Редакция не всегда разделяет мнение авторов
Святитель Василий Великий: Петр знал потаенный смысл семерки. Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? (Мф. 18: 21-22). Петр знал тайну недостаточно; он еще не познал её, так как был только учеником. «До семи ли раз?» Не пренебрегал семеркой и Учитель; что же касается ученика, то он сказал то, что знал. Господь несравненно превосходил его. «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» Почему он [Петр] не спросил: «Не до шести ли раз?», «Не до восьми ли раз?», а спросил: «До семи ли раз»? Почему Господь не ответил: «до ста сотен», но умножил число семь?
Ни Петр в своем вопросе не употребил другое число, ни Господь не вышел за пределы канона «семерки». Петр заметил, что эта традиция древняя, что семерка обозначает известное отпущение грехов, заключительный отдых, знаком коего является суббота, седьмой день после начала творения. Петр [дошел] до семи раз, Господь до семижды семидесяти раз.
Грехи наказуются семь раз. Разве не сказано: Всякому, убившему Каина, отомстится всемеро? И здесь речь идет о семи, а, скажем, не о восьми. Почему? Потерпи немного и ты откроешь тайну. Первое преступление наказывается семь раз. Вторым грехом было убийство, совершенное Ламехом. Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха семьдесят раз всемеро (Быт. 4: 24)[1]. Если для Петра семикратное отпущение восходит к наказанию Каина, то снисхождение от Господа отпускать (грехи) до семижды семидесяти раз соответствует осуждению Ламеха семьдесят раз всемеро. Как ни велико прегрешение, столь же велико и милосердие. Там, где прегрешение невелико, невелико и отпущение, ибо кому мало оставляется, тот и мало любит (Лк. 7: 47). Где умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20).
В чем же, однако, тайна? Восьмым днем называют то время Суда, когда грешник будет наказан всемеро, а совершивший тяжелое преступление семьдесят раз всемеро. Праведнику воздастся всемеро, а сверхправеднику семьдесят раз всемеро. Ныне по человеколюбию Божию мы постигаем грядущее гадательно, тогда же, во время [Второго] пришествия, истина предстанет светлой и прозрачной; она покажет, кто чего достоин. Итак, Господь дарует нам, грешникам, семикратное отпущение грехов, сжалившись над нами ради нашей исповеди и раскаяния. Вот почему, зная этот страшный день и предоставленную грешникам возможность расплатиться со своими долгами, давайте путем раскаяния заранее предложим воздаяние, соответствующее долгу, совершённым проступкам, и уничтожим наши грехи, чтобы избежать тогда [в день Суда] гнетущего обилия долгов. Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днем расплаты [за грехи] века сего.
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/
«Почему он [Петр] не спросил: «Не до шести ли раз?», «Не до восьми ли раз?», а спросил: «До семи ли раз»?» ― спрашивает святитель Василий и отвечает: потому что «Петр знал потаённый смысл семёрки»[2], правда, недостаточно, который заключается в том, что нынешний, или 7-ой день творения дан человечеству для покаяния. «Почему Господь не ответил: „до ста сотен“, но умножил число семь?» Чтобы сделать знание Петра полным и запечатлеть верность мыслей Своего ученика семидесятикратным подтверждением. С воплощением Сына Божьего милость Божия к мiру возросла в 70-ть раз (прошу прощения за корявый язык).
Евангелист Матфей тоже знал сокровенный смысл семёрки, и потому взял её за основу в подсчёте количества родов Иисуса Христа: 14 по 3 раза, или 7+7+7+7+7+7. И я не понимаю, зачем здесь искать геометрическое указание на имя Давида? Тем более, что Иисус назван сыном Давида уже в первом стихе Евангелия от Матфея. Как 42 рода исчислены в родословии Иисуса Христа евангелистом Матфеем, так святая Четыредесятница длится 42 дня, или 14 по 3 раза. «А при чём здесь Великий пост?» ― спросите вы. А при том, что пост есть удобнейшее время для покаяния и привлечения милости Божией в прощении грехов, о котором и говорит святитель Василий: «Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днем расплаты [за грехи] века сего». Святая Церковь, зная от своих святых сокровенный смысл семёрки, установила Великий пост продолжительностью в шесть седмиц, которые вкупе со следующей седмицей, стоящей особняком, но являющейся неотъемлемой частью Великого поста, дают ту самую полноту, которую отец Барицкий пытается достичь, прибавляя к шести семёркам седьмую. Помните?
