть, даже выведете на улицу и попытаетесь объяснить, что Храм — не место для забавы. Станет неловко от того, что он не почувствовал этого сам: ведь у ребенка, особенно если он окружен верующими людьми, чувство благоговения рождается естественно — отчасти интуитивно, отчасти из подражания взрослым. И, если в два года он мог бы пускать в Храме пузыри бездумно, по неразумию, то в двенадцать лет — исключительно от дурости и шкодливости. Так почему же «несовершеннолетними по уму» оказались монахини, которые есть свет мiру, чья жизнь, в наших глазах, гораздо выше мiрской и ближе к Богу? Почему они дурачатся, пока мiряне пытаются молиться?
Во фразеологическом словаре русского литературного языка выражение «пускать мыльные пузыри» приводится с пометкой «разг. презр.» и толкуется как «заниматься чем-либо бесполезным, несерьёзным». Другой словарь поясняет, что образ фразеологизма «основан на кратковременности существования и внезапности исчезновения мыльного пузыря». По сути, мыльный пузырь — это раздутая форма, лишенная содержания. Вот как раскрывается этот образ в одном из стихотворений иеромонаха Романа:
Дитя пускает пузыри
И смотрит, как на диво,
На краски радуги-зари,
На чудо-переливы.
И счастлив он! Но… посмотри,
И взрослые туда же!
Все выдувают пузыри —
Один другого краше.
Нет, пустота не Красота,
Не в пене совершенство…
Всё, кроме Бога, — суета,
И только в Нем блаженство!
И жизнь — не пузыренье,
А с Богом единенье!
(2006)
Образ пузырей в этом стихотворении — символ суетных, пустых и в конечном итоге гибельных дел, слов и устремлений, которыми наполнена мiрская жизнь и от которых мы ищем спасения в Церкви. Но, к сожалению, если мыльные пузыри выдуваются монахами и летают по Храму, они становятся и символом того, что происходит сегодня в Церкви. Они как иллюстрация к словам святителя Игнатия (Брянчанинова): «Важная примета кончины монашества: повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ». Мыльные пузыри — это и попытка превратить Храмы в концертные залы, и миссионерская «креативность» священнослужителей на эстраде, футбольном поле и в кругосветном плавании, это широта взглядов, которая становится настолько безграничной, что превращается почти что в слепоту. Но если слепые пастухи будут водить слепую паству, не все ли они рухнут в пропасть? Конечно, рухнут, если не прозреют.
Стараясь заключить весь мiр в свои объятия, мы вместо любви одариваем его пустотой: ведь, прежде чем одарить кого-то, нужно самому стяжать этот дар. Об обретении этого дара рассказывается в известной «Беседе преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни»: старец, проведший много лет в отшельничестве и затворе, знал о стяжании Духа Святаго не из книг, а из собственного опыта, и мог поделиться с другими и этим опытом, и благодатным сердечным теплом. Казалось бы, не нам мечтать о дарах, которые даруются святым, но ведь преподобный Серафим сказал, что стяжание Духа Святаго — это цель христианской жизни, а стало быть, и нашей жизни тоже. Тот, кто стремится к этой цели, незаметно для себя самого становится и миссионером — ведь тот же святой говорил: «Стяжи Дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Внутренние перемены неизбежно влияют на внешнее, от избытка сердца глаголют уста, обретенное духовное богатство изменяет даже облик человека и тех, кто взирает на него.
Но пока наши уста вместо того, чтобы произносить слова молитвы, продолжают выдувать мыльные пузыри, мы будем не собирать, а расточать, рассеивая вокруг себя радужную пустоту.
Ольга Надпорожская
Сайт «Ветрово»
16 мая 2019
Выражаю Вам, Ольга Сергеевна, чувства благодарности за показ тех явлений, которые имеются в Церкви и мешают нам быть истинными христианами.
Этими эффектами стараются прикрыть те пустоты в духовной жизни , которые монахини и сами наверное ощущают . Но как отказаться от участия в этих действиях , если в монастыре всё держиться на послушании ?
Марина, Вы, как всегда, очень здраво рассуждаете: даже на приходе бывает трудно отказаться от того, что считает правильным настоятель. Но ведь всё должно держаться не только на послушании, но и на взаимном доверии и любви. Обычно это доверие бывает односторонним: мы верим священнику и идем за ним, не задавая вопросов, и, может быть, поэтому повсеместно возникают такие явления, как, например, концерты в Храмах. Но ведь у нас Соборная Церковь, и мы имеем право высказать свое мнение по смущающим нас вопросам. Нужно внимательно смотреть, за кем идешь — не зря же говорят, что сейчас нет старцев, нет духовников. Хорошо, если впереди просто трезвомыслящий и искренний священник, который хочет ходить пред Богом и слышит людей.
Из писем Иоанна Валаамского:
Ты пишешь, что я взялся учить тебя уму-разуму. Но не так; как же я могу учить других, когда сам иду ощупью и спотыкаюсь, а если ведет слепец слепца, оба упадут в яму. После долгой переписки с Х.Х., вероятно хранятся у тебя его письма и помнишь его советы, а я безграмотный как могу руководить других в таком великом деле, которое дороже всего мира, у меня своих опытов духовных нет, а если кому отвечаю не свое, а заимствовано от святых отцов и сам краснею; других учу, а сам как живу.
В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам совсем не то, говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.
К стыду моему живу я в монастыре уже 48 лет и до того расстроился, что просто не знаю с чего и начинать, как спасти свою душу; однако, ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, а такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух, и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий – по Лествичнику – «не надежный», ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к нему по силе моей. Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наемники уже в 11-ый час и получили такую же плату, как те, которые работали с утра. Очень я доволен и рад, что Господь судил мне жизнь проводить в стенах монастыря.
Ты писала: «Что любишь вкусную пищу»; а кто не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого. Я написал, что буква убивает дух, но надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней, и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели; конечно, плоды не бывают без листьев, однако, смоковница засыхает без плодов. Пребываю с любовью во Христе.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Хочу поделиться странным ощущением, возникшим в душе после просмотра видеоролика о пускании монахинями мыльных пузырей. Поймала себя на том,что это
«событие» показалось вполне «ожиданным», вполне «закономерным», оно органично встает в один ряд с теми безобразиями,которые все чаще учиняются в пока еще наших храмах теми,чья задача — подмена, разрушение…
Конечно же, монахини — только послушные исполнители…
Но есть ли границы послушания?
А ну как завтра дадут им послушание пострелять из рогаток… или пошвырять в народ на радостях в лучшем случае конфетами (увы,уже и такое было, и монахини с баяном со сцены пели «Ой, при лужку, при лужке» и …»Смело мы в бой пойдем»… еще почти 20 лет тому назад…)
Но жутко от понимания,что,заглянув в себя,видишь,что и в твоей душе, в твоей жизни предостаточно мыльных пузырей, как бы ни хотелось бы с этим не согласиться…
Спаси Господи Михаил , за чудесные поучения игумена Никона (Воробьева) и преподобного старца Иоанна (Алексеева).
Думаю , наша беда , что мы перепутали , смешали такие понятия , как святое послушание старцу ,своему духовнику ( для монахов ) с обычным послушным человекоугодием и ложным смирением.
Как порой трудно бывает ,быть послушным своим родным и как легко, слушаться того- же батюшку на приходе , казалось бы горы свернул (такие наши болезни гордости и самолюбия).
Как этого избежать ? Мне кажется только при помощи рассуждения. Если думать , что своими действиями можешь соблазнить других .Например безобидное пускание мыльных пузырей , сколько людей оторвало от молитвы и сколько соблазнились в интернете.
Мф.18:6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской.
Дорогие сестры, ваши сердечные отзывы не могут оставить равнодушным! Действительно, в нашей жизни можно увидеть много мыльных пузырей, и страшно, если своими поступками мы соблазняем других. Нужно быть внимательным и идти только за любящим Бога!