Священник Барицкий: Число 7 в библейской традиции считается священным /…/. Это число полноты, целостности, завершенности. В свою очередь, 14 по три раза это 7+7+7+7+7+7. Для того, чтобы число, указывающее на полноту, было в свою очередь взято в полноте, необходима еще одна 7. Эта новая (седьмая) 7 и начинается с Иисуса [23]. Использование автором первого Евангелия числа 14 можно трактовать как указание на тот факт, что к моменту рождения Иисуса «время исполнилось» [24].
Мы разбирали этот фрагмент статьи отца Дмитрия и говорили, что его желание начать именем Иисуса Христа седьмую седмину расходится со святоотеческим толкованием. Поэтому вместо натяжки, заимствованной отцом Дмитрием у протестантов, можно иначе увидеть арифметическое указание на полноту времён. Причём, этот способ сам же отец Дмитрий и подсказывает упоминанием в сноске [24] книги пророка Даниила: «[24] Евангелист Матфей не первый, у кого мы встречаем подобную идею. Одно из наиболее ярких ее выражений мы находим в мессианском пророчестве Даниила о „семидесяти седминах“ (см. Дан. 9: 24–27)».
Пророк Даниил: Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (Дан. 9: 24).
А теперь вспомним слова Господа Иисуса Христа. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21-22)[3].
Связь слов, которые возвестил Архангел Гавриил пророку Даниилу, со словами Спасителя апостолу Петру, по-моему, очевидна. Семьдесят седмин это ― полнота прощения, полнота милости Божией к роду человеческому, которая явилась в рождении Сына Божьего в 42-ом поколении от праведного Авраама. Исполнились 6-ть седмин. Не хватает для совершенной полноты нашего прощения 7-ой седмины? Она ― в Распятии и Воскресении Христовом. Не эту ли 7 по 7 раз полноту мы видим в продолжительности Великого поста, состоящего из 6-ти седмиц святой Четыредесятницы и 7-ой седмицы, именуемой Страстной? Православный люд, наученный Церковью, чудесно выразил сокровенный смысл числа 7 в загадке: «Стоит мост на семь вёрст, в конце моста ― золотая верста». О чём речь? О шести седмицах Великого поста вкупе с седьмой верстой, называемой Страстной. А золотой верстой называется Светлая седмица Святой Пасхи. Время исполнилось. Вот полнота времён, вход в которую открывает Великий пост. «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче…». Мост, приводящий от смерти в живот, выстроен Христом Богом. Грядите, людие, по нему навстречу своему спасению.
Не только семёрки, но и потаенный смысл восьмёрки открывает святитель Василий в этом кратком предложении: «Итак, скажем, что теперь седьмой день перед тем восьмым днем расплаты [за грехи] века сего». После семидесяти седмин, наступит день осьмой или принципиально иной этап творения, который святитель Василий называет «днем расплаты [за грехи] века сего» (мурашки по коже). И если в 7-ой день творения полнота Божией милости излилась на род человеческий в лице Сына Божьего Иисуса Христа, то в 8-м дне нас ждут Его Суд и вечное наказание в семикратном или же семидесяти семикратном размере грешникам (мурашки по коже), а также вечное воздаяние праведникам в том же размере ― 7 и 490.
Этой мысли, к сожалению, нет в статье о. Барицкого, как нет в ней ни одного упоминания о Кресте Христовом ― орудии творения нового мiра, без которого он не мог быть построен. Гематриями новый мiр не создашь, но, увы, отец Дмитрий пытается это сделать, говоря о новом творении без упоминания его краеугольного камня ― принесённой Христом жертвы за мiр.
Чем объяснить людской интерес к нумерологии, и почему многие думают, что с помощью цифр можно что-то объяснить, предсказать и даже повлиять на реальность? Не только думают, но и пытаются делать это, переводя буквы в цифры и считая слова. Я полагаю, что это ― вера. Как, например, вера в Россию. Помните? «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить». Трудно понять умом, как можно с помощью гематрии вычислить антихриста. В 666 (как, кстати, и в 888) ― можно только верить. А также в 777[4]. Если кто не в курсе, это число, стоящее на автомобильном номере, говорит о государственной регистрации автотранспортного средства в городе Москве.
Как, читатель? Интересно было заглянуть в чертежи строителя нового мiра отца Дмитрия? Мне, например, не очень, потому что услышанное от него о числе 7 не имеет и десятой доли ответственности, которую высказывает в своих суждениях святитель Василий. Вы скажете: «Нельзя равнять Василия Великого и о. Барицкого». А я скажу: не надо к протестантам ходить, когда имеется родной неисчерпаемый кладезь премудрости. Не пей, отец Дмитрий, из протестантских иудо-каббалистических луж, козлёночком станешь. Но батюшка пьёт, прилагая к вычислениям схему.
Священник Барицкий: Но Иисус восстанавливает не только престол Давида и Израиля, Он восстанавливает достоинство первого человека. Поэтому Христа называют Новым Адамом [29]. Намек на это может также содержаться в генеалогии, отдельные элементы которой можно рассматривать как своеобразный акростих, организованный по принципу хиазма:
a. Иисус Христос (1:1b)
b. Давид (1:1c)
c. Авраам (1:1d)
c. Авраам (1:2)
b. Давид (1:6)
a. Иисус Христос (1:16)
Если бы текст был написан на еврейском языке, мы бы получили: Māšîaḥ – Dāwîḏ– ʼAḇrāhām / ʼAḇrāhām – Dāwîḏ– Māšîaḥ [30]. [30] Подробнее об этом см.: Allison D. C., Davies W. D. Matthew: in 3 Vol. – Bodmin, 2004. – Vol. 1. – P. 149.
Зачем писать текст на «еврейском»? Чтобы вышли МДА/АДМ, и в них угадалось слово «Адам»? Но ведь апостол Павел прямо сказал, что Христос ― новый Адам. Зачем эти игры с буквами? Они небезобидны, они опасны, как игры со спичками. К чему они приведут? Только ли к изменению православного сознания? Или к вызову из бездны того, кто зовётся Māšîaḥ? Простите, если кого-то напугал этими словами.
Зачем православному священнику в буквах Евангелия, как каббалисту в буквах Торы, искать намёки на то, о чём апостол Павел прямо говорит в словах, указанных в сноске [29]? [29] См.: Рим. 5: 12–21; 1 Кор. 15: 42–50. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек ― из земли, перстный; второй человек ― Господь с неба (1 Кор.15: 45-47).
Зачем прямой текст сносить в сноску, а игру с буквами, намекающую на сказанные слова, вводить в основной текст? Зачем такие доказательства? И опять же, зачем слово Христос заменять на слово Māšîaḥ? Чтобы увидеть МДА/АДМ? Но в результате таких спекуляций совершается, простите, машихизация Христа. Зачем её производит священник? Вольно или невольно? И тут я не могу не вспомнить оговорку отца Барицкого, рассмотренную выше, цитирую: «Христос» (Χριστός) ― греческое слово, которое можно перевести как «Помазанник». Его еврейским прототипом является «Машиах» (מָשִׁיחַ), что передается как «Мессия».
Слово «Машиах» (מָשִׁיחַ) ― прототип слова «Христос»? Получается, что главное слово ― «Машиах», а слово «Христос» ― вторично, «Христос» ― образ первообразного. Первый свет ― слово «Машиах», а слово «Христос» ― отблеск этого света? Такого рода вопросы возникают при чтении статьи отца Дмитрия, а при чтении подзаголовка «Свои люди» они многократно возрастают, но прежде, чем перейти в него, рассмотрим ещё одну сноску в статье преподавателя МДА.
Священник Барицкий: Спекулятивный характер вышеприведенной схемы (имеется в виду МДА/АДМ. ― Г.С.) не уменьшает значимости той идеи, косвенным подтверждением которой она является: Иисус творит новый мир, восстанавливая то, что не смог своими силами сделать первый человек, царь Давид, весь Израиль. Эта важная сотериологическая идея (recapitulatio), имплицитно выраженная уже в генеалогии, подчеркивается всем дальнейшим повествованием Евангелия от Матфея [31].
Я бы сказал, спекулятивный характер вышеприведенной схемы демонстрирует спекулятивное мышление. А вот слова составителя этой схемы ― «Иисус творит новый мир, восстанавливая то, что не смог своими силами сделать первый человек, царь Давид, весь Израиль», ― говорят о том, что священник ставит Христа Бога в один ряд с Адамом, Давидом и всем Израилем. Вообще показательно, что в статье почти не употребляется именование Иисуса Христа Господом нашим. Как правило, Иисус да Иисус… Но что это за рекапитуляция такая? Гугл, ок?
Диакон Филипп Сампсонов: В христологии Восточной Церкви важное место занимает тема Христа — Второго Адама. Эта тема восходит к учению апостола Павла о Втором Адаме: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 15: 45, 49). Развивая учение апостола Павла, священномученик Ириней Лионский разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторение событий жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. Это теория свщмч. Иринея получила название «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλαιωσις — «возглавление»), заимствованное из послания ап. Павла к Ефесянам: «в смотрение исполнения времен, воз¬главити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли» (Еф. 1: 10). Буквально данный термин, используемый Иринеем, означает «переоглавление», «восстановление», «возглавление заново» (Пр. ер. 5.29.2.), «повторение», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится Новым Адамом. Итак, явно Господь пришел к Своим. Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе. Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти [5]. «Такое представление связано с учением о Христе как о Новом Адаме, в Котором происходит восстановление всего человечества: «Сын Божий воплотился и вочеловечился и восстановил (recapitulavit) в Себе длинный ряд людей» (Пр. ер. 3.18.7.). Как Второй Адам, Христос воспроизвел в Себе все подробности жизни первого Адам. Как первый Адам был составлен из невозделанной и девственной земли, так и Слово, восстанавливая в Себе Адама, получает рождение от Марии Девы» [6].
https://spbda.ru/publications/diakon-filipp-sampsonov-soteriologicheskaya-koncepciya-svyaschennomuchenika-irineya-lionskogo/
Простите, если кого утомил этой цитатой. Можно было и не приводить её, но мне, например, интересно, чем люди занимаются в Духовных академиях. Итак, рекапитуляция значит переоглавление, «то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится Новым Адамом».
Моё мнение, конечно, поверхностно, но я думаю, что понимание слова «рекапитуляция» как «переоглавление списка дел» едва ли соответствует смыслу стиха, из которого свщмч. Ириней Лионский заимствовал это слово: в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1: 10). Я думаю, чтобы соответствовать мысли этого стиха, слово «рекапитуляция» нужно понимать буквально, то есть как перемену головы, а не как перезапись заголовков в списке. Тело человечества переоглавилось ― вместо первого человека Адама оно возглавилось Богочеловеком Иисус Христом. Впрочем, не берусь утверждать это окончательно. Я всего лишь хотел узнать, что́ такое концепция recapitulatio. И прояснив немного её смысл, приведу сноску отца Дмитрия.
Священник Барицкий: [31] Яркий пример присутствия концепции recapitulatio в Евангелии от Матфея – тема «Иисус Христос – Новый Израиль». Евангелист Матфей выражает ее различными средствами. Из них наиболее важное – проведение типологических параллелей. Исход из Египта, переход через Чермное море, странствование евреев по пустыне, дарование Закона на горе Синай, вход в Землю Обетованную – все это имеет свои прямые параллели в жизни Иисуса. Однако в отличие от своих предков по плоти Спаситель отражает те искушения, с которыми не смог когда-то справиться Израиль.
К сожалению, пояснения отца Дмитрия слишком кратки, но попробуем предположить, что он имел в виду под ярким примером «присутствия концепции recapitulatio в Евангелии от Матфея». Какой список дел не выполнил ветхий Израиль, который выполнил Христос? Древние израильтяне роптали в пустыне, но их ропот был исправлен беспрекословным постом Господа Иисуса. Так? Второе дело. Во время получения пророком Моисеем Закона Божьего, они устроили беззаконие, поклоняясь золотому тельцу, но Господь отразил это искушение, не совершив никакого греха. Третье. Проявили малодушие при входе в землю Обетованную, но Господь и этот грех Своих предков исправил?
Всё это, может, и соответствует концепции recapitulatio, но всё это как-то мелко. Согласитесь, что взгляд на дело Христово, который предлагает отец Димитрий в этой концепции, какой-то местнический, я бы даже сказал ― местечковый. Вообще говоря, я выучен думать, что история ветхого Израиля ― это прообраз совершённого Христом Богом со всем человечеством. То, что происходило с ветхим Израилем телесно, происходит с новым Израилем духовно. Так, исход из Египта прообразовал освобождение из рабства греху, которое Христос даровал людям, как об этом пишет протоиерей Серафим Слободской: «Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху». Так же, и камень, источивший воду, и манна с неба, и столп облачный ― всё это прообразы. «Перешедший море Израиль прообразует крещаемых, а преследующие египтяне ― образ демонов; „духовная пища“, т. е. манна, которой питались евреи в пустыне, есть образ Тела Христова, а „духовное питие“, т. е. вода из камня, низведенная Моисеем, есть образ Крови Христовой» (Учебное пособие МДА).
А тут, оказывается, согласно концепции recapitulatio, дело Христово совершается внутри узкого круга Его родственников по плоти. Подробнее об этих избранниках Божиих отец Дмитрий говорит в подзаголовке «Свои люди».
Простите, статья непредвиденно разрослась. Придётся ещё одной частью ваше терпение испытать.
Окончание следует.
Иерей Георгий Селин
21 февраля 2023
[1] Святитель Василий Великий: Ламех, как видно, совершил два убийства, о которых сам пересказывает. Мужа «убих, и юношу, мужа в язву и юношу в струп». Посему иное язва и иное струп, иное муж, а иное ― юноша. «Яко седмицею отмстится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею». Мне справедливо понести четыреста девяносто наказаний, если праведен суд Божий над Каином, чтобы он понес седмь наказаний. Ибо он как не у другого кого учился убивать, так и не видал, какое наказание несет убийца; а у меня пред глазами были этот стенящий и трясущийся, и великость гнева Божия; однако же я не уцеломудрился примером, потому и достоин потерпеть четыреста девяносто наказаний. Другие же некоторые обратились к следующему разумению, не согласному с церковным учением: от Каина до потопа прошло седмь родов, и всю землю постигла казнь, потому что разлитие греха было велико. А грех Ламехов для уврачевания своего имеет нужду не в потопе, но в Том Самом, Кто вземлет грех мира (ср.: Ин. 1: 29). Поэтому сочти роды от Адама до пришествия Христова, и найдешь, по родословию Луки (см.: Лк. 3: 23–38), что Господь родился в семьдесят седьмом преемстве.
https://bible.optina.ru/old:gen:04:23#svt_vasilij_velikij
Г.С.: Многие вопросы по прочтении этих слов святителя возникают. Непонятно, что именно не согласно с церковным учением? Подсчёт родов, который приводит святитель? Но зачем он тогда его приводит? Зачем пересказывает то, что расходится с учением Церкви? Далее. Если Каину назначено семикратное наказание, и в седьмом поколении после него все его потомки гибнут в водах всемiрного потопа (в том числе и Ламех, прапраправнук Каина), то какой смысл в назначении 490-кратного наказания Ламеху? Далее. Если грех Ламехов для уврачевания имеет нужду не в потопе, но в искупительной жертве Иисуса Христа, то число родов от Адама до Христа должно быть не 77, но 490. Кстати, любопытно, что святитель Иоанн Златоуст говорит именно о 77-кратном (а не 490) наказании Ламеха. Златоуст: «Если тот (Каин) за одно убийство подвергся седмикратному наказанию, то я должен понести наказание в семьдесят семь раз большее. За что, и почему? Тот, хотя и совершил убийство, и притом над братом, но не видел, чтобы другой кто прежде его сделал это, не видел другого, наказанного за такое дело и подвергшегося такому гневу (Божию): эти два обстоятельства и увеличат мое наказание, потому что я имел пред глазами преступление Каина, видел и ужасное наказание его, и однако ж не вразумился ничем этим. Поэтому, хотя бы я подвергся наказанию в семьдесят семь раз большему, нежели он, и тогда не получил бы достойного возмездия».
Как видим, Златоуст говорит о 77-кратном наказании Ламеха в сравнении с Каином, а Василий Великий о 490-кратном. Но в таком случае цифра, названная Златоустом для наказания Ламеха, согласуется с количеством родов от Адама до Христа ― 77, тогда как непонятно, зачем Василий Великий назвал эту цифру, если наказание Ламеха исчислил в 490-кратном размере? Короче, вопросов больше, чем ответов в этих словах святителя.↩
[2] Это знание подтверждают его слова: но в восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2: 5). Зачем здесь уточнение: в восьми душах? Разве не достаточно было сказать в общем о семействе Ноя, что оно спаслось в ковчеге, без уточнения числа спасённых душ? Здесь подтверждается правота святителя Василия, что апостол Петр знал покаянный смысл семёрки и спасительный смысл восьмерки, о чём и сказал в этих словах своего Послания. ↩
[3] Значат ли эти слова Господа, что, простив 490 раз, в 491-й раз прощать нельзя? ↩
[4] Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер (Быт. 5: 31). Нет, это не Ламех из 1-ой сноски. Это другой Ламех, отец Ноя. Тот убийца Ламех. Его покаянный плач запечатлел святитель Андрей Критский в Великом каноне. Он был из рода Каина, а этот Ламех из рода Сифа. Вообще говоря, очень интересно, что имена Енох, Мафусал и Ламех встречаются как среди потомков Каина, так и среди потомков Сифа, тогда как это существенно разные ветви рода человеческого. Рост первой ветви, или каинитов, Господь пресёк потопом. А из второй ветви, точнее восьми душ, сохранённых Господом в ковчеге Ноя, выросло современное человечество. Но наличие имён из погибшей ветви каинитов среди сифитов свидетельствует о том, что у последних сохранились следы первых. ↩
«А не написать ли мне пару статей?
1. «Молитва раввина на Всемирном Русском Народном Соборе».
2. «Именословное перстосложение и каббала».
Или их написание будет рубкой сука, на котором я сижу?»
Напишите, Батюшка, очень ждём, как и окончание данной статьи.
«Значат ли эти слова Господа, что, простив 490 раз, в 491-й раз прощать нельзя?»
Верим и надеемся, что Господь прощает гораздо большее количество прегрешений.
Из статьи Барицкого:
«Читатель сам должен оживить повествование, привести его в движение целенаправленной и упорной работой своей мысли. Лишь в этом случае нам станет интересен и приоткроет свои тайны и Ветхий Завет, и даже Кант.»
В переводе: Толкователь сам толкует текст туда, куда ему выгодно. Кант по неизвестной причине оказался у Барицкого более таинственным, чем Ветхий Завет. Никак не могу согласиться с таким сравнением
Любопытно, что в статье Барицкого также слова «Зачатие» и «Рождество» в отношении ко Христу написаны с маленькой буквы. Штрихи к портрету.
Отец Георгий, по поводе книги Есфирь — нашёл интересную информацию.
https://dereksiz.org/kniga-esfire-shag-k-ponimaniyu-tekst-svyashennogo-pisaniya-gla.html
В православной энциклопедии приведена такая информация:
«Статья петербургского ассириолога В. В. Емельянова (Емельянов. 2005) посвящена рассмотрению основных исагогических вопросов, связанных с датировкой, авторством и историчностью книги. Выводы автора, расходящиеся с традиц. пониманием Е. к., были подвергнуты критике в работе свящ. Александра Тимофеева и свящ. Димитрия Юревича (Тимофеев, Юревич. 2005). »
«Разгромную» статью священников, опровергающих мнение учёного-ассириолога, найти удалось сразу, а вот статью самого Емельянова — не удалось, что также считаю показательным.
Мой вывод — «всё идёт по плану». Помним, что, по мнению иудеев, когда придёт Машиах, то книга Есфири — единственная не потеряет своей актуальности. Ну-ну. К этому всё и идёт.